Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ВГМУ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ / СТУДЕНТЫ ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ / ВГМУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л., Гапова О. И., Скорикова Е. А., Петрович С. А., Касьян О. А.

Цель исследования - изучить эмоциональные барьеры в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ. При изучении эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении целесообразно использовать самопредъявление как поведенческую стратегию. Показатели эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ свидетельствуют о позитивном характере процесса саморегуляции в общении. Данная тенденция более характерна для студентов лечебного факультета, так как у них выявлены более высокие показатели «не выраженности помех». При изучении гендерных особенностей эмоциональных барьеров в межличностном общении как внутри факультетов, так и при межфакультетском анализе выявлены закономерности, которые в большей степени характерны для девушек. Полученные результаты можно будет использовать как при непосредственном изучении эмоционального компонента коммуникативной деятельности студентов ВГМУ, так и в работе кураторов студенческих групп, отдела по воспитательной работе с молодежью и деятельности социально-педагогической и психологической службы университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А. Л., Гапова О. И., Скорикова Е. А., Петрович С. А., Касьян О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL BARRIERS IN INTERPERSONAL COMMUNICATION OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL STUDENTS OF VSMU

The purpose of the research is to study emotional barriers in interpersonal communication among the students of the Medical and Pharmaceutical faculties of VSMU. When studying emotional barriers ("disturbances") in interpersonal communication it is advisable to use self-presentation as a behavioral strategy. Indicators of emotional barriers ("disturbances") in interpersonal communication of the students of the Medical and Pharmaceutical faculties of VSMU indicate positive nature of the self-regulation process in communication. This trend is more typical for the students of the Medical Faculty as they have higher rates of "no evidence of disturbances". When studying gender characteristics of emotional barriers in interpersonal communication both within faculties and in interfaculty analysis patterns that are more typical for the girls were revealed. The results obtained can be used both in the direct study of the emotional component of the students’ CA at VSMU and in the work of the tutors in student groups, the department of the educational work with youth and activities social and pedagogical and psychological services of the university.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ВГМУ»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.1:159.9 DOI: https://doi.Org/10.52540/2074-9457.2022.4.99

А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова С. А. Петрович, О. А. Касьян, М. А. Дерябина

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Цель исследования - изучить эмоциональные барьеры в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ.

При изучении эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении целесообразно использовать самопредъявление как поведенческую стратегию. Показатели эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ свидетельствуют о позитивном характере процесса саморегуляции в общении. Данная тенденция более характерна для студентов лечебного факультета, так как у них выявлены более высокие показатели «не выраженности помех».

При изучении гендерных особенностей эмоциональных барьеров в межличностном общении как внутри факультетов, так и при межфакультетском анализе выявлены закономерности, которые в большей степени характерны для девушек.

Полученные результаты можно будет использовать как при непосредственном изучении эмоционального компонента коммуникативной деятельности студентов ВГМУ, так и в работе кураторов студенческих групп, отдела по воспитательной работе с молодежью и деятельности социально-педагогической и психологической службы университета.

Ключевые слова: эмоциональные барьеры в межличностном общении, студенты лечебного и фармацевтического факультетов, ВГМУ.

ВВЕДЕНИЕ

С точки зрения эволюции человек относится к социальным существам. Это означает, что он не может жить без общения с другими людьми.

Общение необходимо рассматривать как «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга» [1].

Сложный характер общения обусловлен, прежде всего, индивидуальными особенностями человека: темпераментом, характером, способностями, привычками. Кроме этого, на характер общения влияет «бэкграунд» собеседников: воспитанность, образованность, жизненный опыт. При отсутствии должного уровня развития коммуникативных навыков могут возникать эмоциональные барьеры.

Эмоциональные барьеры - интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личности в ходе общения [2].

Проблема «барьеров общения» (в том числе эмоциональных) приобретает особую актуальность в системе высшего образования. Дело в том, что процесс обучения в учреждениях образования университетского типа требует от студентов не только высокого уровня общеобразовательной подготовки, но и хорошо развитых коммуникативных навыков.

Современное студенчество относится к поколению Z, для которого характерно сочетание выраженной потребности в общении с недостаточно развитыми коммуникативными навыками [3].

