Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика подходов к планированию налоговых доходов бюджетов субъектов российской Федерации'

Сравнительная характеристика подходов к планированию налоговых доходов бюджетов субъектов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1763
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокин А.С., Едронов А.В.

В статье анализируются современные теоретические подходы к планированию налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, дается их сравнительная характеристика. Рассматриваются методы и способы расчета прогноза налоговых поступлений в бюджет в рамках наиболее распространенного детерминированного подхода. Приводится информационная модель прогнозирования налогов на базе детерминированного подхода, дифференцированная по методам и способам расчета прогноза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика подходов к планированию налоговых доходов бюджетов субъектов российской Федерации»

Бюджетная политика

сравнительная характеристика подходов к планированию налоговых доходов бюджетов субъектов российской федерации

А. С. КОКИН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов E-mail:kockin@mail.ru

А. В. ЕДРОНОВ, аспирант кафедры финансов E-mail:rucgarchive@yandex.ru Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

В статье анализируются современные теоретические подходы к планированию налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации, дается их сравнительная характеристика. Рассматриваются методы и способы расчета прогноза налоговых поступлений в бюджет в рамках наиболее распространенного детерминированного подхода. Приводится информационная модель прогнозирования налогов на базе детерминированного подхода, дифференцированная по методам и способам расчета прогноза.

Ключевые слова: налоги, планирование, бюджет.

В странах с устойчивой налоговой системой планирование налоговых доходов бюджетов производится на основе экономических прогнозов с широким использованием математического инструментария. Отечественный опыт в области формирования налоговых прогнозов невелик вследствие небольшого срока существования современной налоговой системы, непостоянства нормативной базы, отсутствия единых теоретических и методологических подходов к прогнозированию налогов.

В то же время переход России к практике формирования среднесрочных бюджетов объективно предполагает необходимость разработки подхо-

дов, методов и методик планирования налоговых доходов, формирующих большую часть доходов бюджетов разных уровней.

Только в XXI в. в учебной, специальной и научной литературе появились разделы, так или иначе освещающие теоретические вопросы налогового планирования. В силу новизны проблемы авторы по-разному трактуют содержание подходов и методов планирования, неоднозначна их классификация, отсутствует сравнительная характеристика подходов по определенному набору признаков.

В статье на основе обобщения взглядов современных отечественных ученых на проблемы налогового планирования устанавливаются признаки дифференциации подходов и методов налогового прогнозирования, выявляется перечень возможных подходов и методов, раскрываются их содержание и исходная информационная база, дается сравнительная характеристика подходов по определенному набору признаков.

Автор В. Г. Пансков, не выделяя методов планирования и прогнозирования, отмечает, что «налоговое прогнозирование базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и др. При этом

выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога» [5, с. 64].

Авторы О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев указывают на виды и методы налогового планирования, используемые в налоговой практике. Они полагают, что наибольшее распространение получили трен-довый и экспертный методы, при этом используются следующие виды прогнозирования:

— детерминистические прогнозы;

— прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;

— прогнозы, основанные на использовании моделей с несколькими переменными [3, с. 47, 48].

Метод тренда, или экстраполяции, определен авторами как продолжение в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Данный метод «основывается на информации о поступлении конкретных видов налогов и сборов за определенный предыдущий период, об объемах выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, а также на анализе тенденций развития налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.» [3, с. 47].

«Экспертным методом определяют налоговые базы по каждому налогу и сбору, проводят мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, выполняют расчеты уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, оценивают состояние задолженности по налоговым платежам и результаты изменения налогового законодательства» [3, с. 48]. В данном случае определение экспертного метода авторы дают через совокупность других методов, не раскрывая его содержания.

Указав в качестве одного из видов прогнозирования налоговых поступлений детерминистические прогнозы, О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев называют его детерминистическим подходом и определяют через два других метода — условный метод прогнозирования и метод «налоговых калькуляторов», а условный метод — через статистические и динамические модели. В свою очередь метод «налоговых калькуляторов» базируется на модели типичного налогоплательщика и модели агрегирования [3, с. 48 — 50].

