СЛОВО МОЛОДЫМ ПОЛИТОЛОГАМ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 360-366 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 3, pp. 360-366
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-360-366
Научная статья УДК 329
Оценка исторических событий России в программах политических партий на выборах в Государственную Думу 8-го созыва
B. В. Жичкин
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия,119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1 Жичкин Валерий Владимирович, аспирант кафедры истории и теории политики, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9602-6656
Аннотация. Автором рассматривается упоминание, оценка, а также интерпретация исторических событий и личностей в программах политических партий, выдвигавших списки своих кандидатов на выборы в Государственную Думу РФ 8-го созыва. В результате проведенного исследования сделан вывод, что радикальные оценки исторических событий, как позитивные, так и негативные, встречаются лишь в единичных случаях, и это говорит о широких идеологических границах большинства партий. Опыт советского периода в контексте социальной политики и промышленности позитивно оценивается большинством партий, при этом решения власти периода 90-х гг. прошлого века оцениваются строго негативно. Исследование показало, что идеологическая основа партии не во всех случаях будет соответствовать оценке исторических событий, приведенной в ее предвыборной программе. Ключевые слова: исторические события, политические партии, выборы в Государственную Думу РФ 8-госозыва Для цитирования: Жичкин В. В. Оценка исторических событий России в программах политических партий на выборах в Государственную Думу 8-го созыва // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 3.
C. 360-366. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-360-366
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Assessment of Russian historical events in the pre-election programs of political parties in the elections to the State Duma of the 8th convocation
V. V. Zhichkin
Lomonosov Moscow State University, GSP-1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia Valeriy V. Zhichkin, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9602-6656
Abstract. The author examines the mention, evaluation, and interpretation of historical events and personalities in the programs of political parties that put forward lists of their candidates for elections to the State Duma of the Russian Federation of the 8th convocation. As a result of the study, the author came to the conclusion that radical assessments of historical events, both positive and negative, are found only in isolated cases, which indicates the broad ideological boundaries of most parties. The experience of the Soviet period in the context of social policy and industry is positively assessed by the majority of parties, while the decisions of the authorities of the period of the 90s of the last century are assessed strictly negatively. The study showed that the ideological basis of the party will not in all cases correspond to the assessment of historical events given in the party's election program.
Keywords: historical events, political parties, elections to the State Duma of the Russian Federation of the 8th convocation
For citation: Zhichkin V. V. Assessment of Russian historical events in the pre-election programs of political parties in the elections to the State
Duma of the 8th convocation. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 3, рр. 360-366 (in Russian). https://doi.
org/10.18500/1818-9601-2022-22-3-360-366
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Актуальность исследования оценки исторических событий в программах российских политических партий обусловлена выбранными хронологическими рамками исследования
(наиболее свежая федеральная избирательная кампания), а также текущей геополитической ситуацией, в которой историческая правда и оценка исторических событий становится еще
более востребованной и необходимой. Практическая значимость исследования заключается в выявлении наиболее электорально эффективных и распространенных исторических отсылок и оценок в программах партий, что в дальнейшем позволит авторам программ политических партий скорректировать свой подход к использованию данного инструмента. Задачи исследования: во-первых, выявить исторические события, которые чаще всего упоминаются в предвыборных программах с позитивной и негативной оценками; во-вторых, сопоставить упомянутые в программах оценки исторических событий с идеологической основой партий; в-третьих, определить идеологические границы, выставляемые партиями с помощью оценок исторических событий для своих единомышленников. В работе автором используются методы изучения документов, контент-анализ и сравнительный метод.
Сопоставление политических взглядов человека и партии осуществляется, в первую очередь, через программу политической партии - «документ, отражающий основные идеи, выдвигаемые политической партией, включающие оценку текущей ситуации в стране и набор мер, необходимых для достижения поставленных целей» [1, ^ 129]. Совпадение личного мнения избирателя и позиции, изложенной в программе партии, позитивно сказывается на отношении избирателя к партии и, соответственно, увеличивает вероятность того, что он поддержит партийных кандидатов на выборах.
