Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ К КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГМУ'

О ПОДГОТОВКЕ К КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А.Л., Скорикова Е.А., Гапова О.И., Петрович С.А., Возмитель И.И.

Целью данного исследования является изучение теоретических аспектов коммуникативной деятельности студентов ВГМУ. Выявлена роль психологической подготовки в формировании коммуникативной компетентности как важного результата коммуникативной деятельности будущих врачей и провизоров. Выделены и детализированы базовые компоненты коммуникативной деятельности студентов: личностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической служб, работе кураторов академических групп и тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А.Л., Скорикова Е.А., Гапова О.И., Петрович С.А., Возмитель И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PREPARATION FOR COMMUNICATIVE ACTIVITY OF VSMU STUDENTS

The purpose of this research is to study theoretical aspects of communicative activity of VSMU students. The role of psychological training in the formation of communicative competence as an important result of the communicative activity of future doctors and pharmacists is revealed. The basic components of students' communicative activity are singled out and detailed: personal, emotional, cognitive and behavioral ones. The results of the research can be used in the educational process of VSMU, the activities of the social and pedagogical and psychological service, the work of curators of academic groups and tutors.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ К КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГМУ»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.1:159.9

А. Л. Церковский, Е. А. Скорикова, О. И. Гапова, С. А. Петрович, И. И. Возмитель, О. А. Касьян

О ПОДГОТОВКЕ К КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВГМУ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

Целью данного исследования является изучение теоретических аспектов коммуникативной деятельности студентов ВГМУ.

Выявлена роль психологической подготовки в формировании коммуникативной компетентности как важного результата коммуникативной деятельности будущих врачей и провизоров. Выделены и детализированы базовые компоненты коммуникативной деятельности студентов: личностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической служб, работе кураторов академических групп и тьюторов.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность студента, коммуникативная компетентность, базовые компоненты коммуникативной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

В основе профессиональной деятельности врача и провизора лежит коммуникативный компонент. Профессии врача и провизора реализуются в системе «человек-человек», то есть объектом профессиональной деятельности врача и провизора являются пациенты, их родственники, посетители аптек. Поэтому важнейшей составляющей их профессиональной деятельности является коммуникативная деятельность.

Предметом коммуникативной деятельности (от лат. соттишсайо - связь, сообщение) является общение с другим человеком - партнером по общению [1]. Коммуникативная деятельность (КД), будучи специфической формой активности человека, позволяет раскрыть сущность общения как коммуникативного процесса.

Образовательный процесс в медицинском университете включает в себя формирование академических, социально-личностных и профессиональных компетенций. Формирование, в свою очередь, социально-личностных компетенций обеспечивается через КД студентов-медиков.

Цель исследования - изучить теоретические аспекты коммуникативной деятельности студентов ВГМУ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для изучения теоретических аспектов КД используется аналитический метод, основанный на исследовании и анализе психолого-педагогической литературы. Объект исследования - студенты медицинского университета. Предмет исследования - коммуникативная деятельность студентов-медиков.

РЕЗУЛЬТАТЫИ ОБСУжДЕНИЕ

К теоретическим аспектам КД мы относим взаимосвязь КД с системой психологической подготовки будущих врачей и провизоров, а также базовые компоненты КД студента медицинского университета.

В основе процесса общения лежит коммуникативная потребность. Она выражается «в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке» [1].

КД отличается от других видов деятельности тем, что всегда направлена на другого человека. Кроме этого, она является двусторонним процессом и способствует тому, что познающий другого человека в общении сам становится объектом

познания и отношения другого или других участников общения.

КД студентов медицинского университета обеспечивает формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и провизоров.

Коммуникативная компетентность, по мнению А. В. Хуторского, представляет собой «овладение личностью коммуникативными качествами, связанными с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе» [2].

Для реализации КД и формирования коммуникативной компетентности в рамках образовательного процесса требуется определенная психологическая подготовка, которая должна находить свое отражение в тематике дисциплин психологического блока и органично вписываться в систему подготовки будущих врачей и провизоров.

В соответствии с образовательным стандартом и типовыми программами на кафедре психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК ВГМУ психологическая подготовка врача и провизора осуществляется в три этапа.

На первом этапе психологической подготовки (младшие курсы) студенты овладевают неспецифическими для врача и провизора навыками общения.

