Сравнительная оценка репродуктивной функции маток казахской белоголовой породы и ее помесей со светлой аквитанской
•И. Косилов, д.с.-х.н, профессор, Оренбургский ГАУ; НМ Губашев, к.с.-х.н, доцент, Западно-Казахстанский АТУ
Известно, что большинство пород крупного рогатого скота по своим хозяйственно-биологическим свойствам представляют большую ценность и имеют высокие потенциальные возможности для увеличения уровня продуктивности.
Это касается и казахской белоголовой породы, которая, обладая ценными хозяйственнобиологическими признаками, не в полной мере отвечает современным требованиям отрасли мясного скотоводства [1]. Перспективным приемом повышения степени реализации биоресурсного потенциала скота казахской белоголовой породы является скрещивание с быками лучшего мирового генофонда [2]. Большой интерес в этом плане представляют франко-итальянские породы, и в частности, светлая аквитанская.
Следует иметь в виду, что в мясном скотоводстве при комплектовании маточных стад помесными животными необходимо учитывать их воспроизводительную способность. При этом успешное воспроизводство стада является одним из основных факторов эффективности производства продукции мясного скотоводства, так как единственной товарной продукцией в отрасли является теленок. В этой связи основной целью содержания мясных коров является получение здоровых телят с высокой живой массой при отъеме с минимальными затратами на их выращивание. Поэтому воспроизводительная способность и материнские качества коров в значительной степени определяют эффективность ведения мясного скотоводства. Под материнскими качествами обычно понимают легкость отела, отношение коровы к приплоду и ее молочность [3].
Важное значение при этом имеет изучение особенностей полового созревания, эстральной цикличности, эффективности осеменения маток. В разрешении этих вопросов большую роль играет определение возрастных сроков случки и живой массы в основные периоды полового развития. Все это позволит выявить особенности
роста и становления воспроизводительной функции и в значительной степени повысить при этом эффективность использования телок в процессе воспроизводства.
Для проведения исследований из новорожденного молодняка были сформированы 2 группы телок по 20 животных в каждой: I — казахская белоголовая, II — 1/2 светлая аквитанская 1/2 казахская белоголовая. До 8-месячного возраста телки содержались на подсосе под матерями, после отъема — в облегченном помещении, летом — на пастбище.
Изучение проявления репродуктивной функции проводили путем наблюдений и регистрации.
Полученные нами данные и их анализ свидетельствуют о влиянии генотипа телок на возраст проявления первых половых циклов (табл. 1).
При этом более ранний возраст проявления первого полового цикла установлен у казахских белоголовых телок, у помесных животных начало полового созревания отмечено в более позднем возрасте, чем у чистопородных сверстниц. По сравнению с телками казахской белоголовой породы начало пубертатного периода у них было позже на 7,4 сут. (Р<0,01). Различной у телок подопытных групп была и длительность периода полового созревания, во время которого произошло формирование половой цикличности. Наименьшей его продолжительностью характеризовались телки казахской белоголовой породы — 52,8±8,42 сут., а у помесей продолжительность пубертатного периода составляла 56,2±8,28 сут.
При этом различия в возрасте проявления первых половых циклов и неодинаковая длительность периода полового созревания обусловили разницу в сроках окончания формирования эстральной цикличности. Характерно, что у помесных телок отмечено наиболее позднее завершение пубертатного периода. При этом половое созревание у них завершилось позднее, чем у сверстниц казахской белоголовой породы, на 12,1 сут. (Р<0,01).
Таким образом, у помесных телок отмечались большие сроки как возраста начала полового
1. Возраст маток в различные периоды цикла воспроизводства, сут.
Порода, породность Половое созревание Осеменение При отеле
начало завершение первое плодотворное
Казахская белоголовая 235,8±4,37 289,4±4,98 590,0±6,84 598,0±4,97 876,9±5,82
'/2 светлая аквитанская х '/2 казахская белоголовая 243,2±3,50 301,5±3,50 598,5±4,42 608,5±5,22 887,1±8,03
созревания, так и возраста сформировавшейся эстральной цикличности.
Установлено, что в связи с неодинаковой интенсивностью прихода в охоту установлены межгрупповые различия и по возрасту телок при первом осеменении. При этом наименьшим он был у телок казахской белоголовой породы, что обусловлено более дружным приходом их в охоту. Помесные телки, отличающиеся меньшей стабильностью половой цикличности, по возрасту первого осеменения превосходили казахских белоголовых сверстниц на 8,5 сут. (Р<0,05).
Установлены межгрупповые различия и по возрасту плодотворного осеменения, что обусловлено неодинаковым возрастом при первом осеменении и разной продолжительностью периода, за время которого были плодотворно осеменены все животные группы. Максимальной величиной изучаемого показателя характеризовались помесные телки.