Само понятие «программа политической партии» хоть и не является предметом обсуждений или споров, форматы этих документов регулярно трансформируются, поэтому исследователи дают схожие, но не идентичные по содержанию определения. К примеру, А. Дуванов характеризует программы политических партий как «письменные документы, которые отражают официальную и общедоступную позицию данной политической организации по тем или иным проблемам общества, а также предлагают способ решения проблем» [2, ^ 170]. В. Амелин и Н. Федоркин называют предвыборную программу «выражением идеалов, целей, задач и намерений кандидатов, политических партий, избирательных блоков» [3, ^ 11]. В соответствии с приведенными выше определениями оценка исторических событий в предвыборных программах партий не является обязательной, однако включение такой информации в документ позволит партии найти больше точек соприкосновения с избирателем. В случае же несовпадения позиций избирателя и авторов программы партия рискует
лишиться поддержки, в связи с чем оценка исторических событий в большинстве случаев осуществляется с осторожностью, а иногда вовсе отсутствует. При этом Н. Каверзина, анализируя программы КПРФ и ЛДПР, отмечает, что «образ прошлого является неотъемлемым содержательным компонентом программы политической партии» [4, с. 43].
В соответствии с периодизацией формирования современной российской многопартийности, предложенной А. Шутовым, современные политические партии России находятся на этапе демократизации партийного строительства, а значит, им предстоит «предлагать программы, которые будут конкурировать в борьбе за поддержку российского избирателя» [5, с 100], что дает им возможность свободно варьировать оценки исторических событий либо вовсе избегать их. Е. Тимшина, анализируя не оценку исторических событий в целом, а исключительно образ Советского Союза в программах партий, разделила партии на несколько групп: с охранительной, либеральной и имперской позициями по отношению к истории СССР [6, с. 49]. А. Вилков, Н. Шестов и А. Абрамов, анализируя социальный запрос на будущее России, также рассматривают исторические оценки и упоминания со стороны отечественных политических сил. Исследователи отмечают «локализацию социально значимых знаний и оценок вокруг отдельных исторических событий» [7, ^ 113], в первую очередь вокруг Великой Отечественной войны. Такая локализация, по мнению авторов, позволяет решить проблему легитимности власти. Д. Аникин и А. Линченко, исследуя политические партии в контексте исторической политики, пришли к выводу, что «большинство политических партий не являются активными акторами политики памяти» [8, с. 16].
Е. Бродовская и В. Лукушин отмечают как одну из характеристик российских политических партий образца 2021 г. ценностное камуфлирование, которое трактуется как технология, связанная «с маскировкой продвигаемых партией идей и образов, ориентированных на актуальную общественную повестку, соответствующих текущим запросам значительной части избирателей» [9, с. 25]. Исследование этих авторов было построено на анализе публикаций партий, в развитие работы авторов представляется возможным выдвинуть гипотезу: низкий уровень числа оценок исторических событий в программах партий говорит о распространенности инструмента ценностного камуфлирования. Высокий уровень числа исторических оценок, наоборот, позволил бы
опровергнуть данное утверждение, поскольку частая и яркая оценка исторических событий априори ценностно ориентирована.
В соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии РФ [10] к участию в выборах в Государственную Думу 8-го созыва были допущены 14 партийных объединений. Анализ оценки исторических событий в программах этих партий будет осуществляться в соответствии с их номером в избирательном бюллетене. Поскольку невозможно доказать связь законодательных планов политических партий, декларируемых в программах, с аналогичными инициативами в прошлом, в работе будут учитываться только прямые отсылки, упоминания и оценки исторических событий и личностей.
Исторические события и их оценка, представленные в программе Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), в первую очередь, нацелены на критику постсоветской власти и решений, ею принимаемых. Так, приватизация 1990-х гг. в программе КПРФ характеризуется как «варварская» [11] и подлежащая пересмотру. В контексте приватизации также в негативном ключе упоминаются Б. Ельцин, Е. Гайдар и А. Чубайс. Еще одно упоминание первого президента Российской Федерации присутствует в программе КПРФ в связи с Ельцин-центром, который, по мнению авторов программы, «продолжает делать своё грязное дело» [11]. Поскольку Ельцин-центр упоминается в одном пункте с антисоветизмом, русофобией, а также реанимацией нацизма и фашизма, нет сомнений в негативной оценке авторами программы самого Б. Ельцина.
