Научная статья на тему 'Современные экономические тенденции развития образования в России'

Современные экономические тенденции развития образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1456
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ФИНАН-СИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETITIVENESS / AN EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL INSTITUTION / A FINANCING OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Н. М.

В статье анализируется система образования в России и происходящие в ней изменения, а также ос-новные принципы в области образования. Представлен перечень федеральных целевых программ в системе российского образования и возможные направления их реализации. Автор представляет типы образова-тельных учреждений и экономическую классификацию услуг в сфере образования. Особое внимание уде-ляется вопросу финансирования образования в России, и определяются основные экономические парамет-ры деятельности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian education: current economic trends

The article considers Russian education system, its current trends and major principles as well. The paper enumerates target educational programs in Russia and offers some ways of implementing those ones. The issue of education funding is of key importance, with educational institutions as well as the services and activities being classified in terms of economy.

Текст научной работы на тему «Современные экономические тенденции развития образования в России»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 3. С. 44-49. © Н.М. Калинина, 2009

УДК 37.014.54

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

RUSSIAN EDUCATION: CURRENT ECONOMIC TRENDS

Н.М. Калинина N.M. Kalinina

Омский государственный институт сервиса

В статье анализируется система образования в России и происходящие в ней изменения, а также основные принципы в области образования. Представлен перечень федеральных целевых программ в системе российского образования и возможные направления их реализации. Автор представляет типы образовательных учреждений и экономическую классификацию услуг в сфере образования. Особое внимание уделяется вопросу финансирования образования в России, и определяются основные экономические параметры деятельности образовательных учреждений.

The article considers Russian education system, its current trends and major principles as well. The paper enumerates target educational programs in Russia and offers some ways of implementing those ones. The issue of education funding is of key importance, with educational institutions as well as the services and activities being classified in terms of economy.

Ключевые слова: конкурентоспособность, система образования, образовательное учреждение, финансирование образования.

Keywords: competitiveness, an education system, educational institution, a financing of education.

Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от многих факторов, в числе которых состояние национальной системы образования занимает первостепенное место. Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т. п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего необходимо отметить, что Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ. В соответствии с положениями данного нормативного акта образование - это целенаправленный процесс вос-

питания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующим документом.

Базовые принципы современной образовательной политики регламентированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. Следует особо отметить и федеральные целевые программы, а именно:

• Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО 2006-2010);

• Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России»;

• Федеральная целевая программа «Русский язык»;

• Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг.;

• Федеральная целевая программа «Электронная Россия»;

• Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»;

• Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

• Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреб-

лению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»;

• Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения»;

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»,

Реализация государственных гарантий прав граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие система образования трактуется как совокупность факторов, реально обеспечивающих реализацию социальных функций образования, а именно: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; система ресурсного обеспечения (кадрового, научного, методического, материального, финансового); организация сотрудничества с другими социальными и образовательными системами; управление.

В сложившейся ситуации, когда среди основных целей реформирования отрасли определено возрастание полномочий субъектов РФ в области образования, особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основные признаки региональной системы образования с позиций его организации следующие: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами и уровнем подготовленности к обучению; совокупность программ обучения, отражающих научно-культурные, демографические и экономические особенности региона; наличие научно-методической школы, обобщающей своеобразие педагогического опыта региона.

Широко используется понятие муниципальная система образования, которое указывает на принадлежность ее к мелкой административно-территориальной единице, в то время как «региональная» - к крупной территориальной единице. С позиций ресурсного обеспечения региональной является система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной - система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

В настоящее время наметилась органичная связь образования с наукой, что превращает его в мощную движущую силу экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, положительно влияя на социальные процессы в обществе.

Одним из условий, имеющих прямой выход на обоснованность расходов и эффектив-

ное использование бюджетных средств в сфере образования, является научно обоснованная классификация (типология) образовательных учреждений. В условиях существующей вариативной системы образования в стране возникло большое количество различных типов и видов образовательных учреждений. В начале 1990-х гг. процесс их создания проходил стихийно, статус образовательных учреждений определялся каждым субъектом РФ самостоятельно. Вместе с тем решение о создании различного рода учреждений должно приниматься при наличии необходимых условий: соответствующей материальной базы, финансовых ресурсов, подготовленных кадров, учебных программ.

