Научная статья на тему 'ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ В 2004-2017 ГОДАХ'

ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ В 2004-2017 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СРЕДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / СВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЁТЫ / ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / POLITICAL PARTIES / STATE FINANCING / FEDERAL BUDGET FUNDS / CONSOLIDATED FINANCIAL REPORTS / ELECTIONS OF DEPUTIES öF THE STATE DUMA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долгих Фёдор Игоревич

В статье рассматривается тенденция увеличения прямого государственного финансирования текущей деятельности политических партий в России. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 года, когда начало осуществляться прямое государственное финансирование данного вида деятельности политических партий, по 2017 год. Изучаются факторы, приводившие к увеличению объёма государственного финансирования, а также определяется его воздействие на партийную систему. Выводы автора опираются на анализ сведений о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий, а также иных данных, размещённых главным образом на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Объём средств, выделяемых политическим партиям из федерального бюджета, возрос с 2005 по 2017 год в 257 раз. За указанный период наблюдалось сокращение числа политических партий, получающих государственное финансирование, при этом доля последнего в бюджетах политических партий, сохранивших право на его получение, возрастала, в итоге превратившись для политических партий, его получателей, в основной источник финансирования. Рост объёма государственного финансирования и повышение его доли в структуре партийных поступлений обусловлен увеличением размера денежных средств, выплачиваемых за голос избирателя по итогам выборов депутатов Государственной Думы политическим партиям, получивших не менее 3 % голосов избирателей. Выплаты за каждый полученный на данных выборах голос избирателя возросли за указанный период в 304 раза. Государственное финансирование способствовало росту капиталоёмкости политических партий и формированию партийной системы с преобладанием нескольких крупных политических партий. В настоящее время оно способствует консервации сложившейся партийной системы, ставя политические партии, не имеющие право на получение средств из федерального бюджета, в явно неконкурентные условия с получателями государственного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Долгих Фёдор Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECT STATE FINANCING OF THE CURRENT ACTIVITIES OF POLITICAL PARTIES IN RUSSIA IN 2004-2017

This article considers the trend of increasing the direct state financing of current activities of political parties in Russia. The chronological scope of the study covers the period from 2004, when the direct public funding of political parties was introduced, to 2017. The factors that caused the increase in state funding are examined, and its impact on the party system is determined. The author's conclusions are based on an analysis of information resulting from audits of consolidated financial statements of political parties, as well as other data posted on the website of the Central Election Commission of the Russian Federation. The amount of funds allocated to political parties from the Federal budget increased by 257 times from 2005 to 2017. During this period, there was a decrease in the number of political parties receiving state funding, while the share of state funding in the budgets of political parties that retained the right to receive it increased, eventually becoming the main source of funding for the political parties receiving it. The increase in the volume of state funding and its share in the structure of party revenues is due to an increase in the amount of money paid to political parties that received at least 3 % of the vote for the vote of a voter following the elections of deputies of the State Duma. Payments for each voter's vote received at the elections increased by 304 times over the period. State funding contributed to the growth in capital intensity of political parties and the formation of a party system with a predominance of several large political parties. Currently, it contributes to the preservation of the existing party system by placing political parties that are not entitled to receive funds from the Federal budget in clearly non-competitive conditions compared to recipients of state funding.

Текст научной работы на тему «ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ В 2004-2017 ГОДАХ»

Прямое государственное финансирование текущей деятельности политических партий в России в 2004-2017 годах

Фёдор Долгих*

В статье рассматривается тенденция увеличения прямого государственного финансирования текущей деятельности политических партий в России. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 года, когда начало осуществляться прямое государственное финансирование данного вида деятельности политических партий, по 2017 год. Изучаются факторы, приводившие к увеличению объёма государственного финансирования, а также определяется его воздействие на партийную систему. Выводы автора опираются на анализ сведений о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий, а также иных данных, размещённых главным образом на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Объём средств, выделяемых политическим партиям из федерального бюджета, возрос с 2005 по 2017 год в 257 раз. За указанный период наблюдалось сокращение числа политических партий, получающих государственное финансирование, при этом доля последнего в бюджетах политических партий, сохранивших право на его получение, возрастала, в итоге превратившись для политических партий, его получателей, в основной источник финансирования. Рост объёма государственного финансирования и повышение его доли в структуре партийных поступлений обусловлен увеличением размера денежных средств, выплачиваемых за голос избирателя по итогам выборов депутатов Государственной Думы политическим партиям, получивших не менее 3 % голосов избирателей. Выплаты за каждый полученный на данных выборах голос избирателя возросли за указанный период в 304 раза. Государственное финансирование способствовало росту капиталоёмкости политических партий и формированию партийной системы с преобладанием нескольких крупных политических партий. В настоящее время оно способствует консервации сложившейся партийной системы, ставя политические партии, не имеющие право на получение средств из федерального бюджета, в явно неконкурентные условия с получателями государственного финансирования.

^ Политические партии; государственное финансирование; средства федерального бюджета; сводные финансовые отчёты; выборы депутатов 001: 10.21128/1812-7126-2018-6-49-61 Государственной Думы

1. Введение

Политические партии являются одним из основных элементов политической системы современного общества. Призванием партии является «борьба за государственную власть, участие через своих представителей в её осуществлении»1. Для того чтобы партии могли

* Долгих Фёдор Игоревич - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Москва, Россия (e-mail: fdolgih@synergy.ru).

1 Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус поли-

тических партий в России : учеб. пособие. М. : Норма :

ИНФРА-М, 2011. С. 13.

выполнять свои функции, им необходимы различного рода ресурсы. Предоставление политической партии денежных средств и иных ресурсов либо получение политическими партиями денежных средств в результате осуществления разрешённых законом видов предпринимательской деятельности, совершения гражданско-правовых сделок, проведения мероприятий является финансированием политических партий.

Проблемы финансирования деятельности политических партий привлекают внимание как отечественных2, так и зарубежных иссле-

2 См.: Автономов А. С. Избирательное право Итальянской Республики // Зарубежное избирательное пра-

дователей3. В литературе финансирование политических партий подразделяется на различные виды: внутреннее и внешнее, прямое и косвенное, частное и государственное4. Финансирование политических партий может осуществляться как путём предоставления им безналичных и наличных денежных средств,

во : учеб. пособие / науч. ред. В. В. Маклаков. М. : Норма, 2003. C. 121-131; Какителашвили М.М. Конституционно-правовые проблемы финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации. М. : Галлея Принт, 2017; Ми-тин Г. Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. C. 42-47; Митин Г.Н. Новеллы Федерального закона «О политических партиях» 2014 г. и динамика финансирования политических партий в России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. C. 18-23; Платонова Н.И. Государственное финансирование политических партий в Российской Федерации // Право и управление. XXI век. 2012. № 1. С. 89-92; Платонова Н.И. Финансирование текущей деятельности политических партий в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ : моногр. М. : МГИМО-Университет, 2017; Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы : коллективная моногр. / отв. ред. и рук. авт. коллектива С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2016.

