Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
210
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / QR-КОДЫ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воропаева Мария Александровна

Цель. Анализ влияния выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва и первых результатов работы парламента на показатели одобрения обществом деятельности данного политического института Процедура и методы. Использовались такие методы, как нормативно-правовой анализ изменения законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, сравнительный анализ результатов выборов в парламент предыдущих созывов и их влияния на конфигурацию законодательного органа, проведён вторичный анализ результатов социологического опроса о доверии деятельности политических институтов. Результаты. Показана необходимость повышения политической субъектности Государственной Думы как условия укрепления доверия к институту парламента в России. Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщены данные о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, спрогнозированы общие тенденции в работе парламента с учётом его изменившейся политической конфигурации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCREASING THE POLITICAL SUBJECTIVITY OF THE STATE DUMA OF THE VIII CONVOCATION

Aim. Analysis of the election of the deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the 8th convocation and the impact of the work of the parliament on the approval indicators of this political institution. Methodology. As part of the preparation of the article, the following empirical methods were used: regulatory analysis of changes in legislation on the election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the VIII convocation, comparative analysis of the results of elections to the parliament of previous convocations and their impact on the configuration of the legislative body, secondary analysis of data from a sociological survey on confidence in the activities of political institutions. Results. The necessity of increasing of political subjectivity of the State Duma as a condition for strengthening confidence in parliament is shown. Research implications. The data on the results of the elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the VIII convocation are summarized, general trends in the work of the parliament are predicted, taking into account the changed political configuration of the parliament.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА»

УДК 328.3 Воропаева М. А.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА

аннотация

Цель. Анализ влияния выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва и первых результатов работы парламента на показатели одобрения обществом деятельности данного политического института

Процедура и методы. Использовались такие методы, как нормативно-правовой анализ изменения законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, сравнительный анализ результатов выборов в парламент предыдущих созывов и их влияния на конфигурацию законодательного органа, проведён вторичный анализ результатов социологического опроса о доверии деятельности политических институтов. Результаты. Показана необходимость повышения политической субъектности Государственной Думы как условия укрепления доверия к институту парламента в России.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщены данные о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, спрогнозированы общие тенденции в работе парламента с учётом его изменившейся политической конфигурации.

ключевые слова

Государственная Дума, выборы депутатов Государственной Думы, политическая субъектность, QR-коды, пандемия

структура

Введение

Формирование Государственной Думы VIII созыва: особенности избирательной кампании

Государственная Дума VIII созыва: начало работы Заключение

шь

M. Voropaeva

Financial University under the Government of the Russian Federation 49Leningradskiy prosp., Moscow 125993, Russian Federation

ON THE ISSUE OF INCREASING THE POLITICAL SUBJECTIVITY OF THE STATE DUMA OF THE VIII CONVOCATION

abstract

Aim. Analysis of the election of the deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the 8th convocation and the impact of the work of the parliament on the approval indicators of this political institution.

Methodology. As part of the preparation of the article, the following empirical methods were used: regulatory analysis of changes in legislation on the election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the VIII convocation, comparative analysis of the results of elections to the parliament of previous convocations and their impact on the configuration of the legislative body, secondary analysis of data from a sociological survey on confidence in the activities of political institutions.

Results. The necessity of increasing of political subjectivity of the State Duma as a condition for strengthening confidence in parliament is shown.

Research implications. The data on the results of the elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the VIII convocation are summarized, general trends in the work of the parliament are predicted, taking into account the changed political configuration of the parliament.

keywords

I

State Duma, elections of deputies of the State Duma, political subjectivity, QR codes, COVID-19 pandemic

ВВЕДЕНИЕ

17-19 сентября 2021 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации VIII созыва. Избирательная кампания проходила в форс-мажорных условиях распространения новой корона-вирусной инфекции (COVID-19), которая породила ряд кризисных явлений в экономике, социальной сфере и т. д. В этой связи задача легитимации избирательного процесса и результатов выборов приобрела особую актуальность.

Избирательная система претерпела ряд изменений, но в целом сохранила свою конфигурацию: 225 депутатов Думы VIII созыва были избраны по одномандатным округам и столько же - по партийным спискам. но"н"'

Выборы в 2021 г. проходили в неординарных условиях, когда наряду с их легитимностью необходимо было обеспечить безопасность избирателей. |= Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) стало осно-

ШЬ

ванием для введения трёхдневного голосования на выборах депутатов Государственной Думы VIII созыва1.

