УДК 331.5(470)
СРАВНИТЕЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ РЫНКА ТРУДА
И.А. Ашмаров
В статье раскрыты основы историко-модельного подхода к рынку труда, в соответствии с которым выделены типичные модели современного рынка труда и их особенности. В качестве предмета исследования выступают традиционная, либеральная, социально-ориентированная и транзитивная модели рынка труда. Несмотря на определённое сходство в функционировании рыночного механизма, рынки труда в различных странах мира, безусловно, имеют некоторые отличительные черты и особенности, составляющие национальную и вместе с тем социальноэкономическую специфику
Ключевые слова: рынок труда, особенности и модели рынка труда, сравнительные преимущества и недостатки различных моделей рынка труда
Введение. Общепринятые в научноисследовательской литературе подходы к классификациям, как правило, время от времени нуждаются в уточнении, а также периодической систематизации. То же самое, на наш взгляд, относится и к классификациям рынка труда, выяснению основных, так сказать, особенностей рыночного устройства в различных странах мира, которые можно условно объединить в понятие «модель» (лат. modulus — мера, образец). Отсюда, кстати, происходит относительно новый самостоятельный метод научного познания мира, такой, как моделирование — исследование объектов познания на их моделях, представляющих собой описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог.
Построение моделей реально существующих социальных, экономических и прочих явлений или процессов (например, общественных политических и экономических систем и т. п.) выступает задачей и в то же самое время важнейшим исследовательским приёмом многих общественных наук, в том числе экономической науки и в частности экономической теории. В том случае, если моделирование проводится с учётом исторического материала, то такое моделирование будет иметь соответствующий характер и будет называться историческим моделированием, составляющим суть историко-модельного подхода.
Предметом для рассмотрения в данной статье будут именно экономические модели, касающиеся рынка труда, тем более что данная тема относительно не часто освещается в научной литературе. В последнее время получило широкое распространение системное исследование рынка труда (т. н. «системный подход»). На основе использования научного принципа системности возможно, во-первых, построение типологии моделей рынка труда и выявление их специфики (Л. П. Киян) и, во-вторых, анализ модели социально-экономической системы рынка труда в целом, а также различных модификаций содержания и форм проявления рынка труда (Т. Д. Ромащенко, Л. М. Шляхтова).
Ашмаров Игорь Анатольевич — ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, e-mail: [email protected]
Если первый подход использует научный метод индукции («от частного — к общему»), то второй подход основан на противоположном научном методе дедукции («от общего — к частному»). Рассмотрим особенности основных моделей рынка труда. Это — традиционная, либеральная, социально-ориентированная и транзитивная модели.
1. Традиционная модель рынка труда. Отличительной особенностью данной модели выступает ориентация политики на рынке труда на защиту занятости при условии соблюдения занятыми работниками определённых стандартов поведения и эффективности, что отражает приверженность национальным традициям.
Для наёмных работников высокие гарантии стабильной занятости выступают основным фактором мотивации к труду и достижения личных и производственных успехов. Для работодателей важной формой мотивации служат их способности выполнить свои обязательства перед работниками. Стабильность отношений занятости влияет на готовность и адаптацию к модернизации, то есть изменениям, так как последние не связываются с переменой рабочих мест. В данной модели мобильность кадров довольно высока, но носит не горизонтальный, а вертикальный характер. Всё это требует постоянного взаимодействия правительства, администрации и профсоюзов. Главными факторами консолидации между трудом и капиталом выступают принятие решений по социальным вопросам на основе консенсуса, передача решений конкретных социальных вопросов на уровень предприятий на основе рекомендаций законов и постановлений правительства, информированность работников о проблемах и доходах фирмы и т. д.
Что касается трудовых доходов, то формирование соответствующей политики опирается на социально направленную концепцию производительности труда, предусматривающую распределение доходов между предпринимателями и трудящимися в зависимости от многих факторов. Например, степени участия в получении прибыли, ежегодного повышения базисной ставки оплаты труда, оклада на основе коллективного договора, взвешенной дифференциации в заработках между работниками различного уровня и др. Приоритет человеческого фактора в сочетании с уверенностью
работников в сохранении стабильной занятости обеспечивает экономической системе с данной моделью рынка труда рост производительности труда.
