Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия системы профессионального обучения и пространства рынка труда'

Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия системы профессионального обучения и пространства рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПРОСТРАНСТВО РЫНКА ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИСБАЛАНС РЫНКА ТРУДА / МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ РЫНКОВ ТРУДА / LABOUR MARKET / LABOUR RELATIONS / IMBALANCE OF THE LABOR MARKET / MODEL OF INTEGRATION OF LABOR MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович, Киреева Ольга Феликсовна

Рассматриваются проблемы взаимодействия системы профессиональной подготовки и рынка труда. Пространство рынка труда представлено как разновидность социального пространства, которое структурируется в разрезе его основных элементов, отношений между ними и инфраструктуры, через профессионально-квалификационную структуру. Процессы трансформации социально-трудовых отношений анализируются на примере рынка труда в Северной Америке, в некоторых странах Европы и Российской Федерации. Обобщен опыт первых лет организации профессионально-общественной аккредитации, призванной уменьшить разбалансированность спроса и предложений на рынке труда, которая вызывается, прежде всего, «неадекватной рыночному спросу» системой подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович, Киреева Ольга Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic and foreign experience of interaction of professional training and the labor market space system

The problems of interaction between the vocational training system and the labor market are considered. The space of the labor market is presented as a kind of social space that is structured in the context of its basic elements, the relationships between them and the infrastructure, through a vocational qualification structure. The processes of transformation of social and labor relations are analyzed on the example of the labor market in North America, in some countries of Europe and the Russian Federation. The experience of the first years of the organization of professional and public accreditation, designed to reduce imbalances and proposals in the labor market, caused, above all, by the "inadequate tariff assignment" of the training system is generalized.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия системы профессионального обучения и пространства рынка труда»

ХОРОШУНКристина Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и финансового менеджмента. Кубанский государственный технологический университет. Россия. Краснодар. E-mail: romanovs-s@yandex.ru.

КИСЕЛЕВА Елена Сергеевна - кандидат технических наук, доцент кафедры физики. Кубанский государственный технологический университет. Россия. Краснодар. E-mail: ro-manovs-s@yandex.ru.

SHAPOSHNIKOV, Valery Leonidovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Head of the Department of Computer-aided Technologies and Mathematics. Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Krasnodar. E-mail: romanovs-s@yandex.ru.

HOROSHUN, Cristina Vyacheslavovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Financial Management. Kuban State Technological University. Russia. Krasnodar. E-mail: romanovs-s@yandex.ru.

KISELEVA Elena Sergeevna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Physics. Kuban State Technological University. Russia. Krasnodar. E-mail: romanovs-s@ yandex.ru.

УДК 331.5.024.5

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВА РЫНКА ТРУДА

Ф.И. Шарков, О.Ф. Киреева

Рассматриваются проблемы взаимодействия системы профессиональной подготовки и рынка труда. Пространство рынка труда представлено как разновидность социального пространства, которое структурируется в разрезе его основных элементов, отношений между ними и инфраструктуры, через профессионально-квалификационную структуру.

Процессы трансформации социально-трудовых отношений анализируются на примере рынка труда в Северной Америке, в некоторых странах Европы и Российской Федерации. Обобщен опыт первых лет организации профессионально-общественной аккредитации, призванной уменьшить разбалансированность спроса и предложений на рынке труда, которая вызывается, прежде всего, «неадекватной рыночному спросу» системой подготовки кадров.

Ключевые слова: рынок труда; пространство рынка труда; социально-трудовые отношения; дисбаланс рынка труда; модели интеграции рынков труда.

F.I. Sharkov, O.F. Kireeva. DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE OF INTERACTION OF PROFESSIONAL TRAINING AND THE LABOR MARKET SPACE SYSTEM

The problems of interaction between the vocational training system and the labor market are considered. The space of the labor market is presented as a kind of social space that is structured in the context of its basic elements, the relationships between them and the infrastructure, through a vocational qualification structure.

The processes of transformation of social and labor relations are analyzed on the example of the labor market in North America, in some countries of Europe and the Russian Federation. The experience of the first years of the organization of professional and public accreditation, designed to reduce imbalances and proposals in the labor market, caused, above all, by the "inadequate tariff assignment" of the training system is generalized.

Keywords: labour market; labour relations; the imbalance of the labor market; model of integration of labor markets.

Пространство рынка труда рассматривается авторами как разновидность социального пространства, поскольку различные его сегменты формируются в процессе развития обществен-

ных отношений. Социальное пространство в отличие от физического пространства определяется по взаимопроникновению расположенных определенным образом позиций социаль-

ных элементов, которые его образуют [2]. К примеру, сердцевина власти, по мнению шотландского ученого Дж. Холлоуэя, не в государстве как таковом, а в самих капиталистических социальных отношениях, которые проникнуты несвободой, фетишизмом и отчуждением. Суть не в том, кто осуществляет власть, но как создать мир, основанный на взаимном признании достоинства человеческой личности, на формировании социальных отношений, не являющихся властными отношениями [20].