Данная особенность может способство-

вать возникновению различного рода «барьеров общения», приводящих, в конечном итоге, к межличностным конфликтам.

Для понимания «барьеров общения» важно иметь представление о структуре эмоциональных барьеров («помех»).

Мы считаем, что эмоциональные барьеры («помехи») в межличностных коммуникациях необходимо рассматривать как важную характеристику эмоционального компонента коммуникативной деятельности (КД) студента [4].

Цель исследования - изучить эмоциональные барьеры в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 347 студентов лечебного факультета (82 юноши и 265 девушек) и 185 студентов фармацевтического факультета (18 юношей и 167 девушек).

Исследование проводили с помощью методики «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении»

Примечание: * - р < 0,05.

Анализ показателей всех студентов лечебного факультета выявил, что у 23,1% помехи были не выражены, то есть было набрано менее 3 баллов. Среди этих студентов оказалось 28,0% юношей и 21,5% девушек.

Среди «помех» наиболее выражены 4 группы: «Неадекватное проявление эмоций» (48,4%); «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» (47,3%); «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (43,8%) и «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» (40,6%). Наименее выражена группа «Доминирование негативных эмоций» (26,2%).

(В. В. Бойко) [5].

Студентам необходимо было прочитать 25 предложений-утверждений. Их ответы сопоставлялись с ключом. За каждый ответ «да» начислялся один балл.

Эмоциональные помехи были объединены в пять групп. Если студент набирал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делался вывод о наличии конкретных «помех» в установлении эмоциональных контактов.

Статистический анализ полученных данных выполнен при помощи компьютерных программ Microsoft Exel (из пакета Microsoft 2013), STATISTICA (версия 12). Достоверность различий между сравниваемыми группами признана значимой по критерию t (Стьюдента-Фишера) при p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования эмоциональных барьеров в межличностном общении студентов лечебного факультета представлены в таблице 1. В таблицу вошли лишь показатели тех студентов, которые набрали 3 и более баллов по какой-либо группе эмоциональных помех.

Что касается гендерных особенностей, то у юношей и девушек выявляются те же закономерности, что и в общей выборке студентов лечебного факультета.

Сравнительная характеристика ген-дерного анализа позволяет выявить доминирование показателей эмоциональных барьеров в межличностном общении во всех пяти группах. Наибольшее различие обнаружено в группе «Неадекватное проявление эмоций» (52,1% - у девушек и 36,6% - у юношей; р < 0,05); наименьшее -в группе «Доминирование негативных эмоций» (26,8% - у девушек и 24,4% - у юношей).

Таблица 1. - Эмоциональные барьеры («помехи») в межличностном общении студентов лечебного факультета ВГМУ, (%)

Группы «помех» в установлении эмоциональных контактов Доля студентов, %

всего из них

юноши девушки

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их 47,3 37,8* 49,8

2. Неадекватное проявление эмоций 48,4 36,6* 52,1

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций 43,8 34,1* 46,8

4. Доминирование негативных эмоций 26,2 24,4 26,8

5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе 40,6 30,5* 43,8

Результаты исследования эмоциональных барьеров в межличностном общении студентов фармацевтического факультета отражены в таблице 2. В эту

Примечание: * - р < 0,05.

При анализе показателей «помех» в установлении эмоциональных контактов всех студентов фармацевтического факультета было установлено, что только у 10,8% «помехи» были не выражены, то есть было набрано менее 3 баллов. Среди этих студентов оказалось 5,6% юношей и 11,4% девушек.

Среди «помех» наиболее выражены 3 группы: «Неадекватное проявление эмоций» (54,6%), «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» (49,7%) и «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (49,2%).

Наименее выражены такие «помехи», как «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» (39,5%) и «Доминирование негативных эмоций» (34,1%).

Что касается гендерных особенностей, то у юношей наиболее высокие показатели «помех» выявлены в следующих группах: «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (47,9% - у девушек и 61,1% -у юношей; р < 0,05) и «Доминирование негативных эмоций» (32,3% - у девушек и 50,0% - у юношей; р < 0,05).

Что касается девушек, то более высокие значения «помех» обнаружены в группе «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» (51,5% - у девушек и 33,3% - у юношей; р < 0,05); в группе «Неадекватное проявление эмоций» (55,1% - у девушек и 50,0% - у юношей) и в группе «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» (40,7% - у девушек и 27,8% - у юношей; р < 0,05).