3 См.: Беше-Головко К. Конституционная логика многопартийной системы Франции // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 4 (77). С. 5-15; Яцунская Е. Новые технологии Фандрайзинга в США: опыт президентских кампаний 2008 и 2012 годов // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 3 (94). С. 60-73; Hopkin J. The Problem with Party Finance: Theoretical Perspectives on the Funding of Party Politics // Party Politics. Vol. 10. 2004. No. 6. P. 653675; Van Biezen !., Kopecky P. The State and the Parties Public Funding, Public Regulation and Rent-Seeking in Contemporary Democracies // Party Politics. Vol. 13. 2009. No. 2. P. 235-254; Wilks-Heeg S. Funding UK Political Parties: A Democratic Dilemma // Political Insight. Vol. 2. 2011. No. 1. P. 22-25; Figueroa D. Italy: Legislation on Public Financing for Political Parties. URL: http://www.loc.gov/law/foreign-news/article/ italy-legislation-on-public-financing-for-political-parties/ (дата обращения: 19.11.2018).

4 См.: Митин Г.Н. Финансирование политических партий: теория и практические рекомендации. М. : ЛЕНАНД, 2015; Романенко О. В. Финансирование политических партий в России: конституционно-правовые проблемы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015; Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М. : Форум : ИНФРА-М, 1998.

так и «путём бесплатного (на льготных условиях) предоставления им товаров, работ или услуг... либо самостоятельной деятельности в поддержку партии»5. В первом случае финансирование будет являться прямым, во втором — косвенным.

В зависимости от направления расходования средств финансирование политических партий подразделяется на финансирование их текущей деятельности и финансирование избирательных кампаний (электоральной деятельности) политических партий. Под текущей деятельностью политических партий понимается деятельность, направленная «на обеспечение ежедневной работы политических партий и достижения ими своих целей и задач, предусмотренных законом и уставом, исключая электоральные цели»6.

В настоящее время во многих странах одним из ключевых источников финансирования текущей деятельности политических партий стало государственное финансирование, которое выполняет несколько важных функций. Во-первых, оно призвано противодействовать политической коррупции, предотвращать попадание политических партий в зависимость от крупных корпоративных либо частных спонсоров, которые способны превращать партии в инструмент достижения своих собственных интересов в ущерб интересам общества. В то же время, в той или иной мере решая данную проблему, государственное финансирование порождает другую — возникает угроза попадания политических партий в финансовую зависимость уже от государства, последствием чего может стать отдаление партий от гражданского общества, от своих избирателей, а также бюрократизация пар-тий7. В связи с этим ставится под угрозу эффективность выполнения партиями функции выражения интересов граждан.

Во-вторых, государственное финансирование призвано сглаживать финансовое неравенство политических партий, так как по-

5 Романенко О.В. Указ. соч. С. 14.

6 ПлатоноваН.И. Финансирование текущей деятельности политических партий в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. С. 27.

7 См.: Сравнительный анализ финансирования парламентских партий России в 2012—2017 годах: Аналитический доклад. URL: https://www.golosinfo.org/ru/ articles/142780 (дата обращения: 23.10.2018).

следнее «ведёт к неравенству их шансов в политическом соперничестве»8. Но то, насколько эффективно будет выполняться данная функция, зависит от того, по каким критериям оно осуществляется. И если установленные критерии таковы, что им соответствуют только наиболее крупные политические партии, то в таком случае государственное финансирование будет давать противоположный результат.

Также необходимо отметить и следующее обстоятельство. Когда средства, получаемые в рамках государственного финансирования, становятся преобладающими в структуре поступлений политических партий, происходит снижение заинтересованности партий в работе с избирателями. Помимо этого, вполне обоснованно государственное финансирование политических партий вызывает критику и в связи с тем, что партии являются объединениями граждан, а потому «государство не может вмешиваться в деятельность таких объединений или поддерживать одни в ущерб другим»9.

Прямое государственное финансирование политических партий в различных странах мира стало осуществляться по мере повышения их значения в политической системе общества. Впервые прямое государственное финансирование политических партий было введено в 1928 году в Уругвае. В 1960-е годы подобная практика была установлена в ФРГ, Австрии, Швеции, а в последние годы XX века она охватила 45 государств мира10. В 2001 году с принятием Федерального закона «О политических партиях» их прямое государственное финансирование было введено и в нашей стране.

В настоящее время в России официально зарегистрированы 64 политические партии11. Их численность сократилась по сравнению с 2016—2017 годами, когда количество партий достигало 77. В соответствии с законом поли-

8 Юдин Ю. А. Указ. соч. С. 145.

9 Сравнительный анализ финансирования парламентских партий России в 2012—2017 годах: Аналитический доклад.

10 См.: Платонова Н.И. Финансирование текущей деятельности политических партий в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. С. 188 — 189.

11 См.: URL: http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/ spisok (дата обращения: 17.10.2018).

тические партии обязаны представлять финансовую отчётность. Сведения о ежегодных размерах поступлений и расходов политических партий России получают отражение в сводных финансовых отчётах политических партий. Исходя из анализа данных документов, в 2017 году отечественные политические партии вместе взятые получили денежные средства на сумму 9 млрд 51 млн рублей, из которых 6 млрд 952 млн рублей составили средства федерального бюджета (табл. 1), то есть более трёх четвертей от всего объёма денежных средств. К тому же весь объём средств, получаемых из федерального бюджета, приходится только на четыре наиболее крупные партии. Притом что в 2005 году объём государственного финансирования партий составлял «скромные» 27 млн рублей, его доля в общем объёме партийных бюджетов составляла всего 1,6 %, а число партий — его получателей было в три раза больше (табл. 1). В связи с этим представляет интерес, чем же было вызвано столь резкое (в 257 раз!) увеличение объёма государственного финансирования за данный промежуток времени и как оно повлияло на партийную систему.

