УДК 331.5(470)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА
И.А. Ашмаров
Статья посвящена проблеме типологии рынков труда в мировой экономике. На наш взгляд, все национальные рынки труда можно подразделить на несколько основных типов в соответствии с их институциональными и другими страновыми особенностями. Это, во-первых, либеральная модель рынка труда в Великобритании и США; во-вторых, национально-традиционная модель рынка труда в Японии и Южной Корее; в-третьих, социально-ориентированная модель рынка труда Германии и Швеции; в-четвёртых, транзитивная модель рынка труда в странах СНГ и ЦВЕ
Ключевые слова: национальная политика занятости, модель рынка труда
Становление и развитие рынка труда в российской экономике детерминировано не только собственными законами рынка, но и специфическими содержательными закономерностями, вытекающими из особенностей национальной модели и того пространственно-временного континуума, в рамках которого эта модель складывается. На наш взгляд, основой исследования рынков труда может выступать историко-типологический метод. Типология рынков труда не может быть сведена к понятиям сферы занятости (эффективной и неэффективной, полной и неполной). Только единство и взаимосвязь социально-экономических, регулятивно-управленческих, организационных и других характеристик может определять факторы и целевую направленность развития института рынка труда в той или иной стране (экономике). Смена общественных форм трудовой и управленческой деятельности, в основе которой лежат принципиальные сдвиги в объектно-субъектном взаимодействии, -вот что должно и действительно обусловливает специфику отдельных типов рынка, задающих все основные его параметры. Это предопределяет логику поиска закономерностей российского рынка труда, продиктованных соподчинённостью экономических черт общецивилизационного процесса развития рыночной сферы занятости с закономерностями процесса генезиса рыночных отношений.
Как свидетельствует мировой опыт, различные пути развития рыночной экономики преломляются в сфере занятости в специфических экономических моделях рынков труда. Формирование той или иной модели обусловлено общей типологией рыночной экономики, в рамках которой функционирует механизм рынка труда, и зависит от выбора приоритетов в национальной экономике, исходя из особенностей её социально-экономического развития и степени вовлечённости в мировое хозяйство. Такой методологический подход к исследованию рынков труда позволит оценить не только влияние макроэкономического развития на характер трудовых отношений, но и обосновать возможности и направления их развития. Преобладание тех или иных черт в модели, определяемых истори-
ческими, институциональными, национальными и другими условиями, позволяет отнести тип сложившихся в них отношений к нескольким базовым моделям рынка труда.
1. «Либеральная модель» рынка труда (Великобритания и США);
2. «Национально-традиционная модель» рынка труда (Япония и Южная Корея);
3. «Социально-ориентированная модель»
рынка труда (Германия и Швеция);
4. «Транзитивная модель» рынка труда (страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), в том числе Россия, и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), бывшие социалистические страны).
В первых моделях, присущих странам с развитой рыночной экономикой, национальный рынок труда выступает как звено международного рынка труда. Его отличает законодательное равенство работодателей и наёмных работников, акцент на качественные характеристики рабочей силы в конкурентной борьбе, оплата услуг труда эквивалентно их качеству, уровню образования и квалификации, ротация рабочих мест. Необходимыми условиями функционирования рынков труда в данных моделях являются обеспечение за счёт минимальной повременной заработной платы уровня жизни выше прожиточного минимума, развитие системы подготовки и переподготовки кадров, других рыночных структур (в частности, рынка жилья). Вместе с тем между ними отчётливо просматриваются различия по основным характеристикам. Воплощая конкретные теоретические модели, реально действующие рынки труда отличаются достаточной вариабельностью, что отражает в их функционировании динамику национальных, политических, экономических, социокультурных, идеологических особенностей развития, что подтверждается анализом наиболее типичных экономических моделей.
1. «Либеральная модель» рынка труда (Великобритания и США).