В широком понимании социальное пространство представляет собой комплекс социальных отношений, институтов и иерархий, совокупность ценностных конструкций взаимодействующих структур и элементов [11]. Социальные процессы, протекающие в социальном пространстве рынка труда, регулируются службами занятости и учебными центрами, выполняющими функции медиаторов между работниками и работодателями.

Существенная трансформация рынка труда привела к изменению толкования самого понятия «рынок труда», рассматриваемого ныне как система экономических, социальных и юридических отношений между партнерами по проблемам формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы. Известный специалист по проблемам рынка труда К.Г Кязимов считает, что «рынок труда, как социально-экономическая система, является стохастической системой, т.е. системой, в которой преобладают случайные процессы. Если прибегнуть к аналогии с физическими моделями, то социально-экономическая система всегда находится в состоянии неустойчивого равновесия. Поэтому даже самые незначительные возмущения могут спровоцировать лавинообразно развивающийся кризис всего комплекса сложившихся экономических и социальных институтов, что и наблюдается в условиях мирового финансового кризиса» [8, с. 13].

Структурная трансформация социально-трудовых отношений и структуры занятости населения в России актуализирует проблему социального регулирования социально-трудовых отношений, особенно вопросы информационного сопровождения процесса принятия социально-управленческих решений. Речь идет не о разовых акциях измерения состояния социально-трудовых процессов, а о получении систематических мониторинговых данных как о системе профессионального обучения, так и о требованиях к уровню, качеству и количеству профессиональных работников, которые должны составлять комплекс статистических показателей.

Регулирование рынка труда начинается с инвестиций в подготовку востребованного количества кадров требуемого профиля и уровня. Своевременные и экономически обоснованные первоначальные инвестиции в образование, профессиональную подготовку и повышение возможности получения соответствующего опыта на рабочем месте могут помочь молодым людям закрепиться на рынке труда.

Рассмотрим на примере стран Северной Америки состояние инвестиций в профессиональную подготовку молодых людей с целью закрепления их на рынке труда. Так, федеральный бюджет Канады 2016 г. дифференцирует расходы на интегрированное обучение молодых канадцев с акцентом на наиболее востребованные области науки, такие как технологии, инженерия, математика и бизнес. Бюджетные расходы также включают создание группы экспертов по вопросу занятости молодежи с целью оценки барьеров, с которыми сталкивается уязвимая часть молодежи в трудоустройстве и сохранении рабочих мест. Расходы предусматриваются также на изучение инновационных методов, используемых правительством, неправительственными организациями и работодателями как дома, так и за границей для улучшения возможностей трудоустройства названной категории молодежи. Правительство Канады инвестирует ежегодно на реализацию программы молодежной стратегии занятости в среднем 330 млн канадских долларов. Для расширения возможностей трудоустройства населения в бюджете было выделено дополнительно 278 млн на 2016-2017 гг. [18, р. 32].

Американские исследователи отмечают недостатки обучения в начальной школе, несмотря на то что бюджет несет высокие расходы. В США система высшего образования, включая общественные колледжи, имеет много сильных сторон, однако в системе профессионального образования остается немало нерешенных проблем: повышение платы за обучение, проблемы обеспечения качества в некоторых программах. С. Броке, Ш. Сингх, П. Свейм в докладе, подготовленном к саммиту североамериканских лидеров 2016 г., отмечают, что необходимо принимать меры по улучшению базовых навыков взрослых и «по возвращению их в высшее образование и профессиональную подготовку». Для решения указанных проблем в 2014 г. была принята программа поддержки ищущих работу и нуждающихся в обучении. Предполагается сделать систему профессионального обучения «более отзывчивой к потребностям работодателей». Правительство Соединенных Штатов Америки намерено

улучшать систему обучения, в том числе путем более тесной увязки с запросами местных работодателей. Бюджет США 2017 г. предусматривает инвестиции в размере 3 млрд долл. в порядке конкурсного финансирования региональных партнерств, которые объединяют работодателей, систему образования и подготовки кадров с целью размещения полумиллиона людей на рабочие места в востребованных отраслях. В бюджете 2016 г. было предусмотрено 2 млрд долл. на предстоящие пять лет в виде грантов на обучение в целях удвоения обучающихся в соответствии с запросами отраслей [18, р. 65].

Для определения направления и динамики трансформации социально-трудовых отношений необходимо проводить диагностику этого процесса по наиболее значимым показателям. Такими показателями могут быть: участие в рынке труда, уровень и динамика изменения заработков, уровень бедности, наличие работы в соответствии с квалификацией и опытом, репрезентативность охвата различных регионов и разнообразных сфер жизнедеятельности, сохранение и создание новых рабочих мест, профессиональный статус и профессиональная мобильность. Рассмотрим каждый из этих показателей в отдельности, опираясь, прежде всего, на данные по исследованию рынка труда в Северной Америке и Российской Федерации. При проведении диагностики рынка труда предлагается определять показатели отдельно по отношению: а) к постоянно работающим лицам; б) к краткосрочно используемой рабочей силе.

