практика планирования налоговых
доходов консолидированных бюджетов субъектов российской федерации
а. в. едронов,
аспирант кафедры «Финансы» E-mail: rucgarchive@yandex. ru нижегородский государственный университет
имени н. И. лобачевского
В статье рассматриваются отечественные методики планирования налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, применяемые в настоящее время и базирующиеся на различных методах и способах расчета прогноза в рамках детерминированного подхода. Дается сравнительная характеристика методик по различным признакам.
Ключевые слова: налог, планирование, бюджет.
Начало XXI в. знаменуется разработкой среднесрочных бюджетных прогнозов, что ведет к неизбежной необходимости применения современных подходов к планированию налоговых доходов бюджетов всех уровней.
В статье «Сравнительная характеристика подходов к планированию налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации» ^ было подчеркнуто, что наиболее распространенным в настоящее время является детерминированный подход, реализуемый двумя основными методами:
1) приведение фактических налоговых поступлений отчетного периода к условиям прогнозируемого периода:
НДу = [НД + нн (1_1)] - НП (1_1)] — -ш(1_1)] Т^НОу - нщ + НП + Шу С1) Щ = НД (1-1)у • Ту {[Су •НО]
: С о-1)/НО (-у Ку + % (2)
2) прямой расчет на основе прогноза налоговой базы:
НД. . = НБ.. • С.. • НО.. - НН.. + НП.. + ЕН, (3)
у у у у у у у
где НД — налоговые доходы (поступления) у-го
налога в прогнозируемом периоде;
1* Финансы и Кредит. 2009. № 47.
НДр.!, — фактические налоговые поступления у-го налога в отчетном периоде; НН(-_1) у — фактические недополученные в отчетном периоде суммы налога у-го вида; НП — фактические суммы налога у-го вида, уплаченные в отчетном периоде в счет погашения задолженности;
ЕН — фактические единовременные поступления в отчетном периоде суммы налога у-го вида;
Ту — темп изменения макроэкономического показателя, влияющего на величину у-го налога, в прогнозируемом периоде по сравнению с отчетным;
Ку — корректировочный коэффициент, учитывающий возможные изменения бюджетного и налогового законодательства по у-му налогу в прогнозируемом периоде; НОу — норматив отчислений у-го налога в консолидированный бюджет субъекта рФ в прогнозируемом периоде; ННу — прогнозируемые суммы выпадающих доходов по у-му налогу;
НП — прогнозируемые суммы погашения недоимки по у-му налогу; ЕН у — прогнозируемые единовременные поступления у-го налога;
Су. — ставка у-го налога в прогнозируемом периоде;
С (¡-1) у — ставка у-го налога в отчетном периоде;
НО (._)у — норматив отчислений у-го налога в консолидированный бюджет субъекта рФ в отчетном периоде;
Sу — поправочный абсолютный показатель изменения дохода по у-му налогу в связи с
прогнозируемыми льготами и прочими неучтенными факторами;
i — год, на который рассчитывается прогноз; У — вид налога.
Приведем схему, поясняющую различия в информационной базе методов (рис. 1).
Проанализируем, как указанные методы реализуются в методиках планирования налоговых доходов субъектов рФ (табл. 1).
Можно сделать следующие выводы.
1. Отсутствует единая идентификация методик расчета налоговых поступлений в бюджет.
существующие названия представлены четырьмя вариантами (табл. 2).