Данная модель — это либеральная рыночнокапиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночноконкурентного механизма, капиталистических мо-
Ашмаров Игорь Анатольевич — ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, Е-mail: [email protected]
тиваций, высокий уровень социальной и экономической дифференциации (классическим примером этой модели являются Соединённые Штаты Америки). Американский рынок труда сформировался как набор трудовых и административных ресурсов, которые выполняют различные функции в сфере занятости. Ресурсами выступают не только сами кадры, но и государственные программы, осуществляющие финансирование в сфере подготовки и переподготовки кадров, миграционного движения, социальной защиты различных социальных слоев общества. Действующие программы нацелены на различные социальные слои американского общества и реализацию конкретных целей в сфере трудоустройства (государственные расходы на эти программы ежегодно составляют около 300 млрд. долл. в формах различных пожертвований на цели социальной поддержки населения, подготовки и переподготовки кадров).
Рынок труда в США закрепляет дифференциацию основных сфер занятости: 1. Низкооплачиваемые рабочие места, на которые требуются работники с низкой квалификацией; 2. Рабочие места с высокими требованиями к квалификации работников и соответственно с высокой заработной платой; 3. Рабочие места, предоставляющие высокую заработную плату, при невысоких требованиях к квалификации (работа в производственных цехах на сборке).
В сложившейся структуре рабочих мест наблюдается интенсивный процесс ротации, под влиянием которого формируется поляризация рынка труда. Происходит перераспределение рабочих мест в пользу более квалифицированного труда при одновременном сокращении рабочих мест для работников низкой квалификации. Ежегодно в США обновляется 10-15% всех рабочих мест при постоянном увеличении сектора высококвалифицированного труда (50-60% всех открываемых вакансий приходится на управляющих и специалистов). В то же время сокращается число рабочих мест с низкой квалификацией занятых работников, для которых характерна низкая производительность труда. Возрастает число вакансий с более высоким уровнем требований, предъявляемых к работникам. Ежегодно в промышленности США сокращается до 10% рабочих мест и создаётся 9% новых рабочих мест, требующих работников более высокой квалификации. Сокращение рабочих мест в производстве в определенной мере восполняется созданием новых рабочих мест в сфере услуг (из 10 млн. рабочих мест, созданных администрацией США последние несколько лет, до 80% предназначены для сферы услуг). Сегодня американская модель рынка труда не справляется с ростом предложения рабочей силы, в связи с чем возрастает поток трудоспособного населения, вынужденного искать работу за рубежом. В динамике спроса на труд растут требования к качеству рабочей силы, характерные как для материального производства, где удельный вес квалифицированных работников традиционно более высок, так и для сферы услуг. Это имеет существенное значение для изменения структуры занято-
сти. Косвенным свидетельством сближения квалификационных структур двух важнейших сфер экономики выступает сокращение разрыва в средней оплате труда (если в 1980 гг. разрыв между средней недельной зарплатой в промышленности и сфере услуг составлял 80 долл., то в 1990-е гг. он сократился в 4 раза).
Увеличение масштабов высококвалифицированного труда в сфере нематериального производства приводит к тому, что они не могут занять высвобождаемую низкоквалифицированную рабочую силу, как это было прежде. Результатом усиления сегментации рынка труда выступают дополнительные трудности трудоустройства для групп населения, которые не обладают достаточной квалификацией. Например, для длительных безработных, уровень которых составляет 45-50% среди всех безработных, или темнокожего населения страны, показатели безработицы втрое превышают средний по стране уровень.