Другой характерной особенностью этой модели выступает плановое формирование политики занятости. На законодательном уровне разрабатываются долгосрочный и ежегодный планы занятости населения, служащие руководством для практической деятельности на уровне муниципалитетов. Главные цели, которые преследует данное планирование, заключаются в том, чтобы содействовать стабилизации занятости при изменении экономической структуры, реагировать на изменение в сфере занятости (на такие процессы, как увеличение количества пенсионеров, т. е. старение общества, приток иностранной рабочей силы, увеличение числа работающих женщин и др.). Особое внимание уделяется содействию повышения образовательного уровня в течение жизни в целях развития профессиональных способностей, сокращению рабочего времени, расширению мер социальной защиты граждан, нуждающихся в особой заботе.
В результате направленной экономической экспансии, например в Японии, число предложений рабочих мест может превышать число ищущих работу. Значительное увеличение числа работодателей в Японии привело к тому, что доля незанятых работников невелика. В этих условиях увеличивающееся число компаний, главным образом из сферы малого и среднего бизнеса, испытывают дефицит рабочих рук. Серьёзными проблемами для Японии являются занятость граждан среднего и пожилого возраста, а также дисбаланс спроса и предложения в различных районах страны.
Одной из тенденций выступает уменьшение числа рабочих мест для старших возрастных групп и увеличение числа незанятых опытных пожилых работников. В силу концентрации спроса на рабочую силу молодёжи, незанятость последней не представляет социальной проблемы для данной модели рынка труда. На лиц среднего и старшего возрастов распространяется действие Закона «О стабилизации занятости пожилых граждан», в соответствии с которым в большинстве компаний (до 90%) используется система по обеспечению возрастного предела занятости работников. В рамках содействия занятости лиц старших возрастных групп предусматривается возможность возобновления работы, развитие неполной занятости и др.
В условиях старения общества значение приобретают вопросы обеспечения занятости и развития профессиональных способностей молодёжи. Специальные меры направлены на содействие занятости женщин. Система, с помощью которой достигается общее регулирование рынка труда в данной модели, включает центры занятости, школы подготовки рабочих кадров, меры социальной помощи безработным. Все эти вопросы находятся в ведении министерства труда и муниципалитетов (префектур в Японии), которые в вопросах трудоустройства и переподготовки рабочих действуют на своих территориях самостоятельно. Трудоустройством высвобождающихся работников крупных
предприятий занимаются сами предприятия.
В целом традиционная или национальнотрадиционная модель рынка труда господствует, в основном, в восточных странах, таких, как Южная Корея, Япония и др., а традиционный рынок труда представляет собой наследство традиционных экономических систем с господством местных традиций, обычаев и ритуалов, т.е. институтов.
2. Либеральная модель рынка труда. Данная модель — это либеральная рыночнокапиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночноконкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной и экономической дифференциации (классическим примером этой модели является рынок труда США). Рынок труда в США закрепляет дифференциацию основных сфер занятости: 1. Низкооплачиваемые рабочие места, на которые требуются работники с низкой квалификацией; 2. Рабочие места с высокими требованиями к квалификации работников и соответственно с высокой заработной платой; 3. Рабочие места, предоставляющие высокую заработную плату, при невысоких требованиях к квалификации (работа в производственных цехах на сборке и др.).
В сложившейся структуре рабочих мест наблюдается интенсивный процесс ротации, под влиянием которого формируется поляризация рынка труда. Происходит перераспределение рабочих мест в пользу более квалифицированного труда при одновременном сокращении рабочих мест для работников низкой квалификации. Ежегодно в США обновляется 10-15% всех рабочих мест при постоянном увеличении сектора высококвалифицированного труда (50-60% всех открываемых вакансий приходится на управляющих и специалистов). В то же время сокращается число рабочих мест с низкой квалификацией занятых работников, для которых характерна низкая производительность труда. Возрастает число вакансий с более высоким уровнем требований, предъявляемых к работникам. Ежегодно в промышленности США сокращается до 10% рабочих мест и создаётся 9% новых рабочих мест, требующих работников более высокой квалификации. Сокращение рабочих мест на производстве в определённой мере восполняется созданием новых рабочих мест в сфере услуг. 80% из 10 млн. рабочих мест, созданных администрацией США за несколько лет до глобального финансовоэкономического кризиса 2008 г., предназначены именно для сферы услуг. В настоящее время модель рынка труда в США не справляется с ростом предложения рабочей силы, в связи с чем возрастает поток трудоспособного населения, вынужденного искать работу за рубежом.