из анализа данных табл. 1 и 2 видно, что наиболее часто субъекты
Рис. 1. информационная база методов детерминированного подхода
Таблица 1
Перечень методик планирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Наименование методики Наименование субъекта документ, утвердивший методику Источник данных
Методика расчета прогноза налогов, сборов и других обязательных платежей консолидированного бюджета ставропольский край Закон «О межбюджетных отношениях в ставропольском крае» от 30.10.2008 № 83-кз www. dumask. ru
Методика разработки показателей доходов среднесрочного финансового плана красноярский край Постановление совета администрации края от 28.06.2006 № 182-п www/krskstate. ru
Методика прогноза доходов консолидированного бюджета тамбовская область Закон «О межбюджетных отношениях в тамбовской области» от 28.10.2005 № 370-З http: //dostup. scli. ru
Методика прогнозирования отдельных налоговых доходов консолидированного бюджета республика Башкортостан Приказ министерства финансов республики Башкортостан «О мерах по совершенствованию прогнозирования отдельных налоговых доходов республики Башкортостан» от 06.08.2008 № 24 http: //minfinrb. bashkortostan. ru
Методика прогнозирования доходов и расходов консолидированного бюджета и разработки государственного долга на трехлетний период республика Марий Эл Приказ министерства финансов республики от 29.04.2005 № 36 о/д http: //gov. mari. ru
Методические рекомендации по формированию среднесрочного финансового плана Алтайский край на сайте отсутствует www.fin22.ru
Методика прогнозирования доходов бюджета тверская область Закон тверской области «Об областном бюджете на 2006 год» от 28.12.2005 № 169-ЗО www. garant. ru
Методика формирования доходов областного бюджета кировская область Постановление правительства кировской области от 21.07.2008 № 140/284 с изм. от 23.06.2009 www. depfin. kirov. ru
56
финансы и кредит
Окончание табл. 1
Наименование методики Наименование субъекта документ, утвердивший методику Источник данных
Методика формирования перспективного финансового плана Воронежская область Постановление администрации Воронежской области От 21.03.2007 № 201 www. gfu. vrn. ru
Методика расчета прогноза налогового потенциала бюджета сахалинская область Закон сахалинской области «О бюджетном процессе в сахалинской области» от 06.07.2006. № 83-ЗО http: //vff-s. narod. ru
Методика среднесрочного прогноза доходов консолидированного (областного) бюджета Ленинградская область Приказ комитета финансов Ленинградской области «Об утверждении методики формирования, применения и мониторинга перспективного финансового плана Ленинградской области» от 30.06.2006 № 01-02-237 г www. lenobl. ru
Методика расчета доходов консолидированного бюджета свердловская область На сайте отсутствует www. minfin. midural. ru
Наименования методик планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ Таблица 2
Наименование методики Наименование субъектов
Методика расчета прогноза налогов (с вариациями) ставропольский край, тамбовская область, республика Марий Эл, Тверская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, свердловская область
Методика расчета показателей доходов среднесрочного финансового плана (с вариациями) Красноярский край, Кировская область
Методические рекомендации по формированию среднесрочного финансового плана (с вариациями) Алтайский край, Воронежская область
Методика расчета прогноза (оценки) налогового потенциала сахалинская область
Федерации предпочитают название «Методика расчета прогноза налогов».
2. Методические рекомендации утверждаются различными субъектами и документами (табл. 3).
Анализа данных табл. 3 показывает, что методики прогнозирования налоговых доходов утверждаются различными документами и субъектами:
— законами субъектов Федерации;
— постановлениями администрации или правительства;
— приказами министерства (департамента, комитета) финансов.
Законы, в рамках которых утверждаются методики, могут быть различными:
«О межбюджетных отношениях» (ставропольский край, Тамбовская область);
«Об областном бюджете на очередной финансовый год» (Тверская область);
«О бюджетном процессе» (сахалинская область).
3. Количество субъектов Федерации, разработавших методики, невелико.
На официальных сайтах правительств субъектов Федерации представлено чуть более десяти
Таблица 3
документы и субъекты, утверждающие методики прогнозирования налогов
Наименование документов и субъектов, утверждающих методики Наименование субъектов Федерации
Законы субъектов Федерации ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, сахалинская область
Постановления администрации (правительства) Красноярский край, Кировская область, Воронежская область
Приказы министерства (комитета, департамента) финансов Ленинградская область, Республика Марий Эл, Республика Башкортостан
методик по прогнозированию налоговых доходов бюджета. Многие субъекты разрабатывают лишь методики формирования, утверждения, исполнения и мониторинга исполнения среднесрочных финансовых планов, оставляя «за скобками» неотъемлемый элемент формирования бюджета — прогнозирование налоговых доходов.
