Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ VIII СОЗЫВА / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жичкин Валерий Владимирович

Автор исследования анализирует влияние новой коронавирусной инфекции на избирательную кампанию по выборам депутатов Государственной Думы VIII созыва как в агитационный период, так и непосредственно в момент проведения голосования. Задачи исследования: выяснить, повлияла ли пандемия коронавирусной инфекции на избирательную кампанию в целом и на прозрачность и легитимность избирательного процесса в частности; какие вынужденные изменения претерпели избирательная система и предвыборная работа кандидатов и партий, а также применимы ли данные изменения вне условий пандемии. В работе автором анализируются программные документы партий, используются контент-анализ и сравнительный метод. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что пандемия коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на избирательную кампанию 2021 г. как с точки зрения организации, подготовки и проведения голосования, так и в вопросах предвыборной деятельности политических партий и кандидатов. Некоторые изменения - ситуативные, не применимы вне условий эпидемических рисков, другие - системные - имеют все шансы стать стандартной практикой вне условий пандемии. Изменения, затронувшие избирательный процесс, не сказались на прозрачности и легитимности избирательного процесса, а в некоторых аспектах сделали его удобнее для избирателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE PANDEMIC OF NEW CORONAVIRUS INFECTION ON THE ELECTION OF DEPUTIES OF THE STATE DUMA OF THE 8TH CONVOCATION

The author analyzes the impact of the new coronavirus infection on the campaign for the election of deputies to the 8th State Duma, both during the campaign period and at the time of voting. Research objectives are to find out whether the coronavirus pandemic affected the election campaign in general and the transparency and legitimacy of the electoral process in particular; what forced changes have been made to the electoral system and the pre-election work of candidates and parties, and whether these changes are applicable outside the conditions of the pandemic. In the article, the author research the program documents of the parties, uses content analysis, and the comparative method. As a result, the author came to the conclusion that the coronavirus pandemic had a serious impact on the 2021 election campaign, in terms of organizing, preparing and conducting voting, and in matters of electoral activities of political parties and candidates. Some changes are situational, and not applicable outside the conditions of epidemiological risks, others, systemic, have chance of becoming standard practice outside the conditions of a pandemic. The changes affecting the electoral process did not affect the transparency and legitimacy of the electoral process, and in some aspects made it more convenient for voters.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2022. № 2

Валерий Владимирович Жичкин,

аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: Valerie-zh@ya.ru

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА

Автор исследования анализирует влияние новой коронавирусной инфекции на избирательную кампанию по выборам депутатов Государственной Думы VIII созыва как в агитационный период, так и непосредственно в момент проведения голосования. Задачи исследования: выяснить, повлияла ли пандемия коронавирусной инфекции на избирательную кампанию в целом и на прозрачность и легитимность избирательного процесса в частности; какие вынужденные изменения претерпели избирательная система и предвыборная работа кандидатов и партий, а также применимы ли данные изменения вне условий пандемии. В работе автором анализируются программные документы партий, используются контент-анализ и сравнительный метод. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что пандемия коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на избирательную кампанию 2021 г. как с точки зрения организации, подготовки и проведения голосования, так и в вопросах предвыборной деятельности политических партий и кандидатов. Некоторые изменения — ситуативные, не применимы вне условий эпидемических рисков, другие — системные — имеют все шансы стать стандартной практикой вне условий пандемии. Изменения, затронувшие избирательный процесс, не сказались на прозрачности и легитимности избирательного процесса, а в некоторых аспектах сделали его удобнее для избирателей.

Ключевые слова: пандемия, выборы в Государственную Думу Российской Федерации VIII созыва, легитимность, избирательный процесс.