Многие из долгосрочных задач, стоящих перед рынком труда в Северной Америке, связаны с низким уровнем квалификации значительной части рабочих, особенно в Мексике и США. Это вызывает особую обеспокоенность, учитывая быстрые изменения, происходящие в требованиях к навыкам: существенные изменения наблюдаются в источниках увеличения количества рабочих мест и видах работ, которые создаются на основе сочетания экономических и социальных тенденций, усиления глобализации, технического прогресса и демографических изменений. Например, исследование тех, кто не мог получить доступ к конкретной программе постоянной занятости в США, способствовало тому, что путем субсидирования удалось привлечь к краткосрочной занятости большое количество людей [19].

«Рынок труда в Северной Америке тоже уже оправился сравнительно быстро от кризиса, по сравнению с другими странами с развитой экономикой - хотя безработица, неполная занятость остаются выше докризисного уров-

ня. Краткосрочной задачей экономической политики в трех странах является укрепление, выздоровление рынка труда и перспективы приобретения постоянного рабочего места теми, которые потеряли свои рабочие места во время и после кризиса и пока не смогли найти работу» [18, р. 7]. В то же время «российский рынок труда адаптируется к кризису на удивление хорошо, так как опасения по поводу массовой безработицы оказались несостоятельными. Однако многие принятые решения в целях сохранения рабочих мест ныне не дают ожидаемых результатов» [4].

Несмотря на различия рынков труда Северной Америки и России в экономическом и социальном контекстах, а также в институциональных структурах, они сталкиваются с рядом общих долгосрочных задач, которые потребуют развития более инклюзивных рынков труда, что позволит в полной мере использовать и развивать навыки людей, ищущих работу, и максимально приблизить требования рабочих мест к возможностям достойной реализации компетенций квалифицированных людей, являющихся безработными или ищущих более достойную работу как за рубежом [18, р. 8], так и в России [12].

Серьезной проблемой в регулировании социально-трудовых отношений для большинства стран является резкое отставание уровня заработной платы от показателей производительности труда. Низкий темп роста производительности труда еще более усугубляет данную проблему. Рассмотрим это на примере Мексики и Канады. В Мексике наблюдается прекращение (или даже снижение) роста реальной заработной платы. По росту производительности труда в 2000-2015 гг. Канада занимает лишь пятое место среди стран G7. В США производительность труда неуклонно растет, но зарплата работников (особенно в нижнем и среднем диапазонах распределения) не повышалась в соответствии с ростом производительности труда, в результате - стагнация заработной платы для значительной части работников и увеличение неравенства [18, р. 7-8].

В России, к примеру, «доля иностранных работников от общей численности занятых в строительной отрасли выросла за четыре года до 6 % (с 2,4 до 6,3 %)... При этом производительность труда в строительстве, рассчитанная как оборот организаций отрасли на численность занятых там работников, сократилась» [10, с. 19]. Тот факт, что ухудшение ситуации на рынке труда приводит к снижению заработной платы и увеличению неполной занятости, был отмечен в мае 2016 г. аналитиками

Высшей школы экономики (далее - ВШЭ) и РАНХиГС. Как показали исследования, реальные зарплаты снизились из-за довольно резкого роста инфляции (на 12,9 % в 2015 г.), работникам не всегда вовремя выплачивается заработная плата. Задолженность по зарплате в регионах увеличилась в два раза - с 2 млрд руб. (31,2 млн долл. США) в начале 2015 г до 4 млрд руб. (62,5 млн долл.) в мае 2016 г. Это, конечно, является болезненным фактором для населения. Для сравнения: в 2009 г., на пике прошлого кризиса, долг по зарплате достиг 8,7 млрд руб. (14 млн долл.).

По данным опроса, проведенного ВШЭ, работодатели продолжают реагировать на кризис в первую очередь за счет сокращения заработной платы. В течение последних трех месяцев 24 % семей отметили, что их зарплаты сокращаются, 19 % зафиксировали задержку выплаты заработной платы, 9 % были переведены на сокращенное рабочее время или были вынуждены уходить в неоплачиваемые отпуска или уволиться [4].

Состояние бедности обычно определяется пороговым значением суммарного семейного дохода, поделенного на число членов семьи. Пороговое значение ниже прожиточного уровня, как правило, является мерилом отнесения к бедности. При классификации этого показателя может также учитываться нехватка продовольствия, отсутствие конкретных товаров. Одна из причин возникновения бедности - резкое отличие уровня доходов различных слоев населения. Действительно, высокий уровень неравенства доходов наблюдается и в Северной Америке. Правительствами североамериканских стран ставится задача ограничения социального неравенства, ухудшения здоровья нации, снижения социальной сплоченности и доверия, повышения уровня преступности, а также сокращения экономического роста [18, р. 7-8]. Наблюдается значительный рост так называемой частичной или временной занятости.

