ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
УДК 329.05 Наталия ВЕЛИКАЯ Роман ТАТАРОВ
НЕИЗМЕННЫЕ СОЮЗНИКИ И НЕПОСТОЯННЫЕ ИНТЕРЕСЫ: «МАЯТНИК» НОВОГО ПОПУЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
Статья поступила в редакцию 21.01.2021
Аннотация. В статье рассматриваются основные популистские политические партии Республики Молдовы на современном этапе, выявляются причины их появления и социально-политические факторы, определившие содержание популистского дискурса в постсоветский период. Феномен нового популизма в Молдавии проистекает, во-первых, из высокой вовлеченности в ее внутриполитическую жизнь внешних игроков, которые связывают себя партнерскими отношениями с молдавскими политическими силами, выступая их неизменными союзниками. Во-вторых, для политических сил Республики Молдовы свойственно непостоянство интересов, которые под влиянием внешних сил способны трансформироваться, порой кардинально. Оценивая популистскую риторику и популистские технологии как главный ресурс политических акторов в условиях неопределенности, авторы рассматривают партии правой и левой части политического спектра. Показано, что доминирующими в популистском дискурсе в современной Молдавии стали следующие темы: противопоставление европейской модели интеграции альтернативному ей движению на более тесное сотрудничество с Россией, традиционная для экономической сферы оппозиция левого толка либеральным конструктам, проблема коррупции. Делается вывод о возможном расширении популистской риторики в ближайшие годы и закреплении ряда популистских партий в политической системе.
Ключевые слова: популизм, политические партии, правый и левый популизм, Приднестровье, блок итгеа, коррупция, евро-атлантические институты.
© Великая Наталия Михайловна - д.полит.н., профессор, заместитель директора, Институт социально-политических исследований (ИСПИ) ФНИЦС РАН, декан социологического факультета, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Адрес: 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, к. 1; ИСПИ ФНИЦС РАН. E-mail: natalivelikaya@gmail.com © Татаров Роман Александрович - соискатель, Институт социально-политических исследований (ИСПИ) ФНИЦС РАН, преподаватель, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. Адрес: 3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128. E-mail: tatarov-roman.93@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021140150
Введение
Возрождение интереса к исследованиям популистских партий и движений в современной политической науке было обусловлено как кризисом традиционных институтов в старых демократиях, так и появлением новых акторов, с трудом поддающихся типологизации, - в государствах, находящихся в состоянии транзита. Не является исключением в этом смысле и Республика Молдова, где политический процесс находится в состоянии непрекращающихся трансформаций, темпы движения и направления которых определяются как внешними, так и внутренними факторами.
Несмотря на определенную концептуализацию понятия «популизм» в последние десятилетия, предпринятую в первую очередь Э. Лаклау и Ш. Муфф [Laclau, 2005; Mouffe, 2018], однозначного мнения о природе и функциях популистских партий в академическом дискурсе не существует. Однако спектр работ, посвященных изучению популистских движений в отдельно взятых странах, довольно широк и позволяет выделить целый ряд его общих черт, проявляющихся в рамках и правого, и левого популизма [Van Elsas, 2016].
Целью настоящей статьи является выявление популистских партий и технологий их продвижения в политическом пространстве Республики Молдовы. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем популизм как специфический дискурс [Jagers, Stefaan, 2007], который отражает разрыв между политическим классом и народом как фундаментальную проблему общества [Aslanidis, 2016]. Эмпирической базой для статьи стал анализ дискурсивной стратегии в рамках избирательных кампаний наиболее значимых акторов: политических партий и кандидатов в президенты.
Многие существенные элементы популизма присутствуют в общественном мнении Молдавии и принимаются относительно многочисленными социальными группами. Это проявляется в затянувшемся кризисе идентичности молдавского общества, в воспроизводстве целого ряда исторических и социальных мифов, в негативистском отношении граждан к политическим институтам и к политической элите.