Valery Vladimirovich Zhichkin,

Graduate Student, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russia), e-mail: Valerie-zh@ya.ru

INFLUENCE OF THE PANDEMIC OF NEW CORONAVIRUS INFECTION ON THE ELECTION OF DEPUTIES OF THE STATE DUMA OF THE 8TH CONVOCATION

The author analyzes the impact of the new coronavirus infection on the campaign for the election of deputies to the 8th State Duma, both during the campaign period and at the time of voting. Research objectives are to find out whether the coronavirus pandemic affected the election campaign in general and the transparency and legitimacy of the electoral process in particular; what forced changes have been made to the electoral system and the pre-election work of candidates and parties, and whether these changes are applicable outside the conditions of the pandemic. In the article, the author research the program documents of the parties, uses content analysis, and the comparative method. As a result, the author came to the conclusion that the coronavirus pandemic had a serious impact on the 2021 election campaign, in terms of organizing, preparing and conducting voting, and in matters of electoral activities of political parties and candidates. Some changes are situational, and not applicable outside the conditions of epidemiologi-cal risks, others, systemic, have chance of becoming standard practice outside the conditions of a pandemic. The changes affecting the electoral process did not affect the transparency and legitimacy of the electoral process, and in some aspects made it more convenient for voters.

Key words: pandemic, elections to the State Duma of the Russian Federation of the 8th convocation, legitimacy, electoral process.

Вопрос влияния пандемии коронавирусной инфекции на государственные и общественно-политические процессы, несмотря на относительную новизну данного явления, рассматривался многими отечественными и зарубежными исследователями. Ф. Долгих отмечает, что «в сложившейся ситуации партии были вынуждены изменять формы осуществления своей деятельности, делая упор на дистанционный формат»1. Б.В. Николаев, рассматривая влияние пандемии на выборы в США в 2020 г., пишет, что решение о приостановке процедуры сбора подписей «вызвало волну исков с требованием адаптации законодательства штатов о выборах и референдумах к данной чрезвычайной ситуации»2. В.И. Чехарина указала на необходимость «изучать возможности других способов голосования, в том числе досрочного, многодневного, дистанционного, мобильного и электронного голосования в целях использования

1 Долгих Ф.И. Политические партии России в условиях пандемии коронавируса: последствия и поиск новых форматов деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 9. С. 26-30.

2 Николаев Б.В. Пандемия, избирательный процесс и практика Верховного суда США // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Ульяновск, 30 апреля 2021 г.) / Гл. ред. И.Н. Суетин. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. С. 136-138.

наиболее эффективного опыта в электоральной практике Российской Федерации»3.

Многие страны за эти годы оказались перед выбором: проводить выборы в условиях пандемии или переносить их в надежде, что через какое-то время ситуация стабилизируется. Т. Ландман в качестве потенциального решения (в первую очередь для США) предлагает использование смешанной системы голосования: голосование по почте для пожилых, онлайн-голосование для людей с электронной подписью и стандартное голосование с соблюдением необходимых мер. Такое перестроение избирательной системы, по словам Ланд-мана, требует высочайшего уровня взаимопонимания между всеми политическими акторами4. В рамках данной работы предлагается рассмотреть российский опыт адаптации избирательной системы в целом, а также политических партий в частности, к проведению федеральной выборной кампании в условиях пандемии.

Выборы в Государственную Думу VIII созыва — первая федеральная избирательная кампания в России, проводимая в условиях пандемии. Первым по времени мероприятием в ходе кампании стал отбор кандидатов, которые будут представлены в списке партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу. Отбор кандидатов осуществлялся в период с 24 по 30 мая 2021 г. в онлайн-формате на территории всей страны, а также в офлайн-режиме в некоторых субъектах Российской Федерации. Пандемия стала катализатором развития и модернизации инфраструктуры партийного предварительного голосования: при проведении процедуры для безопасности и достоверности учета голосов были использованы технологии блок-чейн и авторизация через ЕСИА «Госуслуги» для избирателей. Сама процедура электронного предварительного голосования разрабатывалась и внедрялась еще до пандемии, однако скачок в популярности такой формы отбора кандидатов пришелся именно на 2021 г. Всего за 3 года число проголосовавших на предварительном голосовании в онлайн-формате выросло в 100 раз: с 60 тыс. участников в 2018 г. до 6 млн в 2021 г. Технически, организационно и юридически «Единая Россия» уже готова полностью отказаться от очной формы проведения праймериз, даже вне условий пандемии, однако такое решение партийным руководством не принималось. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что технологии, применяемые на электронном предварительном голосовании, могут использоваться в дальнейшем

3 Чехарина В.И. О специфике организации и проведения выборов во время пандемии COVID-19 (некоторые вопросы) // Политика и общество. 2020. № 4. С. 19-35.

