Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика рынков образования России, Китая, Кореи и Японии'

Сравнительная характеристика рынков образования России, Китая, Кореи и Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г.

Отражён исторический аспект и показана динамика развития образования в ключевых странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Отражены основные особенности рынков образования России, Китая, Кореи и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика рынков образования России, Китая, Кореи и Японии»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, КИТАЯ, КОРЕИ И ЯПОНИИ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Отражён исторический аспект и показана динамика развития образования в ключевых странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Отражены основные особенности рынков образования России, Китая, Кореи и Японии.

Ключевые слова вузы, государственная поддержка, динамика развития, инновационная политика, интернационализация образования, образование, рынок образования.

Рынок образования в России

Рынок образования - это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги [1].

Рынок образовательных услуг - объединение потребностей на образовательные услуги со стороны главных хозяйствующих субъектов (индивидов, домохозяйств, компаний) и предложений данных услуг различными образовательными учреждениями [2]. Особенность данного рынка, - в том, что на него оказывает большое влияние государство, являющееся представителем различных субъектов рынка. Оно выступает главным производителем услуг образования и главным плательщиком за эти услуги. Более того, оно обязано исполнять стандартные для рыночных стран функции - защиту правовыми методами субъектов рынка (главным образом, потребителей) от монополизма, бесчестности в бизнесе, слежение за качеством продукции, сбор статистических данных, помощь в организации крупных исследований рынка и др.

Специфические функции государства в сфере образования:

- создание, помощь и усиление положительного социального видения, высокого имиджа просветительных институтов;

- финансирование образования и обеспечение гарантий иным субъектам, осуществляющим долговременные вложения в эту сферу;

- обеспечение налоговых льгот и других преимуществ;

- лицензирование и оценка учреждений образования, наблюдение за качеством услуг;

- информативное обеспечение образовательных учреждений и др.

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

70

новый взгляд. международный научный вестник

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок образовательных услуг имеет некоторые особенности не только в связи с уникальностью выносимого товара [3]. Тем не менее, образовательная услуга вполне может быть предметом рыночного интереса различных субъектов экономики и быть сферой конкурентного взаимодействия. Рынок образовательных услуг имеет многообразную структуру: производители, продавцы, покупатели образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы. На этом рынке функционируют покупатели образовательных услуг, плательщики за образовательные услуги, работодатели - косвенные пользователи итогов деятельности образования, учреждения и работники области образовательных услуг, компании - разработчики элементов образовательных услуг, государство.

Сложные процессы в социальных и экономических областях поставили Россию перед необходимостью учиться существовать в новых условиях рынка. Образование имеет огромную значимость в развитии общества и государства, так как только от степени образованности общества и отношения к научному потенциалу нации зависит способность страны оставаться конкурентоспособной на мировом рынке [2].

В процессе развития рыночных взаимоотношений в России, раннее оплачиваемое государством образование из бесплатной привилегии стало товаром, а вернее услугой. Таким образом, в России сформировался рынок образовательных услуг, предложение которых сделало колоссальный скачок, за довольно короткий период времени.

Чтобы рассмотреть рынок образовательных услуг в России, ознакомимся с основными понятиями этого явления.

В общем, рынок - это такие взаимоотношения в сфере экономики, которые сопровождаются обменом товаров либо услуг, при котором создается потребность, предложение и цена [3].

Товаром рынка образования является образовательная услуга - нравственный продукт, который может удовлетворить человеческую потребность в приобретении им знаний, умений и навыков, выраженный как экономическое благо [1].

Образование имеет социально-экономическую сущность, поэтому представляется общественным товаром, таким же наука, культура и здравоохранение и относится смешанному сегменту народного хозяйства [3]. Образование - направленное явление воспитания и обучения в интересах индивида, сообщества, страны, сопровождаемое констатацией получения личностью определенных квалификационных степеней.