Обострение проблем трудоустройства наблюдается вследствие проведения новой стратегии работодателей на рынке труда (сокращения расходов на рабочую силу за счёт сдерживания заработной платы персонала как главного средства повышения конкурентоспособности продукции). Среди путей снижения высоких издержек на рабочую силу следует отметить свертывание отдельных социальных обязательств (в частности, медицинского, пенсионного страхования). За последнее время удельный вес крупных и средних компаний с медицинским страхованием своих сотрудников снизился на 15% и составил 75%, а осуществляющих пенсионное страхование - уменьшился с 63% до 57%, в мелких компаниях соответственно 69% и 20%. Логическим следствием такой политики выступает удлинение продолжительности рабочей недели и сверхурочных часов занятых. Эта тенденция свидетельствует об отклонении от идеи сокращения продолжительности рабочего времени в качестве средства снижения безработицы. Другим проявлением политики снижения затрат на рабочую силу и сокращения безработицы является расширение труда частично замятых и временных работников: % всех создаваемых рабочих мест предназначена для временных работников. Однако внедрение гибких форм занятости также не находит в современных условиях безоговорочной поддержки. Нарастают опасения относительно потери предпринимателями стимулов для вложений в развитие человеческого капитала вследствие излишней мобильности рабочей силы. В качестве важной тенденции американского рынка труда следует отметить усиление мотивационной доминанты для наёмных работников в росте квалификации, что прослеживается как в оплате труда, так и в связи между образованием и положением работников на рынке. Если 20 лет назад выпускники высших учебных заведений США получали на 50% больше, чем выпускники школ, то в настоящее время этот разрыв превысил 83,5%. Выше всего уровень безработицы среди не окончивших школу, вдвое ниже он у выпускников школ, среди имеющих высшее образование работников - не более
1,5% [4. С. 159-161].
Повышение конкурентоспособности работников на рынке труда рассматривается как одна из общенациональных задач повышения уровня жизни американцев, что находит выражение в наметившейся тенденции к увеличению в государственной политике занятости ее активных элементов, связанных с расходами на организацию обучения и переобучения, подбором рабочих мест, а также государственным финансированием рабочих мест.
Используемые в американской модели методы сдерживания расходов на рабочую силу, ротации рабочих мест, увеличения гибкости рынка труда, стимулирования активной политики государства свидетельствуют об отказе от макроэкономического стимулирования совокупного спроса как средства расширения занятости и выступают проявлением поиска новых подходов в политике занятости. Развитие американского рынка труда, происходящее в рамках либеральной модели, в современных условиях отражает попытки выхода страны из полосы кризиса, характеризуемого сокращением числа рабочих мест и ростом безработицы.
2. «Национально-традиционная модель» рынка труда (Япония и Южная Корея).
Отличительной особенностью данной модели рынка труда выступает его ориентация на защиту занятости при условии соблюдения занятыми работниками определённых стандартов эффективности, что отражает приверженность национальным традициям. Для наемных работников высокие гарантии стабильной занятости выступают основным фактором мотивации к труду и достижения личных успехов. Для работодателей важной формой мотивации служат их способности выполнить свои обязательства перед работниками. Стабильность занятости влияет и на готовность адаптации к изменениям, поскольку последние не связываются с потерей рабочих мест. Мобильность кадров в модели довольно высока, но носит не горизонтальный, а вертикальный характер. Всё это требует взаимодействия институтов правительства, администрации и профсоюзов. Главными факторами консолидации между трудом и капиталом выступают принятие решений по социальным вопросам на основе консенсуса, передача решений конкретных социальных вопросов на уровень предприятий на основе рекомендаций законов и постановлений правительства, информированность работников о проблемах и доходах фирмы и т. д.
В политике доходов формирование трудовой стратегии опирается на социально направленную концепцию производительности труда, предусматривающей распределение доходов между предпринимателями и трудящимися в зависимости от степени участия в их образовании, ежегодное повышение базисной ставки, оклада на основе коллективного договора, взвешенной дифференциации в заработках между работниками различного уровня и т. д. Отдаваемое человеческому фактору предпочтение в сочетании с уверенностью работников в сохранении стабильной занятости обеспечивает успешность продвижения по пути роста производи-
тельности труда.