Этим обусловлен выбор цели настоящей статьи — исследование тенденции роста прямого государственного финансирования политических партий в России и обстоятельств, оказавших воздействие на данный процесс. Исходя из обозначенной цели, задачами исследования являются изучение динамики прямого государственного финансирования политических партий России с 2004 по 2017 год, выявление факторов, повлиявших на увеличение объёма и доли данного вида финансирования, установление числа политических партий, являвшихся его получателями.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 года, когда в нашей стране начало осуществляться прямое государственное финансирование данного вида деятельности политических партий, по 2017 год. Изучаются факторы, приводившие к увеличению объёма государственного финансирования, а также определяется его воздействие на партийную систему. Источником являются главным образом сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий, публикуемые ЦИК России на основании анализа сводных финансовых отчётов политических партий, а

Таблица 1

Политические партии, получавшие государственное финансирование12

Год Количество партий, получавших государственное финансирование Общая сумма государственного финансирования партий Всего поступлений денежных средств всех партий Доля государственного финансирования в поступлениях денежных средств всех партий Наименования партий

2005 12 27,0 млн13 1,655 млрд14 1,6 % «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Яблоко», блок «Родина» («Родина», «Народная воля», Социалистическая единая партия России (далее - СЕПР)), Союз правых сил (далее - СПС), Аграрная партия России (далее - АПР), Российская партия пенсионеров(далее -РПП)и Партия социальной справедливости (далее -ПСС) (блок), Народная партия Российской Федерации (далее - НПРФ)

2006 12 269,8 млн15 2,188 млрд16 12,0 % «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия»: «Родина»/ «Пенсионеры»/«Жизнь»17, «Народная воля», СЕПР, СПС, АПР, РПП18 и ПСС (блок), НПРФ

2007 11 265,3 млн19 4,592 млрд20 5,8 % «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»: «Родина»/«Пенсионеры»/ «Жизнь», «Яблоко», НПРФ, «Народный Союз»21, СЕПР, СПС, АПР, ПСС

2008 4 682,8 млн22 3,058 млрд23 22,3 % «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»

2009 4 1,276 млрд24 4,315 млрд25 30,0 % «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»

2010 4 1,276 млрд26 3,640 млрд27 35,1 % «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»

2011 4 1,276 млрд28 7,959 млрд29 16,0 % «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»

2012 5 4,5 60 млрд30 6,577 млрд31 69,3 % «Един ая Росс ия»,ЛД П8 КПРФ,«Справедливая Россия», «Яблоко»

12 Суммы округлены.

13 См.: Мелехин А.В. Теория государства и права : учеб. М. : Маркет ДС корпорейшн, 2007. С. 84.

14 Подсчёт проведён на основе данных сводных финансовых отчётов политических партий за 2005 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet _05.html (дата обращения: 01.09.2018).

15 См.: 270 млн рублей перечислено политическим партиям, которые преодолели трёхпроцентный барьер на выборах в Госдуму в 2003 году // Финмаркет. 2006. 11 апреля. URL: http://www.finmarket.ru/hotnews/ 478052 (дата обращения: 01.09.2018).

16 См.: Информация о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий о поступлении и расходовании средств за 2006 год. URL: http://www. cikrf.ru/politparty/finance/2006/inf_rez_prov.html (дата обращения: 01.09.2018).

17 Новое наименование политической партии «Родина» с 2006 года после объединения с Российской партией жизни и РПП.

18 В 2007 году вошла в «Справедливую Россию».

19 См.: Информация по результатам проверки сведений о поступлении и расходовании средств политических партий за I квартал 2007 года. URL: http://www.dkrf. ru/politparty/finance/2007/index.html (дата обращения: 01.09.2018).

20 Подсчёт произведён на основании данных сводных финансовых отчётов политических партий за 2007 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_ot chet_07.html (дата обращения: 01.09.2018).

21 Прежнее наименование — «Народная воля».

22 См.: Сведения о результатах проверки сводных фи-

нансовых отчётов политических партий за 2008 год.

URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2008/sve

denia.html (дата обращения: 01.09.2018).

23 См.: Там же.

24 См.: Подсчёт произведён на основании данных о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2009 год. Источник данных: Постановление ЦИК России от 17 мая 2010 года № 204/ 1393-5 «О результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2009 год». URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/documents/decree_of_ cec/25251.html (дата обращения: 01.09.2018).

25 См.: Там же.

26 См.: Постановление ЦИК России от 22 июня 2011 года № 16/186-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2010 год» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2011. № 10.

27 См.: Там же.

28 См.: Постановление ЦИК России от 13 июня 2012 года № 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2011 год» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2012. № 9.

29 См.: Там же.

30 См.: Информация о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/proverka12. html (дата обращения: 01.09.2018).

31 См.: Там же.

32 См.: Долгих Ф.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности политических партий России. С. 122.

33 Подсчёт произведён на основании данных сводных финансовых отчётов политических партий за 2013 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_ot chet_14.html (дата обращения: 01.09.2018).

Таблица 1 (окончание)

Год Количество партий, получавших государственное финансирование Общая сумма государственного финансирования партий Всего поступлений денежных средств всех партий Доля государственного финансирования в поступлениях денежных средств всех партий Наименования партий

2013 5 3,354 млрд32 5,883 млрд33 57,0 % «Единая Россия», ЛДПР КПРФ,«Справедливая Россия» «Яблоко»

2014 5 3,521 млрд34 7,285 млрд35 48,3 % «Единая Россия», ЛДПР КПРФ,«Справедливая Россия» «Яблоко»

2015 5 6,994 млрд36 9,458 млрд37 74,0 % «Единая Россия», ЛДПР КПРФ,«Справедливая Россия» «Яблоко»

2016 5 6,994 млрд38 15,279 млрд39 45,8 % «Единая Россия», ЛДПР КПРФ,«Справедливая Россия» «Яблоко»

2015 4 6,952 млрд40 9,051 млрд41 76,8 % «Единая Россия», ЛДПР КПРФ,«Справедливая Россия»

также сами сводные финансовые отчёты, размещённые на сайте ЦИК России. Анализ содержащихся в названных выше документах данных основан на использовании статистических методов исследования.

Данная статья является логическим продолжением серии ранее проведённых автором исследований проблем государственного финансирования отечественных политических партий в различные периоды42, но в отличие

34 См.: Долгих Ф.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности политических партий России.C. 122.

35 Подсчёт произведён на основании данных сводных финансовых отчётов политических партий за 2014 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_ot chet_14.html (дата обращения: 01.09.2018).

36 См.: Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2015 год. URL: http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_

15.php (дата обращения: 01.09.2018).

37 См.: Там же.

38 См.: Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2016 год. URL: http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_

16.php (дата обращения: 01.09.2018).

39 См.: Там же.

40 См.: Сведения о поступлении и расходовании средств политических партий в I квартале 2017 года. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2017/index. html (дата обращения: 01.09.2018).