В конце мая 2016 г., по данным Министерства труда РФ, сектор частичной занятости отечественного рынка труда тоже вырос - на 18 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом в течение прошлого года число частично занятых работников увеличилось на 41500 и сейчас превосходит 273000. Однако как работником, так и работодателем столь непростой выбор должен быть сделан - ведь работнику лучше иметь низкую зарплату, чем жить только на нищенское пособие по безработице [4].

Одним из показателей исследования социально-трудовых отношений является состав

рабочей силы. Для оценки соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям экономики целесообразно наладить статистический учет динамики профессионально-квалификационного состава рабочей силы, в том числе иностранной рабочей силы (далее - ИРС) в разрезе видов экономической деятельности. Это важно как для России в целом, так и для Москвы, в частности «для обоснования и определения потребности Москвы в привлечении и использовании ИРС, реализации сбалансированной миграционной политики» [10].

Нехватка квалифицированных трудовых ресурсов в одних регионах и избыток таковых в других является показателем несбалансированности концентрации квалифицированных кадров в соответствующих сегментах пространства рынка труда. Одной из задач регулирования в пространстве рынка труда является интеграция высококвалифицированных трудовых мигрантов в основные сферы профессиональной деятельности. В бюджете федерального правительства Канады предусматриваются дополнительные расходы в 125 млн долл. в 2016-2017 гг. для регулирования рынка социально-трудовых отношений, а дополнительная оплата - 50 млн долл. в 2016-2017 гг. Важные шаги предпринимаются для уменьшения барьеров в регулировании мобильности рабочей силы по всей стране, включая гармонизацию требований к профессиональному уровню обучающихся [18, р. 8].

В России в начале 2016 г., увеличение доли лиц, работающих по совместительству или отправленных в неоплачиваемый отпуск, было отмечено в Самарской, Калужской, Тверской, Ивановской и Ульяновской областях, а также в Республике Татарстан. Министерство труда отмечает наибольшее количество людей, работающих неполную неделю, в автомобильной промышленности, в области электротехники и вычислительной техники, в горнодобывающей промышленности и в сфере производства электроэнергии, а также производства машин и оборудования, металлических изделий, оборудования в транспортной отрасли и в банковском секторе.

В пространстве отечественного и зарубежного рынков труда сформировалась совершенно новая, довольно неблагоприятная ситуация с переселенцами. «Россия никогда до этого не была страной эмигрантов, она имеет в своем названии «титульную» нацию, обладает не государственной, но официальной религией. Данное обстоятельство отличает российский рынок труда от тех его аналогов, которые сло-

жились, например, в США, Канаде, Австралии или Новой Зеландии. Массовая миграция в страну, подобную России, традиционно поневоле вызывает волну ксенофобии» [5, с. 109].

В Швеции предпринимают попытки реализовать модель интеграции переселенцев в краткосрочной и долгосрочной перспективе с учетом сохранения тендерного равновесия. С течением времени все больше беженцев с Балкан в Швеции включается в сферу постоянной занятости лиц с более высоким уровнем образования и молодых людей, не имевших высокой (порой - никакой) квалификации, когда они прибыли в страну. Обеспечение фактического равенства между мужчинами и женщинами при предоставлении работы беженцам позволило существенно снизить уровень безработицы среди беженцев [22]. Однако чрезвычайно большой поток мигрантов в развитые страны Европы обострил это противоречие до уровня прямого противостояния сторон. С учетом обострения в США и европейских странах противоречий в обществе, связанных с хлынувшим потоком мигрантов, требуется активизация исследований проблем переселенцев. Определенную информацию об этом дает социологический анализ документов. На национальном уровне изучение документов государственных учреждений общественных организаций помогает оптимизировать процесс управления потоками беженцев. Так, Управление по расселению беженцев США, руководство различных программ, в том числе программы лютеранской иммиграции «Higher Advantage», рекомендуют прибывающую рабочую силу корпорациям, предлагая расселение и поддерживая перспективу продвижения переселенных беженцев посредством программ обучения в течение ближайших 15 лет [15]. Некоторые из тех же подходов, которые используются в программах трудоустройства беженцев (например субсидирование занятости), применялись относительно других категорий населения, ищущих работу. Например, в США исследование лиц, которые не могли получить доступ к постоянной работе, показало, что их с помощью программ субсидирования занятости удалось привлечь к краткосрочным программам [19].