На дисциплине «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении» студенты-первокурсники знакомятся с коммуникативным процессом, структурой общения, алгоритмами поведения, а также с возможными морально-этическими дилеммами, разрешение которых способствует оптимизации КД в диадах «врач-пациент», «врач-родственники пациента».

При прохождении дисциплины «Основы психологии и педагогики» студенты-второкурсники лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов более предметно разбирают механизмы и эффекты коммуникативного процесса в рамках КД при изучении таких тем, как «Социальная подструктура личности», «Свойства личности», «Эмоции и психические состояния личности», «Самосовершенствование личности и творчество».

Второй этап психологической подготовки (средние курсы) связан с началом

изучения клинических дисциплин, первым опытом профессионального общения с пациентом. В связи с этим возникает необходимость формирования специфических для врача особенностей общения. Это достигается углублением психологических знаний и формированием коммуникативных навыков и умений через прохождение элективного курса «Основы формирования конкурентоспособности студента медицинского университета», изучения методических рекомендаций «Конкурентоспособность студента медицинского университета», а также участие в проекте «Моя конкурентоспособность», размещенном в системе дистанционного обучения на сайте ВГМУ [3].

Третий этап психологической подготовки связан, прежде всего, со специализацией студентов-шестикурсников на лечебном факультете и спецификой работы врача общей практики, хирурга, анестезиолога-реаниматолога, невролога, акушера-гинеколога, онколога, оториноларинголога, офтальмолога, педиатра, психиатра. На занятиях по дисциплине «Профессиональная коммуникация в медицине» субординаторы отрабатывают пошагово этапы клинического интервью. При этом особое внимание уделяется специфике коммуникации с учетом профиля пациентов (терапевтический, хирургический, неврологический и др.).

Для студентов-пятикурсников на фармацевтическом факультете при прохождении дисциплины «Психология профессионального общения. Конфликтология» особое внимание уделяется коммуникации с «трудными» посетителями аптек, а также вопросам управления деятельностью сотрудников и вопросам межколлегиальных отношений в фармацевтическом коллективе.

Таким образом, психологическая подготовка к профессиональной деятельности будущих врачей и провизоров носит комплексный, системный характер.

Она способствует формированию коммуникативной компетентности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности врача и провизора.

Этот психосоциальный ресурс личности врача и провизора обеспечивает качественный лечебно-диагностический процесс и эффективное взаимодействие с пациентами и посетителями аптек.

При изучении базовых компонентов

КД студента медицинского университета, с нашей точки зрения, целесообразно рассматривать КД с позиции Л.С. Выготского. По его определению, КД - это «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [4].

Мы считаем, что исследование КД студента-медика должно быть направлено на изучение ее базовых компонентов.

В КД выделяют четыре базовых компонента:

1) личностный;

2) эмоциональный;

3) познавательный (когнитивный);

4) поведенческий [5].

По нашему мнению, личностный компонент включает в себя ряд составляющих личности студента-медика:

1) потребность в общении;

2) мотивационные ориентации в межличностных коммуникациях;

3) коммуникативную толерантность;

4) коммуникативные позиции в общении;

5) способность к самоуправлению в общении.

К эмоциональному компоненту можно отнести:

а) эмоциональный тип;

6) уровень эмоциональной эффективности в общении;

в) «помехи» в установлении эмоциональных контактов;

г) способность к эмпатии.

Когнитивный компонент, представляющий взаимосвязь процессов восприятия и осмысления, включает в себя:

1) тип мышления;

2) креативность;

3) тип модальных репрезентативных систем.

К поведенческому компоненту можно отнести:

а) стиль саморегуляции поведения;

б) стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Изучение любой деятельности должно начинаться с исследования потребности как внутренней необходимости в осуществлении самой деятельности. Применительно к КД такой потребностью является потребность в общении [6].

Осознание потребности позволяет выявить мотивы деятельности. Важными аспектами мотивационной сферы, обеспе-

чивающей КД, являются мотивационные ориентации в межличностных коммуникациях: ориентация на принятие партнера, ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера, а также ориентация на достижение компромисса [7].

Особое место в личностном компоненте КД принадлежит личностным установкам. Эти установки проявляются в следующих видах коммуникативной толерантности: ситуативной, типологической, профессиональной и общей [7].

