Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПАРТИИ «НОВЫЕ ЛЮДИ» ПРИ РАБОТЕ С ГРАЖДАНАМИ В КАЛУЖСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯХ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПАРТИИ «НОВЫЕ ЛЮДИ» ПРИ РАБОТЕ С ГРАЖДАНАМИ В КАЛУЖСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПАРТИЯ «НОВЫЕ ЛЮДИ» / НОВЫЕ ЛЮДИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондарев Илья В.

В статье анализируются коммуникативные стратегии, используемые политической партией «Новые люди» при работе с гражданами Калужской и Тульской областей. Обосновывается понятие имиджа для политической партии, а также важность его составных элементов (программно-идеологическая, событийная и личностная составляющие) как неотъемлемой части политической коммуникации типа government-to-citizen (g2c). Автор обращает внимание на психосоматические особенности брендинга партии «Новые люди» как элемент коммуникации с целью выделения целевых аудиторий. Особое внимание уделяется анализу особенностей выстраивания коммуникативных стратегий партий в двух субъектах РФ: Калужской и Тульской областях. Основная причина различий коммуникативных стратегий в авторской интерпретации видится в разнице времени создания региональных отделений. Так, ввиду того что калужское отделение было образовано более чем на полгода раньше тульского, его характеризует большая эффективность в проведении публичных мероприятий. Автор приходит к выводу, что коммуникация «Новых людей» с избирателем в двух регионах имеет больше общего, чем особенного. Оба отделения проделали большую работу при создании своего онлайн-присутствия, отчего вполне способны конкурировать с более «старыми» политическими партиями. Именно с этим автор связывает больший уровень поддержки партии по итогам выборов 2021 г. в Калужской области по сравнению с коллегами из Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION STRATEGIES USED BY THE POLITICAL PARTY “NEW PEOPLE” IN THE KALUGA AND TULA REGIONS

The article analyzes the communication strategies used by the political party “New People” when working with citizens of the Kaluga and Tula regions. The concept of image for a political party is substantiated, as well the importance of its constituent elements (program-ideological, event and personal components) as an integral part of government-to-citizen (g2c) political communication. The author draws attention to the psychosomatic features of the branding of the party “New People” as an element of communication in order to identify target audiences. Particular attention is paid to the analysis of the features of building communication strategies of parties in two Russia’s federal subjects: Kaluga and Tula regions. The main reason for the distinction in communication strategies in the author’s interpretation is seen in the differences in the time of creation of regional branches. Thus, in view of the fact that the Kaluga branch was formed more than six months earlier than the Tula branch, it is characterized by greater efficiency in holding public events. The author comes to the conclusion that the communication of the “New People” with the voter in the two regions has more in common than special. Both branches have done a significant job in building their online presence, which is why theyare quite capable of competing with older political parties. The author attributes this to a higher level of support for the party following the results of the 2021 elections in the Kaluga region compared to party colleagues from the Tula region.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПАРТИИ «НОВЫЕ ЛЮДИ» ПРИ РАБОТЕ С ГРАЖДАНАМИ В КАЛУЖСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯХ»

УДК 329 ББК 66.6

И.В. Бондарев

Коммуникативные стратегии партии «Новые люди» при работе с гражданами в Калужской и Тульской областях

В статье анализируются коммуникативные стратегии, используемые политической партией «Новые люди» при работе с гражданами Калужской и Тульской областей. Обосновывается понятие имиджа для политической партии, а также важность его составных элементов (программно-идеологическая, событийная и личностная составляющие) как неотъемлемой части политической коммуникации типа government-to-citizen (g2c). Автор обращает внимание на психосоматические особенности брендинга партии «Новые люди» как элемент коммуникации с целью выделения целевых аудиторий. Особое внимание уделяется анализу особенностей выстраивания коммуникативных стратегий партий в двух субъектах РФ: Калужской и Тульской областях. Основная причина различий коммуникативных стратегий в авторской интерпретации видится в разнице времени создания региональных отделений. Так, ввиду того что калужское отделение было образовано более чем на полгода раньше тульского, его характеризует большая эффективность в проведении публичных мероприятий. Автор приходит к выводу, что коммуникация «Новых людей» с избирателем в двух регионах имеет больше общего, чем особенного. Оба отделения проделали большую работу при создании своего онлайн-присутствия, отчего вполне способны конкурировать с более «старыми» политическими партиями. Именно с этим автор связывает больший уровень поддержки партии по итогам выборов 2021 г. в Калужской области по сравнению с коллегами из Тульской области.