Для беженцев, которые в силу разных причин не могут получить полноценную защиту и интегрироваться в России, с помощью UNHCR (Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, далее - УВКБ ООН) организуется переселение в другие страны. В 2015 г. 79 человек были приняты странами переселения, им была предоставлена индивидуальная

юридическая защита и консультирование силами партнерских организаций и независимых адвокатов. В необходимых случаях оказывается поддержка беженцам в ходе рассмотрения индивидуальных дел об убежище в судебных инстанциях, а в отдельных случаях - в Европейском суде по правам человека. С несколькими российскими вузами подписаны меморандумы о взаимопонимании с целью повышения знаний студентов в области права беженцев и сотрудничестве с рядом юридических клиник для обеспечения более широкого доступа лиц в ведении УВКБ ООН к бесплатной юридической помощи. В 2015 г. УВКБ ООН совместно с Комитетом «Гражданское содействие» организовало летние интенсивные курсы русского языка для подготовки к школе детей сирийских беженцев, проживающих в Московской области (в г. Ногинске и г. Лосино-Петров-ском). За три летних месяца курсы посетили 60 детей. В Лосино-Петровском после обучения русскому языку все дети беженцев были приняты в школы.

По законам Российской Федерации лица, подавшие ходатайство о предоставлении убежища, получившие временное убежище, и беженцы имеют право на бесплатную медицинскую помощь. В случае проблем с регистрацией в органах власти или серьезных медицинских проблем УВКБ ООН оказывает содействие силами партнерских организаций в г. Москве. В 2015 г. около 1200 человек получили консультации по медицинским вопросам, медикаменты, санитарно-гигиенические принадлежности и лечение, около 80 человек - помощь психолога. В наиболее сложных ситуациях, особенно касающихся женщин с детьми и лиц с медицинскими проблемами, УВКБ ООН через своих партнеров предоставляет социальную и ограниченную финансовую помощь или способствует размещению в приютах и центрах временного размещения. В 2015 г. такую помощь получили около 500 человек [16].

В европейских странах органы, занимающиеся расселением беженцев, взаимодействуют с органами власти регионов, муниципалитетами городов, организовывают обмен передовым опытом, проводя обучение по проблемам интеграции беженцев и переселения. Аналогичные транснациональные проекты переселения имеются в Великобритании и Ирландии [21].

Изучение программ мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда включает: а) проектирование перспективных исследований; б) рандомизированные контролируемые исследования; в) квазиэкспериментальные проекты.

При проектировании перспективного исследования определяются меры контроля результатов одновременно с альтернативным вмешательством в деятельность контрольной группы. В рандомизированном контролируемом исследовании ^СТ) осуществляется случайный отбор кандидатов, поскольку если предоставить участнику исследования право выбора, то это может сильно исказить результаты. Благодаря рандомизации исследователь избавлен от всякой предвзятости, а исследуемые группы становятся максимально однородными: по полу, возрасту и т.д. Кроме RCT используются квази-рандомизированные контролируемые испытания (QRCT), при которых используются чередующиеся данные: дата рождения, даты недели или месяца, номер дела и пр. в алфавитном порядке. В квази-экспери-ментальном проектировании используется информация о базовых сопоставимостях когорт и статистические инструменты для корректировки базовых различий.

Государственные органы оказывают населению услуги по реализации социально-трудовых отношений. «Социально-трудовые услуги во всех формах социального обслуживания предполагают: проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам; оказание помощи в трудоустройстве; организацию помощи в получении образования, в том числе профессионального, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями» [12].

В субъектах Российской Федерации государственная политика по регулированию рынка труда реализуется главным образом посредством программ содействия занятости населения. В конечном счете государственные службы занятости любого уровня должны стать актором рынка труда, реагирующим на его колебания, добиваться того, «чтобы минимизировать период поиска работы гражданами, ускорить период заполнения вакансий работодателями и сдерживать за счет этого расширение безработицы, особенно длительной». Особенно важно, чтобы в периоды рецессии службы занятости могли бы «перехватывать» избыточную рабочую силу и через программы поддержки конкурентоспособности безработных предоставлять им возможности для новой занятости.

Уменьшение численности потенциальных квалифицированных работников в условиях структурной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы, низкой профессиональной и территориальной мобильности

населения существенно снижает возможности экономического роста. А ведь «профессиональному рынку труда требуются предельно подготовленные к современным бизнес-операциям специалисты. Для скорейшей конверсии молодых специалистов от студентов к ведущим сотрудникам требуется как можно более ранняя включенность в бизнес-процессы» [13, с. 185]. На 2016 г. такие профессии, как менеджеры по продажам, инженеры, 1Т-специалисты и производственный персонал, будут оставаться востребованными. Привлекательность этих профессий базируется на зарплате, возможности карьерного роста и интересных проектах. Сегодня много вакансий «на заморозку», но потребность в хороших специалистах высока в любое время.