41 Подсчёт произведён на основании данных сводных финансовых отчётов политических партий за 2017 год. URL: http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_

17.php (дата обращения: 01.09.2018).

42 См.: Долгих Ф.И. Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в РФ

и его воздействие на механизм политической конкуренции // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 65-71; Долгих Ф.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности по-

литических партий России : моногр. М. : Юрист, 2017;

Долгих Ф. И. Финансирование политических партий

от предыдущих исследований, а также исследований иных авторов, в которых затронута подобная проблематика в динамике43, в статье охвачен весь период, в течение которого в установленном законом порядке в России осуществлялось прямое государственное финансирование политических партий, за исключением текущего 2018 года, так как основные источники информации — сводные финансовые отчёты политических партий и сведения о результатах их проверки за данный год — будут опубликованы для всеобщего сведения ЦИК России, исходя из практики размещения данных за прошлые периоды, не ранее лета 2019 года.

2. Тенденции увеличения доли

государственного финансирования политических партий в структуре их поступлений (2004-2011)

В России прямое государственное финансирование политических партий, введённое в 2001 году с принятием Федерального закона «О политических партиях», стало осуществляться с 2004 года по итогам прошедших в 2003 году выборов в Государственную Думу. По результатам выборов депутатов Государ-

России в 2016 г.: некоторые тенденции и закономерности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 22-26.

43 См.: КакителашвилиМ.М. Указ. соч.; Коргунюк Ю.Г Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2010. № 3-4. С. 87-120; Митин Г. Н. Динамика имущества политических партий 2005 — 2010 гг.: проблемы правового регулирования; Платонова Н. И. Финансирование текущей деятельности политических партий в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственной Думы, средства федерального бюджета должны были выделяться политическим партиям не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов и впоследствии ежегодно в течение всего срока полномочий Государственной Думы, а средства по результатам выборов Президента РФ — единовременно не позднее чем через год со дня официального опубликования результатов выборов. При этом политическая партия была вправе отказаться от государственного финансирования44, но за весь период осуществления в России государственного финансирования политических партий ни одного случая отказа от него выявить не удалось.

Начиная с 2004 года государственное финансирование осуществлялось в размере 0,005 минимального размера оплаты труда за каждый голос избирателя, поданный за список кандидатов от политической партии. Допускались к получению средств из федерального бюджета только те политические партии (либо избирательные блоки), за которые получили не менее 3 % голосов избирателей, пришедших на выборы, либо если по результатам по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией (либо избирательным блоком)45.

С учётом установленного на тот момент минимального размера оплаты труда политические партии получали по 50 копеек за голос. Общая ежегодная сумма государственного финансирования всех политических партий до 2006 года составляла 27 млн рублей (табл. 1). Его получателями по итогам выборов в Государственную Думу 2003 года стали 12 политических партий, принимавших участие в выборах как самостоятельно, так и в составе избирательных блоков (табл. 1). До 2006 года сумма выделяемых из федерального бюджета средств составляла от 468,7 тыс. рублей у Российской партии пенсионеров и Партии социальной справедливости до

44 См.: Пункты 9—10 статьи 33 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 2001. № 29. Ст. 2950.

45 См.: Пункт 5 статьи 33 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

11,4 млн рублей у «Единой России»46. С учётом того, что общий объём поступлений денежных средств в 2005 году был равен 1,655 млрд рублей, доля государственного финансирования в поступлениях денежных средств всех партий за этот год составила всего 1,6 % (табл. 1). По 2004 году ситуация кардинально не отличалась. Основным источником поступлений средства федерального бюджета стали только Партии социальной справедливости - их доля составляла в 2004 году 87,3 %47. У других партий она колебалась от 1,24 % (у «Единой России») до 6,2 % (у КПРФ)48.

Но с 2006 года выплаты за каждый голос, полученный на выборах, были увеличены до 5 рублей49, в результате чего доля государственного финансирования в структуре поступлений денежных средств политических партий, даже несмотря на произошедший рост их объёма, существенно возросла, составив 12 % (табл. 1). Всего за один год доля средств федерального бюджета в структуре поступлений увеличилась у партий, его получавших, с 2,7-6,2 % до 24-63 %50. В 2007 года наблюдалось снижение доли государственного финансирования в структуре поступлений денежных средств до 5,8 %. Это было обусловлено проводившимися выборами в Государственную Думу и необходимостью в связи с этим значительного увеличения расходов. По сравнению с 2006 годом общие поступления денежных средств политических партий выросли более чем в 2 раза - почти до 4,6 млрд рублей (табл. 1). Это произошло за счёт увеличения пожертвований.

По итогам выборов в Государственную Думу 2007 году, не предусматривавших возможность участия в них избирательных блоков и проводившихся по пропорциональной системе, в Государственную Думу прошли 4 политические партии — «Единая Россия»,

46 См.: Коргунюк Ю.Г. Указ. соч. С. 115.

47 См.: Там же.

48 См.: Там же.

49 См.: Абзац 4 подпункта «в», подпункта «е» пункта 13 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104.

50 См.: Коргунюк Ю.Г. Указ. соч. С. 115.

Таблица 2

Количество голосов избирателей, поданных за политические партии (избирательные блоки), получившие по итогам выборов в Государственную Думу право на получение государственного финансирования

Политические партии, получавшие финансирование из федерального бюджета51 Количество голосов избирателей, поданных за политические партии, получавших финансирование из федерального бюджета

200352 200753 201154 201655

«Единая Россия» 22 776 294 44 714 241 32 371 737 28 527 828

КПРФ 7647820 8046886 8 695 458 7019752

ЛДПР 6944322 5660823 12599 420 6917063

«Справедливая Россия» - 5 383 639 7664516 3275053

«Яблоко» 2 610 087 - 2252327 -

Союз правых сил 2408535 - - -

Избирательный блок «Родина» (Партия российских регионов56, «Народная воля», Социалистическая единая партия России (далее - СЕПР)) 5 470 429 - - -

Аграрная партия России (далее - АПР) 2205850 - - -

Избирательный блок - Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости (далее - РПП и ПСС) 1 874973 - - -

Народная партия Российской Федерации (далее - НПРФ) 714705 - - -

Подано всего за политические партии, прошедшие в Государственную Думу 52 653 015 63 805 589 61 331 131 45 739 696

Общее количество голосов, поданных за политические партии, полу чивши е право на государственное финансирование 52 653 015 63 805 589 63 583 458 45 739 696

КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», за которые было подано в общей сложности 63,5 млн голосов (табл. 2). Ни одна иная партия не смогла набрать даже 3 % голосов, необходимых для доступа к государственному

51 Перечень политических партий, в том числе участвовавших в выборах в составе избирательных блоков, получавших финансирование из федерального бюджета, составлен на основе данных сводных финансовых отчётов, размещённых на сайте Центральной избирательной комиссии РФ.

