Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦНС У СТУДЕНТОВ ПРИ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦНС У СТУДЕНТОВ ПРИ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / функциональное состоя-ние центральной нервной системы / психофизиологическое состоя-ние студентов / educational process / functional state of central nervous system / psychophysiological state of students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна, Истамова Зилола Хамзаевна

Несмотря на наличие статистически значимых отличий между девушками и юношами, медианы указанных показателей укладываются в диапазон нормы. В целом, можно говорить о достаточно благоприятном психологическом состоянии студен-тов. Группу риска могут составить студенты с низким уровнем функционального состояния центральной нервной системы (34% и 14% девушек и юношей, соответственно) и низким адаптационным потенциалом личности (32,1%) на стрессовые факторы. Таким образом, человек не может находиться в режиме «немедленного анализа и ответа», если не чувствует потенциальной угрозы. Вопросы изучения здоровой личности, испытывающей стрессы различного генеза, и понимание механизмов аллостатической регуляции (устойчивости и динамики параметров) должны быть приоритетными. Исследование показало важность учета психофизиологических особенностей студентов при организации учебного процесса и необходимости разработки мер по улучшению их психофизиологического состояния для повышения эффективности обучения и профилактики профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шукуров Фируз Абдуфаттоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна, Истамова Зилола Хамзаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF SIMPLE VISUAL-MOTOR RESPONSE AND INTEGRAL CNS INDICATORS IN STUDENTS WITH COGNITIVE LOAD

Despite the presence of statistically significant differences between girls and boys, the medians of these indicators fit into the normal range. In general, we can talk about a fairly favorable psychological state of students. The risk group may be students with a low level of functional state of the central nervous system (34% and 14% of girls and boys, respectively) and low adaptive potential of the individual (32.1%) for stress factors. Thus, a person cannot be in "immediate analysis and response" mode if he does not feel a potential threat. Questions of studying a healthy personality experiencing stresses of different genesis and understanding the mechanisms of allostatic regulation (stability and dynamics of parameters) should be prioritized. The study showed the importance of taking into account the psychophysiological characteristics of students when organizing the educational process and the need to develop measures to improve their psychophysiological state to increase the effectiveness of training and prevent professional burnout.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦНС У СТУДЕНТОВ ПРИ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ»

УДК: 37.013.2

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦНС У СТУДЕНТОВ

ПРИ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКЕ

ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ

доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан ORCID Ю 0000-0003-4665-546Х ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВНА доктор медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ORCЮ Ю 0000-0001-9310-7699 ИСТАМОВА ЗИЛОЛА ХАМЗАЕВНА соискатель кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан

ОИОЮ Ю 0009-0000-6443-6709 АННОТАЦИЯ

Несмотря на наличие статистически значимых отличий между девушками и юношами, медианы указанных показателей укладываются в диапазон нормы. В целом, можно говорить о достаточно благоприятном психологическом состоянии студентов. Группу риска могут составить студенты с низким уровнем функционального состояния центральной нервной системы (34% и 14% девушек и юношей, соответственно) и низким адаптационным потенциалом личности (32,1%) на стрессовые факторы. Таким образом, человек не может находиться в режиме «немедленного анализа и ответа», если не чувствует потенциальной

угрозы. Вопросы изучения здоровой личности, испытывающей стрессы различного генеза, и понимание механизмов аллостати-ческой регуляции (устойчивости и динамики параметров) должны быть приоритетными. Исследование показало важность учета психофизиологических особенностей студентов при организации учебного процесса и необходимости разработки мер по улучшению их психофизиологического состояния для повышения эффективности обучения и профилактики профессионального выгорания.