При этом выделить популистские партии на традиционном лево-правом континууме довольно сложно, учитывая подвижность различных сегментов политического пространства, а также мультипартийность политической системы Республики Молдовы. Как справедливо заметил Марко Д'Эрамо, смещение условного центра политического спектра вызывает сдвиги и на его флангах, что затрудняет идентификацию тех или иных популистских объединений в парадигме лево-правых идеологических конструкций [Д'Эрамо, 2013].
Историко-социологические основания появления популистских партий в Республике Молдова
Идеологическая палитра молдавского политического пространства начала складываться с момента образования независимого государства - Республики Молдова.
Конец 1980-х гг. в СССР характеризуется усилением дезинтеграционных процессов, связанных с ростом популярности националистических настроений в союз-
ных республиках, призывающих к выходу из единого государства. Подпитываемые идеями суверенизации и необходимости «восстановления исторической справедливости» националистические организации, видевшие молдавскую землю исконно румынской территорией, стали источником и социальной базой появления после 27 августа 1991 г. особых форм популизма, связанных с попытками разрешения болезненного для молдавской политической элиты вопроса обретения легитимности для решения внешнеполитических задач.
Процесс обретения суверенитета и независимости Республики Молдова сопровождался противостоянием сторонников и противников нового курса. Принятие в 1989-1990 гг. резонансного закона «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», «Декларации о суверенитете ССРМ», а также «Заключения комиссии Верховного Совета ССР Молдова по политико-юридической оценке Советско-Германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г.», по сути, выводили за рамки молдавского государства территорию Приднестровья, которая в 1990 г. провозгласила независимость.
Свертывание проекта интеграции Молдавии с Румынией в начале 1990-х гг. не означает отказа от него, поскольку в каждом электоральном цикле активно проявляются силы, которые выступают за «Унирю» (Unirea) - объединение с Румынией, обещают процветание Молдовы как территории Евросоюза, а также решение вопросов безопасности, вовлекая страну в евро-атлантические институты.
Суверенизация Республики Молдова обнажила проблему ее ресурсообеспе-ченности, что поставило государство в зависимость от внешних ассигнований, которые молдавские политические силы с переменным успехом ищут то на западе, то на востоке. Ресурсная база молдавского государства скудеет также из-за коррупции, что признается в качестве проблемы большей частью политических сил Молдавии.
Антикоррупционная составляющая остается частью программ Партии «Платформа DA», Партии «Действие и солидарность» (PAS), Либерально-демократической партии, Партии коммунистов (ПКРМ), партии «Гражданский конгресс». Борьба с коррупцией уже стала неизменным пунктом предвыборной кампании политических сил вне зависимости от их идеологической принадлежности. Не теряющий актуальности призыв бороться с коррупцией, по сути, стал «переходящим знаменем» в среде оппозиции. Заметим, что проблема коррупции в переходных демократиях зачастую носит системный характер, а ее истоки лежат в непотизме, в слабых институтах парламентского контроля, в неэффективности судебной системы. Татьяна Гирко отмечает: «Лидеры, атакующие "кумовской капитализм", устанавливают вместо него новые формы коррумпированных систем»1.
Таким образом, стратегические ориентиры молдавской политики, с одной стороны, призваны удовлетворить запрос электората после очередного избирательного цикла, а с другой - обеспечить преемственность и устойчивость политической системы.
1 Гирко Т. «Популизм и коррупция - одного поля ягоды?». 30.01.2017. Наша газета. URL: http://nashagazeta.ch/news/politique/populizm-i-korrupciya-odnogo-polya-yagody (дата обращения: 15.01.2021)
Доминирующие темы политического дискурса в Республике Молдова
В зависимости от смысловой доминанты политического дискурса молдавские политические силы условно можно разделить на несколько групп.