Ключевые слова: политическая коммуникация, партия «Новые люди», Новые люди, коммуникативные стратегии, электоральная коммуникация

Коммуникация играет одну из наиболее важных ролей в жизни как общества в целом, так и государства в частности, потому что во многом благодаря ей осуществляется регулирование общественных отношений. Институционализация и научное осмысление понятия

© Бондарев И.В., 2022

Публикация подготовлена при поддержке программы «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ», проект «Выездная школа прикладных политических исследований ФИПП».

«коммуникации» произошло в XX в. Так, в первой половине столетия доминировал бихевиоралистский подход к трактовке понятия, когда коммуникацию понимали преимущественно через призму пропаганды и манипулирования, позднее наступил период разграничения исследований политической коммуникации: часть авторов, таких как Н. Винер, рассматривали коммуникационное взаимодействие, отталкиваясь от кибернетики, другая часть исследователей использовали наработки биополитики [Cotteret 1973], а также теории неформальных связей и контактов [Pye 1987]. Один из последних, наиболее значимых сдвигов в сфере коммуникации, произошел на стыке XX-XXI вв. По утверждению М.Н. Грачева, этот процесс привел к формированию «глобального информационного пространства» [Грачев 2004, с. 7]. В сфере политики и политического процесса коммуникация является неотъемлемой частью любого взаимодействия. Коммуникация, являясь неоднонаправленным явлением, распространяется сразу на нескольких уровнях: внутри и между органами государственного управления, муниципальными учреждениями, партиями, среди политических акторов и т. д. В этой статье мы сосредоточимся на коммуникации типа g2c (government-to-citizen), т. е. тех моделей и стратегий, которые используют партии при общении с гражданами и избирателями, поскольку коммуникация политических акторов с гражданами может стать площадкой для формирования общественного диалога и гражданского общества [Дениева 2017].

Партия «Новые люди» была создана 1 марта 2020 г.1 и менее чем за два года стала крупной политической силой в стране, которая впервые за многие годы вошла в ряд региональных законодательных органов, а также стала пятой по численности фракцией в Государственной Думе. Калужское отделение «Новых людей» было образовано в год создания самой партии, т. е. в 2020 г., с целью участвовать на выборах в региональное законодательное собрание. В то же время тульское отделение партии было образовано несколько позже. Так, если первая публикация в группе тульских «Новых людей» в социальной сети «Вконтакте» появилась 29 апреля 2020 г., т. е. чуть меньше чем через два месяца после учредительного съезда партии, то активная публикационная деятельность началась только в октябре-ноябре 2020 г., т. е. была нацелена уже на выборы 2021 г. и последующие.

Большую роль в процессе коммуникации партии с избирателями играют Интернет (группы в социальных сетях, интернет-СМИ и др.), традиционные СМИ (печатные и электронные), а также личные встречи с гражданами (партийные конференции, митинги, образо-

1 В Москве состоялся учредительный съезд партии «Новые люди» [Электронный ресурс]. URL: https://newpeople.ru/News/v-moskve-sostoyalsya-uchreditel-nyj-s-ezd-partii-novye-lyudi (дата обращения 13.02.2022).

вательные тренинги и семинары и другие мероприятия). Именно на этих трех уровнях происходит наибольшее взаимодействие между партиями и населением. Р.А. Депелян [Депелян 2016] указывает на еще одну важную коммуникативную составляющую для партии - ее имидж, на основе которого формируются особенности презентации партии в СМИ, соцсетях и при оффлайн-встречах. Под имиджем мы понимаем сложившийся в сознании индивида образ конкретной политической организации или политического лидера. Именно этот имидж становится одним из основополагающих элементов доверия граждан к партии. Р.А. Депелян [Депелян 2016, с. 162-163] также указывает на важность трех составляющих в процессе коммуникации партии с избирателями, а именно: программно-идеологическую (составление программных документов и партийных программ), событийную (проведение мероприятий) и личностную (наличие лидеров мнений среди партийных деятелей) составляющую.