В отношении «прогнозов временных рядов налоговых поступлений» авторы отмечают, что они осуществляются на основании их собственной динамики с использованием методов: скользящих

средних, экспоненциального сглаживания, авторегрессионных моделей [3, с. 50, 51].

К указанному перечню можно добавить еще один весьма распространенный статистический метод прогнозной экстраполяции, незаслуженно забытый авторами, — метод наименьших квадратов.

Прогнозы налоговых поступлений с использованием моделей нескольких переменных — «структурные эконометрические модели, линейные и нелинейные уравнения, модели, построенные на построении опережающих экономических индикаторов» [3, с. 51].

Авторы М. Романовский, О. Врублевская отмечают: «Определение контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов» [4, с. 325], однако самих подходов не раскрывают, обозначают лишь четыре группы методов:

— экономические методы (определение суммы доходов на основе статистически оцененных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов);

— метод прогнозирования (анализ временных рядов — установление величины дохода на основании его собственной динамики в прошлых периодах);

— детерминистические методы (расчет величины поступлений доходов на основании процентного изменения в некоторой социальной, экономической или иной переменной, от которой зависит поток доходов);

— экспертные методы (предсказание величины доходных поступлений, осуществленное специалистом по данному источнику доходов).

В некоторых источниках, в которых планирование налоговых доходов рассматривается в рамках бюджетной системы, отмечается, что «в настоящее время существует два различных подхода к прогнозированию доходов при составлении среднесрочных и краткосрочных финансовых прогнозов» — экстраполяционный и моделирование [2, с. 162].

При экстраполяционном подходе прогноз различных элементов дохода осуществляется по их ретроспективным временным рядам. Данный подход широко используется в региональной практике налогового планирования. Экстраполяция базируется на прошлых значениях налоговых доходов и не позволяет учесть изменения макроэкономической ситуации в стране и субъекте Федерации, корректи-

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

3

ровок налогового и бюджетного законодательства, направлений социально-экономической и бюджетно-налоговой политики.

Отметим также, что при экстраполяционном подходе достаточно сложно получить точные прогнозные данные.

При моделировании значение доходов представляется в виде зависимости от некоторых факторов. Данный подход широко используется на федеральном уровне и включает два класса методов — детерминированные и эконометрические.

Детерминированные прогнозные модели предполагают наличие детерминированной связи в виде алгоритма или аналитической зависимости между прогнозируемой величиной и факторами, ее обусловившими. В таких моделях часто используются показатели, задаваемые экспертным путем при отсутствии других способов дать их количественные оценки [2, с. 162, 163].

Детерминированный подход из-за простоты используемого математического аппарата и наличия необходимых исходных данных в последние годы начал применяться, хотя и в небольших масштабах, в региональной практике планирования налоговых доходов бюджетов.

В отношении эконометрических налоговых прогнозных моделей О. Врублевская и М. Романовский, не раскрывая их содержания, лишь отмечают, что они «основаны на предположении, что между прогнозируемой величиной и определяющими ее факторами существуют статистические зависимости». К практическому применению авторы рекомендуют три группы эконометрических моделей: кросс-секционные; модели временного ряда, модели по панельным данным [2, с. 163]. Отметим, что указанные группы характеризуют не столько методы эконометрического моделирования, сколько характер исходных для моделирования данных.

В отношении указанных групп моделей задаются уровень их применения и необходимая информационная база. Кросс-секционные модели используются на региональном уровне и базируются на данных за один временной период для разных субъектов Федерации; модели временного ряда — за несколько периодов по конкретному субъекту Федерации; модели по панельным данным — за несколько периодов для множества субъектов РФ.

