Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на прогнозирование налоговых доходов бюджетов'

Факторы, влияющие на прогнозирование налоговых доходов бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДОВ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / BUDGET / DETERMINED MODELS / FORECAST METHODS / MACROECONOMIC INDICATORS / TAX / TAX PLANNING / INCOME FORECAST / EXTRAPOLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баглаев Евгений Олегович

Рассмотрены методические основы прогнозирования налоговых доходов бюджетов всех уровней, их достоинства и недостатки. Охарактеризованы трудности, возникающие в процессе прогнозирования, предложены варианты его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING BUDGETARY TAX INCOMES FORECAST

The article deals with methodical background of budgetary tax incomes forecast at all budget levels, as well as their advantages and disadvantages. The author characterizes difficulties that emerge during the forecast process, and proposes ways of its improvement.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на прогнозирование налоговых доходов бюджетов»

УДК 336.221.262 Е.О. Баглаев

ББК 65.261.4

О

(N

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Рассмотрены методические основы прогнозирования налоговых доходов бюджетов всех уровней, их достоинства и недостатки. Охарактеризованы трудности, возникающие в процессе прогнозирования, предложены варианты его совершенствования.

Ключевые слова: бюджет, детерминированные модели, методы прогнозирования, макроэкономические показатели, налог, налоговое планирование, прогнозирование доходов, экстраполяция.

Ye.O. Baglaev

FACTORS INFLUENCING BUDGETARY TAX INCOMES FORECAST

The article deals with methodical background of budgetary tax incomes forecast at all budget levels, as well as their advantages and disadvantages.

The author characterizes difficulties that emerge during the forecast process, and proposes ways of its improvement.

Keywords: budget, determined models, forecast methods, macroeconomic indicators, tax, tax planning, income forecast, extrapolation.

На сегодняшний день вопросы наиболее точного планирования налоговых поступлений в доходные части бюджетов в России особо актуальны в связи с отрицательными явлениями в экономике и увеличением амплитуды колебаний факторов и показателей, влияющих на их величину. | Среди данных факторов можно отметить результаты экономической де-

*н ц ятельности субъектов малого предпринимательства, которые являются

®<<| особо чувствительными к внешним факторам. В России потребность в

g государственном планировании более насущна, чем в других странах.

! Это обусловлено сложными природно-климатическими условиями и не

b° i имеющей аналогов в мире территориальной протяженностью страны.

ь Предметом планирования налоговых поступлений являются при

§ g! чинно-следственные связи явлений и процессов взаимодействия госу

°о»

^щ! В широком смысле содержание планирования проявляется в науч-

но “

дарства и налогоплательщиков.

£§,§ ном обосновании будущего поведения системы, ее частей, элементов,

н®в процессов и явлений.

В связи с этим различные авторы приводят следующие определения

Н термина «планирование». М.Л. Архипцева считает, что планирование —

это разработка планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения [1]. М. Шаккум

дает такое определение планирования: это проекция в будущее для до-

стижения поставленной цели при определенных условиях и возможнос-•а тях [9]. Г.Б. Поляк определяет планирование как последовательность

действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных дан-С'ф ных по собираемости налоговых платежей [6].

© Е.О. Баглаев, 2011

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

Ен^ 1

ой-

^ 1

1

^ Л £ ё§!

« цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

Следует отметить, что будущее поведение системы также может быть представлено в виде прогноза. Д. Фридман в книге «Анализ и оценка приносящей доход недвижимости» дает определение прогнозирования как процедуры оценки будущих событий, основанной на нынешних знаниях, фактах, теории и суждении [8]. Б.И. Герасимов дает следующее определение прогнозирования: это комплекс аргументированных предположений относительно будущих параметров экономической системы [5]. В.В. Белоусов определяет прогнозирование как направление, основанное на системе установления причинно-следственных связей и закономерностей выявления состояний и вероятных путей развития явлений и процессов [2].

На основании вышесказанного автором предложено следующее определение планирования налоговых доходов бюджетов: это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении. Прогнозирование налоговых доходов — это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций, моделирования и обоснованного суждения.

Как видно из приведенных определений планирования и прогнозирования, основное отличие между ними носит целевой характер. Планирование связано с постановкой задач по достижению определенных показателей. Прогнозирование в большей степени носит исследовательский характер, результатом которого являются определенные вероятностные значения и показатели, использование которых способствует повышению обоснованности постановки задач, в том числе и планов.