52 См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвёртого созыва. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/ region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=10010009 5621&vrn=100100095619&region=0&global=1&sub_ region=0&prver=0&pronetvd=0&vibid=10010009562 1&type=233 (дата обращения: 01.09.2018).

53 См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/ region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=10010002 1960186&vrn=100100021960181&region=0&global=1 &sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid= 10010 0021960186&type=242 (дата обращения: 01.09.2018).

54 См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/ region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100028 713304&vrn=100100028713299&region=0&global=1& sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100 028713304&type=242 (дата обращения: 01.09.2018).

финансированию. По итогам выборов в Государственную Думу, данные 4 партии, зару чившись на выборах поддержкой 63 805 589 избирателей (табл. 2), получили из федерального бюджета в 2008 году порядка 319 млн рублей57.

В том же 2008 году проходили выборы Президента РФ, по итогам участия в которых политические партии, выдвинувшие канди-датов58, набравших не менее 3 % голосов пришедших на выборы избирателей, получали средства из федерального бюджета в размере 5 рублей за голос. Таких партий оказалось 3: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Выдвинутые ими кандидаты — Д. А. Медведев, Г. А. Зюганов и В. В. Жириновский — получи-

55 См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/ region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=10010006 7795854&vrn=100100067795849&region=0&global= 1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=0&vibid=10010 0067795854&type=242 (дата обращения: 01.09.2018).

56 В 2004 году переименована в политическую партию «Родина».

57 Информация о поступлении и расходовании средств политических партий за I квартал 2008 года. URL: http://cikrf.ru/politparty/finance/2008/index.html (дата обращения: 01.09.2018).

58 В выборах участвовали 4 кандидата, из них 3 были

выдвинуты политическими партиями.

ли соответственно 52 530 712 голосов избирателей (70,28 %), 13 243 550 (17,72 %), 6 988 510 (9,35 %)59. Общее количество голосов, полученных тремя данными кандидатами, составило 72 762 772, а полученная данными политическими партиями сумма средств федерального бюджета составила 363,8 млн рублей, которые поступили партиям в третьем квартале 2008 года60. Эти обстоятельства привели к тому, что объём государственного финансирования возрос с 265,2 млн в 2007 году до 682,8 млн в 2008 году, составив 22,3 % от общей суммы поступлений денежных средств всех политических партий.

В 2008 году размер выделяемых из федерального бюджета средств по итогам выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ был увеличен до 20 рублей за каждый голос61, в результате чего объём государственного финансирования составил в 2009, 2010 и 2011 годах по 1,276 млрд рублей в год. В 2009 и 2010 годах наблюдалось увеличение доли государственного финансирования в структуре поступлений денежных средств политических партий - до 30 и 35,1 % соответственно (табл. 1), а в 2011 году - сокращение его доли, обусловленное, так же как и в 2007 году, выборами в Государственную Думу. По итогам данных выборов, в Государственную Думу прошли только те же 4 партии, что и на предыдущих выборах, но ещё одной партии — «Яблоку» — удалось преодолеть трёхпроцентный барьер, благодаря чему список политических партий, получающих финансирование из государственного бюджета, увеличился с четырёх до пяти.

59 См.: Результаты выборов 2 марта 2008 года. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom? action=show&root=1&tvd=100100022249920&vrn= 100100022176412&region=0&global=1&sub_region= 0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100022249920 &type=227 (дата обращения: 01.09.2018).

60 См.: Информация о поступлении и расходовании средств политических партий за III квартал 2008 года. URL: http://cikrf.ru/politparty/finance/2008/index.html (дата обращения: 01.09.2018).

61 См.: Подпункт «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона "О политических партиях"» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3600.

3. Государственное финансирование как ведущий источник финансирования политических партий(2012-2017)

Начиная с 2012 года государственное финансирование становится ведущим источником поступлений политическим партиям, когда его сумма выросла почти в три раза - с 1,276 млрд в 2011 году до 4,560 млрд рублей (табл. 1). В 2012 году его доля в общем объёме поступлений денежных средств всех политических партий составила 68,6 % (табл. 1). Здесь решающую роль сыграл фактор выборов Президента РФ в 2012 году, в которых приняли участие 5 кандидатов, из них 4 были выдвинуты политическими партиями. Выдвинутый «Единой Россией» В. В. Путин получил 45 602 075 голосов избирателей (63,60 %), Г. А. Зюганов от КПРФ -12 318 353 (17,18 %), В. В. Жириновский от ЛДПР - 4 458 103 (6,22 %) и С. М. Миронов от «Справедливой России» - 2 763 935 (3,85 %)6°.

В 2012 году размер средств, выделяемых из федерального бюджета по итогам выборов в Государственную Думу, был увеличен: с 2013 года - до 50 рублей за голос избирателя, полученный на выборах63, в 2014 году -начиная с 2015 года - до 110 рублей64, в 2016 году - начиная с 2017 года - до 152 рублей65. Это способствовало тому, что государственное финансирование сохранило за собой положение основного источника поступлений денежных средств политическим партиям, варьируя в 2013-2015 годах от 48,3 до 74 % (табл. 1).

62 См.: Результаты выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года. URL: http://www.vybory. izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root = 1&tvd=100100031793509&vrn = 100100031793505 &region=0&global=1&sub_region=0&prver=0&prone tvd=null&vibid= 100100031793509&type=226 (дата обращения: 01.09.2018).

63 См.: Статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2012 года № 211-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О политических партиях"» // СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6756.

64 См.: Пункт 6 статьи 33 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

65 См.: Статья 1 Федерального закона от 19 декабря 2016

года № 452-ФЗ «О внесении изменения в статью 33

Федерального закона "О политических партиях"» //

СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7501.

Несмотря на произошедшее в 2012 году смягчение требований к численности политических партий и вызванное этим одиннадцатикратное увеличение числа зарегистрированных партий (с 7 в начале 2012 года до 77 в 2016—2017 годах), по итогам прошедших в 2016 году выборов депутатов Государственной Думы количество партий - получателей государственного финансирования сократилось до 4. Ни одна вновь образованная партия не смогла преодолеть ни пятипроцентный барьер, необходимый для допуска к распределению мест по федеральному избирательному округу, ни трёхпроцентный барьер, необходимый для получения государственного финансирования, а партия «Яблоко», получив на выборах 1,99 % голосов избирателей, утратила право на получение средств из федерального бюджета. Сработал один из предложенных А. Г. Румянцевым сценариев, основанный на отсутствии зависимости между увеличением числа участников выборов и числом партий в парламенте66.

