Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛ): РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛ): РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1121
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ДОТАЦИИ / СУБСИДИИ / СУБВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянов А.А.

В статье рассматриваются источники финансирования образовательных учреждений в России, а также проводится обзорный анализ практики финансирования образовательных учреждений зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛ): РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 330

А.А. Куприянов

ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ШКОЛ):

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье рассматриваются источники финансирования образовательных учреждений в России, а также проводится обзорный анализ практики финансирования образовательных учреждений зарубежных стран.

Ключевые слова: муниципальное образование, сфера образования, финансирование, расходы бюджета, дотации, субсидии, субвенции.

Образование относится к бюджетной сфере, то есть большую часть средств образовательные учреждения (школы) получают из бюджета страны , который является базовым источником финансового обеспечения расходов на образование.

Расходы бюджета РФ на образование - это финансирование, направленное на дошкольное, общее образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификаций, и другие расходы в области образования.

Муниципальные образовательные учреждения так же финансируются при помощи субвенций, которые выделяются из муниципального бюджета [1]. Образовательные учреждения вправе так же привлекать дополнительные средства за счёт целевых взносов, добровольных пожертвований и оказания платных услуг. Бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается независимо от объема привлечённых дополнительных средств [2].

Доходы образовательных учреждений - это бюджетные расходы, направляемые на их содержание. Бюджетные расходы - это экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и организациями, гражданами - с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям бюджетных средств [5, С. 54].

Например, в 2017 году запланированный объем расходов на образование составляет 549 млрд. руб. (3,33% всех расходов бюджета). Вместе с тем с 2013 года расходы на образование продолжают неуклонно снижаться. Это обусловлено как снижением стоимости нефти, так и все большим приоритетом расходов на оборону и пенсионное обеспечение. На пике - в 2013 году, из бюджетов всех уровней образование получило около 3,9 трлн. руб., или 4,3% ВВП. К 2016 году доля расходов на образование снизилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му прогнозируется её снижение до 3,5% ВВП [7].

Как правило, из средств федерального бюджета финансируются программы развития [6, С. 107]. Например, для сферы образования - это государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, состоящая из пяти подпрограмм и двух целевых программ.

Средний по России объем расходов на образование в расчете на одного жителя младше трудоспособного возраста составляет 88 520 руб. в год.

На сегодняшний день в Российской Федерации весьма разнообразны источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования. Они формируются из бюджетных и внебюджетных средств, в том числе и собственных средств образовательных учреждений. Формирование внебюджетные средства осуществляется из следующих источников:

- внебюджетные фонды (занятости, социального страхования и т.п.);

- средства организаций;

- средства населения;

- иностранные источники [1].

Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств, поступающих из средств всех уровней бюджетной системы с применением механизма межбюджетного перераспределения. Денежные средства, перечисляемые из одного бюджета бюджетной системы в другой бюджет, называются межбюджетными трансфертами. Они могут быть трех видов:

1 Дотация предоставляется без определения конкретной цели её использования.

© Куприянов А.А., 2017.

Научный руководитель: Лебедев Константин Анатольевич - доктор экономических наук, профессор, Международного института экономики и права, Россия.

Вестник магистратуры. 2017. № 12-3(75)

ISSN 2223-4047

2. Субвенция предоставляется на финансирование полномочий, которые переданы другому субъекту.

3. Субсидия предоставляется на условиях долевого софинансирования расходов других бюджетов [3, С. 478].

В условиях сложной бюджетной ситуации структура расходов бюджета в настоящее время претерпевает существенные изменения - резко сокращаются бюджетные ассигнования.

Установленное разграничение полномочий между уровнями власти в Российской Федерации конкретизируются в Федеральном законе .№273-Ф3 [2], где более подробно перечислены полномочия каждого ив трех уровней публичной власти в Российской Федерации в сфере образования.

Бюджетным кодексом [1] определяется, что финансирование образовательных учреждений может быть осуществлено только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения.

В большинстве развитых стран начиная с 60-х гг. XX века специфической чертой образовательной политики является приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В последние 20 лет во многих странах (и почти по всех европейских) прошли реформы образования.