В свою очередь, образование как сфера - комплекс институтов, учреждений и компаний, нацеленный на удовлетворение разнообразных потребностей населения в образовательных услугах, на формирование и развитие кадрового потенциала общества [2].

Образование стимулирует увеличение производительности трудовых ресурсов страны, возрастание их способности к конкуренции, т.е. оно ока-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

71

зывает позитивное воздействие на социально-экономические процессы в обществе. Образовательная услуга - это своеобразный продукт, отличный от всех иных типов услуг [3].

За довольно небольшой период времени в России сформировался нынешний рынок образовательных услуг, поэтому и рыночные отношения в этой сфере только лишь начинают приобретать цивилизованные формы. Предложение образовательных услуг за минувшие годы совершило большой скачок, в настоящее время оно даже выше потребности. Вследствие этого в последнее время главную роль играет студент и его заинтересованность в получении образования, к нему теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за обучающегося конкурентные взаимоотношения все в большей степени начинают захватывать рынок образовательных услуг. Поэтому университеты стремятся занять собственное положение в бизнесе.

Работодатели пытаются контролировать рейтинги интересующих их вузов, чтобы определить наилучшее качество образовательных услуг. Уже становится распространенным создание специальных комитетов и комиссий по образованию, а у некоторых больших фирм и вовсе своих корпоративных институтов. Эго делается для того, чтобы была возможность подобрать в дальнейшем грамотный персонал, обученный по прогрессивным технологиям.

Если студент недоволен платой за обучение или качеством услуг, он имеет право расторгнуть договор и перейти в другой вуз. Этим оказывается серьезное конкурентное давление на рынке образования [1].

Серьезные деформации, наблюдаемые на рынке труда, в значительной мере сопряжены с несоответствием объективно требуемого для выполнения той или иной работы уровня квалификации и компетенций, полученных выпускниками.

Безусловно, производящий образовательные услуги заинтересован в обеспечении соответствия программ обучения современным требованиям рынка и чтобы выпускники наиболее полно усваивали эту программу. Потому что, исходя из этого, рынком труда определяются эталоны качества образования, которые проявляются в корректировке спроса на определенных специалистов, определение необходимых знаний и умений, нужных кандидату для занятия соответствующей вакансии.

И наоборот, при подборе абитуриентом будущего места получения образования, одним из главных мотивов становится возможность дальнейшего трудоустройства. От спроса на специалистов на рынке труда зависит спрос и предложение на рынке образовательных услуг. В этом - взаимосвязь между данными рынками.

Главной целью государства на рынке образовательных услуг становится создание и развитие формальных и неформальных институтов, для поддержки национального круга интересов и круга интересов субъектов рынка, равно как производителей, так и потребителей образовательных услуг [2].

72

новый взгляд. международный научный вестник

Предоставление качественного и легкодоступного образования широкому слою граждан государства - главнейшая задача в области развития отечественного рынка образовательных услуг в сегодняшних социальноэкономических условиях [4].

В целом же отечественный рынок образовательных услуг только проходит своё становление, которое не всегда идёт гладко. И мировой опыт в развитии рынка образования для России имеет особую ценность.

Рынок образования в Китае

Китай имеет древнейшую историю образования, на протяжении пяти тысяч лет существует традиция уважать учителей и почитать образование. Ведь выучиться было нелегко, за «шпаргалку» можно было пойти на смертную казнь. Но человек с высшим образованием всегда занимал высокое положение в китайском обществе и имел высокий уровень дохода. Тяга к познаниям стала государственной чертой китайского народа.

Обучение в Древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской культуры, но и повлияло на развитие мировой цивилизации. Такие изобретения, как компас и сейсмограф, порох и реактивное движение, шелк и бумага - развивали мировую культуру и послужили развитию всего мира [5].

1 октября 1949 года была создана Китайская Народная Республика, и китайский народ обрел право быть хозяином в своей стране. Началась новая эра в китайской истории, и с этого времени образование в Китае вступило в совершенно новый этап развития [6].

