Научная статья на тему 'ПРОГНОЗЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (О ВЫБОРАХ 17-19 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА)'

ПРОГНОЗЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (О ВЫБОРАХ 17-19 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ПАРТИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПРОГНОЗ / РЕЗУЛЬТАТ / МАНДАТ / ДЕПУТАТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самигуллин В. К.

Статья посвящена проблеме избирательного права. В ней на фактическом материале освещаются особенности многоуровневых выборов 17-19 сентября 2021 года. Обращается внимание на то, каковы были прогнозы о результатах этих выборов в Государственную Думу восьмого созыва Российской Федерации, и на то, каковы оказались реальные результаты. По мнению автора статьи, несмотря на некоторые негативы, прошедшие выборы показали, что действующее российское законодательство об избирательной системе и избирательном процессе в целом неплохое. При умелом использовании тех правовых инструментариев, которые оно предоставляет, можно достичь необходимого и достаточного результата. Отмечается, что, несмотря на протестные настроения, выборы по федеральному избирательному округу в целом признаны состоявшимися, а результаты действительными. В Государственную Думу избрано 450 депутатов: 225 - по федеральному избирательному округу, 225 - по одномандатным избирательным округам. Сохранили свои позиции в Государственной Думе уже известные четыре парламентские партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия - Патриоты - За правду». Вместе с тем в Государственной Думе появилась пятая парламентская партия, которая, несмотря на молодость (образована лишь в 2020 году), оказалась успешной и результативной. На взгляд автора, состоявшиеся выборы 17-19 сентября 2021 года показали также, что правовая сторона электронного голосования требует к себе большего внимания. В политических платформах партий, участвовавших в избирательной кампании, недостаточно внимания уделено гуманистической составляющей: положительному гуманистическому обществу, гуманистическому праву, демократической государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Самигуллин В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTS AND RESULTS (ABOUT THE ELECTIONS OF SEPTEMBER 17-19, 2021)

The article is devoted to the problem of suffrage. It highlights the features of multi-level elections on September 17-19, 2021, based on factual material. Attention is drawn to what the forecasts were about the results of these elections to the State Duma of the eighth convocation of the Russian Federation, and what the real results turned out to be. According to the author of the article, despite some negatives, the past elections have shown that the current Russian legislation on the electoral system and the electoral process is generally not bad. With the skillful use of the legal tools that it provides, it is possible to achieve the necessary and sufficient result. It is noted that, despite the protest mood, the elections in the federal electoral district as a whole were recognized as having taken place, and the results are valid. 450 deputies were elected to the State Duma: 225 - in the federal electoral district, 225 - in single-mandate electoral districts. Four well-known parliamentary parties have retained their positions in the State Duma: «United Russia», the Communist Party, the Liberal Democratic Party, «Just Russia - Patriots - For Truth». At the same time, a fifth parliamentary party appeared in the State Duma, which, despite its youth (formed only in 2020), turned out to be successful and productive. In the author’s opinion, the elections held on September 17-19, 2021 also showed that the legal side of electronic voting requires more attention. In the political platforms of the parties that participated in the election campaign, not enough attention is paid to the humanistic component: a positive humanistic society, humanistic law, democratic statehood.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (О ВЫБОРАХ 17-19 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА)»

ЛИТЕРАТУРА

1. Червонюк В. И. Теория государства и права : учебник. М. : Инфра-М, 2007.

2. Маиахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе : теоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

3. Минникес И. В., Парфенова Т. А. Правотворчество : понятийный ряд (теоретико-правовые и конституционно-правовые аспекты) // Академический юридический журнал. 2020. № 2.

4. Борисов А. С. Участие граждан в федеральном правотворчестве // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 3.

О Бредихин А. Л.