Опыт Советского Союза упоминается в программе КПРФ в качестве примера успешного развития транспортной инфраструктуры. «В Советском Союзе было именно так» [11], - таким предложением завершается пункт программы о необходимости собственного производства средств транспорта. Второе, заключительное упоминание Советского Союза в программе КПРФ представлено в блоке международной политики. По словам авторов программы, необходимо делать все для «сближения братских народов СССР, для возрождения нашего исторического единства» [11]. В обоих случаях опыт Советского Союза представлен в качестве позитивного примера, на который следует ориентироваться при выстраивании государственной политики.
Таким образом, оценка исторических событий в предвыборной программе КПРФ состоит из двух частей: 1) критика постсоветской власти и ее решений; 2) одобрение опыта Совет-
ского Союза. Такой подход полностью соответствует идеологической направленности партии. При этом в программе отсутствует упоминание как важнейших для отечественного коммунизма событий (Октябрьская революция, «оттепель», перестройка и пр.), так и коммунистических лидеров и деятелей (В. Ленин, И. Сталин, Н. Хрущев и др.). В условиях отсутствия каких-либо ограничений на объем предвыборной программы такое решение может быть объяснено желанием КПРФ расширить круг своих сторонников с исключительно коммунистически настроенного электората до любых оппозиционно настроенных граждан, вне зависимости от идеологических убеждений. Важно отметить, что исследования политической повестки партий ранее отмечали более ярко выраженную ценностную ориентацию КПРФ. Так, согласно исследованию В. Комаровского, «И. Сталина КПРФ считает самым популярным государственным деятелем» [12, с. 28]. Данный факт снижения градуса суждений, своеобразного «смягчения углов», подтверждает предположение Е. Бродовской и В. Лукушина о ценностном камуфлировании.
Экологическая партия «Зелёные» в своей предвыборной программе не отразила оценку ни одного исторического события. Для партии, занимающейся профильной экологической повесткой, отсутствие идеологии и каких-либо исторических оценок - ожидаемое решение, позволяющее привлечь в свои сторонники широкий круг избирателей, которых волнуют вопросы экологии. «Экология - это про настоящее и будущее каждого человека» [13], - эти слова из программы партии «Зелёные» подтверждают, что оценка прошлого вне поля зрения ее представителей.
Оценка исторических событий широко представлена в предвыборной программе Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Оценивая советский период, авторы программы, с одной стороны, говорят о возврате всех бывших территорий Советского Союза, о высоком уровне здравоохранения до распада СССР, с другой стороны, критикуют перестройку и лично М. Горбачева, а также политику большевиков, называя ее антинародной. В один ряд с советским прошлым авторы программы ставят и политику Б. Ельцина, давая ей аналогичную оценку [14].
Программа ЛДПР - единственный из рассматриваемых предвыборных документов, в котором упоминается Древнерусское государство и период раздробленности Руси. Предлагаемый авторами программы перенос Дня России на 21 сентября (день создания Древнерусского го-
сударства в 862 г. и победы в Куликовской битве в 1380 г.) не дает прямую оценку этим историческим событиям, но при этом сам факт упоминания в программе этих событий говорит об их важности в понимании представителей партии.
Следующие две оценки исторических событий, упомянутых в программе партии, говорят об идеологическом сдвиге политики ЛДПР к центру: авторы программы предлагают принять Акт исторического примирения, взяв лучшее, «...что было в Российской империи, СССР и новой России», а также утверждают, что «любая революция - зло» [14].
Подход к оценке исторических событий, используемый авторами предвыборной программы ЛДПР, с одной стороны, обозначает границы допустимой политики (революция невозможна), с другой, демонстрирует терпимость к любым нерадикальным идеологиям, что позволяет партии привлечь больше сторонников.
Программа партии «Новые люди» не включает какой-либо оценки исторических событий и политических акторов. Хотя партия не имеет профильной привязки, как, например, «Зелёные», авторы программы решили не упоминать в документе исторические события, построив программу исключительно на инициативах и обосновании новизны предлагаемой политики. Построенная таким образом предвыборная программа может показаться избирателю менее привлекательной, поскольку будет перегружена социально-экономическими планами и показателями, но в то же время позволяет оставить в стороне идеологические споры, сконцентрировавшись на решении насущных вопросов. «Новые вызовы требуют новых ответов» [15], - утверждают авторы программы.
