ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-83-91 УДК 324,329(045)
Политические партии накануне парламентских выборов - 2021: стартовые позиции и электоральные перспективы
Д.А. Ежов
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid. огд/0000-0002-7103-836Х
АННОТАЦИЯ
В статье приводится анализ стартовых позиций и электоральных перспектив политических партий накануне выборов в Государственную Думу РФ восьмого созыва, что приобретает особую актуальность в условиях появления среди участников избирательной кампании новых политических сил. Используя методы наблюдения, анализа и прогнозирования, данные социологических исследований и электоральной статистики, автор исследует актуальные тренды в развитии российских парламентских и непарламентских партий, делает предположения о возможной конфигурации депутатского корпуса нижней палаты парламента восьмого созыва, прогнозирует вероятные способы формирования парламентского большинства. В результате проведенного исследования определены лейтмотивы предстоящей кампании, оказывающие существенное влияние на эволюцию партийной системы России в обозримой перспективе . Сделан вывод о вероятном смещении центра предвыборной борьбы в одномандатные округа. Отмечается перспективность продвижения партиями узнаваемых медийных лиц в качестве кандидатов на выборах, что в целом соответствует объективно выраженной тенденции шоуизации избирательного процесса. Ключевые слова: выборы; политические партии; избирательная кампания; парламентские партии; непарламентские партии; системная оппозиция; парламентское большинство; одномандатные округа
Для цитирования: Ежов Д.А. Политические партии накануне парламентских выборов — 2021: стартовые позиции и электоральные перспективы. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):83-91. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-83-91
ORIGINAL PAPER
Political Parties on the Eve of the Parliamentary Elections — 2021: Starting Positions and Electoral Prospects
D.A. Ezhov
Financial University, Moscow, Russia https://orcid. org/0000-0002-7103-836X
ABSTRACT
The article provides an analysis of the starting positions and electoral prospects of political parties on the eve of the elections to the State Duma of the Russian Federation of the 8th Convocation, which becomes especially relevant in the context of the emergence of new political forces among the participants in the election campaign . The author investigated current trends in the development of Russian parliamentary and non-parliamentary parties, relying on the methods of observation, analysis, and forecasting, data from sociological research and electoral statistics . He also assumed the possible configuration of the deputy corps of the lower house of parliament of the 8th Convocation and predicted possible ways of forming a parliamentary majority. As a result of the study, the leitmotifs of the upcoming campaign are determined, which significantly impact the evolution of the party system in Russia in the foreseeable future . The author has concluded the probable shift of the centre of the pre-election struggle to single-mandate constituencies . The perspectives of the promotion of recognizable media persons by parties as candidates in the elections are noted, which, in general, corresponds to the objectively expressed tendency to show the electoral process . Keywords: elections; political parties; election campaign; parliamentary parties; non-parliamentary parties; systemic opposition; parliamentary majority; single-mandate constituencies
For citation: Ezhov D.A. Political parties on the eve of the parliamentary elections — 2021: Starting positions and electoral prospects. Gumanitarnye Nauki. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(4):83-91. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-4-83-91
© Ежов Д.А., 2021
введение
Предстоящие в 2021 г. выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва обуславливают актуальность анализа стартовых позиций и оценки электоральных перспектив политических партий, участвующих в избирательной кампании. Несмотря на очевидное, с точки зрения электорального потенциала, преимущество партий-лидеров, дополнительную интригу в исход голосования вносит появление в 2020 г. новых политических партий, рассматриваемое в качестве фактора, влияющего на прогнозируемую конфигурацию распределения депутатских мандатов. Все вышесказанное позволяет очертить границы объектно-предметной области исследования и рассмотреть актуальные тренды в развитии как парламентских, так и непарламентских партий.
В качестве исследовательской цели рассматривается проектирование партийного состава нижней палаты Федерального парламента восьмого созыва. Поставленная цель достигается посредством анализа и последовательной оценки актуального политического и электорального потенциала партий, имеющих право участвовать в выборах. В своих суждениях автор опирается на методы наблюдения, анализа и прогнозирования. Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических опросов, проведенных в период с марта 2020 по март 2021 г. ВЦИОМ, а также данные электоральной статистики, среди которых особое значение имеют сведения о результатах политических партий на выборах в рамках единого дня голосования в сентябре 2020 г.
