DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-45-48 NIION: 2018-0076-11/21-320 MOSURED: 77/27-023-2021-11-519
ВОЛЧКОВ Юрий Юрьевич,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС,
e-mail: [email protected]
Научный руководитель: АВЕРИН Александр Валентинович
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ
ДЕЙСТВИЙ)
Аннотация. В статье проводится сравнительно правовое исследование отечественного и зарубежного опыта в сфере защиты прав военнослужащих - ветеранов боевых действий. В частности, рассматриваются сложности в определении правового статуса «ветеран боевых действий», которые вызваны небесспорной правовой конструкцией, предложенной законодателем; анализируется перечень прав, гарантий и льгот ветеранов боевых действий в ряде стран Западной Европы и Северной Америки; делается вывод о недостаточно разветвленной системе ветеранских движений в России по сравнению с зарубежными странами. Через призму изучения зарубежного опыта также характеризуется основная проблема, существующая на данный момент в РФ, и имеющая практическое значение - отсутствие единого централизованного государственного органа, занимающегося вопросами правовой защиты военнослужащих - ветеранов боевых действий. В этой связи предлагается создание такого учреждения и обосновывается необходимость внедрения единого регистра ветеранов боевых действий, вне зависимости от того, в каких органах они проходили службу, что позволит существенно упростить ведение статистики и наиболее рационально распределять соответствующий бюджет на нужды ветеранов.
Ключевые слова: военнослужащие, ветераны боевых действий, льготы, социальное обеспечение, права, законные интересы.
COMPARATIVE LEGAL STUDY OF FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE IN PROTECTING THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERIORS OF MILITARY PERSONNEL (WAR VETERANS)
Annotation. The article provides a legal-comparative research of domestic and foreign experience in the field of protecting the rights of military serviceman- combat veterans. In particular, the author considers the difficulties in determining the legal status of a «combat veteran», which are
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
VOLCHKOV Yuri Yuryevich,
Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, RANEPA
Supervisor:
AVERIN Alexander Valentinovich
Doctor of Law, Professor of the Department theories and history of the state and law of the Vladimir branch Russian Academy of National Economy and Public Service Under the President of the Russian Federation
caused by an ambiguous legislative decision to choose a somewhat casuistic approach to the presentation of this legal norm; the list of the granted rights, guarantees and benefits to combat veterans, both in a number of countries of Western Europe and North America, is analyzed; the conclusion is made about the insufficiently ramified system of veteran movements in Russia, in comparison with foreign experience. The main problem that exists at the moment in the Russian Federation - the absence of a single centralized state body dealing with the legal protection of combat veterans. In view of this, it proposes not only the creation of such an institution, but also justifies the need for the introduction of a unified register of combat veterans, regardless of the bodies of their service, which will significantly simplify not only the maintenance of statistics, but also allow the most rational distribution of the corresponding budget for the needs of veterans.
Key words: servicemen, combat veterans, privileges, social security, rights.
Вопросы правовой защиты ветеранов боевых действий всегда являлись приоритетными. Несмотря на различный исторический путь становления и развития государственной политики каждой страны, везде прослеживается одинаковая тенденция - наиболее оптимально и эффективно оказывать правовую поддержку и помощь военнослужащим - ветеранам боевых действий, как социально-уязвимому слою населения.
Особенную актуальность и значимость правовая защита военнослужащих - ветеранов боевых действий приобретает в периоды обострения вооруженных конфликтов. Складывающаяся в настоящее время геополитическая ситуация, непосредственно определяемая в последние два десятилетия международными вооружёнными конфликтами, возникающими в различных регионах мира, свидетельствует о том, что войны стали носить затяжной характер, вовлекая в орбиту конфликта не только стран-участниц, но и стран, оказывающих им различную, в том числе военную поддержку. В этой связи является очевидным, что правовая защита ветеранов боевых действий не ограничивается ветеранами Великой отечественной (второй мировой) войны. К такому выводу приходят разные авторы [2, с. 5], что далеко не случайно.
Вместе с тем анализ российской нормативно-правовой базы по этому вопросу даёт основания для вывода о том, что в значительной мере всесторонняя поддержка и защита прав и законных интересов в России оказывается лишь ветеранам Великой Отечественной войны, в то время как правовое положение участников иных многочисленных военизированных конфликтов, в которых принимали участие военнослужащие - граждане РФ - не может не вызвать обоснованной критики.
В частности, видится несколько странным подход российского законодателя к формированию перечня лиц, которые согласно ФЗ № 5 «О ветеранах» относятся к ветеранам боевых действий. Так, законодатель избрал казуистичный подход, отнеся к ветеранам боевых действий лиц,
участвующих в вооруженных конфликтах на территории РФ или на территории иностранного государства, перечислив произошедшие ранее военные события: в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года [1] и т.д. Полный перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к ФЗ № 5.