При сравнительном анализе показателей, отражающих «невыраженность по-

таблицу также вошли лишь показатели тех студентов, которые набрали 3 и более баллов по какой-либо группе эмоциональных помех.

мех», определяется явное их преобладание среди студентов лечебного факультета. Это относится как к общей группе студентов (23,1% против 10,8% - у студентов фармацевтического факультета; р < 0,05), так и к группам юношей (28,0% против 5,6%; р < 0,05) и девушек (21,5% против 11,4%; р < 0,05).

Сравнительный анализ «помех» в установлении эмоциональных контактов среди всех студентов обоих факультетов указывает на доминирование показателей у студентов фармацевтического факультета по сравнению со студентами лечебного факультета в следующих группах: «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» (49,7% против 47,3%); «Неадекватное проявление эмоций» (54,6% против 48,4%); «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (49,2% против 43,8%) и «Доминирование негативных эмоций» (34,1% против 26,2%). Только в группе «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» студенты фармацевтического факультета имеют более низкий показатель (39,5% против 40,6%).

Сравнительный анализ «помех» среди юношей свидетельствует о преобладании у юношей фармацевтического факультета по сравнению с юношами лечебного факультета показателей в следующих группах: «Неадекватное проявление эмоций» (50% против 36,6%; р < 0,05); «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (61,1% против 34,1%; р < 0,05); «Доминирование негативных эмоций» (50,0% против 24,4%; р < 0,05).

У юношей лечебного факультета по

Таблица 2. - Эмоциональные барьеры («помехи») в межличностном общении студентов

фармацевтического факультета ВГМУ, (%)

Группы «помех» в установлении эмоциональных контактов Доля студентов, %

всего из них

юноши девушки

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их 49,7 33,3* 51,5

2. Неадекватное проявление эмоций 54,6 50,0 55,1

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций 49,2 61,1* 47,9

4. Доминирование негативных эмоций 34,1 50,0* 32,3

5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе 39,5 27,8* 40,7

сравнению с юношами фармацевтического факультета выявляются более высокие показатели в группе «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» (37,8% против 33,3%) и в группе «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» (30,5% против 27,8%).

Сравнительный анализ «помех» среди девушек указывает на более высокие показатели у девушек фармацевтического факультета по сравнению с девушками лечебного факультета в следующих группах: «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» (51,5% против 49,8%); «Неадекватное проявление эмоций» (55,1% против 52,1%); «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций» (47,9% против 46,8%) и «Доминирование негативных эмоций» (32,3% против 26,8%). У девушек лечебного факультета преобладают показатели «помех» только в группе «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» (43,8 % против 40,7% у девушек фармацевтического факультета).

Для интерпретации анализа полученных данных, с нашей точки зрения, необходимо использовать понятие «самопредъявление» как «поведенческую стратегию, используемую людьми с целью контроля и управления впечатлением, которое они могут производить на окружающих» [6].

Самопредъявление в общении бывает трех уровней: низкого, среднего и высокого. Чем выше уровень, тем выше уровень регуляции поведения в общении [6].

К низкому уровню относятся «Неумение управлять эмоциями, дозировать их» и «Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций». Студенты с этим уровнем самопредъявления характеризуются такими индивидуально-психологическими характеристиками личности, как сдержанность, высокая нормативность поведения, робость, подозрительность [6].

К среднему уровню можно отнести «Неадекватное проявление эмоций» и «Доминирование негативных эмоций». Среди индивидуально-психологических характеристик личности с данным уровнем самопредъявления выделяют низкую нормативность поведения, смелость, малую подозрительность, консерватизм и проявление нонконформизма [6].

К высокому уровню относятся «Неадекватное проявление эмоций» и «Нежелание сближаться с людьми на эмоци-

ональной основе». Студенты с этим уровнем самопредъявления отличаются экспрессивностью, высокой нормативностью поведения, смелостью, радикализмом и конформизмом [6].

На основании полученных данных можно констатировать, что у студентов лечебного и фармацевтического факультетов эмоциональные барьеры («помехи») в межличностном общении соответствуют всем трем уровням самопредъявления в общении. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о позитивном характере процесса саморегуляции в общении.

