© 2017 г.
Г. А. Плавинская Н. В. Тимошкова
сравнительная характеристика динамики поступлений платежей по налогам в бюджет российской федерации
Плавинская Галина Алексеевна — канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры Налогообложения и бухгалтерского учета Государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова
(E-mail: [email protected])
Тимошкова Надежда Васильевна — магистр Государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова
(E-mail: [email protected])
На макроэкономическом уровне оценка малых предприятий связана с обобщением статистической отчетности предприятий различных типов и регулированием их деятельности на уровне правительства, определения фискальной политики государства, распределения национального дохода.
В целях проведения сравнительного анализа различных режимов налогообложения, применяемых малым и средним бизнесом, производится оценка поступлений платежей по налогам в бюджет Российской Федерации.
Так, сравнительная характеристика динамики поступлений платежей по налогам в бюджет РФ производится по трем системам налогообложения:
1) общей системе налогообложения (ОСН);
2) упрощенной системе налогообложения (УСН);
3) единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Оценка поступлений платежей по ОСН включает в себя:
1) налог на прибыль организаций;
2) НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
3) налог на имущество организаций.
Общий анализ удельного объема структуры поступлений платежей по налогам в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января по рассматриваемым налоговым режимам в общем объеме поступлений приведен в таблицах 1-2. Структура поступлений налогов по общей системе налогообложения представлена на рисунке 1. [4]
100% 90% 80% 70% 60°% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%
ШНалог на имущество организаций
В Налог на прибыль организаций
ННДС
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Рис. 1. Анализ структуры поступлений налогов по ОСН
При анализе рассматриваемого периода наблюдалось превышение показателя налога на прибыль организаций (17 478 082 046 тыс. рублей) над показателем налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (15 300 105 649 тыс.) в 2010-2013 годах. Однако период 2014-2017 гг. характеризовался сближением уровня поступлений по НДС и налогу на прибыль.
Таблица 1
Поступление налогов при ОСН, УСН и ЕНВД, тыс. руб.
Год Налог на прибыль организаций НДС Налог на имущество организаций УСН ЕНВД Итого
1 2 3 4 3 4 5
2010 1 264 449 226 1 176 607 599 385 751 839 109 443 839 63 899 587 3 000 152 090
2011 1 774 396 924 1 328 749 351 421 744 689 134 366 324 70 609 657 3 729 866 945
2012 2 270 315 696 1 753 240 511 467 533 748 158 992 856 71 249 864 4 721 332 675
2013 2 355 410 683 1 886 135 362 536 272 187 188 810 206 78 574 191 5 045 202 629
2014 2 071 665 753 1 868 209 202 615 114 166 212 287 077 74 471 377 4 841 747 575
2015 2 372 842 854 2 181 419 960 634 584 658 229 316 372 76 630 841 5 494 794 685
2016 2 598 848 206 2 448 348 374 712 421 529 254 163 775 78 507 436 6 092 289 320
2017 2 770 152 704 2 657 395 290 764 543 569 287 067 798 74 327 290 6 553 486 651
Итого 17 478 082 046 15 300 105 649 4 537 966 385 1 574 448 247 588 270 243 39 478 872 570
Макс 2 770 152 704 2 657 395 290 764 543 569 287 067 798 78 574 191 6 553 486 651
Мин 1 264 449 226 1 176 607 599 385 751 839 109 443 839 63 899 587 3 000 152 090
Ср 2 184 760 256 1 912 513 206 567 245 798 196 806 031 73 533 780 4 934 859 071
Таблица 2
Общий анализ структуры поступлений платежей
Год Поступило на 1 января, тыс. рублей % Итого
Итого ОСН УСН ЕНВД Итого
1 5 6 7 8 9
2010 3 000 152 090 94,22 3,65 2,13 100,00
2011 3 729 866 945 94,50 3,60 1,89 100,00
2012 4 721 332 675 95,12 3,37 1,51 100,00
