Научная статья на тему 'Механизм привлечения негосударственного финансирования в систему общего образования'

Механизм привлечения негосударственного финансирования в систему общего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. / FINANCING / BASIC EDUCATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тачалова Е. В.

В статье раскрывается понятие государственно-частного партнерства как эффективной формы привлечениянегосударственного финансирования в систему общего образования России. На основе систематизации российского опыта выявлены характерные модели государственно-частных партнерств в общем образовании, в их развитие предложены новые формы взаимодействия, в частности комбинация ресурсов автономных учреждений иуправляющей компании, формирование фонда целевого капитала. Представлены приоритетные направления формирования и совершенствования форм взаимодействия власти и бизнеса в общем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF ATTRACTION OF NON-STATE FINANCING INTO THE SYSTEM OF BASIC EDUCATION

In the article the concept of public-private partnership is considered as effective form of attraction of non-state financing into the system of basic education in Russia. On the basis of research of Russian experience the characteristic models of public-private partnership in basic education are revealed, new forms of interaction in their development are offered, in particular, a combination of resources of independent establishments and managing company, the formation of target capital fund. Priority directions of formation and improving of interaction forms for authority and business in the basic education are presented.

Текст научной работы на тему «Механизм привлечения негосударственного финансирования в систему общего образования»

ников, совершенствование государственного регулирования на финансовом рынке, российский рынок ценных бумаг будет способен достичь целевых показателей развития финансового рынка Российской Федерации, представленных в табл. 5.

Решение изложенных в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г приоритетных задач позволит создать надежную базу долгосрочного роста российского рынка ценных бумаг и сформировать на его основе конкурентоспособный самостоятельный мировой финансовый центр.

1. Вавулин Д.А. Кризис российского фондового рынка: фундаментальные предпосылки и последствия // Финансы и кредит. 2009. № 3.

2. Интернет-сайт Фондовой биржи ММВБ. URL: http:// www.micex.ru/

3. Лахно Ю.В. Российский рынок ценных бумаг как неравновесная экономическая система // Финансы и кредит 2008. № 34.

4. Крылова Л.В. Концентрация и централизация капитала как факторы функциональной адекватности российской банковской системы // Финансы и кредит 2008. № 41.

5. Официальный сайт ФСФР России. иР1_: http://www.ffms.ru

6. Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.

7. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.

8. иР1_: http://www.ffms.ru/strateg.asp7ob_noH69513

9. иР1_: Нр://Апат.ги

10. иР1_: http://stocks.investfunds.rU/indicators/capitalization/3/

11. иР1_: http://stock.rbc.rU/demo/cb.0/daily/USD.rus.shtml7 show=5Y

12. иР1_: http://www.micex.ru

удк 336.63:37 Е.В. Тачалова

МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается понятие государственно-частного партнерства как эффективной формы привлечения негосударственного финансирования в систему общего образования России. На основе систематизации российского опыта выявлены характерные модели государственно-частных партнерств в общем образовании, в их развитие предложены новые формы взаимодействия, в частности комбинация ресурсов автономных учреждений и управляющей компании, формирование фонда целевого капитала. Представлены приоритетные направления формирования и совершенствования форм взаимодействия власти и бизнеса в общем образовании.

Ключевые слова: финансирование, общее образование, государственно-частное партнерство.

E.V. Tachalova

THE MECHANISM OF ATTRACTION OF NON-STATE FINANCING INTO THE SYSTEM OF BASIC EDUCATION

In the article the concept of public-private partnership is considered as effective form of attraction of non-state financing into the system of basic education in Russia. On the basis of research of Russian experience the characteristic models of public-private partnership in basic education are revealed, new forms of interaction in their development are offered, in particular, a combination of resources of independent establishments and managing company, the formation of target capital fund. Priority directions of formation and improving of interaction forms for authority and business in the basic education are presented.

The key words: financing, basic education, public-private partnership.

