Научная статья на тему 'МЕДИААКТИВНОСТЬ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ VIII СОЗЫВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

МЕДИААКТИВНОСТЬ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ VIII СОЗЫВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
422
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ВЫБОРЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Великая Н. М., Малинин А. Ю.

В сентябре 2021 г. пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в которых принимает участие ряд новых политических партий, а также партии, которые за счет определенного ребрендинга можно обозначить как «обновленные». С начала 2020 г. эти партии начали заниматься продвижением в рамках предвыборной кампании в различные региональные законодательные органы государственной власти. Благодаря тому, что практически все исследуемые новые партийные проекты ранее смогли получить места в ряде законодательных собраний, они получили возможность избираться в Государственную Думу без сбора подписей. Учитывая, что до единого дня голосования осталось меньше месяца, авторы анализируют деятельность партий в части продвижения в традиционных и онлайн-медиа с целью оценить общий уровень активности ведения избирательной кампании и проследить его связь с перспективами прохождения новых политических партий в российский парламент. Авторы классифицируют исследуемые партии по их типу организации, идеологической направленности и определяют промежуточные итоги их деятельности в рамках предвыборной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA ACTIVITY OF NEW POLITICAL PARTIES ON THE EVE OF ELECTIONS TO THE STATE DUMA OF THE VIII CONVOCATION. SOCIOLOGICAL ANALYSIS

In September 2021 elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation will be held, where a number of new political parties take part, as well as parties that, due to a certain rebranding, can be designated as “renewed”. From the beginning of 2020, those parties began to engage in their promotion within the framework of the election campaign in various regional legislative bodies of state power. Due to the fact that almost all the new party projects under study had previously got seats in a number of legislative assemblies, they could be elected to the State Duma without collecting signatures.Considering that less than a month is left until the single election day, the authors decided to analyze the activities of those parties in terms of promotion in traditional and online media in order to assess the overall level of activity in the election campaign and trace its connection with the prospects for new political parties to enter the Russian Parliament. The authors also classify the parties under study by their type of organization, ideological orientation and determine the intermediate results of their activities within the framework of the election campaign.

Текст научной работы на тему «МЕДИААКТИВНОСТЬ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПРЕДДВЕРИИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ VIII СОЗЫВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 316.334.3:324

DOI: 10.28995/2073-6401-2021-3-84-98

Медиаактивность новых политических партий в преддверии выборов в Государственную Думу VIII созыва: социологический анализ

Наталия М. Великая Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия,

Институт социально-политических исследований ФНИСЦРАН, Москва, Россия, [email protected]

Алексей Ю. Малинин Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В сентябре 2021 г. пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в которых принимает участие ряд новых политических партий, а также партии, которые за счет определенного ребрендинга можно обозначить как «обновленные». С начала 2020 г. эти партии начали заниматься продвижением в рамках предвыборной кампании в различные региональные законодательные органы государственной власти. Благодаря тому, что практически все исследуемые новые партийные проекты ранее смогли получить места в ряде законодательных собраний, они получили возможность избираться в Государственную Думу без сбора подписей. Учитывая, что до единого дня голосования осталось меньше месяца, авторы анализируют деятельность партий в части продвижения в традиционных и онлайн-медиа с целью оценить общий уровень активности ведения избирательной кампании и проследить его связь с перспективами прохождения новых политических партий в российский парламент. Авторы классифицируют исследуемые партии по их типу организации, идеологической направленности и определяют промежуточные итоги их деятельности в рамках предвыборной кампании.

