Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФИЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФИЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МЕТОДИКА / ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ОРГАНИЗОВАННАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Веселкина Татьяна Евгеньевна, Оборин Александр Владимирович, Цуриков Александр Иванович, Кружнов Александр Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности физической подготовки студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Повышение физической подготовленности и физического здоровья студентов вузов возможно, если будут проводиться методически правильно организованные занятия по физической культуре и будут реализованы мероприятия для расширения самостоятельной двигательной активности. Однако без контроля и оценки физической подготовленности (тестирования) невозможно судить об уровне каждого из показателей, характеризующих подготовленность, выявлять сильные и слабые стороны проявления физических качеств. Цель исследования: сравнительный анализ уровня двигательной активности и физического профиля студентов транспортного вуза. Материал и методы исследования: исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», г. Санкт - Петербург, Россия. В исследовании принимали участие студенты вуза с 1-го по 3-й курс. Выявлены уровень и объем двигательной активности студентов, обучающихся на первом, втором и третьем курсах. Для этого был проведен анкетный опрос. Вопросы анкетного опроса: «Какими видами спорта Вы занимаетесь?» с вариантами ответов: «Указать вид двигательной активности», «Не занимаюсь, кроме занятий по физической культуре», «Занимаюсь самостоятельно физическими упражнениями»; «Сколько времени у Вас уходит на самостоятельные занятия физическими упражнениями?». Результаты исследования. Превосходство в физической подготовленности у многих студентов определяется их двигательной активностью. Наиболее популярным среди студентов оказалось посещение фитнес-клубов (41%), на втором месте - занятия избранными видами спорта (29%), на третьем месте - самостоятельные занятия физическими упражнениями (15%). В течение учебного года нами принимались 8 нормативов по физической подготовке: подтягивание из виса на высокой перекладине (силовые способности сгибателей мышц плечевого пояса); прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности мышц ног); бег 30 м (быстрота); бег 60 м (быстрота); поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (силовая выносливость сгибателей мышц туловища); сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу (силовые способности разгибателей мышц плечевого пояса); наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (гибкость); челночный бег 3х10 м (ловкость). Заключение. Отмечен положительный профиль физической подготовленности студентов 1-го курса. Это связано прежде всего с тем, что студенты 1-го курса по двигательной активности и по затраченному на занятия времени опережают студентов 2-го курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Веселкина Татьяна Евгеньевна, Оборин Александр Владимирович, Цуриков Александр Иванович, Кружнов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MOTOR ACTIVITY AND PHYSICAL FITNESS PROFILE OF TRANSPORT UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the issues of increasing the efficiency of the "Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I" students’ physical training . Improving the physical fitness and physical health of university students is possible if methodically correctly organized physical education classes are conducted and measures are taken to expand independent motor activity. However, without control and evaluation of physical fitness (testing), it is impossible to judge the level of each of the indicators characterizing fitness, to identify strong and weak manifestations of physical qualities. The purpose of the study: a comparative analysis of the motor activity level and the physical profile of a transport university students. Material and methods of research: the research was conducted on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Petersburg State University of Railways Emperor Alexander I", St. Petersburg, Russia. The research involved from the 1st to the 3rd year students. The level and volume of the students’ physical activity studying in the first, second and third courses were revealed. For this, a questionnaire survey was conducted. Questionnaire survey questions: "What sports do you do?" with answer options: “Indicate the type of physical activity”, “I don’t do it, except for physical education classes”, “I do physical exercises on my own”; “How much time do you have to spend on independent physical exercises?”. Research results. The superiority in physical readiness of many students is determined by their motor activity. The most popular among students was attending fitness clubs (41%), the second place was given to the selected sports (29%), and the third place was given to the independent physical exercises (15%). During the academic year, 8 standards for physical training were adopted: pull-ups from a hang on a high crossbar (strength abilities of the flexors of the muscles of the shoulder girdle); standing long jump (speed-strength abilities of leg muscles); 30 m run (speed); run 60 m (speed); lifting the torso from a supine position for 1 min. (strength endurance of trunk muscle flexors); flexion,extension of the arms in emphasis lying on the floor (strength abilities of the extensors of the muscles of the shoulder girdle); leaning forward from a standing position on a gymnastic bench (flexibility); shuttle run 3x10 m. (dexterity). Conclusion. A positive profile of the first year students’ physical readiness was noted. This is primarily due to the fact that 1st year students are ahead of 2nd year students in terms of motor activity and time spent on classes.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФИЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-174-180

Сравнительная характеристика двигательной активности и профиля физической подготовленности студентов транспортного вуза

Веселкина Т.Е.*, Оборин А.В., Цуриков А.И., Кружнов АА.

