Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 244-252.
УДК 346.12
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРНЫХ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Буткевич О. В., Швабий Е. Б.
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
В статье, на основе анализа федерального и регионального законодательства, проведен сравнительно-правовой анализ порядка и условий осуществления инвестиционной деятельности на территории Крыма в рамках реализации инвестиционного соглашения, заключаемого между Советом министров Республики Крым, с одной стороны, и инвестором, с другой, а также путем осуществления инвестиционной деятельности посредством заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Исследован предмет каждого договора, порядок его заключения, субъектный состав и условия договора. Проанализированы требования к потенциальным инвесторам, требования к проектам, планируемым к реализации, проведен анализ статистических данных.
Сторонами и одного и другого договора могут выступать инвесторы любой организационно-правовой формы, которые разработали инвестиционный проект соответствующий требованиям действующего законодательства. Но при этом для инвесторов свободной экономической зоны законодательно установлены требования к минимальному объему инвестиций, а обязательным элементом инвестиционного соглашения выступает наличие социальных обязательств.
Значимым фактором для осуществления инвестиционной деятельности выступает наличие земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта. По инвестиционному соглашению предоставление инвестору земельного участка в аренду без проведения торгов является обязательным условием. В свободной экономической зоне право на получения земельного участка в аренду без проведения торгов закреплено Федеральным Законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и его надо оформлять отдельным договором. Льготы для инвестора также установлены законом и право на их получение возникает после регистрации его как субъекта свободной экономической зоны и начале реализации инвестиционного проекта в соответствии с заключенным договором.
Статистические данные свидетельствуют об активном использовании субъектами предпринимательской деятельности обеих договорных форм реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым. Закрепление таких договорных форм на федеральном и региональном уровне повышает инвестиционную привлекательность региона, способствует притоку инвестиций в форме капитальных вложений, благоприятно влияет на развитие Республики Крым, способствует созданию инфраструктуры и новых рабочих мест.
Ключевые слова: договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, инвестиционное соглашение, инвестор, предмет договора, инвестиционный проект
Республика Крым представляет собой уникальный регион, занимающий важное геополитическое приморское положение в Азово-Черноморском регионе. Благоприятные климатические условия, выгодное экономико-географическое положение, наличие санаторно-курортных, природно-рекреационных и культурных ресурсов свидетельствует о возможности высокой конкурентоспособности экономики региона. В то же время, для реализации такой возможности, необходимо проведение эффективной инвестиционной политики в Республике Крым. Одним из наиболее эф-
фективных способов развития региона является привлечение инвестиций в форме капитальных вложений. Действующим законодательством предусмотрено несколько договорных форм осуществления инвестиционной деятельности на территории полуострова. Первый вариант заключается в осуществлении капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного соглашения, заключаемого между Советом министров Республики Крым, с одной стороны, и инвестором, с другой (далее - инвестиционное соглашение). Второй вариант предусматривает осуществление инвестиционной деятельности посредством заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - СЭЗ).
Целью настоящего исследования является проведение сравнительно-правового анализа порядка и условий осуществления инвестиционной деятельности, в рамках инвестиционного соглашения и в рамках договора об условиях деятельности в СЭЗ, выявления более привлекательных условий для инвестора.
Необходимо отметить, что особенности договорных отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и соглашений о ведении деятельности в особых экономических зонах уже были предметом исследования таких ученных как В. К. Андреев [1], О.В. Буткевич [2], А. В. Гасумянова [3], В. Н. Лисица [4], К. С. Свин-цова [5], Л. В. Царева[6] и др. Особенности вложения и реализации инвестиций на территории Республики Крым в рамках инвестиционного соглашения, заключаемого между Советом министров Республики Крым, с одной стороны, и инвестором, с другой, исследовали такие ученные как А. А. Домарева [7], Д. В. Нехайчук [7], А.Р. Франчук [7] и др.