Другой характерной особенностью рассматриваемой модели выступает формирование политики занятости на планомерной основе. На законодательном уровне разрабатываются долгосрочный и ежегодный планы занятости населения, служащие руководством для практической деятельности на уровне префектур. Главные цели, которые преследуют данные планы, заключаются в том, чтобы содействовать стабилизации занятости при изменении экономической структуры, реагировать на изменение в сфере занятости (на такие процессы, как старение общества, приток иностранной рабочей силы, увеличение числа работающих женщин и др.). Особое внимание уделяется содействию получения образования в течение всей жизни в целях развития профессиональных способностей, сокращению рабочего времени, расширению мер социальной защиты граждан, нуждающихся в особой заботе.
В результате направленной экономической экспансии в Японии число предложений рабочих мест могло превышать число ищущих работу. Значительное увеличение числа работодателей в Японии привело к тому, что доля незанятых работников невелика. В этих условиях увеличивающееся число компаний, главным образом из сферы малого и среднего бизнеса, испытывают нехватку рабочих рук. Серьезными проблемами для страны являются занятость граждан среднего и пожилого возраста, а также дисбаланс спроса и предложения в различных районах Японии и профессиональных группах. Одной из тенденций выступает уменьшение числа рабочих мест для старших возрастных групп и увеличение числа незанятых пожилых работников. В силу концентрации спроса на рабочую силу молодежи, незанятость последней не представляет социальной проблемы для данной модели рынка труда. На лиц среднего и старшего возрастов распространяется действие Закона о стабилизации занятости пожилых граждан, в соответствии с которым на 90% компаний используется система по обеспечению возрастного предела занятости работников. В рамках содействия занятости лиц старших возрастных групп предусматривается возможность возобновления работы, развитие неполной занятости и др. В условиях старения общества значение приобретают вопросы обеспечения занятости и развития профессиональных способностей молодежи. Специальные меры направлены на содействие занятости женщин. Система, с помощью которой достигается общее регулирование рынка труда в данной модели, включает центры занятости, школы подготовки рабочих кадров, меры социальной помощи безработным. Все эти вопросы находятся в ведении Министерства труда и префектур, которые в вопросах трудоустройства и переподготовки рабочих действуют на своих территориях самостоятельно. Трудоустройством высвобождающихся работников крупных предприятий занимаются сами хозяйствующие субъекты, то есть предприятия.
3. «Социально-ориентированная модель»
рынка труда (Германия и Швеция).
Это — социал-демократическая модель, которая отводит государству роль верховной социальной и экономической силы («шведская модель»). Модель базируется на институте социального страхования. Возникновение системы социального страхования в Швеции относится к началу XX века. За время своего существования, особенно в период после второй мировой войны, эта система претерпела значительные видоизменения. Её основной чертой является универсальность. В её орбите оказывается каждый житель Швеции, независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает или не получает этот человек заработную плату. Такое положение дел именуется в Швеции «универсальной социальной политикой». В течение нескольких последних десятилетий размер социального страхования в целом увеличился. Однако в связи с экономическими трудностями последних лет отдельные ставки были сокращены, а в некоторых случаях были более жестко определены условия, дающие право на получение того или иного пособия. Однако сам принцип универсальности остался прежним. В настоящий момент система социального страхования в Швеции вступила в фазу стремительных перемен. Парламент одобрил закон о новой системе пенсий по старости; планируются реформы пенсий по инвалидности и пособий семьям, оставшимся без кормильца.
Организация системы социального страхования. Решения о выделении того или иного пособия, кроме пособия по безработице принимаются на местном уровне государственными страховыми кассами. Государственная страховая касса и ее районные отделения имеются в каждой области. Такие кассы не обладают собственными фондами и соответственно не принимают никакого участия в непосредственном финансировании. Сбор средств на социальные пособия осуществляется посредством сбора налогов. Центры социального страхования подчиняются Государственному Управлению Социального Страхования («Риксфёрсекрингсвер-кет»), обладающему правом принятия отдельных постановлений и рекомендаций. На правительственном уровне за юридические и бюджетные вопросы, связанные с социальным страхованием, отвечает Министерство социальной защиты населения. Вопросы, относящиеся к пособиям по безработице, находятся в ведении Министерства Труда. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, которая лежит в основе понятия “смешанная система хозяйства”.
