Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ / ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иналкаева Феридэ Умаровна

Статья посвящена актуальной теме финансирования образования в современном мире. Автор кратко рассматривает сущность и значение образования в современном мире, модели и источники финансирования образования в современном мире, а также анализирует бюджетные расходы на образования в Германии и в России. Кроме того, в работе приводится комплексная сравнительная оценка системы финансирования образования в России и других государствах. На основании проведенного исследования делается вывод, что существующий механизм финансирования, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечают новым условиям развития образования. На финансирование образования направляется существенно меньшая доля государственных расходов, чем в развитых государствах, что является источником наиболее значимых проблем в сфере образования. В статье рассматриваются сущность и значение образования в современном мире, выявляются модели, источники финансирования образования, производится анализ бюджетных расходов на образование, дается сравнительная оценка указанных расходов в России и в других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF BUDGET EXPENDITURE ON EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

The paper describes the actual topic of financing education in the modern world. The author briefly examines the essence and significance of education in the modern world, models and sources of funding for education in the modern world, and also analyzes budgetary costs on education in Germany and Russia. In addition, the paper provides a comprehensive comparative assessment of the education financing system in Russia and other states. Based on the study, education levels in Russia conclude it that the distribution of government spending (as a percentage of total government spending) differs significantly from the models prevailing in the world. The existing funding mechanism, organizational structures, forms of government, and current legislation are outdated and do not meet the new conditions for the development of education. The author directs a significantly smaller share of government spending on financing education than in developed countries, which is the source of the most significant problems in the field of education.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 37.014.543(045) © Иналкаева Ф. У., 2022

Сравнительная оценка бюджетных расходов на образование в России и за рубежом

Феридэ Умаровна Иналкаева, студентка факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет, Москва, Россия Feride U. Inalkaeva, student, Faculty Graduate School of Management, Financial, Moscow, Russia Inalkaeva@bk.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной теме финансирования образования в современном мире. Автор кратко рассматривает сущность и значение образования в современном мире, модели и источники финансирования образования в современном мире, а также анализирует бюджетные расходы на образования в Германии и в России. Кроме того, в работе приводится комплексная сравнительная оценка системы финансирования образования в России и других государствах. На основании проведенного исследования делается вывод, что существующий механизм финансирования, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не отвечают новым условиям развития образования. На финансирование образования направляется существенно меньшая доля государственных расходов, чем в развитых государствах, что является источником наиболее значимых проблем в сфере образования. В статье рассматриваются сущность и значение образования в современном мире, выявляются модели, источники финансирования образования, производится анализ бюджетных расходов на образование, дается сравнительная оценка указанных расходов в России и в других странах. Ключевые слова: образование; финансирование образования; бюджет; бюджетные расходы; расходы на образование; образование в России; образование в Германии; образование за рубежом; образовательная система; сравнение образования

Для цитирования: Иналкаева Ф. У. Сравнительная оценка бюджетных расходов на образование в России и за рубежом. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(2):14-25.

ORIGINAL PAPER

Comparative Assessment of Budget Expenditure on Education in Russia and Abroad

ABSTRACT

The paper describes the actual topic of financing education in the modern world. The author briefly examines the essence and significance of education in the modern world, models and sources of funding for education in the modern world, and also analyzes budgetary costs on education in Germany and Russia.

Научный руководитель: Гладышев А.Г., доктор юридических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление, Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific supervisor: Gladyshev A.G., Dr. Sci. (Law), Professor of the Department of State and Municipal Administration, Financial University, Moscow, Russia.

In addition, the paper provides a comprehensive comparative assessment of the education financing system in Russia and other states. Based on the study, education levels in Russia conclude it that the distribution of government spending (as a percentage of total government spending) differs significantly from the models prevailing in the world. The existing funding mechanism, organizational structures, forms of government, and current legislation are outdated and do not meet the new conditions for the development of education. The author directs a significantly smaller share of government spending on financing education than in developed countries, which is the source of the most significant problems in the field of education. Keywords: education; education financing; budget; budgetary expenditures; education expenses; education in Russia; education in Germany; education abroad; educational system; education comparison

For citation: Inalkaeva F. U. Comparative assessment of budget expenditure on education in Russia and abroad. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(2):14-25.