В то же время сравнительно-правовой анализ двух различных инвестиционных договоров, на основании которых можно реализовать инвестиционные проекты в Республике Крым не проводился. С учетом активизации инвестиционной деятельности в Крыму и важности реализации инвестиционных проектов для экономики региона, считаем актуальным на сегодняшний день провести такой анализ, выявить сходства и отличительные черты, а также особенности сравниваемых договорных форм реализации инвестиционной деятельности.
С 1 января 2015 г. на территории Крыма функционирует свободная экономическая зона в соответствии Федеральным Законом от 29.11.2014 г. №377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [8] (далее -ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма»). Инвестиционная деятельность в свободной экономической зоне на территории Крыма осуществляется на основании договора об условиях деятельности в СЭЗ, примерная форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 859 (ред. от 19.05.2017) «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне» [9] (далее - Примерная форма).
Сторон рассматриваемого договора называются Уполномоченный орган и Участник. В лице уполномоченного органа выступает высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя. Участником (т.е. инвестором) по данному договору могут выступать в соответствии с законом юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом действующим
245
законодательством не устанавливаются запреты на регистрацию в качестве инвесторов - участников СЭЗ некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а также не устанавливаются ограничения по организационно-правовой форме коммерческих организаций.
Условия осуществления предпринимательской деятельности в рамках реализации инвестиционного соглашения регламентируется Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 октября 2014 г. № 368 «О порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» [10] (далее - Постановление №368), которым в том числе утверждена Примерная форма соглашения о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым. Сторонами данного соглашения выступают: Совет министров Республики Крым, с одной стороны, и инвестор, с другой стороны. Вместе с этим, следует отметить, что на практике имеют место трехсторонние соглашения, в которых наряду с Советом министров Республики Крым и инвестором, стороной по соглашению выступает муниципальное образование в лице Главы. Такого рода трехсторонние соглашения заключаются, в случае если инвестиционный проект планируется к реализации на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Постановлением №368 (п. 3.2.) для инвесторов, планирующих реализацию инвестиционных проектов на базе объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие требования, которым они должны соответствовать:
- иметь достаточные собственные финансовые ресурсы для реализации проекта или подтвержденную возможность привлечения необходимых финансовых ресурсов сторонних организаций (лиц);
- не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
- не иметь просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам, в том числе бюджетным кредитам, перед Российской Федерацией, Республикой Крым и (или) муниципальными образованиями;
- не иметь задолженности по выплате заработной платы [10].
Анализ вышеуказанных требований позволяет сделать вывод о том, что инвестором может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Каких -либо ограничений по организационно-правовой форме юридического лица Постановление №368 не предусматривает. Анализ информации, размещенной на инвестиционном портале Республики Крым относительно реализуемых проектов, свидетельствует, что, в основном, инвесторами являются юридические лица в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью [11].
В Постановлении №368 прямо не указано, может ли быть инвестором нерезидент. Но анализ положений Постановления №368 позволяет констатировать, что нерезидент может выступать стороной инвестиционного соглашения. В частности, пунктом 6.1. Постановления №368 предусмотрено, что в число документов, необходимых к подаче в Государственное автономное учреждение Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития, входит заверенная инвестором копия свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (или иной документ о регистрации, в случае если инвестор не является резидентом Российской Федерации).
Заключению инвестиционного соглашения предшествует этап рассмотрения обращений инвесторов, он заключается в проверке документов, предоставляемых инвестором и предварительном согласовании проекта инвестиционного соглашения, в установленном порядке.
Сопровождение инвесторов на предпроектном этапе осуществляется Государственным автономным учреждением Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития (далее - Центр инвестиций).
Этап рассмотрения обращений инвесторов включает в себя следующие административные процедуры:
1. Подача Инвестором в Центр инвестиций заявления на реализацию Инвестиционного проекта с приложением необходимых документов.