4 Landman T., Splendore L.D.G. Pandemic Democracy: Elections and COVID-19 // Journal of Risk Research. 2020. Vol. 23. No. 7-8. P. 1060-1066.

и вне сложных эпидемических условий. Процедура зарекомендовала себя как безопасная, прозрачная и легитимная.

8 июля 2021 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выпустила рекомендации по профилактике рисков, связанных с пандемией, для всех участников избирательного процесса5. Следует отметить, что подобный документ на прошлых выборах в Государственную Думу не выпускался. Согласно общим рекомендациям, на входе в помещения избирательной комиссии, а также помещения для голосования проводится дистанционная термометрия, а в случае выявления повышенной температуры гражданин изолируется в специальном помещении до прибытия медицинских работников. В помещении требуется соблюдение физической дистанции, ношение средств индивидуальной защиты (маска и перчатки), а также периодическая обработка рук антисептическими средствами. Вытекающим из обозначенных выше требований является запрет на рукопожатия и другие физические контакты, однако этот пункт был отдельно изложен в рекомендациях. Непосредственно в день голосования документ, удостоверяющий личность, согласно рекомендациям, предъявляется избирателем в открытом виде, но не передается члену участковой комиссии.

Помимо рекомендаций для участников выборного процесса, Роспотребнадзор представил дополнительные требования к помещениям для голосования, которые должны быть просторными (для обеспечения дистанции), по возможности, иметь два входа для разделения потоков, а также иметь перед входом пункт дезинфекции рук и выдачи средств индивидуальной защиты. Кабины для тайного голосования используются без передней шторки, но при этом их рекомендовано разместить так, чтобы тайна голосования была полностью обеспечена.

Таким образом, рекомендации Роспотребнадзора, решая задачу по обеспечению безопасности здоровья избирателей, оказывают существенное влияние на подготовку и проведение избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы VIII созыва. Большая часть рекомендаций касаются организационной части голосования и не влияют на прозрачность и легитимность процедуры. Однако использование кабинки для голосования без передней штор-

5 Рекомендации по профилактике рисков, связанных с распространением коро-навирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 г. // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 2021. URL: http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/ rekomendatsii-rospotrebnadzora/rekomendatsii-rospotrebnadzora-uchastnikam-nov.pdf

ки и предъявление документов избирателем без передачи работнику комиссии могут создавать дополнительные риски нарушений. Такая практика не может быть применена вне условий пандемии, как и другие ситуативные рекомендации Роспотребнадзора.

Отдельный документ также был выпущен Роспотребнадзором для кандидатов и избирательных объединений, участвующих в кампании6. Он содержит как общие рекомендации по соблюдению противоэпидемических мер, так и рекомендации кандидатам избегать сбора подписей посредством поквартирного обхода. Такое решение объяснимо с точки зрения борьбы с пандемией, но создает дополнительные сложности для малых партий и самовыдвиженцев, для участия в выборах которым требуется сбор подписей. Организованные при поддержке региональных органов власти пункты сбора подписей решили эту проблему: на прошедших выборах были широко представлены как новые политические партии, так и самовыдвиженцы, что говорит о выстроенном и эффективном процессе сбора подписей без поквартирного обхода.

