УДК 61 : 611.81 (571.52)
doi 10.24411/2077-5326-2019-10001
СКРИНИНГ-АНАЛИЗ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ТУВИНСКИХ СТУДЕНТОВ
Будук-оол Л.К.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
SCREENING-TEST OF SEXUAL DIFFERENCES IN CNS FUNCTIONAL
STATE OF TUVAN STUDENTS
Buduk-ool L.K.
Tuvan State University, Kyzyl
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-413-170004\18 The study was funded by the Russian Foundation for Basic Research according to the grant
No. 18-413-170004\18.
В статье представлены результаты проведенного анализа функционального состояния нервной системы студентов в зависимости от половой принадлежности. В обследовании принимали участие тувинские студенты. Методика оценки функционального состояния включала нейродинамические реакции: простая зрительно-моторная реакция, реакция выбора, реакция на движущийся объект. Выявлены половые отличия в функциональном состоянии студентов. Юноши характеризуются более высоким уровнем функционального состояния центральной нервной системы, у них более устойчивая реакция и выше функциональные возможности. Однако работоспособность характеризуется как «незначительно сниженная» в обеих группах студентов. Вероятно, у тувинских студентов сниженная работоспособность детерминирована дискомфортными климатогеографическими условиями проживания и не зависит от половой принадлежности. Преобладание запаздывающих ответов над опережающими в обеих группах указывает на неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения в ЦНС тувинских студентов.
Ключевые слова: функциональное состояние, сила, подвижность, уравновешенность, нервные процессы, работоспособность, студенты.
The article presents the results of the test of nervous system functional state of students in terms of gender. The survey covered Tuvan students. The method of assessing the functional state included such neurodynamic reactions as the simple visual-motor reaction, the reaction of choice, the reaction to a moving object. The sex-related differences in the functional state of students were identified. Young men are characterized by a higher level of functional state of the central nervous system, they have a more stable reaction and higher functionality. However, performance is characterized as "slightly reduced" in both groups of students. The decrease in working capacity of Tuvan students might have been caused by life in unfavorable climatic conditions and does not depend on their gender characteristics.
Keywords: CNS functional state, strength, mobility, balance, nervous processes, efficiency, students.
Функциональное состояние центральной нервной системы определяется свойствами нервных процессов - силой, уравновешенностью, подвижностью, лежащих в основе адаптационных процессов к обучению студентов [1,2].
Студенты, характеризующиеся достаточным уровнем силы и подвижности возбуждения и торможения, отличаются не только хорошей адаптацией, но и значительными успехами в учебе в отличие от студентов с низкими показателями подвижности и силы нервных процессов [1].
Из литературы известно, что основные свойства нервной системы, как генетически детерминированные, имеют этно-наци-ональные особенности.Было показано, что сила и подвижность нервных процессов выше у студентов-европеоидов в сравнении с азиатами [3, 4].
Нейродинамические свойства нервных процессов оцениваются по интегральным показателям времени реакции [5-7].
Время простой зрительно-моторной реакции - это один из важнейших интегральных показателей скорости. При этом, важное значение имеет скорость прохождения возбуждения по центральномузве-ну рефлекторной дуги, что является маркером возбудимости и лабильности ЦНС, адекватным показателем функционального состояния нервной системы.Уменьшение латентного периода реакции, соответствует повышению уровня функционального состояния нервной системы. Латентное время является важным для мониторинга функционального состояния ЦНС и снижение скорости выполнения реакции указывает на снижение функциональной ак-
тивности ЦНС. Значительное укорочение латентного периода реакций не всегда соответствует повышению функционального уровня ЦНС, особенно после какой-либо нагрузки, например, у слабого возбудимого типа высшей нервной деятельности это связано с растормаживанием и расбаланси-ровкой нервных процессов.
Снижение скорости сенсомоторного реагирования может рассматриваться не только как утомление на нагрузку, но и указыватьна более экономичный тип нервной системы, осуществляющий регуляцию за счет охранительного торможения[8].
В качестве оценки функционального состояния центральной нервной системы используются такие интегральные показатели как функциональный уровень системы (ФУС), уровень функциональных возможностей (УФВ) и устойчивость реакции
(УР) [7].
Цель работы: оценка функционального состояния тувинских студентов в зависимости от пола.
Материалы и методы исследования
В обследовании приняли участие 218 студентов Тувинского государственного университета, средний возраст 19±2,3 лет.
Обследование проводили на базе лаборатории «Адаптация к обучению и внешней среде» Тувинского государственного университета.