Модернизация России, ее экономики, общества, всей социально-экономической инфраструктуры является сегодня критически важной задачей. Повышение конкурентоспособности России в современном мире - вопрос существования российского общества и государства. Начиная свое Послание к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент отметил, что в XXI в. нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, указал, что следует сейчас предпринять для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире. Развитие государственного и муниципального секторов в направлении более органичного включения в систему рыночных отношений требует формирования соответствующих институциональных структур, новых партнерских форм взаимодействия публичного и частного капитала,

что будет способствовать привлечению негосударственных инвестиций в сферу общественной инфраструктуры в целом и в систему общего образования в частности.

Объективной предпосылкой возникновения государственно-частных партнерств (ГЧП) выступает постоянно растущая в мире потребность в инфраструктурных услугах (сферы транспорта, здравоохранения, коммунального хозяйства, образования и др.), бремя обеспечения которых традиционно лежит на государстве. Как следствие, возрастают финансовые обязательства государства перед населением по предоставлению этих услуг И в условиях, когда государство оказывается не в состоянии обеспечить адекватное и своевременное финансирование из госбюджета, оно может найти способ успешно привлекать других заинтересованных субъектов (бизнес, НКО) для решения социальных задач.

♦--------------------------------------------------

Следует учитывать, что государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности (в любом случае это означает финансирование за счет средств соответствующих бюджетов). Функционирование ГЧП представляет собой совместную комбинацию государственных и частных компетенций и интересов, которая, с одной стороны, позволяет правительству решать насущные проблемы с финансированием инфраструктурных объектов и социальных программ, с другой - дает возможность частному бизнесу вкладывать деньги и получать интересующую его прибыль. ГЧП позволяет избежать как недостатков прямого регулирования государства, так и «провалов рынка».

Эффективность ГЧП обеспечивается не столько прямым сложением финансовых ресурсов на условиях софинансирования (хотя и такой подход применяется довольно часто), сколько максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из участников проекта и совокупным сокращением рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, получает не только снижение нагрузки на бюджет но и более гибкую и действенную систему управления проектом, а бизнес - определенный набор государственных гарантий и преференций. Особо следует отметить, что объектом ГЧП выступает инфраструктурная услуга (общественное благо) или объект общественной инфраструктуры, имеющие социально ориентированное значение и находящиеся в исключительном ведении государственного сектора.

Круг участников, которые могут вступать во взаимодействие в рамках ГЧП в системе общего образования, может быть представлен следующим образом [4]. От лица государства (включая муниципальный уровень) могут выступать:

- органы государственной власти, в том числе органы управления образованием, и органы местного самоуправления;

- некоммерческие организации со стопроцентным государственным участием (государственные и муниципальные учреждения, фонды, государственные корпорации), осуществляющие деятельность в сфере образования;

- государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ) или муниципальные образовательные учреждения;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, реализующие программы в сфере образования.

Со стороны частного сектора экономики в партнерские отношения могут выступать:

- коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы с долевым участием государства или без его участия, в том числе негосударственные образовательные учреждения;

- физические лица.

Развитие форм и механизмов ГЧП в общеобразовательной сфере может обеспечить достижение следующих целей и решение следующих задач:

- повышения интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала образования;

- усиления эффективности управления в образовательных учреждениях и осуществления государственных расходов, получения значительного бюджетного эффекта;

- расширения имущественной и финансовой базы образования за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;

- расширения конкурентоспособности образовательных программ, повышения их качества;

- удовлетворения динамично изменяющегося спроса на рынке труда;

- обеспечения широкой доступности для населения образования на всех его уровнях, усиления инновационной составляющей образования.

Интересами участия частного сектора в ГЧП партнерствах являются:

- получение экономических и неэкономических выгод в результате осуществления партнерских проектов;

- обеспечение конкурентных преимуществ;

- повышение качества человеческого капитала;

- удовлетворение потребностей в благотворительности.

