Научная статья на тему 'ОБ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВГМУ'

ОБ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / STUDENT COMPETITIVENESS / TEMPERAMENT / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л., Скорикова Е. А., Гапова О. И., Петрович С. А., Возмитель И. И.

Целью данного исследования является изучение темперамента, психологической защиты и копинг-механизмов как составляющих операционального компонента конкурентоспособности студентов медицинского университета.В исследовании приняли участие 327 студентов ВГМУ. Изучение темперамента через отдельные его свойства проводилось с помощью «Тест-опросника для диагностики свойств и типа темперамента Г. Айзенка» (EPQ, форма А). В исследовании механизмов психологической защиты использовался «Опросник Плутчик-Келлермана-Конте» (Life Style Index). Изучение базисных копинг-стратегий проводилось по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан). Методологическую основу в исследовании составил системный подход: изучение конкурентоопределяющих свойств личности с учетом биопсихосоциальной структуры организма студента как системы. В результате, темпераментные свойства (биологический уровень), способствующие успешному обучению, находят свое отражение в определенной иерархии механизмов защиты (подсознательный уровень психики) и соответствующем выборе стратегий копинг-поведения (социальный уровень). Результаты исследования могут быть использованы при создании программы формирования конкурентоспособности студента ВГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А. Л., Скорикова Е. А., Гапова О. И., Петрович С. А., Возмитель И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT OPERATIONAL COMPONENT OF THE STUDENT’S COMPETITIVENESS AT VSMU

The purpose of this study is to study the temperament, psychological protection and coping mechanisms as the components of the operational component of the students’ competitiveness at the medical university. The study of the temperament through its individual properties was carried out using the “Test questionnaire for diagnosing the properties and the type of temperament of G. Aysenck” (EPQ, Form A). “The Plutchik's Life Style Index” was used in the study of the psychological defense mechanisms. The study of basic coping strategies was carried out according to the method “Indicator of coping strategies” (D. Amirkhan). The methodological basis of the study made a systematic approach: studying the competitive-determining properties of the personality taking into account biopsychosocial structure of the students’ bodies as a whole system. As a result, the temperamental properties (biological level) contributing to successful studies are reflected in a certain hierarchy of defense mechanisms (subconscious psyche level) and corresponding choice of coping - behavior strategies (social level). The results of the study can be used to create a program for competitiveness formation of a student at VSMU.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВГМУ»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 615:378.1

А. Л. Церковский, Е. А. Скорикова, О. И. Гапова, С. А. Петрович, И. И. Возмитель, О. А. Касьян, А. В. Бледнов

ОБ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Целью данного исследования является изучение темперамента, психологической защиты и копинг-механизмов как составляющих операционального компонента конкурентоспособности студентов медицинского университета.В исследовании приняли участие 327 студентов ВГМУ. Изучение темперамента через отдельные его свойства проводилось с помощью «Тест-опросника для диагностики свойств и типа темперамента Г. Айзенка» (EPQ, форма А). В исследовании механизмов психологической защиты использовался «Опросник Плутчик-Келлермана-Конте» (Life Style Index). Изучение базисных копинг-стратегий проводилось по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан). Методологическую основу в исследовании составил системный подход: изучение конкурентоопределяющих свойств личности с учетом биопсихосоциальной структуры организма студента как системы. В результате, темпераментные свойства (биологический уровень), способствующие успешному обучению, находят свое отражение в определенной иерархии механизмов защиты (подсознательный уровень психики) и соответствующем выборе стратегий копинг-поведения (социальный уровень). Результаты исследования могут быть использованы при создании программы формирования конкурентоспособности студента ВГМУ.

Ключевые слова: конкурентоспособность студента, темперамент, психологическая защита, копинг-поведение.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение конкурентоопределяющих свойств личности (КОСЛ) студентов медицинского университета является одним из этапов исследования конкурентоспособности (КС) студентов ВГМУ Эти свойства, согласно модели С. А. Хазовой, являются отдельным операциональным компонентом КС [1].

Наиболее целесообразно, с нашей точки зрения, при изучении КОСЛ использовать системный подход, который позволяет исследовать совокупность качеств как взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов [2]. При этом исследование КОСЛ должно учитывать биопсихосоциальную структуру организма человека как системы.

Все КОСЛ базируются на таких темпераментных свойствах, как экстраверсия, интроверсия и нейротизм. Темперамент необходимо рассматривать как совокупность индивидуально-биологических осо-

бенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения [3].

Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, влияющую на поведение и деятельность человека.

Особое место при рассмотрении психического уровня организации КОСЛ занимают защитные механизмы психики.

