Научная статья на тему 'Коммуникации региональных отделений политических партий в избирательном цикле 2007 - 2008 годов (на материалах Ростовской области)'

Коммуникации региональных отделений политических партий в избирательном цикле 2007 - 2008 годов (на материалах Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
партийные коммуникации / Избирательный цикл / электобилити / проектные технологии / структурированные среды / party communications / election cycle / electability / designed technologies / structured strata

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тома Юрий Петрович

Рассматриваются формы коммуникаций политических партий в ходе избирательного цикла 2007 2008 гг. в Ростовской области. Отмечаются особенности регионального избирательного процесса. Анализируются внутрипартийные коммуникации как фактор партийной консолидации и стабильности в межвыборный период; партийно-политические коммуникации отдельных региональных отделений политических партий (на примере партии «Единая Россия»). В заключении отмечается, что формы коммуникаций обеспечивают повышение лояльности целевой среды к партиям, позиционируются в контексте региональных интересов, а также стратегических программных установок региональных отделений политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article forms of communications of political parties are considered during a selective cycle 2007-2008 in the Rostov region. Features of regional selective process are marked. In article inner-party communications as the factor of party consolidation and stability during the interelective period are analyzed. Partijno-political communications of separate regional branches of political parties (on party «United Russia» example) are analyzed. In the conclusion it is noticed that forms of communications provide increase of loyalty of the target environment to parties, are positioned in a context of regional interests, and as strategic program installations of regional branches of political parties.

Текст научной работы на тему «Коммуникации региональных отделений политических партий в избирательном цикле 2007 - 2008 годов (на материалах Ростовской области)»

УДК 321.13

КОММУНИКАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЦИКЛЕ 2007 - 2008 годов (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2010 г. Ю.П. Тома

Южный федеральный университет,

пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038,

socpol@sfedu. ru

Southern Federal University, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038, socpol@sfedu. ru

Рассматриваются формы коммуникаций политических партий в ходе избирательного цикла 2007 - 2008 гг. в Ростовской области. Отмечаются особенности регионального избирательного процесса. Анализируются внутрипартийные коммуникации как фактор партийной консолидации и стабильности в межвыборный период; партийно-политические коммуникации отдельных региональных отделений политических партий (на примере партии «Единая Россия»). В заключении отмечается, что формы коммуникаций обеспечивают повышение лояльности целевой среды к партиям, позиционируются

в контексте региональных интересов, а также стратегических программных установок региональных отделений политических партий.

Ключевые слова: партийные коммуникации, избирательный цикл, электобилити, проектные технологии, структурированные среды.

In article forms of communications ofpolitical parties are considered during a selective cycle 2007-2008 in the Rostov region. Features of regional selective process are marked. In article inner-party communications as the factor of party consolidation and stability during the interelective period are analyzed. Partijno-political communications of separate regional branches of political parties (on party «United Russia» example) are analyzed. In the conclusion it is noticed that forms of communications provide increase of loyalty of the target environment to parties, are positioned in a context of regional interests, and as strategic program installations of regional branches ofpolitical parties.

Keywords: party communications, election cycle, electability, designed technologies, structured strata.

Политические партии в современных развитых обществах занимают важное место в политической жизни и выполняют многие функции. Одной из самых значительных является коммуникативная. Возрастание роли партий в государственном управлении актуализирует необходимость концептуального осмысления их участия в политическом процессе, в том числе и на региональном уровне. Злободневность заявленной темы обусловлена также динамичностью политических коммуникационных процессов на территории Ростовской области, поиском новых, оптимальных коммуникативных связей, способствующих обеспечению эффективного взаимодействия региональной исполнительной власти с политическими партиями и обществом с целью выявления и реализации интересов и потребностей различных социальных групп региона.