Образовательное учреждение - это организация, осуществляющая образовательный процесс, т. е. реализующая одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. В настоящее время сеть образовательных учреждений в России составляет 162,6 тыс. учреждений, из которых 6,8 тыс. (4,2 %) - государственные; 147,3 тыс. (90,6 %) - муниципальные; 8,5 тыс. (5,2 %) - негосударственные (частные).

Современная система образования в России представлена тремя уровнями: дошкольное, общее и профессиональное образование, в зависимости от образовательных программ которых выделяют типы образовательных учреждений (таблица 1).

Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения. Прежде всего это научно-методические центры, медико- и психолого-педагоги-ческие службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по хозяйственному содержанию зданий и др.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине ХХ в., принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа обществен-

ного устройства - информационного общества -выдвинули информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересе-

Финансирование образования является составной частью стратегии управления данным сектором бюджетной сферы. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы

кается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран. Расходы федерального бюджета на образование в 2006-2009 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 1

Типология учреждений образования в России

Уровень образования Типы образовательных учреждений

Дошкольное образование Детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общее образование Общеобразовательные учреждения начального, основного и среднего образования; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения

Профессиональное образование Образовательные учреждения начального профессионального образования; образовательные учреждения среднего профессионального образования; образовательные учреждения высшего профессионального образования; образовательные учреждения послевузовского образования; образовательные учреждения дополнительного образования

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на финансирование системы образования

в 2006-2009 гг., млн руб.

Наименование статьи расхода Год

2006 2007 2008 2009

Образование, всего 211976,79 282762,38 307193,98 313636, 83

В том числе:

дошкольное образование 2148,24 2670,34 2867,69 3081,17

общее образование 2704,63 3102,68 3538,35 3712,61

Окончание табл. 2

Наименование статьи расхода Год

2006 2007 2008 2009

начальное профессиональное образование 7061,07 8690,41 11857,92 12655,26

среднее профессиональное образование 21992,16 26276,73 29674,08 32154,78

переподготовка и повышение квалификации 4213,68 4660,39 4067,20 4380,51

высшее и послевузовское профессиональное образование 159940,93 217386,09 238161,16 243280,25

молодежная политика и оздоровление детей 599,14 335,19 367,14 388,30

прикладные научные исследования в области образования 931,04 2031,48 1788,29 1716,56

другие вопросы в области образования 12385,92 17609,06 14872,14 12267,41

В настоящее время в промышленно развитых странах приоритетными являются расходы на обязательное школьное образование, доля затрат на которое в структуре расходов на образование составляет: в США - 67 %, в Германии - 70 %, во Франции - 73 %, в Великобритании - 74 %, в Италии - 76 %, в Японии - 89 %. Доля расходов на высшее образование в перечисленных странах колеблется от 8 % (Япония) до 27 % (США) и 34 % (Канада), на дошкольное образование от 0,3 % (Канада), где такие расходы финансируются за счет частных источников, до 11 % (Франция).

В России структура затрат существенно отличается. Характерной чертой государственного финансирования в нашей стране выступает высокая составляющая затрат на дошкольное образование - 27 % и низкий удельный вес затрат на обязательное образование - всего 50 %, причем на общее, академическое образование приходится лишь 38 %, на профессиональное - 12 %.

Следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин многоуровневое финансирование, означающее, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только

бюджетные ассигнования разных уровней, но и широкий спектр внебюджетных средств.

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:

• сдачи в аренду свободных помещений;

• благотворительных средств и средств международных организаций, получаемых на безвозмездной основе;

• оказания образовательных услуг на платной основе.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета. В их состав могут входить следующие виды услуг:

1) образовательные услуги:

• обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;

• изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов;

• услуги психологической службы;

• подготовительные курсы к школе;

• подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;

• создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;

2) развивающие услуги:

• предметные кружки по интересам;

• создание различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;

3) спортивно-оздоровительные меро-

приятия:

• организация секций и групп по укреплению здоровья детей.

Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.