«Исторически американский рынок труда формировался как набор ресурсов, которые выполняют различные функции в сфере занятости... Ресурсами выступают конкретные программы, осуществляющие финансирование в сфере подготовки и переподготовки кадров, миграционного движения, социальной защиты различных социальных слоёв общества. Действующие программы нацеле-
ны на различные социальные слои американского общества и реализацию конкретных целей в сфере занятости» [1. С. 160]. Государственные расходы на эти программы ежегодно составляют около 300 млрд. долл. США в формах различных пожертвований на цели социальной поддержки населения, подготовки и переподготовки кадров [2].
В динамике спроса на труд растут требования к качеству рабочей силы, характерные как для материального производства, где удельный вес квалифицированных работников традиционно более высок, так и для сферы услуг. Это имеет существенное значение для изменения структуры занятости. Косвенным свидетельством сближения квалификационных структур двух важнейших сфер экономики выступает сокращение разрыва в средней оплате труда (если в 1980-х гг. разрыв между средней еженедельной заработной платой в промышленности и сфере услуг составлял 80 долл., то в
1990-е гг. он сократился в 4 раза).
Увеличение масштабов высококвалифицированного труда в сфере нематериального производства приводит к тому, что предприятия этой сферы не могут занять высвобождаемую низкоквалифицированную рабочую силу, как это было прежде. Результатом усиления сегментации рынка труда выступают дополнительные трудности трудоустройства для групп населения, которые не обладают достаточной квалификацией. Например, для длительно безработных (45-50% среди всех безработных) или темнокожего населения страны, показатели безработицы втрое превышают средний уровень.
Обострение проблем трудоустройства наблюдается вследствие проведения новой стратегии работодателей на рынке труда (сокращения расходов на рабочую силу за счёт сдерживания заработной платы персонала как главного средства повышения конкурентоспособности продукции). Среди путей снижения высоких издержек на рабочую силу следует отметить свёртывание отдельных социальных обязательств (в частности, медицинского, пенсионного страхования). За последнее время удельный вес крупных и средних компаний с медицинским страхованием своих сотрудников снизился на 15% и составил 75%, а осуществляющих пенсионное страхование уменьшился с 63% до 57%, в мелких компаниях — соответственно 69% и 20%. Логическим следствием такой политики выступает удлинение продолжительности рабочей недели и сверхурочных часов. Эта тенденция говорит об отклонении от идеи сокращения продолжительности рабочего времени как средства снижения безработицы.
Другим проявлением политики снижения затрат на рабочую силу и сокращения безработицы является расширение труда частично занятых и временных работников; одна треть всех создаваемых рабочих мест предназначена для временных работников. Однако внедрение гибких форм занятости также не находит в современных условиях безоговорочной поддержки. Нарастают опасения относительно потери предпринимателями стимулов для вложений в развитие человеческого капитала вследствие излишней мобильности рабочей силы.
В качестве тенденции рынка труда в США следует отметить усиление мотивации наёмных работников в росте квалификации, что прослеживается как в оплате труда, так и в связи между образованием и положением работников на рынке труда. Если 20 лет назад выпускники высших учебных заведений США получали на 50% больше, чем выпускники школ, то в настоящее время этот разрыв превысил 83,5%. Выше всего уровень безработицы среди не окончивших школу, вдвое ниже он у выпускников школ, среди имеющих высшее образование работников — не более 1,5%.
Повышение конкурентоспособности работников на рынке труда рассматривается как одна из общенациональных задач повышения уровня жизни американцев, что находит выражение в наметившейся тенденции к увеличению в государственной политике занятости её социальных элементов, связанных с расходами на организацию обучения и переобучения, подбором рабочих мест, а также государственным финансированием рабочих мест.
Используемые в либеральной модели рынка труда методы сдерживания расходов на рабочую силу, ротации рабочих мест, увеличения гибкости рынка труда, стимулирования активной политики государства свидетельствуют об отказе от макроэкономического стимулирования совокупного спроса как средства расширения занятости и выступают проявлением поиска новых подходов к политике занятости. Развитие рынка труда США, происходящее в рамках либеральной модели, в современных условиях отражает попытки выхода страны из кризиса, характеризуемого масштабным сокращением числа рабочих мест и ростом безработицы выше её т.н. естественного уровня.
