Научная статья на тему 'О ДИНАМИКЕ ПОТРЕБНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ'

О ДИНАМИКЕ ПОТРЕБНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Скорикова Е.А., Петрович С.А., Касьян О.А.

Целью данного исследования является изучение потребностной составляющей коммуникативной деятельности студентов фармацевтического факультета ВГМУ. Выявлен двойственный характер динамики показателей уровней потребности в общении. С одной стороны, выявляется тенденция к снижению среднего уровня потребности в общении и увеличению высокого ее уровня за счет девушек. С другой стороны, отмечается довольно значительное увеличение среднего уровня потребности в общении у юношей на фоне очевидного преобладания среднего уровня потребности в общении у студентов всей выборки. Исследование позволяет констатировать очевидное влияние информационной образовательной среды ВГМУ на личностный рост студентов фармацевтического факультета, на формирование их коммуникативной компетентности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности будущих провизоров. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А.Л., Гапова О.И., Скорикова Е.А., Петрович С.А., Касьян О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE DYNAMICS OF THE NEED FOR STUDENTS' COMMUNICATION ACTIVITY COMPONENT AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of this research is to study the need for the students' communication activity component at the Pharmaceutical faculty of VSMU. Dual feature of the levels indicators dynamics in the need for communication is revealed. On the one hand, there is a tendency to reduce the average level in the need for communication and to increase its high level at the expense of girls. On the other hand, there is a fairly significant increase in the average level in the need for communication among young men against the background of an obvious predominance of the average level in the need for communication among the students of the entire sampling. The study allows us to state obvious influence of the informational educational environment at VSMU on the personal growth of students at the Pharmaceutical faculty, on the formation of their communicative competence as the most important component of the professional competence of future pharmacists. The results of the study can be used in the educational process of VSMU, in the activities of the social and pedagogical and psychological service, in the work of educators in academic groups and for tutors.

Текст научной работы на тему «О ДИНАМИКЕ ПОТРЕБНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 615:378]:304 DOI: https://doi.Org/10.52540/2074-9457.2021.2.101

А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова, С. А. Петрович, О. А. Касьян, В. А. Мужиченко

О ДИНАМИКЕ ПОТРЕБНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Целью данного исследования является изучение потребностной составляющей коммуникативной деятельности студентов фармацевтического факультета ВГМУ.

Выявлен двойственный характер динамики показателей уровней потребности в общении. С одной стороны, выявляется тенденция к снижению среднего уровня потребности в общении и увеличению высокого ее уровня за счет девушек. С другой стороны, отмечается довольно значительное увеличение среднего уровня потребности в общении у юношей на фоне очевидного преобладания среднего уровня потребности в общении у студентов всей выборки.

Исследование позволяет констатировать очевидное влияние информационной образовательной среды ВГМУ на личностный рост студентов фармацевтического факультета, на формирование их коммуникативной компетентности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности будущих провизоров.

Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность студента, потребность в общении, фармацевтический факультет.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность коммуникативной деятельности (КД) провизоров определяется качеством коммуникативной компетентности выпускников фармацевтического факультета ВГМУ Это, в свою очередь, обеспечивается в процессе обучения в ВГМУ развитием отдельных компонентов КД: личностного, эмоционального, когнитивного и поведенческого.

В личностном компоненте системообразующей является потребностно-мо-тивационная составляющая. Она включает в себя, прежде всего, потребность в общении, то есть внутреннюю необходимость человека в установлении межличностных коммуникаций с другими людьми.

Цель исследования - изучить потреб-ностную составляющую коммуникативной деятельности студентов фармацевтического факультета ВГМУ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 259 студентов фармацевтического факультета. Из них студентов 2 курса - 113 человек (14 юношей и 99 девушек); студентов 5 курса -146 человек (13 юношей и 133 девушки).

Изучение потребности в общении проводили с помощью методики Ю. М. Орлова «Потребность в общении» [1]. С помощью ключа оценивали 33 утверждения и определяли степень выраженности потребности в общении у студентов данной выборки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования потребности в общении у студентов фармацевтического факультета с учетом их пола отражены в таблице 1.

Прежде всего, необходимо выделить преобладание студентов со средним уров-

Таблица 1. - Потребность в общении студентов фармацевтического факультета

Пол Уровни

Низкий Средний Высокий

Абс. % Абс. % Абс. %

Юноши 1 3,7 22 81,5 4 14,8

Девушки 2 0,9 163 70,3 67 28,8

Всего 3 1,2 185 71,4 71 27,4

Примечание: Абс. - абсолютное количество студентов; % - то же в процентах.

нем потребности в общении (71,4%) над студентами с высоким (27,4%) и низким (1,2%, р < 0,05) уровнями.