2. Проверка Центром инвестиций комплектности документов и при наличии полного комплекта материалов и соответствия ТЭО Инвестиционного проекта требованиям, установленным Порядком, направление подписанных материалов, проект Соглашения, проекты дорожных карт в Министерство экономического развития Республики Крым
3. Министерством экономического развития Республики Крым осуществляется направление Проекта инвестиционного соглашения для согласования, корректировки в следующие структуры, для дачи заключений в пределах их компетенции:
-исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий полномочия в соответствующей отрасли, в зависимости от отраслевой принадлежности Инвестиционного проекта;
- Министерство финансов Республики Крым;
- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым;
- Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым;
- Министерство топлива и энергетики Республики Крым;
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;
- Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
4. В случае получения положительных заключений, Министерство экономического развития Республики Крым в течение трех рабочих дней с даты поступления всех заключений, но не позднее 30 рабочих дней с даты регистрации заявления инвестора готовит итоговое заключение о возможности подписания Соглашения
5. Проект, получивший положительное заключение Министерства экономического развития Республики Крым выносится на заседание Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым, на котором принимается итоговое решение о возможности реализации проекта.
Предметом Договора в СЭЗ является разрешение Уполномоченного органа на реализацию инвестиционного проекта, поскольку решение о заключении договора принимается на основании рассмотрения инвестиционной декларации. Если такая декларация соответствует требованиям действующего законодательства, то принимается решение о заключении договора. Получается, что по такому договору Участник обязуется обеспечить реализацию инвестиционного проекта, предусматривающего, в первую очередь, вложения инвестиций по определенным этапам инвестирования в соответствующем виде, форме и объемах в объект инвестирования и реализовать их в соответствии с инвестиционным проектом.
247
ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» (ст.13) устанавливается требование относительно общего объема капитальных вложений, которые должны составлять не меньше 3 миллионов рублей для субъектов малого и среднего предпринимательства и не менее 30 миллионов рублей для иных лиц в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Обязанности Уполномоченного органа слишком ограничены по отношению к Участнику СЭЗ. Примерный договор содержит только 3 обязанности Уполномоченного органа, которые напрямую не касаются выполнения договора и реализации инвестиционной декларации: направить подписанный договор Участнику, направить копию договора в Министерство экономического развития Российской Федерации для включения Участника в реестр участников СЭЗ, не препятствовать Участнику вести хозяйственную деятельность. При этом другими обязанности, в соответствии с Примерной формой, Уполномоченный орган не наделяется.
В Договоре в СЭЗ о предоставлении в аренду земельного участка вообще не упоминается. Положение о возможности предоставления земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, необходимого для реализации Договора в аренду без торгов закреплено ч.11 ст.17 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма». Но кроме как установления возможности получить такой участок без проведения торгов, в обязанность передать такой участок Участнику никому не вменяется, т.е заключив Договор в СЭЗ Участник должен самостоятельно обращаться к компетентным органам для заключения договора аренды.
Договор заключается на длительный срок, который определяется с учетом срока реализации инвестиционного проекта. Анализ законодательства позволяет утверждать, что договор в СЭЗ можно заключать до 31 декабря 2039 года. Минимальные сроки реализации инвестиционного проекта законодательством не устанавливаются, но считается, что они должны быть долгосрочными, поскольку предполагается неоднократное вложения капитала и определенные действия инвестора по реализации проекта.
Инвесторы, реализующие инвестиционный проект в соответствии с Договором в СЭЗ имеют право на получение ряда налоговых и иных льгот. В частности, такие субъекты освобождаются на 10 лет от уплаты налога на имущество организаций и на 3 года от уплаты налога на землю, для них предусмотрено снижение ставки налога на прибыль организаций, ускоренная амортизация собственных основных средств, установлены пониженные тарифы страховых взносов, предусмотрено применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны
Необходимо обратить внимание, что само заключение Договора в СЭЗ не является основанием для получения субъектом предпринимательской деятельности налоговых и иных льгот, предусмотренных действующим законодательством. Заключение такого договора является основанием для внесения такого субъекта в единый реестр участников свободной экономической зоны. А уже после внесения в указанный реестр предприниматель получает статус участника СЭЗ и имеет право на применение к нему специального правового режима предпринимательской деятельности при реализации инвестиционного проекта в соответствии с заключенным Договором в СЭЗ.
Предметом инвестиционного соглашения является реализация инвестиционного проекта на базе земельного участка, определенного в инвестиционном соглашении.