Кроме дополнительных платных образовательных услуг, более свойственных учреждениям дошкольного, школьного и дополнительного образования, в учреждениях профессионального образования формами привлечения внебюджетных средств могут быть:

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала сверх государственного заказа по договорам с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями и организациями всех форм собственности, другими юридическими и физическими лицами;

• научно-исследовательская, производственная, консалтинговая, сертификационная деятельность, оказание экспертных, информационных и других услуг;

• формирование эффективной и доходной системы обучения иностранных студентов, аспирантов и стажеров;

• поэтапный переход к платному пользованию объектами социальной инфраструктуры учебных заведений.

В последнее время обсуждается вопрос о необходимости решения на законодательном уровне вопроса участия негосударственных предприятий и организаций, физических лиц в учредительстве образовательных учреждений при гарантиях сохранения их целостности и профиля деятельности, что могло бы значительно уменьшить расходы бюджета на содержание этих учреждений.

Позитивную роль в повышении финансового обеспечения образования призваны сыграть правовые акты по нормативному финансированию образовательных учреждений.

Главным финансовым документом образовательных учреждений, в котором зафиксированы расходы и доходы организации, явля-

ется смета. Что касается совокупности экономических параметров, характеризующих функционирование учреждений образования, то в данной ситуации для каждого уровня образования существуют свои показатели. Так, для дошкольных образовательных учреждений такими показателями выступают: среднегодовое количество детских мест, среднесписочное количество детей, среднегодовое количество детских групп, число дней посещения, средняя наполняемость детских групп, уровень укомплектованности детских мест, среднегодовое число дней посещения одним ребенком, средняя занятость детского места в году и т. д.

Для общеобразовательных учреждений основными показателями работы будут являться: количество классных комнат, учебных кабинетов, ученических мест, производственных мастерских, количество групп продленного дня, коэффициент сменности работы, число учащихся (по группам и отдельным классам), число классов, их наполняемость, число учащихся на начало учебного года, поступивших и выбывших учащихся в течение учебного года, число учащихся на конец учебного года, среднегодовая величина контингента учащихся, среднее количество педагогических ставок, состав и структура учебно-вспомогательного персонала, тарифная часть фонда оплаты труда, надтарифная часть фонда оплаты труда, трансферты.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования для оценки их деятельности используются такие показатели, как: количество студентов на начало учебного года, прием студентов (1 августа), выпуск (1 июля), отсев в течение учебного года, количество студентов на конец учебного года, среднегодовое количество студентов, уровень успеваемости студентов, средний балл успеваемости (в разрезе групп, курсов, факультетов и по вузу в целом), размер учебной площади на одного студента, число студентов в расчете на одного преподавателя, затраты на подготовку специалиста, профессорско-преподавательский состав, учебная нагрузка и т. д.

Таким образом, рассмотрев состав показателей, характеризующих результаты работы учреждений образования, можно выделить следующие моменты. Так, во всех образовательных учреждениях основными параметрами деятельности выступают показатели наличия и движения контингента за определенный период времени, количественный и качественный состав сотрудников учреждения, затраты на содержание (обучение) единицы контингента, расходы на содержание учреждения в целом.

Резюмируя изложенный материал, отметим ключевые положения рассматриваемой темы. Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующим документом.

Реализация государственных гарантий прав граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования как совокупности факторов, реально обеспечивающих реализацию социальных функций образования и соответствующих условий для его получения. Основу системы образования РФ составляют образовательные учреждения - организации, осуществляющие образовательный процесс, т. е. реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. В настоящее время выделяют дошкольное, общее и профессиональное образование, выступающее в качестве классификационных признаков типологии образовательных учреждений в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование учреждений в сфере образования осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Для каждого типа учреждений образования характерен набор экономических показателей, характеризующих его деятельность в течение определенного периода времени. Во всех образовательных учреждениях основными параметрами деятельности выступают показатели наличия и движения контингента за определенный период времени, количественный и качественный состав сотрудников учреждения, затраты на содержание (обучение) единицы контингента, расходы на содержание учреждения в целом.

Анализируя тенденции современного образования, можно выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с прида-

нием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.

Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др. Процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов.

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - дистанционное обучение.

Выше уже говорилось о том, что любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума, и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.