Первую представляют политические силы, ориентирующиеся на интеграцию Молдавии с евроатлантическими институтами. В риторике официальных лиц и программных документах политических партий евроатлантической направленности неоднократно звучат призывы к необходимости вовлечения в институты Европейского союза и НАТО. В палитре политических сил Молдавии, выступающих за ев-роатлантический вектор внешней политики, особо стоит отметить PAS1, а также внепарламентские, но достаточно активные политические силы: Платформу DA2, Демократическую партию3, Либерально-демократическую партию4, Pro Moldova5, Европейскую народную партию6.
В идеологической платформе евро-ориентированных политических партий лежит курс на европейскую интеграцию, призванную создать условия для «реинтеграции Приднестровья», а также обеспечить устойчивый социально-экономический курс молдавского государства. Стоит признать, что европейские институты формируют разветвленную сеть грантовых проектов по развитию торгово-экономического сектора Молдавии, по развитию гражданского общества, модернизации системы государственного управления, восстановлению объектов культурного наследия и др.
Однако вопрос о готовности вступления страны в евро-атлантические структуры и желания Евросоюза видеть в своем составе нового члена остается открытым, да и опыт правления проевропейской коалиции в Молдавии показывает, что между декларацией приоритетов и практическими шагами их достижения - большая дистанция.
Вторая группа - это националистические политические силы, унионистского толка, ориентирующиеся на объединение с Румынией - блок Unirea, Партия нацио-
1 Программа политической партии «Действие и солидарность». Утверждена на учредительном съезде 15 мая 2016 г. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/pas-program-2016-ru.pdf (дата обращения: 04.11.2020)
2 Programul Partidul Politic "Platforma Demnitate §i Adevär". Adoptat la Congresul II Extraordi-nar din 5 februarie 2017. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/pppdaprogram-2017-ro.pdf (дата обращения: 04.11.2020)
3 Программные цели демократической партии Молдовы. Принято 16 июня 2012 г. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/pdm-program-2012-ru.pdf (дата обращения: 04.11.2020)
4 Programul Partidul Liberal Democrat din Moldova. Adoptat la Congresul V din 11 decembrie 2011. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/pldmprogram-2011-ro.pdf (дата обращения: 04.11.2020)
5 Manifest PRO MOLDOVA. Adoptat la 6 octombrie 2020. E-democracy. - URL: https://pro-moldova.eu/manifest (дата обращения: 04.11.2020)
6 Statutul Partidului Popular European din Moldova. Adoptat la Congresul de Constituire din 26 iulie 2015. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/ppem-statute-2015-ro.pdf (дата обращения: 04.11.2020)
нального единства1 и Национал-либеральная партия Молдавии2. При этом румынские политические проекты направлены на ползучую интеграцию части регионов Молдавии, Украины, Приднестровья в свой состав, поскольку там проживают соотечественники. Политические силы унионистского толка, где много представителей крайне радикальных взглядов, пользуются поддержкой Бухареста, который вполне допускает в перспективе включение новых территорий в свой состав. Это является общеевропейской особенностью современного популизма, способного вовлекать в свои ряды сторонников радикальных взглядов как правого, так и левого толка [Швейцер, 2018: 44].
В третью группу входят политические силы, которые выступают за тесное сотрудничество Молдавии с Россией, не отказываясь при этом от партнерства с ЕС. Таковой себя позиционирует Партия социалистов (ПСРМ), которую возглавляет бывший президент Игорь Додон. Усиление политического веса Партии социалистов началось еще в 2014 г., когда на очередных парламентских выборах она получила большинство голосов. Додон, выстроивший президентскую предвыборную кампанию 2016 г. на основе тезисов о сбалансированной внешней политике страны, о правовом обеспечении функционирования русского языка, о «реинтеграции Приднестровья», возвращался к ней снова - уже в период президентской избирательной кампании 2020 г.
Решение включить представителей Приднестровья в молдавский парламент3 без всестороннего урегулирования отношений между сторонами позволяет предположить, что президент ориентировался в большей степени на внешние силы, которые и поддерживали действия молдавского руководства.