При этом, обязательным элементом инвестиционного соглашения является наличие социальных обязательств.
В соответствии с пунктом 1.11. Приложения 1 к Порядку рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, одним из существенных условий инвестиционного соглашения выступает социальная эффективность Инвестиционного проекта (участие в развитии социальной инфраструктуры и др.).
При этом, действующее законодательство не содержит четких критериев определения социальной эффективности проекта, а также объема социальных обязательств инвестора. На сегодняшний день, объем социальной нагрузки, а также способ и форма реализации рассчитывается в процентном отношении от общей суммы инвестиций, исходя из сферы реализации инвестиционного проекта, его масштаба, предоставляемых государством ресурсов и социальной значимости. Определение социальной нагрузки каждого инвестиционного проекта осуществляется Советом по улучшению инвестиционного климата Республики Крым.
Вместе с этим, действующее законодательство не устанавливает требований к минимальной сумме капитальных вложений инвестиционных проектов. Объем инвестиций напрямую зависит от масштаба и сложности проекта, планируемого к реализации. Так, на территории Республики Крым в настоящее время суммы инвестиционных проектов варьируется от 4 млн. рублей до 22 мрд. [11].
Срок реализации инвестиционного проекта определяется в инвестиционном соглашении и зависит об многих факторов. Наряду со сроком реализации инвестиционного проекта типовая форма инвестиционного соглашения предусматривает обязательное указание срока окупаемости инвестиционного проекта.
По инвестиционному соглашению для инвестора устанавливаются следующие меры поддержки: предоставление Инвестору в аренду без проведения торгов недвижимого имущества и(или) земельного участка, необходимых для реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым, а также оказание содействия инвестору в получении мер государственной поддержки(налоговых льгот и преференций, субсидий, дотаций и других), предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
При этом, на практике, указанное положение о мерах государственной поддержки, оказываемой инвесторам, носит в большей степени декларативный характер. Несмотря на указание в Постановлении №368 на совокупность мер государственной поддержки, оказываемой инвестору в ходе реализации инвестиционного проекта, разработка специальных правовых актов по данному аспекту до настоящего времени не завершена.
С учетом изложенного выше, представляется возможным резюмировать следующие выводы. Инвестиционный климат Крыма можно назвать благоприятным, учитывая сокращение процедур оформления инвестиционных проектов, функционирование свободной экономической зоны, природно-ресурсный потенциал Крыма, работу различных форм поддержки бизнеса, а также существование различных договорных форм инвестиционной деятельности на территории Республики Крым.
На сегодняшний день, инвестиционная деятельность на территории Республики Крым может осуществляться в двух договорных формах: реализация инвестиционного проекта, в рамках Договора об условиях в свободной экономической зоне и
249
посредством заключения инвестиционного соглашения, сторонами которого являются инвестор и Совет министров Республики Крым.
Условия осуществления инвестиционной деятельности в условиях свободной экономической зоны, ввиду предоставления инвесторам налоговых льгот и преференций, более привлекательны по сравнению с условиями осуществлением деятельности, в рамках реализации инвестиционного соглашения. Свободная экономическая зона не только благоприятствует развитию инвестиционной деятельности, но и выступает мощным инструментом для регулирования предпринимательских отношений.
По сравнению с инвестиционным соглашением, в договоре об условиях деятельности в СЭЗ устанавливается требование к минимальному объему инвестиций - от 3 млн. рублей для субъектов малого и среднего предпринимательства в первые три года деятельности. В свою очередь, обязательным элементом инвестиционного соглашения выступает наличие социальных обязательств.
Одним из наиболее значимых факторов, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности выступает наличие земельного участка, необходимого для реализации проекта. Анализ нормативных положений, регламентирующих условия осуществления предпринимательской деятельности, в рамках реализации инвестиционного соглашения и в рамках осуществления деятельности в условиях особой экономической зоны, показывает, что действующее законодательство, в обоих случаях предоставляет инвестору возможность получения земельного участка в аренду без проведения торгов.