Рынок труда Швеции обладает меньшей ёмкостью по сравнению с американским рынком (насчитывает на 8 млн. населения 4,3 млн. рабочих мест, из которых ежегодно высвобождается 800900 тыс., и уровень ротации кадров составляет 20%
в год). При высокой степени занятости мужчин (86%) и женщин (81%) уровень безработицы на данном рынке труда составлял в среднем в 1961-70 гг. - 1,7%, 1971-80 гг. - 2,1%, 1981-90 гг. - 2,5%, в 1991-2007 гг. - 7,5%. Удовлетворение спроса на рабочие места обеспечивается на рынке труда комплексом мер, во многом составляющих особенности функционирования шведской экономики. В её основе лежит широкий спектр социально -экономических мероприятий.
1. Сдерживание инфляции и обеспечение достаточного потребительского спроса на товары и услуги;
2. Предоставление предприятиям возможности поддерживать рентабельность и конкурентоспособность на мировом рынке для увеличения рабочих мест внутри страны;
3. Поддержание сбалансированного предложения (через развитую систему переподготовку и стимулирование предпринимательской деятельности как самозанятости) и спроса на рабочую силу (законы о молодежи, инвалидах);
4. Предоставление гарантий жилья при переезде на новое место работы;
5. Страхование от безработицы и повышение эффективного функционирования бирж труда; повышение информационной прозрачности общества (вакансии, кадровые заявки и т. д.).
Социальные программы в рамках данной модели рынка труда характеризуют относительно высокие государственные расходы, в которых до 70% направляется на средства активной защиты населения на рынке труда. Затраты на политику занятости составляют в Швеции примерно 2,2-2,7% ВВП против 0,8% в США.
В активной политике занятости, призванной способствовать быстрому включению высвобожденных работников в трудовую деятельность, доминируют меры воздействия на структуру и качественные характеристики рабочей силы (профессиональную ориентацию, программы профобразования и переобучения, стимулирование мобильности трудовых ресурсов), регулирование спроса на рабочую силу мерами поддержки занятости (в том числе программ общественных работ, разделения рабочих мест и т. д.). На оказание материальной помощи безработным расходуется только % используемых финансовых средств.
В достижении социального консенсуса большое значение придается коллективному договорному регулированию заработной платы и увязке её роста с повышением производительности труда, сбалансированности интересов субъектов рыночных отношений в вопросах так называемой «социальной заработной платы». Следует отметить также существенную роль профсоюзов в поддержке гарантий занятости. Социальная ориентация трудовых отношений наделяет данную модель привлекательностью с позиций коллективистского менталитета и государственных гарантий занятости. Однако она в то же время отражает неприспособленность к быстрой модификации производства и обладает меньшей конкурентоспособностью по срав-
нению с либеральным типом. Кроме того, сильные социальные гарантии формируют пассивное поведение работников на рынке труда. Это находит выражение, в частности, в увеличении удельного веса безработных с длительными периодами безработицы.
«Германская модель» — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активной роли государства в экономике.
Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами. Во-первых, индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции. Во-вторых, социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве. В-третьих, антициклическое регулирование и стимулирование технологических и организационных инноваций; проведение структурной политики. В-четвёртых, защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является единство рынка и государства.
Это — современная модель регулируемого
корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.
Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики. В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим обра-зом:-обеспечение экономического роста и экономической стабильности;-социальная обеспеченность и социальная справедливость;-содействие конкурен-ции;-обеспечение политической стабильности. В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами. Государственные отраслевые и общенациональные програм-
мы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой [6. С. 19-20].
4. «Транзитивная модель» рынка труда
(страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ), в том числе Россия, и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)).
В качестве одной из типичных моделей рынка труда в современной мировой экономике выступает модель формирующегося рынка труда в переходной экономике. Так называемая «транзитивная модель» отражает особенности экономического института рынка труда на этапе становления рыночных отношений. В силу этого основным принципом её функционирования выступает противоречивое взаимодействие инерционности старых институциональных форм и качественно новых изменений в содержании трудовых отношений.