При рассмотрении эффективности КД важным моментом является использование собеседниками определенных трансакций (единиц общения). Трансакции, в свою очередь, зависят от состояния «Я» собеседников или их коммуникативных позиций. Различают «детскую», «взрослую» и «родительскую» коммуникативные позиции [8].

Среди личностных особенностей, влияющих на КД, необходимо выделить способность к самоуправлению в общении. Данная способность влияет на мобильность и адаптивность в различных ситуациях общения [9].

Принципиально важное значение в эмоциональном компоненте КД имеет принадлежность к определенному эмоциональному типу. Эмоциональный тип включает в себя такие аспекты, как устойчивость, прогнозирование, социальную интуицию, самосознание, чувствительность к ситуации, внимательность [10].

Особое место в эмоциональном компоненте КД занимает уровень развития эмпатии как способности к сочувствию и сопережеванию [11].

На выраженность эмоционального компонента КД влияет уровень эмоциональной эффективности в общении, а также ряд «помех» в установлении эмоциональных контактов. К таким «помехам» относят: неумение управлять эмоциями и дозировать их; неадекватное проявление эмоций; негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций; доминирование негативный эмоций; нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе [7].

При осуществлении КД необходимо учитывать когнитивный компонент. Этот компонент представлен, прежде всего, типом и уровнем развития мышления (предметно-действенного, абстрактно-символического, словесно-логического, наглядно-

образного), а также креативностью (способностью мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи).

Кроме мышления, когнитивный компонент включает в себя процесс восприятия, который ярко проявляется в модальности репрезентативной системы (визуальной, аудиальной, кинестетической и дигиталь-ной) [8].

В поведенческом компоненте особое место принадлежит стратегии поведения в конфликтной ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) [12].

При этом организация поведения в общении зависит от стиля саморегуляции, который определяется по таким шкалам, как планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность и общий уровень саморегуляции [13].

Таким образом, знание компонентов КД может позволить с системных позиций подойти к исследованию КД студентов-медиков.

ВЫВОДЫ

1. Выявлена роль психологической подготовки в формировании коммуникативной компетентности как важного результата коммуникативной деятельности будущих врачей и провизоров.

2. Выделены и детализированы базовые компоненты коммуникативной деятельности студентов: личностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

3. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе в ВГМУ, деятельности социально-педагогической и психологической служб, работе ку-раторов академических групп и тьюторов.

SUMMARY

A. L. Tserkovsky, E. A. Skorikova, O. I. Gapova, S. A. Petrovich, I. I. Vozmitel,

O. A. Kasyan ABOUT PREPARATION FOR COMMUNICATIVE ACTIVITY OF VSMU STUDENTS

The purpose of this research is to study theoretical aspects of communicative activity of VSMU students.

The role of psychological training in the formation of communicative competence as an important result of the communicative activity of future doctors and pharmacists is revealed. The basic components of students' communicative activity are singled out and detailed: personal, emotional, cognitive and behavioral ones.

The results of the research can be used in the educational process of VSMU, the activities of the social and pedagogical and psychological service, the work of curators of academic groups and tutors.

Keywords: student's communicative activity, communicative competence, basic components of communicative activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.

2. Хуторской, А. В. Методика личност-но-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному: пособие учителя / А. В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2005. - 383 с.

3. Церковский, А. Л. Конкурентоспособность студента медицинского университета: методические рекомендации / А. Л. Церковский. - Витебск: ВГМУ, 2018. -67 с.

4. Лурия, Р. П. К вопросу об общих понятиях и определениях в коммуникативной деятельности / Р. П. Лурия // Социологические науки. - 2018. - №11. - С. 246-247.

5. Лурия, Р. П. Коммуникативная деятельность: структурные компоненты, виды, уровни и формы / Р. П. Лурия // Социологические науки. - 2018. - №11. -С. 248-250.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

7. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

8. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

9. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с.

10. Дэвидсон, Р. Как эмоции управля-

ют мозгом / Р. Дэвидсон, Ш. Бегли. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Долгова, В. И. Эмпатия и коммуникативная компетентность / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. - 253 с.

12. Гришина, Н. В. Психология конфликта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. В. Гришина. - 3-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018. - 574.

13. Панкратова, Т. М. Саморегуляция

в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. -112 с.

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, тел. +375 29 591 02 59, Церковский А. Л.

Поступила 16.11.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.