Ключевые слова: политические партии, выборы, предвыборная активность, электоральный рейтинг

Для цитирования: Великая Н.М., Малинин А.Ю. Медиаактивность новых политических партий в преддверии выборов в Государственную Думу VIII созыва: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 3. С. 84-98. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-3-84-98

© Великая Н.М., Малинин А.Ю., 2021

Media activity of new political parties on the eve of elections to the State Duma of the VIII convocation. Sociological analysis

Nataliya M. Velikaya Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]

Aleksei Yu. Malinin

Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. In September 2021 elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation will be held, where a number of new political parties take part, as well as parties that, due to a certain rebranding, can be designated as "renewed". From the beginning of 2020, those parties began to engage in their promotion within the framework of the election campaign in various regional legislative bodies of state power. Due to the fact that almost all the new party projects under study had previously got seats in a number of legislative assemblies, they could be elected to the State Duma without collecting signatures.

Considering that less than a month is left until the single election day, the authors decided to analyze the activities of those parties in terms of promotion in traditional and online media in order to assess the overall level of activity in the election campaign and trace its connection with the prospects for new political parties to enter the Russian Parliament. The authors also classify the parties under study by their type of organization, ideological orientation and determine the intermediate results of their activities within the framework of the election campaign.

Keywords: political parties, elections, pre-election activity, electoral rating

For citation: Velikaya, N.M., Malinin, A.Yu. (2021), "Media activity of new political parties on the eve of elections to the State Duma of the VIII convocation. Sociological analysis", RSUH/RGGU Bulletin, "Philosophy. Sociology. Art Studies"Series, no. 3, pp. 84-98, DOI: 10.28995/2073-6401-2021-3-84-98

Введение

Отечественная партийно-политическая система характеризуется многими исследователями как система с низкой конкурентностью и ограниченной ролью партий [Макаренко, Локшин 2015,

с. 85-109]. Концепция доминирующей партии, популярная на всех уровнях власти, вступает в противоречие с общественным запросом на эффективную власть, находящуюся под контролем гражданского общества, в том числе партий, выражающих интересы разных групп населения. Представляется актуальным изучить опыт вхождения в политическое пространство новых политических партий, претендующих на распределение мандатов на региональном и федеральном уровне в рамках последнего электорального цикла.

Основной целью статьи является рассмотрение особенностей медиаприсутствия новых политических партий в период избирательной кампании по выборам в депутаты Государственной Думы ФС РФ VIII созыва в 2021 г. Рассматривая деятельность новых партий, мы предполагаем сравнить ее с электоральными медийными стратегиями партий существующих, но прошедших условную процедуру обновления кадров. Из новых партийных проектов мы включим в анализ партии «Новые люди» и «Зеленая альтернатива», из старых -партию «Справедливая Россия - За Правду» (ранее - Справедливая Россия) и Российскую партию свободы и справедливости (ранее -Коммунистическая партия социальной справедливости).

Российские партии в современном электоральном процессе

Несмотря на внушительный список организаций, присутствующих в избирательных бюллетенях последних электоральных циклов, победителями выборов, формирующими фракции в федеральном парламенте, становились только четыре политические партии - «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия, которые, по мнению специалистов, не вполне отвечают электоральному запросу российского общества, демонстрирующего очень низкий уровень поддержки законодательной ветви власти1. По сравнению с другими властными институтами, уровень поддержки парламента варьируется в последние годы от 13 до 20% [Левашов, Великая, Шушпанова 2021, с. 16]. Низкий уровень доверия как к законодательной ветви власти, так и к политическим партиям дает основания предположить, что политическая система некогерентна общественному запросу [Великая 2019].

1 Партии - участницы выборов в Госдуму РФ. Что мы о них знаем // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/12104083 (дата обращения 16 августа 2021).

По данным последних волн мониторинга «Как живешь, Россия?», от 44 до 46% опрошенных не поддерживают ни одну из ныне зарегистрированных партий, не видя в них организации, защищающие их интересы. Для власти, которая нуждается в публичной легитимности своей деятельности, это актуализирует задачу трансформации партийной-политической системы, что объясняет тот факт, почему перед каждыми выборами в России возрастает запрос на появление новых партий, новых лиц в политической среде и кадрового обновления ряда органов государственной власти [Колесников, Макаренко 2021]. В 2020 г. в политическом пространстве появились четыре новые партии, которые активно проявили себя на выборах в региональные парламенты. Речь идет о партиях «Новые люди», «За правду»2, Зеленая альтернатива (ЗА), Партия прямой демократии (ППД), появление которых некоторые политтехнологи связывали с желанием власти повысить интерес населения к предстоящим выборам в ГД VIII созыва, обеспечить явку, разнообразить политический ландшафт партиями с новой направленностью [Артемьев 2020].