УДК 324-047.72(470)"2021"

В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

V. К. SAMIGULLIN, Professor of the Department of Constitutional Law Ufa Law Institute of the Ministry of Internai Ajfairs of Russia, Doctor of Law, Professor (Ufa)

ПРОГНОЗЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (О ВЫБОРАХ 17-19 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА)

FORECASTS AND RESULTS (ABOUT THE ELECTIONS OF SEPTEMBER 17-19, 2021)

Аннотация. Статья посвящена проблеме избирательного права. В ней на фактическом материале освещаются особенности многоуровневых выборов 17-19 сентября 2021 года. Обращается внимание на то, каковы были прогнозы о результатах этих выборов в Государственную Думу восьмого созыва Российской Федерации, и на то, каковы оказались реальные результаты. По мнению автора статьи, несмотря на некоторые негативы, прошедшие выборы показали, что действующее российское законодательство об избирательной системе и избирательном процессе в целом неплохое. При умелом использовании тех правовых инструментариев, которые оно предоставляет, можно достичь необходимого и достаточного результата. Отмечается, что, несмотря на протестные настроения, выборы по федеральному избирательному округу в целом признаны состоявшимися, а результаты действительными. В Государственную Думу избрано 450 депутатов: 225 - по федеральному избирательному округу, 225 - по одномандатным избирательным округам. Сохранили свои позиции в Государственной Думе уже известные четыре парламентские партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия - Патриоты - За правду». Вместе с тем в Государственной Думе появилась пятая парламентская партия, которая, несмотря на молодость (образована лишь в 2020 году), оказалась успешной и результативной. На взгляд автора, состоявшиеся выборы 17-19 сентября 2021 года показали также, что правовая сторона электронного голосования требует к себе большего внимания. В политических платформах партий, участвовавших в избирательной кампании, недостаточно внимания уделено гуманистической составляющей: положительному гуманистическому обществу, гуманистическому праву, демократической государственности.

Ключевые слова и фразы: выборы, партия, избирательное законодательство, Государственная Дума, прогноз, результат, мандат, депутат.

Annotation. The article is devoted to the problem of suffrage. It highlights the features of multi-level elections on September 17-19, 2021, based on factual material. Attention is drawn to what the forecasts were about the results of these elections to the State Duma of the eighth convocation of the Russian Federation, and what the real results turned out to be. According to the author of the article, despite some negatives, the past elections have shown that the current Russian legislation on the electoral system and the electoral process is generally not bad. With the skillful use of the legal tools that it provides, it is possible to achieve the necessary and sufficient result. It is noted that, despite the protest mood, the elections in the federal electoral district as a whole were recognized as having taken place, and the results are valid. 450 deputies were elected to the State Duma: 225 - in the federal electoral district, 225 - in single-mandate electoral districts. Four well-known parliamentary parties have retained their positions in the State Duma: « United Russia», the Communist Party, the Liberal Democratic Party, «Just Russia - Patriots - For Truth». At the same time, a fifth parliamentary party appeared in the State Duma, which, despite its youth (formed only in 2020), turned out to be successful and productive. In the author's opinion, the elections held on September 17-19, 2021 also showed that the legal side of electronic voting requires more attention. In the political platforms of the parties that participated in the election campaign, not enough attention is paid to the humanistic component: a positive humanistic society, humanistic law, democratic statehood.

Keywords and phrases: elections, party, electoral legislation, State Duma, forecast, result, mandate, deputy.

В основе избирательной системы и избирательного процесса современной России - Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. В статье 32 Конституции Российской Федерации прямо закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Вместе с тем в этой же статье Конституции Российской Федерации установлено, что не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Аналогичные положения содержатся в конституциях республик и в уставах других субъектов Российской Федерации: краев, областей, автономий.

Важнейшие гарантии участия граждан в управления делами государства, реализации конституционного права на участие в выборах и референдуме, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой 22 мая 2002 г., одобренном

Советом Федерации 29 мая 2002 г. и подписанным Президентом Российской Федерации В. Путиным 12 июня 2002 г. [1]. Закон этот состоит из 95 статей, распределенных по 11 главам. Он имеет прямое действие и приметается на всей территории Российской Федерации.

Каждые выборы имеют свои особенности. Для выборов, состоявшихся 17-19 сентября 2021 года, характерно следующее.