2013 5 045 202 629 94,70 3,74 1,56 100,00
2014 4 841 747 575 94,08 4,38 1,54 100,00
2015 5 494 794 685 94,43 4,17 1,39 100,00
2016 6 092 289 320 94,54 4,17 1,29 100,00
2017 6 553 486 651 94,49 4,38 1,13 100,00
Итого 39 478 872 570 94,52 3,99 1,49 100,00
Макс 6 553 486 651 95,12 4,38 2,13 100,00
Мин 3 000 152 090 94,08 3,37 1,13 100,00
Ср 4 934 859 071 94,51 3,93 1,56 100,00
Анализ общей структуры поступлений по ОСН, УСН и ЕНВД свидетельствует о том, что в рассматриваемом периоде (2010-2017 гг.) наибольшая доля поступлений платежей приходится в среднем на такой показатель, как «Общая система налогообложения» (в среднем за рассматриваемый период 94,51 %). Однако данный показатель представляет поступление платежей по налогам, полученным от предприятий различных типов (микро, малых, средних и крупных) и не полностью иллюстрирует состояние сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Такие показатели, как УСН и ЕНВД, предусматривающие их применение предприятиями, соответствующими определенным требованиям, иллюстрируют состояние уровня платежей по налогам и сборам сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Единый налог на вмененный доход составляет наименьшую долю поступлений в бюджет (в среднем за рассматриваемый период 1,56 %). Упрощенная система налогообложения также составляет меньшую долю поступлений в бюджет по сравнению с ОСН (в среднем за рассматриваемый период 3,93 %).
Таким образом, рассмотренные данные позволяют сделать вывод о том, что в Российской Федерации применение общей системы налогообложения более распространено, по сравнению с применением специальных налоговых режимов, что может быть связано со значительным доминированием крупных предприятий в экономике.
Так, среди предприятий всех типов, наибольшая доля добавленной стоимости принадлежит крупному бизнесу, также данные организации создают значительную часть ВВП и приносят в бюджет существенную часть налогов.
Корректировка полученных данных может быть осуществлена при помощи предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям налоговых преференций, в частности, расширения параметров, позволяющих применять специальные налоговые режимы, направленные на развитие малого и среднего бизнеса. Возможность применения данных мероприятий
может позволить повысить уровень собираемости налогов и расширить сектор малого и среднего предпринимательства, который во многих развитых странах формирует значительную часть ВВП, то есть является важной частью экономики государств. [2]
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей на совокупный доход в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января по трем системам налогообложения с использованием данных, приведенных в таблице 2, анализировалось с помощью различных статистических показателей:
1) абсолютные приросты;
2) коэффициенты роста;
3) темпы роста;
4) темпы прироста;
5) абсолютное значение 1% прироста.
Абсолютные приросты рассчитаны по формулам, приведенным ниже:
Дуб = Уп - Уо
(1)
Дуц = Уп - Уп-1
(2)
где,
Ду°- абсолютный прирост (базисный) Дуц- абсолютный прирост (цепной) Уо- год (базисный 2010) Уп-1-год
Коэффициенты роста рассчитаны по формулам, приведенным ниже:
(3)
(4)
где,
Уо
Т^ = -2а- х Ю0% = К^ х 100%
(6)
Уп-1
где,
Тр- темп роста (базисный) Тр- темп роста (цепной)
Темпы прироста рассчитаны по формулам, приведенным ниже:
Тпр = - 100 = ^ х 100% (7)
Уо
т™ = т2 - юо = х юо% (8)
Р Р Уп-1
где,
Тпр_ темп прироста (базисный) Тр- темп роста (базисный)
Абсолютное значение 1 % прироста = ^^ = ^гт (9)
н н 100
Анализ абсолютных приростов представлен в таблице 3 и проиллюстрирован рисунками 2-3. [4]
Таблица 3
Анализ абсолютных приростов, тыс. рублей
Год Абсолютные приросты цепные, тыс. руб. Абсолютные приросты базисные тыс. руб.