Введение

Гуманистические начала современного общества, стремление к уважению достоинства и ценности каждого индивида, а также возрастание внимания к правам человека выводят на первый план необходимость реализации одного из основополагающих прав человека и гражданина - право на образование. В условиях глубоких преобразований, связанных с ускорением научно-технического прогресса, обновлением производственных структур, развитием информационных технологий,а также возрастанием значения изобретений, открытий и инноваций, значимость качественного образования особенно возрастает.

Специфика и проблемы финансирования образования в Российской Федерации рассматривалась в диссертационных работах С. Н. Савченко [1], Е. Ю. Турукиной [2], В. В. Чеха [3] и других ученых. В то же время в последние пять лет системных исследований в данной области не отмечалось. Между тем с принятием национального проекта «Образование»1 достаточно остро встала необходимость формирования теоретической базы для определения необходимых объемов финансирования образовательных проектов, что и обусловливает актуальность выбранной тематики исследования.

Сущность и значение образования в современном мире

Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой

1 Национальный проект «Образование». Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 14.02.2022).

зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества.

Официальная дефиниция понятия «образование» приведена в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»2.

Право на образование продекларировано в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека3, закреплено в ст. 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах4, ст. 28 и 29 Конвенции о правах ребенка5, ст. 2 Первого протокола Европейской Конвенции

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СЗ РФ от 31.12.2012 № 53 (часть I) ст. 7598.

3 Всеобщая декларация прав человека [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948]. Официальный сайт ООН. URL: https://www. un.org/ (дата обращения: 07.12.2021).

4 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966]. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 20.10.2021).

5 Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989). Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 20.10.2021).

Рис. 1. Структура системы образования в Российской Федерации

Источник: составлено автором в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об образовании».

о защите прав человека и основных свобод6, ст. 17 Пересмотренной Европейской социальной хартии7, а также в ряде других международных правовых актов.

В Российской Федерации право на образование имеет конституционные основы и гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 43 Конституции РФ8). Аналогичные нормы закреплены в основных законах всех современных государств. Функциями образования являются воспитание и социализация людей,подготовка квалифицированных специалистов, приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры. Структура системы образования в России представлена на рис. 1.

6 Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕТБ № 009). Бюллетень международных договоров. № 7. 1998 г.

7 Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996). Бюллетень международных договоров. № 4, апрель. 2010 г.

8 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020). СЗ РФ от 04.08.2014. № 31, ст. 4398.

Современное российская система образования ориентируется на формирование личностных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социально-трудовых, информационных, коммуникативных, общекультурных, профессиональных и иных компетенций. Компетентност-ный подход к обучению предполагает тесную взаимосвязь дисциплин, единой целью которых становится формирование личности, соответствующей актуальным запросам на рынке труда. Переход к компетентностному подходу в образовании произошел под влиянием присоединения России к Болонскому процессу, позволившему российским студентам обучаться до степени «бакалавра» и «магистра» с правом получать дальнейшее образование в странах Европы.

Сходным образом построена система образования в других странах. Так, например, система образования Финляндии включает в свой состав дошкольное, основное общее, среднее (полное и профессиональное), а также высшее образование, предоставляемое профессиональными институтами и университетами.

Общая продолжительность обучения для получения высшего образования существенно различается по странам. Так, Россия находится по данному показателю на 40-м месте - длительность образования составляет 15,5 лет. При

6

Модель финансирования, ориентированная на свободный рынок

"Л. Г

Модель финансирования, ориентированная на общественный рынок

О

Антирыночная модель финансирования образования

Рис. 2. Модели финансирования образования

Источник: Савченко С. Н. Развитие финансово-кредитного механизма учреждений среднего профессионального образования. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. М.; 2010. 203 с.