На основе проведенного анализа имеющегося опыта России [1] можно представить следующие характерные модели взаимодействия власти и бизнеса в общеобразовательной сфере:

1. Концентрация ресурсов на школах с особым статусом и делегирование им задач по повышению доступности и качеству образования на основе партнерства (Карелия).

Становление социальных партнерств и ГЧП в общем образовании было нацелено на повышение доступности качественного образования за счет интеграции образовательных и социокультурных учреждений через создание вариативных моделей различных базовых школ (центральных и магнитных) как центров образовательных ресурсов (и социокультурных) муниципальных сетей. Процесс интеграции приводит к оптимизации образовательных ресурсов и позволяет расширить спектр образовательных услуг для всех групп населения и детей, проживающих на определенной территории Республики Карелия, повысить качество условий и результатов образовательного процесса, сделать их использование рентабельным.

Отличительными чертами стратегии, выбранной при реализации республиканской программы развития образования, были следующие:

- региональный проект развития сетей образовательных учреждений - интеграция 18 муниципальных индивидуальных проектов построения новой образовательной сети на каждой конкретной территории;

- каждый муниципальный проект строился на общих принципах стратегического проектирования, с учетом особенностей развития каждого образовательного учреждения, интегрируя программы развития всех подсистем муниципальной системы образования;

- муниципальные проекты опирались на ресурсную поддержку ГЧП, интеграционных процессов, формирующих новые образовательные и социально-образовательные институты и организации, обеспечиваемые региональными структурами государственно-общественного управления и бизнес сообщества;

- в условиях децентрализации управления сохранялась управляемость системы за счет новых управлен-

ческих методов, ГЧП и общественно-государственных механизмов соуправления, опережающих процессов модернизации системы подготовки и переподготовки управленческих кадров, обеспечивающих активное участие заинтересованной родительской общественности и представителей бизнеса в развитии системы образования.

2. Организация за счет бизнес сферы профильного обучения в старшей школе из-за нехватки ресурсов (оборудования и кадров) самими школами (Якутия) направлена на поддержку школы по трем основным позициям: поддержка функционального, кадрового и материально-технического обеспечения.

Нужно признать, что ГЧП в образовании в своем становлении и развитии последовательно проходит этапы меценатства, шефства, попечительства и социального партнерства. Участие общественных и бизнес-структур в делах школы может быть как внутренним, так и внешним: участие в работе внутришкольных советов с совещательной функцией (педагогических, родительских, управляющих); создание внешнего попечительского совета как самостоятельного юридического лица с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителями школы отвечают за текущую работу школы в форме автономной некоммерческой организации, фонда или некоммерческого партнерства.

Управляющий совет школы может стать органом государственно-общественного управления стратегией развития школы, основанной на многоканальном финансировании и сотрудничестве с бизнес-партнерами, родителями и заинтересованной общественностью. Данное положение согласуется со ст. 3 закона РФ «Об образовании», где указано, что «управление образованием должно носить демократический, государственно-общественный характер» [3].

Несмотря на риски и административные барьеры, препятствующие развитию ГЧП, анализ ситуации однозначно показывает существенные особенности и значительные преимущества полифункциональных комплексов, основанных на ГЧП, перед традиционными видами образовательных учреждений, важнейшими из которых являются:

- переход к многоканальному финансированию образовательной и социокультурной деятельности;

- увеличение доли программного и проектного финансирования;

- повышение эффективности использования бюджетных средств,

- переход от управления затратами к бюджетированию и управлению результатами;

- нацеленность школы на разрешение образовательных проблем всего населения муниципалитетов;

- оказание образовательной поддержки и социально-педагогической помощи нуждающимся жителям малых, труднодоступных поселений в любом возрасте;

- расширение функциональных возможностей общеобразовательной школы и учреждений-партнеров, объединяющихся с ней для совместной работы в социуме, обогащение содержания образовательной деятельности в партнерской, более широкие возможности для кооперации ресурсов (улучшения материально-технической и учебно-методической базы), более полное и оптимальное использование зданий, сооружений, имущества и оборудования;

- создание механизмов образовательной системы, позволяющих прогнозировать развитие образования не только на уровне учреждения, но и на перспективу развития территории, на которой оно находится.

