Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика когнитивных признаков оппозитивных концептов горячий - холодный'

Сравнительная характеристика когнитивных признаков оппозитивных концептов горячий - холодный Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1015
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ОППОЗИТИВНЫЕ КОНЦЕПТЫ / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / ОТНОШЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ / CONCEPTUALIZATION / APPOSITIVE CONCEPTS / COGNITIVE SIGNS / CONTRAST RELATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухина И. К.

В статье определены когнитивные признаки оппозитивных концептов горячий холодный. Дифференциальными когнитивными признаками концептов являются в приядерной зоне прототипично горячие или холодные объекты, интенсивность проявления признаков, эталонные предметы, внешние признаки которых служат индикаторами определения температуры объекта; в зоне ближайшей периферии способы сделать объект горячим или холодным, прототипично горячие или холодные продукты питания и напитки, восприятие температуры помещения, обработка объектов путем воздействия определенной температуры, ощущение человеком высокой/низкой температуры собственного тела, воздействие на человека высокой/низкой температуры окружающей среды, каких-либо предметов и его последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мухина И. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF COGNITIVE SIGNS OF APPOSITIVE CONCEPTS HOT - COLD

Article is devoted to detection of cognitive signs of appositive concepts hot cold. Differential cognitive signs of concepts are in a priyaderny zone prototypical hot or cold objects, intensity of manifestation of signs, reference objects which external signs serve as indicators of determination of temperature of an object; in a zone of the next periphery methods to make an object hot or cold, prototypical hot or cold food and drinks, perception of temperature of the room, handling of objects by impact of a certain temperature, feeling by the person of high/low temperature of own body, impact per capita of the high/low ambient temperature, any objects and its consequence.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика когнитивных признаков оппозитивных концептов горячий - холодный»

КОНЦЕПТОЛОГИЯ CONCEPTS STUDIES

УДК 808.2-3

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина доцент кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики Мухина И. К.

Россия, г. Екатеринбург, тел. (343) 389-94-15 e-mail: [email protected]

Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin The chair of modern Russian and applied linguistics, associate professor Mukhina I.K.

Russia, Yekaterinburg, (343) 389-94-15 e-mail: [email protected]

И.К. Мухина

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ОППОЗИТИВНЫХ КОНЦЕПТОВ ГОРЯЧИЙ - ХОЛОДНЫЙ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-06-00340 "Отношения противоположности в словаре и дискурсе: лексикографический, когнитивно-дискурсивный и лингвокультурологический аспекты").

The work was supported by Act 211 Government of the Russian Federation, contract № 02.A03.21.0006. Работа выполнена при финансовой поддержке постановления № 211 Правительства Российской Федерации, контракт № 02.A03.21.0006.

В статье определены когнитивные признаки оппозитивных концептов горячий - холодный. Дифференциальными когнитивными признаками концептов являются в приядерной зоне - прототипично горячие или холодные объекты, интенсивность проявления признаков, эталонные предметы, внешние признаки которых служат индикаторами определения температуры объекта; в зоне ближайшей периферии - способы сделать объект горячим или холодным, прототипично горячие или холодные продукты питания и напитки, восприятие температуры помещения, обработка объектов путем воздействия определенной температуры, ощущение человеком высокой/низкой температуры собственного тела, воздействие на человека высокой/низкой температуры окружающей среды, каких-либо предметов и его последствия.

Ключевые слова: концептуализация, оппозитивные концепты, когнитивные признаки, отношения противоположности.

I.K. Mukhina

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF COGNITIVE SIGNS OF APPOSITIVE CONCEPTS HOT - COLD

Article is devoted to detection of cognitive signs of appositive concepts hot - cold. Differential cognitive signs of concepts are in a priyaderny zone - prototypical hot or cold objects, intensity of manifestation of signs, reference objects which external signs serve as indicators of determination of temperature of an object; in a zone of the next periphery - methods to make an object hot or cold, prototypical hot or cold food and drinks, perception of temperature of the room, handling of objects by impact of a certain temperature, feeling by the person of high/low temperature of own body, impact per capita of the high/low ambient temperature, any objects and its consequence.

Key words: conceptualization, appositive concepts, cognitive signs, contrast relations.