Теоретическую основу исследования составили работы, посвященные эволюции партийной системы современной России [1, 2], правовым особенностям участия партий в избирательном процессе [3], практическим проблемам оценки электорального потенциала политических партий в контексте современного избирательного процесса [4], технологиям стимулирования электоральной активности [5], особенностям электорального поведения при голосовании на федеральных парламентских выборах [6].
После подведения итогов единого дня голосования 13 сентября 2020 г., без сбора подписей в количестве не менее 200 тыс. в избирательной кампании могут участвовать 16 политических партий из 39 \ зарегистрированных в Российской
1 По состоянию на 12 апреля 2021 г.
Федерации. В их число, в соответствии с законодательством Российской Федерации, входят партии, получившие на предыдущих выборах места в Государственной Думе РФ по партийному списку; набравшие на них не менее 3% голосов избирателей; представленные хотя бы в одном из региональных парламентов. По итогам выборов в нижнюю палату Федерального парламента, прошедших в 2016 г., заградительный барьер был преодолен партиями «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Плюс ко всему, по одному мандату получили представители партий «Родина» и «Гражданская платформа», победившие в одномандатных округах и не примкнувшие ни к одной из фракций. Кроме этого, в выборах без сбора подписей могут участвовать такие партии, как: «Зеленые», «Коммунисты России», «Партия Роста», «Патриоты России», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Яблоко», «Коммунистическая партия социальной справедливости». Результаты голосования на выборах в региональные парламенты предоставили аналогичные возможности трем новым политическим партиям: «Новые люди», «За правду» и «Зеленая альтернатива», зарегистрированным в 2020 г.
С учетом приведенных выше общеизвестных фактов полагаем, что анализ стартовых позиций и электоральных перспектив политических партий целесообразно провести по трем укрупненным группам: 1) партии, представленные в федеральном парламенте (далее — парламентские партии); 2) партии, представленные в региональных парламентах до единого дня голосования 2020 г. (далее — непарламентские партии); 3) новые политические партии, зарегистрированные в 2020 г. и получившие представительство в региональных парламентах по итогам выборов в единый день голосования (далее — новые партии). Остальные политические партии, зарегистрированные в Российской Федерации по состоянию на момент проведения настоящего исследования, выходят за пределы нашего внимания в силу их крайне низкой активности, не позволяющей рассматривать соответствующих акторов в качестве конкурентоспособных. Выделенные нами три укрупненные группы обусловили структуру исследования.
парламентские партии
«Единая Россия». XIX съезд партии «Единая Россия», прошедший в ноябре 2019 г., с уверенностью можно назвать первым шагом в рамках подготовки
к предстоящей кампании с учетом того, что его главной темой стало переформатирование работы партии в соответствии с задачами предстоящего избирательного цикла, в основе которых — сохранение за партией статуса ведущей политической силы в стране. Несмотря на существенное падение текущего электорального рейтинга «Единой России» (в период с марта по декабрь 2020 г., согласно данным ВЦИОМ, балансирующего в пределах 29,9-36,1%), он значительно опережает аналогичные показатели КПРФ и ЛДПР (12,6-14,1% и 10,5-11,7% соответственно). При этом в межвыборный период коррекция рейтинговых значений вполне объяснима отсутствием повышенной степени активности политических партий в информационном пространстве. В I квартале 2021 г. согласно данным указанного выше источника рейтинг партии находился в пределах 28,7-30,9%.
Стартовые позиции «Единой России» в преддверии активной фазы кампании можно оценить как относительно устойчивые вследствие закрепления за ней имиджа «партии президента», что позволяет переносить репутационные удачи первого лица государства на оценку эффективности деятельности партии, несмотря на имеющиеся фактические расхождения в части персонального измерения формального партийного лидерства. Напротив, различного рода непопулярные решения высшей исполнительной власти (как, например, пенсионная реформа) отражаются на восприятии партийной структуры негативно за счет разделения рисков. Из-за закрепившегося за «Единой Россией» неформального статуса «партии власти» с ней ассоциируются поддерживаемый эффект стабильности и реализация социальных программ. Это позволяет формировать устойчивую электоральную базу, состоящую преимущественно из консервативно настроенной части избирателей, поддерживающих проводимый федеральным центром политический курс; сегмента, разделяющего патриотические ценности; бюджетников и пенсионеров. Лишний раз тезис об устойчивых стартовых позициях партии в преддверии выборов в Государственную Думу РФ подтверждают итоги единого дня голосования 13 сентября 2020 г., по результатам оценки которых «Единая Россия» в очередной раз доказала свое право считаться ведущей политической силой в стране.