3. Интеграция в программы международного сотрудничества в образовании, культуре и политике за счет объединения ресурсов государства, бизнеса и общественных организаций (Северный Кавказ). Один из таких социокультурных образовательных комплексов, созданный на базе СОШ № 5 им. А.М. Дубинного, стал единственным представителем и координатором Международной молодежной общественной организации «Евроклуб» на территории Северного Кавказа. Углубленное изучение культуры и истории стран Европейского союза и России позволили членам «Евроклуба» стать полноправными участниками межрегиональных школьных парламентских игр в Москве, Белгороде, пос. Болдино, Владимире, Страсбурге и других европейский и российских культурных центрах.

4. Развитие и организация практикоориентированного и здоровьесберегающего образования и участие в реальных экологических проектах за счет спонсоров и партнеров (Ставропольский край). Экспериментальная работа по здоровьесберегающим технологиям и подготовке ребят в сложных горных условиях позволила с помощью спонсоров и партнеров создать отряд «Штормовое предупреждение», новую модель практико-ори-ентированной школы «Экология и Диалектика».

5. Консолидация различного рода ресурсов для совместного решения организационно-хозяйственных и образовательных вопросов (Красноярский край). По мнению руководителей образовательных учреждений г. Красноярска, привлечение других, кроме родительских, денег, внебюджетных ресурсов в школу даже при посредстве специальной НКО прямыми призывами, просьбами и обращениями - дело проблематичное и, как показывает практика, малоперспективное. Исходя из этого, в Советском районе г. Красноярска пошли по пути освоения технологий социально-активного фандрайзинга, в основу которого, кроме доверия, заложен принцип ГЧП. Особенность этого подхода состоит в том, что школа вместе со своим партнером - фондом или НКО в другой форме - предлагает местному сообществу, населению школьного микрорайона, местным работодателям, малому и среднему бизнесу не жертвовать деньги и имущество школе, а участвовать в качестве партнеров в предлагаемых школой и НКО социально-образовательных проектах по решению проблем, важных для тех или иных категорий и групп местного населения.

При этом школа и НКО предлагают свои ресурсы, существенные для реализации проекта, - человеческий, интеллектуальный, административный и организационный. Постепенно складывающиеся отношения с бизнес-партнерами строятся на договорной основе. Контроль за направлениями расходования привлеченных средств и популяризацию социально-образовательных проектов осуществляет Попечительский совет НКО.

Важно отметить, что само ассоциирование есть реальное изменение системы управления развитием дошкольного, общего и дополнительного образования. Оно становится более демократичным, коллективным, гибким, общественным, профессионально-педагогическим. Развитие ассоциированности сельских школ, по-

♦------------------------------------------------

печительского и родительского участия приводит к оптимизации сети и повышению эффективности бюджетных расходов в части решения финансово-хозяйственных вопросов жизнедеятельности школьных сообществ.

В развитие существующих моделей ГЧП России мы предлагаем создавать союзы автономных учреждений и управляющей компании. Переход учебных заведений в автономные учреждения позволяет им самостоятельно распоряжаться ресурсами. Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса (Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3). Это не означает, что они не финансируются за счет бюджетных ассигнований, они получают субсидии на оказание услуг и на содержание переданного им учредителем в оперативное управление имущества, те. им финансируется выполнение задания учредителя. Кроме того, автономные учреждения имеют право на получение финансового обеспечения программы развития, если такая программа утверждена в установленном порядке. Средства, полученные автономным учреждением на выполнение задания учредителя, на содержание имущества и уплату налогов, а также финансирование программы развития перечисляются на расчетные счета в кредитных учреждениях, те. банках. Этими средствами, так же как и полученными доходами от предпринимательской и иной проносящей доход деятельности, автономное учреждение распоряжается самостоятельно [2].