Информация о создании партии «Новые люди» была озвучена в СМИ в январе, а через год партия уже имела отделения в 60 областях и в конце марта получила официальные документы о регистрации от Минюста России3. Председателем партии «Новые люди» является основатель и президент научно-производственной компании БаБегНе А. Нечаев. Летом 2020 г. от партии было выдвинуто около 400 кандидатов в 12 регионах страны. По итогам региональных выборов партия прошла в четыре региональных законодательных органа по партийным спискам (Новосибирская обл. - 7,0%, Калужская обл. -8,08%, Рязанская обл. - 5,7% и 7,5% - в Костромской обл.), получив льготу на участие в выборах в Государственную думу 2021 г. без сбора подписей4. За пару месяцев до выборов узнаваемость партии значительно увеличивалась в этих четырех регионах.

Председателем экологической политической партии «Зеленая альтернатива» является Р. Хвостов, экоактивист, член Обществен-

2 28 января 2021 г. состоялось подписание соглашения о межпартийном объединении партий «За правду», «Справедливой России», «Патриотов России» и создании партии «Справедливая Россия - За Правду».

3 В России создана новая политическая партия «Новые люди» // ИА Красная Весна [Электронный ресурс]. URL: https://rossaprimavera.ru/ news/a7c81137 (дата обращения 15 августа 2021).

4 Конечно, будем участвовать в выборах в Госдуму // Газета.ги [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/09/14_a_ 13250995.shtml (дата обращения 15 августа 2021).

ной палаты Московской области. В мае 2020 г. насчитывалось 48 зарегистрированных отделений партии, летом 2020 г. партия выдвигалась в двух регионах. Основной упор был сделан на уральскую кампанию, так как партия затрагивает популярную в регионе экологическую проблематику5. На сентябрьских выборах 2020 г. «Зеленая альтернатива» преодолела избирательный барьер в Законодательное собрание Челябинской области, набрав 5,36% и получив один депутатский мандат. На выборах в Государственный совет Республики Коми партия также получила один мандат с 10% голосов избирателей. В итоге ЗА обеспечила себе парламентскую квоту на участие в выборах в Государственную думу ФС РФ (2021) без сбора подписей6.

О создании Партии прямой демократии (ППД) стало известно в январе 2020 г., Минюст зарегистрировал ее в апреле. Лидером партии стал один из создателей онлайн-игры World of Tanks В. Макаров, но осенью 2020 г. партия сменила лидера. Новым лидером стал гендиректор Unwired Devices О. Артамонов. Партия прямой демократии имеет отделения в 48 регионах страны. В некоторых публикациях данная партия упоминается как «партия танчиков»7.

Летом 2020 г. ППД выдвигалась в четырех регионах и зарегистрировалась в трех - в Воронежской, Калужской и Рязанской областях, получив отказ в Новосибирской области. Партия не планирует участвовать в выборах в Государственную Думу 2021 г., так как ей не удалось преодолеть процентный барьер на региональных выборах 2020 г., но будет выдвигаться на местных выборах8.

5 Партии средней дальности // Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4451088 (дата обращения 15 августа 2021).

6 Коми // ИЗБИРКОМ [Электронный ресурс]. URL: http://www. komi.vybory.izbirkom.ru/region/region/komi?action=show&root=1&tvd=2 1120001136921&vrn=21120001136916&region=11&global=&sub_region=1 1 &prver=2 &pronetvd= 1 &vibid=21120001136921 &type=425 (дата обращения 15 августа 2021).

