2. Антропов В.А. Основы научных исследований. Ч. 1 / В.А. Антропов. - Екатеринбург: УрГУПС, 2013. - 111с.
3. Антропов В.А., Туманова Т.В., Семенко И.Е. Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе. - Екатеринбург: УрГУПС, 2007. - 278 с.
4. Антропов В.А., Паршина В.С., Макаридина А.П., Нестеров В.Л., Чирва И.П. Кадровое прогнозирование и планирование на железнодорожном транспорте / В.А. Антропов, В.С. Паршина, А.П. Макаридина и др. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2010. - 188 с.
5. Ефимов А.В., Антропов В.А. Миссия университета в условиях модернизации образования и реформирования транспортного комплекса / Система менеджмента качества в вузе: Сб. матер. по повышению квалификации преподавателей университета. Вып. 1. - Екатеринбург: УрГУПС, 2005. - C.7-49.
6. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари. -М.: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
7. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 (ред. от 02.11.2013); С.Д. Резник Управление кафедрой. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 636 с.
List of literature:
1. Antropov V.A. Problems of modernization and innovation in the Russian professional education. - Ekaterinburg: Institute of Economics RAS, 2013. - 104 p.
2. Antropov V.A. Basic scientific research. P. 1 / V.A. Antropov. - Ekaterinburg: USURT, 2013. - 111 p.
3. Antropov V.A., Tumanova T.V., Semenko I.E. Professional growth specialist in training at the university.
- Ekaterinburg: USURT, 2007. - 278 p.
4. Antropov V.A., Parshin KS., Makaridina A.P., Nest-erov V.L., ChirwaI.P. Workforce forecasting and planning for rail transport. / V.A. Antropov, V.S. Parshin, A.P. Makaridina and all. - M.: SEI «Training Center for Education in rail transport», 2010. - 188 p.
5. Efimov A. V., Antropov V.A. The mission of the University in the modernization of education and reform of the transport complex / quality management system of the university. Coll. mater.po training of teachers of the University. Vol. 1. - Ekaterinburg: USURT, 2005.
- P. 7-49.
6. Management of the XXI century / Ed. S. Choudhari.
- M.: INFRA-M, 2002. - 448 p.
7. Approval of the regulations on educational uchre-Suppress Higher Professional Education (Higher Textbook Mr. institution). Government Decree of 14.02.2008 № 71 (ed. From 02.11.2013); Resnick, SD Management department. - M.: INFRA-M, 2005. -636 p.
ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,
УДК 378
ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В статье освещается проблема финансирования высшего образования как фактора развития человеческого капитала. Значительное внимание уделено состоянию финансирования высшего образования России, а также некоторых зарубежных стран. В статье одной из наиболее актуальных проблем современного социально-экономического развития России выделяется модернизация образования, а важным направлением модернизации - изменение структуры финансирования образования и привлечение в образовательную систему средств из различных источников. Автором рассматриваются вопросы решения данной проблемы, в том числе с учетом зарубежного опыта. Предлагаются рекомендации для достижения необходимого уровня
финансирования учебных заведений: создание целевого фонда для развития образования; создание большей информационной базы в данной сфере; предоставление банкам, работающим в области кредитования образования, налоговых льгот для поощрения их деятельности в данной сфере; предоставление финансовой помощи в виде стипендии или других выплат студентам-активистам, отличникам учебы, малообеспеченным, даже если они учатся на коммерческих условиях; предоставление скидки студентам при досрочной оплате за обучение.
В заключение автор приходит к выводу, что проблема финансирования развития высшего образования в России остается. Ее решение без вмешательства государства невозможно.
Ключевые слова: высшее образование, расходы государственного бюджета, финансирование образования, образовательный кредит, зарубежный опыт.