При оценке электоральных перспектив «Единой России» на парламентских выборах 2021 г. ее лидерство представляется однозначным. В то же время дополнительную интригу вносит неясность
относительно способа, благодаря которому партии удастся сохранить большинство мест в Государственной Думе РФ. В качестве наиболее вероятного сценария нам видится формирование фракции «Единая Россия» в нижней палате парламента следующего созыва путем интеграции мандатов, полученных партией по партийным спискам с мандатами, выигранными в одномандатных округах. При этом не исключено, что эти два структурных компонента, лежащие в основе конструирования партийной фракции, по своему численному составу могут стать примерно сопоставимыми, но с количественным перевесом в пользу мандатов, полученных в одномандатных округах. Таким образом, полагаем, что именно вхождение в состав фракции депутатов, избранных в одномандатных округах, позволит обеспечить конституционное большинство «Единой России» в парламенте восьмого созыва. В качестве дополнительного способа может рассматриваться вариант коалиции с другими партиями.
Ожидаемому результату призвана способствовать стратегически обоснованная расстановка кандидатов в депутаты, баллотирующихся в одномандатных округах. Представляется рациональной ставка в предвыборной кампании на новые лица, которые будут вызывать ассоциации с преодолением пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее последствий. В качестве таких лиц могут выступить врачи, волонтеры, работники социальной сферы. Стоит отметить, что на очерченном поле «Единая Россия» имеет определенное преимущество за счет активной работы партийных структур в период пандемии. По всей вероятности, «Единая Россия» станет лидером по привлечению на предстоящих выборах в свой актив медийных лиц (в том числе, актеров, артистов эстрады, спортсменов и т.д.), что в целом соотносится с объективным трендом, проявляющемся в процессе шоуизации [7], как выборов, так и политики, и является эффективным инструментарием расширения электоральной базы.
КПРФ. Если ориентироваться на динамику рейтинговых показателей по состоянию на момент проведения настоящего исследования, КПРФ имеет примерно сопоставимые стартовые позиции с ЛДПР, что обуславливает характер межпартийной предвыборной гонки как борьбу за второе место на парламентских выборах.
На пленуме ЦК КПРФ, прошедшем в октябре 2020 г., была анонсирована совокупность задач, выполнение которых призвано консолидировать
левые, патриотические и протестные настроения. Среди таких задач, в частности, фигурируют защита «русского мира», восстановление социальных гарантий населения и отказ от практики многодневного голосования, юридически закрепленной после ее апробации в рамках общероссийского голосования по принятию поправок в Конституцию Российской Федерации. По большому счету, традиционная электоральная база КПРФ состоит из двух сегментов, к которым относятся идеологически ориентированные сторонники партии и протестно настроенные избиратели. Здесь следует заметить, что, если количество первых (несмотря на то, что имеет тренд к снижению), относительно константно, то вторая (протестная) часть традиционно размывается между оппозиционными партиями, и вряд ли в условиях идейного и управленческого кризиса в партии, выраженного в отсутствии свежей предвыборной риторики и несменяемости лидера, КПРФ может рассчитывать на приток новых для нее электоральных масс. Игроков на патриотическом поле, к которому проявляет интерес КПРФ, также предостаточно, что не позволяет рассматривать данную электоральную группу в качестве адресной для партии.
Несмотря на декларирование постепенного отказа КПРФ от популистских предложений (в частности, представленных в программе «10 шагов к достойной жизни», сопровождавшей парламентскую кампанию 2016 г.), гипотетическая концентрация программных положений в части конкретных инициатив по модернизации экономики, борьбе с последствиями пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, вопросам конституционной реформы представляется мало реалистичной. Внутрипартийная конфронтация, фактическое отсутствие ребрендинга, неудачный результат попыток привлечь на свою сторону молодежный электорат2, неготовность к обновлению — все это значительно затрудняет дальнейшую эволюцию партии в конструктивном ключе, ставя под сомнение позитивный прогноз о пролонгации существования КПРФ как эффективной партии в обозримой перспективе. Впрочем, даже эти факторы при наличии опорного электората не помешают ее прохождению в состав Федерального парламента следующего созыва. Однако полученный процент голосов, вероятнее всего, будет
2 Так, например, в рамках кампании 2016 г. партией эксплуатировался образ В. И. Ленина, трансформированный художником партии И. Петрыгиным-Родионовым в секс-символ.