7 Партии средней дальности // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4451088 (дата обращения 15 августа 2021).

8 Партия прямой демократии не планирует идти на выборы в Госдуму // RG.RU [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/01/06/ partiia-priamoj-demokratii-ne-planiruet-idti-na-vybory-v-gosdumu.html (дата обращения 15 августа 2021).

Особенности присутствия новых партий в социальных сетях

Авторский мониторинг медиаактивности четырех выбранных партий включил в себя анализ присутствия политических партий 5 июля 2021 г. в следующих социальных сетях: Вконтакте, Face-book, Instagram, Telegram и Одноклассники. Для мониторинга были выбраны следующие данные: дата, основная платформа, тематика постов, количество лайков, количество комментариев, суммарное число просмотров постов на тему, территориальная принадлежность поста. Поскольку многие федеральные аккаунты нередко копируют новости из региональных источников, в таких случаях основные показатели при мониторинге суммировались.

Результаты мониторинга показали, что лидером по активности в социальных сетях является партия «Новые люди». В среднем партия публикует пять постов по различным тематикам каждый день. Наиболее часто появляются публикации в социальных сетях Instagram и Вконтакте, реже - в Одноклассниках, что свидетельствует о ее фокусе на более молодую аудиторию. «Новые люди» в своих социальных сетях занимаются продвижением мероприятий, устраивают регулярные вебинары и лекции на тему финансовой грамотности, выкладывают видео с разъяснениями основных идей программы партии. Главные кандидаты регулярно дают интервью и посещают передачи, которые постоянно публикуются в социальных сетях партии.

При анализе количественных показателей медиаактивности партии в социальных сетях был выявлен большой разброс значений, что осложняет калькуляцию среднего охвата публикаций, отражающих реальную медиаэффективность «Новых людей». Число просмотров публикаций в социальных сетях Instagram и Вконтакте варьируется от 25 человек до 20 тыс. Среднее количество лайков составляет от 10 до 15% от числа просмотров, среднее количество комментариев - от 1 до 5%. Подобные цифры позволяют сделать вывод о том, что на социальные сети партии в значительной степени подписаны реальные пользователи, следовательно, агитация партии через медиа имеет большую эффективность.

Медиаактивность партии «Справедливая Россия - За Правду» в социальных сетях можно охарактеризовать как несистемную: периодически публикации могут отсутствовать на протяжении 1-2 дней, в другие дни может быть размещено около 10 постов сразу. Количественное присутствие во всех социальных сетях, кроме Instagram, примерно одинаково, количество постов в Одноклассниках и Вконтакте немного выше. В отличие от «Новых людей»,

которые придают большое значение Instagram, «Справедливая Россия - За Правду» выкладывает здесь меньше всего публикаций. Так как базовый электорат партии составляют люди более старших возрастных групп, можно предположить, что в электоральной стратегии упор делается именно на них.

Среднее количество просмотров у публикаций во всех социальных сетях, кроме Instagram, составляет приблизительно 2-2,5 тыс., количество лайков и комментариев составляет 5-10% и 1-3% соответственно. Данные показатели мало отличаются от показателей партии «Новые люди», что также указывает на большое количество реальных подписчиков в социальных сетях партии.

Основная часть публикаций освещает мероприятия "Public talk" - дискуссии на разные темы, в рамках которых С. Миронов, Г. Семигин, З. Прилепин и другие функционеры партии публично отвечают на вопросы по той или иной тематике, программу по наблюдению за выборами «Справедливый наблюдатель» и отдельные выступления С. Миронова и иных лидеров партии. Учитывая, что в мероприятиях "Public talk" практически всегда участвует С. Миронов, данная медиакартина позволяет сделать вывод о том, что партия прежде всего фокусируется на продвижении своего руководства. Однако в августе почти в два раза выросло медиапри-сутствие в социальных сетях нового сопредседателя З. Прилепина, который призван консолидировать молодую аудиторию.