Автономные учреждения вправе с согласия учредителя вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Вместе с тем государство может передать управляющей компании функции по управлению образовательными учреждениями с целью достижения качества образования через государственное задание, жестко и четко сформулированное государством, контролирующим его выполнение (качество, сроки, объемы), и обеспеченное финансовыми средствами. Управляющие компании могут взять себя функции по содержанию, эксплуатации и ремонту имущества, обеспечивая его эффективное использование, по приобретению оборудования, по внедрению новых технологий, управлению финансами, кадровому обеспечению т.д. При этом управляющие компании, действуя на принципах ответственного финансового менеджмента, имеют возможности эффективно управлять ресурсами для достижения наилучшего эффекта. Управляющая компания дополнительно привлекает средства частного бизнеса (тоже на договорной основе), сохраняя за бизнесом право на участие в управлении интегрированными ресурсами. Управляющая компания несет ответственность за эффективность использования аккумулированных средств для достижения поставленных перед ней задач.

Комбинация ресурсов автономных учреждений и управляющей компании позволяет, с одной стороны, обеспечить финансово-экономическую устойчивость функционирования и развития образовательных учреждений, а с другой - реально повысить эффективность за счет использования принципов управления, характерных для бизнес-сферы. В этой связи управляющие

компании могут стать ключевым звеном инфраструктуры ГЧП.

Отметим возможность формирования фонда целевого капитала в современных условиях. В соответствии с возможностями, предоставляемыми законодательством, может быть сформирован один фонд целевого капитала, нацеленный на поддержку всех образовательных учреждений, входящих в партнерство. Это помогает объединять усилия и ресурсы для достижения общего эффекта. В этом случае гЧп позволяет интегрировать бюджетные средства, средства предприятий, направляемые на финансирование развития образовательных учреждений, социального пакета работников и их семей, а также средства семей, спонсоров и благотворителей.

Доходы от использования целевого капитала направляются:

- на создание стимулирующих фондов по оплате труда и грантов для поддержки работников;

- на развитие материально-технической базы и информационной среды, приобретение современного оборудования, пополнение библиотечного фонда;

- на разработку и внедрение образовательных инноваций;

- на финансовую поддержку социального пакета для членов партнерства;

- на субсидирование программы ипотечного кредитования и жилищного строительства;

- на финансирование стажировок и повышения квалификации;

- на другие цели в интересах членов партнерства.

Нельзя не отметить такой весомый источник доходов для общеобразовательных учреждений, как оказание дополнительных услуг (питание, экскурсии, дополнительное образование и пр.). Школа рассматривается родителями прежде всего как ступень перед получением высшего образования, и они чаще всего готовы платить именно за то, что ребенок получит подготовку для поступления в вуз.

В качестве приоритетных направлений формирования и совершенствования форм взаимодействия власти и бизнеса в общем образовании как эффективного механизма привлечения негосударственного финансирования можно отметить следующие:

1. Необходимость введения налоговых льгот. Принятые законы об автономных учреждениях и целевом капитале позволяют синхронизировать направления развития ГЧП в России для дошкольного, общего и дополнительного образования с зарубежной практикой. Налоговые льготы при формировании и использовании доходов от целевого капитала делают возможным не только учет опыта развитых стран, в частности США, Германии и Великобритании, но и участие представителей зарубежных бизнес-компаний в ГЧП в России в сфере образования.

2. Построение системы государственных гарантий - установление порядка предоставления предприятиям и организациям региона государственных гарантий под заемные средства для реализации инвестиционных проектов, программ в сфере общего образования.