Проанализируем содержание методик, представленных в табл. 1.
1. Методика расчета прогноза налогов, сборов и других обязательных платежей консолидированного бюджета Ставропольского края
В данной методике используются оба указанных выше метода детерминированного подхода: десять видов налогов прогнозируются методом приведения фактических налоговых поступлений отчетного периода к условиям планового периода, два — прямым счетом.
Перечень налогов, прогнозируемых исходя из фактических поступлений (формула 1), и макропоказателей, влияющих на величину налоговых доходов, приведен в табл. 4.
Корректировка фактических налоговых поступлений производится с использованием следующих показателей:
— недополученная в отчетном периоде сумма налогов по их видам ввиду предоставления налоговых кредитов и выпадающие доходы отчетного периода в части возмещения ранее уплаченных сумм (+);
— сумма в погашение налогового кредита (—).
Корректировка прогнозной суммы налоговых
поступлений осуществляется в таком порядке:
— прогнозные налоговые доходы увеличиваются на ожидаемые поступления налогов в части погашения налогового кредита;
— прогнозные налоговые доходы уменьшаются на ожидаемые недопоступления налогов, выпадающие суммы за счет налоговых льгот и в части возмещения ранее уплаченных сумм.
Методом прямого счета на основе прогноза базы налогообложения по установленным ставкам (формула 2) планируются акцизы и налог на добычу полезных ископаемых. В формулу (2) дополнительно введен коэффициент собираемости налогов. Уменьшение прогнозируемых поступлений производится аналогично предыдущему методу.
Прогноз баз налогообложения в Ставропольском крае осуществляют органы исполнительной власти:
а) по акцизам — министерство сельского хозяйства, министерство промышленности, энергетики и транспорта;
б) по налогу на добычу полезных ископаемых — управление по недропользованию, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
2. Методика разработки показателей доходов среднесрочного финансового плана Красноярского края
В данной методике реализуется только один метод планирования налоговых доходов — приведение фактических поступлений налогов отчетного периода к условиям прогнозируемого периода. Перечень налогов представлен в табл. 5.
Для корректировки фактических налоговых поступлений (формула 1) используются поправочные коэффициенты, учитывающие:
— ожидаемые изменения налоговой и бюджетной политики — ставки налога, норматива отчисления налога в консолидированный бюджет субъекта рФ, порядка предоставления налоговых льгот;
— не учтенные выше факторы — задержка налоговых платежей, дополнительное поступление налогов.
Таблица 4
Перечень налогов консолидированного бюджета Ставропольского края, прогнозируемых исходя из фактических поступлений
Вид налога Макроэкономические показатели
Налог на прибыль организаций Индекс роста прибыли организаций
Налог на доходы физических лиц Индекс роста фонда оплаты труда
Единый налог на вмененный доход для определенных Индекс инфляции
видов деятельности
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Индекс инфляции
Налог на имущество физических лиц Индекс инфляции
Налог на имущество организаций Индекс роста стоимости основных фондов
Земельный налог По последним фактическим данным
Государственная пошлина Индекс потребительских цен
Транспортный налог Индекс потребительских цен
Единый сельскохозяйственный налог По последним фактическим данным
Таблица 5
Таблица 6
Перечень прогнозируемых налогов Красноярского края
Вид налога
Макроэкономические показатели
Налог на прибыль организаций
Индекс физического объема промышленного производства. Индекс-дефлятор цен производителей
Налог на доходы физических лиц
Индекс роста фонда заработной платы
Акцизы
Индекс инфляции
Налог на добычу полезных ископаемых
Индекс физического объема промышленного производства
Налог на имущество организаций
Индекс роста стоимости основных фондов
Другие виды налогов
Индекс роста потребительских цен
Перечень налогов консолидированного бюджета Тамбовской области, прогнозируемых на основе фактических поступлений
Вид налога Макроэкономические показатели
Налог на прибыль организаций Индекс роста прибыли
Налог на доходы физических лиц Индекс роста заработной платы
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Индекс потребительских цен
Налог на имущество физических лиц Индекс потребительских цен
Налог на имущество организаций Индекс роста стоимости основных фондов
Земельный налог Темп роста кадастровой оценки земельных участков
Транспортный налог Индекс роста налоговой базы
Государственная пошлина По последним фактическим данным
Единый сельскохозяйственный налог Индекс роста налоговой базы
Штрафные санкции и возмещение ущерба Индекс роста минимального размера труда
3. Методика прогноза налогов консолидированного бюджета Тамбовской области
Прогноз налоговых доходов консолидированного бюджета Тамбовской области осуществляется двумя методами — исходя из фактических поступлений и прогноза налоговой базы.