FINANCING OF HIGHER EDUCATION AS THE BASIS OF HUMAN CAPITAL
The article reveals the problem of financing higher education as a factor in the development of human capital. Considerable attention is paid to the state funding of higher education in Russia, as well as some foreign countries. In the article, one of the most pressing problems of today's socio-economic development of Russia stands modernization of education, as an important direction of modernization - changes in the structure of education funding and involvement in the education system of funds from different sources. The author deals with the solution of this problem, including taking into account international experience. Makes recommendations to achieve the necessary level of financing educational institutions: the creation of a trust fund for the development of education; the creation of more information base in this area; provision of banks operating in the field of education loan, tax incentives to promote their activities in this area; providing financial assistance in the form of scholarships or other benefits of student activists, excellent students, low-income, even if they learn on commercial terms; providing students with discounts for early payment fees.
In conclusion, the author comes to the fact that the problem of financing the development of higher education in Russia remains. Its solution is impossible without government interference.
Key words: higher education, state budget expenditures, financing of education, educational credit, foreign experience.
Мощным стимулом развития образования во всем мире стало признание и распространение теории человеческого капитала, которая возникла в 60-х годах ХХ века в США. Большинство исследований по этой проблеме были проведены представителем чикагской школы Теодором Шульцем. В дальнейшем разработка этой концепции связана с именами Г. Бек-кера, Дж. Минцера, Л. Хансена, Ф. Уелга и других ученых-экономистов.
В исследованиях теоретиков «человеческого капитала» преобладали монетарный подход к анализу проблем формирования человеческого капитала, сравнение денежных расходов и отдачи от принятия решений по инвестициям в образование.
Человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни [2].
В странах с развитой экономикой расходы государства на образование постоянно растут. Государственное влияние на эту сферу имеет ярко выраженный экономический характер. Образование становится элементом стратегии экономического роста, создает условия накопления и развития общественного человеческого капитала, который не просто яв-
ляется источником экономических возможностей, но и характеризует деятельность экономики на всех уровнях. Кроме того, государство через систему образования способствует обеспечению высокого уровня социально-политического развития и социальных гарантий своим гражданам.
Таким образом, рост роли и значения образования, и в частности высшего, для развития экономики является очевидным. Поэтому проблемы финансирования высшего образования, укрепление сотрудничества между научными учреждениями, развитие интеграционных процессов, способствующие выявлению дополнительных финансовых источников, достаточно актуальны на сегодня и требуют детального изучения и анализа.
В России высшие учебные заведения превратились в полноправный элемент рыночной экономики. Собственные интеллектуальные, информационные, материальные и финансовые ресурсы являются определяющими в деятельности каждого высшего учебного заведения (вуз).
Экономика учебного заведения превращается в определяющий компонент деятельности наряду с образовательной и научной. Реализация инновационной
политики и финансового обеспечения учебного заведения требует рационального управления всеми экономическими ресурсами и во многом определяет дальнейшее развитие функционирования организации и укрепления его позиций на рынке образовательных услуг. Высшее учебное заведение должно учитывать экономические реалии общества, потребности рынка и осуществлять постоянный поиск новых форм устойчивого развития. Эти изменения определяют направления развития вуза по организации и проведению образовательной и научной деятельности. Важнейшим условием обеспечения экономической устойчивости и дальнейшего развития учебных заведений является их достаточное и стабильное финансирование.
Финансовое обеспечение образовательной деятельности вузов является одной из острейших проблем экономики России, что связано с ограниченными объемами ресурсов для финансирования высшего образования из бюджетов всех уровней; недостаточными объемами государственного целевого финансирования государственных вузов; низкой платежеспособностью населения, что вызывает повышенный спрос на образовательные услуги, предоставляемые за счет государственного финансирования, и недостаточным уровнем оплаты данных услуг в случае обучения на коммерческой основе.
Необходимость решения этих проблем, связанных с финансовым обеспечением деятельности учебных заведений, требует внедрения новых методов и видов финансирования за счет государственных средств
600
и расширения внебюджетных источников формирования финансовых ресурсов учебных заведений.
Государственное финансирование высшего образования по категории получателя можно разделить на такие направления, как финансирование непосредственно учебного заведения, инфраструктурное развитие территории через финансирование государством органов управления, ведающих вопросами образования, и государственная финансовая помощь непосредственно студентам.