Количество голосов избирателей, поданных за партии, имеющие право на получение государственного финансирования, уменьшилось до 45 739 696, сократившись по сравнению с выборами 2011 года (табл. 2) более чем на четверть. При этом увеличение размера государственного финансирования с 110 до 152 рублей за голос к снижению общего объёма средств, выделяемых политическим партиям из федерального бюджета, практически не привело (табл. 1).

Временное сокращение доли государственного финансирования в общем объёме поступлений денежных средств, имевшее место в 2016 года, было обусловлено выборами в Государственную Думу, когда поступления последних составили 15,279 млрд, увеличившись более чем в полтора раза по сравнению с предыдущим годом, а объём средств, выделяемых партиям из федерального бюджета, по сравнению с 2015 годом не изменился (табл. 1).

В 2017 году доля средств федерального бюджета в структуре поступлений денежных

66 См.: Румянцев А. Много партий хороших и разных?.. Анализ изменений российского Закона «О политических партиях» с точки зрения экономической теории демократии // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 6 (91). С. 57-75. С. 70.

средств политических партий вновь возросла аналогично со следующими годами выборов в Государственную Думу (2007, 2011 годы) -за 2008 и 2012 годы - и стала максимальной за весь период существования государственного финансирования, достигнув 76,8 %, притом что доля следующего по значимости источника финансирования - пожертвований юридических лиц - составила 16,6 % от общей суммы поступивших денежных средств67 при 43,4 %68 в 2016 году. В 2017 году доля государственного финансирования по четырём политическим партиям, представленным в Государственной Думе, варьировалась от 73 % (у «Справедливой России») до 96,7 % (у ЛДПР)69. При этом в 2017 году «Единая Россия» получила 62,37 % от всего объёма предоставляемых политическим партиям из федерального бюджета средств (4 336 229 856 из 6 952 400 000 рублей)70. Её бюджет в 1,8 раза превзошёл суммарный бюджет трёх остальных партий - получателей государственного финансирования71. Разрыв же между «большой четвёркой», получающей средства из федерального бюджета, и иными политическими партиями, оказался ещё больше. Исходя из анализа данных по поступлениям конкретным партиям, из поступивших в 2017 году всем политическим партиям 9 050 915 517,95 рубля денежных средств на четыре партии - получателя государственного финансирования пришлось 8 513 289 760,33 рубля - 94,06 % от общей суммы72, а исходя из анализа общего объёма поступлений денежных средств и иного имущества, на долю четырёх указанных партий пришлось 94,46 % всех поступлений

57 См.: Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2017 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_ 17.php (дата обращения: 01.09.2018).

58 См.: Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2016 год.

59 См.: Сравнительный анализ финансирования парламентских партий России в 2012-2017 годах: Аналитический доклад.

70 См.: Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2017 год.

71 См.: Сравнительный анализ финансирования парламентских партий России в 2012-2017 годах: Аналитический доклад.

72 Источник анализа данных: Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2017 год.

(9 201 016 259,05 из 9 740 396 515,96 рубля)73. Таким образом, поступления денежных средств (из всех источников) четырём партиям - получателям государственного финансирования в 2017 году в 16,8 раза превысили аналогичные поступления всех остальных политических партий, представивших сводные финансовые отчёты, и в 18 раз - поступления всего (денежных средств и иного имущества) всех остальных партий. При этом 33 политические партии - более половины из представивших сводные финансовые отчёты - в 2017 году вообще не имели поступле-

ний74.

4. Заключение

Приведённые выше данные свидетельствуют о следующем. Во-первых, происходит рост капиталоёмкости деятельности политических партий. Поступления денежных средств политическим партиям выросли с 1,655 млрд в 2005 году до 15,279 млрд в 2016 году (то есть в 9,2 раза), притом что цены (накопленная инфляция) за период с декабря 2005 года по декабрь 2016 года выросли только на 161,8 % (2,6 раза)75. Во-вторых, на увеличение поступлений политическим партиям значительное воздействие оказало государственное финансирование. Так, с 2004 года, когда оно стало осуществляться, по 2017 год размер средств, ежегодно выделяемых за каждый голос избирателя, полученный по итогам выборов в Государственную Думу, возрос с 50 копеек до 152 рублей, то есть в 304 раза. Объём средств, выделяемых политическим партиям из федерального бюджета, возрос с 27 млн рублей в 2005 году до 6 952 млн рублей в 2017 году, то есть в 257 раз. То, что увеличение расходов федерального бюджета на политические партии «немного отстало» от увеличения размера средств за каждый полученный голос, объясняется тем, что политические партии, получившие по итогам выбо-

73 Источник анализа данных: Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчётов политических партий за 2017 год.

74 См.: Там же.

75 См.: Уровень инфляции в Российской Федерации: Инфляционные калькуляторы. URL: Ы^У/уровень-

инфляции.рф/инфляционные_калькуляторы.aspx (дата обращения: 01.09.2018).

ров в Государственную Думу 3 и более процентов голосов избирателей, дающих право на доступ к государственному финансированию, на выборах 2016 года получили меньшее число голосов по сравнению с выборами 2003 года. С 2004 по 2007 год наблюдалось сокращение числа партий, получающих государственное финансирование. По итогам выборов 2007 года число партий - получателей государственного финансирования сократилось по сравнению с предыдущими выборами в Государственную Думу в 3 раза - с 12 до 4. За последнее десятилетие наблюдается достаточно стабильная ситуация, при которой эти же 4 партии, представленные в Государственной Думе, сохранили право на получение государственного финансирования.В 2011 году данный список пополнился только одной политической партией - «Яблоком», но в 2016 году она, не преодолев трёхпроцентный барьер, утратила право на получение государственного финансирования.

В период с 2004 по 2017 год происходило устойчивое повышение доли государственно -го финансирования в структуре поступлений политических партий. После временного снижения его доли в годы проведения выборов в Государственную Думу - в 2007, 2011 и 2016 годах - в следующий за выборами год происходило повышение доли средств, полученных из федерального бюджета. Государственное финансирование начиная с 2012 года стало основным источником поступлений денежных средств политических партий. Сложившаяся на сегодняшний день структура поступлений политических партий позволяет отнести Россию к модели преимущественно публичного финансирования политических партий. Но при этом следует констатировать, что получателями государственного финансирования являются порядка 6 % политических партий (5 из 77 политических партий, имевших государственную регистрацию в 2016 году, 4 из 69 - в конце 2017 года, 4 из 64 - в 2018 году76). Поэтому неудивительно, что в 2017 году существовал 18-кратный разрыв в общем объёме всех поступлений четырёх партий - получателей государственного

76 См.: Список зарегистрированных политических партий. URL: http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/ spisok (дата обращения: 17.10.2018).