Ключевые слова: учебный процесс, функциональное состояние центральной нервной системы, психофизиологическое состояние студентов

CHARACTERISTICS OF SIMPLE VISUAL-MOTOR RESPONSE AND INTEGRAL CNS INDICATORS IN STUDENTS WITH COGNITIVE

LOAD

SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of the Tajik State Medical University named after Abu Ali Ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID ID 0000-0003-4665-546X

HALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVNA

Doctor of Medical Sciences, Assistant of the Department of Normal Physiology, Tajik State Medical University named after Abu Ali ibni Sino,

Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

ISTAMOVA ZILOLA KHAMZAEVNA Candidate of the Department of Normal Physiology, Tajik State Medical University named after Abu Ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of

Tajikistan ORCID ID 0009-0000-6443-6709

ABSTRACT

Despite the presence of statistically significant differences between girls and boys, the medians of these indicators fit into the normal range. In

general, we can talk about a fairly favorable psychological state of students. The risk group may be students with a low level of functional state of the central nervous system (34% and 14% of girls and boys, respectively) and low adaptive potential of the individual (32.1%) for stress factors. Thus, a person cannot be in "immediate analysis and response" mode if he does not feel a potential threat. Questions of studying a healthy personality experiencing stresses of different genesis and understanding the mechanisms of allostatic regulation (stability and dynamics of parameters) should be prioritized. The study showed the importance of taking into account the psychophysiological characteristics of students when organizing the educational process and the need to develop measures to improve their psychophysiological state to increase the effectiveness of training and prevent professional burnout.

Keywords: educational process, functional state of central nervous system, psychophysiological state of students

KOGNITIV YUKLAMA OSTIDAGI TALABALARDA ODDIY KO RUV-MOTOR REAKSIYALARI VA MAT INTEGRAL KO'RSATCHILARINING

XUSUSIYATLARI

SHUKUROV FIRUZ ABDUFATTOYEVICH

Tibbiyot fanlari doktori, normal fiziologiya kafedrasi professori Abu Ali Ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti, Dushanbe, Tojikiston Respublikasi ORCID ID 0000-0003-4665-546X XALIMOVA FARIZA TURSUNBAYEVNA tibbiyot fanlari doktori, Abu Ali ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti normal fiziologiya kafedrasi assistenti, Dushanbe, Tojikiston Respublikasi. ORCID ID 0000-0001-9310-7699

ISTAMOVA ZILOLA XAMZAYEVNA Abu Ali Ibni Sino nomidagi Tojikiston davlat tibbiyot universiteti Normal fiziologiya kafedrasi izlanuvchisi, Dushanbe, Tojikiston

Respublikasi ORCID ID 0009-0000-6443-6709 ANNOTATSIYA

Qizlar va o'g'il bolalar o'rtasida statistik jihatdan sezilarli farqlar mavjudligiga qaramasdan, bu ko'rsatkichlarning medianalari normal chegaralarga to'g'ri keladi. Umuman olganda, biz talabalarning juda qulay psixologik holati haqida gapirishimiz mumkin. Xavf guruhiga markaziy asab tizimining past darajadagi funktsional holati (qizlar va o'g'il bolalarning mos ravishda 34% va 14%) va shaxsning stress omillariga moslashish qobiliyati past (32,1%) bo'lgan talabalar kirishi mumkin. Shunday qilib, inson potentsial tahdidni sezmaguncha, "darhol tahlil qilish va javob berish" rejimida bo'lishi mumkin emas. Turli xil kelib chiqishiga ega stressni boshdan kechirayotgan sog'lom shaxsni o'rganish va allostatik tartibga solish mexanizmlarini (barqarorlik va parametrlarning dinamikasi) tushunish masalalari ustuvor bo'lishi kerak. Tadqiqot o'quv jarayonini tashkil etishda talabalarning psixofiziologik xususiyatlarini hisobga olish muhimligini va o'quv samaradorligini oshirish va kasbiy charchashning oldini olish uchun ularning psixofiziologik holatini yaxshilash choralarini ishlab chiqish zarurligini ko'rsatdi.