В государственную финансовую помощь студентам входят стипендии, гранты, займы, налоговые льготы, образовательные субсидии и другие виды финансовой помощи.
Безусловно, образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества. На протяжении двух десятков лет инвестиции в образование в России остаются одними из самых низких в мире. В рейтинге по доле в ВВП расходов на образование (3 % ВВП в 2012 г.) Россия - на 141-м месте, вместе с Индонезией, из 186 стран. Инвестиции в науку в России немного выше 1 % ВВП. И в два-четыре раза ниже в долях ВВП, чем в ведущих странах ОЭСР [4].
Рассмотрим ситуацию по финансированию высшего образования в нашей стране за последние годы. Общую динамику расходов бюджета на образование, согласно данным Федеральной службы государственной статистики [1], иллюстрирует рис. 1, из которого видно, что в течение 2003-2013 годов расходы на образование росли. За последние три года расходы на образование выросли на 26 %.
500
400
ю >
о.
г 300
200
100
Высшее
И-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
год
Рис. 1. Объемы государственного финансирования высшего образования
0
Общая структура расходов государственного бюджета на образование показана на рис. 2, на котором видно, что расходы на высшее образование в структуре финансирования уровней образования в 2013 году составляли около 19 %.
Несмотря на рост государственных расходов на образование, финансовых ресурсов для нор-
мального функционирования и развития вузов все же недостаточно. Поэтому сегодня каждое высшее учебное заведение России в рамках правового поля вынуждено искать и внедрять новые дополнительные источники финансирования, разрабатывать оптимальные модели финансирования своего развития.
1 400
1 200
1 000
ю 800
>
а
а 600
S
400
200
0
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
год
Рис. 2. Объемы государственного финансирования образования
Дошкольное
Общее
Начальное
Среднее
Высшее
Общий анализ сегодняшнего состояния российского высшего образования свидетельствует, что, во-первых, основным источником финансирования высших учебных заведений остается государственный бюджет. Во-вторых, реформа модели финансирования высшей школы, прежде всего, должна предусмотреть изменение предыдущего затратного механизма выделения средств из государственного бюджета на целевой, который учел бы расходы образовательного учреждения на подготовку студентов, характер конкретных программ обучения и научных исследований, актуальность и качество которых определяются на конкурсной основе. В-третьих, поскольку госбюджетный источник финансирования не в состоянии удовлетворить все потребности в финансовых ресурсах высших учебных заведений, следует привлекать дополнительные источники финансового обеспечения подготовки кадров.
Среди дополнительных источников финансирования развития вуза можно выделить следующие:
финансирование за счет потребителей образовательных услуг, дополнительные платные услуги учебного заведения, доходы от собственности, гранты и добровольные взносы.
Рассматривая внебюджетные источники финансового обеспечения развития вуза, особое внимание необходимо уделить плате за обучение. Сегодня плата за подготовку специалистов является необходимым условием развития системы высшего образования в России, поскольку внедрение инновационных технологий обучения, разработка новых образовательных программ и курсов невозможны без роста объемов финансирования.
Плата за обучение в России, как и во многих зарубежных странах, также стала неотъемлемой частью финансирования развития вуза, поскольку объем студентов, обучающихся по государственному заказу, значительно меньше тех, что получают образование на коммерческой основе (рис. 3).
8 000 7 000 6 000
«и 5 000 о
5 4 000 т
3 3 000
2 000 1 000 0
^ ¿Г Ж ^ Л- J*
5 А<$>
/ /
год
Бюджетные
Платные
Всего
Рис. 3. Численность студентов в учреждениях высшего профессионального образования, обучающихся за счет бюджетных средств и на платной основе [6]
Для получения студентом необходимых средств ему следует предоставить право на долгосрочную ссуду на обучение. Сегодня в России постепенно начинает развиваться система кредитования образовательных услуг.