иметь отрицательную динамику по сравнению с предыдущими электоральными циклами. Кардинально перспективы партии может изменить только ее системное обновление.
ЛДПР. В условиях фактического соревнования с КПРФ за то, чтобы стать «партией номер два», ЛДПР сталкивается с похожими проблемами, выраженными в идейном и организационном кризисе. Несмотря на то что часть электората партии — это симпатизанты непосредственно В. Жириновскому, партия нуждается в новой оригинальной повестке и новых лидерах. Равно, как и КПРФ, ЛДПР традиционно притягивает к себе часть протестного электората, вернее, тот его сегмент, который не поддерживает отдельные инициативы официальной власти и не готов поддержать несистемную оппозицию. Так, не исключено, что к партии может перейти и часть избирателей КПРФ по той причине, что либерал-демократы занимали более внятную позицию в части поддержки поправок в Конституцию Российской Федерации в период их обсуждения. Негативно на положении ЛДПР сказываются имиджевые потери, в частности недавний арест экс-губернатора Хабаровского края М. Фургала — известного партийного активиста. Очевидно, что борьба за второе место между ЛДПР и КПРФ станет главной интригой кампании.
«Справедливая Россия». При относительно низком рейтинге партии «Справедливая Россия» в период с марта по декабрь 2020 г., балансирующем в пределах 5,3-6,8%, ее стартовые позиции представлялись довольно слабыми по сравнению с другими партиями-лидерами. Основные проблемы заключаются в политической пассивности партии и ее лидера; отсутствии принципиально новых идей, способных привлечь внимание потенциального электората и в кадровом голоде. Непосредственно электоральные перспективы «Справедливой России» в контексте предстоящей федеральной парламентской кампании оценивались как балансирующие на грани преодоления заградительного барьера. Однако с учетом низкого антирейтинга партии ей мог быть обеспечен незначительный приток избирателей, отдающих свои голоса за системную оппозицию, но не разделяющих одиозности, фрагментарно присутствующей в риторике КПРФ и ЛДПР. Однако слияние «Справедливой России» с такими малыми партиями, как «За правду» и «Патриоты России», ставшее символом партийного обновления, сделало ее прохождение в Государственную Думу РФ восьмого созыва более гарантированным, о чем
косвенно свидетельствует динамика рейтинговых показателей. В частности, в марте 2021 г. по данным ВЦИОМ рейтинг партии, сменившей название на «Справедливая Россия-Патриоты-За Правду», достигал 8%.
«Родина». Электоральный потенциал партии по состоянию на момент проведения исследования достаточно низок в силу того, что она занимает идеологическую нишу, в которой достаточно и других игроков (в том числе, «Патриоты России», «За Правду» и т.д.). Соответственно, определить группы избирателей, готовые отдать за нее свои голоса, представляется затруднительным. Узость электоральной базы «Родины», на наш взгляд, обуславливается личностью лидера А. Журавлева, известного публичной критикой западных ценностей, нередко трансформирующейся в неоднозначные высказывания3. Имеющая один мандат в текущем созыве Государственной думы РФ, партия «Родина» гипотетически может несколько расширить свое представительство вследствие выборов 2021 г. Но если это и произойдет, то с высокой долей вероятности — за счет побед кандидатов от нее в одномандатных округах, о перспективе формирования полноценной фракции речь не идет.
В то же время нельзя исключать активизацию работы партии во время избирательной кампании, что представляется вероятным вследствие ее сближения с «православным олигархом», председателем совета директором группы компаний «Царьград» К. Малофеевым, объявившем о трансформации возглавляемой им патриотической организации «Двуглавый орел», насчитывающей более 70 региональных отделений, в сетевую структуру, представляющую интересы русского народа в медиапространстве. Согласно, задумке К. Малофеева, каждый член и сторонник «Двуглавого орла» должен стать сетевым активистом. Очевидно, эта сеть может быть использована для продвижения партии «Родина» на выборах в Государственную Думу РФ в 2021 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г., согласно данным ВЦИОМ, электоральный рейтинг партии не превышает 1%.