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-1145-5855, belomoina@yandex.ru* ORCID: 0000-0003-3107-5227, fafst@mail.ru ORCID: 0009-0004-4589-7461, tsurikov@pgups.ru ORCID: 0009-0004-2250-1911, dussh-lokomotiv@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности физической подготовки студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Повышение физической подготовленности и физического здоровья студентов вузов возможно, если будут проводиться методически правильно организованные занятия по физической культуре и будут реализованы мероприятия для расширения самостоятельной двигательной активности. Однако без контроля и оценки физической подготовленности (тестирования) невозможно судить об уровне каждого из показателей, характеризующих подготовленность, выявлять сильные и слабые стороны проявления физических качеств. Цель исследования: сравнительный анализ уровня двигательной активности и физического профиля студентов транспортного вуза. Материал и методы исследования: исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», г. Санкт - Петербург, Россия. В исследовании принимали участие студенты вуза с 1-го по 3-й курс. Выявлены уровень и объем двигательной активности студентов, обучающихся на первом, втором и третьем курсах. Для этого был проведен анкетный опрос. Вопросы анкетного опроса: «Какими видами спорта Вы занимаетесь?» с вариантами ответов: «Указать вид двигательной активности», «Не занимаюсь, кроме занятий по физической культуре», «Занимаюсь самостоятельно физическими упражнениями»; «Сколько времени у Вас уходит на самостоятельные занятия физическими упражнениями?». Результаты исследования. Превосходство в физической подготовленности у многих студентов определяется их двигательной активностью. Наиболее популярным среди студентов оказалось посещение фитнес-клубов (41%), на втором месте - занятия избранными видами спорта (29%), на третьем месте - самостоятельные занятия физическими упражнениями (15%). В течение учебного года нами принимались 8 нормативов по физической подготовке: подтягивание из виса на высокой перекладине (силовые способности сгибателей мышц плечевого пояса); прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности мышц ног); бег 30 м (быстрота); бег 60 м (быстрота); поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (силовая выносливость сгибателей мышц туловища); сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу (силовые способности разгибателей мышц плечевого пояса); наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (гибкость); челночный бег Зх10 м (ловкость). Заключение. Отмечен положительный профиль физической подготовленности студентов 1-го курса. Это связано прежде всего с тем, что студенты 1-го курса по двигательной активности и по затраченному на занятия времени опережают студентов 2-го курса.

Ключевые слова: физическая подготовка, обучающиеся, методика, профиль физической подготовленности, организованная и самостоятельная двигательная активность.

Для цитирования: Веселкина Т.Е.*, Оборин А.В., Цуриков А.И., Кружнов А.А. Сравнительная характеристика двигательной активности и профиля физической подготовленности студентов транспортного вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 174-180. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-174-180

Comparative characteristics of motor activity and physical fitness profile of

transport university students

Tatyana E. Veselkina*, Aleksandr V. Oborin, Aleksandr I. Tsurikov, Aleksandr A. Kruzhnov

Petersburg State University of Communications of Emperor Alexander I

St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0003-1145-5855, belomoina@yandex.ru* ORCID: 0000-0003-3107-5227, fafst@mail.ru ORCID: 0009-0004-4589-7461, tsurikov@pgups.ru ORCID: 0009-0004-2250-1911, dussh-lokomotiv@mail.ru