Приоритет получило высококачественное образование, воспитание нового поколения [7]. Реформы высшего образования проводятся с целью становления системы, которая подстраивалась бы под глобализацию. В связи с этим принят План развития образования в Китае.

Реформирование проводят в таких сферах как: масштабы образования, переход к массовому образованию. Разрабатывается система образования, где различные типы образования имеют общую связь и пересекаются друг с другом. Провинциальные правительства настраивают на управление развитием и усовершенствованием образования в своем регионе. Увеличиваются привилегии в организации обучения для институтов и вузов. Проводится активная агитация и всевозможная поддержка общественности для создания разнообразных форм учебы. Правительство Китая стало самым ответственным субъектом в строении и организации образования страны, но при этом, в развитии образования принимают участие государственные и негосударственные вузы. Происходит полная перезагрузка и реформация содержания учебных дисциплин, проводятся эксперименты с местными и государственными учебными программами, производится создание новой учебной программы базового образования. Особый акцент - на содействие пе-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

73

реплетению образования с наукой, экономикой, техническим прогрессом. Высшее образование должно совершенствовать уровень обучения, должно усиливать уровень производства, учебы, развивать научные исследования, принимать участие в развитии страны, в инновациях.

В 1998 году в Китае был принят закон о высшем образовании. Новый закон способствует участию негосударственных структур в развитии образования и предусматривает три разновидности высшего образования:

- курсы со специальными учебными программами (2-3 года);

- бакалавриат (4-5 лет);

- магистратура (дополнительно 2-3 года).

Создаются три степени развития высшего образования [8]: бакалавр, магистр и доктор наук. Студенты могут поступать на платную основу, но так же имеются льготы и бесплатное обучение за особые успехи.

Закон КНР «Об обязательном образовании» гласит, что бесплатное девятилетние образование контролирует и осуществляет государство. Обязательное образование это неполное среднее и начальное. Каждые ребенок идет в школу по исполнению шестилетнего возраста, несмотря на его национальность, пол, материальное положение, расу. Иногда возраст ребенка при поступлении достигает семи лет.

В Китае, легализуют частное образование, которое имеет очень древнюю историю (1300 лет) для создания большего числа специалистов. С 1992 г. делают акцент на развитии частых вузов. Открываются более тысячи частных вузов.

Закон о содействии частному высшему образованию, указывает, что профессиональные технические учебные заведения приступают к своей деятельности только после одобрения департаментами социального обеспечения и труда на государственном уровне, а частные вузы проверяются и одобряются образовательными ведомствами на государственном уровне.

Период для сбора документов на создание нового частного колледжа составляет примерно три года составляет.

Пакет документов должен содержать: устав вуза, дипломы преподавателей и руководительского состава, финансовый сертификат.

Для студентов частных вузов существует такой же правовой статус, как и для студентов государственных вузов, хотя на самом деле это не так. Существуют несколько категорий студентов: 1. Которые получили мало баллов при поступлении. 2. Которые работают. Большинство этих людей старше обычных студентов. Из этого следует, что студенты в частных вузах бывают двух категорий: возрастной и умственной.

Вузы концентрируют внимание на требованиях рынка, для выпуска востребованных специалистов, например, знание иностранных языков, знание вычислительной техники и т.д. Частные вузы более гибки к изменениям на рынке труда, в отличии от государственных.

74

новый взгляд. международный научный вестник

Материальный заработок частных вузов, большей своей частью формируется из оплаты за обучение студентами.

Но большинство частных вузов не всегда могут похвастаться высоким уровнем образования из-за погони за количеством студентов, точнее за финансами, а также из-за различной степени способностей этих студентов, в том числе и не очень хороших. Популярные в Китае, частные вузы имеют серьёзные проблемы, с которыми тяжело бороться.