Авторы отмечают, что эконометрические модели позволяют строить наиболее точные прогнозы, но использование их в настоящий момент затруднено, в особенности на уровне субъектов Федерации, вследствие объективных причин:

1) высокая сложность моделей, что затрудняет их практическое применение;

2) отсутствие статистических данных:

— необходимых для построения эконометри-ческих моделей по временным рядам и по панельным данным (данные за десятки лет);

— необходимых для построения кросс-секционных моделей и моделей по панельным данным (данные по множеству субъектов Федерации).

По причине ограниченности информации и сложности эконометрического подхода построение кросс-секционных моделей в настоящий момент осуществляется только на федеральном уровне и носит в основном научно-исследовательский характер.

Автор Г. Б. Поляк не обозначает походов к налоговому планированию, а указывает методы планирования, распределяя их по видам налогов. Методы планирования, дифференцированные по видам налогов, представлены в табл. 1.

Очевидно, что Г. Б. Поляком обозначены не методы планирования, а исходная информационная база по каждому виду налогов. Фактически автором используется экстраполяционный подход на основе анализа временных рядов налоговых поступлений и детерминированный подход на основе макроэкономических показателей — факторов, влияющих на налоговые поступления.

Обзор современных трактовок налогового планирования позволяет сделать следующие выводы:

— отсутствует четкое разграничение понятий «подход» и «метод» налогового планирования;

— специалисты в области налогового и бюджетного планирования выделяют разные подходы и методы налогового планирования;

— некоторые специалисты акцентируют внимание на методах, не обозначая подходов к налоговому планированию;

— содержание одного и того же подхода трактуется по-разному;

— не выделено набора признаков, позволяющих однозначно идентифицировать каждый подход к налоговому планированию;

— отсутствует сравнительная характеристика различных подходов по определенному набору признаков.

Отметим, что даже в названии подходов и методов порой отсутствует единство. Например, некоторые авторы говорят о «детерминистических», а другие о «детерминированных» прогнозах.

Очевидно, означенные недостатки носят объективный характер вследствие новизны самой

Таблица 1

Методы планирования отдельных видов налогов*

Виды налогов Методы планирования

Налог на прибыль Индексация налоговых поступлений предыдущих периодов. Прогнозирование налоговых поступлений, исходя из планирования налоговой базы. Комбинация предыдущих методов

Налог на добавленную стоимость Индексация налоговых поступлений предыдущих периодов. Прогнозирование на базе макроэкономических показателей

Налог на доходы физических лиц Планирование на основе численности работающих, фонда оплаты труда

Акцизы Планирование на основе прогноза объемов реализации или производства подакцизной продукции

Водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Планирование на основе числа налогоплательщиков

Налог на имущество организаций Планирование на основе стоимости имущества юридических лиц

Транспортный налог Планирование на основе количества транспортных средств

Единый сельскохозяйственный налог Планирование на основе прогноза доходов и расходов плательщиков налога

Земельный налог Планирование на основе кадастровой стоимости земельных участков

Налог на имущество физических лиц Планирование на основе количества налогоплательщиков и видов имущества

*Таблица составлена авторами статьи по источнику [1, с. 340 — 349].

проблемы налогового планирования, ее недостаточного теоретического осмысления, отсутствия значительного практического опыта прогнозирования налоговых доходов, как на уровне Федерации, так и в субъектах РФ.

Разграничим понятия «подход» и «метод» налогового планирования. В толковых словарях русского языка подход определяется как совокупность приемов и способов в изучении чего-либо. В философских словарях дается толкование научного подхода как совокупности способов, методов, приемов получения знаний о закономерностях мира. Оба толкования подчеркивают иерархическую со-подчиненность двух понятий — подход реализуется через набор методов.

Очевидно, что все методы в рамках одного подхода должны иметь какой-то общий существенный признак, которым следует считать единство исходной для планирования информационной базы.

С учетом этого выделим следующие подходы к налоговому планированию (рис. 1):

— экстраполяционный;

— детерминированный;

— эконометрический;

— экспертный.