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 2007 г. стали первой масштабной кампанией нового федерального электорального цикла. Они открыли новый избирательный сезон, включающий в себя выборы Президента РФ и Законодательного собрания Ростовской области четвертого созыва. Избирательная кампания 2007 г. стала стартовой площадкой не только для депутатов нового созыва, но и для последующих выборных кампаний, содержание которых во многом предопределено результатами голосования в нижнюю палату российского парламента. В этом плане особо важны принципиальные изменения избирательной системы РФ, усилившие роль политических партий на выборах. Констатируем, что сегодня эффективная всесторонняя партийная деятельность, направленная на позитивный результат на думских выборах, является важнейшей задачей политических партий региона. Мы предлагаем определить и проанализировать технологии и формы коммуникаций политических партий сезона 2007 - 2008 гг. в Ростовской области.

Организация и проведение избирательной кампании - это процесс, требующий от политических партий одновременно четкости в определении этапов работы, подготовленности и последовательности действий, высокой прогнозируемости и «прозрачности» предстоящих мероприятий. И вместе с тем - гибкости, умения участвовать в работе, несмотря на вне-

запно возникающие обстоятельства, способности встраивать ответы на эти «вызовы» момента в общий процесс избирательной работы.

В канун очередного избирательного цикла 2007 -2008 гг. Ростовская область сохранила характеристики одного из наиболее стабильных в социально-политическом отношении регионов страны. Протест-ные акции малочисленны, единичны, выражали, как правило, общественное недовольство населения ростом тарифов на услуги ЖКХ и соинвесторов, обманутых застройщиками при строительстве жилья.

Население региона в своей политической менталь-ности является достаточно консервативным, не склонным к радикализму. Донской электорат области характеризуется симпатиями к твердой власти, дер-жавности, социальной справедливости.

По результатам опроса общественного мнения (осень 2007 г.), наибольшей поддержкой избирателей пользовалась политическая партия «Единая Россия» (32 %). Сохранила свой «ядерный» электорат КПРФ - 13 %. Снизилась общественная поддержка ЛДПР - 7 % [1].

Иные политические партии в регионе либо не имеют сложившейся электоральной базы, либо утратили ее. Это касается Союза правых сил, политической партии «Яблоко», Аграрной партии. Внешняя активность региональной структуры партии Семигина («Патриоты России») не получила выражения в поддержке избирателей, малоактивной оказалась и областная структура «Справедливой России». Следует иметь в виду, что данные о политических предпочтениях населения области получены «вне избирательной кампании», т. е. в состоянии «агитационного покоя».

Особенностями регионального избирательного цикла 2007 - 2008 гг. стали:

- отсутствие «нижнего фиксированного порога» участия избирателей в выборах. Это обстоятельство внесло значительные коррективы в расчеты «забора голосов» избирателей и ставило перед структурами политических партий первоочередную задачу наращивания явки на избирательные участки не «инерционного», а своего - «целевого» избирателя;

- отсутствие в бюллетене для тайного голосования графы «против всех» подтолкнуло участвующий в выборах «протестный» электорат отдать свои голоса одной из оппозиционных политических партий;

- запрет, введенный законодателем на критику предвыборных программ оппонентов в официальный период предвыборной агитации, требовал осуществить основные контрпропагандистские мероприятия партий до начала указанного периода;

- сокращение среди участников избирательного процесса числа мелких партий и соответственно, переход их электората к другим участникам выборов, прежде всего оппозиционным;

- тесная взаимосвязь «думской» избирательной (декабрь 2007 г.) и кампаний по выборам Президента РФ и депутатов Законодательного собрания области (март 2008 г.).

Репрезентативность региональных отделений политических партий выборного периода во многом зависит от достижения максимально возможной поддержки избирателями партий в межвыборный период на основе повышения рейтинга партий. При этом сама избирательная кампания политических партий в регионе осуществляется по принципу «электобилити» -уверенно, последовательно, не оставляя у политических оппонентов и избирателей сомнений в безусловной победе [2].

Так, в ходе рассматриваемой нами избирательной кампании региональные отделения политических партий прошли четыре этапа своего участия.

На первом, подготовительном (февраль - июнь 2007 г.) завершилось формирование основных групп агитационно-пропагандистского актива и осуществлялось их первоначальное обучение. Одновременно этот этап стал периодом подготовки основного массива агитационно-пропагандистских материалов предстоящей избирательной кампании.