Транзитивная модель рынка труда сложилась в странах с бывшей социалистической (командноадминистративной) экономикой. Это — страны Центральной и Восточной Европы, Белоруссия и Украина, Российская Федерация, Казахстан, а также страны Средней Азии: Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Очевидно, это — весьма широкое в географическом смысле и имеющее большой ресурсный потенциал экономическое пространство, включающее национальные экономики вышеназванных стран.
Главная причина существования транзитивной модели рынка труда заключается в сложившихся социальных традициях, присущих сторонам трудовых отношений. На протяжении длительного времени для стран с командно-административной экономической системой была характерна традиционно высокая степень коллективизма, в том числе трудового (групповая солидарность и трудовой энтузиазм, взаимная поддержка работающих коллег, товарищеская взаимопомощь и т. п.). Данный
компонент как выражение черты национального характера не только не должен игнорироваться, но поддерживаться в формах, совместимых с процессами развития института рынка труда (сохранение традиций общественного и коллективного труда, поддержка коллективных экономических интересов).
Специфическая черта транзитивной модели рынка труда обусловлена тоталитарной ролью государства в регулировании трудовой сферы и существовании такого явления, как «патернализм». Сложившийся в социалистической общественной системе менталитет сочетался с ответственностью государства за материальное и духовное благополучие граждан. Трудиться можно было только посредством включения в общегосударственную систему трудовых отношений, в которой оплата труда была установлена в размере, определённом государственным планом. В свою очередь функции государственных предприятий удовлетворяли социальные потребности непосредственного производства (безопасность и охрану труда, повышение квалификации и т. п.), а также работников и их семей (строительство и содержание жилья, детских, медицинских, оздоровительных учреждений и др.).
В транзитивной модели рынка труда, как правило, отсутствует официально принятая на национальном уровне общая концепция развития рынка труда, в то время как в развитых экономиках эти концепции имеются. Например, провозглашение «политики полной занятости» в США, «равных возможностей» и «социального партнёрства» в Австрии и Швеции выступает в качестве идеологической основы проводимой в этих странах политики занятости.
Специфика модели рынка труда в той или иной стране с транзитивной экономикой зависит от выбора общей модели развития национальной экономики, степени приверженности к имеющимся мировым аналогам, разнообразия специфических особенностей в сфере трудовых отношений, обусловливающих формирование собственного оригинального типа рынка. Содействие или противодействие в движении формирования отношений рынка труда в том или ином направлении определяется потенциалом выбранного варианта, реальными социально-экономическими возможностями, силой инерции прошлого (влияние институтов), поддержкой или противостоянием внеэкономических факторов и даже соотношением социальнополитических сил в стране и др.
Основной принцип функционирования транзитивной модели рынка труда отражает противоречивое взаимодействие старых форм плановой занятости и новых рыночных изменений в системе трудовых отношений. Формой разрешения этого противоречия выступает преодоление устойчивых, но постепенно отмирающих черт плановой системы распределения трудовых ресурсов путём наращивания присутствия качественно новых элементов рыночных отношений. Элементы нерыночной системы в переходной экономике проявляются в присутствии нерыночных регуляторов на рынке труда,
сохранении внеэкономического принуждения к труду, прежних принципов организации и оплаты труда, стереотипов трудового поведения, адекватных нерыночным отношениям, устаревшей профессионально-квалификационной структуре занятости и формального комплекса подготовки и переподготовки кадров, слабой мобильности рабочей силы в целом.
Положение наёмных работников в экономике, находящейся в процессе перехода от плановой (гарантированной государством) системы занятости к рыночной системе, оказывается подчас весьма трудным. Они в большей мере разобщены и бесправны по отношению к своему работодателю, чем это можно наблюдать даже в реальной рыночной экономике. Их услуги труда, как правило, продаются по ценам ниже равновесных на официальном рынке труда [3. С. 294-298].