Народная программа партии «Единая Россия» (ЕР) - единственный из рассматриваемых предвыборных документов, в котором упоминаются неполитические деятели. Наряду с Александром Невским и Дмитрием Донским в программе ЕР говорится о Ломоносове, Суворове, Пушкине и Гагарине [16]. И хотя в программе не представлена прямая оценка событий, связанных с ними, само упоминание в контексте самобытности и уникальности российской истории и культуры призвано объединять максимально широкие общественные слои. Программа «Единой России» позиционируется как составленная на основе обращений и предложений людей, поэтому оценок исторических событий в ней практически нет. Единственная негативная оценка касается положения сельского хозяйства и низкого качества политических решений, которые в 1960-1970-е гг. привели к необходимости «постоянных мас-
штабных закупок продовольствия за рубежом» [16]. Минимальное число исторических оценок в программе «Единой России» объясняется, во-первых, выбранным форматом программы, а во-вторых, консолидирующей ролью, которую взяла на себя партия власти. При этом в программе отсутствует оценка политики Президента России Владимира Путина, упоминание которого, по мнению автора, было бы позитивно воспринято сторонниками партии, называющей себя президентской.
В предвыборной программе партии «Справедливая Россия - За правду» (СРЗП) представлена высокая оценка социальной политики советского периода. Этот период, по словам авторов программы, показал, что «бесплатное образование, доступные медицина и жилье, гарантированная занятость, право на пенсии - это реально» [17]. События 1991 г., наоборот, характеризуются как «цивилизаци-онная катастрофа» [17]. Становится очевидной схожесть исторических оценок, представленных в программах партий парламентской оппозиции: позитивная оценка советского периода, негативная оценка периода 1990-х гг. Для СРЗП такой подход к оценке исторических событий - возможность заполучить новых сторонников из тех, кто либо по тем или иным причинам разочаровался в КПРФ или ЛДПР, либо еще не определился с партией, но уверен, что это должна быть опытная, но системная оппозиционная сила.
Программа партии «ЯБЛОКО» начинается словами: «Политика президента Владимира Путина - это путь в тупик» [18]. Таким образом, «ЯБЛОКО» - единственная политическая партия, упомянувшая в своей программе действующего Президента РФ и давшая оценку его работе. Второе и заключительное упоминание исторической личности в программе «ЯБЛОКА» - И. Сталин в контексте десталинизации и оценки советского периода [18]. Такой подход к оценке исторических событий позволяет партии претендовать на роль основной несистемной оппозиционной силы, отсекая провластный и крайне правый электорат.
В программе (манифесте) Партии Роста в равной степени поддаются критике экономические стратегии современной России и Советского Союза, которые характеризуются как стагнационные. В программе партии упоминается «возврат к принципам Судебной реформы 1864 года» [19], это единственное упоминание событий XIX в. в рассматриваемых программах, а также единственное предложение по возвращению к несоветским принципам. Авторы манифеста также негативно оценивают радикаль-
ные подходы к политике, как революционные, так и консервативные. Таким образом, авторы программы Партии Роста, как и представители большинства других рассматриваемых партий, формируют границы «справа» и «слева» для своих потенциальных единомышленников, соответственно, размещаясь в центре идеологического разделения.
Программа Российской партии свободы и справедливости (РПСС) не включает оценок или упоминаний исторических событий. Она начинается словами: «Мы не делим людей на левых и правых...» [20], что сразу закрывает возможность для негативных оценок в рамках программы как советского, так и последующего периода. С одной стороны, представители партии таким образом «открывают двери» для всех потенциальных последователей, с другой, не дают оснований для поддержки и понимания со стороны избирателя, оставаясь для него идеологически несформировавшейся политической силой.
Лидером по числу оценок исторических событий в своей предвыборной программе стала
Коммунистическая Партия Коммунисты России (КПКР). Характеризуя себя как ле-нинско-сталинская компартия, КПКР приводит множество примеров успешной советской политической практики: жилищная политика Л. Брежнева, советская система образования, достижения 1970-1980-х гг., победы Сталинского времени. Программа КПКР единственная упоминает В. Ленина, единственная упоминает иностранного политического деятеля (Че Ге-вара) и дает позитивную оценку деятельности И. Сталина [21]. Политика 90-х гг. называется авторами программы «ельцинщиной» и характеризуется как уродливый российский капитализм, который «планомерно уничтожает национальную культуру, насаждая культ наживы, насилия и разврата» [21]. Программное предложение действовать «.РЕШИТЕЛЬНО, ПО-СТАЛИНСКИ, ПО-СОВЕТСКИ, вспомнить методики, разработанные Дзержинским.» [21] ставит КПКР и ее единомышленников в крайне правый угол идеологического разделения, значительно сужая потенциальную электоральную поддержку.