Анализ гендерных различий указывает на преобладание у юношей низкого (3,7 % против 0,9%; р < 0,05) и среднего уровней

(81,5% против 70,3%), а у девушек - высокого (28,8% против 14,8%).

Результаты исследования потребности в общении у студентов 2 курса фармацевтического факультета с учетом их пола отражены в таблице 2.

Таблица 2. - Потребность в общении студентов 2 курса

Уровни

Пол Низкий Средний Высокий

Абс. % Абс. % Абс. %

Юноши 1 7,1 10 71,4 3 21,5

Девушки 1 1,0 72 72,7 26 26,3

Всего 2 1,8 82 72,6 29 25,6

Примечание: Абс. - абсолютное количество студентов; % - то же в процентах.

Прежде всего, необходимо выделить доминирование студентов со средним уровнем потребности в общении (72,6%) над высоким (25,6%) и низким (1,8%, р < 0,05) уровнями.

Что касается гендерных различий, то у юношей отмечается преобладание низкого

уровня (7,1% против 1,0%; р < 0,01), а у девушек - среднего (72,7% против 71,4%) и высокого (26,3% против 21,5%).

Результаты изучения потребности в общении у студентов 5 курса фармацевтического факультета с учетом их пола отражены в таблице 3.

Таблица 3. - Потребность в общении студентов 5 курса

Пол Уровни

Низкий Средний Высокий

Абс. % Абс. % Абс. %

Юноши - - 12 92,3 1 7,7

Девушки 1 0,8 91 68,4 41 30,8

Всего 1 0,7 103 70,5 42 28,8

Примечание: Абс. - абсолютное количество студентов; % - то же в процентах.

В выборке студентов 5 курса отмечается преобладание среднего уровня потребности в общении (70,5%) над высоким (28,8%) и низким (0,7%; р < 0,01) уровнями.

Анализ гендерных особенностей выявляет у юношей по сравнению с девушками отсутствие низкого уровня, преобладание среднего уровня (92% против 68,4%) и более низкие показатели высокого уровня потребности в общении (7,7% против 30,8%; р < 0,05).

Сравнительный анализ результатов исследования потребности в общении студентов 2 курса по сравнению со студентами 5 курса указывает на преобладание у них низкого (1,8% против 0,7%) и среднего (72,6% против 70,5%) уровней. Им также характерны более низкие показатели высокого уровня потребности в общении (25,6% против 28,8%).

При обсуждении полученных результатов мы руководствуемся рядом положений.

Во-первых, потребность в общении рассматривается нами как одна из причин общения. При этом через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. В таком контексте потребность в общении необходимо рассматривать как «приобретаемое в онтогенезе знание о способе и средстве удовлетворения различных потребностей путем общения (контакта) с другими людьми...» [3].

Во-вторых, потребность в общении целесообразно рассматривать в контексте коммуникативных склонностей и общительности, которая развивается, формируется в конкретной коммуникативной деятельности человека (в том числе и студента) и является условием и результатом межличностного взаимодействия [4, 5].

Доминирование у студентов данной выборки среднего уровня потребности в общении может свидетельствовать о том, что они «любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Они без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время эти студенты не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение» [4].

Данные психологические и поведенческие особенности в большей степени характерны для студентов 2 курса по сравнению со студентами 5 курса; для юношей всей выборки; для девушек 2 курса и юношей 5 курса.

Для студентов с низким уровнем потребности в общении может быть характерна «замкнутость, неразговорчивость, предпочтение одиночеству, недовольство собой. Новизна в учебной деятельности и необходимость новых контактов надолго может выводить их из равновесия. С новыми людьми они не спешат сходиться. В спорах и диспутах участвуют неохотно» [4].

Перечисленные особенности личности и поведения наименее характерны для студентов данной выборки. Они выявлены у юношей 2 курса и присутствуют у девушек 5 курса.

Студенты с высоким уровнем потребности в общении отличаются «повышенной коммуникабельностью, любопытством,

разговорчивостью, склонностью высказываться по разным вопросам, что вызывает иногда раздражение окружающих. Эти студенты охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить» [4].

Данные личностные и поведенческие особенности более характерны для девушек как всей выборки студентов, так и девушек 2 и 5 курсов.

При обсуждении потребности в общении необходимо отметить наши более ранние результаты исследования общительности студентов во взаимосвязи с их стрес-соустойчивостью [4]. Так, было выявлено, что высокий уровень стрессоустойчивости преобладает у студентов с нормальной коммуникабельностью, которая, по нашему мнению, формируется при среднем уровне потребности в общении. Это дает нам возможность рассматривать средний уровень потребности в общении как оптимальный, эргономичный, способствующий успеху образовательного процесса в университете.