Животные казахской белоголовой породы уступали им по возрасту плодотворного осеменения на 10,5 сут. (Р<0,01).
Относительная позднеспелость и существенно больший возраст плодотворного осеменения помесных телок обусловили и больший, чем у животных казахской белоголовой породы, возраст при отеле. Так, они превосходили сверстниц казахской белоголовой породы по величине изучаемого показателя на 10,2 сут. Следовательно, полученные данные свидетельствуют о промежуточном характере наследуемости изучаемых признаков у помесного молодняка. При этом по величине большинства из них помеси приближались к сверстницам материнской породы.
Установлено, что неодинаковая интенсивность роста разных генотипов обусловила и различия по живой массе по группам животных в отдельные периоды становления и реализации репродуктивной функции (табл. 2).
Характерно, что минимальной живой массой во всех случаях характеризовались телки и первотелки казахской белоголовой породы. Так, они уступали помесным сверстницам по величине изучаемого показателя в начале пубертатного
периода на 45,5 кг (23,7%, Р<0,001), а при завершении полового созревания соответственно на 47,7 кг (21,5%, Р<0,001).
Анализируя показатели, установленные у телок при плодотворном осеменении, следует отметить, что максимальной живой массой характеризовались помесные телки. Сверстницы казахской белоголовой породы уступали им по величине изучаемого показателя на 47,2 кг (11,9%).
Перед отелом у помесных животных отмечена максимальная живая масса, тогда как у казахских белоголовых сверстниц она была на 37,5 кг (8,2%, Р<0,001) ниже.
Отмеченные межгрупповые различия по живой массе обусловлены, в основном, неодинаковой скоростью роста приплода и различиями по массе животных при плодотворном осеменении. После отела вследствие различных потерь живой массы у первотелок и первоначальной живой массы животные казахской белоголовой породы уступали помесным сверстницам по живой массе на 31,3 кг (8,0% Р<0,001).
Установленный ранг распределения по живой массе первотелок сохранился через 2 и 4 мес. после отела.
Важнейшим показателем воспроизводительной способности организма телок в период физиологической зрелости является способность к оплодотворению. Полученные нами данные свидетельствуют о высоком уровне оплодотворяемо-сти молодняка всех групп уже при первом осеменении (табл. 3).
Известно, что большое хозяйственное значение в мясном скотоводстве имеет оплодотворяе-мость в одну стадию возбуждения, что в последующем позволяет получать туровые сезонные отелы, наиболее эффективные с экономической и технологической точек зрения.
Самой высокой оплодотворяемостью от первого осеменения характеризовались телки казахской белоголовой породы. В этой группе перегуляло только 31,25 телок, в связи с чем индекс оплодотворения у них был наименьшим. Число перегулявших помесных телок было несколько
2. Живая масса чистопородных и помесных маток в различные периоды
цикла воспроизводства, кг
Порода, породность Половое созревание При плодотворном осеменении Перед отелом После отела Потери при отеле Через 2 мес. после отела Через 4 мес. после отела Среднесуточный прирост
начало конец за 2 мес. после отела за 4 мес. после отела
Казахская белоголовая 192,0± 3,67 228,4± 4,28 396,7± 3,18 456,5± 4,68 390,7± 3,26 65,8± 1,65 409,8± 3,77 427,1± 40,8 319± 17,26 297± 16,68
'/2 светлая аквитанская х '/2 казахская белоголовая 237,51± 2,69 269,1± 5,76 -н 98 со *4 44 4 494,0± 7,66 422,0± 3,05 71,7± 1,14 442,8± 3,46 462,9± 3,94 356± 7,75 336± 8,88
3. Результаты осеменения подопытных телок
Порода, породность Оплодотворяемость, % Индекс оплодот- ворения Длительность плодоношения, сут.
всего в т.ч. от первого осеменения 1ІШ Х±8х
Казахская белоголовая 100 68,75 1,37 269-288 275,1±
1/2 светлая аквитанская х '/2 казахская белоголовая 100 64,71 1,47 272-286 280,0±1,21
выше. Оплодотворяемость от первого осеменения у помесей светлой аквитанской породы ниже, чем у телок казахской белоголовой породы, на 4,0%. Следовательно, предпочтительными по результатам первого осеменения оказались казахские белоголовые телки.
У нетелей в течение беременности не выявлено каких-либо патологий. Установлены различия в длительности плодоношения самок разных генотипов. Максимальной продолжительностью периода плодоношения характеризовались помесные животные. Они же отличались наибольшим размахом колебаний признака. Чистопородные нетели казахской белоголовой породы характеризовались наименьшей длительностью плодоношения и минимальным ее лимитом, в то же время межгрупповые различия по продолжительности беременности были несущественны и находились в пределах 4,9 сут.