Например, материальные проблемы - государство не распространяет программу финансовой помощи на студентов частных институтов, большинство вузов спонсируется только оплатой за обучение и щедрыми спонсорами. Вопрос о финансовой помощи студентам, желающим продолжить образование, остается нерешенным в частных вузах; многие вузы ориентируются на привлечение студентов для увеличения своего достатка, а не для улучшения образования, существует мнение, что частные сектора, являются «фабриками по выдачи дипломов», злоупотребление служебным положением в таких учреждениях приводит к плохой репутации всего частного сектора.

«Закон об образовании» Китайской Народной Республики говорит о том, что в Китае образование финансирует государство, в основе этой системы правительственные ассигнования, а вспомогательными средствами выступают средства, изыскиваемые по другим каналам [8]. Вместе с тем, правительство, практикует ответственность и ступенчатое управление, когда основной источник расхода на образование в госучреждениях, - это финансовые ассигнования правительства. Центральные органы ответственны только за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за специальные ассигнования на образование всекитайского характера.

Местные финансовые органы ответственны за финансирование высшего образования, находящегося в ведении мест.

Есть и другие каналы получения средств на образование - это налоги, пожертвования, создание фондов образования и прочие. Также закон приветствует помощь от иностранных контрагентов, как регулярно, так и единовременно, практика в Китае допускает получение спонсорской помощи от зарубежных доноров.

Таким образом, закон закрепляет платную систему обучения.

Стоимость обучения фиксируется административными органами Госсовета. Внимание акцентируют на том, что целью создание учебных заведений, в первую очередь должно быть служение государственным интересам и интересам общества, а не извлечение собственной выгоды.

В Китае не все имеют возможность получить высшее образование.

Поступление в государственный университет - мечта для любого выпускника, не так легко выиграть конкурс в 200-300 человек. Способные дети, как правило, имеют различные льготы - для них существуют государствен-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

75

ные стипендии, субсидии и т.п. Платных мест, как и во многих других странах, значительно больше, но на платные места школьники поступают на общих основаниях, например, иногда за учебу студента платит предприятие, на котором студент работал, но все же в большинстве случаев одаренные студенты имеют возможность получить высшее образование бесплатно [9].

Меньше шансов поступить в вуз у провинциальных абитуриентов, городским школьникам достается все намного проще, особенно в частных вузах, для них не приходится расширять общежития. Кроме того вследствие подъема репутации высшего образования, а, из этого следует, что и подъема числа абитуриентов, университеты не имеют возможности вместить в себе всех желающих, благодаря чему, малоимущие абитуриенты, не могут обучаться, иные абитуриенты отыскивают другие пути обучения - подбирают западные институты, выбирают образование за границей, что собственно приводит к новой дилемме, проблеме оттока молодых людей - потенциальных профессионалов.

При заполнении заявления на поступление, абитуриент должен перечислить все свои пожелания (назвать три вуза по категориям и еще три вуза в каждой из категорий). Вместе с этим нужно подписать заявление с согласием по распределению группы по набору студентов административно-организационному органу проведения ЕГЭ.

Не все семьи имеют возможность давать деньги на обучение ребенку и обеспечивать его во время учебы. Каждый год, миллионы выпускников не могут продолжить своё обучение и поэтому идут работать, не получив профессионального образования, не раскрыв все азы своей профессии. Для улучшения положения этих студентов, правительство Китая создало систему стипендий, система освобождения от оплаты, система государственного субсидирования; также студенты могут подрабатывать совместно с учёбой.

Несмотря ни на что, развитие образования в Китае пока отстает от других ведущих стран, это происходит из-за неравномерного развития разных районов страны, как и культурного так и экономического, так же из-за очень большой численности населения страны. Только около 10 % населения Китая соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессиональное обучение.

Но, несмотря на это, система образования в Китае активно поддерживается государством и тщательно им же контролируется, получает динамическое развитие и подвергается образовательным реформам. Образование в КНР - это важнейший механизм стабилизации и гармонизации общества, достижения общественной справедливости.