ОСН УСН ЕНВД ОСН УСН ЕНВД
1 2 3 4 5 6 7
2010 - - - - - -
2011 698 082 300 24 922 485 6 710 070 698 082 300 24 922 485 6 710 070
2012 966 198 991 24 626 532 640 207 1 664 281 291 49 549 017 7 350 277
2013 286 728 277 29 817 350 7 324 327 1 951 009 568 79 366 367 14 674 604
2014 -222 829 111 23 476 871 -4 102 814 1 728 180 457 102 843 238 10 571 790
2015 633 858 351 17 029 295 2 159 464 2 362 038 808 119 872 533 12 731 254
2016 570 770 637 24 847 403 1 876 595 2 932 809 445 144 719 936 14 607 849
2017 432 473 454 32 904 023 -4 180 146 3 365 282 899 177 623 959 10 427 703
Итого - - - - - -
и ю
о >
а а
с -а
«и
2 (и
х 2
н
о Я
и (о
из Ю <
4 000 000 000 3 500 000 000 3 000 000 000 2 500 000 000 2 000 000 000 1 500 000 000 1 000 000 000 500 000 000 0
2011 2012 2013
2014 2015 Год
2016 2017
----ОСН
--УСН
-ЕНВД
рис. 2. Абсолютные приросты базисные, тыс. руб.
и
0 Ю f £
«U i=
1 J?
I- £
ü *
о Ш
u J
Ю <
1 200 000 000
1 000 000 000
800 000 000
600 000 000
400 000 000
200 000 000
0
-200 000 000
-400 000 000
\
2011 2012 2013
2014
2015
2016
2017
----ОСН
--УСН
-ЕНВД
Год
Рис. 3. Абсолютные приросты цепные, тыс. руб.
Анализ абсолютных базисных приростов показывает, что в рассматриваемом периоде (20102017 гг.) по сравнению с 2010 годом наблюдается рост поступлений в бюджет по ОСН, УСН и ЕНВД. Однако анализ абсолютных цепных приростов свидетельствует о том, что данный рост неравномерен.
При ОСН анализ абсолютных цепных приростов показывает, что при увеличении поступлений по сравнению с 2010 годом (2010-2014 гг.), в 2014 году наблюдается отрицательное значение (снижение роста) по сравнению с предыдущим годом (2013 г.).
При УСН анализ абсолютных цепных приростов показывает, что при увеличении поступлений по сравнению с 2010 годом (2010-2013 гг.), в 2014 и 2015 годах наблюдается снижение по сравнению с предыдущими годами (2013 и 2014 годами), а период 2016-2017 годов характеризуется ростом.
При ЕНВД анализ абсолютных цепных приростов показывает, что при увеличении поступлений по сравнению с 2010 годом (2010-2013 гг.), в 2014 и 2017 годах наблюдаются отрицательные значения (снижение роста) по сравнению с предыдущими годами (2013 и 2016 годами), а периоды 2011-2012 годов и 2015-2016 годов характеризуются незначительным ростом.
Таким образом, полученные данные, характеризующие непоследовательный рост поступлений по трем налоговым системам в рассматриваемом периоде, соответствуют общему состоянию экономики как в мире в целом, так и отдельно в РФ, и во многом могут быть связаны с проявлением кризисных явлений в структуре экономики.