Как показывает практика функционирования соответствующих программ в других странах, основанием обеспеченности кредитов на обучение является ставка заработной платы, которую будет получать обучаемое лицо после окончания учебы. Они также могут предоставляться на условиях выполнения студентом определенной работы. Займы, прежде всего, оправданны в сфере высшего образования, дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации работников. Во всех случаях организация и финансирование системы кредитования образования требуют вмешательства государства. Только на основе создания государством благоприятных условий для внедрения таких систем и целенаправленных действий по их организации могут развиваться кредитные формы оплаты обучения.
В условиях нестабильной экономики достаточно сложно полностью реализовать механизм кредитования образования. Поскольку, во-первых, эти займы имеют долгосрочный характер, для оплаты необходим заем в размере, который значительно превышает среднюю заработную плату. Во-вторых, кредит предоставляется той категории населения, которая, как правило, не занята производительным трудом.
Поскольку платежеспособность значительной части населения низкая, положительным моментом следует считать появление и распространение кредитных отношений в системе образования России. Некоторые частные высшие учебные заведения уже рассматривают возможности оплаты обучения в кредит. В то же время кредитование образования должно быть доступным для широких слоев населения, особенно для талантливого человека.
Эксперимент по образовательным кредитам стартовал семь лет назад.
В некоторых субъектах РФ Минобрнауки пообещало выдавать кредиты на учебу под льготные проценты. Сначала в проекте участвовали несколько вузов, потом их число выросло до 56. Как правило, это были ведущие вузы, имеющие госаккредитацию. К концу эксперимента, в 2013 году, в нем уже участвовали 134 вуза, в том числе и Уфимский государственный университет экономики и сервиса. Причем кредит выдавали не на все специальности, которые есть в учебном заведении.
В настоящее время эксперимент по образовательному кредитованию заменила госпрограмма. Образовательный кредит может взять учащийся любой образовательной организации, в том числе частной, имеющей госаккредитацию. Кредит выдается с от-
срочкой платежа на 10 лет с момента окончания учебы под семь процентов годовых и с льготными условиями погашения [5].
На современном этапе низкий уровень участия компаний и частных лиц в инвестировании образования и науки является главной проблемой европейских университетов, поскольку бизнес не спешит вкладывать деньги в образование граждан страны. Результатом этого является массовый отток европейских студентов в вузы США. Принимая на обучение больше студентов, колледжи и университеты США получают, соответственно, большую финансовую поддержку.
В Германии высшее образование бесплатное, хотя процедура поступления в университет является сложной. Необходимо хорошо знать немецкий язык, сдать соответствующие экзамены и суметь доказать, что на протяжении обучения будут оставаться стабильными источники финансирования собственной жизни.
Во Франции за обучение нужно платить - около 700 евро за учебный год. В Великобритании высшее образование для граждан Европейского союза спонсируется на 75 %, однако для поступления в университет нужно сдать серьезные экзамены [3].
В Германии, Великобритании, Франции пересматриваются целесообразность и принципы предоставления студентам высшего образования. Специалисты утверждают, что бесплатное высшее образование не соответствует экономическим условиям и потребностям рынка труда, не удовлетворяет потребности общества, ведь государственное финансирование высшего образования наряду с существованием социальных программ в этих странах приводит к незаинтересованности студентов в быстром получении определенной степени, затягивает сроки обучения в вузах на 2-3 года. Сегодня в развитых странах уменьшается бюджетное финансирование высшего образования и растут объемы финансирования за счет частного капитала.
В Австралии с 1989 года действует система оплаты высшего образования, суть которой заключается в том, что за обучение назначается оплата - до 20 % полной стоимости образования. Выплата может быть по желанию студента отсрочена до окончания курса. При этом студенты, которые не желают пользоваться отсрочкой, могут вносить плату за обучение в начале каждого учебного года с получением при этом 25 %-ной скидки. Возврат кредита начинается после того, как доход бывшего студента достигнет определенного уровня (относительно среднего дохода в стране, который облагается налогом). Как показывает практический опыт, применение этой системы имеет свои преимущества. График выплат очень выгодный по сравнению с обычными студенческими займами [3].
Австралийский опыт использует Шотландия, парламент которой утвердил систему отсрочки платежей по оплате обучения в высшей школе. А с 2001 года парламентом было принято решение о введении отсрочки оплаты за обучение до момента получения образования. Оплата может осуществляться наличными средствами или в кредит.