Данная тенденция более характерна для студентов лечебного факультета, так как у них выявлены более высокие показатели «невыраженности помех».

Что касается гендерных особенностей эмоциональных барьеров в межличностном общении как внутри факультетов, так и при межфакультетском анализе, то выявленные закономерности в большей степени характерны для девушек.

ВЫВОДЫ

1. С целью изучения эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении целесообразно использовать самопредъявление как поведенческую стратегию.

2. Данные, полученные при исследовании эмоциональных барьеров («помех») в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ, указывают на позитивную тенденцию показателей, отражающих процесс саморегуляции в общении, которая в большей степени свойственна студентам лечебного факультета, так как у них выявлены наиболее высокие показатели «невыраженности помех».

3. Закономерности, выявленные при изучении гендерных особенностей эмоциональных барьеров в межличностном общении как внутри факультетов, так и при межфакультетском анализе в большей степени характерны для девушек.

4. Результаты исследования можно будет использовать как при непосредственном изучении эмоционального компонента КД студентов ВГМУ, так и в работе кураторов студенческих групп, отдела по воспитательной работе с молодежью и деятельности социально-педагогической и психологической службы университета.

Вестник фармации №4 (98), 2022 SUMMARY

A. L. Tserkovsky, O. I. Gapova, E. A. Skorikova S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, M. A. Deryabina COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL BARRIERS IN INTERPERSONAL COMMUNICATION OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL STUDENTS OF VSMU

The purpose of the research is to study emotional barriers in interpersonal communication among the students of the Medical and Pharmaceutical faculties of VSMU.

When studying emotional barriers ("disturbances") in interpersonal communication it is advisable to use self-presentation as a behavioral strategy. Indicators of emotional barriers ("disturbances") in interpersonal communication of the students of the Medical and Pharmaceutical faculties of VSMU indicate positive nature of the self-regulation process in communication. This trend is more typical for the students of the Medical Faculty as they have higher rates of "no evidence of disturbances".

When studying gender characteristics of emotional barriers in interpersonal communication both within faculties and in interfaculty analysis patterns that are more typical for the girls were revealed.

The results obtained can be used both in the direct study of the emotional component of the students' CA at VSMU and in the work of the tutors in student groups, the department of the educational work with youth and activities social and pedagogical and psychological services of the university.

Keywords: emotional barriers in interpersonal communication, students of the Medical and Pharmaceutical faculties, VSMU.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

2. Психология общения: энциклопед. слов. / под общ. ред. А. А. Бодалева. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 962 с.

3. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок:

универсальные правила / А. В. Курпатов. -Санкт-Петербург: КАПИТАЛ, 2019. - 350 с.

4. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. - 2020. - № 4. -С. 100-104.

5. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 490 с.

6. Первитская, А. М. Проявление эмоциональных барьеров общения и индивидуально-психологических свойств личности в зависимости от уровня самопредъявления в студенческой среде / А. М. Первитская, А. И. Болдырева // Вестн. Курганского гос. ун-та. -2020. - № 1. - С. 52-59.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreeva GM. Social Psychology: ucheb dlia vyssh ucheb zavedenii. Moskva, RF: Aspekt Press; 2017. 363 s. (In Russ.)

2. Bodalev AA, redaktor. Psychology of communication: entsikloped slov. Moskva, RF: Kogi-to-Tsentr; 2015. 962 s. (In Russ.)

3. Kurpatov AV. Happy child: universal'nye pravila. Sankt-Peterburg, RF: KAPITAL; 2019. 350 s. (In Russ.)

4. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel' II, Kas'ian OA. About preparation for communicative activity of VSMU students. Vestn farmatsii. 2020;(4):100-4. (In Russ.)

5. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuilov GM. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. Moskva, RF: Izd-vo In-ta Psikhoterapii; 2002. 490 s. (In Russ.)

6. Pervitskaia AM, Boldyreva AI. Manifestation of emotional barriers of communication and individual psychological properties of a person depending on the level of self-presentation in the student environment. Vestn Kurganskogo gos unta. 2020;(1):52-9. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь,

г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

УО «Витебский государственный ордена

Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК,

тел.: +375 29 591 02 59,

Церковский А. Л.

Поступила 28.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.