Kalit so'zlar: o'quv jarayoni, markaziy asab tizimining funksional holati, talabalarning psixofiziologik holati

Информационный поток растет ежегодно. Известно, что от скорости подачи и насыщенности информации зависят её усвоение и переработка, что может привести к напряжению психофизиологической регуляции и изменениям в психологическом состоянии человека. Важным аспектом в современной жизни студентов является исследование скорости обработки информации, способность правильно анализировать стрессовые ситуации и выбирать адекватные ответы, соответствующие необходимой скорости принятия решений - [1]. Недавние исследования подчеркивают необходимость уточнения и

системного подхода к анализу состояний, требующих оперативного принятия правильных решений в условиях эмоционального напряжения и неопределенности, которые всё чаще возникают в образовательной среде. Актуальность данного исследования продиктована увеличением когнитивных и стрессовых нагрузок на студентов в современных условиях обучения - [2, 3]. Понимание специфических реакций центральной нервной системы (ЦНС) на эти нагрузки важно для оптимизации учебного процесса, повышения эффективности обучения и профилактики профессионального выгорания. Изучение зрительно-моторной реакции и скорости обработки информации позволит выявить механизмы адаптации студентов к функциональным стрессам и разработать рекомендации по улучшению их психофизиологического состояния [4].

Целью исследования явилось: исследование влияния функциональной стресс-нагрузки на характеристики простой зрительно-моторной реакции и скорость переработки информации у студентов при когнитивной нагрузке.

Материал и методы исследования. Объектом исследования стали 200 студентов второго курса ТГМУ им. Абуали ибни Сино со средним возрастом 20,1 ± 0,3 года. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) оценивалось на основе показателей простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), включая время реакции, устойчивость внимания (по показателю точности Уиппла) и критерии Т.Д. Лоскутовой: функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР) и уровень функциональных возможностей (УФВ). Запись и анализ показателей функционального и психологического состояния ЦНС проводились с использованием компьютерного комплекса "НС-Психотест". Для выполнения поставленных задач каждый участник трижды проходил тестирование: в исходном состоянии, сразу после функциональной нагрузки и

через 40 минут после её завершения. В качестве функциональной нагрузки студентам предлагалось в течение трёх минут решить задачу «Установление закономерностей» (Шукуров Ф.А., 2002). По данным наших предыдущих исследований (2018 год), этого достаточно для качественного, но обратимого изменения функционального состояния студентов. Дополнительно все участники решали тест «Сложение и вычитание двузначных чисел», нормальные показатели которого составляют от 4 до 7 секунд (Дядичкин В.П., 1990). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием пакета программ Statistica 13.0.

Результаты исследования.

По данным наших исследований установлено, что медианы времени простой зрительно-моторной реакции у девушек и юношей имели достоверные отличия (р=0,0087). У девушек медиана времени реакции составила 222,01 мс, что соответствует инертности нервных процессов, так как укладывается в диапазон от 209 до 223 мс. У юношей медиана времени реакции была 209,55 мс, что также указывает на инертность нервных процессов. Подвижность нервных процессов (175-199 мс) отмечена у 31,5% юношей и лишь у 5,8% девушек. Коэффициент точности Уиппла, характеризующий устойчивость внимания, не имел статистически значимых отличий и соответствовал высокому уровню.

Как видно из рисунка 1. Медиана времени реакции у девушек составила 222,01 мс, что соответствует инертности нервных процессов, тогда как у юношей медиана времени реакции была 209,55 мс. Подвижность нервных процессов (175-199 мс) отмечена у 31,5% юношей и лишь у 5,8% девушек. Коэффициент точности Уиппла, характеризующий устойчивость внимания, не имел статистически значимых отличий и соответствовал высокому уровню у обеих групп.

Рис.1. Сравнение медиан времени простой зрительно-моторной реакции, подвижности нервных процессов и коэффициента точности

Уиппла у девушек и юношей.