Мозаичность политического спектра современной Молдавии предполагает необходимость заключения коалиций и объединений. Однако попытки создания коалиционных соглашений между политическими силами разной направленности не всегда приводят к долговременному сотрудничеству. Примечательными в этом контексте являются события июня 2019 г., когда под лозунгом борьбы с олигарха-том (В. Плахотнюк и Демократическая партия) образовалась коалиция партии социалистов и блока АСиМ4 Характерно, что процесс подписания коалиционного соглашения проходил после консультаций с прибывшими в молдавский парламент послов США и России. Эта коалиция распалась спустя шесть месяцев в ноябре 2019 г., так и не достигнув существенных результатов. Чуть позже социалисты заявили о готовности подписать коалиционное соглашение уже с Демократической
1 Programul Partidului Politic "Dreapta". Adoptat la Congresul de Constituiré din 14 februarie 2016. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/dreapta-program-2016-ro.pdf (дата обращения: 05.11.2020)
2 Statutul Partidului National Liberal. Adoptat la Congresul III din 3 decembrie 2011. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/pnl-statute-2011-ro.pdf (дата обращения: 05.11.2020)
3 Додон призвал представителей Приднестровья в парламенте Молдавии быть активнее. 26.12.2019. ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7431959 (дата обращения: 09.02.2021)
4 ACUM - коалиция правых проевропейских партий - PAS и Платформы DA, созданная с целью совместного участия в парламентских выборах в 2019 г.
партией, на борьбу с которой в июне 2019 г. были мобилизованы большие ресурсы. Это подтверждает тезис об игнорировании идеологических расхождений в угоду практическим целям.
Высокий уровень трудовой миграции из Молдавии ведет к тому, что электоральные предложения политических партий направлены на внешнее окружение. Молдавскую политическую реальность характеризует острая конкуренция между европейскими и евразийскими интеграционными объединениями. В свою очередь, руководство Молдавии стремится всячески сохранить имеющиеся преференции как на Западе, так и на Востоке, откладывая принятие окончательного решения по этому вопросу.
Не случайно тема внешнеполитических ориентиров актуализируется в ходе предвыборных кампаний. Во многом обеспечившая победу Майи Санду на президентских выборах в 2020 г. европейская диаспора стала той силой, за голоса которой идет ожесточенная борьба внутри Молдавии, равно как и за голоса диаспоры из России, которая, вопреки прогнозам, отдала свое предпочтение Ренато Усатому1.
Таким образом, ориентация на внешних игроков остается одним из приоритетов государственной политики, что позволяет говорить о «популизме власти», которая подает себя как безальтернативную, представляющую интересы всей (или подавляющего большинства) нации. Именно в этом контексте разыгрывается карта единственного защитника от внешних и внутренних врагов. Такого рода популизм ограничивается деятельностью других политических сил, также эксплуатирующих популистскую тематику, что хорошо заметно на примере Партии национального единства и Европейской народной партии.
При этом немажоритарные партии становятся популистскими в чистом виде, не имея возможности рассчитывать на электоральный успех и присутствие в законодательных органах страны.
Правые и левые популисты в политическом поле Молдавии
В политической науке существует ряд подходов к пониманию природы правового популизма. Функе определяет его как синтез правой политической ориентации с «народнической» агитацией [Функе, 2004: 75]. Популизм правой направленности (PAS, Платформа DA, Pro Moldova, Либерально-демократическая партия, Либеральная партия, Партия национального единства) характеризуется доминированием особого стиля политического поведения, направленного на привлечение в свои ряды представителей протестного электората и избирателей, пассивно относящихся к текущему курсу Молдавии. В качестве альтернативы эти политические силы предлагают решать стоящие перед государством проблемы путем реформирования молдавского законодательства в соответствии с нормами ЕС с последующей интеграцией в объединение.