этом в Австралии полное высшее образование можно получить за 22,9 лет, в Финляндии - за 17,6 лет, в США - за 16,5 лет9. Такое различие обусловливается разной длительностью обучения в средней школе.

Таким образом, образование представляет собой длительный процесс, целями которого являются приобщение человека к стандартам и ценностям культуры, доминирующей в обществе, а также получение систематизированных знаний и навыков для профессиональной деятельности.

Модели и источники финансирования образования

В соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования, при этом техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, а высшее образование - одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. В свете данной нормы большое значение приобретает проблема финансирования образования.

Ключевыми источниками финансирования образования в современном мире являются государственные и муниципальные бюджеты с незначительным объемом частного финансирования и участием некоммерческих фондов, благотворительных организаций и других

9 Рейтинг стран по продолжительности обучения. URL: https://nonews.co/ (дата обращения: 07.12.2021).

структур. Конкретные модели финансирования зависят от степени экономического развития страны, политической обстановки и принятых форм работы в образовательной сфере. Можно выделить наиболее популярные модели, получившие распространение в зарубежных странах (рис. 2).

В рамках модели финансирования, ориентированной на свободный рынок, осуществление образовательной деятельности в условиях рыночной экономики связано с повышением контроля за расходованием бюджетных средств, повышением качества предоставляемых образовательных услуг, выстраиванием системы образования в соответствие с общественными запросами, увеличением прибыли образовательных учреждений. Свободный рынок не исключает осуществление контроля за деятельностью образовательных учреждений со стороны государства, при этом роль государства уменьшается по причине сокращения расходов в сфере образования.

Рассматриваемая модель предполагает долевое финансирование и характеризуется направленностью на результат. Каждый участник имеет равные возможности и имеет свободный выбор образовательного учреждения, что является залогом высокой эффективности учебного процесса. В основе модели лежат теоретические работы Ф. Чабба, М. Фридмана, Ф.А. фон Хайека.

Модель финансирования, ориентированная на общественный рынок, нацелена на частные инвестиции и активное участие студентов в повышении эффективности учебных заведений. Эта модель позволяет соблюдать принцип со-

циального равенства и подготавливать специалистов, востребованных на рынке труда. В условиях общественного рынка образовательные процессы развиваются в сотрудничестве с предприятиями и стремятся не к снижению расходов, а рассматриваются в качестве удовлетворения экономических и социальных потребностей общества. Большое влияние на формирование рассматриваемой модели финансирования образования оказали Йозеф Шумпетер, Николай Кондратьев, Дж. Гидденс, У. Ромбах, Х. Майер [2].

Антирыночная модель финансирования образования предполагает, что государство стремится выстраивать образовательные процессы с учетом развития социальной и технологической сферы, повышения благосостояния общества. В рамках антирыночной модели финансирование образования обеспечивается за счет налоговых поступлений, при этом декларируется принцип равных возможностей студентов и высокий уровень оплаты труда педагогического состава. В настоящее время в развитых странах преобладает антирыночная модель финансирования образования с привлечением финансирования из государственного бюджета.

Анализ бюджетных расходов на образование на примере Германии

В Германии образование построено как трехступенчатая система с длительностью обучения до 13 лет. В стране действуют государственные и частные школы и университеты, дошкольные учреждения не входят в систему образования. Каждая земля в Германии имеет свои законы об образовании, в которых предусмотрена различная организация образовательного процесса. Так, в Берлине и Бранденбурге начальная школа рассчитана на 6 лет обучения, тогда как во всех остальных немецких регионах обучение в начальной школе составляет 4 года.

В системе образования Германии присутствуют три ступени:

• начальная школа - срок обучения 4-6 лет;

• средняя школа - имеет две ступени и разделена на уровни в зависимости от степени знаний ученика, его профессиональных наклонностей и стремления в дальнейшем поступать в вуз;

• высшее образование - университеты делятся по профилю, а также по уровню изучению предмета на научные и прикладные [2].