3. Социально-ориентированная модель рынка труда. Это — социал-демократическая модель, которая отводит государству роль верховной социальной и экономической силы (Швеция, Германия).
Шведская модель рынка труда базируется на системе социального страхования, возникновение которой относится к началу XX в. За время своего существования — особенно в период после второй мировой войны — эта система претерпела значительные видоизменения. Её основной чертой является универсальность. В её орбите оказывается каждый житель, независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется, например, в Швеции, «универсальной социальной политикой».
В течение нескольких докризисных десятилетий размер социального страхования в целом увеличился. Однако в связи с экономическими трудностями последних лет отдельные ставки были сокращены, а в некоторых случаях были более жёстко определены условия, дающие право на получение того или иного пособия. Однако сам принцип универсальности социального страхования остался прежним. Парламент Швеции одобрил закон о новой системе пенсий по старости; планируются реформы пенсий по инвалидности и пособий семьям, оставшимся без кормильца.
Рынок труда Швеции обладает меньшей ёмкостью по сравнению с рынком труда США (насчитывает на 8 млн. населения 4,3 млн. рабочих мест, из которых ежегодно высвобождается 800-900 тыс., и уровень ротации кадров составляет 20% в год). При высокой степени занятости мужчин (86%) и женщин (81%) уровень безработицы на данном рынке труда составлял в среднем в 1961-70 гг. — 1,7%, 1971-80 гг. — 2,1%, 1981-90 гг. — 2,5%, в
1991-2007 гг. — 7,5%.
Удовлетворение спроса на рабочие места обеспечивается на рынке труда комплексом мер, во многом составляющих особенности функционирования шведской экономики. В её основе лежит широкий спектр социально-экономических мероприятий. Социальные программы в рамках данной модели рынка труда характеризуются относительно высокими государственными расходами, около 70% из которых направляется на активную социальную защиту населения на рынке труда. Затраты на политику занятости составляют в Швеции примерно 2,2-2,7% ВВП против 0,8% в США. В активной политике занятости, призванной способствовать быстрому включению высвобожденных работников в трудовую деятельность, доминируют меры воздействия на структуру и качественные характеристики рабочей силы. Например, программы профобразования и переобучения, стимулирование мобильности трудовых ресурсов, регулирование спроса на рабочую силу мерами поддержки занятости, в том числе программ общественных работ, разделения рабочих мест и т. д. На оказание материальной помощи безработным расходуется только одна треть используемых средств.
В достижении социального консенсуса большое значение придаётся коллективному договорному регулированию заработной платы и увязке её роста с повышением производительности труда, сбалансированности интересов субъектов рыночных отношений в вопросах так называемой социальной заработной платы. Следует отметить также существенную роль профсоюзов в поддержке гарантий занятости. Социальная ориентация трудовых отношений наделяет данную модель привлекательностью с позиций коллективистского менталитета и государственных гарантий занятости. Однако она в то же время отражает неприспособленность к быстрой модификации производства и обладает меньшей конкурентоспособностью по сравнению с либеральным типом. Кроме того, сильные социальные гарантии формируют пассивное поведение работников на рынке труда. Это находит выражение, в частности, в увеличении удельного веса длительно безработных.
Германская модель рынка труда — это модель социального рыночного хозяйства, которая сочетает действие «невидимой руки» с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многоуровневой институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели, это лежит в плоскости индивиду-
альных рыночных решений, а создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.
Германская модель сочетает рынок труда с высокой степенью государственного интервенционизма и базируется на ряде основополагающих принципов социальной рыночной экономики, главным из которых является синтез рыночных и государственных институтов.
Это — модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной ролью государственного регулирования в сферах экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социальноэкономического процесса. Многие проблемы современного общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща социальная направленность.
Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики. В общем виде эти цели можно выглядят следующим образом ^обеспечение экономического роста и социально-экономической стабильности;-социальная обеспеченность и справедливость-содействие конкуренции;-обеспечение стабильной занятости и борьба с безработицей.
На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в
настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований развитых стран мира. Государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются.
Сегодня многие страны мира взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, которая лежит в основе понятия «смешанная» система хозяйства [3. С. 114].