Сегодня, в связи с тем что трансформационные процессы на рынках труда затрагивают масштабы, типы и виды занятости, которые резко отличаются от привычных форм, происходят быстрые перемены в системе трудовых отношений. Увеличивает свои масштабы так называемая «телеработа», т.е. выполнение работы в дистанционном режиме. По оценке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, 16,5 % от общей численности работающих трудятся в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и по найму у физических лиц. Увеличивается число работников, выполняющих свои функции по гражданско-правовым договорам. Такой дисбаланс характера трудовых отношений и трудового законодательства требует урегулирования соотношений между гибкостью трудовых норм и их функций по защите прав работающего населения.

После двух лет рецессии экономика страны возвращается к медленному росту в 2017 г. Постепенно стабилизируется заработная плата, наблюдается некоторое повышение частного потребления и снижение процентной ставки вспомогательных инвестиций. Тем не менее структурные проблемы по-прежнему препятствуют дальнейшей диверсификации экономики. Она пока во многом зависит от цен на нефть. Уровень бедности населения будет постепенно снижаться, так как рынок труда укрепляется, а инфляция замедляется. В то же время экономический кризис еще не закончился, большинство владельцев бизнеса по-прежнему сталкиваются с необходимостью оптимизировать свои расходы, включая заработную плату, - иначе их бизнес просто не сможет выжить.

Жесткая денежно-кредитная политика успешно сдерживает инфляцию, уменьшение

которой будет способствовать оживлению экономики, особенно инвестиций. И правильно, что бюджетная политика была аккомодационной во время рецессии. Планы консолидации бюджета на 2017 и 2018 гг. направлены на сокращение дефицита, примерно на 1 % ВВП в среднем за год.

Для стимулирования долгосрочного экономического роста нужны государственные инвестиции в образование, инновации и инфраструктуру. Это будет иметь важное значение для обеспечения роста благосостояния российского населения. Однако рассчитывать только на доходы от топливных ресурсов более невозможно. Дополнительные источники пополнения бюджета могут дать реформы НДС, налогообложения государственных предприятий, нефтегазового сектора и повышения акцизов. В среднесрочной перспективе необходимо восстановление фискальных правил, которые ограничивают использование нефтяных доходов. Интенсификация использования трудовых ресурсов, направленная на повышение производительности труда, а также разработка и внедрение новых производственных и информационных технологий будут способствовать стимулированию экономического роста [17].

«Еще одним важным фактором, определившим несоответствие спроса и предложения на рынке труда, стала неадекватная рынку система образования. У молодежи - идеализированное представление о работе, именно поэтому из семи выпускников лишь четверо работают по специальности, двое работают не по специальности, еще двое - вовсе не могут найти себе работу. Согласно статистике, к 2025 г. высшее образование будут иметь 80 % молодых людей, тогда как на рынке труда 80 % вакансий - рабочие специальности, т.е. ситуация зеркальная, и один из выходов из данной ситуации - это дуальный принцип образования, т.е. соединение теории с практикой» [9].

Одна из задач управления рынком труда -приведение в соответствие уровня подготовки и компетенций выпускников профессиональных учебных заведений требованиям профессиональных стандартов, а также рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Правовой основой для реализации этой задачи является ст. 96 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Профессионально-общественную аккредитацию (далее - ПОА) профессиональных образовательных программ профессиональной школы проводят ассоциации, представляю-

щие работодателей. Положительные результаты таких аккредитаций являются признанием качества и уровня подготовки выпускников, успешно освоивших данную образовательную программу в конкретном профессиональном учебном заведении. Это означает, что такие выпускники отвечают требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к работнику соответствующего профиля.

Для сбора и обработки данных о процедурах и результатах ПОА образовательных программ создана автоматизированная система мониторинга профессионально-общественной аккредитации (АИС). Это позволяет делать прозрачной саму процедуру аккредитации и размещать для общественного доступа достоверную информацию об организациях -участниках системы ПОА. Опыт первых лет проведения ПОА, в которых автор статьи Ф.И. Шарков участвует в качестве эксперта Ассоциации коммуникационных агентств России (далее - АКАР), позволил выделить наиболее важные параметры оценки выпускников: их трудоустройство, владение профессиональными компетенциями, уровень доходов, работа по специальности, удовлетворенность работодателя и работника.

В процедуры ПОА АКАР была включена с сентября 2015 г., создав в своей структуре Комиссию по ПОА, Аккредитационный Совет и Совет Экспертов, а с января 2017 г. еще и Исследовательский центр. На сегодняшний день АКАР является зарегистрированным в Рособр-надзоре участником Реестра аккредитованных экспертов в области проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации, входящим в АИС «Мониторинг ПОА»

За прошедшее время комиссией рассмотрено и рекомендовано к аккредитации больше десятка образовательных программ различных уровней - бакалавриата, магистратуры, аспирантуры пяти ведущих вузов страны (НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ, РУДН, РЭУ им. Г. В. Плеханова и СПбГУ). «Критериями аккредитации выступали стандарты профессионально-общественной аккредитации АКАР, среди которых такие показатели, как миссия, цели, содержание программы; качество учебного процесса и имеющихся ресурсов (материальных, информационных, кадровых и пр.); соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям профессиональных стандартов, иным общероссийским квалификационным требованиям,

наличие данных системы независимой оценки и сертификации квалификаций по видам профессиональной деятельности, соответствующим профилю образовательной программы; востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда, карьерный рост выпускников образовательной программы (за установленный период времени); интеграция научной, производственно-технической и образовательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных программ, признание качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и др.