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата. Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям [1].

В настоящее время при составлении краткосрочных финансовых прогнозов используется два подхода к прогнозированию доходов, это экстраполяционный подход и моделирование (рис.).

Согласно экстраполяционному подходу, прогноз различных элементов доходов осуществляется по их ретроспективным временным рядам. Прогнозное значение доходов зависит, таким образом, от их прошлых значений. Данный метод широко применяется в региональной практике среднесрочного и краткосрочного финансового планирования. При втором подходе — моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента дохода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на федеральном уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов субъектами Федерации.

О

Методы прогнозирования доходов бюджетов

I

«К1

2нё Д 5 =

«31

Ен^ 1

ой-

^ 1

1

^ Л £ ё§|

« ЦТ I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мщ

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

Методы краткосрочного прогнозирования налоговых доходов бюджетов

Методы экстраполяции позволяют учесть в прогнозе прошлую динамику прогнозируемых показателей. С помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально-экономической политики. Несмотря на свое широкое распространение, экстраполяционные методы не позволяют получать достаточно точные прогнозы элементов доходов. Несостоятельность применения данных методов при прогнозировании доходов бюджетов подтверждается специальными исследованиями качества прогнозирования [7].

Прогнозные модели, построенные в соответствии с подходом моделирования, подразделяются на два класса:

- эконометрические;

- детерминированные.

Эконометрические прогнозные модели основаны на предположении, что между прогнозируемой величиной и определяющими ее факторами существуют статистические зависимости. К практическому применению в настоящее время рекомендуются три группы эконометрических моделей:

- кросс-секционные модели. Основываются на данных для разных субъектов Федерации за один временной период;

- модели временного ряда. Предполагают использование данных по конкретному субъекту Федерации за несколько временных периодов;

- модели по панельным данным. Позволяют учесть информацию о факторах для множества субъектов Федерации за ряд временных периодов.

Эконометрические модели позволяют строить наиболее точные прогнозы, но обладают следующими недостатками, затрудняющими их применение в текущий момент, в особенности на уровне субъектов Федерации:

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§!

« Я41

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

1. Для моделей по временным рядам и по панельным данным необходимы статистические данные за несколько десятков лет, кото-рых в текущий момент для субъектов Федерации не существует. Использование более коротких временных рядов не позволяет получить статистически значимые прогнозы.

2. Для кросс-секционных моделей и моделей по панельным данным необходимы статистические данные по многим субъектам Федерации. Регулярное получение такой информации для отдельного субъекта Федерации является проблематичным. Построение кросс-секционных моделей в настоящий момент осуществляется только на федеральном уровне и по большей части имеет научно-исследовательский характер.

3. Эконометрические модели оказываются слишком сложными, что затрудняет их практическое использование. Поэтому на уровне субъектов Федерации более широко применяются детерминированные модели.

Детерминированные прогнозные модели предполагают наличие детерминированной связи в виде алгоритма или аналитической зависимости между прогнозируемой величиной и факторами, ее обусловливающими. В таких моделях часто используются показатели, задаваемые экспертным путем.

При данной методике прогнозируемое значение дохода по конкретному налогу рассчитывается на основе прогнозных и прошлых значений факторов, входящих в его модель [3]. Для каждого налога используется конкретный макроэкономический показатель, влияющий на налоговую базу. Например, динамика доходов бюджета от налога на прибыль организаций напрямую зависит от темпов роста прибыли предприятий, доходы от транспортного налога прогнозируются с учетом темпов роста единиц транспорта, доходы от земельного налога имеют зависимость от темпов роста кадастровой стоимости земель и т.д.

Таким образом, наблюдается прямая зависимость доходности бюджетов от экономических показателей предприятий-налогоплательщиков.

Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достоверного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.

В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов различия между плановыми и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Однако выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов, состояния экономики и показателей деятельности предприятий-налогоплательщиков, но и от того, насколько реальны и выполнимы позиции плана, насколько точны были расчеты и прогнозы, положенные в основу при его разработке [4].