1 Диаспора в России отдала больше голосов Усатому, чем Додону. 6.11.2020. Point. md. URL: https://point.md/ru/novosti/politika/diaspora-v-rossii-otdala-bol-she-golosov-usatomu-chem-dodonu (дата обращения: 09.02.2021)
Крупнейшей партией правого толка в Молдове является PAS, которая по результатам досрочных парламентских выборов 11 июля 2021 г. набрала 52,80% голосов1. Остальные партии правого толка не преодолели проходной барьер.
Неизменная союзническая поддержка проевропейских политических сил со стороны европейских институтов говорит о системном подходе ЕС по вовлечению в сферу влияния новых членов. В качестве основных союзников в Европе проевро-пейские партии Молдавии рассматривают немецкий Христианско-демократический союз, Европейскую народную партию, румынскую Национальную либеральную партию.
В риторике официальных лиц правых популистских политических партий заметно не только противопоставление элиты народу, но и разделение внутреннего и внешнего окружения на своих и чужих. Настаивая на полной интеграции Молдавии с ЕС, правые политические силы предлагают наделить правом политического участия румынизированных молдаван.
В этом состоит кардинальное отличие популизма правого толка от левого, который рассматривается в современной науке как отражение стратегии включения «подавленных» слоев населения в «квазигосударственную, напрямую подконтрольную лидеру и клиентельную систему» [Priester, 2012: 3].
Популисты левой направленности (ПСРМ, Наша партия, ШОР, ПКРМ, Гражданский конгресс), базируясь на левых ценностях социальной справедливости, народовластия, солидарности2, строят свои электоральные программы на острой критике экономического блока правительства, что во многом ведет к делегитими-зации власти, особенно после очередных выборов, когда разочарование от несбывшихся надежд охватывает молдавское общество. При этом в политической практике представители левого блока не отказываются от сотрудничества с правыми силами, если это не идет в ущерб собственным интересам. По своим внешнеполитическим устремлениям левые партии, среди которых ПСРМ является наиболее крупной, ориентированы как на восточный, так и на западный векторы развития. Такого рода политика сидения на двух стульях является уже устоявшимся трендом молдавской политической жизни в левой части политического спектра. Мы далеки от того, чтобы причислять ПСРМ к популистским организациям, однако некоторые элементы популизма, несомненно, присутствуют и в ее программных документах, и в риторике политических лидеров.
Для левых политических партий свойственны постоянные апелляции к русскоязычному населению Молдавии: в 2016 г., когда были обещаны союзнические отношения с Россией и особый статус русскому языку, а позже в 2020-2021 гг. - обращение к тем же тезисам и похожей риторике. В структуре левого популизма в
1 Досрочные парламентские выборы в Молдове - 2021: прямая трансляция. 12.07.2021. Sputnik. md. URL: https://ru.sputnik.md/vybory_parlament_2021/20210709/35429926/vybory-parlament-moldova-2021-online-translyatsiya.html (дата обращения: 12.07.2021)
2 Программа Партии социалистов Республики Молдова. Утверждена на XII внеочередном съезде 28 сентября 2014 г. E-democracy. URL: http://www.e-democracy.md/files/parties/psrm-program-2014-ru.pdf (дата обращения: 09.01.2021)
Республике Молдове можно выделить и т.н. протестный сегмент (Гражданский конгресс, Наша партия), который оппонирует и части правых, и части левых сил.
Результат левых популистских партий (блок ПСРМ-ПКРМ) на выборах в 2021 г. составил 27,17%. Политическая сила, идеология которой содержит в себе элементы левого популизма, - партия ШОР на парламентских выборах в 2021 г. набрала 5,74% голосов.
Политическая партия ШОР особенно выделяется из всего разнообразия имеющихся форм молдавского популизма. Левая программа этой политической силы контрастирует с фигурой ее лидера - Иланом Шором, олигархом, который был объявлен в международный розыск по делу о преступлениях в банковской сфере1, когда около миллиарда долларов были выведены за пределы государства. Для партии ШОР характерно сотрудничество с европейскими правыми популистами, например, с Австрийской партией свободы.