О парламентских выборах в целом, а также о политической конфигурации Государственной Думы VIII созыва и прогнозах работы парламента в частности писали С. А. Авакьян [1], Д. А. Ежов [2; 8], В. К. Левашов [3], В. В. Шлычков [7], А. Н. Медушевский [4], М. А. Фалалеев и Н. А. Ситдикова [6], Е. А. Слинько и А. В. Антонов [5]. Вместе с тем вопросы деятельности сформированного парламента пока не нашли достаточного отражения в научных трудах. Последнее и составило цель настоящего исследования.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ VIII СОЗЫВА: ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ Новацией парламентской кампании 2021 г. стало усиление требований к лицам, принимавшим участие в выборах и получившим статус депутата. Преобразования выразились в установлении ограничения в пассивном избирательном праве для лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»2 был установлен запрет для депутатов на наличие иностранного гражданства или вида на жительство в иностранном государстве.

Ряд изменений коснулся и избирательного процесса как такового. Позитивным результатом введения трёхдневного голосования стало повышение явки избирателей до 51,72%, что выше показателя 2016 г. на 3,84%. Однако нельзя говорить о том, что нововведение привело к беспрецедентному повышению уровня интереса граждан к парламентским выборам. Голосование с самой высокой явкой было однодневным - 2 декабря 2007 г. (63,78%) при избрании Думы V созыва.

Впервые в столь широком масштабе на выборах депутатов Государственной Думы также было применено дистанционное электронное голосование. Как развитие положений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» взамен голосования с использованием бумажного бюллетеня избирателям в Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях, в городах федерального значения - Москве и Севастополе - было предложено голосовать с использованием про-

ШЬ

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.

Российская Федерация. Законы. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирова- кндчйлу ния публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.

2

граммного обеспечения (при сохранении возможности голосовать традиционным способом). Итоги электронного голосования вызвали ряд негативных откликов от оппозиционных партий и кандидатов. Так, КПРФ подала в суд иск о признании недействительными результатов дистанционного электронного голосования в Москве3.

Согласимся с Д. А. Ежовым [4, с. 92-93] в том, что центральной темой избирательной кампании стала тема борьбы с распространением новой коро-навирусной инфекции (COVID-19) и её последствиями. Необходимость активных действий и реальной помощи вывела на первый план кампании партий и кандидатов, оказывающих реальную помощь в борьбе с пандемией. Трансформация элитарной демократии в социальную привела в парламент врачей, добровольцев, благотворителей и представителей социальной сферы. Возможно, как элемент предвыборной стратегии это дало определённые результаты, однако остаётся открытым вопрос о влиянии такого рекрутинга на эффективность законотворческого процесса.

Пятипроцентный барьер по партийным спискам преодолели пять партий: «Единая Россия» (49,82%), КПРФ (18,93%), ЛДПР (7,55%), «Справедливая Россия - За правду» (7,46%), «Новые люди» (5,32%). Эти партии в совокупности набрали 89,08% голосов избирателей. Более 6 млн голосов избирателей, отданных за другие партии, были дополнительно разделены между объединениями, прошедшими в Государственную Думу.

Всего же в Государственную Думу вошли представители восьми партий. По одному представителю от «Родины», «Партии Роста» и «Гражданской платформы» были избраны в одномандатных округах.

Политические риски в виде возможного получения парламентской трибуны представителями внесистемной оппозиции были нивелированы.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА VIII СОЗЫВА: НАЧАЛО РАБОТЫ Итоги голосования несколько изменили политическую расстановку сил в Государственной Думе. Впервые с 1999 г. в парламенте оказалось представлено более четырёх партий. Однако говорить о том, что фракция «Новые люди» сможет существенно влиять на ход голосования, - преждевременно. Обновление может привести к разнообразию дискуссии, в частности, связанной с поддержкой предпринимательства, либерализацией экономики в целом.

«Единая Россия», сумевшая реализовать эффективную электоральную стратегию, сохранила конституционное большинство. Это и в восьмом созыве будет обеспечивать поддержку предложениям Президента и исполнительной

НОМЕРА

власти (и ситуативно - примыкание к голосованию по некоторым инициативам

КПРФ подала 31 иск по итогам онлайн-голосования в Москве // РИА Новости : [сайт]. И^^ [29.09.2021]. URL: https://ria.ru/20210929/golosovanie-1752274263.html (дата обращения: 12.12.2021).

3

системной оппозиции). Присутствие и участие в голосовании других фракций демонстрирует публичную легитимность работы парламента. Ряд экспертов оппозиционным парламентским партиям, представленным в VII созыве, отводит и вовсе «декоративную роль в системе властных отношений» [3, с. 10].

Изменения процедуры выборов, в том числе, связанные с увеличением дней голосования и введением дистанционного электронного голосования, оказали существенное воздействие на признание результатов выборов как политическими партиями, так и гражданами. Но в целом итоги выборов в Государственную Думу VIII созыва были лояльно приняты обществом.