Функциональное состояние студентов оценивали по нейродинамическим показателям: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция выбора (РВ) и реакция на движущийся объект (РДО) на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест».Использовали цвет - зеленый,
зеленый-красный (РВ), число предъявляемых сигналов 70, в РДО - 50, обследование проводили бинокулярно. На основании ПЗМР определяли ФУС, УР и УФВ, сравнение проводили в соответствии с нормативными значениями по Мороз М.П. [7]
Латентный период ПЗМР использовали в качестве адекватного показателя функционального состояния центральной нервной системы, как показателя подвижности нервных процессов[1].
Среднее время РВ определяет уровень подвижности, а РДО - уравновешенность нервных процессов.
Статистически-математический ана-лизполученных результатов проводили по программеStatistica 6.0. Уровень достоверности при нормальном распределении определяли по Стьюденту, различия счита-
ли значимыми при р <0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ ПЗМР студентов показал, что период идентификации и восприятия сти-мульного сигнала реакции значительно быстрее протекает у юношей),у них латентный период прохождения нервных импульсов выше. Соответственно 25-75 цен-тили у тувинских юношей меньше на 18,7 мс и 31,7 мс в сравнении с девушками (см. Таблица 1).
Стандартное отклонение и у юношей, и у девушек значительно выше нормативных значений 27-49 мс, что свидетельствует о нестабильности сенсомоторного реагирования и низкой лабильности нервных про-цессовстудентов независимо от пола.
Таблица 1 - Показа ели простой зрительно-моторной реакции тувинских студентов
(М±т)
Показатели Юноши Девушки р (различия по полу)
М, мс 224,93±7,92 302,21±19,11 0,007
SD, мс 78,37±8,92 77,37±4,62 0,917
ФУС у.е. 4,39±0,07 4,14±0,04 0,001
УР у.е. 1,91±0,06 1,69±0,03 0,001
УФВ у.е. 3,55±0,06 3,21±0,04 0,000
Коэффициент точности Уиппла 0,01±0,00 0,01±0,00 0,573
Число преждевременных нажатий 1,68±0,31 1,08±0,11 0,022
К(25%) 182,25±2,40 203,95±1,91 0,000
К(75%) 229,44±3,89 261,17±3,61 0,000
Прим. М - среднее значение, SD—- стандартное отклонение
Анализ ПЗМР в зависимости от половой точности выполнения реакции не имеет принадлежности свидетельствует о досто- различий, а число преждевременных наверно более высоких значениях ФУС, УР, жатий также больше у юношей. Это позво-УФВ у юношей, при этом коэффициент ляет нам сделать вывод о более высоком
уровне функционального состояния ЦНС юношей. Девушки демонстрируют более низкую скорость выполнения реакции, т.к. латентный период реакции у них выше и соответствует низкой подвижности нервных процессов тувинских девушек.
Низкая подвижность может свидетельствовать о более высоком уровне утомления, причиной которого является рассогласование функциональной системы [9]. Студенты со средней функциональной подвижностью возбуждения и торможения, наоборот, меньше подвержены утомлению, что и более высокий уровень когнитивных способностей у них [10].
Среднестатистические функциональные показатели ФУС, УР, УФВ студентов были сопоставлены с уровнем работоспособно-сти[7]. Несмотря на более высокий функциональный уровень ЦНС юношей состояние работоспособности характеризуется как «незначительно сниженная» в обеих половых группах по всем трем интегральным показателям.
Сравнительный анализ ФУС ЦНС с аналогичным показателем у студентов другой
этнической группы, проживающей в наиболее неблагоприятных климатогеогра-фических условиях, характеризуется более низким функциональным состоянием со «сниженной» работоспособностью, а показатели УР и УФВ - оцениваются как «незначительно сниженной» работоспо-собностью[11].В таком функциональном состоянииотмечается снижение скорости выполнения задания и соответственно снижение работоспособности, причиной всего этого чего являются дискомфортные условия проживания.
Реакция выбора - одна из разновидностей сложной сенсомоторной реакции, предназначенной для оценки подвижности нервных процессов. При более высоком коэффициенте точности (см. Таблица 2) время реакции больше у девушек (р<0,05). Число преждевременных нажатий выше у юношей (р<0,05). В соответствии с полученными результатами можно говорить об инертности нервных процессов у девушек, что также подтверждается и средним временем реакции - у них оно даже выше нормативных значений.
Показатели Юноши (п - 64) Девушки (п - 184) р (различия по полу)
М, мс 395,94±8,20 436,31±5,23 0,00
ББ, мс 98,55±3,66 115,14±2,69 0,00
Коэффициент точности Уиппла 0,08±0,0 0,06±0,0 0,03
Кол-во преждевременных нажатий 2,2±0,4 1,2±0,1 0,00
(25%) 325,7±7,8 357,5±4,9 0,00
03 (75%) 450,0±9,0 494,6±5,5 0,00
Таблица 2 - Показатели реакции выбора студентов (М±т)
Реакция на движущийся объект широко используется при анализе временных и пространственных показателей моторных реакций, в частности, она характеризует уровень зрительного внимания, точность выполнения задания, а также учитывает эмоциональное напряжение, что относит ее к сложным сенсомоторным реакциям [12, 13, 14]. РДО является пространственно-временным рефлексом, определяющим уравновешенность возбуждения и торможения.