И правый, и левый популизм в Молдавии включает в свою повестку проблемы регионализма. Административно-территориальная политика Молдавии основана на унитаризме и любые региональные преференции, даже потенциальные, трактуются молдавскими политическими силами как шаг на пути к регионализации и даже федерализации, что воспринимается в качестве угрозы молдавской государственности.
Для молдавской партийно-политической системы характерно отсутствие состоявшихся региональных политических партий. Существовавшие в Гагаузии в 1990-е гг. политические силы трансформировались в региональные движения -Единая Гагаузия и Новая Гагаузия, а с 2018 - Народно-патриотический союз «Девлет», выступающие за сохранение Гагаузии как административно-территориальной единицы [Боцан, 2018: 43]. Характерной особенностью молдавских правых и левых политических сил является чрезвычайная сдержанность в вопросах предоставления дополнительных полномочий административно-территориальным единицам первого порядка, при декларировании своей готовности вести диалог со всеми политическими силами страны.
Таким образом, сущностные основы нового популизма молдавских политических сил сочетают в себе разнородные элементы, образующие псевдоидеологические конструкты, которые трудно идентифицировать по традиционной право-левой шкале. Масштабы использования механизмов популизма также варьируются: если ПСРМ и PAS прибегают к популистским лозунгам главным образом в предвыборные периоды, то Наша партия, Партия ШОР, Демократическая партия, Платформа DA, Либеральная партия и весь унионистский блок используют популизм как средство, способное обеспечить их политическое долгожительство. Общей для молдавских политических сил является высокая способность сочетаться с другими идеологиями правого и левого толка.
1 МВД Молдовы: Илан Шор объявлен в международный розыск. 30.07.2019. Sputnik.md. URL: https://ru.sputnik.md/society/20190730/27060812/MVD-Moldovy-Ilan-Shor-obyavlen-v-mezhdunarodnyy-rozysk.html (дата обращения: 09.02.2021)
Перспективы нового популизма правой направленности в период президентства Майи Санду
Вместе с тем в современной Молдавии имеется запрос электората на политическую силу центристского толка, которая будет учитывать интересы всех групп населения и реализовывать сбалансированную внутреннюю и внешнюю политику.
Отчасти это предопределило приход к власти в 2020 г. Майи Санду, которая активно выступала с предложением о роспуске парламента. Победа Санду во втором туре во многом стала возможной благодаря коалиции с Р. Усатым, которого ранее она публично называла «бандитом» [Кандель, 2020: 60]. Голосование за Санду было по большей части протестным, вызванным заметным падением рейтинга Додона в последние годы его президентства.
В условиях, когда абсолютное большинство в парламенте составляет PAS, можно предположить, что в будущем во внутренней политике Молдавии, вероятно, будут превалировать вопросы, связанные с необходимостью реформирования не только правоохранительных органов и судебной ветви власти, но и политической системы в целом. Также очевидно, что приоритетом будет борьба с коррупцией.
Экономические проблемы, вопросы обеспечения благосостояния граждан также останутся важнейшим направлением государственной политики. В случае реализации программы действующего президента могут создаваться предпосылки для улучшения положения граждан Молдавии, однако следует принять во внимание, что долгосрочная стратегия по этому вопросу чрезвычайно зависима от внешних источников. Поэтому переменный успех правых будет, с одной стороны, сопровождаться новыми обещаниями улучшения условий жизни граждан Молдавии, а с другой, вероятно, будет нарастать критика со стороны левых сил, и затрагивать она будет в основном российско-молдавские отношения и процесс урегулирования отношений на Днестре.
В области внешней политики, вероятно, будут наблюдаться шаги по более тесной интеграции с институтами ЕС и НАТО, а также по более тесному сотрудничеству с Румынией. При этом российский вектор будет оставаться в числе важных в силу ранее достигнутых договоренностей, включая вопросы урегулирования молдавско-приднестровских отношений.