Трудности положения наёмных работников в России усиливает текущий глобальный финансовоэкономический кризис. По данным Росстата, общее число безработных в Российской Федерации по итогам первого квартала 2009 г. составило 7,5 млн. человек или 10% экономически активного (трудоспособного) населения. Эти цифры ухудшает естественный демографический фон в нашей стране: количество трудоспособной рабочей силы в России ежегодно сокращается примерно на 1 млн. человек.
Характер трудовых отношений в транзитивной модели рынка труда обусловлен технологически отсталым производством, которое характеризуется экстенсивным вовлечением рабочей силы и низким уровнем фактического использования трудовых ресурсов, что формирует отсталую структуру занятости с присущей для неё рабочей силой низкой квалификации. Состояние производства и неблагоприятные социально-производственные
условия трудовой деятельности не предоставляют возможностей для реализации образовательного и квалификационного потенциала рабочей силы, ориентируют её на низкую интенсивность и производительность труда, безразличие к малосодержательному труду.
Общей тенденции деградации производства противостоят элементы современных технологий привлечения труда, которые формируют трудовые отношения иного типа — с преобладанием повременной оплаты, стимулами повышения качества рабочей силы. В результате дифференцированные
условия производства обусловливают разнообразие структуры трудовых отношений и др.
Итак, в настоящее время национальные рынки труда развиваются и формируются в рамках четырёх основных моделей. Их взаимодействие, безусловно, оказывает влияние на мировой рынок труда, его характерные черты и особенности.
Как видно, на современном этапе мирового экономического развития национальные рынки труда имеют много противоречий и специфики, однако уже сформирована тенденция к унификации, насколько это вообще возможно, рыночного пространства в сфере труда и занятости в мировой экономике. Современный мировой финансовоэкономический кризис, безусловно, окажет своё влияние на состояние рынков труда. Они станут ещё более регулируемыми и унифицированными. Вопросы управления трудовыми ресурсами превратятся в одни из самых приоритетных в социальноэкономической политике правительств различных стран мира.
Таким образом, дальнейшее развитие мировой экономики будет происходить в направлении повышения роли и значения социально-трудовой системы и социальных приоритетов и факторов в экономике.
Литература
1. Кадыров Д. Б. Доходы населения: экономическая природа, формирование и распределение / Д. Б. Кадыров. Душанбе: Ирфон, 2002. 131 с.
2. Кадыров Д. Б. Механизм регулирования доходов населения / Д. Б. Кадыров. Душанбе: Ирфон, 2003. 153 с.
3. Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации / Р. И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 309 с.
4. Киян Л. П. Экономическая теория рынка труда / Л. П. Киян. Воронеж: ВГУ, 2003. 185 с.
5. Корогодин И. Т. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории / И. Т. Корогодин. М.: ПАЛЕОТИП, 2005. 224 с.
6. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ / Р. И. Цвылев, Н. Ф. Рыдванов, А. К. Жи-рицкий. М.: Наука, 1994. 192 с.
7. Ромащенко Т. Д. Рынок труда в информационной экономике / Т. Д. Ромащенко, Л. М. Шляхтова; под ред. Т. Д. Ромащенко. Воронеж: АОНО ВПО ИММиФ, 2008. 176 с.
Воронежский государственный технический университет
SOME PECULIARITIES OF THE NATIONAL LABOUR MARKETS
I.A. Ashmarov
This article is dedicated to the problem of the labour markets’ classification in the world economy. All national labour markets may be divided on several basic types according their institutional and other peculiarities. Firstly, liberal model of labour market in the USA and UK; secondly, socially orientated model of labour market in Germany and Sweden; thirdly, national and traditional model of labour market in Japan and South Korea; fourthly, transitional model of labour market in the Commonwealth of Independent States (CIS), also in the Central and Eastern Europe Countries (C-EEC)
Key words: national employment policy, model of labour market