В Германии всеобщее и бесплатное десятилетнее школьное образование. В настоящее время в Германии 50 000 общеобразовательных школ, которые посещают 12,5 миллионов школьников. Государство не имеет монополии в вопросах образования, в соответствии с законом допускается деятельность частных школ, независимых от государства и имеющих свободную организацию учебного процесса. На сегодняшний день в Германии действует около 5000 частных школ, среди которых есть общеобразовательные и профессионально ориентированные. Число частных школ составляет около 8% от числа всех общеобразовательных школ страны.

Частные школы могут полностью замещать государственные школы или предоставлять дополнительное образование. Замещающие частные школы предлагают учебные программы, идентичные тем, которые используются в общеобразовательных заведениях. При окончании замещающих школ выдаются свидетельства, приравниваемые к государственным свидетельствам. Замещающие частные школы контролируются государством и получают финансирование в первые три года после основания. В дальнейшем частные школы полностью существуют на денежные взносы родителей.

В немецкую систему высшего образования входят 103 научных университета и 176 университетов прикладных наук. В большинстве немецких университетов студенты не платят за обучение, но с 2007 г. часть высших учебных заведений ввели плату в 500 евро за каждый семестр. Все студенты обязаны выплачивать специальный взнос (150 евро в семестр), который идет на погашение стоимости проездного билета, работы библиотек и технических служб. В некоторых землях, расположенных на западе Германии, предусмотрено платное обучение для студентов, превысивших на несколько семестров установленные сроки обучения [3].

При поступлении в университет не проводятся вступительные экзамены, учитывается средний балл в школьном свидетельстве и конкурс в высшем учебном заведении. Если абитуриент не прошел по конкурсу, он может подавать документы на поступление в следующем году.

185,0 180,0 175,0 170,0 165,0 160,0 155,0 150,0 145,0 140,0 135,0

,6 0,

5

6 6

4 6

5

6

,8 3,

7

СП

0, 5

5 5

5

6

СП

7

8 7

,6 0,

7

120,0% 100,0% 80,0°% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

млрд USD динамика, %

Рис. 3. Объем и динамика бюджетных расходов на образование в ФРГ

Источник: Trading Economics. URL: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 07.12.2021).

Каждый год в публичный доступ выкладывается рейтинг университетов Германии, в котором учитывается уровень преподавательского состава, условия учебного процесса и вероятность найти высокооплачиваемую работу после окончания учебного заведения.

Наряду с государственными университетами, финансируемыми из бюджета, в Германии действуют 69 частных высших учебных заведений. Частные университеты могут получать дотации от государства, от частных компаний и фондов. Для студентов стоимость обучения в частном университете составляет порядка 500-600 евро за один месяц обучения.

В Германии распространены стипендии и гранты, которые предоставляют студентам партийные, религиозные и коммерческие организации. Примером таких организаций может быть Фонд Конрада Аденауера, Фонд Фридриха Эберта. Распределением стипендий и грантов ля иностранных студентов занимается Германская служба академических обменов (DAAD) [4].

Родители студентов, которые не достигли возраста 19 лет, имеют право на получение «детского пособия» (Kindergeld) в размере 219 евро ежемесячно. В некоторых случаях это пособие выплачивается до достижения 25-летнего возраста. Студенты государственных и частных учебных заведений могут получить беспроцентный кредит на учебу (BAföG), половину которого (в сумме не более 10 000 евро) они должны бу-

дут вернуть государству в течение 20 лет после обучения. Законодательством предусмотрен достаточно широкий спектр оснований для снижения выплат по кредиту: выдающиеся успехи в учебе, досрочная сдача выпускных экзаменов, рождение ребенка и т.п.

Финансирование образования в Германии осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов федеральных земель и муниципалитетов. Объем бюджетных расходов на образование в ФРГ представлен на рис. 3.