Анализ коэффициентов роста и темпов роста (коэффициенты роста, выраженные в процентах, являются темпами роста) представлен в таблицах 4-5 и рисунках 4-6). [4]
Таблица 4
Анализ коэффициентов роста
Год Коэффициенты роста цепные Коэффициенты роста базисные
ОСН УСН ЕНВД ОСН УСН ЕНВД
1 2 3 4 5 6 7
2010 - - - 1,000 1,000 1,000
2011 1,247 1,228 1,105 1,247 1,228 1,105
2012 1,274 1,183 1,009 1,589 1,453 1,115
2013 1,064 1,188 1,103 1,690 1,725 1,230
2014 0,953 1,124 0,948 1,611 1,940 1,165
2015 1,139 1,080 1,029 1,836 2,095 1,199
2016 1,110 1,108 1,024 2,037 2,322 1,229
2017 1,075 1,129 0,947 2,190 2,623 1,163
Итого - - - - - -
Таблица 5
Анализ темпов роста, %
Год Темпы роста цепные, % Темпы роста базисные, %
ОСН УСН ЕНВД ОСН УСН ЕНВД
1 2 3 4 5 6 7
2010 - - - 100,00 100,00 100,00
2011 124,70 122,77 110,50 124,70 122,77 110,50
2012 127,41 118,33 100,91 158,87 145,27 111,50
2013 106,38 118,75 110,28 169,02 172,52 122,97
2014 95,34 112,43 94,78 161,14 193,97 116,54
2015 113,92 108,02 102,90 183,56 209,53 119,92
2016 111,00 110,84 102,45 203,75 232,23 122,86
2017 107,51 112,95 94,68 219,05 262,30 116,32
Итого - - - - - -
Анализ базисных коэффициентов роста и базисных темпов роста показывает, что по трем системам налогообложения с 2011 года наблюдается рост поступлений в бюджет, наибольший рост приходится на УСН (262,30 %). В целом базисные коэффициенты роста и базисные темпы роста свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период наблюдается рост поступлений налоговых платежей в бюджет (рисунки 4-5).
Рис. 4. Коэффициенты роста базисные
300,00
ф 250,00
х
и
м га ю га
I-
и
о. 100,00
I 50,00
ф
н
0,00
200,00 150,00
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Год
-----ОСН
---УСН
-ЕНВД
Рис. 5. Темпы роста базисные, %
Анализ цепных коэффициентов роста и цепных темпов роста свидетельствует о том, что рост уровня поступлений неравномерен. Так, замедление роста поступлений наблюдалось в 2014 году, что во многом может быть связано с проявлением кризисных явлений в структуре экономики в данные периоды (наибольшее снижение приходится на ЕНВД 94,78 % в 2014 году по сравнению с 110,28 % в 2013 году) (рисунки 6-7).
1,400
ш 1 1,200 с ш * 1,000 ге ' 1-
£ 0,800 л I 0,600 ш * 0,400 -а 0,200 ас -----ОСН ---УСН -ЕНВД
0,000
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Год
рис. 6. Коэффициенты роста цепные
140,00
ЧО оч 120,00
(и Ь I С 100,00
<и 80,00
га 1- -----ОСН
и О О. 60,00 ---УСН
.0 с Ш <и н 40,00 20,00 0,00 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Год -ЕНВД
рис. 7. Темпы роста цепные, % Анализ темпов прироста представлен в таблице 6 и проиллюстрирован рисунками 8-9). [4]
Таблица 6
Анализ темпов прироста, %
Год Темпы прироста цепные, % Темпы прироста базисные, %
ОСН УСН ЕНВД ОСН УСН ЕНВД
1 2 3 4 5 6 7
2010 - - - - - -
2011 24,70 22,77 10,50 24,70 22,77 10,50
2012 27,41 18,33 0,91 58,87 45,27 11,50
2013 6,38 18,75 10,28 69,02 72,52 22,97
2014 -4,66 12,43 -5,22 61,14 93,97 16,54
2015 13,92 8,02 2,90 83,56 109,53 19,92
2016 11,00 10,84 2,45 103,75 132,23 22,86
2017 7,51 12,95 -5,32 119,05 162,30 16,32
Итого - - - - - -
1 оп пп
160 00
ш ✓
I 140,00 —X
и
М го 120 00
✓
ю ——
(б 100,00 -----ОСН
1- *
о 80 00 *
о. ---УСН
О. 60,00
^-
.0 40,00 ЕНВД
с *
§ <и н тп пп
20,00
0,00
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Год
рис. 8. Темпы прироста базисные, %
(U
Ъ
I
U
О О.
о. с
Z
30,00 25,00 20,00
ш
J 15,00
(С
10,00
5,00
0,00
JD -5,00 н
-10,00
ш
4-..J .,
L -г т
2011 2012 2013
2015 2016
-----ОСН
---УСН
-ЕНВД
17
Год
Рис. 9. Темпы прироста цепные, %
Анализ базисных темпов прироста показывает, что по трем системам налогообложения в рассматриваемом периоде (2010-2017 гг.) наблюдается рост поступлений в бюджет. Наибольший рост по сравнению с базисным (2010 г.) годом приходится на УСН (162,30 %), наименьший рост приходится на ЕНВД (16,32 %).