Под экстраполяционным подходом будем понимать распространение установленных в прошлом тенденций на прогнозируемый период, базирующееся на данных о налоговых поступлениях в периодах, предшествующих плановому. Исходная база такого подхода — одномерные ряды динамики налоговых доходов периодов, предшествующих плановому.

детерминированный подход — расчет плановых значений на основании определенной в виде функции, формулы или алгоритма связи между результативным показателем (налоговыми доходами) и макроэкономическими показателями — факторами. Исходная база — налоговые доходы периодов, предшествующих плановому, прогноз налоговой базы и темпов изменения макроэкономических показателей, дифференцированных по видам налогов.

Эконометрический подход — планирование на основе системы регрессионных (линейных и нелинейных) уравнений, в которых выражается зависимость искомых величин от внешних воздействий, при этом зависимая переменная одного уровня может одновременно выступать в качестве независимой переменной другого уровня. Исходная база такого подхода — многомерные временные ряды налоговых поступлений и нескольких факторов, связанных между собой.

Экспертный подход — интуитивное предположение специалиста об изменении того или иного элемента налогообложения на основе большого опыта налогового планирования, детального знания налогового законодательства, исследования динамики налоговых доходов. Исходная база — вся доступная информация о планируемых налогах.

Для полной характеристики того или иного подхода, а также в целях сравнения различных подходов выделим их отличительные признаки. В качестве таковых примем:

— содержание подхода;

— исходную информационную базу;

Подходы к налоговому планированию

Экстраполяционный

Детерминированный

Эконометрический

Экспертный

Распространение

тенденций, установленных в прошлом, на прогнозируемый

период

* ~

Расчет плана на основании жестко определенной связи между налоговыми доходами и их факторами

Одномерные ряды динамики налоговых доходов предшествующих периодов

Планирование на основе системы

регрессионных уравнений связей переменных и факторов

Прогноз макроэкономических показателей. Налоговые доходы предыдущих периодов. Прогноз налоговой базы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интуитивные предположения о будущей ситуации специалиста в области налогообложения

Многомерные временные ряды

налоговых поступлений и взаимосвязанных факторов

Вся доступная информация о планируемых налогах

Исходная информационная база

Рис. 1. Подходы к налоговому планированию

— методы планирования;

— область применения;

— уровень налогового планирования;

— недостатки подхода;

— преимущества подхода.

Сравнительная характеристика подходов к

налоговому планированию на основе выделенных отличительных признаков приведена в табл. 2. Данные таблицы позволяют:

— установить перечень возможных подходов к налоговому планированию;

— однозначно идентифицировать каждый подход по содержанию, исходной информационной базе, методам планирования, области применения, уровню планирования, преимуществам и недостаткам подхода;

— сравнить подходы к налоговому планированию, как по отдельным признакам, так и по их совокупности.

Поскольку содержание подходов и информационной базы, на которых они основываются, рассмотрено ранее, остановимся на характеристике походов по пяти оставшимся признакам: методам планирования, области применения, уровню планирования, недостаткам и преимуществам подхода.

При экстраполяционном подходе применяются такие общеизвестные в теории статистики методы, как скользящие средние, экспотенциаль-

ное сглаживание, авторегрессионные модели, метод наименьших квадратов. Подход может применяться как для планирования отдельных видов налогов, так и агрегированных налоговых поступлений на уровне субъектов Федерации.

Основной недостаток экстраполяционного подхода — недостаточно высокое качество прогнозов, невозможность учета изменений макроэкономической ситуации в стране и регионе. В то же время метод прост в использовании и базируется на доступной статистической базе.

При детерминированном подходе устанавливается функциональная зависимость налоговых доходов от определяющих их факторов на основе статистических и динамических моделей прогнозирования, модели типичного налогоплательщика и агрегирования данных. Статистические модели базируются на данных о налоговых базах и налоговых поступлениях, динамические — на информации только о налоговых поступлениях за периоды, предшествующие планируемому.