«Гражданская платформа». Инициированный в 2012 г. бизнесменом М. Прохоровым проект создания партии «Гражданская платформа» потерял свое значение с исчезновением интереса к нему со
3 Так, в сентябре 2020 г. в эфире телеканала «Россия 1» депутат Государственной Думы РФ А. Журавлев заявил, что в Дании создали специальный бордель для зоофилов, в котором каждый желающий может изнасиловать черепаху.
стороны его основателя. В актуальном виде партия не является политически активной, не имеет отличной от конкурентов выигрышной предвыборной платформы, а ее парламентский статус, вызванный победой в одномандатном округе лидера партии Р. Шайхутдинова, не примкнувшего ни к одной их фракций, если и сохранится, то на аналогичном основании. Электоральный потенциал партии оценивается нами как крайне низкий.
непарламентские партии
«Зеленые». Российская экологическая партия «Зеленые» основана в 1993 г. и до сих пор ассоциируется со старейшей партией, выступающей в политической полемике исключительно с экологической повесткой. В предстоящем электоральном цикле экологическая проблематика будет присутствовать в программных положениях большого количества участников предвыборной гонки, однако в наибольшей степени она будет распространяться партией «Зеленая альтернатива», преобразовавшейся из соответствующего партийного проекта и более подробно рассматриваемой нами в следующей укрупненной группе — группе новых партий. Частные успехи партии на выборах в региональные парламенты (а именно, преодоление пятипроцентного барьера на выборах в Государственное собрание — Курултай Республики Башкортостан в 2018 г. и Парламент Кабардино-Балкарской Республики годом позднее) не дают оснований для прогнозирования возможного электорального успеха партии на федеральном уровне.
«Коммунисты России». Партия является типичной партией-спойлером, отбирающей определенный процент голосов у КПРФ с низким политическим и электоральным потенциалом, и отличающейся откровенно популистской риторикой лидера М. Сурайкина. Так, малореалистичным выглядит предложение об отмене пенсионной реформы, законопроект о которой анонсирован в случае вхождения партии в состав федерального парламента следующего созыва. По состоянию на конец 2020 г., партия имеет всего 7 мандатов в региональных парламентах. По данным опроса ВЦИОМ от 2 декабря 2020 г., на выборах в Государственную Думу РФ в 2021 г. за «Коммунистов России» готовы отдать голоса не более 1% избирателей.
«Партия Роста». Партия Роста стала первой, кто объявил о начале своей предвыборной кампании в Государственную Думу РФ. Произошло это в декабре 2018 г. во время открытия феде-
рального штаба «Выборы-2021» в городе Миасс Челябинской области. Согласно первоначальному замыслу партия планирует делать ставку на работу в одномандатных округах, количество которых определяется в пределах 40. Таким образом, представляется очевидной ориентация на персональный фактор, являющийся неотъемлемым компонентом при формировании электорального выбора. При распределении на выборы в округах узнаваемых лиц, ассоциируемых с партией (в частности, А. Любимова, О. Дмитриевой, С. Шнурова, выбранная стратегия может оказаться удачной. Сетевой элемент в деятельности партии воплощен в функционировании коммуникационной платформы «Люди Роста». Согласно данным ВЦИОМ по состоянию на 2 декабря 2020 г. электоральный рейтинг партии не превышает 2%.
«Патриоты России». В контексте предстоящей кампании низкий самостоятельный политический и электоральный потенциал партии на федеральном уровне сформировал предпосылки для ее рассмотрения в качестве ресурса, предназначенного для усиления близких ей в рамках занимаемого идейно-политического поля партий «большой четверки». С учетом объективных тенденций такой структурой стала «Справедливая Россия», о чем говорилось выше.
«Российская партия пенсионеров за социальную справедливость». О намерении «Партии пенсионеров» участвовать в выборах в Государственную Думу РФ восьмого созыва было объявлено в декабре 2020 г. Несомненным плюсом партии является отсутствие антирейтинга, в то же время количество готовых отдать за нее свои голоса на федеральном уровне остается относительно невысоким. В ходе единого дня голосования 2020 г. партия обеспечила себе представительство в нескольких региональных парламентах, получив по 1 мандату, а в Законодательных собраниях Новосибирской и Челябинской областей — по 2 мандата.