Abstract: The article deals with the issues of increasing the efficiency of the "Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I" students' physical training . Improving the physical fitness and physical health of university students is possible if methodically correctly organized physical education classes are conducted and measures are taken to expand independent motor activity. However, without control and evaluation of physical fitness (testing), it is impossible to judge the level of each of the indicators characterizing fitness, to identify strong and weak manifestations of physical qualities. The purpose of the study: a comparative analysis of the motor activity level and the physical profile of a transport university students. Material and methods of research: the research was conducted on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Petersburg State University of Railways Emperor Alexander I", St. Petersburg, Russia. The research involved from the 1st to the 3rd year students. The level and volume of the students' physical activity studying in the first, second and third courses were revealed. For this, a questionnaire survey was conducted. Questionnaire survey questions: "What sports do you do?" with answer options: "Indicate the type of physical activity", "I don't do it, except for physical education classes", "I do physical exercises on my own"; "How much time do you have to spend on independent physical exercises?". Research results. The superiority in physical readiness of many students is determined by their motor activity. The most popular among students was attending fitness clubs (41%), the second place was given to the selected sports (29%), and the third place was given to the independent physical exercises (15%). During the academic year, 8 standards for physical training were adopted: pull-ups from a hang on a high crossbar (strength abilities of the flexors of the muscles of the shoulder girdle); standing long jump (speed-strength abilities of leg muscles); 30 m run (speed); run 60 m (speed); lifting the torso from a supine position for 1 min. (strength endurance of trunk muscle flexors); flexion,extension of the arms in emphasis lying on the floor (strength abilities of the extensors of the muscles of the shoulder girdle); leaning forward from a standing position on a gymnastic bench (flexibility); shuttle run 3x10 m. (dexterity). Conclusion. A positive profile of the first year students' physical readiness was noted. This is primarily due to the fact that 1st year students are ahead of 2nd year students in terms of motor activity and time spent on classes. Keywords: physical training, students, methodology, physical fitness profile, organized and independent motor activity.

For citation: Tatyana E. Veselkina*, Aleksandr V. Oborin, Aleksandr I. Tsurikov, Aleksandr A. Kruzhnov. Comparative characteristics of motor activity and physical fitness profile of transport university students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 174-180. DOI: 10.14526/2070-4798-202318-2-174-180.

Введение

Повышение качества жизни будущих профессиональных специалистов различных отраслей народного хозяйства страны зависит от условий формирования положительного отношения к физическому здоровью. Реализация средств физической культуры и спорта сегодня является приоритетной задачей физического воспитания в образовательных учреждениях. Правительство РФ рассматривает в национальных проектах и

в стратегиях развития физической культуры и спорта до 2030 года вопросы повышения мониторинга двигательной активности различных слоев населения, в том числе и студенческой молодежи [4, с. 2-4]. Основой стимуляционных факторов физического здоровья обучающихся вузов является организация их двигательной активности за период учебы, которая в современных условиях является одной из приоритетных. Оценка профиля физической подготовленности

обучающихся позволяет определить уровень их двигательной активности и выявить основные средства повышения физической работоспособности. В этой связи существует много работ специалистов, занимающихся проблемой повышения двигательной активности и укрепления здоровья студентов вузов за счет активного использования новых видов физкультурно-спор-тивной деятельности [2].

Профиль физической подготовленности, разработанный за счет проявления физических качеств и способностей, является моделью двигательной активности и интегральным показателем физического здоровья.

И.Г. Гибадуллин и др. видят аспекты формирования физического здоровья студенческой молодёжи из курса в курс при реализации различных вариантов двигательной активности [1, с. 73-79]. В работах авторов отмечена важность контроля и оценки уровня проявления физического здоровья студентов, в основном за счет подсчета объема и интенсивности показателей двигательной деятельности.

В связи с этим специалисты предлагают различные варианты системы контроля физической подготовленности студентов [3, 5].

Создание профиля физической подготовки студентов с учетом результатов нормативного тестирования (нормативы комплекса ГТО, нормативные требования по ОФП) позволяет визуализировать процесс двигательной активности.

Цель исследования: сравнительный анализ уровня двигательной активности и физического профиля студентов транспортного вуза.

Материалы и методы

В работе использованы такие методы исследования, как анализ научно-методической литературы, тестирование физической подготовленности, математическая статистика для анализа и обобщения результатов исследования, а также моделирование профиля физической подготовленности студентов.

При определении профиля физической подготовленности студентов 1-го и 2-го курсов использовали сигмальные отклонения средних показателей, которые делили на среднее квадратичное отклонение. Последовательно определяли сигмальные отклонения всех изучаемых показателей. Расчет величины отклонения от стандартного показателя производился по формуле: N = (М-Х) / о, где N - отклонение измеренного показателя от стандартного; X - величина измеренного показателя; М - стандартная величина данного показателя; о - среднее квадратичное отклонение.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образо-

вательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», г. Санкт-Петербург, Россия. В исследовании принимали участие студенты вуза, обучающиеся на первом, втором и третьем курсах. Нами выявлен уровень и объем двигательной активности студентов. Для этого было проведен анкетный опрос.