Как следствие данной тенденции, во многих государствах произошли существенные изменения в методах и механизмах финансирования школ. Где-то акцент был сделан на децентрализацию образования, например в Бельгии, Великобритании, Франции. В Финляндии и Швеции местные органы власти получили большее влияние при принятии решений. В Великобритании были существенно расширены полномочия школ по управлению школьным бюджетом [4].

В большинстве европейских стран основным направлением реализации новых моделей финансирования образования (хотя все они определяются различными стратегиями) является совместное финансирование образования государством, частными организациями, семьями, самими обучаемыми, спонсорами, донорскими и благотворительными организациями при участии некоммерческих структур.

Формирование основного бюджета на развитие образования в западноевропейских странах осуществляется из государственного и местного бюджетов. На сегодняшний день небольшая часть бюджета формируется из поступлений от разных частных структур, но во всех странах в последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к увеличению этой доли бюджета.

Можно выделить три модели финансирования, используемые в зарубежных странах.

Модель, ориентированная на свободный рынок. Она сконцентрирована на качестве учебы и предполагает личное финансовое участие обучающихся (либо получение грантов).

Модель регулируемого рынка «общественных благ». Данная модель предоставляет каждому обучающемуся одинаковые возможности, но результаты показывает каждый свои.

Модель антирыночного финансирования. Она предполагает и одинаковые возможности для всех, и одинаковые результаты для всех.

Финансирование зарубежных школ является многоканальным, то есть они получают средства не только от государства, муниципалитетов, но и от самих родителей в том числе.

В России школьное образование наименее продолжительное - 11 лет по сравнению с 12-13 в зарубежных странах. В зависимости от схемы управления образованием страны можно разделить на централизованные (Ирландия, Италия, Франция) и децентрализованные (Бельгия, Германия, Великобритания, Швеция). У каждого типа свои принципы финансирования образования.

В странах с централизованным управлением большую часть расходов несет правительство (министерство, и т.п.). Чаще всего заработная плата учителей финансируется из средств центрального бюджета. А вот в странах с децентрализованной системой управления единой схемы финансирования не выявляется. Государство может финансировать от 30% (Великобритания) до 97% расходов школ (Нидерланды), остальное - муниципалитеты.

Можно выделить несколько моделей финансирования школ:

- «подушевые» нормативы в расчете на одного ученика;

- финансирование образовательных программ по количеству персонала школ;

- «один кошелек» - школе выделяется сумма денег без жесткого определения по статьям, и школа сама формулирует принципы расходования средств в целях реализации своих образовательных программ.

Во многих странах частные школы при выполнении требований учебного плана получают ровно такие же финансовые средства, что и муниципальные школы. Если же частной школе финансируют не 100% ее расходов, остальные средства школа получает от родителей, объясняя свои особенности в смете. В Финляндии, например, родители могут не знать, в какой школе обучается их ребенок (частной или государственной), так как финансирование и той и другой «формы» поступает от государства по единым нормам.

Важной особенностью зарубежных школ является то, что у них отсутствуют платные дополнительные образовательные услуги. Но это не означает, что родители не участвуют в финансовой жизни школы. Как правило, муниципалитеты устанавливают родительскую плату за определенные услуги. Например, на покупку учебных материалов, за организацию дополнительных занятий во второй половине дня. И в этой деятельности серьезную роль играют Управляющие советы.

Школы могут получать дополнительные средства, если они сдают в аренду помещения, организуют различные мероприятия, если у них есть спонсорские средства.

Итак, в зарубежных странах не существует единой модели финансирования школ, трудно классифицировать это финансирование, так как у всех есть свои особенности. Даже страны с похожим конституционным укладом демонстрируют совершенно разные подходы к управлению образованием и его финансированием.

Библиографический список

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.11.2017)

2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

3.Кожина ВО., Косевич А.В. Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования // Креативная экономика. - 2016. - Том 10. - № 5. - С. 475-486.

4.Косевич А.В., Кожина В.О. Конкурентоспособность российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Московский экономический журнал: сетевой (электронный) журнал. - 2016. - №1. - С.14.

5.Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2017. - 333

с.

6.Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. -СПб.: Питер, 2016. - 416 с.

7.Моисеев И., Зейман А., Шишков В., Дергачев В. Исследование РБК: сколько Россия на самом деле тратит на своих граждан. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584fd32e9a7947c251265ede

КУПРИЯНОВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - магистрант, Международного института экономики и

права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.