На этапе предвыборной агитации политические партии и кандидаты также были вынуждены скорректировать свою работу в силу существующих ограничений. Так, в условиях запретов на массовые мероприятия стало невозможным проведение уличных акций, пикетов и масштабных встреч с избирателями. От этого пострадала как партия власти, которая не смогла провести полномасштабный форум сторонников — одно из ключевых мероприятий, демонстрирующих масштабность народной поддержки, так и оппозиционные партии, зарабатывающие очки за счет уличных акций и протестов. Особую актуальность в такой ситуации получили дебаты на телеканалах и работа партий и кандидатов в социальных сетях. Именно эти инструменты стали основой для донесения своих предложений и мировоззрений для политических партий и кандидатов на выборах 2021 г. В дальнейшем именно опыт и качество взаимодействия с избирателями в цифровом пространстве могут стать решающим фактором продолжения существования той или иной политической партии, поэтому расширение партийной работы в социальных сетях будет актуальным и вне пандемических ограничений. При этом построение работы исключительно в «цифре» представляется

6 Рекомендации кандидатам и избирательным объединениям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 г. // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 2021. URL: http://www.cikrf.ru/ analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/rekomendatsii-rospotrebnadzora/ rekomendatsii-rospotrebnadzora-kandidatam-i-IO.pdf

недостаточным, поскольку запрос на личное, живое общение избирателей с кандидатами остается актуальным. На легитимность избирательного процесса вынужденная корректировка инструментов предвыборной агитации в целом не повлияла, поскольку изменения коснулись в равной степени всех акторов и являются скорее реакцией на ситуацию, чем системным долгосрочным решением.

Понимая сложность эпидситуации, в условиях которой проводятся выборы в Государственную Думу, 9 из 14 партий, участвовавших в выборах 2021 г., подписали соглашение «За безопасные выборы», гарантируя со своей стороны соблюдение всех требований санитарной безопасности, обеспечение кандидатов, агитаторов и наблюдателей средствами индивидуальной защиты, а также уменьшение количества массовых мероприятий. Помимо «Единой России» (инициатора подписания) к соглашению присоединились «Гражданская платформа», ЛДПР, «Зеленая альтернатива», «Новые люди», Партия роста, «Зеленые», Партия пенсионеров и «Родина». В целом практика подписания соглашений между партиями в преддверии выборов не является новой, однако соглашение, касающееся эпидемической безопасности избирателей, подписывалось впервые. С точки зрения влияния на избирательную кампанию это, несомненно, говорит о готовности участников выборов к диалогу и согласию с конкурентами по организации «правил ведения игры», что позитивно сказывается на легитимности процедуры в целом.

Пандемия оказала влияние и на ключевое внутрипартийное мероприятие каждой партии — предвыборный съезд, утверждающий партийные списки, программу и, зачастую, предвыборную стратегию партии. Требования о соблюдении дистанции, максимальном числе участников и другие ограничения, вводимые в субъектах, вынудили политические партии проводить предвыборные съезды со значительно меньшим числом делегатов, журналистов, приглашенных экспертов и лидеров мнений, чем в допандемический период. В первую очередь это отразилось на крупных парламентских партиях, имеющих отделения во всех регионах страны. Партиям удалось собрать кворум для принятия необходимых решений, однако дополнительные задачи, связанные с донастройкой кампаний в регионах, демонстрацией масштабов поддержки и политической силы, а также максимальной информационной подсветкой съездов были реализованы не в полном объеме. Такое положение дел оказалось выгодно новым партиям и несистемной оппозиции в целом, которых введенные ограничения коснулись в меньшей степени. Применение таких ограничений вне негативных санитарно-эпидемических условий не представляется необходимым и не имеет положительного

влияния на избирательную систему в целом. Влияния на легитимность процедуры также не обнаружено.