Мухина И.К.,2017

Проблема изучения лексических классов, вступающих в отношения противоположности, находится в русле актуальных лингвистических исследований, в том числе и в корпусных [2], поскольку позволяет делать выводы о когнитивном процессе категоризации действительности и отображении в языковой картине мира оппозитивных отношений. Перспективно в этой связи изучение антонимии в идеографическом аспекте.

Общеизвестно, что русское национальное сознание характеризуется противоречивостью и склонностью к оппозитивному осмыслению действительности. Данное свойство мышления находит отражение в существовании оппозитивных концептов (верх -низ, умный - дурак, большой - маленький и др.), репрезентированных в том числе и паремиями с противоположной аксиологической направленностью. Оппозитивные концепты можно обнаружить в различных денотативно-идеографических сферах. В связи с этим интересным представляется проследить то, как элементы действительности подвергаются осмыслению в сопоставлении, и выявить, какие когнитивные признаки являются для данных концептов общими, а какие дифференцированными. Ментальная сущность оппозитивных концептов нами моделировалась по определенной модели, предложенной Л. Г. Бабенко [1]: в центре внимания были лексические репрезентации когнитивных признаков, связанные с приядерной зоной и зонами ближайшей и дальнейшей периферии данного концепта, представленными в совокупности когнитивными признаками, отображающими существенные аспекты конкретизации именуемого концептом явления. Рассмотрим общие и дифференциальные когнитивные признаки концептов горячий - холодный, относящихся к денотативно-идеографической сфере восприятие.

Ядро концептов - основные понятийные признаки, выражающие самые существенные представления о концепте, зеркально соотносятся, различаясь температурными показателями: «имеющий высокую/низкую температуру; подвергшийся нагреванию/охлаждению».

Приядерная зона концептов, которая формируется когнитивными признаками, отражающими представления о различных существенных для понимания концепта аспектах его конкретизации, содержит как общие, так и дифференциальные для концептов горячий - холодный когнитивные признаки. В пересекающуюся часть концептов входят следующие составляющие: «объекты реальной действительности, вещества и явления неживой природы могут быть горячими или холодными в зависимости от определенных условий, при которых холодный объект может стать горячим (нагревать, разогреть) и наоборот (охлаждать/охладить), объект может быть также только горячими (огонь, лава, кипяток) или только холодными (лед, снег). Существуют объекты, которые в норме должны быть горячими/холодными (суп, жаркое - холодное течение и др.), объекты, которые могут приобретать или утрачивать это качество в зависимости от их функционального предназначения (кипятильник, утюг и др.)».

Дифференциальные признаки концептов, входящие в приядерную зону, связаны со следующими лексическими репрезентациями:

1. представлениями о прототипично горячих/холодных объектах: «типично горячими являются кипяток, огонь, уголь, пар, гейзер, вулкан, лава (горячий как огонь (лава, пар)), горячие напитки (чай, кофе)». «типично холодными являются лед (ср.: холодный как сосулька, как айсберг; ледяная как снегурка), тело умершего человека (ср.: холодный как труп, как мертвец, как ноги у покойника), некоторый земноводные животные (холодный как лягушка). Холодными могут быть продукты питания и напитки, которые ранее были горячими и остыли (холодный кофе) или употребляются в пищу холодными (шампанское, холодный чай и др.)». Как видно, эталонами для сравнения при характеристике температуры объекта выступают природные объекты, тело человека, животные, продукты питания и напитки. Общие эталонные объекты - природные объекты, а также продукты питания и напитки. «Данная характеристика связана также с климатом и погодой, характеризующимися очень высокой/низкой температурой воздуха (жара -

температура обычно выше нуля градусов по Цельсию)». Дифференциальным признаком является то, что эталонных представлений о холодном больше, они ассоциируются с телом умершего человека, а также с животными;

2. интенсивностью проявления признаков. Это общий когнитивный признак для концептов горячий - холодный: «интенсивность проявления признака может быть разной: объект может иметь высокую/низкую или относительно высокую/низкую (обычно ниже нуля градусов по Цельсию) температуру, которая ассоциируется с температурой значительно выше/ниже температуры тела человека (горячий - холодный) или близка к температуре кипения воды (кипяток), или выше/ниже обычной, нормальной температуры подобных объектов, как правило, холодных (теплое море, теплый ветер - прохладный), а также умеренно высокой, соотносящейся с температурой тела человека (теплый)»;

3. способами определения температуры объекта, которые являются общими для данных концептов: «температуру объекта обычно можно определить, используя органы осязания: тактильно, на ощупь, руками, а также подошвами ног (горячий песок - холодная земля, холод пола), органами осязания в ротовой полости (горячее молоко - ледяной квас) и всей кожей (горячий ветер - холодный ветер, воздух, дождь) при непосредственном контакте, а также органами обоняния и по внешним признакам предмета».