Действительно, все эти элементы влияют на эффективность коммуникации партии со своей аудиторией. Говоря о программных документах партии «Новые люди», стоит отметить, что полноценная программа появилась только в 2021 г., во время избирательной кампании в Государственную Думу 8-го созыва. Программа была разделена на восемь основных разделов, которые, по мнению составителей документа, помогут ускорить развитие страны: политическое устройство, экономика, безопасность и правопорядок, оборона страны, здравоохранение, образование, экология и международная политика. Именно на этих пунктах было сосредоточено основное внимание партии при работе с избирателями летом 2021 г. Таким образом, «Новые люди» были нацелены на довольно обширную аудиторию, поскольку затронули социально значимые для россиян темы в своем основном программном документе.

Стоит также затронуть визуальную составляющую партии: символику и брендинг. Основной цвет «Новых людей» - бирюзовый, который нехарактерен не только для сферы российской политики, но и для политики в принципе. Бирюзовый является составным цветом и содержит в себе два других: зеленый и голубой, которые на подсознательном уровне ассоциируются у нас с природой. Так, зеленый цвет напоминает листву деревьев, траву и цветы и считается цветом мира и экологии [Патрушева 2019], а голубой ассоциируется с небом и водой [Патрушева 2019]. В психосоматике бирюзовый сочетает в себе чистоту, спокойствие, сдержанность наряду с грядущими изменениями и эволюцией. Таким образом, основной цвет «Новых людей» несет в себе важную функцию, а не является лишь уникальным цветом, нехарактерным для других политических объединений.

Переходя к коммуникативным стратегиям партии при работе с гражданами, ответим, что анализ будет сосредоточен вокруг кампа-

нии 2021 г., поскольку, в отличие от калужского отделения «Новых людей», тульское отделение партии было создано только в 2021 г.

Итак, начнем с регионального отделения «Новых людей» в Калужской области. На конец сентября 2021 г. на группу партии «Вконтакте» было подписано около 5 тыс. человек, что говорит о высоком уровне присутствия партии в этой социальной сети. Этот тезис подтверждается еще и тем, что, например, на группу регионального отделения «Единой России», имеющего абсолютное большинство мандатов в Калужском законодательном собрании, подписано порядка 1,4 тыс. человек.

В течение 2021 г. партия регулярно публиковала новости на собственной странице «Вконтакте» с разной периодичностью. Ниже приведена динамика публикационной активности регионального отделения «Вконтакте» на период с 1 января по 19 сентября 2021 г.

Таблица 1

Онлайн-активность регионального - Калужского - отделения партии «Новые люди» в 2021 г.

Месяц Количество публикаций за месяц Среднее количество публикаций в день

Январь 31 1

Февраль 38 1,36

Март 52 1,7

Апрель 54 1,8

Май 37 1,2

Июнь 30 1

Июль 37 1,2

Август 52 1,7

Сентябрь (1-19 сентября) 60 3,2

Итого: 391 1,5

Источник данных: расчеты автора на основе анализа страницы партии «Новые люди» в Калужской области в социальной сети «Вконтакте».

Таким образом, наиболее высокая интенсивность публикаций была в марте, апреле, августе и сентябре. Безусловно, наибольшее среднее количество публикаций в день было в сентябре 2021 г., что можно объяснить приближающимися выборами депутатов Государственной Думы восьмого созыва.

Наряду с традиционной агитацией (раздача АПМ и т. п.) региональное отделение «Новые люди» в Калужской области осуществляло коммуникацию с избирателем в рамках предвыборной кампании 2021 г. онлайн и оффлайн. К онлайн-активностям можно отнести публикацию различных анонсов мероприятий, освещение федераль-

ных проектов и инициатив партии. Немалое количество публикаций в группе «Вконтакте» было посвящено политическому шоу «Дебаты-кандидаты», с помощью которого партия хотела привлечь к себе внимание общественности и тем самым повысить свою узнаваемость. Так, в период с 1 января по 19 сентября 2021 г. этому шоу было посвящено более десяти публикаций в официальной группе «Новых людей» по Калужской области