У любого человека в ситуации психологической опасности (с его точки зрения) «включается» определенный, свойственный только ему в данной ситуации, механизм психологической защиты (МПЗ). Главная цель МПЗ - сохранить привычное для человека представление о самом себе, привычный образ собственного «Я». Этот МПЗ, с одной стороны, способствует сохранению самоуважения и помогает чело-

веку справиться с проблемами. С другой стороны, он может привести к дезадаптации, так как искажает восприятие реальной действительности [4].

Важным аспектом изучения социального (поведенческо-деятельностного) уровня организма как системы является исследование базисных стратегий совлада-ющего поведения (копинг-стратегий). Уровень КС студента во многом определяется выбором определенной стратегии совлада-ющего поведения, так как одни из них являются высоко адаптивными («разрешение проблем»), а другие - мало адаптивными («избегание проблем»). В качестве своеобразных «маркеров» выступают сложное жизненные ситуации (стресс, конфликт, возрастной кризис, фрустрация) [5].

Цель исследования - изучить операциональный компонент конкурентоспособности студента ВГМУ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 327 студентов ВГМУ (88 юношей и 239 девушек).

Изучение темперамента через отдельные его свойства проводили с помощью «Тест-опросника для диагностики свойств и типа темперамента Г. Айзенка» (EPQ, форма А) [5].

Необходимым условием для включения первичного материала в обработку являлось получение студентами не более трёх баллов по шкале «лжи».

К категории интровертов были отнесены те студенты, которые набрали по шкале «интроверсия-экстраверсия» не более 9 баллов. Экстравертами считались студенты, набравшие по этой шкале не менее 15 баллов. По шкале «нейротизм» студенты распределялись следующим образом: набравшие не более 7 баллов вошли в группу с «низким нейротизмом»; набравшие не менее 15 баллов - с «высоким нейротизмом».

Для изучения отдельных механизмов психологической защиты (МПЗ) использовали «Опросник Плутчик-Кел-лермана-Конте» (Life Style Index) [6]. С помощью 44 утверждений определяли уровень напряженности восьми основных психологических защит: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация и рационализация.

Исследование копинг-поведения (стиля совладающего поведения) проводили по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана [5]. С помощью 33 утверждений определяли представленность и степень выраженности трех базовых копинг-стратегий: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки» и «избегание проблем».

РЕЗУЛЬТАТЫИ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования темпераментных свойств личности студентов с учетом их пола отражены в таблице 1.

Таблица 1. - Темпераментные свойства студентов

Пол Свойства темперамента

Экстраверсия Интроверсия Низкий нейротизм Высокий нейротизм

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Юноши 56 63,6 32 36,4 39 44,3 49 55,7

Девушки 151 63,2 88 36,8 56 23,4 183 76,6

Всего 207 63,3 120 36,7 95 29,1 232 70,9

Примечание: Абс. - абсолютное количество студентов; % - то же в процентах.

Прежде всего, необходимо выделить преобладание студентов-экстравертов над студентами-интровертами (63,3 % против 36,7 %), а также студентов с высоким нейротизмом над студентами с низким нейротизмом (70,9 % против 29,1 %).

Что касается гендерных различий, то у юношей и девушек отмечаются сходные закономерности: преобладание экстравер-

тов над интровертами (у юношей - 63,6 % против 36,4 %; у девушек - 63,2 % против 36,8 %); студентов с высоким нейротизмом над студентами с низким нейротизмом (у юношей - 55,7 % против 44,3 %; у девушек - 76,6 % против 23,4 % р < 0,05).

Результаты изучения отдельных механизмов психологической защиты студентов с учетом их пола отражены в таблице 2.

Таблица 2. - Напряжение механизмов психологической защиты (МПЗ) _студентов ВГМУ (%)_

Пол Название МПЗ

1 2 3 4 5 6 7 8

Юноши 48,3 56,3 39,3 40,3 55,0 53,0 37,0 58,0

Девушки 38,3 48,0 36,0 46,0 66,0 56,3 47,0 57,3

Всего 43,3 52,2 37,7 43,2 60,5 54,7 42,0 57,7

Примечание: 1 - вытеснение; 2 - регрессия; 3 - замещение; 4 - отрицание; 5 - проекция; 6 -компенсация; 7 - гиперкомпенсация; 8 - рационализация.

В зависимости от частоты использования все МПЗ можно представить в следующем виде: «проекция» (60,5 %), «рационализация» (57,7 %), «компенсация» (54,7 %), «регрессия» (52,2 %), «вытеснение» (43,3 %), «отрицание» (43,2 %), «гиперкомпенсация» (42,2 %) и «замещение» (37,7 %).