Наблюдения за отелами свидетельствуют, что они протекали легко, родовспоможение было оказано лишь двум первотелкам симментальской породы.
Характерно, что у всех животных после отела достаточно активно проявлялся материнский инстинкт.
Установлено, что первотелки казахской белоголовой породы и помесные коровы были более пугливы и агрессивны. Они настороженно относились к окружающим, оберегали свой приплод и не подпускали к сосанию молока чужих телят. Помесные первотелки отличались более спокойным нравом.
При формировании помесных маточных стад в мясном скотоводстве большое значение имеет изучение репродуктивной функции первотелок, так как эффективность воспроизводства стада во многом обусловлена длительностью послеотъем-ного анэструса.
Известно, что для плодотворного осеменения коровы необходимо четко знать особенности проявления взаимосвязанных и последовательных физиологических проявления стадий полового цикла.
При этом половой цикл является сложным нейрогуморальным цепным рефлекторным процессом, протекающим в половом аппарате и во всем организме самок.
Среди биологических особенностей мясных пород скота выделяется их скороспелость, кото-
рая представляет совокупность генетических свойств, выработавшихся в процессе эволюции под действием отбора. Это относится и к воспроизводительной способности маточного поголовья. Разработка технологии воспроизводства стада мясного скота требует глубоких знаний формирования полового цикла у коров разных пород и помесей, что особенно актуально при интродукции животных в новые, зачастую совершенно отличные от условий разведения, климатические зоны, так как условия внешней среды оказывают существенное влияние как на продуктивные качества, так и на проявление воспроизводительной функции животных. Скрещивание перемещенных в новые условия окружающей среды животных с местными породами позволяет ускорить процесс создания новых генетических групп скота, синтезирующего лучшие качества исходных пород.
Анализ полученных данных свидетельствует об определенных межгрупповых различиях по продолжительности полового цикла у первотелок разных генотипов (табл. 4).
На наш взгляд, имеющиеся различия обусловлены во многом и индивидуальными особенностями первотелок, о чем свидетельствует размах колебаний изучаемого признака.
Наблюдения за животными показали, что признаки течки у первотелок выражались в покраснении слизистой оболочки преддверия и влагалища, а также в расслаблении и открытии канала шейки матки, из которого выделялось немного слизи. Характерно, что продолжительность этого феномена максимальной была у помесных первотелок.
Так, они превосходили по величине изучаемого показателя сверстниц казахской белоголовой породы на 6,4 часа (26,8%, Р<0,001). При этом признаки течки у животных проявлялись постепенно. В начале феномена полового возбуждения признаки течки усиливались. Появлялась слизь на наружных половых органах, корне хвоста, седалищных буграх, она выделялась в виде тягучего полупрозрачного шнура. При этом установлены межгрупповые различия по продолжительности полового возбуждения. Максимальной она была у помесных первотелок. Сверстницы казахской белоголовой породы уступали им по длительности полового возбуждения на 4,4 часа (56,4%, Р<0,001).
4. Продолжительность полового цикла, стадии возбуждения и ее феноменов у первотелок
Группа Продолжительность полового цикла, сут. Продолжительность стадии возбуждения и ее феномен, час.
стадия возбуждения течка охота половое возбуждение овуляция после прекращения охоты
Х±8х 1ІШ Х±8х 1ІШ Х±8х 1ІШ Х±8х 1ІШ Х±8х 1ІШ Х±8х 1ІШ
I 21,4±0,12 16-29 36,4±1,2 28-46 23,8±0,89 15-34 12,8±0,26 12-18 7,8±0,39 5-14 8,8±0,41 5-10
II 22,9±0,14 17-28 42,2±1,84 32-56 30,2±0,86 20-39 14,0±0,38 11-19 12,2±0,38 8-22 11,2±0,38 6-12
Наблюдался неодинаковый характер проявления полового возбуждения у первотелок разных генотипов. Так, лишь у 18,0% животных казахской белоголовой породы половое возбуждение проявилось до течки, у 60,6% — на фоне течки и у 21,4% коров — после течки. Характерно, что у помесей до течки половое возбуждение не наблюдалось, на ее фоне отмечено 50,0% случаев, после течки — 35,4% и у 14,6% половое возбуждение совершенно отсутствовало.
Замечено, что в начале феномена коровы проявляли беспокойство, приближаясь к быку-пробнику, а также к другим коровам, на которых вспрыгивали. При этом у 19,8% коров помесей светлой аквитанской породы и 26,8% первотелок казахской белоголовой породы этот феномен проявлялся сравнительно слабо и сопровождался единичными прыжками на других коров. Кроме того, у части коров в этот период отмечалось нарушение материнского инстинкта, когда они не допускали телят к сосанию молока.