Приведением фактических налоговых поступлений отчетного периода к условиям прогнозируемого периода планируются налоги, представленные в табл. 6.
расчеты производятся по формуле (1) с учетом поправочных коэффициентов и абсолютных сумм увеличения и уменьшения фактических и прогнозируемых налоговых поступлений.
Прогнозирование налоговых доходов методом прямого счета осуществляется по формуле (3) на основе прогноза базы налогообложения по
установленным ставкам с учетом коэффициента собираемости налогов, абсолютных сумм предоставляемых налоговых льгот, погашения налоговых кредитов. Методом прямого счета прогнозируются следующие налоги:
— акцизы;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— налог на игорный бизнес;
— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Информация по прогнозу налоговых баз предоставляется органами исполнительной власти (табл. 7).
4. Методика прогнозирования отдельных налоговых доходов Республики Башкортостан
Особенностью данной методики является то, что три налога (на прибыль, на доходы физических лиц,
Вид налогов Наименование органов исполнительной власти, предоставляющих данные по прогнозу баз налогообложения
Акцизы Управление экономической политики администрации области
Налог на добычу полезных ископаемых Управление по охране окружающей среды и природопользованию области
Налог на игорный бизнес Управление Федеральной налоговой службы
Единый налог на вмененный доход по отдельных видам деятельности Управление Федеральной налоговой службы
Таблица 7
Органы исполнительной власти, прогнозирующие базы налогообложения
в Тамбовской области
акцизы) прогнозируются только исходя из фактических поступлений путем их приведения к условиям прогнозируемого периода, остальные — прямым счетом на основе прогноза налоговых баз.
Прогнозирование налогов, исходя из фактических поступлений, производится по формуле (1), для корректировки фактических показателей используется один поправочный коэффициент и абсолютные суммы увеличения и уменьшения налоговых доходов:
— коэффициент, определяемый отношением фактических поступлений отчетного периода к поступлениям предыдущего периода;
— дополнительные или выпадающие доходы, связанные с изменением налогового законодательства, созданием и ликвидацией организацией и другими причинами.
На основе прогноза налоговых баз (формула 3) планируются следующие налоги:
— налог на прибыль организаций;
— налог на доходы физических лиц;
— акцизы;
— единый сельскохозяйственный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— налог на имущество организаций;
— транспортный налог;
— земельный налог;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— налог на игорный бизнес;
— сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Перечисленные налоги планируются умножением ставки налога на прогнозируемую налоговую базу. В формулу расчета единого сельскохозяйственного налога дополнительно вводится коэффициент, исчисляемый отношением фактических налоговых доходов двух предыдущих периодов. При расчете прогноза налогов на имущество учитываются льготы по налогу, установленные законодательством. При планировании налога на добычу полезных ископае-
мых используется коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц): Кц = (Ц — 9) Р/261,
где Ц — цена на нефть марки URALS;
Р — среднегодовой курс долл. США к руб. РФ;
9 и 261 — константы.