В программе партии «Гражданская платформа» единственным упоминанием исторического события является принцип преемственности верховной власти, введенный Петром Великим, который авторы программы предлагают реализовать в современной России [22]. Также в программе партии представлен тезис об иммунитете к политическим революциям, уже встречавшийся в программах других партий и
призванный установить границы по идеологическим полюсам для сторонников. Новшеством с точки зрения сопоставления исторических периодов и современного этапа является представление о России как «народной империи», которое, однако, расшифровывается авторами программы как «народное хозяйство, в котором нет "лишних" людей и предусмотрена хозяйственная роль для каждого человека» [22]. Таким образом, программа партии имеет некоторые оценки исторических событий, но низкий уровень их раскрытия и обоснования рискует не дать избирателю возможность сопоставить собственное мнение с позицией партии, сформулированной в программе.
Партия «Зелёная альтернатива», подобно рассмотренной ранее партии «Зелёные», отказывается от оценки исторических событий и идеологических позиций в силу профильной экологической повестки партии. Авторы программы отмечают, что сторонниками «Зелёной альтернативы» «могут быть люди совершенно разных взглядов, верований, убеждений и принципов» [23].
Предвыборная программа партии «Родина» включает единственное упоминание исторического периода Советского Союза в контексте подготовки к возрождению «единого государственного пространства нашей Родины в масштабах СССР» [24]. Отсутствие оценки советского, постсоветского периодов в рамках программы не позволяет выстроить идеологические рамки для потенциального последователя партии.
Программа Российской партии пенсионеров за социальную справедливость также имеет лишь одно упоминание советского периода в контексте системы оплаты труда преподавателей [25]. В данном случае упоминание в программе советского периода имеет позитивный контекст, что говорит о незначительном склонении потенциального избирателя в идеологическом разделении вправо.
Подводя итог анализу оценок исторических событий в программах политических партий на выборах в Государственную Думу 8-го созыва, представляется возможным сделать несколько выводов.
Во-первых, оценка исторических событий, используемая в программах политических партий, позволяет обозначить идеологические границы для избирателя. При сопоставлении личных представлений и позиции партии по историческим событиям избиратель делает вывод о разделении либо неразделении взглядов, что сказывается на решении о поддержке партии на выборах.
Во-вторых, оценку исторических событий в большинстве случаев приводят партии со сформированной идеологической основой. При этом радикальные оценки исторических событий (как позитивные, так и негативные) встречаются в программах в единичных случаях, что говорит о стремлении партий заполучить поддержку не только идеологических сторонников, но и неопределившихся избирателей.
В-третьих, большинство программ сходится в негативной оценке 1990-х гг. и решений, принимаемых властями в то время. Позитивная оценка событий данного периода не представлена ни в одной из рассматриваемых предвыборных программ, в то время как позитивная оценка опыта Советского Союза в области промышленности и социальной политики присутствует в программах большинства партий.
В-четвертых, оценка исторических событий у партий, представлявших системную оппозицию в прошлом созыве Государственной Думы (КПРФ, СРЗП и ЛДПР), во многом сходится. Партии постепенно сдвигаются к идеологическому центру, оставляя в своих программах только разделяемые большинством избирателей оценки исторических событий (позитивная оценка советского опыта в программах ЛДПР и СРЗП), зачастую обходя даже упоминания спорных политических акторов (отсутствие упоминания В. Ленина и И. Сталина в программе КПРФ).
В-пятых, сопоставление проведенного исследования и результатов выборов показывает, что программы четырех из пяти партий, представленных в Государственной Думе 8-го созыва, включают оценку исторических событий, что говорит о значимости исторической памяти для политической легитимации. При этом избыток или радикальность такой оценки может негативно сказаться на рейтинге партии и впоследствии на ее результате на выборах.
Список литературы
1. Сафонова О. Д. Социальные компоненты партийных предвыборных программ (Государственная Дума VI созыва, 2011 г.) // Политическая экспертиза : ПОЛИТЭКС. 2013. № 1. С. 128-143.
2. Дуванов А. В. Проблема идентификации социальных аспектов программ политических партий РФ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 70. С. 170-174.