Всероссийский центр изучения общественного мнения в рамках еженедельного опроса замеряет одобрение деятельности государственных институтов. Динамика этого показателя говорит о том, что обновление парламента и начало работы нового созыва не привели к повышению одобрения. Так, после проведения первого заседания показатель находился на отметке в 35,5% (замер представлен 24.10.2021), а уже 28.11.2021 составил 32,6%. В то время как неодобрение выросло за тот же период с 43,8% до 47,6%4. Таким образом, свою работу парламент начинает с критически низких показателей одобрения, что является следствием как деятельности предыдущего седьмого созыва, так и процессов политической десубъективизации Государственной Думы.

Опираясь на идеи П. Бурдье [9, р. 19], можно утверждать, что политическая субъектность парламента соответствует символическому капиталу, который должен достичь определённого уровня признания избирателей. Это способность Государственной Думы быть полноценным и самостоятельным актором политического поля, оказывать воздействие на совокупность процессов, происходящих в российском обществе. Именно политическая субъектность позволяет определить истинную роль института в политической системе общества.

За два месяца деятельности Государственной Думы наиболее ярким примером, дающим определённую надежду на повышение роли парламента в общественных процессах, является перенос рассмотрения законопроекта № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» (о О^кодах на транспорте)5.

Законодательные изменения, связанные с ограничениями из-за распространения новой коронавирусной инфекции, вводятся с определённой периодичностью, начиная с марта 2020 г., практически каждый раз вызывая

ШЬ

Деятельность государственных институтов // Всероссийский центр изучения общественного мнения : [сайт]. [28.11.2021]. URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov (дата обращения: 16.12.2021). Российская Федерация. Законы. «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» : Проект федерального закона // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» : [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/17358-8 (дата обращения: 16.12.2021). ст«™

4

5

негативную реакцию со стороны граждан. Вместе с тем кульминацией этих процессов стали законопроекты № 17358-8 и № 17357-8 (о ОК-кодах в общественных местах)6.

После появления первых сообщений о внесении указанных проектов законов граждане массово стали обращаться к депутатам Государственной Думы о необходимости отклонения инициатив Правительства России. Кроме того, в социальных медиа активные граждане оставляли тысячи комментариев соответствующего содержания к постам депутатов. Впервые в отечественной истории цифровой политический активизм оказал влияние на законодательный процесс.

Напомним, что именно недоучёт мнений граждан при разработке законопроектов вменялся Государственной Думе VII созыва. Так, например, 80% граждан выступили против пенсионной реформы7.

Вместе с тем Советом Государственной Думы было принято решение о снятии законопроекта о ОК-кодах на транспорте. Спикер Государственной Думы В. В. Володин пояснил, что «решение снять с рассмотрения законопроект о введении ОК-кодов на транспорте - это результат диалога Государственной Думы с Правительством на основе учёта мнений регионов и обращений граждан. Благодаря обратной связи замечания были услышаны»8.

Таким образом, Председатель Государственной Думы продемонстрировал готовность парламента слышать и учитывать мнения граждан. Однако в полной мере это станет понятным по итогам рассмотрения второго резонансного законопроекта № 17357-8, который также вызвал массу негативных откликов граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее.

Выборы продемонстрировали стабильность российской партийной системы в целом, устойчивость поддержки властных институтов. Государственная Дума VIII созыва, практически сохранившая свою конфигурацию, начинает работу с крайне низких показателей одобрения деятельности.

Российская Федерация. Законы. «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» : Проект федерального закона // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» : [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/17358-8 (дата обращения: 16.12.2021). Повышение пенсионного возраста: реакция граждан. О решении повысить пенсии и его влиянии на отношение к властям // Фонд «Общественное мнение» : [сайт]. [29.06.2018]. URL: https:// fom.ru/Ekonomika/14057 (дата обращения: 15.12.2021).

Законопроект о введении QR-кодов на транспорте снимут с рассмотрения // Коммерсантъ : [сайт]. [13.12.2021]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5128555 (дата обращения: 16.12.2021).

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

6

7

8

Для повышения доверия со стороны граждан парламентскому институту в ближайшие пять лет предстоит постоянно демонстрировать свою политическую субъектность. Думе будет необходим поиск политических проектов, которые могли бы консолидировать общество, в том числе, с использованием новых цифровых технологий, позволяющих организовывать прямое участие граждан в законотворческом процессе.