Наряду с онлайн-активностями калужское отделение «Новых людей» также проводило ряд региональных мероприятий. К ним относились традиционные встречи с депутатами «Новых людей» по Калужской области, поскольку после Единого дня голосования 2020 г. партия получила три мандата: два в законодательном собрании и один в городской думе. Помимо традиционных встреч с депутатами, можно выделить ряд более нестандартных акций партии: вечер поддержки выпускников (бесплатные костюмы и платья для выпускников), марафон идей (федеральный проект партии, проводившийся по всей России, в том числе и в Калужской области), фестиваль «Новый пикник» (массовое городское мероприятие развлекательного характера), День здоровья, федеральный партийный проект «Посади лес» (посадка 8000 саженцев), турнир по шахматам, благотворительные акции, привлечение в область известных личностей - телеведущую Елену Летучую (приехала в Товарково, Калужская область) в рамках федерального проекта партии по экологии и «мэра здорового человека» Сардану Авксентьеву, которая к тому моменту уже была сторонницей партии и кандидатом в Государственную Думу восьмого созыва. Отдельно стоит отметить мероприятие, явно ориентированное на молодежную аудиторию, а именно киберспортивный турнир по игре FIFA 2021.

Таким образом, мероприятия, проводимые региональным отделением «Новых людей» в Калужской области, подтверждают тезис о том, что партия опирается на довольно широкую аудиторию: от молодежи до старшего поколения. Также можно сделать вывод о том, что «Новые люди» сделали сильный упор на медийной составляющей своей деятельности: группа «Вконтакте» регионального отделения является самой крупной среди прочих политических партий области. Тем не менее больший упор был сделан именно на уличные мероприятия: было проведено несколько крупных фестивалей и турниров, рассчитанных на разную целевую аудиторию. Грамотная коммуникация с избирателем в Калужской области позволила получить «Новым людям» 8,05%2 голосов, что опережает средний результат партии по России почти на 3%.

2 Выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва [Электронный ресурс] // Избирательная комиссия Калужской области. URL: http://www.kaluga.izbirkom.ru/arkhiv-ууЬогоу-1-ге£егепаишоу/19%20сентября%202021%20-%20Единый%20день%20 голосования/GD_FS_RF.php (дата обращения 25.03.2022).

Теперь рассмотрим коммуникативные стратегии тульского отделения партии «Новые люди». У отделения также есть своя группа «Вконтакте», в которой на 19 сентября 2021 г. состояло порядка 1500 человек. Это количество значительно меньше, чем количество подписчиков аналогичной группы партии по Калуге и Калужской области. Для начала также рассмотрим публикационную активность группы тульской партийной ячейки. Для этого выберем аналогичный временной период с 1 января по 19 сентября 2021 г.

Таблица 2

Онлайн-активность регионального - Тульского - отделения партии «Новые люди» в 2021 г.

Месяц Количество публикаций за месяц Среднее количество публикаций в день

Январь 10 0,3

Февраль 56 2

Март 30 1

Апрель 30 1

Май 32 1

Июнь 29 1

Июль 41 1,3

Август 46 1,5

Сентябрь (1-19 сентября) 47 2,6

Итого: 351 1,3

Источник данных: расчеты автора на основе анализа страницы партии «Новые люди» в Тульской области в социальной сети «Вконтакте».

Таким образом, мы видим схожую ситуацию: наиболее активной группа была в феврале, августе и сентябре; с приближением выборов публикационная активность группы «Вконтакте» возрастала. Лидером публикационной активности закономерно стал сентябрь, поскольку выборы проходили именно в этот месяц. Тем не менее средний показатель активности тульского сообщества партии «Вкон-такте» несколько ниже, если сравнивать с показателями калужского отделения «Новых людей» в этой социальной сети.