Эти выборы были многоуровневыми. Страна голосовала за новый состав Государственной думы - 450 депутатов. Одна половина из них избиралась по партийным спискам, а другая половина - по одномандатным округам.

Кроме того, в семи регионах (в Мордовии, Тыве, Чеченской республике, Хабаровском крае, Белгородской, Пензенской, Тверской, Тульской, Ульяновской областях) состоялись выборы глав; в 39 регионах - выборы в региональные представительные и законодательные учреждения, а в ряде регионов - в органы местного самоуправления, в муниципалитеты.

Так, в Республике Башкортостан наряду с выборами депутатов Государственной Думы восьмого созыва состоялись выборы депутатов Государственного Собрания -Курултая - Республики Башкортостан в трех избирательных округах: Толбазинском избирательном округе № 29, включающем

в себя территории Аургазинского и Гафу-рийского муниципальных районов; Краснохолмском избирательном округе № 43, в который входят Калтасинский муниципальный район, часть городского поселения город Дюртюли, часть территории Красно-камского муниципального района, а также городской округ город Агидель; Буйскоом избирательном округе № 55 (Бураевский и Янаульский муниципальные районы). Кроме того, состоялись выборы в Уфимский городской совет (замещались 30 мандатов), советы городских поселений городов Бе-лорецк и Бирск (по 20 мандатов) и совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимского района (10 мандатов). В 49 территориях прошли дополнительные выборы депутатов советов муниципальных районов, городских и сельских поселений [2].

Голосование проходило не один день, а три дня: 17, 18, 19 сентября. Это было мотивировано необходимостью борьбы с пандемией. Однако отношение к нововведению не было однозначным. Одни отнеслись к нововведению благосклонно, считая, что это будет способствовать лучшему проведению выборов. Другие были более сдержаны. Так, по мнению политолога Николая Евдокимова, практика трехдневного голосования была достаточно рациональна при голосовании за поправки в Конституцию или проведении референдума, но в случае с выборами в Госудуму она избыточна. Такой формат очень усложняет процесс. Ресурсы для того, чтобы обеспечить наблюдение на участках, есть только у «Единой России» [3, с. 2].

В 7 регионах (в городах федерального значения Москве и Севастополе, а также в Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях) голосование проводилось электронным способом.

Особенностями прошедших выборов является также то, что некоторым партиям было предоставлено право участия в избирательной кампании, не собирая подписей избирателей в свою поддержку.

Известно, что выборы могут быть признаны недействительными, несостоявшими-

ся, состоявшимися. Несмотря на оппозиционные настроения среди части российского населения, ставка делалась на то, что выборы все же состоятся. Такая уверенность была обусловлена тем, что в постсоветский период в Российской Федерации сложилась стабильная политическая система, которая в определенной степени консервативна и вместе с тем достаточно динамична.

Исходя из практики предшествовавших выборов, прогнозировалось, что явка избирателей в целом по России составит 65-70 процентов. Вместе с тем не исключалось и то, что в отдельных избирательных округах может быть низкая явка. Не исключалась и возможность отдельных конфликтных ситуаций, не способных оказать существенного влияния на общий ход голосования и на его результаты.

Социологическими замерами фиксировались микроскопические сдвиги в уровне доверия к парламентским партиям: на уровне 1-2 %. Рейтинг «Единой России» (лидер Дмитрий Медведев) составлял 28,7 %; КПРФ (лидер Геннадий Зюганов) - 14 %; ЛДПР (лидер Владимир Жириновский) -10,7 %; «Справедливой России - Патриотов - За Правду» (лидеры Сергей Миронов, Геннадий Семигин, Захар Прилепин) - 7 %. Это означало, что приведенные партии скорее всего будут представлены и в Государственной Думе восьмого созыва.

Популярность обрела образованная 1 марта 2020 года партия «Новые люди» (лидер Алексей Нечаев). Несмотря на молодость партии, некоторые аналитики полагали, что у этой партии вероятность преодоления 5-процентного барьера значительна. Следовательно, она вполне может стать пятой парламентской партией. Не исключалась возможность преодоления этого барьера РППСС (Российской партией пенсионеров за социальную справедливость) (лидер Максим Шевченко).