Концепты различаются по эталонным предметам, внешние признаки которых служат индикаторами определения температуры: для горячих объектов - это «наличие горячего пара, идущего от предмета и изменение внешнего вида раскаленного докрасна, обугленного, расплавленного предмета»; для холодных объектов - это «превращение в лед жидких веществ (заледенеть), иней, изморозь на ветвях деревьев, проводах, траве».

4. в концепт горячий входит такой когнитивный признак, как количество тепла, выделяемого различными объектами: «количество тепла, выделяемого различными объектами, может быть разным. Очень горячий объект (солнце, огонь, очаг и др.) выделяет сильное тепло, поэтому около него или от него жарко (При солнце тепло, а при матери добро). От солнца нагреваются воздух, ветер, камни, песок, скалы, асфальт, мостовые, металлические поверхности (крыша, карниз, броня и т.п.) (От жару и вода кипит; От жару и камень треснет; От огня и вода ключом бьет)».

Ближайшая периферия концептов формируется сопряженными с другими ментальными сущностями когнитивными признаками, несущими информацию о реальных связях, существующих в действительности. Ближайшая периферия концептов горячий -холодный включает следующие общие когнитивные признаки:

1. приборы для измерения температуры: «для измерения объективной температуры чего-либо используют специальный прибор - термометр»;

2. субъективность определения температурных показателей объекта: «оценка температуры чего-либо как низкой или высокой, ощущения от воздействия высокой температуры воздуха достаточно субъективны. Существует представление об условной температурной норме, достижение которой необходимо для реализации определенных практических целей (согреть, подогреть, разогреть, нагреть, вскипятить - заморозить, остудить)»;

3. изменение температуры объекта: «температуру неживого объекта можно изменять (накаливать - холодить, остудить). Нагревание/остывание объекта может происходить за счет внутреннего тепла самих природных объектов (горячий источник, пепел, лава, костер, пламя, зола - холодный источник, ледник, вечная мерзлота)».

Различие в когнитивных признаках концептов связано с тем, что «нагревание объекта может осуществляться с помощью нагревательных приборов (утюг, щипцы)», а «источником низкой температуры может быть искусственный холод в холодильнике и других холодильных установках (морозилке, рефрижераторе), поддерживающих низ-

кую температуру и применяемых обычно для хранения пищи, а также объектов, требующих хранения в прохладном месте».

Итак, общими способами изменения температуры объектов является использование воды и контакт с источником тепла или холодным объектом.

Дифференциальными когнитивными признаками, входящими в ближайшую периферию концептов горячий - холодный, являются следующие:

1. способы сделать объект горячим или холодным:

• использование различных предметов: «объект можно сделать горячим/холодным, горячее/холоднее в результате использования имеющей высокую/низкую температуру воды, осуществления в течение некоторого времени контакта с источником тепла (греть) - с холодным объектом (приложить холод)». При этом горячим/холодным объект можно сделать и другими способами: «в результате нагревания на огне; источником высокой температуры также может быть также искусственное тепло, идущее из камина, печки, батареи, обогревателя. Для того чтобы температура горячего объекта понизилась до комнатной или до температуры тела, он стал менее горячим или теплым, стал холоднее, его помещают на некоторое время в холодное место или в среду, имеющую более низкую температуру, чем объект (остудить)». «Холодным объект становится от вентиляции, воздействия разницы температур между объектом и низкой температурой воздуха окружающей среды»;

• специальные приспособления, одежда, материалы: существуют предметы одежды и обуви, сохраняющие тепло, предохраняющие человека от воздействия холода. С одной стороны, широко применяются специальные утеплители - материалы, предназначенные для защиты предметов, различных устройств, помещений от нежелательного охлаждения; с другой стороны, существуют теплоизолирующие материалы, предназначенные для защиты различных устройств, помещений от нежелательного теплового обмена с окружающей средой. Специальные приспособления связаны с концептом горячий: «для того чтобы сделать объект горячим, существуют специальные согревающие приспособления (термоодеяло, грелка и др.)», а также имеются «приспособления, для захватывания горячих предметов (прихватка, ухват)»;