Аккредитованные образовательные программы соответствуют критериям аккредитации АКАР, они интересны концептуально, их отличают высокое качество и разнообразие специализаций (профилей). Так, в рамках направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (академический бакалавр), помимо традиционных, или точнее сказать классических, - «Реклама», «Связи с общественностью» (РУДН, ВШЭ), мы аккредитовали и такие специализации/профили, как «Реклама и связи с общественностью в политике», «Реклама и связи с общественностью в государственном управлении» (СпбГУ), «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» (РАНХиГС), «Новые медиа» (НИУ ВШЭ) и др. Несомненный интерес представляют и программы магистратуры 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью», профили «Реклама», «Связи с общественностью» (СпбГУ), «Интегрированные коммуникации» (НИУ ВШЭ), 38.04.02 «Менеджмент», профили «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» (НИУ ВШЭ), «Управление рекламным и медиабизнесом» (РАНХиГС) и др. Особого внимания заслуживают программа бакалавриата 42.03.01«Рек-лама и связи с общественностью» РУДН, успешно ведущаяся совместно с Рижской международной школой ЫКЕВА (так называемая программа двойного диплома; зав. кафедрой доц. Н.В. Трубникова), и образовательная программа «Реклама и связи с общественностью», 42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (СПбГУ), полностью разработанная с участием работодателей (кстати, одна из первых программ аспирантуры по рекламе и связям с общественностью нового поколения в стране; зав. кафедрой проф. Э.М. Глинтерник). Таким образом, профиль-ность (специализация) образовательных про-

грамм логично вписывается в разнообразные рыночные ниши [14, с. 234-235].

Обобщая первый опыт проведенных профессионально-общественных аккредитаций, можно сделать следующие выводы:

1. В аккредитованных нами российских вузах прекрасно учат профессии, но, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяют умению выстраивать карьеру в приобретенной профессии (результаты собеседования с выпускниками свидетельствуют: многим надолго запомнится их «неготовность к собеседованию с НЫ компаний при приеме на работу»; выпускники считают, обязательно надо «готовить студентов к общению с НЫ, а то в первый раз можно совсем растеряться»; многим не хватает «навыков организации и планирования», «самопрезентации, коммуникации, улаживания конфликтов с коллегами и клиентами», а у многих явно «завышенные ожидания при трудоустройстве», «многие студенты думают, что диплом автоматически обеспечит им управленческую позицию» и т.д.). Недостаточное представление о том, что ждет выпускника при встрече с НЫ и руководством компаний, ведет ко многим ошибкам, которых желательно было бы избежать именно в начале карьеры. Это подтвердило исследование АКАР: основные ошибки в построении карьеры делаются в самом начале профессионального пути (в принципе, это относится и ко многим другим известным университетам). Поэтому АКАР запускает свой новый проект по управлению карьерой молодых специалистов и приглашает присоединиться к нему руководителей аккредитованных программ НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова и СПбГУ, а также рекомендует создать или реформировать службу (департамент) в структуре вуза, обязанностью которой стала подготовка к адекватному восприятию своих способностей и возможностей соискателями, процессу правильного поиска работы, прохождению собеседования, знакомству с новым коллективом, вхождению в новый коллектив, навыкам самопрезентации, коммуникации, улаживанию конфликтов, планированию карьеры, наконец, исследованию карьеры выпускников.

2. Выпускники российских вузов пока не включены в систему сертификации квалификаций. Напомним, что авторитетные аккредита-ционные агентства отказывают университетам в аккредитации программ, если квалификация выпускников не подтверждена сертификатами известных профессиональных ассоциаций

(общепринятый минимум на уровне 15 % подтвержденных квалификаций). В аккредитованных нами вузах нас с этими показателями не ознакомили, вероятно, такие сведения отсутствуют. АКАР в виде исключения только для выпускников аккредитованных программ предоставляет возможность обучения и сдачи экзамена (на английском языке) на получение Европейского рекламного сертификата, подтверждающего их квалификацию ЕАСА (Европейской ассоциацией коммуникационных агентств - European Association of Communications Agencies).