Тульское отделение «Новых людей» также проводило ряд мероприятий как для привлечения активных сторонников, так и для увеличения узнаваемости партии в регионе, в котором перед партией

стояла важная задача: менее чем за год до выборов создать сильное региональное отделение, которое сможет составить конкуренцию другим политическим силам. Активность регионального отделения, как и в Калужской области, можно разделить на онлайн и оффлайн. К онлайн-акциям можно отнести челлендж «На спорте»; просветительские посты, освещающие некоторые аспекты современной политики, необходимость построения гражданского общества и более активного участия в политической жизни страны и региона, а также более подробно раскрывающие пункты предвыборной программы «Новых людей»; посты о проблемах Тульской области, в которых поднимались острые социальные проблемы (проблемы с общественным транспортом, ветхим жильем), экологические проблемы, а также федеральный партийный проект «Дебаты-кандидаты». Среди оффлайн-мероприятий, проводимых тульским отделением «Новых людей», можно отметить акцию по буккроссингу (обмен книгами и бесплатная раздача книг), интеллектуальную игру с тематическими вопросами «Новый квиз», проект в рамках федеральных партийных инициатив «Курс современной политики», посвященный политическому просвещению граждан, экологические акции по высадке зеленых насаждений, спортивные мероприятия и некоторые другие, значительно менее массовые. Также, со слов самих членов регионального тульского отделения партии, они позиционируют себя не только как партию, но и как коворкинг - общество с общими интересами, готовыми объединяться с целью воплощать задуманные проекты. Последний месяц агитации «Новые люди» в Тульской области посвятили распространению АПМ, а также знакомству граждан с кандидатами партии. В итоге по единому федеральному округу партия получила 5,44%2 голосов, заняв 5-е место среди прочих партий. Такая поддержка, хоть и незначительно, но опережает средний результат партии по России (5,32%3 поддержки).

Подводя итог анализу коммуникативной составляющей работы «Новых людей» в Тульской области, нельзя однозначно сказать, что основной упор был сделан на онлайн-акции или публичные оффлайн-мероприятия. Так, количество массовых мероприятий, проводимых

2 В Тульской области подвели итоги выборов губернатора и депутатов Государственной Думы [Электронный ресурс] // Сайт губернатора Тульской области Алексея Дюмина. URL: https://gubernator.tularegion.ru/sobytiya/v-tulskoy-oblasti-podveli-itogi-vyborov-gubernatora-i-deputatov-gosudarstvennoy-dumy/ (дата обращения 25.03.2022).

3 Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/p_itogi/ (дата обращения 25.03.2022).

партией в Тульской области, оказалось сравнительно меньше, чем в Калужской области.

Таким образом, в коммуникативных стратегиях партии «Новые люди» в Калужской и Тульской областях было выявлено много общих моментов. Так, оба региональных отделения сделали большой упор на онлайн-присутствие партии в социальной сети «Вконтакте»: регулярно публиковались новости, освещающие деятельность партии как на общефедеральном, так и региональном уровнях. Официальные страницы партий в двух регионах практически являются лидерами по числу подписчиков среди других политических партий, что говорит о большой проделанной работе в этой сфере. Однако нами были замечены и определенные различия в подходах партии в своей деятельности «на полях», т. е. при фактической коммуникации партии с гражданами на улицах городов. Так, калужское отделение партии провело сравнительно больше массовых мероприятий по сравнению со своими коллегами из Тульской области, что впоследствии выразилось в большей поддержки партии именно в Калужской области. Возможной причиной могло стать то, что «Новые люди» в Калужской области успели пройти региональные выборы в 2020 г. и имели опыт публичного присутствия, в то время как тульское отделение партии начало свою активную публичную работу только в 2021 г., готовясь к выборам губернатора Тульской области и депутатов Государственной Думы восьмого созыва.

Литература

Грачев 2004 - Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. М.: Прометей, 2004. 328 с.

Дениева 2017 - Дениева А.К. Политико-коммуникационное взаимодействие государства и общества в современной России // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное реги-оноведение. Востоковедение». 2017. № 3 (9). С. 95-107.

Депелян 2016 - Депелян Р.А. Имидж политических партий // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 10. С. 161-165.

Патрушева 2019 - Патрушева А.П., Бычкова Н.А. Исследования влияния и восприятия цветовых оттенков человеком для интеллектуального управления потоками людей // Теория и практика проектного образования. 2019. № 3 (11). С. 91-93.

Cott^ret 1973 - СоШШ J.-M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. Paris, 1973. 316 p.

Pye 1987 - Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford; New York, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.