• самопроизвольность процессов нагревания/охлаждения: объект может нагреться / стать холодным, холоднее в результате самопроизвольного процесса, протекание которого не связано с целями человека и не контролируется им (остыть, выстудиться, подмерзать, холодеть). «Подвергаясь действию сильного холода, вода превращается в лед (сковать льдом, заледенить), земля, почва становится твердой как камень. От воздействия холода объект (овощи, фрукты, другие продукты питания) может стать испорченным, поврежденным и в результате этого непригодный для употребления в пищу (мороженый, подмороженный, мерзлый)»;

2. прототипически горячие/холодные продукты питания и напитки:

с одной стороны, «большинство продуктов питания, кушаний и напитков предполагают тепловую обработку (с пылу, с жару; В Москве калачи, как огонь, горячи; Всяк подьячий любит калач горячий) или разогревание перед употреблением». С другой стороны, «имеются продукты питания и кушанья, которые не предполагают тепловой обработки при приготовлении (холодные закуски, холодец) или разогревание перед употреблением в пищу (холодный цыпленок). Существуют специальные способы приготовления пищи впрок, предполагающие обработку объектов, способных стать пищей, с использованием низкой температуры (замороженный, холодное копчение). Остывшую, холодную пищу перед употреблением разогревают, а замороженные продукты - размораживают»;

3. восприятие температуры какого-либо помещения:

оцениваться может температура воздуха в помещении. При этом «характеризующееся высокой температурой воздуха помещение обычно предполагает наличие в нем отопления, также такое помещение построено с использованием специальных материа-

лов, хорошо сохраняющих тепло, и поэтому может использоваться в зимнее время». «Холодной может быть температура в помещении, если в нем отсутствует или не работает отопление, также такое помещение может быть построено без использования специальных материалов, хорошо сохраняющих тепло, в связи с этим это помещение нельзя использовать зимой»;

4. обработка объектов путем воздействия определенной температуры:

как было указано выше, воздействию высокой/низкой температуры могут подвергаться продукты питания. Кроме того, «некоторые объекты подвергаются действию горячего пара, кипятка для очистки, распаривания и т.п. С целью придания объекту большей прочности, уничтожения микроорганизмов и т.п. при подготовке его к использованию человек может провести тепловую обработку объекта (стерилизацию), обработать объект огнем или высокой температурой в специальном устройстве (автоклаве)»;

5. ощущение человеком высокой/низкой температуры собственного тела:

«существует нормальная температура тела человека (36,6° по Цельсию), при болезни может происходить повышение температуры тела. Температура тела человека может быть значительно выше нормы в результате болезненного состояния (гореть, пылать)». «Ощущение холода у человека может возникать изнутри из-за болезненного состояния (при лихорадке). Тело человека (или его часть) может стать холодным под воздействием негативных эмоций (похолодеть от страха), вследствие серьезных физиологических нарушений, которые имеют необратимые последствия и проявляются обычно как признак близкой смерти или после смерти человека (холодеть);

6. воздействие на человека высокой/низкой температуры окружающей среды, каких-либо предметов и его последствия:

при прикосновении к горячему/холодному предмету человек ощущает резкий контраст температур. Воздействие как высокой, так и низкой температуры на организм человека может иметь различные последствия.

В концепт горячий входят следующие когнитивные признаки: «при прикосновении к горячему предмету человек испытывает болезненное ощущение жжения (Кому не горячо, тому и не болячо). Горячий предмет может обжечь человека или животное, когда они ненамеренно или не зная, что объект горячий, прикасаются к нему. На месте контакта горячего предмета с телом живого существа могут возникнуть ожоги различной степени тяжести. Человек может сам воздействовать на часть тела живого существа горячим предметом, вызывая боль.

Под воздействием окружающей среды, прежде всего горячего воздуха тело человека (или его часть) может стать очень горячим, человеку становится жарко или он ощущает на коже жар (разгоряченный), часто поверхность тела покрывается потом. Такие ощущения также могут быть вызваны различными эмоциональными состояниями человека (например, возникать при волнении и т.п.); могут быть вызваны ношением излишне теплой одежды и обуви, возникать в результате интенсивного трения, контакта с ледяным веществом или предметом, быть следствием двигательной активности.

