Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / адаптация к учебному процессу / академическая успеваемость студентов / anxiety / adaptation to the educational process / academic performance of students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна, Истамова Зилола Хамзаевна

У 75% обследованных студентов отмечается высокие показатели самочувствия, активности и настроения, 25% обследованных имеет средние показатели самочувствия, активности и настроения и лишь у 1% обследованных отмечается низкие показатели. 33% студентов, обучаясь на втором курсе имеют повышенную и высокую тревожность, недостаточно адаптированы. Среди студентов с высокой тревожностью юношей больше (62%), чем девушек (38%). Среди плохо занимающихся студентов с высокой тревожностью значительно преобладают юноши (91%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна, Истамова Зилола Хамзаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS WITH THEIR ACADEMIC PERFORMANCE

75% of the surveyed students have high indicators of well-being, activity and mood, 25% of the surveyed have average indicators of well-being, activity and mood, and only 1% of the surveyed have low indicators. 33% of students studying in the second year have increased and high anxiety, insufficiently adapted. Among students with high anxiety, there are more boys (62%) than girls (38%). Among poorly performing students with high anxiety, young men predominate significantly (91%).

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ»

УДК: 57.024(026)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ИХ

УСПЕВАЕМОСТЬЮ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ

доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан ORCID Ю 0000-0003-4665-546Х ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВНА доктор медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ORCЮ Ю 0000-0001-9310-7699 ИСТАМОВА ЗИЛОЛА ХАМЗАЕВНА соискатель кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан

ОИОЮ Ю 0009-0000-6443-6709 АННОТАЦИЯ

У 75% обследованных студентов отмечается высокие показатели самочувствия, активности и настроения, 25% обследованных имеет средние показатели самочувствия, активности и настроения и лишь у 1% обследованных отмечается низкие показатели. 33% студентов, обучаясь на втором курсе имеют повышенную и высокую тревожность, недостаточно адаптированы. Среди студентов с высокой тревожностью юношей больше (62%), чем девушек (38%). Среди плохо занимающихся студентов с высокой тревожностью значительно преобладают юноши (91%).

Ключевые слова: тревожность, адаптация к учебному процессу, академическая успеваемость студентов

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS WITH THEIR ACADEMIC PERFORMANCE

SHUKUROV FIRUZ ABDUFATTOEVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University named after Abu Ali Ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID ID 0000-0003-4665-546X

HALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVNA

Doctor of Medical Sciences, Assistant of the Department of Normal Physiology, Tajik State Medical University named after Abu Ali ibni Sino,

Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

ISTAMOVA ZILOLA KHAMZAEVNA Candidate of the Department of Normal Physiology, Tajik State Medical University named after Abu Ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of

Tajikistan ORCID ID 0009-0000-6443-6709

ABSTRACT

75% of the surveyed students have high indicators of well-being, activity and mood, 25% of the surveyed have average indicators of well-being, activity and mood, and only 1% of the surveyed have low indicators. 33% of students studying in the second year have increased and high anxiety, insufficiently adapted. Among students with high anxiety, there are more boys (62%) than girls (38%). Among poorly performing students with high anxiety, young men predominate significantly (91%).

Keywords: anxiety, adaptation to the educational process, academic performance of students

O'QUVCHILARNING PSIXOEMOTSIONAL HOLATINING ULARNING

O ZLASHTIRISHI BILAN QIYOSIY XARAKTERISTIKALARI

SHUKUROV FIRUZ ABDUFATTOYEVICH

Tibbiyot fanlari doktori, normal fiziologiya kafedrasi professori Abu Ali Ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti, Dushanbe, Tojikiston Respublikasi ORCID ID 0000-0003-4665-546X XALIMOVA FARIZA TURSUNBAYEVNA tibbiyot fanlari doktori, Abu Ali ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti normal fiziologiya kafedrasi assistenti, Dushanbe, Tojikiston Respublikasi. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

ISTAMOVA ZILOLA XAMZAYEVNA Abu Ali Ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti Normal fiziologiya kafedrasi izlanuvchisi, Dushanbe, Tojikiston Respublikasi ORCID ID 0009-0000-6443-6709 ANNOTATSIYA

Tekshirilayotgan talabalarning 75 foizi umumiy ahvoli, faollik va kayfiyatning yuqori ko'rsatkichlariga ega, so'ralganlarning 25 foizi o'rtacha umumiy ahvoli, faollik va kayfiyat ko'rsatkichlariga ega, so'ralganlarning atigi 1 foizi past ko'rsatkichlarga ega. Ikkinchi kursda tahsil olayotgan talabalarning 33 foizida tashvish kuchaygan va ular yaxshi moslash-magan. Yuqori tashvishli talabalar orasida qizlarga (38%) qaraganda o'g'il bolalar (62%) ko'proq. Bezovtalik darajasiyuqoribo'lgan o^zlashtirishipast o'quvchilar orasida yosh yigitlar sezilarli darajada ustunlik qiladi (91%).