Что касается транзитивной модели рынка труда, то здесь, как правило, отсутствует официально принятая на национальном уровне общая концепция формирования рынка труда, в то время как в развитых экономиках эти концепции имеются. Например, провозглашение «политики полной занятости» в США, принципов «равных возможностей» и «социального партнёрства» в Австрии, Швеции выступает в качестве идеологической основы проводимой в этих странах социально-экономической политики занятости...
Заключение. В результате анализа моделей рынка труда мы выявили наиболее распространённую, можно сказать, господствующую в современном мире модель рынка труда. Это — социальноориентированный рынок труда, функционирующий в смешанной экономической системе. Именно социально-ориентированные рынки труда доминируют в современной мировой экономике и получают сегодня всё большее распространение, преимущественно в Западной Европе. Это — самая перспективная модель рынка труда, за которой, вероятнее всего, будущее мировой экономической системы. Отсюда получается, что остальные модели рынка труда менее распространены и реже встречаются в мировой экономике. В данном случае самым трудным, пожалуй, будет назвать самую редко встречающуюся модель рынка труда, так как и либеральная, и традиционная, и транзитивная модели всё ещё достаточно распространены и представлены экономиками некоторых стран мира. Однако долгосрочной перспективы за данными моделями рынка труда мы не видим.
В настоящее время в развитых странах мира под влиянием текущего мирового финансовоэкономического кризиса происходит сближение либеральной и социально-ориентированной моделей рынка труда, причём в пользу последней.
Воронежский государственный технический университет
В пользу этого, в частности, свидетельствует тот факт, что в США, по инициативе Президента Барака Обамы, Конгрессом утверждён законопроект о распространении медицинского страхования на всех граждан страны, в независимости от их платёжеспособности.
В целом, расходы государства в США на 2011 финансовый год составят 3,834 трлн. долл., «львиная доля» из которых — 708 млрд. долл. — это траты на военные нужды, в том числе на войну в Афганистане, что будет способствовать уменьшению напряжённости на американском рынке труда. На прямую поддержку национального рынка труда США планируют затратить следующие финансовые средства, а именно:
100 млрд. долл. — на борьбу с безработицей (которая уже превысила 10%), 165 млрд. долл. — на поддержку малого бизнеса и налоговые льготы (для малого бизнеса будет отменён налог с капитала), 635 млрд. долл. — на реформирование здравоохранения, 25 млрд. долл. — на поддержку самых бедных штатов и т. д. [4]. Такие рекордные расходы американского бюджета имеют строго целевую направленность — поддержать национальный рынок труда и экономику в целом. Администрация США идёт на такие затраты, даже несмотря на прирост бюджетного дефицита до 1,6 трлн. долл. Получается, что социально-ориентированный характер, по крайней мере, в условиях кризиса приобретают даже либеральные экономики и либеральные рынки труда.
Таким образом, очередной экономический кризис ещё раз доказал необходимость присутствия государства как в экономике в целом, так и на рынке труда, и государственного регулирования трудовых взаимоотношений. Все эти факты говорят нам о развороте тренда развития мирового рынка труда в сторону социально-ориентированной модели.
Литература
1. Киян, Л.П. Экономическая теория рынка труда: моногр. / Л.П. Киян. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. 185 с.
2. Financial Times. 2007. 23 January.
3. Ромащенко, Т. Д. Рынок труда в информационной экономике: теория, методология, эволюция: моногр. / Т. Д. Ромащенко, Л. М. Шляхтова; под ред. Т. Д. Ромащенко. Воронеж: АОНО ВПО ИММиФ, 2008. 176 с.
4. Информационный телеканал «Россия-24» //
http://www.vesti.ru
THE COMPARATIVE AND ECONOMIC ANALYSIS AND THE CHARACTERISTIC OF LABOUR MARKET’S MODELS I. A. Ashmarov
In the article bases of the historical and modeling approach to a labour market according to which typical models of a modern labour market and their feature are allocated are opened. As a subject for studying the traditional, liberal, socially-focused and transitive labour market’ models act. Despite certain similarity in market mechanism functioning, labour markets worldwide, certainly, have some distinctive lines and the features making national and at the same time social and economic specificity
Key words: a labour market, features and labour market’s models, comparative advantages and lacks of various labour market’s models