Применение модели типичного налогоплательщика и агрегирования данных предполагает поиск типичного представителя определенной категории налогоплательщиков, расчет налоговых обязательств на основе индивидуальной налоговой декларации и распространение полученных данных на всех налогоплательщиков с учетом прогноза экономического роста. Отметим, что данный метод налогового прогнозирования широко используется Казначейством США [3, с. 50].

Детерминированный подход целесообразно использовать для планирования отдельных видов налогов на региональном и федеральном уровнях. Он обеспечивает достаточную, хотя и не самую высокую, точность прогноза при простоте используемых методов.

Эконометрический подход базируется на системе линейных и нелинейных уравнений, ограниченно применяется для планирования отдельных видов налогов только на федеральном

Таблица 2

сравнительная характеристика подходов к налоговому планированию

Отличительные Подходы к налоговому планированию

признаки Экстраполяционный детерминированный Эконометрический Экспертный

Содержание Распространение уста- Расчет плановых значений Планирование на ос- Интуитивное пред-

новленных в прошлом на основании определенной нове системы регрес- положение специа-

тенденций изменения в виде функции, формулы сионных уравнений, листа об изменении

налоговых доходов на или алгоритма связи между в которых выражается того или иного

планируемый период налоговыми доходами и зависимость искомых элемента налогооб-

факторами — макроэконо- величин от внешних ложения

мическими показателями взаимоувязанных факторов

Исходная ин- Одномерные ряды дина- Прогноз факторов -макро- Многомерные вре- Вся доступная ин-

формационная мики налоговых дохо- экономических менные ряды нало- формация о налогах

база дов предшествующих показателей. говых поступлений

периодов Налоговые доходы и налоговые базы предшествующих периодов и взаимосвязанных факторов

Методы плани- Скользящие средние. Статистические и динами- Система линейных и Мониторинг налого-

рования Экспоненциальное сгла- ческие модели прогнозиро- нелинейных уравне- вых доходов.

живание. вания. ний Анализ налогового

Авторегрессионные Метод типичного налогоп- законодательства.

модели. лательщика и агрегирова- Оценка задолжен-

Метод наименьших ния ности по налоговым

квадратов платежам

Наиболее рас- Планирование отде- Планирование отдельных Планирование отде- Планирование отде-

пространенная льных видов налогов и видов налогов льных видов налогов льных видов налогов

область приме- агрегированных налого- и агрегированных на-

нения вых поступлений логовых поступлений

Уровень плани- Субъекты Федерации Субъекты Федерации Федерация в целом Субъекты Федерации

рования Федерация в целом

Недостатки Недостаточно высокое Не самая высокая точность Трудность практичес- Субъективность

подхода качество прогнозов. прогноза кого использования прогноза, его зави-

Не учитывают измене- из-за сложности симость от опыта,

ния макроэкономичес- моделей и отсутствия знаний и интуи-

кой ситуации в стране и необходимых статис- ции специалиста,

регионе тических данных осуществляющего планирование

Преимущества Простота использования. Простота и достаточная Самая высокая точ- Применим при

подхода Доступность исходной точность прогнозов. ность прогнозов отсутствии полной

статистической базы. Наличие необходимой ста- информационной

Наличие необходимой тистической базы базы

статистической базы

уровне вследствие отсутствия необходимых статистических данных и сложности методов. В то же время данный подход обеспечивает самую высокую точность прогноза.

Набор методов экспертного подхода зависит от специалиста, планирующего налоговые доходы, и включает мониторинг налоговых поступлений, анализ налогового законодательства, оценку задолженности по налоговым платежам и собираемости налогов. Экспертный подход в существенной степени субъективен, качество прогноза в этом случае зависит от опыта, знаний и интуиции специалиста. Поскольку в большинстве субъектов Федерации к настоящему времени еще не создано необходимой

статистической базы для планирования доходов на базе математических методов и моделей, экспертный метод широко используется в региональной отечественной практике планирования налоговых поступлений.

Сравнивая подходы, можно, например, отметить, что для планирования отдельных видов налога можно применить все подходы, а для агрегированных налоговых поступлений — экстраполяционный и экспертный методы.