финансирования и всех иных партий. В таких условиях, с учётом роста капиталоёмкости избирательных кампаний, шансы иных политических партий, располагающих многократно меньшими финансовыми ресурсами, добиться существенного успеха на выборах становятся крайне низкими.

Отсюда можно сделать вывод о том, что остальные политические партии находятся в явно неконкурентных условиях с получате -лями государственного финансирования, что способствует сохранению сложившегося положения в российской партийной системе и практически лишает остальные партии возможности попасть в «высшую лигу», делая их финансово неконкурентоспособными с наиболее крупными партиями и способствуя сохранению сложившейся партийной системы, при которой в Государственной Думе представлены только 4 крупные политические партии. Несмотря на создание нескольких десятков новых партий после существенного смягчения в 2012 году требований к политическим партиям, ни одна из них не смогла добиться на выборах в Государственную Думу сколь-нибудь ощутимого результата: не только не преодолела пятипроцентный барьер, дающий право на получение мест в Государственной Думе, но и не преодолела трёхпроцентный барьер, дающий право на получение государственного финансирования. С высокой долей вероятности можно предположить, что подобная ситуация сохранится как минимум в ближайшие несколько лет, если законодателем не будут пересмотрены порядок и основания предоставления политическим партиям государственного финансирования.

Анализируя положительные черты государственного финансирования, а также учитывая сокращение доли пожертвований юридических лиц в структуре поступлений, можно согласиться с мнением о том, что «перед российскими политическими партиями не стоит угроза их "приватизации" со стороны крупного бизнеса»77. Правда, данный тезис будет верен лишь в отношении партий, имеющих фракции в Государственной Думе, получателей государственного финансирования.

Но в условиях, когда доля средств федерального бюджета у парламентских партий составляет от 73 до 96,7 %, можно констатировать, что государственное финансирование создаёт реальную угрозу их финансовой зависимости от государства, превращения в его придаток. С другой стороны, подобная ситуация способствует утрате заинтересованности политических партий к выстраиванию отношений со своими избирателями, к взаимодействию с институтами гражданского общества, так как «увеличение госфинансирования ведёт к снижению мотивации политических партий привлекать средства через своих доноров, что в перспективе может привести к ещё большей оторванности партийных функционеров от избирателей»78.

Также создаётся явно несправедливая по отношению ко всем остальным политическим партиям ситуация, когда представленные в Государственной Думе партии путём внесения поправок в закон сами же себе повышают размер государственного финансирования темпами, существенно опережающими уровень инфляции, притом что на последних парламентских выборах произошло снижение числа голосов избирателей, поданных за все представленные в Государственной Думе партии, как правящую, так и оппозиционные, по сравнению с предыдущими выборами.

Представляется, что институт государственного финансирования политических партий в том виде, в каком он существует сейчас, не способствует развитию политической конкуренции и многопартийности и нуждается в реформировании. Достаточно рациональным видится предложение о замене в перспективе прямой государственной поддержки партий «введением селективного налога, который позволил бы гражданам самостоятельно направлять часть уплачиваемых ими налогов на поддержку конкретной партии», что создало бы «конкуренцию не только за голоса, но и за деньги избирателей»79. Подобная мера, по нашему мнению, позволит усилить влияние граждан на политические партии, повысит заинтересованность самих политических партий в обеспечении максимальной открытости своей деятельности, дополнительно мо-

77 Сравнительный анализ финансирования парламент-

ских партий России в 2012-2017 годах: Аналитиче-

ский доклад.

78 Там же.

79 Там же.

тивирует политические партии к повышению своей открытости, демократичности, к учёту интересов избирателей и стремлению наладить с ними диалог80.

Библиографическое описание: Долгих Ф. Прямое государственное финансирование текущей деятельности политических партий в России в 2004—2017 годах // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6 (127). С. 49— 61.

The direct state financing of the current activities of political parties in Russia in 2004-2017

Fyodor Dolgikh

Candidate of Sciences (Ph.D.) in History, Chair of Theory and History of State and Law, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia (e-mail: fdolgih@synergy.ru).

Abstract

This article considers the trend of increasing the direct state financing of current activities of political parties in Russia. The chronological scope of the study covers the period from 2004, when the direct public funding of political parties was introduced, to 2017. The factors that caused the increase in state funding are examined, and its impact on the party system is determined. The author's conclusions are based on an analysis of information resulting from audits of consolidated financial statements of political parties, as well as other data posted on the website of the Central Election Commission of the Russian Federation. The amount of funds allocated to political parties from the Federal budget increased by 257 times from 2005 to 2017. During this period, there was a decrease in the number of political parties receiving state funding, while the share of state funding in the budgets of political parties that retained the right to receive it increased, eventually becoming the main source of funding for the political parties receiving it. The increase in the volume of state funding and its share in the structure of party revenues is due to an increase in the amount of money paid to political parties that received at least 3 % of the vote for the vote of a voter following the elections of deputies of the State Duma. Payments for each voter's vote received at the elections increased by 304 times over the period. State funding contributed to the growth in capital intensity of political parties and the formation of a party system with a predominance of several large political parties. Currently, it contributes to the preservation of the existing party system by placing political parties that are not entitled to receive funds from the Federal budget in clearly non-competitive conditions compared to recipients of state funding.

Keywords

political parties; state financing; Federal budget funds; consolidated financial reports; elections of deputies of the state Duma.

80 См.: Долгих Ф.И. Общественно-государственное финансирование политических партий: о перспективах использования опыта Италии в российских условиях // Гражданское общество в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 34-38, 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation

Dolgikh F. (2018) Pryamoe gosudarstvennoe finansirovanie tekushchey

deyatel'nosti politicheskikh partiy v Rossii v 2004-2017 godakh [The direct

state financing of the current activities of political parties in Russia in 20042017] // Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, vol. 27, no. 6, pp. 49-61.

(In Russian).

References

Avakyan S. A. (2011) Konstitutsionno-pravovoy status politicheskikh partiy v Rossii [The constitutional and legal status of political parties in Russia], Moscow: Norma; INFRA-M. (In Russian).