Образовательные учреждения КНР имеют большой потенциал работы с вузами России и прочих государств, предоставляя различный диапазон форм интернационального взаимодействия, как образовательного, так и научного, социокультурного. Перед Российскими вузами стоит задача - использовать потенциал Китайских вузов с одинаковой эффективностью для обеих стран [10].

76

новый взгляд. международный научный вестник

Для упрощения обучения иностранных студентов в вузах Китая преподают на китайском и английском языках, для тех, кто желает выучить китайский и проходить обучение на нем предлагают специальные дополнительные курсы китайского.

Китайское правительство, не останавливаясь на достигнутом, продолжает работать над развитием образования и поддержкой населения, создают благоприятный климат для общества, старается создать все условия для роста талантливой и стремящейся к успехам молодежи, находит возможность усовершенствования учебных заведений и всей системы образования, поощряет их выход на международную арену.

Рынок образования в Корее

Корея привлекает к себе внимание абитуриентов динамично развивающимися технологиями обучения и благоприятными условиями для жизнедеятельности. Важное преимущество образования в Корее - его низкая стоимость при высоком качестве [11].

Главную роль в становлении успешной карьеры человека играет наличие знаний. Так, каждый корейский студент стремится к тому, чтобы поступить в престижное учебное заведение, несмотря на то, что сама процедура прохождения вступительных испытаний довольно жёсткая.

Решением проблем о поддержании и улучшении образования в стране занимается Министерство образования и управления персоналом, ныне именуемое как «Министерство образования». Корейские государственные административные органы полностью контролируют процесс образования.

Структура обучения в Корее состоит из 4 ступеней: 6 лет начальной школы, 3 года средней школы, 3 года старшей школы (не обязательно), 4 года обучения в университете или колледже (не обязательно). В Корее есть технические и профессионально-технические колледжи.

Для поступления в университет будущие студенты должны пройти итоговую аттестацию в средней школе и сдать общий национальный экзамен в виде теста «сунын» (^т).Он представляет собой подобие общего тестирования в Америке, называемого SATReasoningtest. «Сунын» построен на сдаче трёх дисциплин: корейского языка, математики и английского. Абитуриентам предоставляется на выбор для сдачи ряд общих предметов, необходимых для дальнейшего обучения. Также, в некоторых высших учебных заведениях практикуется творческий отбор - написание сочинения.

Однако порядок поступления для иностранцев упрощён, при поступлении им не нужно проходить тестирование. Достаточно предъявить документ о среднем образовании. Наличие положительных отметок обязательно. Также им необходимо продемонстрировать свои знания английского языка на высоком уровне (IELTS или TOEFL). При завершении обучения, как для иностранцев, так и для корейских учащихся, необходимым является обяза-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

77

тельное прохождение практики в любой из организаций страны, куда их распределяет администрация университета. Высшее образование основано на двух ступенях: бакалавриате и магистратуре, 4 и 2 года обучения соответственно.

Корея ведёт политику по привлечению иностранных студентов, предоставляя им на выбор ряд грантов на обучение, а также поддерживая в экономическом плане. С помощью стипендий в большинстве вузов в Корее, иностранные студенты могут оплачивать свою учёбу самостоятельно. В настоящее время в корейских вузах проходят обучение студенты, прибывшие из самых дальних уголков мира (более 100 стран).

Выбирая корейский вуз, не стоит думать «дороже, значит лучше». За обучение в Корее можно заплатить 10 000 долларов в год и получить плохое образование, а можно и 500 долларов, став высококвалифицированным специалистом. Так, например, обучение в Государственном университете Сеула обойдётся дешевле и будет престижней, чем в коммерческих университетах. Государство заинтересовано в повышении уровня образования населения и выделяет средства на финансирование этого учреждения.