На уровне Федерации в целом наиболее распространены детерминированный и эконометри-ческий подходы, субъектов Федерации — экстрапо-ляционный, детерминированный и экспертный.

Отметим, что в практике отечественного налогового планирования в рамках формирования среднесрочных бюджетов субъектов Федерации все большее применение находит детерминированный подход, что обусловливает необходимость более детального рассмотрения его методов.

В современной специальной литературе и методиках планирования налоговых поступлений субъектов Федерации приводятся два основных статистических метода детерминированного подхода (иногда под разными названиями). Определим их как:

— приведение фактических поступлений отчетного периода к условиям прогнозируемого периода;

— прямой расчет на основе прогноза налоговой базы.

Последовательность прогнозирования поступлений налога определенного вида методом приведения фактических поступлений отчетного периода к условиям прогнозируемого периода можно задать следующим образом:

— корректировка фактического поступления налога в целях расчета прогнозного их значения;

— задание условий прогнозного периода;

— пересчет фактических налоговых поступлений отчетного периода с учетом условий прогнозируемого периода;

— корректировка прогнозного значения налогового поступления.

При корректировке фактического налогового дохода по у'-му налогу в отчетном (/—1) периоде необходимо увеличить (+) сумму налоговых поступлений НД (/—1) у' на фактическую величину недополученных доходов НН(/—1)' и уменьшить (—) на фактические суммы налогов, уплаченных в счет погашения задолженности НП (/—1) у', а также носящих единовременный характер ЕН (/—1) у.

Недополученные доходы могут включать суммы:

— налоговых кредитов;

— возмещения ранее уплаченных сумм и т. п.

Суммы в счет погашения задолженности по

налогу обусловлены:

— погашением налогового кредита;

— налоговыми льготами;

— выпадающими доходами и пр.

Условия прогнозного периода задаются следующими показателями:

— темпами изменения макроэкономических показателей, влияющих на величину налоговых поступлений (из прогноза социально-экономического развития субъекта РФ) Ту';

— коэффициентом влияния прогнозируемых изменений налогового и бюджетного законодательства на величину налоговых поступлений К/у;

— прогнозируемым нормативом отчисления у'-го налога в консолидированный бюджет субъекта РФ НО/}.

Таблица 3

Макроэкономические показатели для прогнозирования налоговых доходов бюджета субъекта Федерации

Макроэкономические показатели Налоги

Темп роста амортизационных отчислений в действующих ценах Налог на имущество организаций

Темп роста объема произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах Единый сельскохозяйственный налог

Темп роста объема прибыли прибыльных предприятий в действующих ценах Налог на прибыль организаций

Темп роста фонда оплаты труда и социальных выплат в действующих ценах Налог на доходы физических лиц

Темп роста объема произведенной промышленной продукции по субъектам Федерации и по РФ в действующих ценах Акцизы на спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, пиво

Индекс промышленного производства нефтеперерабатывающей промышленности в действующих ценах Акцизы на горюче-смазочные материалы и нефтепродукты

Темп роста парка транспортных средств Транспортный налог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темп роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах Прочие налоги и сборы, дающие незначительные доходы

Темп роста доходов бюджета по налогу на доходы физических лиц (средний по динамике за последние три года) Налог на имущество физических лиц

Темп роста фонда оплаты труда и социальных выплат в действующих ценах Государственная пошлина

Темп роста объема произведенной промышленной продукции по субъекту Федерации в действующих ценах Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Индекс потребительских цен; темп увеличения количества налогоплательщиков Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Темп роста кадастровой стоимости земли Земельный налог

Совокупность макроэкономических показателей, выступающих факторами по отношению к суммам налогов, большинством авторов дифференцирована по видам налогов. В табл. 3 приведем их перечень, указанный в работе [2, с. 164, 165].

Коэффициент Ку целесообразно задавать экспертным путем с учетом возможных изменений ставок налогов, налоговых баз, порядка исчисления налогов.