На втором (июль - сентябрь) проведена подготовка, распространение и использование целевых агитационно-пропагандистских материалов, связанных с разъяснением актуальных позиций политических партий региона, ориентированных на конкретные социальные среды. Агитационно-пропагандистская и массово-политическая работа была направлена на закрепление положительного имиджа и «брэнда» той или иной партии.

Этот этап отмечен контрпропагандистскими мероприятиями, поскольку в условиях избирательной кампании законодательство не позволяет осуществлять критику предвыборных программ и действий политических партий.

На третьем (в октябре - ноябре) - проводится основная агитационная кампания, акция «От двери к двери», информационная кампания (с ноября). Данный вид избирательных технологий пользуется популярностью у многих партий.

Практически ни одна избирательная кампания КПРФ, в том числе и думская, не обходится без активного и широкого использования агитаторов, которые этаж за этажом, дом за домом обходят квартиры граждан, вступают с ними в дискуссию, выясняют их заботы и настроения, разъясняют предвыборную программу и политическую линию партии, убеждают голосовать за список кандидатов от КПРФ.

Региональное отделение «Единой России» на данном этапе занималось проведением информационной кампании. Массово-политические акции и мероприятия были направлены на упрочение поддержки партии со стороны основных электоральных сред. Отмечено активное использование информационно-агитационных пикетов в каждом муниципальном образовании региона. Основным мероприятием регионального уровня в этот период стал Форум депутатов «Единой России», который завершил цикл общественных слушаний по актуальным социально-экономическим вопросам. Во всех муниципальных образованиях области были проведены встречи кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, осуществлен комплекс организационно-политических мероприятий по мобилизации партийного актива, коалиционных партнеров партии на региональном уровне, объединенных в общественные организации, сторонников «Единой России» на обеспечение ее электоральной поддержки.

На этом этапе была активизирована система наружной политической рекламы, выход материалов в печатных и электронных СМИ.

На четвертом (декабрь) - были реализованы мероприятия обеспечения прямого участия региональных отделений политических партий в выборах, подведены итоги их участия в «думской» избирательной кампании, утверждены планы подготовки и участия партий в избирательных кампаниях по выборам Президента РФ и депутатов Законодательного собрания области. В интересах предстоящих мероприятий были реорганизованы избирательные штабы партий.

В ходе избирательного цикла 2007 - 2008 гг. с целью продвижения информации о региональных отделениях политических партий были использованы разнообразные технологии информационного воздействия. Среди них:

1. Убеждение. Оно рассчитано на образованную аудиторию, способную разобраться в партийной позиции и идеологии. Ей важны логические обоснования и аргументы. Особенно этот вид информационного воздействия важен в Ростове-на-Дону, так как город является интеллектуальной столицей ЮФО, здесь сконцентрированы наиболее авторитетные вузы, СМИ, проживает большое число лидеров общественного мнения. Для этой цели необходимо представлять партийную позицию, разъяснять ее суть и отличия. Убеждающее воздействие должно быть как прямое, так и косвенное. Если первое достигается при помощи партийного информирования и агитации с участием ньюсмейкеров и партийных лидеров, то вторая форма связана с привлечением разнообразных экспертов. Задача экспертов (в основном политологов) - убеждение избирателей в том, что, например «Единая Россия» - наиболее адекватная политическая партия, отстаивающая интересы большинства населения, занимающаяся реальными делами, а не «говорильней». Этого можно достичь через донесение экспертами информации о:

- позитивных инициативах «Единой России» через их рассмотрение и анализ;

- весомых позициях и авторитете партии в Ростове-на-Дону, силе и потенциале городского отделения и его руководителях. Эксперты подчеркивают, что это отделение - самая влиятельная партийная организация в городе (важно сравнить степень узнаваемости партийных лидеров, информированность о делах партии и оппонентов);

- неудачах и просчетах политических оппонентов, «двойной морали» оппозиции, популизме, отсутствии политического влияния в масштабах России и в регионе.