В отличие от партии «Новые люди», которая в организационном плане построена по принципам сетевого маркетинга и активно вовлекает в орбиту своей деятельности новых участников, «Зеленая альтернатива» больше сосредоточивается на работе в медиапро-странстве, чем на офлайн мероприятиях. В среднем посты публикуются два раза в день, главным образом - в Facebook и Вконтакте. Как и в случае со «Справедливой Россией - За Правду», в Insta-gram выкладывается минимальное количество постов, аккаунты в Одноклассниках и вовсе отсутствуют. Среднее количество просмотров является стабильным и составляет 300-400 просмотров. Однако значения лайков и комментариев значительно ниже, чем у двух предыдущих партий: не более 3 и 1% соответственно. Это указывает либо на большое количество фейковых пользователей, либо на крайне низкую активность целевой аудитории. Анализ содержания публикаций продемонстрировал, что их базовой тематикой являются основные экологические проблемы в России или лесные пожары в ряде субъектов РФ. Также нередко встречаются посты с прямой рекламой партии. Можно сделать вывод, что партия исповедует достаточно поверхностный подход к продвижению в социальных сетях.

«Российская партия свободы и справедливости» имеет самую слабую агитацию в социальных сетях, не рассматривая их как канал политической коммуникации. Партия не обладает централизованными федеральными и региональными аккаунтами. Большая часть найденных аккаунтов имеют 5-10 подписчиков, публикации в них отсутствуют. Очевидно, что продвижение онлайн имеет для партии крайне низкий приоритет, что является косвенным подтверждением отсутствия у партии реальных претензий на мандаты, а ее роль в избирательной кампании ограничивается спойлерскими функциями.

Новые партии в эфире федеральных телеканалов

Телевидение остается одним из основных источников информации и инструментом влияния в преддверии выборов, особенно для старших возрастных групп населения, не владеющих цифровой грамотностью. В данном случае мы опираемся на медиаисследова-ние движения в защиту прав избирателей «Голос»9 (табл. 1), которые показывают, что новые партийные проекты сильно проигрывают по общему количеству упоминаний ключевым парламентским партиям, включая «Справедливую Россию - За Правду».

Таблица 1

Число упоминаний партий в сюжетах о выборах новостных выпусков телеканалов 19.06-01.08.2021

я я я я я я

л е л е л е л е л е л е

Партии tu К tu К tu К tu К tu К tu К

« « « « « «

сч со LO «5

Единая Россия 66 44 39 61 150 113

КПРФ 14 0 12 0 38 23

ЛДПР 8 9 7 4 19 34

Справедливая Россия 6 3 11 1 21 27

9 «Единой России» на федеральных телеканалах посвящено в 1,7 раза больше эфирного времени, чем остальным партиям, вместе взятым // Движение «Голос» [Электронный ресурс]. URL: https://www.golosinfo. org/articles/145383 (дата обращения 15 августа 2021).

Н.М. Великая, А.Ю. Малинин Окончание табл. 1

« « « « « «

CD CD CD CD CD CD

Партии CD К CD к CD к CD К CD К CD К

« « « « « «

сч со LO 43

Родина 1 0 0 0 0 14

Гражданская платформа 0 0 3 0 0 13

Яблоко 0 3 0 0 0 1

Партия пенсионеров 0 3 5 1 0 3

Новые люди 0 5 12 5 2 21

Коммунисты России 0 0 0 0 1 1

РПСС 0 0 1 0 1 5

РОС 0 0 0 0 0 0

Зеленая альтернатива 0 0 1 0 0 1

Партия Роста 0 0 2 0 0 1

РЭП «Зелёные» 0 0 0 2 1 12

Источник: Движение «Голос»

Однако несмотря на меньшее количество упоминаний, «Новые люди» не уступают СРЗП по количеству эфирного времени, выделенного на партию в сюжетах: что мы связываем с необходимостью соблюдения законодательства в части обеспечения равного доступа политических партий к СМИ10 (табл. 2).