Из-за длительного воздействия на организм живого существа солнечных лучей или длительного пребывания в жарком месте температура поверхности тела человека или самого тела становится выше нормы, что приводит к ухудшению состояния человека (мозги плавятся), при этом он может не чувствовать температурного дискомфорта (перегреться на солнце) и получить тепловой удар».

В концепт холодный входят следующие когнитивные признаки: «при контакте с телом или частью тела человека (лбом, щеками, лицом), которому жарко, холодное вещество (воздух, вода, купание) вызывает приятное ощущение прохлады. При воздействии холодной температуры воздуха холодно обычно бывает всему телу человека или его конечностям. Очень холодный ветер, ледяная вода при контакте с частью тела че-

ловека вызывает, как правило, ощущение жжения, обычно не очень сильное. В действии холодной воды на тело человека наблюдается несколько стадий: озноб, когда кожа бледнеет и становится прохладной, потом сосуды расширяются, появляется ощущение тепла, кожа розовеет, впоследствии кожа приобретает синеватый оттенок. Если контакт человека и очень холодного объекта длительный, под действием сильного холода тело быстро немеет и теряет чувствительность, или, наоборот, человек привыкает к холоду и перестает его ощущать так остро, как вначале.

Воздействие низкой температуры воздуха обычно не представляет непосредственной опасности для жизни человека, если он тепло одет или находится в теплом помещении, но человек обычно плохо переносит очень низкую температуру воздуха, когда ему мучительно холодно (стужа). Холодная погода (с температурой воздуха как выше, так и ниже нуля), низкая или относительно низкая температура воздуха на улице или в помещении вызывают неприятные физические ощущения (как правило, мерзнут лицо, руки, ноги), что может привести к переохлаждению организма и стать причиной простудных заболеваний, ухудшению общего состояния организма (замерзать) или состояния отдельных частей тела (отморозить), стать причиной обморожений или смертельного исхода. Симптомами переохлаждения являются легкая дрожь (озябнуть), потеря подвижности и частичная утрата чувствительности частей тела, изменение цвета кожи (окоченеть, закоченеть). Температурные ощущения могут быть как поверхностными (на поверхности тела или части тела), возникающими снаружи, вследствие контакта тела с окружающей средой (продрогнуть), так и внутренними, рождающимися изнутри (холодеть). Существует представление о том, что особенно негативные последствия для здоровья человека может вызвать чрезмерное охлаждение ног (Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле!)».

Как низкая, так и высокая температура воздуха, воды и т.п. может нанести человеку ущерб, вплоть до смертельного исхода.

Лексические репрезентации в зоне ассоциативно-образного совмещения фактов, событий, явлений действительности, связаны с субъективным восприятием действительности.

Концепты горячий - холодный ассоциативно связаны с различными образными смыслами.

Концепт горячий: «когда человек становится красным, горячим (от болезненного состояния, сильного возбуждения, волнения), это ассоциируется с процессом, когда что-то горит ярким пламенем (пылать); а когда горячим становится какой-либо предмет - с началом горения чего-либо (разгораться). Место или помещение, где очень жарко, уподобляются специальной постройке или помещению, где моются и парятся (баня, парилка)».

Концепт холодный: «когда человек мерзнет, застывает от холода, это ассоциируется с состоянием потери тепла (остывать), утраты подвижности (закостенеть, оцепенеть), с превращением чего-либо в лед (заледенеть). Ощущения холода, дрожи, озноба связываются в сознании с процессом перемещения в пространстве (прошел озноб), колебательным движением чего-либо (затрясти). Место, где очень холодно, уподобляется специальному устройству для охлаждения чего-либо или для хранения скоропортящихся продуктов (холодильник)».

Зона национально-культурных представлений и ассоциаций концептов горячий - холодный развита незначительно. Национально-культурные представления, входящие в концепт «Горячий»: «высокая температура воздуха, жар для русских связаны с русской печью (Когда в печи жарко, тогда и варко) и баней (Дымно да тепло)». Самое долгое и холодное время года в России - зима».