Корея не стоит на месте. Происходящие изменения в области компьютеризации способны вызвать интерес не только у большинства зарубежных вузов, но и у международных организаций. Курсы электронного обучения в Корее считаются наилучшими между всеми сервисами электронного обучения в мире. В них входят: чтение лекций в режиме «online», служба «cyberhouse» и «cyber-school», учреждения для помощи по техническим вопросам электронного образования в учебных заведениях [12]. Применение данной методики преподавания в Корее контролируется государством на законодательном уровне. Обеспечение и формирование электронного обучения в Корее - область деятельности следующих государственных ведомств:

- Министерство труда - e-learning в профессиональной переподготовке и повышении квалификации;

- Министерство образования, науки и технологий - e-learning в регулярном образовании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Министерство экономики - развитие индустрии электронного обучения.

Новая система обучения популярна в Корее. Свыше 500 организаций предоставляют услуги e-learning, из них большую известность за годы своей деятельности приобрели около 30 организаций. Система e-learning имеет высокие показатели роста объёмов и на зарубежном рынке. Экспорт услуг в данной области на сегодняшний день составляет около 30 % от всего объёма. И это не предел. Также ежедневно растёт уровень заинтересованных лиц в получении образования с помощью интернета.

Больше половины учебных заведений Кореи организовали обучение с помощью e-learning. На сегодняшний день насчитывается более 20 «cyber-

78

новый взгляд. международный научный вестник

university». Электронное обучение не устанавливает никаких границ для потребителей, поэтому его можно считать самым удобным вариантом для получения знаний иностранным студентам и повышению квалификации работников без отрыва от производства.

Корейские учёные достигли колоссальных результатов в рамках изучения и внедрения информационных технологий в образовательную среду, что может свидетельствовать о продуктивной политике государства в области образования.

В системе контроля за процессом образования в целях увеличения показателей качества образовательных услуг в Корее была сформирована национальная образовательная информационная система (NEIS). Данное нововведение даёт возможность получить документы об окончании образовательного учреждения, не выходя из дома. Преподаватели с помощью данной системы могут составлять план обучения со студентом, основываясь на его индивидуальных особенностях. Государственные ведомства Кореи считают актуальным вопрос о введении в практику консультаций для обучающихся. Система предполагает, что каждый студент после неудачно пройденного тестирования сможет задать интересующие его вопросы преподавателю через интернет.

Нельзя упускать из виду и проблему образования взрослых. В Корее данный вопрос рассматривается в рамках системы непрерывного образования. На законодательном уровне поддерживается идея о содействии развитию образования пожилых людей. Такая своеобразная помощь способствует улучшению эмоционального состояния пенсионеров и организации их досуга. Национальный институт непрерывного образования начал свою деятельность в 2008 году, и с того времени главной его задачей является функционирование и преобразование системы непрерывного образования. Так, в рамках своей деятельности он опубликовал «Третий план» на 2013-2017 гг. Главная его цель - сформировать государственную систему непрерывного образования для пенсионеров; цель - чтобы каждый житель Кореи независимо от возраста смог пройти обучение по выбранному направлению.

Но данные курсы обучения имеют свою структуру Каждое выбранное направление содержит: общеобразовательные предметы, положение в стране и за рубежом, овладение мастерством в выбранной сфере, забота о здоровье и прочее. Курсы образования взрослых содержат 1300 направлений [11]. Данные направления создаются, основываясь на научных исследованиях в области психологии, принимая во внимание жизненную мудрость и разносторонние интересы. Главным плюсом такого обучения считается наличие у обучающихся огромного опыта. Данное новшество должно помочь обучающимся в осуществлении их желаний, раскрытии потенциала и самое важное - быть независимыми и стрессоустойчивыми в тяжёлые моменты.

Система образования в Корее в будущем способна развивать навыки предпринимательства у соотечественников с самых ранних лет, а также уве-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

79

личивать количество иностранных студентов, привлекая благоприятными условиями обучения. Об этом свидетельствуют вузы, оснащенные по последним мировым уровням лаборатории, современные библиотеки, высокообразованные преподаватели.