В сумме на сюжеты, связанные с СЗРП, федеральное ТВ потратило 53,11 минуты, «Новые люди» получили 64 минуты. Лидерство «Новых людей» может иметь разные объяснения, в том числе возможные связи с администрацией президента [Мухаметшина 2020], интенсивная кампания, большое количество мероприятий и инфоповодов. «Зеленая альтернатива» и РПСС практически не создают инфоповодов, в результате как количество, так и качество их упоминаний на федеральном телевидении минимально, что негативным образом влияет на общую узнаваемость партий и на их рейтинг.

10 Суммарное эфирное время, выделенное на партии в сюжетах о выборах новостных выпусков телеканалов 19.06-08.08.2021 // Движение «Голос» [Электронный ресурс]. URL: https://st.golosinfo.org/store/upload/ doc/155263/155263_3.png (дата обращения 15 августа 2021).

Таблица 2

Суммарное эфирное время, выделенное на партии, в сюжетах о выборах новостных выпусков телеканалов 19.06-01.08.2021 (мин.)

я я я я я я

л е л е л е л е л е л е

Партии tu н tu н tu н tu н tu н tu н

« « « « « «

^ сч со LO to

Справедливая Россия 9,82 2,75 6,49 0,17 12,52 14,39

Новые люди 0 13,25 29,85 2,17 0,62 5,44

РПСС 0 0 0,25 0 0,07 1,06

Зеленая альтернатива 0 0 0,28 0 0 0,01

Источник: Движение «Голос»

Медиаактивность и электоральные рейтинги

Эффективность новых партий в сфере медиа на данном этапе кампании можно оценить с помощью электоральных рейтингов, которые регулярно измеряются ведущими социологическими агентствами. На рейтинг партии влияет совокупность факторов, но можно предположить, что корреляция между уровнем активности и рейтингом существует: чем более громко партия заявляет о себе, своей программе и целях, тем больше потенциальных избирателей она может привлечь и тем выше должен быть ее рейтинг.

Проблема оценки новых партий по этому критерию заключается в том, что в опросах они фигурируют под обобщающей формулировкой «другая партия» либо «непарламентская партия»11. Исключение представляет собой исследование ФОМ «Доминанты. Поле мнений», где представлена полная раскладка по изменению рейтинга всех баллотирующихся в ГД партий за последний год12 (табл. 3).

11 Рейтинги парламентских партий // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/ratings/reiting-politicheskikh-partii (дата обращения 16 августа 2021).

12Доминанты. Неделя. № 31 // ФОМ [Электронный ресурс]. URL: https://media.fom.ru/fom-bd/d31pi2021.pdf (дата обращения 16 августа 2021).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинги партий (в % от всех опрошенных)

21 21 21 21 21 21

Варианты ответов / даты опросов сч 0 сч 0 сч 0 сч 0 сч 00 0 сч 00 0

0 00 Lri 2 01 00 0

Единая Россия 30 31 31 29 27 29

КПРФ 11 11 12 12 11 11

ЛДПР 10 10 11 10 9 9

Справедливая Россия - За Правду 7 6 7 6 6 6

Новые люди 1 2 3 3 2 2

Российская партия пенсионеров

за социальную справедливость 1 1 1 1 1 1

Яблоко 1 1 1 1 1 1

Коммунисты России 1 1 1 1 1 1

Зеленая альтернатива 0 0 0 0 0 1

Родина 0 0 0 0 1 1

Российская экологическая партия

«Зеленые» 0 0 0 0 0 0

Российская партия свободы

и справедливости - 1 1 1 0 0

Партия роста 0 0 0 0 0 0

Гражданская платформа 0 0 0 0 0 0

Другая партия 6 7 8 8 7 8

Испорчу бюллетень 2 1 1 1 2 2

Не пойду на выборы 18 15 12 15 17 14

Затрудняюсь ответить 17 19 18 19 22 21

Источник: Фонд общественного мнения. Опрос «ФОМнибус» 6-8 августа, 207 населенных пунктов, 73 субъекта РФ, п = 3000 респондентов. Вопрос: «В сентябре этого года состоятся выборы в Государственную думу. Если Вы примете в них участие, то как, за какую партию Вы, скорее всего, проголосуете?» (Карточка, один ответ).