5. Методика прогнозирования налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл
В данной методике используется метод прогноза налоговых доходов, исходя из фактических поступлений налога в отчетном периоде по формуле (2), то есть с использованием ставок налога и нормативов отчислений налогов в бюджет предыдущего отчетного и прогнозируемого периода, а также прогноза темпов роста макроэкономических показателей.
При расчете в формуле (2) используются следующие поправочные показатели:
— коэффициент влияния принятых или готовящихся к принятию изменений налогового законодательства (ставок, налоговой базы, льгот и т. д.);
— коэффициент влияния принятых или готовящихся к принятию изменений бюджетного законодательства (нормативов отчислений);
— абсолютное изменение дохода в результате любых неучтенных факторов.
В методике указывается, что первый коэффициент определяется на основе детального анализа изменения базы и может быть рассчитан на основании динамики отклонений — темпов прироста каждого налога и соответствующего макроэкономического показателя за 2—3 предыдущих года (сумма квадратов отклонений от фактических показателей за 2—3 предыдущих года). Он может быть также определен на основании субъективного мнения эксперта, занимающегося прогнозированием. При этом темп роста ставки может быть принят равным индексу потребительских цен в среднем за год к предыдущему году.
Вид налога Макроэкономические показатели
Налог на прибыль организаций Темп роста валового регионального продукта в текущих ценах
Налог на доходы физических лиц Темп роста фонда оплаты труда
Акцизы Темп роста объема реализации подакцизных товаров
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Индекс потребительских цен
Единый налог на вмененный доход Индекс потребительских цен
Государственная пошлина Темп роста поступлений госпошлин
Таблица 8
Перечень налогов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, прогнозируемых исходя из фактических поступлений
Таблица 9
Перечень планируемых налогов консолидированного бюджета Республики Марий Эл
Вид налога База налога
Налог на прибыль организаций Прибыль или разница между валовым региональным продуктом и фондом оплаты труда с социальными выплатами
Налог на доходы физических лиц Фонд оплаты труда
Акцизы Физические объемы производства подакцизной продукции
Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения совокупный доход или валовая выручка субъектов предпринимательской деятельности
Единый налог на вмененный доход отдельных видов деятельности Факт ведения соответствующего вида деятельности
Единый сельскохозяйственный налог сопоставимая кадастровая стоимость сельскохозяйственной земли
Налог на имущество физических лиц стоимость имущества
Налог на имущество организаций Остаточная стоимость основных фондов
Транспортный налог Мощность двигателей транспортных средств
Налог на игорный бизнес Игорное оборудование
Земельный налог Кадастровая стоимость земли
Государственная пошлина База дохода растет вместе с ростом ВРП
В методике Республики Марий Эл отмечается также возможность применения и формулы (1) в рамках детерминированного подхода.
6. Методика планирования доходов среднесрочного бюджета Алтайского края
В данной методике расчет планируемых налогов производится по формуле (2), предусматривающей корректировку налоговых доходов отчетного периода на темп роста (снижения) соответствующего макроэкономического показателя с учетом изменения налоговых ставок и нормативов отчислений.
Перечень налогов в методике отсутствует, заданы лишь макроэкономические показатели:
— индекс потребительских цен;
— индекс тарифов естественных монополий, темп роста заработной платы;
— темп роста прибыли предприятий.
7. Методика прогнозирования налоговых доходов консолидированного бюджета Тверской области
В данной методике основным является метод прямого счета исходя из прогноза налоговых баз и ставок налога (формула 3). Метод используется для прогнозных расчетов по следующим видам налогов:
— налог на прибыль организаций;
— налог на доходы физических лиц;
— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— налог на имущество организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— земельный налог;
— акцизы;
— единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
— лицензионные сборы;
— сбор за пользование объектами животного мира;
— налог на игорный бизнес;
— государственная пошлина;
— транспортный налог.