Этой форме воздействия необходимо уделять особое внимание в межвыборный период, когда до выборов есть еще время, так как убеждение формирует достаточно устойчивые политические позиции. Важный момент - убеждение эффективно работает только в отношении сторонников партии или колеблющихся. Все остальные будут игнорировать информацию или отторгать ее.

2. Внушение - другой вид воздействия, рассчитанный на аудиторию с низким образовательным уровнем и познавательными способностями. Здесь используются псевдоаргументы, визуальные образы, «авторитеты», манипуляции. Именно на внушение работает, например, наглядная агитация. Явный недостаток внушения - некритическое усвоение информации, а следовательно, неустойчивость мнений. Поэтому наиболее массированное использование технологий по внушению нужных партии позиций рационально использовать непосредственно в предвыборный период.

Для этой цели необходимы лидеры общественного мнения, которые будут «подсказывать» за кого голосовать, указывать своим авторитетом «правильную линию поведения». Используются опросы представителей общественного мнения с нужными результатами, выборочные опросы граждан, имеющих нужные точки зрения, которые будут опубликованы.

Кроме того, в рамках кампании по внушению подчеркивалось, что Ростов-на-Дону - территория, где партии наберут очень много голосов в связи с рядом обстоятельств (элитная поддержка, опросы большинства, сильные позиции местных отделений и т.д.).

3. Передача эмоционального отношения. Данный способ воздействия особенно важен на заключительном этапе агитационной кампании. В нашем случае он предполагает связь позитивных событий и ожиданий, хорошего настроения с политической партией и ее лидерами. Для этого необходимо в рамках агитационной предвыборной кампании продумать ряд мероприятий позитивного плана, демонстрировать уверенность в успехе на выборах.

4. Подражание - подразумевает актуализацию мотивации к необходимым действиям. На примере «Единой России» это может быть работа в нескольких направлениях. Во-первых, демонстрация того, насколько важным (интересным, полезным, продуктивным и т.д.) может быть сотрудничество с Ростовским-на-Дону городским отделением партии с целью привлечения новых сторонников, активистов и членов

партии. Например, при помощи партии можно получить дополнительное образование (Школа молодого актива, семинары), найти поддержку и помощь, друзей, карьерное продвижение и т. д. Во-вторых, это показ «правильного» поведения во время голосования. Например, с использованием образа большинства, которое поддерживает «Единую Россию».

Борьба за влияние в обществе, доверие избирателя -основа работы партии со средами. Это другой вид избирательных коммуникаций. На формирование электорального образа партии направлены социальные проекты «Единой России», ориентированные на выявление и решение проблем, с которыми избиратели сталкиваются в повседневной жизни. Данная форма коммуникативной деятельности представляется актуальной, так как Ростовская область является одним из регионов, где влияние партии власти продолжает оставаться стабильным при относительно недостаточной работе партийных оппонентов со средами.

Цель проектного подхода в региональной партийной коммуникативистике состоит в формировании позитивного электорального образа регионального отделения «Единой России». Данная цель достигается через совершенствование сложившихся подходов на региональном уровне и развитие новых возможностей работы со средами, через вовлечение партии и жителей региона во взаимодействие и партнерство.

К проектным технологиям, применяемым в пределах Ростовской области, предъявляются следующие требования:

- региональное отделение не должно подменять исполнительную власть и иные институты общества региона;

- проекты должны быть технологичны, основываться на реальной практике, иметь четкие индикаторы реализации, гарантировать результат в реальных условиях региона;

- гарантировать достижение позитивного электорального результата для регионального отделения партии в рамках региональной избирательной кампании, на сопровождение которой они направлены;

- формировать повестку дня целевой среды, создавать вокруг партии «пространство региона» по проблемам среды региона.