За отчетный период по электоральному рейтингу лидирует «Справедливая Россия - За Правду». Но, учитывая низкие показатели в медиа и слабый уровень ведения кампании в целом, наибо-

лее вероятно, что ее преобладание над другими новыми партиями обусловлено парламентским статусом и узнаваемым брендом.

Напротив, медиаактивность партии «Новые люди» коррелирует с их избирательным рейтингом. За последний месяц партия сумела зафиксироваться на уровне 2-3% и стать безусловным лидером среди новых партийных проектов.

Рейтинги партий «Зеленая альтернатива» и «Российская партия свободы и справедливости» колеблются около нуля, что соответствует минимальной активности со стороны этих объединений в медиаполе. Если смотреть на незначительные изменения рейтинга, можно предположить, что на эту динамику повлияли упоминания партий по федеральным телеканалам в соответствующие промежутки времени, а не их собственная деятельность и продвижение.

На данный момент из вновь созданных парий только «Новые люди» в случае наращивания усилий по повышению собственной узнаваемости и интенсивности ведения кампании способны закрепить 3% рейтинг и по итогам выборов получить либо государственное финансирование, либо, при удачном раскладе, пройти в парламент. «Зеленая альтернатива» и РПСС с наибольшей вероятностью не имеют шансов преодолеть ни один из барьеров, в том числе из-за низкой узнаваемости, которой не способствует крайне пассивная позиция как в медиа, так и в других пространствах коммуникации с гражданским обществом.

Выводы

Исходя из истории развития партийных проектов и уровня электоральной активности в период избирательной кампании, можно констатировать, что партия «Новые люди» является классической партией лидерского типа с явной ориентацией на ее лидера - А. Нечаева, который одновременно является и главным финансистом избирательной кампании. Несмотря на наличие в основном активе «Новых людей» ярких личностей, таких как С. Аксентьева, партию чаще всего ассоциируют именно с кампанией "Faberlic" и ее лидером. Партия заняла второе место по размеру финансовых затрат на выборах в третьем квартале 2020 г., потратив 179 млн руб., после «Единой России» с 261 млн руб.13

13 Партия «Новые люди» стала второй по доходам после «Единой России». В ТОП-10 не попала «Справедливая Россия» // Открытые медиа [Электронный ресурс]. URL: https://openmedia.io/news/n3/partiya-novye-lyudi-stala-vtoroj-po-doxodam-posle-edinoj-rossii-v-top-10-ne-popa-la-spravedlivaya-rossiya/ (дата обращения 16 августа 2021).

Партия «Справедливая Россия - За Правду», позиционирующая себя как партия системной оппозиции, в текущем электоральном цикле своих стратегий не меняет, несмотря на присоединения, казалось бы, радикального движения «За Правду», подтверждая тезис о том, что оппозиционность системных партий имеет имитационный характер с целью поддержания иллюзии наличия функциональных демократических институтов [Галлямов 2020].

Российскую партию свободы и справедливости и «Зеленую альтернативу» можно в большей степени отнести к партиям-спой-лерам ввиду их наименьшей активности в рамках предвыборной кампании. Подобные политические партии создаются по инициативе и при поддержке органов государственной власти с целью раздробить голоса оппозиционно настроенных граждан между большим количеством партий, сохранив провластный электорат, что должно привести к явному лидерству партии власти по итогам выборов в парламент [Мухаметшина 2020]. Неслучайно «Зеленая альтернатива» и Российская партия свободы и справедливости имеют лишь формальные региональные отделения, чья активность является либо крайне низкой, либо отсутствует вовсе, особенно в медиапространстве.