Анализ гендерных особенностей на-

пряжения МПЗ указывает на сравнительное доминирование у юношей «вытеснения», «регрессии», «замещения» и «рационализации». У девушек преобладают: «отрицание», «проекция», «компенсация» и «гиперкомпенсация».

Результаты исследования базовых ко-пинг-стратегий студентов с учетом их пола отражены в таблице 3.

Таблица 3. - Показатели копинг-стратегий студентов ВГМУ

Пол Копинг-стратегии

Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание проблем

Абс. % Абс. % Абс. %

Юноши 33 37,5 20 22,7 35 39,8

Девушки 84 35,1 80 33,5 75 31,4

Всего 117 35,8 100 30,6 110 33,6

Примечание: Абс. - абсолютное количество студентов; % - то же в процентах.

Среди всех базовых копинг-стратегий студенты чаще всего использовали «разрешение проблем» (35,8 %) и реже всего -«поиск социальной поддержки» (30,6 %). Промежуточное положение занимает «избегание проблем» (33,6 %).

С учетом пола выявлено преобладание у юношей стратегии «разрешение проблем» (37,5 % против 35,1 % у девушек) и стратегии «избегание проблем» (39,8 % против 31,4 % у девушек). Что касается стратегии «поиск социальной поддержки», то она чаще используется девушками (33,5 % против 22,7 % у юношей).

При интерпретации результатов исследования КОСЛ мы учитывали ранее полученные данные при изучении стрес-соустойчивости (СУ) студентов ВГМУ В соответствии с концепцией В. И. Андреева, СУ рассматривается как важное системообразующее качество КС [7]. Поэтому в ряде случаев целесообразно интерпретировать полученные результаты исследования КОСЛ с учетом данных, характеризующих СУ

Полученные нами сейчас результаты качественно не отличаются от данных темпераментных свойств студентов в контексте изучения СУ [8]. В нем мы выявили следующие взаимосвязи между стрессоу-стойчивостью (СУ) и свойствами темперамента: у студентов с низким нейротизмом преобладал высокий уровень СУ, а с высоким нейротизмом - низкий уровень СУ. Кроме этого, студентам-экстравертам был характерен средний уровень СУ

Если учитывать тот факт, что СУ является системообразующим качеством КС студентов [7], можно ожидать от студентов исследуемой группы хорошей успеваемости. Данный вывод в большей степени относится к юношам.

При обсуждении результатов изучения отдельных механизмов психологической защиты студентов можно воспользоваться современными взглядами на происхождение и функционирование защитных механизмов психики [9, 10].

Такие МПЗ, как «рационализация», «проекция» и «компенсация», в ситуациях психологической угрозы наиболее часто

«включаются» у здоровых людей [9]. В нашем исследовании студенты подтверждают эту закономерность.

Защитные механизмы «регрессия», «вытеснение» и «отрицание» обеспечивают эффективную защиту студентов от непродуктивного эмоционально-мо-тивационного напряжения, вызванного процессом обучения. В нашем исследовании они имеют среднюю представленность.

Наиболее редко используются студентами защитные механизмы «гиперкомпенсации» и «замещения». Их можно рассматривать в качестве особенности системы психологической защиты студентов ВГМУ. Данная особенность относительно «гиперкомпенсации» наиболее выражена у юношей, а относительно «замещения» - у девушек.

Результаты исследования копинг-стра-тегий указывают, прежде всего, на преобладание стратегии «разрешение проблем». По данным литературы, эта стратегия со-владания помогает студентам успешно справляться с учебным стрессом, сложными жизненными ситуациями [11]. Выбор ее наиболее характерен для юношей.

Промежуточное положение среди всех выборов занимает копинг-стратегия «избегание проблем». Данная стратегия относится к категории малоадаптивных стретегий, так как не приводит к решению проблем [11]. Эту стратегию чаще используют юноши. Учитывая тот факт, что юноши при этом чаще девушек выбирают конструктивную и высоко адаптивную стратегию «разрешение проблем», то можно предположить: их отказ от решения конкретной проблемы обусловлен их стремлением к решению тех проблем, которые можно решить «здесь и сейчас».

Реже всего используют студенты при своих выборах возможного поведения в трудных жизненных ситуациях стратегию «поиск социальной поддержки».

Если учесть, что данную стратегию выбирают люди с низкой степенью самооценки и высоким уровнем тревожности, то можно предположить, что студенты исследуемой группы в меньшей степени нуждаются в помощи со стороны своего окружения, они более самостоятельные и более уверенные в себе молодые люди. Данный выбор реже делают юноши.