Подходы к проектным технологиям работы со средами региона. Например, взаимодействие через партийный институт - координаторов партии. В его основе:

- подробное подразделение общества на отдельные социальные группы - среды;

- выделение (по определенным соображениям) приоритетных для регионального отделения партии сред;

- подбор партийных представителей (координаторов) - людей, знающих среду, по возможности, авторитетных в ней;

- построение сети координаторов, ответственных за среды - от регионального до местного уровней.

Преимущества данного подхода: высокий мобилизационный потенциал; персонификация ответствен-

ности в работе с конкретными средами; удобство управления сетью координаторов.

Недостатки: подвержен бюрократизации и формализации; значительные издержки и снижение эффективности управления сетью на долговременной основе.

Другой важной технологией в работе регионального отделения партии со средами может быть проектный подход, в его основе:

- постоянный мониторинг проблем общества региона;

- выявление резонансных проблем и приоритетных сред;

- а также групп влияния и лидеров в них, вовлечение в диалог, партнерство;

- проектное воздействие на проблему и среду, где она актуальна.

Преимущества данного подхода: эффективен для мониторинга и работы с резонансными проблемами и приоритетными средами; работает и в четко структурированных, и в мобильных (подвижных) средах; эффективен как «фоновый» проект.

Недостатки: проекты, на первый взгляд, не имеют очевидных политических и электоральных задач; де-персонифицированность в управлении конкретными средами.

Особую значимость данные проектные технологии приобретают в совокупности с работой со средами, сторонниками партии.

Особенности работы со средами регионального отделения «Единой России» были отмечены активизацией конкурентной борьбы, которую партии-оппоненты используют в своих имиджевых целях, активизируя протестные акции, апеллируя к любым протестным локальным группам граждан, методам политических провокаций, фальсификации информации и т.д.

В соответствии с названными особенностями актуальны следующие задачи, направления и формы работы:

- более плотная и прямая интеграция ключевых структурированных общественных сред в деятельность партий в различных формах;

- использование формата партийных «праймериз», мягкого рейтингового голосования при выдвижении кандидатов от общественных структур, включение представителей общественных структур в муниципальный кадровый резерв;

- выработка формата Соглашения при создании объединения или союза;

- обеспечение системного взаимодействия по всем основным направлениям организаторской и политической деятельности партии;

- четкое определение ключевой повестки взаимодействия со всеми основными средами;

- не допускать перехвата партиями-оппонентами информационных поводов, антикризисной повестки, значимой для сред;

- диалоговая форма работы, продуцирование выработки конструктивных предложений;

- постоянное взаимодействие с лидерами общественного мнения;

- инициирование проведения общественных слушаний по проблемным для сред вопросам;

- прямое формирование политической мотивации поддержки позиции партии через широкое вовлечение представителей структурированных сред в ее деятельность, обозначение позиции сред в СМИ, на форумах сторонников и т. д.;

- опосредованное формирование мотивации поддержки партии через развитие среды значимого общения и взаимодействия, совместной позитивной, созидательной деятельности (soft power) (совместные акции, досуг, фестивали и т.д.);

- целевая работа со средами, работа с микрогруппами;

- широкое вовлечение сред в «уличные» формы работы - пикеты, митинги, шествия и т.д.;

- выработка механизма работы Советов сторонников рекомендации в члены партии, критериев рекомендации;

- продолжение практики проведения социальных конкурсов.

В региональном избирательном цикле 2007 - 2008 гг. «Единая Россия» использовала следующий механизм взаимодействия со средами:

1. Обеспечение взаимодействия со структурированными средами различными общественными организациями, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве. Отношениями сотрудничества были охвачены все основные среды - профессиональные и творческие союзы, молодежные объединения, женское движение, объединения предпринимателей, инвалидов, пенсионеров, спортсменов, ветеранов, ученых, деятелей культуры, науки, искусства, патриотические и национальные объединения, казачьи структуры и др.