Анализ цепных темпов прироста свидетельствует о том, что по трем системам налогообложения в рассматриваемом периоде (2010-2017 гг.) рост уровня поступлений неравномерен. Так, наибольшее снижение по сравнению с предыдущим годом (2014 г. по сравнению с 2013 г.) наблюдается при ОСН и ЕНВД (- 4,66 % и - 5,22 % соответственно), а также при ЕНВД в 2017 году по сравнению с 2016 годом (- 5,32 %). При УСН наименьший рост по сравнению с предыдущим годом наблюдается в 2015 году по сравнению с 2014 годом (8,02 %). Наибольший уровень поступлений наблюдается при ОСН в 2012 году по сравнению с 2011 годом (27,41 %), при УСН и ЕНВД в 2011 году по сравнению с 2010 годом (22,77 % и 10,50 % соответственно). Таким образом, неравномерность уровня поступлений по трем системам налогообложения может быть связана с текущей экономической ситуацией (фиксировались как периоды повышения уровня поступлений, так и периоды снижения уровня поступлений).
Анализ абсолютного значения 1 % прироста представлен в таблице 7 и проиллюстрирован рисунком 10. [4]
Таблица 7
анализ абсолютного значения 1 % прироста, тыс. руб.
Год Абсолютное значение 1% прироста, тыс. руб.
ОСН УСН ЕНВД
1 2 3 4
2010 - - -
2011 28 268 086,64 1 094 438,39 638 995,87
2012 35 248 909,64 1 343 663,24 706 096,57
2013 44 910 899,55 1 589 928,56 712 498,64
2014 47 778 182,32 1 888 102,06 785 741,91
2015 45 549 891,21 2 122 870,77 744 713,77
2016 51 888 474,72 2 293 163,72 766 308,41
2017 57 596 181,09 2 541 637,75 785 074,36
Итого - - -
ч° гЧ О) 5
Ю
= а
У и (С X
М
<и ге Е о
70 000 000,00 60 000 000,00 > 50 000 000,00 2 40 000 000,00 30 000 000,00
20 000 000,00
о с
и
ю <
10 000 000,00 0,00
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Год
НОСН НУСН ■ ЕНВД
рис. 10. Абсолютного значения 1 % прироста, тыс. руб.
Анализ полученных данных показателя «Абсолютное значение 1 % прироста» в рассматриваемом периоде свидетельствует о том, что по ОСН, УСН и ЕНВД в 2011 году бюджету требовалось получить наименьшее значение поступлений, чтобы уровень поступлений предыдущего года возрос на 1 %. Наибольшая доля поступлений требовалась в 2014 и 2017 годах. Таким образом, рассматриваемый период поступлений в бюджет характеризуется неравномерным ростом данного показателя.
Таким образом, в данной статье проанализированы общая система налогообложения, упрощённая система налогообложения и единый налог на вмененный доход путем применения
статистических расчетов к данным, полученным из форм статистической налоговой отчетности. Использовались показатели удельных значений, абсолютных приростов, коэффициенты роста, темпы роста, темпы прироста и абсолютное значение 1% прироста.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС КонсультантПлюс;
2. Тимошкова Н.В. Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложения // Организационная динамика: факторы и направления: сб. статей / Под ред. А.Н. Цветкова, Ю.И. Растовой. СПб.: СПбГЭУ, 2016. - 125 с. - С. 109-116.;
3. Тимошкова Н.В. Государственное регулирование деятельности малых и средних предприятий//Государственное управление и экономика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно- практической конференции / под общ. ред. С.Б. Мурашова. - СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России, 2016. - 280 с. - С. 87-96.;
4. Федеральная налоговая служба: официальный сайт. Форма № 1-НМ. Электрон. дан. М. URL: http://www.nalog.ru;
5. Федеральная налоговая служба: официальный сайт. Форма № 1-НОМ. Электрон. дан. М. URL: http://www.nalog.ru.