3. Аккредитованные образовательные программы российских вузов, по мнению экспертов, конкурентны не только на внутреннем, но и на международном коммуникационном рынке. Однако имиджевому позиционированию образовательных программ в среде профессионального сообщества, особенно в международном аспекте, внимания уделяется мало. Для вузов, стремящихся попасть в глобальные рейтинги и занять там достойное место, ситуация требует корректив. Как всем известно, международные глобальные рейтинги во многом носят имиджевый и репутаци-онный характер (в разных рейтинговых системах от 30 % до 50 % - это мнения опрашиваемых, и они по крайней мере должны знать, что в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске и Томске существует добрый десяток университетов, которые успешно готовят бакалавров, магистров и аспирантов для коммуникационной сферы [14, с. 245-246].

Список литературы

1. Антюшина Н.М. Социальное государство: скандинавский вариант // Социальное государство: концепция и сущность: сб. ст. М.: Огни, 2004. С. 81-87.

2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр.; под ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005.576 с.

3. Бурдье П. Социология политики / пер. с фр.; под ред. Н.А. Шматко. М., 1993. 336 с.

4. Докучаев Д. Любопытный случай на российском рынке труда. URL: http://www.russia-di-rect.org/analysis/curious-case-russian-labor-market (дата обращения: 22.06.2016).

5. Институциональные факторы развития рынка труда в России // Экономика и рынок труда в России: сборник. М.: АТиСО, 2016.

6. Константинов С.А. Пространство регионального рынка труда в динамике социальных процессов: дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2007. 485 с.

7. Кузнецова И.Б, Мухарямова Л.М. Трудовые мигранты в системе медицинских услуг: формальные и неформальные стратегии // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 1. С. 7-20.

8. Кязимов К.Г. Анализ структуры рынка труда РФ и задачи, вытекающие из необходимости диверсификации экономики. М.: АТиСО, 2009. 27 с.

9. Пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения РБ. Р. Хамитов: «Мы хотим, чтобы Башкортостан стал регионом притяжения для талантливых выпускников». URL: http://mintrudpb/ru/press/news/12397 (дата обращения: 20.12.2016).

10. Сафонов А.Л., Зубова Л.Г., Антропова О.А. Иностранная рабочая сила: оценка структуры занятости и вклада в экономику Москвы // Труд и социальные отношения. 2016. № 3 (135). С. 3-24.

11. Филиппов А.Ф. О понятии социального пространства // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства: материалы Международ. симпозиума. М.: Аспект-Пресс, 1996. С.103-112.

12. Шарков Ф.И., Аверин А.Н. Основы социального государства. М.: КноРус, 2016. 312 с.

13. Шарков Ф.И., Алексеев А.Н., Киселев В.М., Потапчук В.А. Дизайн как коммуникация: материалы «круглого стола» по итогам профессионально-общественной аккредитации образовательной программы «Дизайн» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 3. С. 177-187.

14. Шарков Ф.И., Потапчук В.А. Инструменты влияния профессионального сообщества на российскую систему образования в сфере подготовки кадров для рынка рекламы, коммуникаций и медиа // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 2. С. 232-248.

15. URL: https://www.linkedin.com/company/ higher-advantage (дата обращения: 23.12.2016).

16. URL: http://unhcr.ru/index.php?id=5

17. OECD Russian Federation - Economic forecast summary (November 2016). URL: http:// www.oecd.org/eco/outlook/russian-federation-economic-forecast-summary.htm.

18. Broecke S., Singh Sh., Swaim P. The State of the North American Labour Market (Rep.). 2016. Retrieved March 25, 2017, from OECD. URL: http:// www.oecd.prg/unitedstates/The-state-of-the-north-american-labour-market-june-2016.pdf.

19. Farrell S.E., Elkin S., Broadus J., Bloom D. Subsidizing employment opportunities for low-income families. A review of state employment programs created through the TANF emergency fund. Washington, DC: Office of Planning, Research and Evaluation, Administration for Children and Fami-

lies, U.S. Department of Health and Human Services. 2011. P. 73-75.

20. Holloway J. Change the World without Taking Power. The Meaning of Revolution Today. Pluto Press, 2002. 240 p.

21. Robinson D., Walshaw A., Uwimana M.,

Bahati B., Reeve K., Bashir N. Evaluation of the trans-national resettlement project: UK and Ireland. Centre for Regional Economic and Social Research, Sheffield Hallam University, 2010.

22. Tornkvist A. The local education key to Balkan refugee integration. 2013. February 2.

ШАРКОВ Феликс Изосимович - доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, проректор. Академия труда и социальных отношений. Россия. Москва; заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: sharkov_felix@mail.ru.

КИРЕЕВА Ольга Феликсовна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры торгового дела и товароведения. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kirolga08@list.ru.

SHARKOV, Felix Izosimovich - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Honored Scientist of Russia, Vice Rector. Academy of labour and social Affairs. Russia. Moscow; Head of the Department of Public Relations and Media Policy. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: sharkov_felix@mail.ru.

KIREEVA, Olga Felixovna - Candidate ofSociological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Trade Business and Merchandizing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kirolga08@list.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.