Kalit so'zlar: bezovtalik, o'quvjarayoniga moslashish, talabalarning o'quv faoliyati

Актуальность. Студенты в процессе обучения испытывают затруднение в удовлетворении жизненно важных психосоциальных потребностей - [б], что приводит к эмоциональному стрессу, оказывающий всестороннее влияние на жизнедеятельность организма и

подрывающий его здоровье - [1, 4, 8, 9]. Эмоциональный стресс разрушает общество, подрывает психическое здоровье, оказывает губительное влияние на многие функции человека - [3, 7, 9]. В ситуации, при которой прогнозируется минимальная возможность или абсолютная невозможность достижения цели (безвыходная ситуация), возникает длительная отрицательная эмоция с высокой степенью тревожности. Эту ситуацию К.В. Судаков назвал «конфликтной поведенческой ситуаций», при которой человек и животные длительно не могут удовлетворить свои ведущие потребности - [6]. До настоящего времени недостаточно изучена взаимосвязь лабильности студентов с выраженностью тревожности. Изучение уровня тревожности является актуальным, т. к. это одна из центральных проблем мирового значения в области физиологии, психологии, психиатрии, философии и социологии. Анализ литературных источников показывает, что возникающее при физической и психологической угрозе отрицательное эмоциональное переживание рассматривается как показатель преневротического состояния в оценке адаптационных возможностях студентов. Влияние различных факторов на умственные способности и психологическое здоровье человека, безусловно, является актуальной проблемой современной науки. Так как психоэмоциональное состояние студентов играет очень важную роль в их жизни, оказывая влияние на все сферы деятельности. Актуальность данной темы также очевидна, если говорить о влиянии психоэмоционального состояния на успеваемость студентов, которые вынуждены выдерживать значительные психологические и физические нагрузки в учебном процессе.

Целью исследования явилось изучить психоэмоциональное состояние студентов в сравнении с их успеваемостью.

Материалы и методы исследования. Обследовано 240 студентов, которым психоэмоциональное состояние (ПЭС) оценива-

ли по методике САН (оценка самочувствия, настроения и общей активности), состоящий из 30 состояний. При этом 10 из них характеризируют самочувствие, 10- активность, 10- настроение. Оценивали самочувствие (С - субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния), активность (А - особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности, а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность) и настроение (Н - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций). По сумме баллов определяли уровни САН: низкий - сумма баллов меньше 30 (САН-1); средний - сумма баллов от 30 до 50 (САН-11) и высокий - сумма баллов больше 50 (САН-111).

Тревожность определяли по тесту Тейлор, длительности индивидуальной минуты (ДИМ) и тесту Люшера. По тесту Тейлор определяли общую тревожность, состоящую из трех компонентов: нервной, социальной и соматической. Тревожность оценивали также при помощи субъективного ощущения времени (длительности индивидуальной минуты - ДИМ). С этой целью обследованным по сигналу экспериментатора необходимо было мысленно просчитать 60 сек. Полученный результат сравнивали с реальным промежутком времени. Кроме теста Тейлор и ДИМ для определения степени тревожности был использован короткий тест Люшера. Примечательно, что при помощи теста Люшера состояние стресса можно определить до проявлений его последствий, благодаря чему его результаты являются сигналом прогнозирования донозологических

состояний. По степени тревожности нами выделено четыре группы: с нормальной тревожностью (I), умеренной степенью (II), повышенной (III) и высокой (IV).

Для определения лабильности тест Люшера проводили дважды, между которыми определяли ДИМ, после чего определяли разницу между первым и вторым выборами. В результате этого анализа все обследованные студенты разделены на 2 группы: лабильные, у которых отмечалась разница между двумя выборами; стабильные - при этом разница между выборами отсутствовала.

Результаты и их обсуждение. Результаты психоэмоционального состояния отражены в табл. 1. Из таблицы видно, что у 2/3 (67,3%) обследованных отмечается высокие показатели самочувствия, активности и настроения, 1/3 обследованных имеет средние показатели САН и лишь у 1% обследованных отмечается низкие показатели САН.

Таблица 1

Психоэмоциональное состояние студентов в процессе

обучения

Степени САН

САН-I САН-II САН-III

0,9% 31,8% 67,3%

Результаты степени тревожности у обследованных студентов по тесту Люшера отражены в табл. 2.

Таблица 2

Распределение обследованных студентов по степени их

тревожности

Тревожность Кол-во %

I 69 37,2

II 56 29,8

III 33 17,6

IV 29 15,4

Из таблицы видно, что у наибольшего количества обследованных студентов отмечается нормальная тревожность. У каждого третьего из обследованных (29,8%) отмечается умеренная тревожность. Следует отметить, что у каждого третьего из обследованных (33%) отмечается повышенная (17,6%) и высокая (15,4) тревожность. Результаты анализа тревожности у юношей и девушек среди плохо (ПУ), средне (СУ) и хорошо (ХУ) успевающих студентов отражены в табл. 3.