Вопросы анкеты:

- «Какими видами спорта Вы занимаетесь?» с вариантами ответов: «Указать вид двигательной активности», «Не занимаюсь, кроме занятий по физической культуре», «Занимаюсь самостоятельно физическими упражнениями»;

- «Сколько времени у Вас уходит на самостоятельные занятия физическими упражнениями?».

В анкетном опросе принимали участие 67 студентов вуза, из них 1-й курс - 25 человек,

2-й курс - 23 человека.

Результаты и обсуждение

Совершенствование физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают всесторонне влияние на физическое здоровье студенческой молодёжи. Разнообразие двигательной активности студентов способствует комплексному развитию физических качеств, функциональному совершенствованию систем организма, привыканию к физическим и умственным нагрузкам. Превосходство в физической подготовленности многих студентов определяется их двигательной активностью.

На рис. 1 представлены ответы студентов 1-го курса на вопрос «Какими видами физкультур-но-спортивной активности Вы занимаетесь?».

В числе наиболее популярных среди студентов оказалось посещение фитнес-клубов (41%), на втором месте - занятия избранными видами спорта (29%), на третьем месте - самостоятельные занятия физическими упражнениями (15%).

На рис. 2 наглядно представлены ответы студентов 2-го курса на вопрос «Какими видами физкультурно-спортивной деятельности Вы занимаетесь?».

У студентов 2-го курса наиболее популярными оказались занятия избранными видами спорта (23%) и посещение фитнес-клубов (24,5%), самостоятельные занятия физическим упражнениями - (18%). У студентов 2-го курса появился вариант ответа «не занимаюсь» - 28%, который не встречался у студентов 1-го курса.

На рис. 3 представлены ответы студентов на вопрос «Сколько времени у Вас уходит на самостоятельные занятия физическими упражнениями?».

Избранные виды спорта I Самостоятельн ые занятия I Утрення

грядка Йога

Фитнес

Рис. 1. Соотношение видов двигательной активности студентов 1-го курса по результатам опроса, «Какими видами физкультурно-спортивной деятельности Вы занимаетесь?»

Избранные

виды спорта I Самостоятельн

ые занятия 'Утрення

зарядка Йога

Фитнес iHe занимаюсь

Рис. 2. Соотношение видов двигательной активности студентов 2-го курса по результатам опроса, «Какими видами физкультурно-спортивной деятельности Вы занимаетесь?»

12.00%

от 1 до 2 часов

12 раза в неделю

13 раза в неделю 5 раз в неделю

17 раз в неделю

Рис. 3. Соотношение ответов студентов по результатам опроса, «Сколько времени у Вас уходит на самостоятельные занятия физическими упражнениями?»

Ответы на вопрос «Сколько времени у Вас уходит на самостоятельные занятия физическими упражнениями?» студентов 1-го и 2-го курса представлены в объединенном виде. Из рисунка видно, что активно студенты занимаются физическими упражнениями 2 раза в неделю (25%), от 1 до 2 часов в неделю (24%) и 7 раз в неделю 12%.

Для студентов характерно снижение двига-

тельной активности на втором курсе. По их мнению, это связано с тем, что увеличивается умственная нагрузка.

На втором этапе исследования проведено тестирование общей физической подготовленности студентов с использованием контрольных упражнений. В течение учебного года принималось 8 нормативов по физической подготовке: подтягивание из виса на высокой перекладине

(силовые способности сгибателей мышц плечевого пояса); прыжок в длину с места (скорост-но-силовые способности мышц ног); бег 30 м (быстрота); бег 60 м (быстрота); поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (силовая выносливость сгибателей мышц туловища); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (силовые способности разгибателей

мышц плечевого пояса); наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (гибкость); челночный бег 3х10 м (ловкость).