Таблица 3 - Показатели теста реа
Обработку результатов РДО производили путем сравнения количества опережающих и запаздывающих реакций по Масло-вой с соавт.[15].
У тувинских студентов число запазды-ванийзначительно преобладает над числом опережений (см. Таблица 3), это дает нам основание считать неуравновешенными нервные процессы с преобладанием силы торможения, как у юношей, так и у девушек.
щя на движущийся объект (М±т)
Показатели Юноши Девушки
Кол-во точных реакций 11,71±1,40 9,71±0,74
Кол-во опережений 4,22±1,22# 4,30±4,64#
Кол-во запаздываний 34,90 ±4,10 34,51±9,40
Примечание: # достоверная разница между количеством запаздываний и опережений.
Таким образом, анализ функционального состояния нервной системы студентов свидетельствует о наличии половых различий. Юноши характеризуются более высоким уровнем функционального состояния центральной нервной системы, у них более устойчивая реакция и выше функциональные возможности. Однако работоспособность характеризуется как «незначительно сниженная» в обеих группах студентов. Ве-
роятно, у тувинских студентов сниженная работоспособность детерминирована дискомфортными климатогеографическими условиями проживания и не зависит от половой принадлежности. Преобладание запаздывающих ответов над опережающими в обеих группах указывает на неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения в ЦНС тувинских студентов.
Библиографический список 1. Литвинова, Н.А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровня подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга / Н. А. Литвинова, М. Г. Березина, А. М. Прохорова // Валеология. 1999. № 3. С. 26-32.
2. Казин, М. Э. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. 2002. Т.28. №3. С.23-29.
3. Агаджанян Н. А. Эколого-физиологи-ческие и этнические особенности адаптации человека к различным условиям среды обитания : монография. / Н. А.
Агаджанян, Т. Е. Батоцыренова, Ю. Н. Семенов; Владимирский государственный университет. Владимир : Владимирский государственный университет, 2009. 168 с.
4. Будук-оол, Л. К. Адаптация студентов к обучению: эт-нические аспекты: монография. Кызыл : Изд-во ТывГУ, 2009. 220 с.
5. Лоскутова, Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции // Физиол. Журн. СССР им. И.М. Сеченова. 1975. Т. 61. № 1. С. 3-8.
6. Таймазов, В. А. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. Санкт-Петербург : Олимп-СПб, 2004. 400 с.
7. Мороз, М. П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2007. 40 с.
8. Челышкова, Т. В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы студентов в процессе учебной деятельности / Т. В. Челышко-ва, Н. Н. Хасанова, С. С. Гречишкина [и др.] // Вестник Адыгейского гос. Ун-та, Майкоп : Изд-во АГУ 2008. № 8. С.71-77.
9. Байгужин, П. А.Оптимизация оценки показателей сенсомоторной реакции -предикторов функционального состояния центральной нервной системы // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 252.
10. Ревенко, Е.М. Типологические особенности проявлений свойств нервной системы у студентов, различающихся уровнем интеллекта / Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Казанский педагогический журнал. 2008. №3. С. 76-86.
11. Сафонова, В. Р. Анализ показателей работоспособности студенток медицинского вуза c разным уровнем здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С.25-29.
12. Психологические и психофизиологические особенности студентов / под ред. Н. М. Пейсахова. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1977. 296 с.
13. Бойко, Е. И. Механизмы мыслительной деятельности. Избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2002. 688 с.
14. Боксер, О. Я. Системный анализ двигательных реакций человека в разных режимах работы целенаправленного поведенческого акта / О. Я. Боксер, К. В. Судаков // Успехи физиол. Наук. 1981. Т. 12, №1. С. 1-31.
15. Маслова, О. И. Применение тестовых компьютерных систем в диагностике когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей школьного возраста / О. И. Маслова, А. В. Горюнова, М. Б. Гурьева [и др.] // Медицинская техника. 2005. №1. С. 7-13.
References
1. Litvinova N.A. Adaptatsiya studentov mladshikh kursov v zavisimosti ot urovnya podvizhnosti nervnykh protsessov I funktsionalnoi assimetrii mozga [Adaptation of junior students in terms
of mobility of the nervous processes and functional yndrome of the brain]. The Valeology Journal, 1999, no. 3. Pp. 26-32.