Таким образом, объем бюджетных расходов на образование в ФРГ за последние 10 лет составил в среднем 165,5 млрд USD. В целом данный показатель постепенно возрастает (на 1,7% в год), при этом спады уровня бюджетных расходов на образование наблюдались в период финансового кризиса и вследствие начала пандемии [5].

Структура расходов на образование по уровню бюджетов Германии представлена на рис. 4.

Доля расходов на образование в структуре расходов федерального бюджета Германии представлена на рис. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля образования в структуре ВВП Германии представлена на рис. 6.

Таким образом, наибольшую нагрузку по финансированию образования в Германии несут бюджеты земель, которые содержат все государственные университеты и профессиональные образовательные учреждения. Начальное

16,8%

21,2%

Федеральный бюджет Бюджеты земель Бюджеты общин

62,0%

Рис. 4. Структура расходов на образование в ФРГ по уровню бюджетов

Источник: Trading Economics. URL: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 07.12.2021).

400,0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

2020

5,7% 5,6 5,5% 5,4% 5,3% 5,2% 5,1% 5,0% 4,9 4,8 4,7%

Федеральный бюджет, млрд USD

Доля расходов на образование, %

Рис. 5. Доля расходов на образование в структуре расходов федерального бюджета Германии

Источник: Trading Economics. URL: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 07.12.2021).

и среднее образование частично финансируется из бюджетов общин. Из федерального бюджета предоставляются трансферты для покрытия расходов различного уровня, а также осуществляется финансирование различных программ развития образования.

Бюджетные расходы на образование в Российской Федерации

В Российской Федерации ключевым источником финансирования образовательной системы являются средства государственного бюджета. Федеральный бюджет является источником финансирования федеральных образовательных программ (см. Приложение), содержания образовательных учреждений федерального уровня,

а также предоставления целевых трансфертов регионам. Пример образовательного учреждения, финансируемого из федерального бюджета - ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Финансирование таких образовательных организаций осуществляется на основе нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Значительное число образовательных учреждений находятся в региональном ведении и финансируются из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации. Пример -ГБОУ НПО «Судостроительный профессиональный лицей № 2 5 Санкт-Петербурга». Детские сады и школы чаще всего являются муниципаль-

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ВВП Доля расходов на образование, %

Рис. 6. Доля расходов на образование в структуре ВВП

Источник: Trading Economics. URL: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 07.12.2021).

7,0% 6,0% 5,0% 4,0% 3,0% 2,0% 1,0% 0,0%

1200 1000 800 600 400 200 0

4,3%

m оо

ID

0,

1 6

,8

ш

4,2%

2 0

4,7%

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. бюджетные расходы на образование, млрд руб.

4,7%

4,8

,7 ,8 904,3

3, 4 8 2, 6 8

2020 г. 2021 г. доля в бюджете, %

6,0% 5,0% 4,0% 3,0% 2,0% 1,0% 0,0%

Рис. 7. Бюджетные расходы на образование и их доля в структуре бюджета

Источник: Федеральное казначейство. URL: https://roskazna.gov.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).

ными и финансируются из бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления устанавливают соответствующие нормативы перечисления средств из местных бюджетов муниципальным образовательным учреждениям. Объем ассигнований из бюджетов различных уровней рассчитывается на календарный финансовый год [6].

Объемы бюджетных расходов на образование в Российской Федерации по данным за последние годы представлено на рис. 7.

Наряду с бюджетным финансированием образовательные организации в Российской Федерации вправе привлекать дополнительные денежные средства за счет оказания разнообразных платных услуг. Так, учебные заведения могут оказывать услуги по организации дополнитель-

ного образования, вести подготовительные курсы, осуществлять ксерокопирование и переплет документов, сдавать в аренду принадлежащие им помещения, если это не оказывает негативного влияния на учебный процесс.

Сравнительная оценка бюджетных расходов на образование в России и других государствах

Проанализируем место России среди других государств по уровню бюджетных расходов на образование. Затраты на одного учащегося в год по уровням образования и группам стран представлены на рис. 8.