Национально-культурные представления, входящие в концепт холодный: «большую территорию России составляет русский Север, значительная часть которого находится в зоне вечной мерзлоты».

Дальнейшая периферия ментальной сущности концептов горячий - холодный состоит из когнитивных признаков, выражающих представления о субъективно-модальных и оценочных смыслах и репрезентированных во фразеологических единицах и паремиях.

При этом оценке подвергаются следующие признаки:

1. ощущение тепла/холода: «ощущение тепла связывается в пословицах с ощущением сытости (Хлеб греет, не шуба; Сытый по голодном, а теплый по холодном не плачут), а холода - с ощущениями, которые испытывает голодный (Кто голоден, тот и холоден; Где холодно, тут и голодно; Стужа да нужа - нет их хуже; холод да голод -не легче того) или терпящий нужду человек (И холодно, и голодно, и мошна пуста; И холодовал, и голодовал, и нужу знавал; Нужда и голод погонят на холод). При этом указывается, что сытые и богатые обычно едят горячую пищу, а голодные и бедные -холодную (Горячее едят подьячие, голодные едят холодное)». Это общие признаки анализируемых концептов. При этом «голодному человеку труднее переносить холод (Холод не терпит голоду), он не может в полной мере осуществлять свою деятельность (Холоден, голоден - царю не слуга)»;

2. воздействие высокой/низкой температуры:

положительно оцениваются:

• «умеренно высокая температура (теплый), так как соприкосновение с таким объектом или нахождение в таких условиях обычно приятно человеку»;

• «умеренно низкая температура объекта (прохладный), погода, характеризующаяся умеренным холодом, свежестью (прохлада, свежесть, морозный день), особенно по контрасту с утомительной жарой, в меру низкая или более низкая температура воздуха в каком-либо месте, промежутке времени (холодок, свежо), холодные поверхности или прохладный объект, температура которых ниже температуры тела человека, но не составляет с ней резкого контраста, поэтому соприкосновение с ними вызывает приятные ощущения, особенно если человеку жарко, охлаждающий до приятного состояния ветер (свежий ветер), специально охлажденные пищевые продукты и кушанья или прохладительные напитки (прохладный морс, холодное пиво), приятно охлаждающая ткань (прохладный шелк)».

При этом «более низкая температура воздуха может оцениваться как приятная, вызывает приятные ощущения, особенно по контрасту с утомительной жарой. В отдельных случаях мороз, несмотря на труднопереносимость, может быть связан с представлениями о приятных ощущениях (например, с ощущением бодрости), особенно, если понижение температуры, время пребывание на холоде и другие условия контролируется человеком или если ему жарко. Закаливающие процедуры, дающие чувство свежести, особой легкости в теле и вызывающие хорошее настроение, оцениваются положительно».

Отрицательно оцениваются следующие явления.

• «воздействие высокой температуры воздуха, окружающей среды, горячего предмета вызывает у человека чаще неприятные, болезненные ощущения. При этом поверхностные ощущения различаются по силе (горячо, гореть, пылать, жечь, обжигать)»;

• «как правило, низкая температура воздуха, характерная для зимы или поздней осени, весной и летом воспринимается как отклонение от нормы. Признак низкой температуры может восприниматься как негативный, нежелательный, досадный, неблагоприятный для жизни;

• «чрезмерное охлаждение всегда оценивается отрицательно, также как и неприятные, болезненные ощущения, когда мучительно холодно (стужа), особенно при сильном ветре. Обильный снежный покров (заснеженный) зимой может препятствовать движению человека и транспорта и восприниматься как неблагоприятное природ-

ное явление, но может и поэтизироваться (чаще в речи о горах или больших и удаленных от человека пространствах)»;

3. степень проявления температурного признака:

отрицательную прагматическую оценку получают:

• «малая степень проявления температурного признака объекта, который в норме должен быть горячим или теплым (остыть), обычно при этом речь идет о пищевых продуктах, кушаньях, напитках, отопительных приспособлениях, нагревательных приборах: суп уже остыл, утюг еле теплый»;

• «не защищающая от холода холодная одежда, недостаточно нагретые или уже остывшие отопительные приспособления и нагревательные приборы (холодная печка), пищевые продукты, кушанья, напитки (холодный кофе)».