Известно, что половая охота самки проявляется как ее положительная сексуальная реакция на самца, при этом она беспрепятственно допускает садку быка-пробника. Установлено, что продолжительность феномена наибольшей была у помесных первотелок. Они превосходили по этому показателю казахских белоголовых сверстниц на 1,2 часа (9,4%, Р<0,01).
С практической точки зрения важно знать, когда у мясных коров начинается половая охота после возбуждения. Это обусловлено тем, что половое возбуждение ошибочно рассматривается как один из достоверных симптомов охоты.
Установлено, что у 42,6% первотелок половая охота совпадала с половым возбуждением, а у 57,4% она проявлялась после прекращения признаков общей реакции. У сверстниц казахской белоголовой породы это соотношение составляло 38,8 и 61,2%.
Наблюдения за первотелками показали, что признаки течки на протяжении феномена охоты были выражены наиболее ярко. В это время гиперемия и отек вульвы к началу охоты были выражены хорошо у 56,6% первотелок казахской белоголовой породы и 42,8% помесных животных. У остальных коров эти признаки проявлялись слабее. При этом к концу охоты признаки течки ослабевали. Характерно, что к моменту овуляции гиперемия слизистой оболочки преддверия влагалища почти исчезала, количество слизи существенно уменьшалось, она становилась тягучей, клейкой, мутнела.
Завершающим феноменом стадии возбуждения полового цикла является овуляция. Анализ полученных данных свидетельствует, что наиболее продолжительным периодом от прекращения охоты и до начала овуляции характеризовались первотелки помеси светлой аквитанской породы, минимальным — казахские белоголовые сверстницы.
Наблюдения и ректальные исследования показали, что незадолго до овуляции, когда в яичниках имеются зрелые, отчетливо флюктуирующие фолликулы, половая охота и половое возбуждение угасали.
Полученные данные и их анализ свидетельствуют, что помесные первотелки характеризовались большей продолжительностью стадии возбуждения полового цикла. Их преимущество над сверстницами казахской белоголовой породы составляло 5,8 час. (15,9%, Р<0,001).
Следовательно, на основании полученных материалов можно сделать заключение, что половая охота всегда следовала за течкой и не всегда совпадала по времени с половым возбуждением. При этом племенные первотелки характеризовались наибольшей продолжительностью как полового цикла, так и стадии возбуждения и всех ее феноменов. Характерно, что клинически они про-
5. Результаты осеменения первотелок
Порода, породность Оплодотворяемость, % Индекс оплодот- ворения Продолжительность сервис-периода, сут. Период от отела до появления первой охоты, сут.
всего в т.ч. от первого осеменения
Казахская белоголовая 100 61,54 1,46 68,6 57,8
'/2 светлая аквитанская х '/2 казахская белоголовая 100 57,17 1,71 82,9 67,1
являются менее интенсивно, чем у первотелок казахской белоголовой породы.
Анализ результатов осеменения первотелок свидетельствует о высокой оплодотворяемости у животных обеих групп (табл. 5).
При этом установлена максимальная оплодотворяемость от первого осеменения у первотелок казахской белоголовой породы. У помесей величина этого показателя была на 4,4% ниже. В это время помеси характеризовались максимальной величиной индекса оплодотворения, что обусловлено большим числом перегулявших первотелок этого генотипа.
Первотелки казахской белоголовой породы характеризовались наименьшей продолжительностью периода от отела до появления первой половой охоты и продолжительностью сервис-периода.
Так, величина первого показателя у них была ниже на 9,3 сут. (16,1%), а второго — 14,3 сут. (20,8%).
Таким образом, помеси казахского белоголового и светлого аквитанского скота характеризовались высокой воспроизводительной способностью. В этой связи их использование при формировании мясных маточных стад является вполне оправданным.
Литература
1. Заднепрянский, И.П. Продуктивные качества молодняка казахской белоголовой породы в разных странах СНГ / И.П. Заднепрянский, В.И. Гудыменко, В.В. Гудыменко // Мат. науч.-практ. конф. Оренбург, 2001. С. 80—84.
2. Джуламанов, К.М. Резервы улучшения продуктивных качеств скота казахской белоголовой породы / К.М. Джуламанов // Тр. Всероссийского науч.-исслед. института мясного скотоводства. Оренбург, 2006. С. 23—28.
3. Прахов, Л. Результаты создания помесных маточных стад в мясном скотоводстве / Л. Прахов, В. Косилов, М. Кадышева // Молочное и мясное скотоводство. 1988. № 1. С. 17—19.