Предполагается, таким образом, что в случае возникновения какого-либо военного конфликта в будущем, участниками которого будут военнослужащие РФ, они, согласно закону, не будут относиться к ветеранам боевых действий, пока не будут внесены соответствующие изменения в закон. Это же касается и участников вооруженных конфликтов на тех территориях, где официально РФ боевых действий не ведет - они не могут получить статус ветерана боевых действий.
Не углубляясь в проблематику правового статуса ветерана боевых действий и сложностей получения этот статуса отельными гражданами, хотелось бы отметить, что в отношении правовой защиты тех военнослужащих, которые официально признаны ветеранами боевых действий -вопросов и проблем не меньше. В этой связи имеет смысл обратиться к положительному зарубежному опыту по этой проблематике, и путем проведения сравнительно-правового анализа правового регулирования вопросов защиты прав и законных ветеранов боевых действий - выявить наиболее удачные и подходящие для рецепции в отечественное право положения.
Достаточно богатый опыт правовой защиты ветеранов, исторически и геополитически сформировавшийся во Франции, позволяет многим исследователям отнести Францию к образцу социальной поддержки и помощи ветеранам боевых действий. Особенно развиты во Франции, как и во многих других зарубежных странах, в отличие от России, ветеранские движения, профсоюзы вете-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
ранов и иные общественные организации по поддержке ветеранов боевых действий (например, Союз ассоциаций ветеранов Франции).
Помимо этого, со стороны государства поддержка оказывается не в меньших объемах - во многих зарубежных странах, и Франция не исключение, в достаточной степени сформирована надлежащая структура органов исполнительной власти, в которой весомое место отводится специальным государственным органам, призванным оказывать всестороннюю правовую защиту и поддержку ветеранам: во Франции это Министерство по делам бывших военнослужащих и жертв войны, Национальное управление по делам ветеранов и жертв войны, Дом инвалидов и т.д. В Великобритании это Управление по делам ветеранов, Британский легион, в США - это Министерство по делам ветеранов США, куда входит Управление здравоохранения ветеранов, Управление пособий ветеранов и Национальное управление кладбищ. Следовательно, во многих зарубежных странах, в противовес РФ, существует высокая организованность, как общественных ветеранских движений, так и государственных служб и ведомств, налаживающих прямую и обратную связь по всем вопросам ветеранской политики.
Так, например, во Франции, у ветеранов боевых действий множество льгот: снижен пенсионный возраст (до 60 лет против 67), повышен коэффициент пенсионных и иных социальных выплат (по различным статистическим данным, выплата ветеранам боевых действий ежемесячно составляет порядка 1.500 евро, и ежегодно им также положена выплата в размере до 10.000 евро), бесплатная медицинская помощь любого плана и бесплатные лекарства, ежегодные санаторно-курортные и лечебно-оздоровительные мероприятия за счет государства. Помимо прочего, для таких лиц предусмотрены и иные виды льгот: транспортные, коммунальные, налоговые, а Дом Инвалидов - гордость французов, является не только госпиталем, где каждый ветеран боевых действий может получить бесплатное лечение, но и своего рода пансионатом, в котором ветеранам, нуждающимся в постоянном уходе, разрешено проживать [3, с. 22].
По законодательству США ветераны боевых действий также имеют достаточно обширную правовую защиту, которая строится по принципу максимальной компенсации тех тягот и лишений, которые были связаны с несением боевой службы, а также компенсации понесенного ущерба (как физического, так и ментального, к которому не менее трепетно относится большинство американцев).
Так, в систему правовой защиты ветеранов боевых действий и их семей включены следую-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
щие гарантии: достойное пенсионное обеспечение, в том числе на случай инвалидности, потери кормильца (около 4.000 долларов США в месяц), страхование жизни и здоровья ветеранов; льготы в области налогообложения и медицинского обслуживания ветеранов и членов их семей; бесплатная физическая и психотерапевтическая реабилитация; предоставление ссуд на строительство жилья, использования ипотечного кредитования; доступность образовательной и профессиональной подготовки, помощь в трудоустройстве в гражданском секторе при увольнении, получении образования или трудоустройства членов семей; организация и полное финансирование похорон [5, с. 15]. Достойная поддержка в США оказывается не только самим ветеранам, но и членам их семей. Например, вдовам ветеранов боевых действий положены ежемесячные пособия в размере от 1.500 долларов США, а также пособия на каждого из детей, не достигших 18 лет (приблизительно 500 долларов США), и частичная компенсация их обучения в колледжах или университетах.