Тема коронавируса ожидаемо была отражена в предвыборных программах многих политических партий, принятых по итогам съездов. При этом контекст упоминания и отношение к реакции власти на эпидемические угрозы в программах в значительной степени различаются. Так, в Народной программе «Единой России» пандемия называется вызовом, который «показал не только сильные стороны, но и проблемы отечественного здравоохранения». Партия в программе предлагает разработать санитарно-эпидемический щит путем обеспечения независимости собственного производства вакцин и тест-систем. Пандемия также упоминается в связи с поддержкой волонтерской активности7. В программе КПРФ пандемия упоминается 1 раз в контексте обострения проблемы с ценами на продовольствие и тревогами граждан8. ЛДПР в своей программе говорит о бесплатной вакцинации и обеспечении лекарствами в период эпидемий9. Партия «Коммунисты России» ассоциирует пандемию с усилением контроля над обществом и экономикой, сокращением населения России, коррупцией, проблемами здравоохранения и предпринимателей. «Коммунисты России» предлагают отменить пандемические ограничения на проведение публичных мероприятий, выступают против принудительной вакцинации. Упоминание пандемии в программе «Коммунистов России» встречается значительно чаще, чем в программах других партий10. Государственная политика по борьбе с пандемией характеризуется в программном манифесте «Партии роста» как переплетение разумных шагов и хаотичности11. «Новые люди» в контексте пандемии говорят об эффективности дистанционной медицины, а также посвящают целый подраздел программы вопросу добровольности вакцинации и признанию зарубежных вакцин12. О запрете на принуждение к вакцинации сказано и в программе Российской партии свободы

7 Народная Программа «Единой России» // Единая Россия. 2021. URL: https:// er.ru/party/program

8 Предвыборная программа Коммунистической партии Российской Федерации на выборах в Государственную Думу ФС РФ VIII созыва // КПРФ. 2021. URL: https:// kprf.ru/party-live/cknews/203630.html

9 Предвыборная программа ЛДПР 2021 // ЛДПР. 2021. URL: https://лдпр.рф/part

10 Программа Коммунистической партии «Коммунисты России» на выборах Государственной Думы Федерального Собрания РФ VIII созыва // Коммунисты России. 2021. URL: https://komros.info/predvybornaya-programma-kpkr/

11 Манифест Партии роста «ЗаДело» // Партия роста. 2021. URL: https://rost. ru/about/manifest/

12 Программа партии «Новые люди» // Партия «Новые люди». 2021. URL: https:// newpeople.ru/program_newpeople

и справедливости13. В программе партии «Родина» предлагается возведение инфекционных госпиталей во всех крупных городах и бесплатная реабилитация переболевшим коронавирусом14. «Яблоко», уделяя подраздел программы борьбе с эпидемиями, предлагает комплекс противопандемических мер, среди которых компенсация потерь при объявлении локдауна, обеспечение вакцинами всех регионов и увеличение темпов вакцинации, регистрация зарубежных вакцин, а также дополнительные выплаты медработникам15. Таким образом, 9 из 14 политических партий, выдвигавших списки кандидатов на выборы в Государственную Думу VIII созыва, в той или иной форме упоминают в своих программах пандемию коронавирус-ной инфекции, что говорит о важности данной темы как в контексте избирательной кампании, так и государственной политики в целом. На легитимности процедуры упоминание или неупоминание вопроса пандемии не отражается. Тем не менее новые вызовы признаются большинством партий как заслуживающие особого внимания и проработки решений.

Наконец, определенные изменения в связи с пандемией коснулись непосредственно единого дня голосования. Многодневный формат голосования и дистанционное электронное голосование обрели особое значение в существующих эпидусловиях. В некоторой степени именно пандемия стала триггером для развития электронной формы голосования, как это говорилось ранее в контексте прай-мериз «Единой России». Такие вынужденные изменения оказали существенное влияние на избирательную кампанию 2021 г. и избирательную систему в целом. Многодневный формат голосования, во-первых, позволил разделить потоки избирателей, не создавая скоплений людей на участках, во-вторых, дал возможность реализовать свое избирательное право большему числу граждан, поскольку привязка к определенному дню, очевидно, была удобна не для всех. Среди рисков для легитимности выборов в связи с многодневным голосованием представляется возможным назвать сохранность бюллетеней в период между днями голосования, а также невозможность для малых партий обеспечить наблюдение на протяжении всех дней голосования. ЦИК РФ в качестве ответа на данные угрозы, во-первых, принял решение о хранении заполненных бюллетеней в

13 Программа Российской партии свободы и справедливости // Российская партия свободы и справедливости. 2021. иЯЬ: https://my.rpss.party/?p=program

14 Программа партии «Родина» на выборах депутатов Государственной Думы VIII созыва 2021 г. // «Родина». иЯЬ: https://rodina.ru/partiya/documentsForRead/48