Анализ медиан показателей функционального состояния центральной нервной системы (ФС ЦНС) показал, что функциональный уровень системы (ФУС) у юношей был достоверно выше, чем у девушек, и соответствовал высокому и среднему уровню нормы, соответственно. Медианы устойчивости реакции (УР) и уровня функциональных возможностей (УФВ) в обеих группах соответствовали высокому уровню нормы. Высокие показатели ФС ЦНС чаще встречались у юношей по сравнению с девушками.

Предполагаемые причины выявленных различий могут включать следующие факторы: Физиологические различия: Различия в скорости реакции между юношами и девушками могут быть связаны с различиями в нейрофизиологических процессах и функционировании нервной системы. У юношей может быть более быстрая передача нервных импульсов, что отражается на более коротком времени реакции. Гормональные влияния: Гормональный фон также может играть роль в различиях между юношами и девушками. Уровни

тестостерона у мужчин могут способствовать более быстрой реакции на стимулы, в то время как женские гормоны могут влиять на замедление реакций. Социальные и культурные факторы: Воспитание и социальные ожидания могут влиять на развитие психомоторных навыков у юношей и девушек. Юноши могут быть более мотивированы к быстрому реагированию в различных ситуациях благодаря культурным ожиданиям. Уровень физической активности: Юноши, как правило, могут быть более физически активными, что способствует улучшению их реакций и нервной подвижности. Спортивные и физические нагрузки могут тренировать и ускорять процессы в центральной нервной системе. Психологические факторы: Различия в уровне стресса и тревожности также могут влиять на показатели реакции. Девушки могут испытывать больший уровень стресса, что может замедлять их реакции по сравнению с юношами. Особенности образовательного процесса: Образовательные программы и требования могут различаться для юношей и девушек, что может отражаться на их когнитивных и психомоторных показателях. Эти причины могут комбинироваться и взаимодействовать, приводя к наблюдаемым различиям в медианах времени реакции и подвижности нервных процессов у студентов. На рис 2 отражено, что фоновые показатели времени реакции большинства студентов отличались от нормальных значений (норма: от 4 до 7 секунд). Фоновые результаты были в пределах 16,1 ± 0,3 сек; сразу после нагрузки - 8,1 ± 0,4 сек; через 40 минут - 7,3 ± 0,2 сек. Сразу после функциональной нагрузки показатели начинают приближаться к норме, а через 40 минут фактически достигают нормальных значений. Неблагоприятным фактором является фоновое отклонение от нормы в скорости переработки информации, что может привести к негативным последствиям при необходимости принятия важных решений в ограниченный промежуток времени.

Рис.2. Фоновые показатели времени реакции у студентов в

различных условиях Как видно из рисунка фоновые показатели времени реакции у студентов в различных условиях показывают, что сразу после нагрузки и через 40 минут после нагрузки, фоновые результаты (16,1 ± 0,3 сек) значительно превышают нормальный диапазон (4-7 сек), но сразу после функциональной нагрузки (8,1 ± 0,4 сек) показатели начинают приближаться к норме, а через 40 минут (7,3 ± 0,2 сек) фактически достигают нормальных значений. Это отклонение от нормы в фоновых показателях может привести к негативным последствиям при необходимости принятия важных решений в ограниченное время.

Предполагаемые причины выявленных отклонений фоновых показателей времени реакции от нормальных значений могут включать следующие факторы: Уровень стресса и утомления: Студенты могут испытывать высокий уровень стресса и утомления из-за учебных нагрузок, экзаменов и других академических обязанностей. Это может замедлять их реакцию на визуальные стимулы.

Недостаток сна: Недостаточный или нерегулярный сон может негативно сказываться на когнитивных функциях, в том числе на скорости зрительно-моторной реакции.

Физическая и умственная перегрузка: Постоянная физическая и умственная нагрузка может истощать ресурсы организма, снижая его способность быстро обрабатывать информацию.