По инвестиционному соглашению предоставление Инвестору в аренду без проведения торгов недвижимого имущества и(или) земельного участка, необходимых для реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым, является обязательным условием. В свою очередь, для лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность в условиях свободной экономической зоны, предоставление земельного участка в аренду, а также ряда налоговых и других финансовых льгот не включается в Договор в СЭЗ и не является его условием. Право на получения земельного участка в аренду без проведения торгов закреплено ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» и его надо оформлять отдельным договором. Льготы для инвестора также установлены законом и право на их получение возникает после регистрации его как субъекта СЭЗ и начале реализации инвестиционного проекта в соответствии с заключенным Договором в СЭЗ.
Согласно информации, размещенной на сайте инвестиционного портала Республики Крым, на сегодняшний день, зарегистрирован 1291 участник Свободной экономической зоны, объем капитальных вложений составляет 69,7 млрд. рублей. В свою очередь, в рамках Постановления Совета министров Республики Крым «О порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» от 7 октября 2014 г. № 368, заключено 171 Инвестиционное соглашение, суммарным объемом инвестиций свыше 147 млрд [11]. Приведенные данные свидетельствуют об активном использовании субъектами предпринимательской деятельности обеих договорных форм реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым. Закрепление таких договорных форм на федеральном и региональном уровне повышает инвестиционную привлекательность региона, способствует притоку инвестиций в форме
капитальных вложений, благоприятно влияет на развитие Республики Крым, способствует созданию инфраструктуры и новых рабочих мест.
В то же время, как отмечают эксперты, ряд негативных факторов влияет на активность потенциальных инвесторов и выбор как одной, так и другой договорной формы реализации инвестиционной деятельности в Крыму. В частности, к таким факторам относят: санкционные ограничения, серьезно увеличивающие издержки при осуществлении инвестиционной деятельности; слаборазвитая банковская инфраструктура; транспортные и логистические проблемы; наличие инфраструктурных ограничений и административных барьеров для развития инвестиционной деятельности [12, с. 226].
Список литературы
1. Андреев В. К. Предпринимательское законодательство России: научные очерки. М.: Статут; РАП, 2008. 368 с.
2. Буткевич О.В. Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя как правовая форма осуществления предпринимательской деятельности / О.В. Буткевич // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки.2017. Т.3 (69) №4. С.134-143.
3. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах в Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 144 с.
4. Лисица В.Н. Правовое регулирование соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах.// Бухгалтер и закон. 2009. №9(129) С.14-21.
5. Свинцова К.С. О природе соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне // Вестник Воронежского государственного университета.2010. №1. С.239-247.
6. Царева Л. В. Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2003.
7. Домарева А. А., Нехайчук Д. В., Франчук А.Р. Исследование инвестиционного потенциала Республики Крым и факторов его определяющих // Международный научный журнал «Символ науки» -№2/2016. С. 201-207.
8. Федеральный Закон от 29.11.2014 г. №377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 859 (ред. от 19.05.2017) «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 октября 2014 г. № 368 «О порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
11. Инвестиционный портал Республики Крым [электронный ресурс], режим доступа: https://invest-in crimea.ru/%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8 B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D00/oBA0/oD1%82%D1%8B-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2
12. Ярош О. Б., Зиновьев И. Ф., Зиновьев Ф. В. Функционирование свободных экономических зон в Республике Крым: ретроспектива и современная дихотомия // Регионология regionology/2017 Т. 25, №2. С. 217-230.
Butkevich O., Shvabiy E. Comparative legal analysis of contractual forms of investment activity in the Republic of Crimea // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. -2019. - Т. 5 (71). № 1. - Р. 244-252.
The article, based on an analysis of federal and regional legislation, provides a comparative legal analysis of the procedure and conditions for carrying out investment activities in Crimea as part of the implementation of an investment agreement concluded between the Council of Ministers of the Republic of Crimea, on the one hand, and the investor, on the other, as well as by carrying out investment activities through the conclusion of a contract on the conditions of activity in the free economic zone.