Качественный контент-анализ показывает, что частотность употребления в риторике Санду приднестровской тематики достаточно высока. Вероятно, на решение данного вопроса будет направлена большая часть ресурсов молдавского внешнеполитического потенциала. При этом поддержку Санду будет искать на Украине, в Евросоюзе, США и НАТО, выступающих за вывод российских миротворцев из Приднестровья. Практические шаги в политике Санду будут значительно отличаться от ее предвыборных обещаний, поскольку заявления о необходимости исключения Приднестровья из диалога вряд ли будут поддержаны как Европейским союзом, так и США, выступающими наблюдателями в международно-признанном формате переговоров 5+2 (Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС, США, а также Приднестровье и Республика Молдова).
При этом важнейшей дискурсивной стратегией Санду должно быть противопоставление популистским заявлениям оппонентов и позиционирование себя как по-
литика умеренного толка, ориентированного на выражение интересов подавляющего большинства молдавского общества.
Выводы
Сущностные основы молдавской модели популизма характеризуются апелляцией к широким слоям населения, использованием в риторике позитивных образов европейской либо евразийской интеграции.
Учитывая имеющийся баланс между проевропейскими настроениями и пророс-сийскими, политическая ситуация будет выводить на поверхность новые политические силы, которые также будут использовать популистские лозунги в своей деятельности. При этом внешнеполитическая тематика продолжительное время будет выступать стержнем предвыборных кампаний кандидатов и политических партий.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о преобладании в политическом поле Молдавии т.н. электорального популизма, когда партии, участвующие в выборах, не скупятся на обещания, озвучивая преимущественно те тезисы, которые хочет слышать избиратель. Тактическая и идеологическая гибкость дополняется в этом случае выстраиванием партийных и избирательных структур на базе про-тестных движений.
Новый популизм в Молдавии можно квалифицировать как стратегию, консолидирующую различные социальные и этнические группы, способную встраиваться в разные идеологические конструкты. Модель нового популизма в Республике Молдова охватывает широкий спектр системных и несистемных политических сил, приобретающих политический капитал на острой критике действующей власти, констатации ее нелегитимного характера.
Особенности партийно-политического спектра и специфика политического процесса в Молдавии позволяют выдвинуть предположение о долгосрочном характере функционирования различных популистских партийных проектов, которые хорошо адаптируются к меняющимся условиям и демонстрируют приверженность ценностям то правого, то левого толка. Такая электоральная стратегия присуща как системным парламентским партиям, так и политическим организациям, не входящим в национальный парламент.
«Маятник» нового популизма из раза в раз качается то в правую, то в левую сторону. Неизменными остаются те внешние силы, которые определяют амплитуду и скорость его движения, заставляя политические партии мимикрировать под систему меняющихся интересов, включать в свои политические программы взаимоисключающие положения.
Список литературы
Боцан И. (2018) Региональные партии и их эволюция в Республике Молдова. Пилигрим-демо. Комрат. - 61 с.
Кандель П. (2020) Президентские выборы в Молдове и парламентские - в Румынии. Научно-аналитический вестникИЕРАН, № 6. С. 59-65. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620205965
Функе Х., Ренсманн Л. (2004) Новый правый популизм в Европе: сравнительный анализ политических партий и движений. Актуальные проблемы Европы. № 2. С. 74-98.
Швейцер В.Я. (2018) Партия и движения политической альтернативы современной Европы. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, № 3. C. 43-47.
References
Aslanidis P. (2016) Is populism an ideology? A refutation and a new perspective Political Studies. No 64 (1S), pp. 88-104. DOI: 10.1111/1467-9248.12224
Boczan I. (2018) Regionalnuje partii i ih evolucija v Respublike Moldova. [Regional parties and their evolution in Republic Moldova]. "Piligrim-Demo". Komrat.