3. Амелин В. Н., Федоркин Н. С. Предвыборная программа - основной ресурс избирательной кампании. М. : РЦОИТ, 2001. 96 с.
4. Каверзина Н. П. Дискурсивно обусловленный образ прошлого в тексте программы политической партии (на материале программ партий КПРФ и ЛДПР) // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 40-44. https://doi. org/10.17223/15617793/438/5
5. Шутов А. Ю. Из новейшей истории формирования многопартийности в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2013. № 5. С. 84-100.
6. Тимшина Е. Л. Оглядываясь назад : образ Советского Союза в исторической политике партий (по материалам выборов в Государственную Думу РФ VI и VII созывов) // Genesis : исторические исследования. 2021. №. 3. С. 37-52. https://doi.org/10.25136/2409-868X2021.3.32753
7. Вилков А. А., Шестов Н. И., Абрамов А. В. Социальный запрос на будущее России в политических проектах и массовом сознании граждан // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26, №. 3. С. 108-122. https:// doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.3.10
8. Аникин Д. А., Линченко А. А. Избирая память? Политические партии в России как акторы исторической политики // Studia Humanitatis. 2017. № 4. С. 9-28.
9. Бродовская Е. В., Лукушин В. А. Ценностное камуфлирование в информационных потоках российских политических партий // Власть. 2021. Т. 29, № 6. С. 20-26. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i6.8672
10. Информация о представлении политическими партиями документов в ЦИК России для заверения списков кандидатов по одномандатным избирательным округам, заверения и регистрации федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы восьмого созыва. URL: http:// www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/ kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/uchastie-politicheskikh-partiy-v-vyborakh-deputatov-gosu-darstvennoy-dumy-federalnogo-sobraniya/inf-zav-spi-sok.php (дата обращения: 27.02.2022).
11. Предвыборная программа Коммунистической партии Российской Федерации на выборах в Государственную думу ФС РФ VIII созыва. URL: https:// kprf.ru/party-live/cknews/203630.html (дата обращения: 27.02.2022).
12. Комаровский В. С., Савенков Р. В. Политическая повестка и образ будущего в предвыборных документах политических партий на выборах депутатов Государственной Думы 2021 г. // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 2. С. 21-36.
13. Предвыборная программа Российской экологической партии «Зелёные». URL: https://partygreen.ru/ documents/programma/ (дата обращения: 27.02.2022).
14. Предвыборная программа ЛДПР 2021. URL: https:// лдпр.рф/party (дата обращения: 27.02.2022).
15. Программа партии «Новые люди». URL: https:// newpeople.ru/program_newpeople (дата обращения: 27.02.2022).
16. Народная Программа «Единой России» URL: https:// er.ru/party/program (дата обращения: 27.02.2022).
17. Предвыборная программа Социалистической политической партии «Справедливая Россия - Патриоты - За Правду». URL: https://obj.spravedlivo.ru/ sr73/113269b.pdf (дата обращения: 27.02.2022).
18. «Свобода и закон. Надежда на будущее». Программа партии «Яблоко» на выборах Государственной Думы VIII созыва (2021). URL: https://www.yabloko. ru/program2021 (дата обращения: 27.02.2022).
19. Манифест Партии Роста «За Дело». URL: https:// rost.ru/about/manifest/ (дата обращения: 27.02.2022).
20. Программа Российской партии Свободы и Справедливости. URL: https://my.rpss.party/?p=program (дата обращения: 27.02.2022).
21. Программа Коммунистической Партии Коммунисты России на выборах Государственной Думы Фе-
дерального Собрания РФ восьмого созыва. URL: https://komros.info/predvybornaya-programma-kpkr/ (дата обращения: 27.02.2022).
22. Предвыборная программа Политической партии «Гражданская Платформа». URL: https://праваяпар-тия.рф/4628 (дата обращения: 27.02.2022).
23. Программа партии «Зелёная альтернатива». URL: https://zaecology.ru/programma-partii/ (дата обращения: 27.02.2022).
24. Программа партии «Родина» на выборах депутатов Государственной Думы VIII созыва 2021 г. URL: https://rodina.ru/partiya/documentsForRead/48 (дата обращения: 27.02.2022).
25. Предвыборная программа Партии пенсионеров «Сердцем за страну». URL: https://pensioner. party/predvybornaya-programma (дата обращения: 27.02.2022).
Поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 10.06.2022 The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 10.06.2022