Динамика показателей уровней потребности в общении в нашем исследовании имеет двойственный характер. С одной стороны, отмечается тенденция к снижению среднего уровня потребности в общении и увеличению высокого ее уровня за счет девушек. С другой стороны, отмечается довольно значительное увеличение среднего уровня потребности в общении у юношей на фоне очевидного преобладания среднего уровня потребности в общении у студентов всей выборки.

В целом данную динамику можно рассматривать как позитивную.

При рассмотрении потребности в общении в контексте коммуникативных склонностей, то есть в стремлении к общению на основе внутренней необходимости в нем, следует отметить наше раннее исследование, посвященное изучению коммуникативных склонностей студентов фармацевтического факультета в рамках дискурса «конкурентоспособность студента» [5]. Выявленную в нем динамику показателей коммуникативных склонностей мы рассматривали как негативную.

Таким образом, информационная образовательная среда ВГМУ способствовала росту потребности студентов фармацевтического факультета в общении.

Вестник фармации №2 (92), 2021 ВЫВОДЫ

1. Динамика показателей уровней потребности в общении в нашем исследовании имеет двойственный характер. С одной стороны, выявляется тенденция к снижению среднего уровня потребности в общении и увеличению высокого ее уровня за счет девушек. С другой стороны, отмечается довольно значительное увеличение среднего уровня потребности в общении у юношей на фоне очевидного преобладания среднего уровня потребности в общении у студентов всей выборки.

2. Исследование позволяет констатировать очевидное влияние информационной образовательной среды ВГМУ на личностный рост студентов фармацевтического факультета, на формирование их коммуникативной компетентности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности будущих провизоров.

3. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.

SUMMARY

A. L. Tserkovskiy, O. I. Gapova, E. A. Skorikova, S. A. Petrovich, O. A. Kasyan, V. A. Muzhichenko TO THE DYNAMICS OF THE NEED FOR STUDENTS' COMMUNICATION ACTIVITY COMPONENT AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY OF VSMU

The purpose of this research is to study the need for the students' communication activity component at the Pharmaceutical faculty of VSMU.

Dual feature of the levels indicators dynamics in the need for communication is revealed. On the one hand, there is a tendency to reduce the average level in the need for communication and to increase its high level at the expense of girls. On the other hand, there is a fairly significant increase in the average level in the need for communication among young men against the background of an obvious predominance of the average level in the need for communication among the students of the entire sampling.

The study allows us to state obvious in-

fluence of the informational educational environment at VSMU on the personal growth of students at the Pharmaceutical faculty, on the formation of their communicative competence as the most important component of the professional competence of future pharmacists.

The results of the study can be used in the educational process of VSMU, in the activities of the social and pedagogical and psychological service, in the work of educators in academic groups and for tutors.

Keywords: student's communicative activity, need for communication, the Pharmaceutical faculty.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е. П. Методика «Потребность в общении» / Е. П. Ильин // Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2009. - С. 402-403.

2. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Ин-та психотерапии, 2009.

3. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 573 с.

4. Общительность и стрессоустойчивость студентов / О. А. Касьян [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 67-й науч. сес. сотр. унта, 2-3 февр. 2012 г. / ред. В. П. Дейкало. - Витебск: ВГМУ, 2012. - С. 346-347.

5. Сравнительная характеристика компетентности личности как структурного компонента конкурентоспособности студентов фармацевтического факультета ВГМУ / А. Л. Цер-ковский [и др.] // Вестн. фармации. - 2018. -№ 3.- С. 94-101.

REFERENCES

1. Il'in EP. Methodology "The need for communication". V: Il'in EP. Psikhologiia obshcheniia i mezhlichnostnykh otnoshenii. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2009. s. 402-3. (In Russ.)

2. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuilov GM. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. Moskva, RF: Izd-vo In-ta psikhoterapii; 2009. (In Russ.)

3. Il'in EP. Psychology of communication and interpersonal relations. Sankt-Peterburg, RF: Piter; 2009. 573 s. (In Russ.)

4. Kas'ian OA, Tserkovskii AL, Gapova OI, Petrovich SA. Sociability and stress resistance of students. V: Deikalo VP, redactor. Dostizheniia

fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmat-sii. Materialy 67-i nauch ses sotr un-ta; 2012 fevr 2-3. Vitebsk: VGMU; 2012. s. 346-47. (In Russ.)

5. Tserkovskii AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SS, Vozmitel' II, Kas'ian OA et al. Comparative characteristics of personality competence as a structural component of the competitiveness of students of the pharmaceutical faculty of VSMU. Vestn farmatsii. 2018;(3):94-101. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, тел.: +375 29 591 02 59, Церковский А. Л.

Поступила 07.04.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.