Образовательные кредиты являются основной формой финансирования вузов в Китае, Швеции, Японии, Великобритании. Эти страны внедрили систему образовательных кредитов, чтобы минимизировать бюджетные расходы на высшее образование.
Британская система образования высоко ценится в мире благодаря большой поддержке правительства и промышленности. Образование в высших учебных заведениях платное. Государство для поддержки некоторых специальностей, в частности инженерных, практикует предоставление единовременного пособия студентам, обучающимся по специальностям.
В США более 14 млн. студентов колледжей и университетов имеют возможность получить высшее образование за счет федеральных грантов: федеральные гранты дополнительных образовательных возможностей, государственные стимулирующие студенческие гранты, федеральные прямые займы, федеральные займы на семейное образование.
Итак, система кредитования образования зависит от государственного устройства страны и является результатом эволюционного развития отрасли и спроса на ее услуги.
Общим признаком для стран с рыночной экономикой является разнообразие источников финансирования образования, в том числе и кредитных.
Основной проблемой финансирования высшего образования РФ является его недостаточность, обусловленная, прежде всего, малой долей расходов на образование из государственного бюджета. Кроме того, в России не создана совершенная законодательная база для расширения финансового обеспечения вузов за счет других источников, в том числе кредитования.
Для достижения необходимого уровня финансирования учебных заведений в нашей стране предлагается следующее:
1) создание целевого фонда для развития образования. Одним из вариантов пополнения данного фонда можно было бы рассмотреть введение соответствующего взноса частными предприятиями. Размеры этих выплат для юридических лиц могут быть сравнительно низкими, но для системы образования все они вместе будут играть значительную роль;
2) создание дополнительной и понятной законодательной базы в области кредитования образования, обеспечения большей информационной базы в данной сфере;
3) предоставление банкам, которые работают в области кредитования образования, соответствующих налоговых льгот для поощрения такой их деятельности в данной сфере;
4) предоставление финансовой помощи в виде стипендии или других выплат студентам-активистам, отличникам учебы, малообеспеченным, даже если они учатся на коммерческих условиях;
5) целесообразно рассмотреть возможность предоставления скидки студентам при досрочной оплате за обучение, как это практикуется в Австралии.
Как видим, проблема финансирования развития высшего образования в России существует. Ее решение без вмешательства государства невозможно. Образование создает условия накопления и развития совокупного человеческого капитала, который не просто является источником экономических возможностей, активным фактором экономического роста, но и характеризует деятельность экономики на всех уровнях. Кроме того, государство через систему образования способствует обеспечению высокого уровня социально-политического развития и социальных гарантий гражданам, косвенно способствуя экономическому развитию страны.
Список литературы:
1. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. gks.ru/.
2. Корчагин Ю.А. Широкое понятие человеческого капитала. - Воронеж: ЦИРЭ, 2009.
3. Буцька А.Ю. Кредитование студентов как источник финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений // Проблемы экономики. - 2007. - № 9. - С. 161-168.
4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. lerc.ru/?part=articles&art=3&page=82.
5. Электронный ресурс. - Режим доступа: httpV/мин-обрнауки.рф.
6. Абанкина И.В. Тенденции общественного спроса на образование // Федеральный справочник «Образование в России». - М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2013. - С. 69-76.
List of literature:
1. Electronic resource. - URL: http://www.gks.ru/.
2. Korchagin Yu.А. Broader concept of human capital. -Voronezh: TSIRE, 2009.
3. Butska A.Y Student lending as a source of financial support for higher education institutions // Problems of Economics. - 2007. - № 9. - P. 161-168.
4. Electronic resource. - URL: http://www.lerc.ru/?part= articles&art=3&page=82.
5. Electronic resource. - URL: http://минобрнауки.рф.
6. Abankina I.V. Trends in demand for public education // Federal guide «Education in Russia». - Moscow: NP «Center for Strategic Partnership», 2013. - P. 69-76.