15 «Свобода и закон. Надежда на будущее». Программа партии «Яблоко» на выборах Государственной Думы VIII созыва (2021) // Яблоко. https://www.yabloko. ru/program2021

специальных запечатанных сейф-пакетах, во-вторых, дал допуск для наблюдателей к системам видеонаблюдения, что позволило свести к минимуму угрозы легитимности выборов. Электронное голосование, примененное в ряде регионов, вовсе свело эпидемические риски к нулю. Технология подсчета голосов, хранения персональной информации, а также авторизации характеризовалась как безопасная и прозрачная многими профильными экспертами (Г. Кузнецов, А. Фролов, М. Вайсман, А. Венедиктов). Таким образом, применение как дистанционного электронного голосования, так и многодневного голосования представляется возможным вне условий пандемии. При этом для обеспечения высокого уровня прозрачности и легитимности избирательного процесса организатору выборов необходимо обеспечить современную и безопасную инфраструктуру, что и было сделано на выборах в Государственную Думу VIII созыва.

В заключение представляется возможным сделать ряд выводов.

Во-первых, пандемия коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на избирательную кампанию 2021 г. как с точки зрения организации, подготовки и проведения голосования, так и в вопросах предвыборной деятельности политических партий и кандидатов.

Во-вторых, все изменения, затронувшие избирательный процесс в связи с пандемией, можно разделить на две группы: ситуативные, не применимые вне условий эпидемических рисков, и системные, применимые вне зависимости от эпидобстановки. К ситуативным изменениям предлагается отнести рекомендации Роспотребнадзо-ра, ограничения в форматах предвыборной агитации, соглашение «За безопасные выборы», ограничение по масштабам проведения предвыборных съездов, а также упоминание пандемической темы в программах партий. К системным изменениям предлагается отнести электронное предварительное голосование, многодневное голосование, а также дистанционное электронное голосование.

В-третьих, многие приемы и инструменты, примененные в ходе кампании 2021 г. имеют все шансы стать стандартной практикой вне условий пандемии.

В-четвертых, изменения, затронувшие избирательный процесс, не сказались на прозрачности и легитимности избирательного процесса, а в некоторых аспектах сделали его удобнее для избирателей.

ЛИТЕРАТУРА

Долгих Ф.И. Политические партии России в условиях пандемии коронави-руса: последствия и поиск новых форматов деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 9. С. 26-30.

НиколаевБ.В. Пандемия, избирательный процесс и практика Верховного суда США // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник материалов

II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Ульяновск, 30 апреля 2021 г.) / Гл. ред. И.Н. Суетин. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. С. 136-138.

Чехарина В.И. О специфике организации и проведения выборов во время пандемии COVID-19 (некоторые вопросы) // Политика и общество. 2020. № 4. С. 19-35.

Landman T., SplendoreL.D.G. Pandemic Democracy: Elections and COVID-19 // Journal of Risk Research. 2020. Vol. 23. No. 7-8. P. 1060-1066.

REFERENCES

Chekharina, V. I. "O spetsifike organizatsii i provedeniia vyborov vo vremia pan-demii COVID-19 (nekotorye voprosy)," Politika i obshchestvo, No. 4, 2020, pp. 19-35.

Dolgikh, F. I. "Politicheskie partii Rossii v usloviiakh pandemii koronavirusa: posledstviia i poisk novykh formatov deiatel'nosti," Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, No. 9, 2020, pp. 26-30.

Landman, T., and Splendore, L. D. G. "Pandemic Democracy: Elections and COVID-19," Journal of Risk Research, Vol. 23, No. 7-8, 2020, pp. 1060-1066.

Nikolaev, B. V. "Pandemiia, izbiratel'nyi protsess i praktika Verkhovnogo suda SShA," Aktual'nye voprosyprava, ekonomiki i upravleniia: SbornikmaterialovII Vseros-siiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh (Ul'ianovsk, 30 aprelia 2021 goda), ed. I. N. Suetin. Cheboksary: Sreda Publishing House, 2020, pp. 136-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.