Не менее широкая правовая защита ветеранов и в Канаде, которую возглавляет Королевский легион, обеспечивая более чем достойную поддержку ветеранам боевых действий: высокие пенсионные выплаты, в том числе, выходного пособия (до 100.000 канадских долларов); бесплатное медицинское и лекарственное обслуживание, высоким военным чинам - бесплатно положены земельные участки или дома; всесторонняя помощь в реабилитации и внедрении в гражданский социум; привлечение ветеранов к участию в различных культурно-массовых и зрелищных мероприятиях, организация ежегодных концертов и встреч, и многое другое [4, с. 46]. Таким образом, как в Канаде, так и в США забота государства о ветеранах боевых действий не ограничивается материальной поддержкой, а захватывает широкий спектр социальной помощи.
Думается, что эту модель следует реализовать и в РФ, создав развернутую сеть государственных психолого-реабилитационных центров, помогающих ветерану морально восстановиться от травмирующего опыта, и внедриться в общество в качестве полноценного гражданина, то есть пройти переподготовку или переобучение, если это потребуется, предоставить работу, жилье и т.д.
Помимо этого очевидным является и необходимость создания единой базы ветеранов боевых действий (которая существует в Великобритании, Франции, Германии, США). Ее наличие не только теоретически, но и практически важно - такая база позволяет, в первую очередь, отслеживать эффективность проводимой государством поли-
тики в этой области, более точечно и в то же время оптимизированно распределять финансирование, вести статистику обращений граждан, организовывать взаимодействие различных ведомств.
Актуальным является и вопрос формирования единого государственного органа, отвечающего за правовую поддержку и помощь ветеранам боевых действий. В этом плане опыт Министерства по делам ветеранов США мог бы оказать добрую услугу правотворцам.
В настоящее время правовой защитой ветеранов занимаются различные фонды, ведомства и министерства, в частности Пенсионный фонд РФ, Министерство здравоохранения РФ и другие, и каждый из них ведет свой федеральный регистр лиц, имеющих право на получение той или иной помощи. Между тем, участники боевых действий, которые относятся к категории «военнослужащих», представлены различными ведомствами -не только Министерством обороны, но и ФСБ, МЧС, ОМОН, СВР и т.д., а создавать на каждое ведомство свой регистр в каждом контролирующем органе - это излишний бюрократизм, приводящий к ошибкам и сбоям. Следовательно, создание единого государственного органа правовой защиты ветеранов боевых действий - это назревшая проблема, решение которой не терпит отлагательства.
Список литературы:
[1] Федеральный закон «О ветеранах» о т 12.01.1995 г. №5-ФЗ (в ред. от 30.04.2021 г.) // Российская газета. - 1995. - 25 января; 2021. - 06 мая.
[2] Зориктуева А. В. Государственная политика в области защиты ветеранов боевых действий: отечественный и зарубежный опыт: авто-реф. дисс. ... канд. полит. наук. - Улан-Удэ, 2011. - 34 с.
[3] Сараева И. А., Тимофеев В. В. Социальная поддержка ветеранов войн: зарубежный опыт // Марийский юридический вестник. - 2016. -№1(16). - С. 21-23.
[4] Старцун В. Н. Реализация прав ветеранов военной службы (международно-правовой и сравнительно-правовой опыт научного исследования) // Государство и право. - 2004. - №4. - С. 42-50.
[5] Шестяева Т. В., Баландина С. В. Социальная защита ветеранов боевых действий: сравнительный анализ США и России // Вестник Мордовского государственного университета. - 2019. -№1. - С. 13-19.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon «O veteranah» o t 12.01.1995 g. №5-FZ (v red. ot 30.04.2021 g.) // Rossijskaya gazeta. - 1995. - 25 yanvarya; 2021. -06 maya.
[2] Zoriktueva A. V. Gosudarstvennaya politika v oblasti zashchity veteranov boevyh dej-stvij: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt: avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. - Ulan-Ude, 2011. - 34 s.
[3] Saraeva I. A., Timofeev V. V. Social'naya podderzhka veteranov vojn: zarubezhnyj opyt // Marijskij yuridicheskij vestnik. - 2016. - №1(16). - S. 21-23.
[4] Starcun V. N. Realizaciya prav veteranov voennoj sluzhby (mezhdunarodno-pravovoj i sravnitel'no-pravovoj opyt nauchnogo issledovaniya) // Gosudarstvo i pravo. - 2004. - №4. - S. 42-50.
[5] Shestyaeva T. V., Balandina S. V. Social'naya zashchita veteranov boevyh dejstvij: srav-nitel'nyj analiz SSHA i Rossii // Vestnik Mordovskogo gosudarstvennogo universite-ta. - 2019. - №1. - S. 13-19.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021