Рынок образования в Японии

Образование является фундаментом для развития общества и без преувеличения - будущий успех Японии зависит от развития образования. В настоящее время Япония добилась впечатляющих успехов в области образования, роста просвещения населения. Происходит стремительное обновление среднего и высшего образования, в частности путем усиления конкуренции и интернационализации. Образовательные реформы позволяют сделать нацию более сильной, развитой духовно, поэтому Япония активно им содействует [13].

С 1950-х годов японское правительство решило ввести реформу высшего образования путем создания новых университетов и колледжей. Однако, обеспечение качества, как такового, долгое время не являлось обязанностью японских высших учебных заведений. Система обеспечения качества введена в 2004 году. Запоздалое совершенствование системы качества в японском высшем образовании может быть преимуществом, так как японское правительство может извлечь уроки из опыта других стран ОЭСР, которые ввели такие системы в 80-90-е годы ХХ века.

Японские вузы и сертифицированные агентства действительно учатся на опыте других стран.

Японская система высшего образования имеет ряд международных исследований по ТОП-университетам. Эти университеты способны действовать как «движущая сила» в области улучшения знаний в системе рынка образования, определения гарантий по обеспечению качества образования. У данных университетов есть возможность разработать задачи, которые позволят достигнуть статуса мирового класса. Если ведущие учреждения в Японии имеют признанный высокий статус в системе мирового высшего образования, то это означает, что они готовы и способны «показать путь», который поможет другим вузам использовать для разработки своей собственной системы качества опыт ведущих вузов.

Однако никакое повышение качества образования не будет эффективным без решения демографических проблем, стоящих перед рынком образования Японии. Сокращение числа студентов может препятствовать развитию системы обеспечения качества знаний [13].

Как показали зарубежные исследования, количество студентов в колледжах Японии постепенно сокращалось с 1992 года из-за снижения рождаемости, а также из-за упадка интереса среди молодых людей. Япония является седьмой по стране по обучению иностранных студентов в Соединен-

80

новый взгляд. международный научный вестник

ных Штатах, после Китая, Индии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Канады и Тайваня.

В связи с затянувшимся экономическим кризисом японские компании сокращали расходы на обучение за их пределами, предпочитая использовать курсы на дому у тренеров, не требующие больших затрат, вследствие чего персонал получал минимальные знания. Согласно опросу, проведенному Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения, в среднем расходы этих компаний на одного работника в 2013 году были ¥ 13,000 или $ 133, - около половины уровня 2008 года, когда было затрачено ¥ 25,000 или $ 294.

Япония делает все возможное, чтобы вырастить глобальный конкурентоспособный человеческий капитал для того, чтобы оживить экономику. В 2009 году, 73,3 % студентов учились в частных университетах, особенно в колледжах и специализированных училищах. Доминирование частного сектора, по крайней мере, с точки зрения количества обучающихся студентов, является одним из отличительных особенностей японской системы высшего образования.

Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) имеет узаконенное влияние на уставы университетов и колледжей. MEXT рассматривает качество университетов в виде «Стандартов для создания университетов» и «Стандартов создания колледжей», устанавливаемых министром. Стандарты включают в себя основные требования в отношении организации университета, отбора студентов, квалификации персонала, соотношения студенто-профессорско-преподавательского состава, сотрудников, регистрации образовательных программ, требований дипломных, кампусов и других объектов, организации управления и административных структур.

Кроме того, Япония играет важную роль в создании международных сетей обеспечения качества, в разработке руководящих принципов для обеспечения качества в трансграничном образовании ОЭСР и ЮНЕСКО. Япония начала принимать активное участие в программах контроля качества в Азии и Тихоокеанском регионе.

В 1991 году Япония играла ведущую роль в создании программы мобильности в университетах Азии и Тихоокеанском регионе (UMAP).