The subject of each contract, the order of its conclusion, the subject composition and the terms of the contract are investigated. Analyzed the requirements for potential investors, the requirements for projects planned for implementation, the analysis of statistical data.
251
The parties to one and the other contract may be investors of any legal form who have developed an investment project that meets the requirements of current legislation. But at the same time, for investors in a free economic zone, the minimum investment requirements are set by law, and the presence of social obligations is a mandatory element of an investment agreement.
A significant factor for investment activity is the availability of a land plot necessary for the implementation of an investment project. According to the investment agreement, providing the investor with a land plot for rent without holding a tender is a prerequisite. In a free economic zone, the right to receive a land plot for rent without bidding is enshrined in the Federal Law "On the Development of the Crimean Federal District and the Free Economic Zone in the Territories of the Republic of Crimea and the City of Federal Importance of Sevastopol" and must be registered in a separate contract. Benefits for the investor are also established by law and the right to receive them arises after registering him as a subject of the free economic zone and beginning the implementation of the investment project in accordance with the concluded contract.
Statistical data testifies to the active use by business entities of the two contractual forms of investment projects in the territory of the Republic of Crimea. Securing such contractual forms at the federal and regional levels increases the investment attractiveness of the region, facilitates the flow of investments in the form of capital investments, favorably influences the development of the Republic of Crimea, and contributes to the creation of infrastructure and new jobs.
Keywords: contract on the conditions of activity in the free economic zone, investment agreement, investor, subject of the contract, investment project
Spisok literatury
1. Andreev V. K. Predprinimatelskoe zakonodatelstvo Rossii: nauchnyie ocherki. M.: Statut; RAP, 2008. 368 s.
2. Butkevich O.V. Dogovor ob usloviyah deyatel'nosti v svobodnoj ekonomicheskoj zone na territorii Respu-bliki Krym i goroda Sevastopolya kak pravovaya forma osushchestvleniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti / O.V. Butkevich // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki.2017. T.3 (69) №4. S.134-143.
3. Gasumyanova A.V. Pravovoy rezhim predprinimatelstva v osobyih ekonomicheskih zonah v Rossiyskoy Federatsii. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2010. 144 s.
4. Lisitsa V.N. Pravovoe regulirovanie soglasheniya o vedenii deyatelnosti v osobyih ekonomicheskih zonah.// Buhgalter i zakon. 2009. #9(129) S.14-21.
5. Svintsova K.S. O prirode soglasheniya ob osuschestvlenii deyatelnosti v osoboy ekonomicheskoy zone // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta.2010. #1. S.239-247.
6. Careva L. V. Pravovoe regulirovanie svobodnyh ekonomicheskih zon v Respublike Belarus' : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Minsk, 2003.
7. Domareva A. A., Nekhajchuk D. V., Franchuk A.R. Issledovanie investicionnogo potenciala Respubliki Krym i faktorov ego opredelyayushchih // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Simvol nauki» - №2/2016. S. 201-207.
8. Federal'nyj Zakon ot 29.11.2014 g. №377-FZ «O razvitii Krymskogo federal'nogo okruga i svobodnoj ekonomicheskoj zone na territoriyah Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya» [El-ektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 18.11.2015 N 859 (red. ot 19.05.2017) «Ob utverzhdenii primernoj formy dogovora ob usloviyah deyatel'nosti v svobodnoj ekonomicheskoj zone» [Elektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
10. Postanovleniem Soveta ministrov Respubliki Krym ot 7 oktyabrya 2014 g. № 368 «O poryadke rassmo-treniya obrashchenij investorov i zaklyucheniya soglashenij o realizacii investicionnyh proektov na territorii Respubliki Krym» [Elektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
11. Investicionnyj portal Respubliki Krym [elektronnyj resurs], rezhim dostupa: https://invest-in cri-mea.ru/%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B %D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2
12. Yarosh O. B., Zinov'ev I. F., Zinov'ev F. V. Funkcionirovanie svobodnyh ekonomicheskih zon v Respublike Krym: retrospektiva i sovremennaya dihotomiya // Regionologiya regionology/2017 T. 25, № 2 S.217 -230.