Прогнозы налоговых баз предоставляются департаментом экономики и промышленной политики области, региональным агентством по недропользованию, государственным предприятием «Госземкадастрсъемка», управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.
По основным налогам (на прибыль и доходы физических лиц) предусмотрен второй метод расчета прогноза — приведения фактических налоговых поступлений отчетного периода к условиям прогнозируемого периода. Этот же метод используется для прогноза налога на имущество физических лиц и единого сельскохозяйственного налога (табл. 10).
8. Методика прогнозирования налоговых доходов бюджета Кировской области
Прогнозирование налоговых доходов бюджета Кировской области производится с использованием обоих методов детерминированного похода. На основе приведения фактических налоговых поступлений отчетного периода к условиям прогнозируемого периода (формула 1) планируются налоги, представленные в табл. 11.
Для корректировки фактических и прогнозируемых налоговых поступлений используются абсолютные показатели доначисленных налогов, недоимок, налоговых льгот.
Методом прямого счета прогнозируются следующие налоги:
— акцизы;
Таблица 10
Перечень планируемых налогов консолидированного бюджета Тверской области
Вид налога Макроэкономические показатели
Налог на прибыль организаций Индекс инфляции
Налог на доходы физических лиц Темп роста фонда заработной платы
Налог на имущество физических лиц Коэффициент пересчета восстановительной стоимости
Единый сельскохозяйственный налог Индекс инфляции
Таблица 11
Перечень налоговых доходов бюджета Кировской области, исчисляемых на базе фактических поступлений налога
Вид налога Макроэкономические показатели
Налог на прибыль организаций Темп роста прибыли
Налог на прочие доходы физических лиц Темп роста прибыли (для дивидендов и долевого участия) Индекс потребительских цен (по остальным доходам)
Государственная пошлина Темп роста количества взимаемых пошлин
Налог на имущество организаций Темп роста среднегодовой стоимости имущества
Транспортный налог Темп роста количества транспортных средств
Единый сельскохозяйственный налог Темп роста количества плательщиков единого сельскохозяйственного налога
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Индекс потребительских цен Темп изменения численности налогоплательщиков
— налог на доходы физических лиц;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— налог на игорный бизнес;
— сбор за пользование объектами животного мира;
— регулярные платежи за пользование недрами.
При планировании акцизов, налога на доходы
физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых прогноз налоговой базы увеличивается на сумму не исполненных в отчетном периоде обязательств (недоимки).
9. Методика прогнозирования налоговых доходов при формировании перспективного финансового плана Воронежской области
В рамках формирования перспективного финансового плана в Воронежской области прогнозирование налоговых поступлений производится исходя из фактических поступлений по формуле (2). Прогноз формируется по следующим видам налогов:
— налог на прибыль организаций;
— налог на доходы физических лиц;
— акцизы;
— налог на совокупный доход;
— налоги на имущество.
Расчет основывается на следующих макроэкономических показателях развития Воронежской области:
— индекс физического объема валового регионального продукта;
— темп роста потребительских цен (индекс инфляции);
— темп роста фонда оплаты труда;
— темп роста прибыли прибыльных предприятий.
10. Методика расчета прогноза налогового потенциала Сахалинской области
В Сахалинской области прогноз налоговых доходов осуществляется с использованием обоих методов детерминированного подхода — по формулам (1) и (3). В обоих случаях учитываются выпадающие доходы за счет налоговых льгот и в части возмещения ранее уплаченных сумм, а также ожидаемые поступления налога единовременного характера.
11. Методика прогноза налоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области
В Ленинградской области прогноз налоговых доходов производится исходя из фактических поступлений отчетного периода по формуле (2) на основе следующих макропоказателей (табл. 12).
Отдельные виды налогов в Ленинградской области прогнозируются отраслевыми и иными органами исполнительной власти (табл. 13).