В 2003 году программа Юго-Восточной Азии «Инженерное образование Развитие сети (SEED-Net)» была принята 19 ведущими университетами из стран Юго-Восточной Азии и 11 японскими университетами с целью придания взаимной поддержки для развития человеческих ресурсов в области инженерного образования.

В 2009 году на заседании саммита топ-лидеров Японии, Китая и Кореи, была согласована новая инициатива продвижения университетских обменов между тремя странами. Данное коллективное решение привело к Программе мобильности студентов университета в Азии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

81

Японские студенты предпочитают учиться в известных университетах Японии. Однако даже лучшие выпускники в данной системе обучения испытывают трудности с английским языком.

В сентябре 2014 года MEXT объявило отбор 37 японских университетов для 10-ти летней многомиллионной программы Top Global университет (TGU). Проект был создан, с целью «повышения международной совместимости и конкурентоспособности высшего образования в Японии» [14]. Годовое финансирование выбранных университетов подразделяется на две категории: Тип А (¥ 420 млн., США $ 3,5 млн.) для тех, кто имеет потенциал быть оцененным как один из топ-100 в мире, и Тип B (млн. ¥ 172 US $ 1.4 млн.) для поддержки инновационных университетов в их усилиях по интернационализации.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод: Япония относительно недавно стала двигаться к интернационализации и глобализации в области образования. Во многих сферах можно наблюдать положительные изменения. И даже, несмотря на тот факт, что процент как входящей, так и исходящей мобильности студентов, низок, Япония находится в числе лидеров мировой системы образования.

Сравнительная характеристика рынков образования ключевых стран Азиатско-Тихоокеанского региона показывает, что данные рынки характеризуются значительной динамичностью и гетерохронностью развития. Каждая страна выбрала свой путь развития образования, но безусловно существуют схожие тенденции, наблюдаемые во всех странах.

Список литературы:

1. Кречетников К.Г. Особенности образовательной системы России в международном аспекте // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 17. - С. 94-99.

2. Насибуллина В. Особенности формирования рынка образовательных услуг на современном этапе развития России: из материалов IV школы молодых исследователей. - Петрозаводск: изд. Карельского научного центра РАН, 2008. - С. 2-7.

3. Старовойтова, Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // Научные записки НГУЭУ - 2009. - № 2. - С. 3-5.

4. Кречетников К.Г. Региональные аспекты развития системы высшего образования на Дальнем Востоке // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 27. - С. 113-116.

5. Дьячков, С. Китайская грамота, или Пять телег мудрости // Алма Матер. - 2001. - № 1. - С. 42.

6. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipe-dia.oig/wiki/.

7. Образование в КНР [Электронный ресурс] // Жэньминь Жибао. - Режим доступа: http://russian.pcople.com.cn/2332523.html.

82

новый взгляд. международный научный вестник

8. Высшее образование в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://febras.ru/partners/scienceI.html.

9. Щукин А.А. Как учат в КНР: система образования Китая [Электронный ресурс] // Российско-китайский деловой мир. - 2010. - Режим доступа: http ://rcdm.ru/?p=3 932.

10. Кречетников К.Г. Особенности высшего образования в Китае [Электронный ресурс] // Наука и образование в современном обществе. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Смоленск: Новаленсо, 2015. - Ч. II. - С. 2931. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23799254.

11. Кречетников К.Г. Рынок образования в Корее / К.Г. Кречетников,

B. С. Распопина // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Материалы 46 междун. науч.-практ. конф. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. -

C. 94-97.

12. Дондукова Н.Н. Электронное образование (e-learning) в Республике Корея // Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2014. -№ 15. - С. 17-19.

13. Кречетников К.Г. Рынок образования в Японии глазами японцев / К.Г. Кречетников, С.В. Федосеева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 22. - С. 66-71.

14. Кречетников К.Г. Некоторые аспекты высшего образования в Японии [Электронный ресурс] // Инновационные технологии в науке и образовании. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. - С. 105-106. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id= 23667091.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.