«Яблоко». Партия объявила о начале своей подготовки к федеральной избирательной кампании в рамках XXI Съезда, состоявшегося в декабре 2019 г., на котором были избраны новый состав федерального политического комитета, бюро партии, а также председатель партии и его заместители. Согласно имеющимся данным ВЦИОМ текущий рейтинг партии не превышает 4%, однако возможное преодоление ею пятипроцентного барьера на выборах 2021 г. представляется нам малоперспективным с учетом низкого уровня востребованности пропагандируемых прозапад-
ных ценностей. Стратегической ошибкой идеологов партии является откровенное критическое восприятие сюжетов, наполняющих актуальную российскую повестку, проявляющееся на уровне партийной риторики, в том числе и в терминологическом отношении. Так, в программных публикациях идейного вдохновителя партии Г. Явлинского, представленных на официальном сайте политической партии, фигурируют характеристики российского политического режима как автократического, неправового, полукриминального и антисоциального; вхождение Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации вследствие референдума квалифицируется в качестве аннексии, что в целом не разделяется подавляющим большинством российского социума, уровень доверия к власти со стороны которого заметно повысился после событий Крымской весны. Впрочем, с учетом признания факта существования некоторой доли оппозиционно настроенного электората, ассоциирующего свои взгляды с прозападными ценностями, «Яблоко», вероятно, сможет получить чуть более 3% голосов избирателей.
«Коммунистическая партия социальной справедливости». По аналогии с партией «Коммунисты России», созданная политтехнологом А. Богдановым «Коммунистическая партия социальной справедливости» (сокращенно — КПСС) с целью распыления электората КПРФ, является типичным спойлером. В подтверждение этому можно привести случай, когда партия на выборах губернатора Иркутской области выставила кандидата, фамилия которого отличалась от фамилии кандидата от КПРФ всего одной буквой. Общеизвестно, что подобные технологии применяются, чтобы запутать потенциального избирателя. Представительство партии в Законодательном собрании Владимирской области, полученное ею в 2018 г. в количестве одного мандата, тем не менее предоставляет право участвовать в выборах в Государственную Думу РФ восьмого созыва без дополнительного сбора подписей.
новые партии
«Новые люди». По итогам выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 г. партии «Новые люди» удалось получить мандаты на всех выборах в областные парламенты, где она принимала участие, однако заметим, что речь идет всего о 4 регионах (Новосибирской, Рязанской, Калужской и Костромской областях) и 11 мандатах. Партия
пропагандирует выигрышную предвыборную риторику, которая построена на слогане «Люди важнее!» и программных предложениях, ориентированных, в том числе, на достижение эффекта сменяемости людей во власти. Значительная содержательная составляющая партийной программы сконцентрирована вокруг стратегии развития малого бизнеса и предпринимательства, что позволяет рассматривать указанные сегменты электората в качестве опорных для партии. В то же время партия «Новые люди» существенно отличается от других тем, что ее фундаментом являются сетевые сообщества. Как известно, лидер партии А. Нечаев — основатель и президент компании прямых продаж Faberlic, производящей косметику, одежду и обувь, и создатель проекта «Фонд Капитаны», владеющего сетью филиалов на базе крупных вузов. Так, характерной выглядит сопоставимость географии распространения интереса партии к выборам в регионах с присутствием в них ресурсов «Фонда Капитаны». Сетевые структуры, находящиеся в активе лидера партии, являются непосредственными площадками для формирования пула сторонников. Не оспаривая удачного электорального старта партии на региональном уровне, полагаем неоправданным экстраполировать его на выборы в Государственную Думу РФ 2021 г., а успех «Новых людей» в рамках единого дня голосования считаем правомерным рассматривать в качестве следствия грамотного применения сетевых маркетинговых технологий.
«За правду». По итогам единого дня голосования 13 сентября 2020 г. партии удалось преодолеть избирательный барьер только на выборах в Рязанскую областную Думу, на родине ее лидера — писателя З. Прилепина, бэкграунд которого, как и других представителей партии (а среди них — большое количество медийных узнаваемых персон), переносится на образ партийной структуры.