Неправильное питание: Недостаток необходимых нутриентов и витаминов может ухудшать общее состояние здоровья, что также влияет на когнитивные способности.

Психологические факторы: Эмоциональные и психологические проблемы, такие как тревога, депрессия или низкая мотивация, могут замедлять когнитивные процессы и реакцию на стимулы.

Недостаток физической активности: Низкий уровень физической активности может привести к снижению общей физической и умственной работоспособности.

Социальные и личные проблемы: Проблемы в личной жизни, межличностные конфликты или социальная изоляция могут негативно сказываться на психофизиологическом состоянии студентов.

Технические и методологические факторы: Возможны также погрешности в методике проведения тестов или использовании оборудования, которые могут влиять на результаты.

Эти факторы могут взаимодействовать между собой, усугубляя воздействие на когнитивные способности студентов и приводя к значительным отклонениям от нормальных показателей времени реакции.

Таким образом, отличия в времени реакции: Установлено, что медианы времени простой зрительно-моторной реакции у девушек и юношей имеют достоверные отличия. У девушек медиана времени реакции составила 222,01 мс, у юношей - 209,55 мс. Оба показателя свидетельствуют об инертности нервных процессов, однако юноши

показали большую подвижность нервных процессов по сравнению с девушками. Подвижность нервных процессов: Подвижность нервных процессов (175-199 мс) была отмечена у 31,5% юношей и лишь у 5,8% девушек, что указывает на более высокую реактивность у юношей. Устойчивость внимания: Коэффициент точности Уиппла, характеризующий устойчивость внимания, не имел статистически значимых отличий между юношами и девушками, что свидетельствует о высоком уровне внимания у обеих групп. Влияние функциональной нагрузки: Фоновые показатели времени реакции (16,1 ± 0,3 сек) значительно превышают нормальные значения (4-7 сек). Однако сразу после функциональной нагрузки (8,1 ± 0,4 сек) показатели начинают приближаться к норме, а через 40 минут (7,3 ± 0,2 сек) фактически достигают нормальных значений. Неблагоприятные факторы: Неблагоприятным фактором является значительное отклонение фоновых показателей от нормы, что может приводить к негативным последствиям при необходимости принятия важных решений в ограниченный промежуток времени. Общее психологическое состояние: В целом, психологическое состояние студентов можно считать достаточно благоприятным, однако группа риска может включать студентов с низким уровнем функционального состояния ЦНС и низким адаптационным потенциалом личности на стрессовые факторы.

Вывод. Несмотря на наличие статистически значимых отличий между девушками и юношами, медианы указанных показателей укладываются в диапазон нормы. В целом, можно говорить о достаточно благоприятном психологическом состоянии студентов. Группу риска могут составить студенты с низким уровнем ФС ЦНС (34% и 14% девушек и юношей, соответственно) и низким адаптационным потенциалом личности (32,1%) на стрессовые факторы. Таким образом, человек не может находиться в режиме

«немедленного анализа и ответа», если не чувствует потенциальной угрозы. Вопросы изучения здоровой личности, испытывающей стрессы различного генеза, и понимание механизмов аллостати-ческой регуляции (устойчивости и динамики параметров) должны быть приоритетными. Исследование показало важность учета психофизиологических особенностей студентов при организации учебного процесса и необходимости разработки мер по улучшению их психофизиологического состояния для повышения эффективности обучения и профилактики профессионального выгорания.

Список литературы:

1.Кузнецов И.И. Основы психофизиологии и педагогики: учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2014. — 320 с.

2.Поляков А.Н. Методы исследования центральной нервной системы у студентов. — СПб.: Питер, 2013. — 280 с.

3. Смирнова Е.В. Психологическое состояние студентов и его влияние на учебную деятельность. — Екатеринбург: Уральский государственный университет 2016. — 230 с.

4.Шукуров Ф.А. Психофизиология учебной деятельности: монография. — Душанбе: Дониш, 2002. — 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.