Таким образом, по мнению автора, основой для точного и обоснованного планирования налоговых доходов бюджетов всех уровней является всесторонний анализ социально-экономических показателей в совокупности с оценкой поступлений налогов в предыдущие периоды, создание благоприятных условий для предприятий-налогоплательщиков, позволяющих снизить амплитуду колебаний показателей их экономической деятельности, а также совершенствование и стабилизация законодательной базы. Совершенствование методики прогнозирования налоговых доходов является актуальным направлением совершенствования бюджетного процесса в России.

(N

^ Список использованной литературы

^ 1. Архипцева М.Л. Методологические основы прогнозирования и планиро-

вания налоговых поступлений в бюджетную систему / М.Л. Архипцева // Налоги и налогообложение. — 2007. — № 12. — С. 9-14.

2. Белоусов В.В. Мобилизация налогов и государственное налоговое плани© | рование / В.В. Белоусов. — URL: http://konfi-nalog.jurati.ru/node/50.

3. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации / О.В. Врублевская, М.В. Романовский. — СПб.: Питер, 2008. — 565 с.

4. Врублевская О.В. Налоги и налогообложение / О.В. Врублевская, М.В. Романовский. — СПб.: Питер, 2009. — 522 с.

5. Герасимов Б.И. Организационно-экономический механизм формирования региональных программ социально-экономического развития / Б.И. Герасимов, Л.С. Тишина, Н.В. Зенчева. — Тамбов: ТГТУ, 2002. — 148 с.

6. Поляк Г.Б. Бюджетная система России / под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 703 с.

7. Среднесрочное финансовое планирование в регионах и муниципальных образованиях: учеб. пособие, практ. рекомендации. — СПб.: ГП МЦСЭИ «Леон-тьевский центр», 2005. — 240 с. (Сер. «Проект «Финансовое планирование»).

8. Фридман Д. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости / Д. Фридман, Н. Ордуэй. — М.: Дело ЛТД, 1995. — 236 с.

9. Шаккум М. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария / М. Шаккум // Российский экономический журнал. — 1999. — № 7. — С. 35-42.

Referenses

1. Arkhiptseva M.L. Metodologicheskie osnovy prognozirovaniya i planirovaniya nalogovykh postuplenii v byudzhetnuyu sistemu / M.L. Arkhiptseva // Nalogi i nalogooblozhenie. — 2007. — № 12. — S. 9-14.

2. Belousov V.V. Mobilizatsiya nalogov i gosudarstvennoe nalogovoe planiro-vanie / V.V. Belousov. — URL: http://konfi-nalog.jurati.ru/node/50.

3. Vrublevskaya O.V. Byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Federatsii / O.V. Vrublevskaya, M.V. Romanovskii. — SPb.: Piter, 2008. — 565 s.

4. Vrublevskaya O.V. Nalogi i nalogooblozhenie / O.V. Vrublevskaya,

» M.V. Romanovskii. — SPb.: Piter, 2009. — 522 s.

Нц| 5. Gerasimov B.I. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm formirovaniya

regional’nykh programm sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya / B.I. Gerasimov, | L.S. Tishina, N.V. Zencheva. — Tambov: TGTU, 2002. — 148 s.

6. Polyak G.B. Byudzhetnaya sistema Rossii / pod red. G.B. Polyaka. — M.: £o | YuNITI, 2008. — 703 s.

£o| 7. Srednesrochnoe finansovoe planirovanie v regionakh i munitsipal’nykh

Я tr| obrazovaniyakh: ucheb. posobie, prakt. rekomendatsii. — SPb.: GP MTsSEI

| «Leont’evskii tsentr», 2005. — 240 s. (Ser. «Proekt «Finansovoe planirovanie»).

I 8. Fridman D. Analiz i otsenka prinosyashchei dokhod nedvizhimosti /

| D. Fridman, N. Orduei. — M.: Delo LTD, 1995. — 236 s.

gMg 9. Shakkum M. K formirovaniyu sistemy indikativnogo planirovaniya i

“ ee investitsionno-byudzhetnogo instrumentariya / M. Shakkum // Rossiiskii

ekonomicheskii zhurnal. — 1999. — № 7. — S. 35-42.

Информация об авторе

Баглаев Евгений Олегович — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: most1ted@mail.ru.

Author

Baglaev Yevgeniy Olegovich — post-graduate student, Chair of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: most1ted@mail. ru.

ss

os

H

H

о

H

PQ

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.