2. Kazin M.E. Vliyaniye psikhofiziologicheskogo potentsiala na adaptatsiyu k uchebnoi deyatel'nosti [Impact of psychophysiological potential on adaptation to learning activities]. The Journal of Human Phisiology, 2002, vol.28, no. 3. Pp.23-3. Agadzhanian N.A. Ekologo-fiziologicheskiye I etnicheskiye osobennosti adaptatsii cheloveka k razlichnym usloviyam sredy obitaniya: monografiya [Ecological, physiological and ethnic features of human adaptation to various environmental conditions: monograph]. Vladimir State University, 2009. 168 p.
3. Buduk-ool L.K. Adaptatsiya studentov k obucheniyu: etnicheskiye aspekty: monografiya [Students' adapatation to learning: ethnic aspects. Monograph]. Kyzyl, TuvSU Publ., 2009. 220 p.
4. Loskutova T.D. Otsenka funktsional'nogo sostoyaniya central'noi nervnoi sistemy cheloveka po parametram prostoi dvigatel'noi reakcii [Evaluation of the CNS functional state of an individual in terms of the simple motor reaction]. Phisiology Journal of the USSR named after I.M. Sechenov, 1975, vol.61, no.1. Pp.3- 8.
5. Taimazov V.A. Psikhofiziologicheskoye sostoyaniye yndrome (metody otsenki I korrektsii) [Psychophisiological state of an athlete (methods of evaluation and correction)]. Saint-Petersburg, Olymp-Spb Publ., 2004. 400 p.
6. Moroz M.P. Ekspress-diagnostika rabotosposobnosti I funktsional'nogo
sostoyaniya cheloveka: metodicheskoye rukovodstvo [Express diagnostics of human efficiency and functional state: methodical manual]. Saint-Petersburg, IMATON Publ., 2007. 40 p.
7. Chelyshkova T.V. Osobennosti funktsional'nogo sostoyaniya central'noi nervnoi sistemy studentov v protsesse uchebnoi deyatel'nosti [Features of the CNS functional state of students in the process of learning activities]. Vestnik of Adygey State University Journal, Maikop, ASU Publ., 2008, no.8. Pp. 71-77.
8. Baiguzhin P.A. Optimizatsiya otsenki pokazatelei sensomotornoi reaktsii — prediktorov funktsional'nogo sostoyaniya central'noi nervnoi sistemy [Optimization of the assessment of indicators of the sensor motor reaction - predictors of the CNS functional state]. Modern Issues of Science and Education Journal, 2011, no. 6. P.252.
9. Revenko Ye.M. Tipologisheskiye osobennosti proyavleniy svoistv nervnoi sistemy u studentov, razlichayushikhsya urovnem intellekta [Typological features of the manifestations of the nervous system properties in students with different levels of intelligence]. Kazan' Pedagogical Journal, 2008, no.3. Pp. 76-86.
10. Safronova V.R. Analiz pokazatelei rabotosposobnosti studentok meditsinskogo vuza s raznym urovnem zdorov'ya [Analysis of performance indicators of female students of medical schools with differences in health]. Modern Issues of Science and Education, 2012, no.2. Pp.25-29.
11. Psikhologicheskiye I
psikhofiziologicheskiye osobennosti studentov. Pod red.N.M. Peisakhova [Psycological and Psycophisiological peculiarities of students. Ed.by N.M. Peisakhov]. Kazan', Kazan' University Publ., 1977, 296 p.
12. Boiko Ye.I. Mekhanizmy myslitel'noi deyatel'nosti [Thinking Mechanisms]. Selected works on Psycology. Voronezh, MODEC, 2002. 688 p.
13. Bokser O.Ya. Sistemnyi analiz dvigatel'nykh reaktsii cheloveka v raznykh rezhimakh raboty tselenapravlennogo povedencheskogo akta [System analysis of
human motor responses in different modes of operation of a targeted behavioral act]. Phisiology Sciences Progress Journal. 1981. Vol.12, no.1. Pp.1-31.
14. Maslova O.I. Primeneniye testovykh komp'yuternykh yndro v diagnostike kognitivnykh narusheniy pri yndrome defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu u detei shkol'nogo vozrasta [The use of test computer systems in the diagnosis of cognitive impairment in attention deficit with hyperactivity disorder in school-age children]. Medical Equipment Journal. 2005. No.1. Pp.7-13.
Будук-оол Лариса Кара-Саловна, доктор биол.наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, e-mail: [email protected].
Larisa Buduk-ool, Doctor of Biological Sciences, Professor at the Department of Anatomy, Phisiology and Life Safety, Tuvan State University, e-mail: [email protected].
Дата поступления статьи в редакцию 23.04.19