3. Разработка механизма передачи объектов образовательной инфраструктуры компаниям и предприятиям в собственность на праве безвозмездного целево-

го пользования. Муниципалитеты должны избрать такую форму сотрудничества с предпринимателями, желающими оказывать данную услугу, которая позволила бы им получить в собственность для организации услуги на праве безвозмездного целевого пользования.

4. Разработка и внедрение механизмов прямой поддержки бизнеса, участвующего в реализации образовательных проектов посредством бюджетных кредитов, субсидий и т.п. Прямая поддержка посредством бюджетных субвенций (субсидий), бюджетных кредитов и централизованного программно-целевого финансирования для предприятий, осуществляющих научно-образовательную деятельность.

5. Введение практики разработки совместной региональной стратегии развития образовательных учреждений с участием муниципальных властей и крупных предприятий.

6. Введение в практику создания кластеров как организационной формы региональных учебно-производственных систем. Кластер, например, может выступить как территориально-отраслевое партнерство, которое включает 4 комплекса: 1) учебно-инновационный; 2) научно-инновационный; 3) производственный; 4) комплекс международного партнерства.

7. Устранение проблем в сфере имущественных отношений, возникающих в процессе реализации проекта. Серьезные вопросы возникают в процессе реализации проекта в сфере имущественных отношений: аренда (помещений, оборудования и тд. на льготных экономических условиях); лизинг (оборудования и т.д.)

на льготных экономических условиях; соглашение о разделе продукции; концессии (разные модификации), договорные отношения между предприятиями субъектов РФ и учебными заведениями по поводу совместного управления/аренды площадей и оборудования, в том числе в рамках софинансирования проектов (программ) также предполагают заключение соответствующих договоров между сторонами ГЧП. Экономическая сущность подобных форм специфична (эксплуатация и управление объектами госсобственности).

В заключение отметим, что ГЧП не является самоцелью, это скорее средство решения таких актуальных задач современного общего образования, как обеспечение возможностей получения качественного образования детьми с различными, в том числе специальными, образовательными потребностями; объединение (комбинирование) и привлечение имущественных и финансовых ресурсов для повышения качества образовательных программ; создание условий для выбора образовательного маршрута учащимся, предполагающего, в частности, возможность сетевого образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Внедрение системы ГЧП в дошкольном, общем, дополнительном образовании. М., 2008.

2. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ// Гарант

3. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1// Гарант.

4. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 06.07.2005 №115-ФЗ// Гарант.

удк 336.22 дм. Храмова

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С АРЕНДОЙ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ТОРГОВОЙ СФЕРЕ

Данная статья посвящена налоговым рискам, возникающим в связи с применением различных методов учета для целей налога на прибыль расходов на аренду (использование имущества), понесенных до момента заключения договора аренды. Проблема связана с тем, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ недвижимое имущество не может являться объектом аренды до тех пор, пока на него не оформлено право собственности.

Ключевые слова: аренда, договор, предварительный договор, арендатор, арендодатель, свидетельство, регистрация.

A.N. Khramova

TAX RISKS OF THE LEASE OF UNFINISHED REAL ESTATE OBJECTS IN THE SPHERE OF SALE

This article is devoted to the tax risks arising from the different methods of accounting for the profit tax purposes rent (commercial premises usage) costs incurred long before the lease agreement can be concluded. The problem is that the real estate can't be subjected to lease until the right of property is established according to the civil code of Russian Federation.

The key words: lease, agreement, preliminary agreement, tenant, landlord, certificate, registration.

Для современной экономики России характерно торговых площадей, характерный чаще для крупных го-

активное развитие сферы торговли, что объясняется родов. Решение данной проблемы происходит путем

незначительными капиталовложениями в данный биз- возведения как специальных торговых павильонов,

нес и, главное, очень быстрой и высокорентабельной рынков, торговых центров, так и отведения под магази-

отдачей на вложенный капитал. В условиях активного ны части площадей в новых жилых домах или админис-

роста сфера торговли испытывает жесткий дефицит тративных зданиях. Зачастую данные площади заранее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.