В методике Ленинградской области от 30.06.2006 отмечено, что структура моделей, используемых для прогноза доходов консолидированного бюджета по разным видам налогов, едина, но прогноз каждого вида налогов строится отдельно. Детально алгоритмы планирования налогов по их видам расписаны в «Методике расчета потенциала доходов консолидированного бюджета Ленинградской области», утвержденной постановлением губернатора области от 25.06.2008 № 130-пг.
Таблица 12
Макроэкономические показатели для прогнозирования налоговых доходов бюджета Ленинградской области
Макроэкономические показатели Вид налога
Темп роста амортизационных отчислений в действующих ценах Налог на имущество организаций
Темп роста объема произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах Единый сельскохозяйственный налог
Темп роста объема прибыли прибыльных предприятий в действующих ценах Налог на прибыль организаций
Темп роста фонда оплаты труда и социальных выплат в действующих ценах Налог на доходы физических лиц. Государственная пошлина
Темп роста объема произведенной промышленной продукции в действующих ценах (по Ленинградской области и по РФ) Акцизы на спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, пиво
Индекс промышленного производства нефтеперерабатывающей промышленности в действующих ценах Акцизы на ГсМ и нефтепродукты
Темп роста парка транспортных средств Транспортный налог
Темп роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах Прочие налоги и сборы, дающие незначительные доходы (прогнозируются единой группой)
Темп роста доходов бюджета по налогу на имущество физических лиц, средний по динамике за последние три года Налог на имущество физических лиц
Таблица 13
Налоги, прогнозируемые в Ленинградской области отраслевыми и иными органами исполнительной власти
Вид налога Макроэкономические показатели
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Темп роста объема произведенной промышленной продукции по Ленинградской области в действующих ценах
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Индекс потребительских цен Темп роста количества налогоплательщиков
Земельный налог Темп роста кадастровой стоимости земли
12. Методика расчета доходов консолидированного бюджета Свердловской области
В методике свердловской области предусмотрено планирование отдельных видов налогов, исходя из фактических налоговых поступлений отчетного периода и темпов ожидаемого роста налоговых поступлений. При прогнозе налоговых доходов, например на 2007 г., коэффициенты имели следующие значения (табл. 14).
В свердловской области прогнозирование налоговых доходов осуществляется на основе анализа временных рядов налоговых доходов, а не с использованием более прогрессивного детерминированного подхода, как в предыдущих методиках. В дальнейшем исключим данный субъект РФ из рассмотрения.
Построим сводную таблицу (табл. 15), позволяющую сравнить практику прогнозирования нало-
Таблица 14
Коэффициенты ожидаемого роста поступлений доходов бюджета Свердловской области на 2007 г.
Вид налога Темп роста налоговых поступлений
Налог на прибыль организаций К = 1,056
Налог на доходы физических лиц К = 1,175
Акцизы по видам продукции (К — К15) = 1,0; 1,06
Налог на имущество организаций К16 = 1,077
Налог на имущество физических лиц КХ7 = 1,2
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности К18 = 1,075
Налог на игорный бизнес, прочие платежи К19 = 1,0
Государственная пошлина К20 = 1,075
Таблица 15
Сравнительная характеристика прогнозирования налоговых доходов консолидированных бюджетов в субъектах Федерации
Субъекты РФ Общее количество налогов Исходя из фактических поступлений Исходя из прогноза налоговой базы (количество налогов, формула 3)
Количество налогов Количество макропоказателей № формулы
Ставропольский край 12 10 5 (1) 2
Красноярский край 6 6 6 (1) —
Тамбовская область 14 10 9 (1) 4
Республика Башкортостан 14 6 5 (1) 11
Республика Марий Эл 12 12 12 (2) --
Алтайский край Не указано Не указано 4 (2) —
Тверская область 16 4 3 (1) 14
Кировская область 13 7 7 (1) 6
Воронежская область 6 6 4 (2) —
Сахалинская область Не указано Не указано Не указано (1) —
Ленинградская область 12 12 13 (2) —
говых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации на основе детерминированного подхода по следующим характеристикам:
— общее число планируемых налогов;
— применяемые методы детерминированного подхода;
— используемые способы расчета прогноза налогов (формулы расчета);
— количество налогов, прогнозируемых тем или иным методом;
— количество макроэкономических показателей, используемых при прогнозировании налогов исходя из фактических налоговых поступлений и приведения отчетного периода к условиям прогнозируемого периода.