Таким образом, дифференциальными когнитивными признаками концептов горячий - холодный являются в приядерной зоне - прототипично горячие или холодные объекты, интенсивность проявления признаков, эталонные предметы, внешние признаки которых служат индикаторами определения температуры объекта; в зоне ближайшей периферии - способы сделать объект горячим или холодным, прототипически горячие или холодные продукты питания и напитки, восприятие температуры помещения, обработка объектов путем воздействия определенной температуры, ощущение человеком высокой/низкой температуры собственного тела, воздействие на человека высокой/низкой температуры окружающей среды, каких-либо предметов и его последствия.

Сопоставительный количественный анализ когнитивных признаков концептов горячий - холодный и их лексических репрезентаций, выявил, что в концепте горячий по сравнению с концептом холодный наиболее развита приядерная зона, в концепте холодный превалируют зона ближайшей периферии и зона ассоциативно-образного совмещения фактов, событий и явлений. У концепта холодный по сравнению с концептом горячий широко развита зона парамиологии: соответственно 31 и 24 паремий, связанных с семантикой данных температурных признаков. Соотносимыми по объему когнитивных признаков и лексических репрезентаций являются ядерная и приядерная зона, а также зона образных и культурологических ассоциаций концептов.

Библиографический список

1. Бабенко Л. Г. Предисловие // Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 3 -20.

2. Jones Steven. Antonymy. A corpus-based perspective. London and New York, 2002. 193 p.

References

1. Babenko L. G. Preface // Kontseptosfera of Russian: key concepts and their representations (on material of lexicon, phraseology and a paremiologiya): the prospectus of the dictionary / under the general edition of professor L. G. Babenko. Yekaterinburg: Publishing house of the Ural university, 2010. Page 3-20.

2. Jones Steven. Antonymy. A corpus-based perspective. London and New York, 2002. 193 p.

Правила оформления статей в Научном вестнике

Уважаемые авторы, пожалуйста, следуйте правилам оформления статей для опубликования в Научном вестнике.

Статьи представляются в электронном виде. Объем статей должен составлять не менее 4 и не более 10 страниц формата А4. Статья должна включать:

1) УДК;

2) Сведения об авторах на русском и английском языках (оформляются в виде таблицы без видимых границ, шрифт Times New Roman высотой 12, курсив): место работы, должность, ученая степень (если есть), фамилия и инициалы, страна, город, телефон;

3) Инициалы и фамилии авторов (шрифт Times New Roman высотой 12, обычный, выравнивание по центру);

4) Название статьи на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 12, жирный, прописные буквы, выравнивание по центру, переносы не допускаются);

5) Аннотацию на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 10, выравнивание по ширине);

6) Ключевые слова на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 10, выравнивание по ширине);

7) Основной текст (шрифт Times New Roman высотой 12 пунктов с одинарным интервалом);

8) Библиографический список на русском и английском языках (шрифт Times New Roman высотой 12 пунктов).

Поля слева и справа - по 2 см, снизу и сверху - по 2 см. Выравнивание текста -по ширине. Для обеспечения однородности стиля не подчеркивайте текст. Отступ первой строки абзаца - 1 см. Не допускается для оформления статьи использовать Open Office. Просим, при наборе текста используйте клавишу «ПРОБЕЛ» только по основному назначению - для отделения одного слова от другого, для этого достаточно нажать клавишу «Пробел» 1 раз. Пожалуйста, не используйте клавишу «Пробел» для создания абзацных отступов (используйте меню «Абзац» на панели инструментов), а также для выравнивания текста (для этого используйте функцию «Выровнять по ширине» на панели инструментов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иллюстрации выполняются в векторном формате в графическом редакторе Corel Draw либо в любом из графических приложений MS Office. Графики, рисунки и фотографии монтируются в тексте после первого упоминания о них в удобном для автора виде. Название иллюстраций (10 пт., обычный) дается под ними по центру после слова Рис. c порядковым номером (10 пт., обычный). Если рисунок в тексте один, номер не ставится. Точка после подписи не ставится. Между подписью к рисунку и текстом - 1 интервал.

Все рисунки и фотографии должны иметь хороший контраст и разрешение не менее 300 dpi. Избегайте тонких линий в графиках (толщина линий должна быть не менее 0,2 мм).

Рисунки в виде ксерокопий из книг и журналов, а также плохо отсканированные не принимаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.