Научные публикации ВЫВОДЫ

1. Темпераментные свойства студентов могут способствовать их успешному обучению. Данный вывод в большей степени относится к юношам.

2. Среди всех МПЗ, используемых студентами ВГМУ, наибольшее напряжение приходится на «рационализацию», «проекцию» и «компенсацию», которые чаще всего встречаются в здоровой популяции людей.

3. МПЗ «регрессия», «вытеснение» и «отрицание» активно защищают студентов от эмоциональных стрессов, которые сопровождают образовательный процесс в университете. Они имеют средние показатели напряжения.

4. Наименьшую представленность таких механизмов защиты, как «гиперкомпенсация» и «замещение» можно рассматривать в качестве особенности защитного поведения студентов-медиков. Данная особенность относительно «гиперкомпенсации» наиболее выражена у юношей, а относительно «замещения» - у девушек.

5. Преобладание у студентов ВГМУ в их копинг-системе стратегии «разрешение проблем» обеспечивает им успешное со-владание с учебным стрессом, сложными жизненными ситуациями. Выбор ее наиболее характерен для юношей.

6. Промежуточное положение среди всех выборов студентов ВГМУ занимает малоадаптивная стратегия «избегание проблем». Эту стратегию чаще используют юноши. Учитывая тот факт, что юноши при этом чаще девушек выбирают конструктивную и высоко адаптивную стратегию «разрешение проблем», то можно предположить, что их отказ от решения конкретной проблемы обусловлен стремлением к решению тех проблем, которые можно решить «здесь и сейчас».

7. Реже всего студенты ВГМУ используют при своих выборах возможного поведения в трудных жизненных ситуациях стратегию «поиск социальной поддержки». Возможно, студенты исследуемой группы в меньшей степени нуждаются в помощи со стороны своего окружения, они более самостоятельные и более уверенные в себе молодые люди. Данный выбор реже делают юноши.

8. Результаты исследования могут быть использованы при создании программы формирования конкурентоспособности студента ВГМУ.

Вестник фармации №1 (87), 2020 SUMMARY

A. L. Tserkovsky, E. A. Skorikova, O. I. Gapova, S. A. Petrovich, I. I. Vozmitel, O. A. Kasyan, A. V. Blednov ABOUT OPERATIONAL COMPONENT OF THE STUDENT'S COMPETITIVENESS AT VSMU

The purpose of this study is to study the temperament, psychological protection and coping mechanisms as the components of the operational component of the students' competitiveness at the medical university. The study of the temperament through its individual properties was carried out using the "Test questionnaire for diagnosing the properties and the type of temperament of G. Aysenck" (EPQ, Form A). "The Plutchik's Life Style Index" was used in the study of the psychological defense mechanisms. The study of basic coping strategies was carried out according to the method "Indicator of coping strategies" (D. Amirkhan).

The methodological basis of the study made a systematic approach: studying the competitive-determining properties of the personality taking into account biopsycho-social structure of the students' bodies as a whole system. As a result, the temperamental properties (biological level) contributing to successful studies are reflected in a certain hierarchy of defense mechanisms (subconscious psyche level) and corresponding choice of coping - behavior strategies (social level).

The results of the study can be used to create a program for competitiveness formation of a student at VSMU.

Keywords: student competitiveness, temperament, psychological defense, coping behavior.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хазова, С. А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория / С. А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2009. -Вып. 3 (47). - С. 298-306.

2. Церковский, А. Л. Современные

взгляды на проблему конкурентоспособности / А. Л. Церковский // Вестник ВГМУ -2016. - Том 15, № 1. - С. 114-127.

3. Церковский, А. Л. Психологические основы профессиональной деятельности врача. Курс лекций: Учеб. пособие /

A. Л. Церковский, В. П. Дуброва. - Витебск: ВГМУ, 2007. - 217 с.

4. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М., 1993. - 31 с.

5. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

6. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клу-бова. - СПб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. - 50 с.

7. Андреев, В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В. И. Андреев. -Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

8. Церковский, А. Л. Особенности темпераментных свойств личности как факторов стрессоустойчивости студентов медицинского вуза / А. Л. Церковский // Вестник фармации. - 2012. - № 1. - С. 89-93.

9. Михайлов, А. М. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А. М. Михайлов,

B. С. Ротенберг // Вопросы психологии, 1990. - № 5. - С. 106-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. - Мытищи: Издательство «Талант», 1996. - 144 с.

11. Церковский, А. Л. Копинг-по-ведение студентов медицинского вуза / А. Л. Церковский // Вестник ВГМУ. - 2007. -Т. 6. - № 3. - С. 118-127.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, тел. +375 29 591 02 59, Церковский А. Л.

Поступила 25.06.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.