Рейтинг других непарламентских партий был крайне низок. На основе данных комбинированного опроса социологи прогнозировали, что за «Яблоко» могут проголосовать порядка 2,5-4,2 % избирателей;

за «Коммунистов России - 0,8 %; «Зеленую альтернативу» - 0,3 %; «Гражданскую платформу» - 0,2 %. Величины ничтожно малые. Отсюда аналитики приходили к выводу: пройти в Государственную Думу эти партии не смогут.

Право участвовать в выборах имели 32 партии. Кандидатов в депутаты выдвинули 15 партии. Зарегистрировались 14 партий: 1) КПРФ, 2) «Зеленые», 3) ЛДПР, 4) «Новые люди», 5) «Единая Россия», 6) «Справедливая Россия - Патриоты - За правду», 7) Яблоко», 8) «Партия Роста», 9) РПСС (Российская партия свободы и справедливости), 10) «Коммунисты России», 11) «Гражданская платформа», 12) «Зеленая альтернатива», 13) «Родина», 14) РППСС (Российская партия пенсионеров за социальную справедливость).

Не трудно заметить, что некоторые партии имеют схожие названия. Например, «Коммунистическая партия Российской Федерации» и «Коммунисты России»; «Зеленые» и «Зеленая альтернатива»; «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» и «Российская партия свободы и справедливости». В чем различие между политическими программами партий-двойников? Едва ли в этом избиратели разобрались до конца. Тем не менее, они голосовали.

По данным ЦИК Российской Федерации, электорат страны - 109 204 662 избирателя. Явка на выборы 17-19 сентября составила 51,72 %. Не приняли участие в выборах 48,28 %. В абсолютных цифрах соотношение между принявшими и не принявшими участие в выборах приблизительно: 58 млн. : 43 млн. Проголосовало 56 484 685 человек.

Было образовано 96 тысяч избирательных участков. Политическими партиями, участвующими в выборах, было выдвинуто 58,8 тыс. кандидатов на выборах всех уровней. Конкуренция на один мандат по партийным спискам составила 17 кандидатов на одно место, по одномандатным округам -9 кандидатов.

Прогнозы о результатах выборов в основном подтвердились, что свидетельству-

ет о высоком качестве социологического обеспечения политических мероприятий. К четырем парламентским партиям - «Единой России», КПРФ, ЛДПР, партии «Справедливая Россия-Патриоты-За Правду» - присоединилась еще одна - «Новые люди». Таким образом, парламентских партий стало пять. Причем, из партий-лидеров КПРФ и ЛДПР участвуют в выборах в Государственную восьмой раз; «Справедливая Россия - Патриоты - За Правду» - четвертый раз; «Новые люди» - первый раз.

Как и предполагалось, остальные 9 партий из 14 парламентскими партиями стать не смогли. Из аутсайдеров наибольшее число голосов набрала РППСС («Российская партия пенсионеров за социальную справедливость») - 2,46 %, а наименьшее - партия «Гражданская платформа» - 0,15 %.

Некоторые политологи считали, что интригой выборов станет борьба за второе место между КПРФ и ЛДПР. Однако этого не случилось. За КПРФ проголосовало в два раза больше избирателей, чем за ЛДПР. На самом деле борьба шла за третье место между ЛДПР и партией «Справедливая Россия -Патриоты - За Правду», полное официальное название которой «Социалистическая политическая партия «Справедливая Россия - За Правду».

По сравнению с предыдущими выборами в Государственную Думу ЛДПР ухудшила свой результат почти в два раза -13,14%: 7,51 %. Это вообще худший показатель партии в избирательных кампаниях, начиная с середины 90-годов прошлого столетия. По сравнению с 2016 годом «Справедливая Россия» улучшила свои показатели. Но незначительно: с 7 % до 7,47 %.

По сравнению с выборами в Государственную Думу, состоявшимися в 2016 году, показатели КПРФ улучшились в 1,5 раза. КПРФ удалось получить 19 % мест по спискам и девять по одномандатным округам. Если в Государственной Думе прошлого созыва у КПРФ было 42 места, то теперь 57. Это лучший результат КПРФ с 2011 года, когда они получили 19,19 % голосов. Но тогда, заметим, выборы проходили только

по партийным спискам. «Новые люди» добились результата в 5,33 %.