Пока можно констатировать лишь тот факт, что ни одна из новых партий не демонстрирует новых или нестандартных подходов в области медиаактивности, используя проверенные технологии и стандартные каналы коммуникации.

Литература

Артемьев 2020 - Артемьев М. Политическая установка: зачем Кремлю новые партии // News.Ru [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/politics/ partijnaya-ustanovka-zachem-kremlyu-novye-partii/proekti (дата обращения 15 августа 2021).

Великая 2019 - Великая Н.М. Партийная система России: институциональные рамки и общественная легитимация // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 1 (15). С. 108-119.

Галлямов 2020 - Галлямов А. Зачем нужна системная оппозиция [Электронный ресурс] // Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/blog/gaUyamov_a/2684073-echo/ (дата обращения 15 августа 2021).

Колесников, Макаренко 2021 - Колесников А., Макаренко Б. Дума-2021: четыре интриги выборов [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. Официальный сайт. 31.05.2021. URL: https://carnegie.ru/2021/05/31/ru-pub-84618 (дата обращения 15 августа 2021).

Левашов, Великая, Шушпанова 2021 - Левашов В.К., Великая Н.М., Шушпа-нова И.С. [и др.] Куда идешь, Россия? Экспресс-информация / Отв. ред. В.К. Левашов. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 47 с. Макаренко, Локшин 2015 - Макаренко Б.И., Локшин И.М. Современные партийные системы: сценарии эволюции и тенденции развития // ПОЛИС. Политические исследования. 2015. № 3. С. 85-109. Мухаметшина 2020 - Мухаметшина Е. Новые кремлевские партийные проекты получили право участия в выборах [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/05/25/831059-kremlevskie-proekti (дата обращения 15 августа 2021).

References

Artem'ev, M. (2020), Political Attitude. Why Does the Kremlin Need New Political Parties, News.Ru, available at: https://news.ru/politics/partijnaya-ustanovka-zachem-kremlyu-novye-partii/proekti (Accessed 15 August 2021). Gallyamov, A. (2020), "Why is systemic opposition needed?", Ekho Moskvy [Echo of Moscow], available at: https://echo.msk.ru/blog/gallyamov_a/2684073-echo/ (Accessed 15 August 2021). Kolesnikov, A. and Makarenko, B. (2021), "Duma-2021, Four Intrigues of Elections", Moskovskii tsentr Karnegi, ofitsial'nyi sait [Carnegie Moscow Center, Official Site], available at: https://carnegie.ru/2021/05/31/ru-pub-84618 (Accessed 15 August 2021).

Levashov, V.K., Velikaya, N.M. and Shushpanova, I.S. (2021), Kuda idesh', Rossiya? Ekspress-informatsiya [Where are you going, Russia? Express information], Levashov, V.K. (ed.), FNISTs RAN, Moscow, Russia. Makarenko, B.I. and Lokshin, I.M. (2015), "Modern party systems. Evolution scenarios

and development trends", Polis. Political Studies, no. 3. pp. 85-109. Muhametshina, E. (2020), "New Kremlin Party Projects Have Got the Right to Participate in Elections", Vedomosti, available at: https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2020/05/25/831059-kremlevskie-proekti Velikaya, N. (2019), "Party system of Russia. Institutional frames and public legitimation", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, pp. 108-119.

Информация об авторах

Наталия М. Великая, доктор политических наук, профессор, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1;

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; natalivelikaya@ gmail.com

Алексей Ю. Малинин, аспирант, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1; [email protected]

Information about the authors

Nataliya M. Velikaya, Dr. of Sci. ^ol^ica! Science), professor, Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 6, Fotievoi Street, Moscow, Russia, 119333;

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]

Aleksei Yu. Malinin, postgraduate student, Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 6, Fotievoi Street, Moscow, Russia, 119333; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.