Формы и методы работы были следующими:

- поддержка и содействие, совместная деятельность с Региональным советом сторонников «Единой России», Консультативным советом общественных объединений, Советами сторонников в местных отделениях партии;

- вовлечение в партийные акции и мероприятия, деятельность;

- включение блоковых компонентов, ориентированных на работу со средами, в партийные акции;

- участие в совместных акциях;

- разработка и реализация совместных акций и проектов;

- вовлечение в работу диалоговых площадок партии - политклубов, «круглых столов»;

- адресная работа с лидерами общественного мнения регионального и муниципального уровней;

- привлечение лидеров общественного мнения, руководителей общественных объединений к информационно-разъяснительной и агитационной работе в период избирательных кампаний;

- инициирование выступлений представителей сред в СМИ по актуальным поводам;

- выдвижение представителей сред - членов партии и сторонников, кандидатами на выборах различных уровней;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие представителей сред в партийных «праймериз»;

- работа с микрогруппами в межвыборный и выборный периоды;

2. Работа с неструктурированными средами. Сегодня - это молодежь, бизнес-сообщество, жители села и пенсионеры. В каждой из этих сред ведется определенная работа.

Одной из важных в региональном отделении «Единой России» является работа с молодежью, сотрудничество и поддержка молодежных организаций. Политика партии нацелена на её консолидацию вокруг позитивных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, социальная ответственность.

Активно работает региональное отделение с ветеранскими организациями и движениями пенсионеров. Проводятся совместные «круглые столы», на которых рассматриваются и решаются многие социально значимые вопросы. Представители организаций ветеранов и пенсионеров постоянные участники праздничных акций и митингов.

Ведется работа по проектам в области безопасности, по взаимодействию с казачеством, органами местного самоуправления, собственниками жилья, творческой интеллигенцией, военнослужащими и членами их семей, учителями, религиозными объединениями, библиотечным сообществом, с участниками потребительского рынка, а также по вопросам экологии, развитию физической культуры и спорта, а также взаимодействию по национальным проектам, патриотическому воспитанию молодежи, национальной политике по вопросам содействия реализации частно-государственных программ в области решения проблем детей-сирот, оказанию помощи обманутым дольщикам.

Пожалуй, самым важным направлением работы со средами является эффективная деятельность Регионального совета сторонников «Единой России», созданных в каждом местном отделении партии. В их составы входят представители региональных отделений общественных объединений, авторитетные деятели культуры в искусства, науки, предприниматели. Особая роль в выборный период отводится общественным организациям и их лидерам (большинство из них - это лидеры общественного мнения).

Поступила в редакцию

Хороший результат на выборах - это эффективная работа со средами в межвыборный период, показатель грамотно выстроенной концепции ее основных направлений. Руководители общественных объединений избраны и продолжают избираться в руководящие органы Регионального отделения партии, входят в число её членов, работают в Советах сторонников, в Консультативных советах общественных объединений всех уровней.

Для координации взаимодействия с общественными объединениями и их активистами был создан Консультативный совет конструктивных общественных сил Дона при региональном политсовете партии «Единая Россия». Члены Совета представляют объединения, с которыми региональное отделение заключило договоры о взаимодействии и сотрудничестве. Именно через систему Консультативных советов получили возможность более полно участвовать в жизни партии руководители и активисты общественных объединений - как ее члены, так и сторонники. Все они лидеры общественного мнения.

Данные формы партийно-политических коммуникаций имеют присущие им особенности, связанные с политическим и избирательным процессом Ростовской области. Среди них - основные группы проектов работы со средами, направления проектных технологий, механизмы вовлечения граждан в проектную работу, мониторинг сред региона. Можно отметить, что коммуникации политических партий способствуют активизации не только самих партий, но и избирательного процесса на региональном уровне. Обозначенные формы коммуникаций обеспечивают повышение лояльности целевой среды к партиям, позиционируются в контексте региональных интересов, а также стратегических программных установок региональных отделений политических партий.

Примечания

1. Южно-Российский исследовательский центр. URL: http://www.opros-center.info.ru (дата обращения: 20.12.2007).

2. Электобилити - в электоральных соцопросах позиция, отражающая объективное мнение (прогноз) опрошенных относительно того, чьи шансы на предстоящих выборах они расценивают как наиболее высокие.

21 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.