В данной и последующих схемах к странам группы I относятся развитые государства: большинство стран ЕС, США, Канада, Япония и дру-

21

Рис. 8. Расходы на одного учащегося в год по уровням образования и группам стран (тыс. долл. по ППС)

Источник: Российское образование в контексте международных индикаторов: доклад. URL: https://publications.hse.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).

Рис. 9. Отношение расходов на образование к ВВП, %

Источник: Российское образование в контексте международных индикаторов: доклад. URL: https://publications.hse.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).

гие. В группу II входят некоторые европейские страны (Италия, Португалия, Эстония), Израиль, Турция, Корея и др. К данной группе также в целом относится Россия. В группу III включаются развивающиеся государства Азии и Латинской Америки. Таким образом, Россия отстает от стран своей группы по объему расходов на учащегося в год.

Место России в мире по уровню отношения затрат на образование в структуре ВВП представлено на рис. 9.

Для оценки ситуации состояния финансирования образования может использоваться рассмотренный ранее показатель удельного веса расходов на образование в структуре бюджета государства. Место России в мире по

Рис. 10. Структура бюджетных расходов на образование, в % от совокупности государственных расходов

Источник: Российское образование в контексте международных индикаторов: доклад. URL: https://publications.hse.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).

Рис. 11. Структура финансирования начального и среднего образования по источникам, %

Источник: Российское образование в контексте международных индикаторов: доклад. URL: https://publications.hse.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).

данному показателю наглядно представлено на рис. 10.

Структурные характеристики финансирования образования представлены на рис. 11.

Участие государства в расходах на дошкольное образование варьируется по странам очень широко: от 98% в Люксембурге до менее 50% в Великобритании и Японии. При этом наблюдается, хотя и слабо выраженная, тенденция: чем выше уровень экономического развития страны, тем большую долю расходов на дошкольное об-

разование берет на себя государство. В России доля государства в расходах на дошкольное образование составляет 88%, что соответствует медианному значению для экономически наиболее развитой группы стран.

Основная часть текущих расходов на образование во всех странах направляется на оплату труда персонала. В России доля расходов на оплату труда в среднем образовании равна 83% от текущих расходов, в третичном - 67%, что близко к средним показателям развитых государств.

Выводы

В данной статье приводится сравнительная оценка бюджетных расходов на образование в России и за рубежом. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Право на образование декларируется в наиболее значимых международных правовых актах, а также в конституционных законах всех современных государств. На современном этапе повсеместно предоставляется бесплатное начальное и среднее образование, финансирование профессионального образования базируется на использовании одной из трех моделей - модели, ориентированной на свободный рынок, модели, ориентированной на общественный рынок, или антирыночной модели. В развитых странах используется преимущественно антирыночная модель, при которой финансирование осуществляется из государственного бюджета за счет налоговых поступлений.

В рамках данного исследования была рассмотрена система финансирования образования в Германии. Немецкое образование построено как трехступенчатая система с длительностью обучения до 13 лет. В Германии всеобщее и бесплатное десятилетнее школьное образование. В большинстве немецких университетов студенты не платят за обучение, но с 2007 г. часть высших учебных заведений ввели плату в 500 евро за каждый семестр. Наряду с государственными университетами, финансируемыми из бюджета, в Германии действуют 69 частных высших учебных заведений. Частные университеты могут получать дотации от государства, от частных компаний и фондов. Для студентов стоимость обучения в частном университете составляет порядка 500-600 евро за один месяц обучения. Студенты государственных и частных учебных заведений могут получить беспроцентный кредит на учебу, половину которого (в сумме не более 10 000 евро) они должны будут вернуть государству в течение 20 лет после обучения.

Финансирование образования в Германии осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов федеральных зе-

мель и муниципалитетов. Объем расходов на образование в 2020 г. составил 170,6 млрд USD. В целом данный показатель постепенно возрастает (на 1,7% в год), при этом спады уровня бюджетных расходов на образование наблюдались в период финансового кризиса и вследствие начала пандемии.