Наличие доминирующей партии, выстраивающей свою деятельность вокруг Президента и исполнительной власти, может быть использовано в достижении этой цели. «Единая Россия» должна постоянно демонстрировать понимание и готовность законодательно отрабатывать запросы граждан. Прецедент с законопроектом о О^кодах на транспорте позволяет надеяться на оформление этой тенденции в постоянную практику Государственной Думы VIII созыва.

литература

1. Авакьян С. А. Выборы в России: эволюция избирательных систем, современные проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2015. № 5. С. 23-39.

2. Ежов Д. А. Выборы депутатов Государственной Думы восьмого созыва: тенденции и прогнозы // Власть. 2021. Т. 29. № 3. С. 91-93.

3. Левашов В. К., Великая Н. М. Публичная легитимность российского государства в условиях пандемии и выборов в Государственную Думу // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 4. С. 1-14. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.4

4. Медушевский А. Н. Конституционные поправки в России 2020 г. как политический проект переустройства государства // Публичная политика. 2020. Т. 4. № 1. С. 43-66.

5. Слинько Е. А., Антонов А. В. Трансформация политической власти в России: конституционная реформа и парламентские выборы в свете теории разделения властей // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 3. С. 133-138.

6. Фалалеев М. А., Ситдикова Н. А. Выборы в государственную думу VIII созыва. Прогноз стабильности политической системы // Социосфера. 2020. № 1. С. 170-175.

7. Шлычков В. В. Российский электоральный цикл 2021 г. и его воздействие на протекающие социально-экономические процессы и состояние национальной экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2021. № 3. С. 44-48.

8. Электоральные процессы в современном мире / Р. В. Пырма, Р. А. Алексеев, А. В. Абрамов, Д. А. Ежов, А. Н. Аринин, В. Н. Петрищев, П. Б. Салин, П. Я. Фельдман, С. Л. Чепель, Ю. В. Ирхин, А. А. Деревянченко, М. Е. Родионова, Е. Ю. Березкина, В. В. Зубов, С. В. Расторгуев, И. Н. Липилина, Л. М. Ефимова, Н. Н. Бектимирова, Ю. А. Мамаева, Я. А. Шпитюк, Н. Н. Кулакова. М.: КноРус, 2020. 492 с.

9. Bourdieu P. Choses dites. Paris: Minuit, 1987. 229 p.

■Ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

references

1. Avak'yan S. A. [Elections in Russia: the evolution of electoral systems, modern problems]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo [The Moscow University Bulletin. Series 11. Law], 2015, no. 5, pp. 23-39.

2. Ezhov D. A. [Elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation of the eighth convocation: trends and forecasts]. In: Vlast' [The Authority], 2021, vol. 29, no. 3, pp. 91-93.

3. Levashov V. K., Velikaya N. M. [Russia's Public Legitimacy in the Pandemic and the State Duma Elections]. In: Sotsial'noe prostranstvo [Social area], 2021, vol. 7, no. 4, pp. 1-14. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.4

4. Medushevskii A. N. [Constitutional amendments in Russia in 2020 as a political project of the state reorganization]. In: Publichnayapolitika [Public policy], 2020, vol. 4, no. 1, pp. 43-66.

5. Slin'ko E. A., Antonov A. V. [Transformation of political power in Russia: constitutional reform and parliamentary elections in the light of the theory of separation of powers]. In: Region:sistemy, ekonomika, upravlenie [Region: systems, economics, management], 2021, no. 3, pp. 133-138.

6. Falaleev M. A., Sitdikova N. A. [State Duma's Elections of the VIII convocation. Forecast of political system's stability]. In: Sotsiosfera [Sociosphere], 2020, no. 1, pp. 170-175.

7. Shlychkov V. V. [The Russian electoral cycle of 2021 and its impact on the ongoing socio-economic processes and the state of the national economy]. In: Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [The Review of Economy, the Law and Sociology], 2021, no. 3, pp. 44-48.

8. Pyrma R. V., Alekseev R. A., Abramov A. V., et al. Elektoral'nye protsessy v sovremennom mire [Electoral Processes in the Modern World]. Moscow, KnoRus Publ., 2020. 492 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bourdieu P. Choses dites. Paris, Minuit, 1987. 229 p.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 29.12.2021 Статья размещена на сайте: 19.01.2022

информация об авторе / information about the author

Воропаева Мария Александровна - аспирант Департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: mariavoropaeva@yandex.ru

Maria A. Voropaeva - Postgraduate Student, Department of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: mariavoropaeva@yandex.ru

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

правильная ссылка на статью / for citation

Воропаева М. А. К вопросу о повышении политической субъектности Государственной Думы VIII созыва // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru

Voropaeva M. A. On the issue of increasing the political subjectivity of the State Duma of the VIII convocation. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.