Приведение фактического поступления налога в отчетном периоде к условиям прогнозного периода

производится его умножением на перечисленные коэффициенты.

Корректировка прогнозного значения налогового поступления осуществляется на основе следующих прогнозов:

— недопоступления налогов ННу (—);

— погашения недоимки НПу (+);

— единовременных налоговых сумм ЕНу (+).

С учетом этого формула расчета прогнозируемых

налоговых поступлений на основе детерминированного подхода с использованием метода приведения фактических налоговых поступлений отчетного периода к условиям прогнозируемого периода примет вид: НДу = [НД (-1) у + НН (-1) у - НП (-1) у -- ЕН (-1) у] • Ту • Кгу • НОiу -

- ННу + НПу + ЕШу. (1)

Авторами О. Врублевской, М. Романовским условия прогнозируемого периода задаются следующими показателями [2, с. 163, 164]:

Ту — темп роста макроэкономического показателя, влияющего на у-й налог, в прогнозируемом периоде;

НОiу — норматив отчисления у-го налога в консолидированный бюджет субъекта РФ в прогнозируемом периоде;

Аiу — поправочный коэффициент, учитывающий льготы и недоимки по платежам у-го налога в прогнозируемом периоде;

Ку — поправочный коэффициент, учитывающий прогнозируемые изменения налоговой базы, ставки у-го налога, его собираемости внутри планируемого периода;

Siу—поправочный абсолютный показатель изменения дохода поу-му налогу в связи с прогнозируемыми льготами и прочими неучтенными факторами.

Коэффициент Аiу предлагается рассчитывать по данным о фактических и расчетных налоговых поступлениях за предыдущий год: Агу = НД(-1)у: [НБ(-1)у • С (-1)у • НО(-1)у], где НД (-1) у — фактические доходы по у-му налогу в периоде, предшествующем прогнозируемому;

НБ (-1) у — налоговая база по у-му налогу в периоде, предшествующем прогнозируемому;

С (-1) у — ставка по у-му налогу в периоде, предшествующем прогнозируемому;

НОiу — норматив отчислений у-го налога в консолидированный бюджет субъекта РФ в периоде, предшествующем прогнозируемому.

Предполагается, что налоговая база из года в год изменяется так же, как макроэкономический показатель, выступающий фактором по отношению к у-му налогу:

НБiу = НБ (-1) у •

Прогноз налоговых поступлений (доходов) по у-му налогу на г-й год (без учета поправочных коэффициентов) рассчитывается по формуле:

Ндгу = НБгу • сгу • Агу • Ногу.

Подставим в последнюю формулу расчетную формулу Агу и произведем некоторые преобразования. В результате этого формула расчета прогнозируемых налоговых доходов примет вид:

нду = нд(г-1)у • ту • {[Су • Ногу]: : [С (г-1)у • но (г-1)у]}.

С учетом поправочных коэффициентов получим модернизированную формулу:

НДу = НД (г-1) у • Ту • {[Су • НОгу] : [С (г-1)у • НО (г-1)у]} • ку + Бу. (2)

На практике для расчета прогноза налогов по их видам достаточно широко используется другой метод детерминированного подхода — прямого счета на основе прогноза налоговой базы.

Зададим последовательность прогнозирования налоговых поступлений методом прямого счета:

— прогнозируется налоговая база (экспертным путем или на основе темпов изменения макроэкономических показателей, влияющих на величину у-го налога) НБгу;

— задается ставка у-го налога в прогнозируемом периоде Сгу;

— прогнозируется норматив отчисления у-го налога в консолидированный бюджет РФ НОгу;

— прогнозируются абсолютные суммы уменьшения налоговых поступлений по у-му налогу ННу и их увеличения НПу, ЕНу.

Формулу расчета прогнозного значения у-го налога в этом случае можно задать формулой: НДу = НБгу -х Су -х НОгу - ННу + НПу + ЕНгу. (3)

На рис. 2 представлена разработанная авторами данной статьи информационная модель прогнозирования налогов на базе детерминированного подхода, дифференцированная по методам и способам расчета прогноза.