По итогам тестирования физической подготовленности студентов 1-го и 2-го курсов были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица1

Физическая подготовленность обучающихся 1-го и 2-го курсов

Г р_м:ил л ГТ| 1.Ц1 II ]ри*>.1К' п □сдсишандо [ С1НЗН1С л Пег № и ПЛ-КЛОН И|»ГрСЛ. II I Цепшн

'¡ТОПЫ с ш пс<1/а пл. лишу -с ГСЮВИМ^ Н1 ра.'1Г1[ОЛ1111С ■са.нжипш стоя п:м и-: с

лсс.вдол ии,.г+,\ч: кп положения .чехл. рук' в чиарс 1Е.1 3*1д м

■1Ш11 на епмлс ма 1 шш леи на шшлввЛ <™1

с КПП |ХП) полу иканье 1 им)

кол-НО [ЧТИ Еп.1'ва ра1>

1 К?[>Г 2:1л 473 35,3 Е.2 & ]0,1

Ч1И ± А. 2 ±2:7 * 1.6 ± (1.12 ±2 Л 4 0,23

1 су[>г 12,0 213 50 40 Е.1 И,7

колеи ± 1 ± 3.4 ±2 ±4 * 0.1С

2 =]■'[>- 12,5 219,Н 43,3 29,3 ДО з,н ]|.|

Ч1И А 1,5 а 3.2 ¿3,7 4 з.к -ИЛЦ ±М * ОЛЯ

2сурс 12.0 22] 43 31 £,5 4,1 11,7

вмц ±1,] ±2.8 ±3 ±2 = с, 1С ±]3 = 0,14

Если на первом этапе студенты 1-го курса сдали норматив «Подтягивание из виса на высокой перекладине» на 11,5 ± 2,5, то на втором этапе наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 12,0 ± 1. Студенты 2-го курса сдали норматив «Подтягивание из виса на высокой перекладине» на 12,5 ± 1,5, на втором этапе у студентов 2-го курса также наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 12,9 ± 1,1.

На первом этапе студенты 1-го курса сдали норматив «Прыжок в длину с места» на 221,8 ± 4,2, на втором этапе наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 223 ± 3,4. Студенты 2-го курса сдали норматив «Прыжок в длину с места» на 219,8 ± 3,2, на втором этапе у студентов 2-го курса также наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 221 ± 2,8.

На первом этапе студенты 1-го курса сдали норматив «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин» на 47,3 ± 2,7, на втором этапе наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 50 ± 2. Студенты 2-го курса сдали норматив «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин» на 45,3 ± 3,7, на втором этапе у них наблюдается спад, данный норматив был сдан уже на 43 ± 3.

На первом этапе студенты 1-го курса сдали норматив «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» на 35,3 ± 1,6, на втором этапе наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 40 ± 4. Студенты 2-го кур-

са сдали норматив «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» на 29,3 ± 3,8, на втором этапе у них также наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 32 ± 2.

На первом этапе студенты 1-го курса сдали норматив «Бег 60 м» на 8,2 ± 0,12, на втором этапе наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 8,1 ± 0,08. Студенты 2-го курса сдали норматив «Бег 60 м» на 8,8 ± 0,28, на втором этапе у них также наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 8,5 ± 0,16.

На первом этапе студенты 1-го курса сдали норматив «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» на 6,8 ± 2,2, на втором этапе наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 9 ± 1,6. Студенты 2-го курса сдали норматив «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» на 3,8 ± 1,4, на втором этапе у них также наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 4,1 ± 1,3.

На первом этапе студенты 1-го курса сдали норматив «Челночный бег 3*10 м» на 10,1 ± 0,23, на втором этапе наблюдается положительная динамика, данный норматив был сдан на 8,7 ± 0,16. Студенты 2-го курса сдали норматив «Челночный бег 3*10 м» на 11,1 ± 0,28, на втором этапе у них наблюдается спад, данный норматив был уже сдан на 11,7 ± 0,14.

Средние показатели по тестам 1-го и 2-го курса в абсолютных значениях отличаются: у студентов 1-го курса показатели физической подго-

товленности лучше как в начале, так и в конце исследования.

Известно, что функциональный профиль позволяет контролировать и корректировать величины физических нагрузок для последующего эффективного воздействия.

На рис. 4 представлен профиль физической подготовленности студентов 1-го и 2-го курсов транспортного вуза.

Рис. 4. Профиль физической подготовленности студентов транспортного вуза

Из рис. 4 видно, что профили физической подготовленности студентов 1-го и 2-го курсов отличаются. Отмечен низкий уровень физической подготовленности у студентов 2-го курса.