Наибольшую нагрузку по финансированию образования в Германии несут бюджеты земель, которые содержат все государственные университеты и профессиональные образовательные учреждения. Начальное и среднее образование частично финансируется из бюджетов общин. Из федерального бюджета предоставляются трансферты для покрытия расходов различного уровня, а также осуществляется финансирование различных программ развития образования. Объем бюджетных расходов на образование составляет 4,5% от совокупного ВВП страны.

В Российской Федерации ключевым источником финансирования образовательной системы являются средства государственного бюджета. Финансирование осуществляется за счет бюджетов всех уровней - федерального, регионального и муниципального. Объем финансирования из федерального бюджета в 2020 г. составил 904,3 млрд руб., или 4,8% от совокупного объема расходов.

Сравнительная оценка бюджетных расходов на образование в мире позволила выделить три категории государств. К странам группы I относятся развитые государства: большинство стран ЕС (в том числе рассмотренная в работе Германия), США, Канада, Япония и другие. В группу II входят некоторые европейские страны (Италия, Португалия, Эстония), Израиль, Турция, Корея и др. К данной группе также в целом относится Россия. В группу III включаются развивающиеся государства Азии и Латинской Америки.

Исследование показало, что по уровню финансирования образования Россия отстает как от наиболее развитых стран I группы (в том числе Германии), так и от государств, имеющих средний уровень развития, обгоняя только развивающиеся государства.

В настоящее время в России реализуется национальный проект «Образование», одной из целей которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих

стран мира по качеству общего образования. Для достижения указанной цели представляется необходимым увеличить объем финансирования образовательной системы и обеспечить конкурентоспособную заработную плату педагогов.

Ориентируясь на опыт Германии, можно сделать вывод, что эффективное использование

финансовых средств представляется возможным, в первую очередь, посредством децентрализации управления ими, т.е. расширения возможностей непосредственно учебных заведений, что предполагает инициирование процессов финансового саморегулирования в общей системе образования

Список источников

1. Савченко С. Н. Развитие финансово-кредитного механизма учреждений среднего профессионального образования. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. М.; 2010. 203 с.

2. Турукина Е. Ю. Источники финансирования государственных услуг в сфере общего образования. Дис. .. канд. экон. наук: 08.00.1. М.; 2013. 210 с.

3. Чеха В. В. Правовое регулирование финансирования образования в Российской Федерации. Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.04. М.; 2019. 240 с.

4. Георгиев М. М. Экономика в образовании, модели финансирования образования. Московский экономический журнал. 2019;(9):32-39.

5. Ганшина М. В. Становление и развитие современной системы образования в Германии. История и об-ществознание. 2019;(XVI):141-144.

6. Киреева Д. Н., Шванева С. А. Особенности системы образования в Германии. В сборнике: Актуальные вопросы образования в интересах устойчивого развития. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Н. Новгород; 2019:204-209.

References

1. Savchenko S. N. Development of the financial and credit mechanism of institutions of secondary vocational education. Dis ... Cand. Sci. (Econ.): 08.00.10. Moscow; 2010. 203 p. (In Russ.).

2. Turukina E. Yu. Sources of financing of public services in the field of general education. Dis .Cand. Sci. (Econ.): 08.00.1. Moscow; 2013. 210 p. (In Russ.).

3. Chekha V. V. Legal regulation of education financing in the Russian Federation. Dis ... Dr. Sci. (Law): 12.00.04. Moscow; 2019. 240 p. (In Russ.).

4. Georgiev M. M. Economics in education, education financing models. Moscow Economic Journal = Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019;(9):32-39. (In Russ.).

5. Ganshina M. V. Formation and development of the modern education system in Germany. History and social science = Istoriya i obshchestvoznanie. 2019;(XVI):141-144. (In Russ.).

6. Kireeva D. N., Shvaneva S. A. Features of the education system in Germany. In the collection: Topical issues of education for sustainable development. Collection of articles of the participants of the International scientific practical conference. N. Novgorod; 2019:204-209. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.