Стремясь соответствовать актуальным тенденциям коммуникативных практик, партия активно использует во взаимодействии с избирателями интернет-технологии, называя себя «самой цифровой партией». На практике это проявляется в функционировании автоматизированной информационной системы «Экосистема», предназначенной для электронного документооборота, многоуровневый доступ к которому предоставляется сторонникам, задействованным в организации и реализации мероприятий и проектов. Через единый информационный портал zapravdu. org каждый сторонник может зарегистрироваться
в «Экосистеме». Авторизованные пользователи имеют возможность предложить свой проект, а также присоединиться к уже существующему.
Идеология, декларируемая партией, построена на критике либерализма в целом и отличается наличием консервативной основы и апелляцией к патриотическим ценностям. В то же время, несмотря на утверждения заместителя председателя партии А. Казакова о недопустимости социального расслоения, отдельные программные установки «За правду» (как, например, возвращение городу Волгограду названия Сталинград) в большей степени направлены на углубление социального раскола и гипотетический отток части электоральной массы. В качестве опорного электората партии можно рассматривать часть его патриотически настроенного сегмента, не готовую отдать голоса за какую-либо из партий, представленных в федеральном парламенте текущего созыва (в том числе, и партию — лидера «Единую Россию»).
Полагаем, «За правду» может успешно выступить на выборах в одномандатных округах в случае удачного распределения по ним кандидатов. Впрочем, в этом случае электоральный выбор, вероятнее всего, будет производиться, исходя из личностей кандидатов, а не из ассоциаций с выдвинувшей их партией. Апеллируя к изложенному выше, заметим, что такие ресурсы в распоряжении «За правду» в действительности имеются. Попытки внесения в деятельность партии во время предвыборной кампании элементов хайпа (в частности, 26 ноября 2020 г., во Всемирный день информации, ЦК партии было принято решение о награждении медалью «За Правду» бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Э. Сноудена) могут быть неоднозначно восприняты электоральными массами.
Тем не менее участие лиц партии в федеральных выборах в составе упомянутой ранее объединенной партии «Справедливая Россия-Патриоты-За Правду» заметно улучшает шансы на получение последней парламентского представительства.
«Зеленая альтернатива». Партия «Зеленая альтернатива» основана бывшим координатором проекта «Экологическая экспедиция» МОДЭП «Местные» Р. Хвостовым и позиционируется в качестве российской экологической партии. 13 сентября 2020 г. партия получила в общей сложности два мандата, преодолев избирательный барьер на выборах в Законодательное собрание Челябинской области и в Государственный Совет Республики Коми. Больше ни в каких избирательных
кампаниях в рамках единого дня голосования —
2020 партия участия не принимала. Характерной представляется апелляция партии к популистской риторике и перформативным практикам. Так, например, партия предложила установить памятник экоактивистке Г. Тунберг в Гайд-парке в Сокольниках, а на этапе существования «Зеленой альтернативы» как партийно-политического проекта активисты движения занимались блокировкой елочных базаров в канун наступления 2020 г. Несмотря на повышение значимости экологической проблематики в общественном дискурсе, политические перспективы «Зеленой альтернативы» на федеральном уровне близки к нулевым по причине узости электоральной базы. Однако отдельные возможные кандидаты от партии способны успешно выступить в одномандатных округах за счет своей медийности. Так, нельзя исключать активную поддержку «Зеленой альтернативой» кандидатуры известного стилиста, «короля гламура» С. Зверева, заявившего о намерении баллотироваться в депутаты Государственной Думы РФ от Республики Бурятия, особенно в контексте того, что подобное предложение шоумену со стороны партии поступало. В последнее время С. Зверев привлекает внимание общественности к проблемам экологии, в частности в 2019 г. он провел одиночный пикет у стен Кремля с требованием остановить строительство завода на берегу Байкала, за что был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 тыс. руб.
выводы
На основании анализа стартовых позиций политических партий накануне парламентских выборов
2021 г. и оценки их электоральных перспектив можно сделать следующие выводы. Проектируемая партийная конфигурация Государственной Думы РФ восьмого созыва в своей основе будет соответствовать привычному формату (отвечающему требованиям эффективности функционирования представительного органа представительной власти в условиях необходимости его взаимодействия с другими ветвями власти), который предпола-
гает наличие пропрезидентского большинства и ситуативно примыкающей к нему системной оппозиции. Фактическое формирование пропрезидентского большинства, с учетом сравнительно невысоких (по сравнению с предыдущими годами) рейтинговых показателей «Единой России» как партии-лидера, актуализирует перспективу переноса приоритетов в предвыборной борьбе в одномандатные округа, за счет побед в которых, с высокой долей вероятности, удастся как минимум сохранить количественный состав самой многочисленной фракции.