Заключение

Проведённый анализ уровня двигательной активности и профиля физической подготовленности студентов 1-го и 2-го курсов транспортного вуза показал, что наблюдается снижение двигательной активности студентов из курса в курс. Требуется планирование ряда мероприятий физкультурно-спортивного и оздоровительного характера для изменения тенденции снижения двигательной активности студентов. Необходима разработка плана мероприятий по физкультурно-спортивной деятельности и условий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

По результатам тестирования физической подготовленности студентов были выявлены следующие закономерности.

Студентам 1-го курса рекомендуется уделять внимание развитию силовых способностей сгибателей мышц плечевого пояса, быстроты, гибкости, ловкости.

Студентам 2-го курса рекомендуется уделять внимание развитию силовых способностей сгибателей мышц плечевого пояса, быстроты, ловкости. Девушкам данного возраста рекомендуется уделять внимание развитию быстроты и ловкости.

Норматив «Челночный бег 3*10 м» характеризует развитие качества ловкости, поэтому рекомендуется дополнительно применять средства и методы для развития данного качества. Исходя из этого на занятиях по физической культуре предлагается больше времени уделять

подвижным и спортивным играм, что позволит повысить развитие такого физического качества, как ловкость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Гибадуллин И.Г. Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технических вузов. Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 73-79. DOI: 10.14526/2070-47982019-59-64.

2. Исмагилова Л.Ф. Использование народных игр как средства стимуляции двигательной активности студенческой молодежи. Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов : материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры физического воспитания и спорта БГУ, Республика Беларусь (Минск, 31 января 2023 г.). БГУ, Каф. физического воспитания и спорта, Минск : БГУ. 2023: 88-92.

3. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. 2015: 156-160.

4. Мутаева И.Ш. Исследование функционального состояния, резервных и адаптационных возможностей организма студенток вуза. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. 2022; 8: 18-25.

5. Садиев Н.Н. Роль и значение контроля и оценки учебных достижений курсантов военных вузов по физической культуре. Материалы 12-й

межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов г. Набережные Челны «Теоретические и практические аспекты физической культуры, спорта и туризма». 2012: 322-325.

6. Синявский Н.И. Развитие двигательных способностей у юношей на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011; 6: 7-11.

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 3081-р от 24.11.2020. URL: http://www.consultant.ru.

References

1. Gibadullin I.G. Theoretical and practical aspects of the formation of physical health of students of technical universities. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(3): 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-59-64 [In Russ., In Engl.].

2. Ismagilova L.F. The use of folk games as a means of stimulating the motor activity of students. Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya I sportivnoj podgotovki studentov: materialy IIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyachennoj 75-letiyu kafedry fizicheskogo vospitaniya I sporta BGU, Respublkika Belarus' (Minsk, 31 yanvarya 2023g.) [Scientific and methodological support of physical education and sports training of students : materials of the II International Scientific and Practical Conference dedicated to the 75th anniversary of the Department of Physical Education and Sports

of BSU, Republic of Belarus (Minsk, January 31, 2023)]. BSU, Department of Physical Education and Sports, Minsk : BSU. 2023: 88-92 [In Russ.].

3. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. 2015: 156-160.

4. Mutaeva I.S. Study of the functional state, reserve and adaptive capabilities of the organism of university students. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura I sport. 2022; 8: 18-25 [In Russ.].

5. Sadiev N.N. The role and importance of monitoring and evaluating the educational achievements of cadets of military universities in physical culture. Materialy 12-j mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, magistrantov I studentov g. Naberezhnye Chelny "Teoreticheskie I prakticheskie aspekty fizicheskoj kul'tury, sporta I turizma" [Materials of the 12th interuniversity scientific and practical conference of young scientists, postgraduates, undergraduates and students of Naberezhnye Chelny "Theoretical and practical aspects of physical culture, sports and tourism"]. 2012: 322-325 [In Russ.].

6. Sinyavsky N.I. Development of motor abilities in young men at physical culture lessons with an educational and training orientation. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2011; 6: 7-11 [In Russ.].

7. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r dated 11/24/2020. URL: http://www.consultant.ru .

Статья поступила в редакцию: 17.04.2023

Веселкина Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1,190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9, e-mail: belomoina@yandex.ru Оборин Александр Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9, e-mail: fafst@mail.ru

Цуриков Александр Иванович - старший преподаватель, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9, e-mail: tsurikov@pgups.ru

Кружнов Александр Анатольевич - старший преподаватель, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9, e-mail: dussh-lokomotiv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.