Анализ содержания методик планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ позволяет сделать следующие выводы.
1. Отсутствует единообразие как по содержанию, так и по форме изложения порядка расчета прогноза налоговых доходов.
2. Часть субъектов РФ применяет только один метод детерминированного подхода — исходя из фактических налоговых поступлений отчетного периода (Красноярский край, Республика Марий Эл, Алтайский край, Воронежская, Сахалинская, Ленинградская области).
3. Планирование на основании только прогноза налоговой базы (формула 3) производится в пяти субъектах Федерации: Ставропольском крае, Тамбовской, Тверской, Кировской областях, Республике Башкортостан.
4. Большинство субъектов РФ используют оба метода детерминированного подхода планирования налоговых доходов;
5. Число прогнозируемых налогов различно: в Тверской области — 16, в Красноярском крае и Воронежской области — 6.
6. Одни и те же налоги прогнозируются различными методами детерминированного подхода. Например, налог на доходы физических лиц в Ставропольском, Красноярском, Алтайском краях, Тамбовской, Воронежской, Ленинградской областях, Республике Марий Эл планируется, исходя из фактических налоговых поступлений отчетного периода; в Тверской и Кировской областях — исходя из прогноза налоговой базы; а в Республике Башкортостан — двумя методами.
7. Для расчета прогноза налогов, исходя из фактических налоговых поступлений отчетного периода, семь субъектов Федерации (Ставропольский и Красноярский края, Тамбовская, Тверская, Кировская, Сахалинская области, Республика Башкортостан) применяют первую формулу расчета, четыре (Республика Марий Эл, Алтайский край, Воронежская и Ленинградская области) — вторую, модифицированную формулу.
8. Количество макроэкономических показателей, используемых при расчете прогноза налогов, исходя из их фактических поступлений в отчетном периоде, различно: от 3 в Тверской области до 13 в Ленинградской области.
9. Один и тот же налог исчисляется на основе разных макроэкономических показателей. Так, налог на прибыль организаций в Ставропольском крае и Кировской и Ленинградской областях прогнозируется исходя из прогнозируемого темпа роста прибыли, в Красноярском крае — индекса физического объема производства и индекса-дефлятора цен производителей, в Республике Башкортостан — тем-
па роста валового регионального продукта, Тверской области — индекса инфляции.
10. Корректировка фактических и прогнозируемых налоговых поступлений производится с использованием различных поправочных показателей — только абсолютных сумм недоимки, доначислений, налоговых льгот (Кировская, сахалинская области), абсолютных и относительных показателей (ставропольский край, Тамбовская область, Республики Башкортостан, Марий Эл), только коэффициентов (Красноярский край). В некоторых методиках поправочные показатели не указываются вовсе, например в Тверской области.
В целом следует отметить, что разработка методик прогнозирования налоговых доходов в рамках формирования среднесрочных бюджетов субъектов Федерации находится в стадии развития, что порождает различия в применяемых методиках и требует их дальнейшей теоретической, методологической, методической и практической проработки.
Список литературы
1. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009. 703 с.
2. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. Изд. 4-е / под ред. О. Врублевс-кой, М. Романовского. сПб.: Питер. 2008. 576 с.
3. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». М.: Омега-Л. 2008. 288 с.
4. Налоги и налогообложение. Изд. 6-е. / под ред. М. Романовского, О. Врублевской. сПб.: Питер. 2009. 528 с.
5. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. Изд. 6-е, доп. и перераб. М.: МЦЭФР. 2004. 576 с.
финансы И КРЕДИТ
65