В качестве лейтмотивов кампании следует рассматривать борьбу за второе место между КПРФ и ЛДПР и усилия по сохранению за «Справедливой Россией» статуса парламентской партии. Результаты соответствующих процессов создадут предпосылки для формирования суждений о потенциальных векторах эволюции российской партийной системы в будущем. Нельзя исключать использование ресурсов малых (в том числе, и новых) партий для сохранения своих позиций в парламенте с учетом объективного социального запроса на системное обновление традиционных акторов партийной системы. Электоральные перспективы собственно малых партий по состоянию на данный момент представляются невысокими, за исключением случаев возможных побед кандидатов от них в одномандатных округах на фоне отсутствия конкурентоспособных кандидатов от партий-лидеров.
В целях привлечения потенциальных избирателей политическими партиями преимущественно в одномандатных округах будет сделана ставка на новые лица. В том числе, это будет выражаться в выдвижении кандидатами в депутаты широко известных медийных персон, слабо ассоциирующихся в массовом сознании с политической сферой жизнедеятельности общества. В целом, такая перспектива соответствует общему тренду шоуизации выборов, но не гарантирует высокой степени эффективности законотворческого процесса в случае формирования состава парламента, исходя из указанного фактора.
список источников
1. Заславский С. Е. Партийная система России: современное состояние и динамика развития. Вопросы политологии. 2020;(8):2524-2541. Б01: 10.35775^1.2020.60.8.016
2. Вилков А. А. Эволюция российской многопартийности после выборов 2016 года. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017;(1):62-69. Б01: 10.18500/1818-96012017-17-1-62-69
3. Турищева Н. Ю. Правовое регулирование участия партий в выборах. Государство и право. 2016;(8):29-39.
4. Болховитина Т. С. Политическое участие внепарламентских партий в избирательной кампании 2016: сравнительный расклад. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016;(3):3-9.
5. Пырма Р. В. Социальные сети и электоральное участие: возможности активации голосования. Гражданин. Выборы. Власть. 2020;(3):9-32.
6. Алексеев Р. А. Избирательные кампании парламентских выборов (1993-2016 гг.) и особенности электорального поведения. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018;(3):195-206. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-195-206
7. Ежов Д. А. Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия. Вестник Института социологии. 2018;(2):130-144. DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.515
references
1. Zaslavsky S. E. Russian party system: current state and dynamics of development. Voprosy politologii = Political Sciences Issues. 2020;(8):2524-2541. (In Russ.). DOI: 10.35775/PSI.2020.60.8.016
2. Vilkov A. A. Evolution of the Russian multiparty system after the 2016 elections. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotzilogiya. Politologiya = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology. 2017;(1):62-69. (In Russ.). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-62-69
3. Turischeva N. Yu. Legal regulation of participation of parties in elections. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2016;(8):29-39. (In Russ.).
4. Bolkhovitina T. S. Political participation of non-parliamentary parties in the election campaign 2016: a comparative analysis. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2016;(3):3-9. (In Russ.).
5. Pyrma R. V. Social networks and electoral participation: voting activation opportunities. Grazhdanin. Vybory. Vlast = Citizen. State. Authority. 2020;(3):9-32. (In Russ.).
6. Alekseev R. A. The election campaigns of the parliamentary elections (1993-2016) and features of electoral behaviour. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. = Bullein MSRU. Serie "History and Political Science". 2018;(3):195-206. (In Russ.). DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-195-206
7. Ezhov D. A. Show-oriented elections: the technologies and social consequences. Vestnik instituta sotziologii = Bulletin of the Institute of Sociology. 2018;(2):130-144. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.515
информация об авторе
Дмитрий Александрович Ежов — кандидат политических наук, доцент Департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
about the author
Dmitriy A. Ezhov — Cand. Sci. (Political Sciences), Associate Professor, Department of Political Sciences, Faculty
of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 20.05.2021; принята к публикации 10.06.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article received on 20.05.2021; accepted for publication on 10.06.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.