D'Eramo M. (2013) "Populism and the new oligarchy". New Left Review. No 82. Julay-August. URL: https://newleftreview.org/issues/ii82/articles/marco-d-eramo-populism-and-the-new-oligarchy (accessed 15.01.2021)
Funke Kh., Rensmann L. (2004) Novyi pravyi populizm v Evrope: sravnitel'nyi analiz politicheskikh partii i dvizhenii. [New Right-wing Populism in Europe: A Comparative Analysis of Political Parties and Movements]. Aktual'nyeproblemyEvropy. No 2, pp. 74-98. (in Russ.).
Jagers J. and Stefaan W. (2007) "Populism as political communication style: an empirical study of political parties' discourse in Belgium". European Journal of Political Research. No 46 (3), pp. 319-345. DOI: 10.1111/j.1475-6765.2006.00690.x
Kandel P. (2020) Presidentskijye vybory v Moldove I parlamentskije v Rumunii. [Presidential election in Moldova and parliament election in Romania]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, No 6, pp. 59-65. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620205965 (in Russ.).
Laclau E. (2005) On Populist Reason. Verso. London.
Mouffe C. (2018) For a Left Populism. Verso. London.
Priester K. (2012) „Wesensmerkmale des Populismus". AusPolitik und Zeitgeschichte. No. 5-6, pp. 3-9.
Shvejcer V.Ya. (2018) Partiya i dvizheniya politicheskoj al'ternativy sovremennoj Evropy. [Party and Movements of the Political Alternative of Modern Europe]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, No 3, pp. 43-47. (in Russ.).
Van Elsas E.J., A. Hakhverdian & W. van der Brug (2016) United against a common foe? The nature and origins of Euroscepticism among left-wing and right-wing citizens. West European Politics. Vol. 39. No 6, pp. 1181-1204. DOI: 10.1080/01402382.2016.1175244
Eternal Allies and Non-Permanent Interests: Pendulum of New Populism in Republic of Moldova
Received 21.01.2021
Authors: Velikaya N., Doctor of Science (Politics), Professor, Deputy Director, Institute of SocioPolitical Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS), Dean of Sociology Faculty, Russian State University for the Humanities. Address: Fotieva str., 6, bld. 1, Moscow, Russia, 119333. E-mail: natalivelikaya@gmail.com ORCID iD: 0000-0001-5532-844X
Tatarov R., Postgraduate Student, Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences, Lecturer, Pridnestrovian State University. Address: st. October 25, 128, Tiraspol, Pridnestrovie, 3300. E-mail: tatarov-roman.93@mail.ru ORCID iD: 0000-0003-2315-5008
Abstract. The article outlines the main populist political parties of the Republic of Moldova, the main reasons for their appearance and socio-political factors that determined the content of the populist discourse in the post-Soviet period. Firstly, the phenomenon of new populism in Moldova arises from the high involvement of external players in its internal political life, who often associate themselves with the Moldovan political forces, acting as their constant allies. Secondly, the political forces of Moldova are characterized by impermanence of interests, which under the influence of external forces are able to transform, sometimes taking cardinal forms. Considering populist rhetoric and technologies as the main resource of political actors in conditions of uncertainty, the authors assess parties on both the right and left sides of the political spectrum. It is highlighted that the dominant themes of populist discourse in modern Moldova are the following: the opposition of the European integration model to the alternative movement for closer cooperation with Russia, the traditional left-wing opposition to liberal constructs in the economic sphere, and the problem of corruption. It is concluded that populist rhetoric may expand in the coming years and that a number of populist parties will consolidate on both the left and right flanks of the political spectrum. Populist rhetoric is presented in one way or another in almost all political parties, but the real populist forces will not enter the political establishment and will remain non-majoritarian.
Key words: populism, political parties, right and left populism, Transnistria, Unirea, corruption, Euro-Atlantic institutions.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021140150