Вопреки ожиданиям РППСС («Российская партия пенсионеров за социальную справедливость») пятипроцентный барьер на выборах в Государственную Думу преодолеть не удалось. Крайне неудачной была избирательная кампания для партии «Яблоко» (лидер Георгий Явлинский). Она ориентировалась на то, чтобы получить 2,5-4,2 % избирателей, а получила только 1,33 %.

Официальные данные об итогах голосования в разрезе партий, участвовавших в выборах 17-19 сентября 2021 года, описаны в таблице 1.

По одномандатным округам результаты следующие: лидер «Единая Россия» -203 мандата; КПРФ и партия «Справедливая Россия - Патриоты -За правду» - по 7; ЛДПР - 5; у остальных четырех партий -«Яблоко», «Родина», Гражданская платформа, «Партия Роста» - по одному. Пять мест у самовыдвиженцев.

Таким образом, по официальным данным, «Единая Россия» снова набрала в Государственной Думе конституционное боль-

шинство. Общее количество мест у «Единой России» - 324. Это меньше, чем раньше на 19 мандатов (324:343). Но все равно это 72 % от общего количества мест в Государственной Думе, то есть от 450. Следовательно, в ближайшие пять лет, если не случится ничего из ряда вон выходящего, по-прежнему рулить в стране будут единороссы.

Состоявшиеся 17-19 сентября 2021 года выборы показали, что действующее российское законодательство об избирательной системе и избирательном процессе неплохое. При виртуозном использовании тех правовых инструментариев, которые оно предоставляет, можно достичь необходимого и достаточного результата.

Вместе с тем не исчезли старые проблемы, связанные с правонарушениями, фальсификациями. Так, в открытой печати сообщалось, что за три дня голосования было зафиксировано 5,8 тыс. сообщений о нарушениях на выборах. В Следственный комитет направлено 77 сообщений о нарушениях [4, с. 2]. По данным ЦИК Российской Федерации, были признаны недействительными 40606 бюллетеней на 157 избирательных участках в 43 регионах. На 13

Таблица 1

Данные ЦИК России о результатах выборов в Государственную Думу по партийным спискам

№ п/п Партии Количество набранных голосов (в процентах)

1 «Единая Россия» 49,83 %

2 КПРФ 18,94 %

3 ЛДПР 7,51 %

4 «Справедливая Россия - Патриоты - За правду 7,47 %

5 «Новые люди» 5,33 %

6 РППСС («Российская партия пенсионеров за социальную справедливость») 2,46 %

7 «Яблоко» 1,33 %

8 «Коммунисты России» 1,27 %

9 «Зеленые» 0,91 %

10 «Родина» 0,80 %

11 РПСС («Российская партия свободы и справедливости») 0,77 %

12 «Зеленая альтернатива» 0,64 %

13 «Партия Роста» 0,52 %

14 «Гражданская платформа» 0,15 %

избирательных участках итоги голосования в ходе выборов в Государственную Думу были полностью отменены.

Кроме того, возникли новые проблемы, обусловленные электронным голосованием. Результаты, полученные путем такого голосования, у граждан и лидеров некото-

рых партий (прежде всего, КПРФ) вызывают сомнения. А это означает: если правовая сторона электронного голосования проработана недостаточно, то современные технологии действительно могут привести к нарушениям принципов избирательного права и избирательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание законодательства Российской Федерации. № 24. 17 июня 2002 г. Ст. 2253.

2. Об особенностях проведения выборов в Республике Башкортостан в 2021 году // Ватандаш. 2021. № 8. С. 17-27.

3. Аргументы и факты. Башкортостан. Региональное приложение для жителей Уфы и Республики Башкортостан. № 37 (2390). 15 сентября 2021 г.

4. Аргументы и факты. № 38 (2131). 22-28 сентября 2021 г.

© Самигуллин В. К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.