Avakyan S. A. (ed.) (2016) Protivodeystvie korruptsii: konstitutsionno-pra-vovyepodkhody: kollektivnaya monografiya [Anti-corruption: constitutional and legal approaches: collective monograph], Moscow: Yustitsin-form. (In Russian).

Avtonomov A. S. (2003) Izbiratel'noe pravo Ital'yanskoy Respubliki [The electoral law of the Italian Republic]. In: Maklakov V. V. (ed.) Zarubezh-noe izbiratel'noe pravo: uchebnoe posobie [Foreign suffrage: textbook], Moscow: Norma, pp. 121-131. (In Russian).

Beshe-Golovko K. (2010) Konstitutsionnaya logika mnogopartiynoy sistemy Frantsii [Constitutional logic of the multi-party system of France]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, vol. 19, no. 4, pp. 5-15. (In Russian).

Biezen van I., P Kopecky (2007) The State and the Parties Public Funding, Public Regulation and Rent-Seeking in Contemporary Democracies. Party Politics, vol. 13, no. 2, pp. 235-254.

Dolgikh F. I. (2016) Pravovoe regulirovanie gosudarstvennogo finansirova-niya politicheskikh partiy v RF i ego vozdeystvie na mekhanizm poli-ticheskoy konkurentsii [Legal regulation of state financing of political parties in the Russian Federation and its impact on the mechanism of political competition]. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve, no. 4, pp. 65-71. (In Russian).

Dolgikh F. I. (2017) Finansirovanie politicheskikh partiy Rossii v 2016 godu: nekotorye tendentsii i zakonomernosti [Funding of political parties in Russia in 2016: some trends and patterns]. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom, no. 3, pp. 22-26. (In Russian).

Dolgikh F. I. (2017) Pravovoe regulirovanie finansirovaniya tekushchey deyatel'nosti politicheskikh partiy Rossii: monografiya [Legal regulation of financing the current activities of political parties in Russia: monograph], Moscow: Yurist. (In Russian).

Dolgikh F. I. (2018) Obshchestvenno-gosudarstvennoe finansirovanie poli-ticheskikh partiy: o perspektivakh ispol'zovaniya opyta Italii v rossiy-skikh usloviyakh [Public and state financing of political parties: about the prospects of using the Italian experience in Russian conditions]. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom, no. 3, pp. 34-38. (In Russian).

Hopkin J. (2004) The Problem with Party Finance: Theoretical Perspectives on the Funding of Party Politics. Party Politics, vol. 10, no. 6, pp. 653675.

Kakitelashvili M. M. (2017) Konstitutsionno-pravovye problemy finansirovaniya politicheskikh partiy i izbiratel'nykh kampaniy v Rossiyskoy Fe-deratsii [Constitutional and legal problems of financing political parties and election campaigns in the Russian Federation], Moscow: Galleya Print. (In Russian).

Khamidullin K. Sh. (2015) Finansovo-pravovye osnovy deyatel'nosti politicheskikh partiy v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk [Financial and legal bases of activity of political parties in the Russian Federation: cand. jurid. sci. diss.], Moscow. (In Russian).

Korgunyuk Yu. G. (2010) Finansirovanie partiy v postsovetskoy Rossii: mezhdu biznesom i vlast'yu [Financing of parties in post-Soviet Russia: between business and power]. Politiya: Analiz. Khronika. Prognoz, no. 3-4, pp. 87-120. (In Russian).

Melekhin A. V. (2007) Teoriya gosudarstva i prava [Theory of government and rights], Moscow: Market DS Corporation. (In Russian).

Melikyan A. B. (2010) Pravovoe regulirovanie pryamogo gosudarstvennogo finansirovaniya politicheskikh partiy v Rossii i zarubezhnykh stranakh [Legal regulation of direct state financing of political parties in Russia and foreign countries]. Zhurnal o vyborakh, no. 4, pp. 11-18. (In Russian).

Mitin G. N. (2011) Dinamika imushchestva politicheskikh partiy v 20052010 godakh: problemy pravovogo regulirovaniya [Dynamics of property of political parties in 2005-2010: problems of legal regulation]. Konsti-tutsionnoeimunitsipal'noeparvo, no. 3, pp. 42-47. (In Russian).

Mitin G. N. (2014) Novelly Federal'nogo zakona «O politicheskikh parti-yakh» 2014 goda i dinamika finansirovaniya politicheskikh partiy v Rossii [Novels of the federal law "On political parties" in 2014 and the dynamics of financing political parties in Russia]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe parvo, no. 3, pp. 18-23. (In Russian).

Mitin G. N. (2015) Finansirovanie politicheskikh partiy: Teoriya i prak-ticheskie rekomendatsii [Financing of political parties: Theory and practical recommendations], Moscow: LENAND. (In Russian).

Platonova N. I. (2012) Gosudarstvennoe finansirovanie politicheskikh partiy v Rossiyskoy Federatsii [State funding of political parties in the Russian Federation]. Pravo iupravlenie.XXI vek, no. 1, pp. 89-92. (In Russian).

Platonova N. I. (2017) Finansirovanie tekushchey deyatel'nosti politicheskikh partiy v Rossii i zarubezhnykh stranakh: sravnitel'no-pravovoy analiz: monografiya [Financing the current activities of political parties in Russia and foreign countries: a comparative legal analysis: a monograph], Moscow: MGIMO-University. (In Russian).

Romanenko O. V. (2004) Finansirovanie politicheskikh partiy v Rossii: kon-stitutsionno-pravovye problemy: dis. ... kand. yurid. nauk [Financing of political parties in Russia: constitutional and legal problems: cand. jurid. sci. diss.], Moscow. (In Russian).

Rumyantsev A. (2012) Mnogo partiy khoroshikh i raznykh?.. Analiz izmen-eniy rossiyskogo Zakona «O politicheskikh partiyakh» s tochki zreniya ekonomicheskoy teorii demokratii [Many parties are good and different? Analysis of changes in the Russian law "On political parties" from the point of view of the economic theory of democracy]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, vol. 21, no. 6, pp. 57-75. (In Russian).

Wilks-Heeg S. (2011) Funding UK Political Parties: A Democratic Dilemma. Political Insight, vol. 2, no. 1, pp. 22-25.

Yatsunskaya E. (2013) Novye tekhnologii Fandrayzinga v SShA: opyt prezi-dentskikh kampaniy 2008 i 2012 godov [New technologies of fundrais-ing in the USA: experience of presidential campaigns of 2008 and 2012]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, vol. 22, no. 3, pp. 6073. (In Russian).

Yudin Yu. A. (1998) Politicheskie partii i pravo v sovremennom gosudarstve [Political parties and law in the modern state], Moscow: Forum: INFRA-M. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.