Модель позволяет:

Исходные данные

Фактические поступления у-го налога в отчетном периоде

Недополученные суммы у'-го налога в отчетном периоде

Фактические суммы '-го налога, уплаченные в счет погашения задолженности

Налоговые суммы единовременного характера в отчетном периоде поу'-му налогу

Прогноз темпа изменения макроэкономического показателя, влияющего на поступленияу'-го налога

Прогноз недопоступленияу'-го налога

Прогноз погашения недоимки по j-мy налогу

Ставкау'-го налога в отчетном периоде

Прогноз ставкиу'-го налога

Норматив отчислений у'-го налога в бюджет в отчетном периоде

Поправочный абсолютный показатель по неучтенным факторам

Прогноз налоговой базыу'-го налога

Коэффициент влияния прогнозируемых изменений бюджетного и налогового законодатель ств а

Прогнозируемый норматив отчисления у'-го налога в бюджет субъекта РФ

Прогноз единовременных поступлений '-го налога

Детерминированный подход

Метод приведения

I

Метод прямого счета

Формула 1

- НД0-1)] _

- НН(,-1)] _

- НП(1-1)]

- ЕН(1-1)]

- ту

- ку

- но,' _

нни

- НПу _

- ЕНУ _

С(,-1),-

Су

- НО(,-1)у _

- Sу

НБу

Ш.

Л!

_£х!

Щ

1

Формула 2

Формула 3

Рис. 2. Информационная модель прогнозирования налогов на основе детерминированного подхода

— установить исходные данные по каждой из трех формул расчета прогноза;

— отнести каждую из трех формул к одному из двух методов детерминированного подхода;

— определить способ вхождения исходных данных в каждую формулу расчета — абсолютной величиной (знаки (+), (—)) или коэффициентом (знаки (х), (:));

— выявить различия в составе исходных данных и способах их вхождения в каждую из трех формул;

— акцентировать различия двух методов детерминированного подхода.

Метод приведения фактических налоговых поступлений отчетного периода к условиям базисного периода в формулах (1) и (2) базируется на следующих данных:

— фактические налоговые доходы в периоде, предшествующем прогнозируемому;

— прогноз темпов изменения макроэкономических показателей, влияющих на величину налоговых доходов;

— прогнозируемые нормативы отчислений налогов в консолидированный бюджет субъекта Федерации;

— коэффициент влияния прогнозируемых изменений бюджетного и налогового законодательства.

В то же время корректировка фактических данных отчетного периода в формуле (1) производится на основе фактических абсолютных недополученных сумм и сумм единовременного характера и уплаченных в счет погашения задолженности. Аналогично по прогнозу абсолютных сумм корректируется прогноз налоговых поступлений.

В формуле (2) сопоставление прогнозируемого и отчетного периодов осуществляется путем сравнения ставок и нормативов отчислений налогов указанных периодов и поправочного абсолютного показателя по всем факторам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод прямого счета (формула 3) базируется не на фактических налоговых поступлениях отчетного периода, а на прогнозе налоговых баз по видам налогов. В расчете участвуют также следующие прогнозные данные (по каждому виду налога):

— ставки налога;

— нормативы отчислений налога в консолидированный бюджет субъекта Федерации;

— суммы погашения недоимки по налогу;

— суммы единовременных поступлений налога.

Сравнительная характеристика теоретических подходов к налоговому планированию выступает предпосылкой анализа отечественного практического опыта планирования налоговых поступлений в субъектах Федерации.

список литературы

1. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г. Б. Поляка. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 703 с.

2. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. Изд. 4-е / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. СПб.: Питер, 2008. 576 с.

3. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». М.: Омега-Л, 2008. 288 с.

4. Налоги и налогообложение. Изд. 6-е. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. СПб.: Питер, 2009. 528 с.

5. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. Изд. 6-е, доп. и перераб. М.: МЦЭФР, 2004. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.