Таблица 3

Распределение обследованных студентов по степени их тревожности у юношей и девушек

всего Ю Д

ПУ СУ ХУ ПУ СУ ХУ ПУ СУ ХУ

I 33 32 47 62 52 55 38 48 45

II 28 29 38 61 52 69 39 48 31

III 22 21 8 53 56 - 47 44 100

IV 17 18 7 91 43 67 9 57 33

Результаты исследования показывают, что у каждого третьего плохо успевающего студента нормальная тревожность. У 39% обследованных отмечается повышенная (22%) и высокая (17%) тревожность. Отмечено, что среди плохо успевающих с высокой степенью тревожности почти все юноши.

У третьей части СУ также отмечается нормальная тревожность, а у 39% обследованных отмечается повышенная (21%) и высокая (18%) тревожность. Отмечается существенная разница повышенной

и высокой тревожности между юношами и девушками: у юношей на 12% больше с повышенной тревожностью, а у девушек на 14% больше с высокой тревожностью. У наибольшего количества обследованных студентов с хорошей успеваемостью (85%) отмечается нормальная и умеренная тревожность.

Результаты эмоциональной лабильности отражены в табл. 4. Из таблицы видно, что у 2/3 обследованных студентов (71%) отмечается эмоциональная лабильность и лишь у 1/3 проявляется эмоциональная стабильность. Установлено, что среди юношей количество с эмоциональной стабильностью значительно больше (на 24%), чем среди девушек. Такая же закономерность отмечается по результатам эмоциональной лабильности (среди юношей на 10% больше).

Таблица 4

Сравнительная характеристика эмоциональной лабильности среди юношей и девушек

всего Ю Д

Лаб 71 55 45

Стаб 29 62 38

Результаты анализа тревожности у студентов с эмоциональной лабильностью и стабильностью отражены в табл. 5.

Таблица 5

Сравнительная характеристика тревожности у обследованных с эмоциональной стабильностью (ЭС) и

лабильностью (ЭЛ)

I II III IV

ЭС 69 22 9 -

ЭЛ 15 52 17 16

Из таблицы видно, что 2/3 студентов с эмоциональной стабильностью имеют нормальную тревожность, каждый пятый (22%) среди них с умеренной тревожностью, незначительное количество лиц (9%) с повышенной тревожностью и отсутствуют лица с высокой степенью тревожности. Среди студентов с эмоциональной лабильностью у каждого второго (52%) отмечается умеренная тревожность. Среди этих обследованных у каждого шестого (16%) отмечается высокая степень тревожности. Лишь у каждого седьмого (15%) из обследованных отмечается нормальная тревожность.

Выводы

1. У 2/3 всех обследованных отмечается высокие показатели самочувствия, активности и настроения, 1/3 обследованных имеет средние показатели САН и лишь у 1% обследованных отмечается низкие показатели САН.

2. Каждый третий студент (33%), обучаясь на втором курсе имеют повышенную и высокую тревожность, что свидетельствует о том, что они недостаточно адаптированы. Среди студентов с высокой тревожностью юношей больше (62%), чем девушек (38%). Среди плохо занимающихся студентов с высокой тревожностью значительно преобладают юноши (91%).

3. У каждого второго среди хорошо успевающих студентов отмечается нормальная тревожность и у 15% отмечается повышенная (8%) и высокая (7%) степень тревожности. Среди плохо успевающих студентов в три раза больше (42%) отмечается повышенная (27%) и высокая (15%) степень тревожности

4. Среди обследованных 2/3 составляют эмоционально лабильные студенты. Следует отметить, что среди эмоционально стабильных отсутствуют лица с повышенной и высокой тревожностью, в то время как среди эмоционально лабильных 1/3 с повышенной и высокой степенью тревожности

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Издательство РУДН, -2006.- С.283

2. Баевский Р.М. «Физиологическая норма и концепция здоровья». //Российский физиологический журнал. - 2003. - Т.89, №4. - С.473-489.

3. Глазачев О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса. // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011. С. 26-45.

4. Дегтярев В.П. Роль личностных характеристик студентов в реализации различных стратегий обучения. // Материалы XI Международного симпозиума "Эколого-физиологические проблемы адаптации". 27-28 января 2003 года. - М.: изд-во РУДН, 2003. - С.161-162.

5. Джергения С.Л. Сравнительная характеристика образа жизни студентов педагогического и медицинского университетов// Материалы XI Международного симпозиума "Эколого-физиологические проблемы адаптации". 27-28 января 2003 года. М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 165-166

6. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 229 с

7. Судаков К.В. Системные механизмы психической деятельности. // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 2010. Т. 110. № 2. С. 4-14.

8. Шукуров Ф.А., Арабова З.У., Арабзода С.Н. Оценка и прогнозирование адаптационных возможностей студента к действию стресса // Здоровье, демография, экология финоугорских народов Ижевск, 2015.С.59-62

9. Юматов Е.А. и др. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов: Монография / Под ред. проф. Е.А. Юматова. М.: Издательство ИТРК, 2017. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.