Научная статья на тему 'Сравнительная диагностика особенностей страхов у младших школьников с нормальным развитием и с ЗПР'

Сравнительная диагностика особенностей страхов у младших школьников с нормальным развитием и с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
439
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козлова А.И., Бут-Гусаим М.В.

В данной статье рассматривается диагностика особенностей страхов младших школьников с нормальным развитием и с задержкой психического развития и сравниваются полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная диагностика особенностей страхов у младших школьников с нормальным развитием и с ЗПР»

вация имеет различия между первым и вторым курсами (ф = 1,78 при p < 0,05), первым и пятым курсами (ф = 3,01 при p < 0,01). Внутренняя мотивация имеет различия на первом и втором курсах (ф = 1,99 при p < 0,05), между первым и четвертым курсами (ф = 1,68 при p < 0,05), а также между первым и пятым курсами (ф = 2,96 при p < 0,01).

Обобщая результаты можно сделать вывод, что в данной выборке студентов у 55,2 % респондентов сформирован оптимальный мотивационный комплекс, у 37,6 % - мотивационный комплекс с преобладанием внешней положительной мотивации, у 7,2 % наихудший мотивационный комплекс, с преобладанием внешней отрицательной мотивации.

Список литературы:

1. Мязина М.Б. Особенности психологического барьера, возникающего в процессе профессиональной подготовки у студентов технического вуза: дисс. ... канд. психол. наук. - 141 с.

2. Подымов Н.А., Подымова Л.С. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя. - Курск: Изд-во КГПУ, 1996. - 194с.

3. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И С ЗПР

© Козлова А.И.1, Бут-Гусаим М.В.2

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, г. Тула

В данной статье рассматривается диагностика особенностей страхов младших школьников с нормальным развитием и с задержкой психического развития и сравниваются полученные результаты.

Ключевые слова: страхи, младшие школьники, задержка психического развития, диагностика.

Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия (К.Э. Изард) [1, с. 201].

В младшем школьном возрасте происходит много изменений: это и новый круг общения, смена деятельности и психологические новообразова-

1 Студент кафедры Специальной психологии.

2 Доцент кафедры Специальной психологии, кандидат психологических наук.

ния. От того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Дети с ЗПР - это особая категория. Этих детей характеризует эмоциональная неустойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, частая смена настроения, неуверенность, повышенная чувствительность. Эти дети наиболее предрасположены к появлению тревожности и страхов (часто свойственных более младшему возрасту). Поэтому изучение проблемы страхов у этой категории детей особо актуально.

Страховая симптоматика детей младшего школьного возраста является следствием сочетания социальных и инстинктивных страхов и, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам на фоне формирующегося чувства ответственности, «магического мышления» и выраженной в этом возрасте внушаемости [2, с. 150].

Известно, что количество страхов на одного младшего школьника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на школьника с нормальным развитием [3, с. 76].

Эмоционально волевую сферу изучали следующие ученные и педагоги: К.Э. Изард («Психология эмоций»), Е.П. Ильин и многие другие.

Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, В.Б. Никиши-ной, УВ. Ульенковой, С.Г. Шевченко изучали эмоционально-волевую сферу детей с задержкой психического развития.

Существенный вклад в изучение детских страхов внесли А.И. Захаров («Происхождение детских неврозов и психотерапия»), В.Л. Леви., Н.Г. Во-логодина, В.А. Аверин и многие другие.

Целью исследования является: выявление особенностей страхов у детей младшего школьного возраста в норме и с задержкой психического развития.

На основе анализа литературы нами была составлена диагностическая программа, направленная на выявление страхов у детей младшего школьного возраста. Она включила в себя следующие методики: Тест школьной тревожности Филлипса. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова); Шкала явной тревожности CMAS; Тест-опросник Спилбергера-Ханина. Для детей с ЗПР наша диагностическая программа была адаптирована. Время проведение методик было увеличено. Некоторые методики были разделены напополам и проводились в два этапа. Инструкция по мере необходимости повторялась по 2-3 раза.

Наше исследование проводилось в 2 учреждениях:

1. На базе МОУ СОШ № 1 города Шёкино среди учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве 10 человек.

2. На базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными воз-

можностями здоровья № 4» с детьми 2 класса в возрасте 9-11 лет с ЗПР. В исследовании принимали младшие школьники в количестве 10 человек.

Изучая характер тревожности, связанной со школой по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» у детей с нормальным развитием, мы обнаружили, что у 100 % испытуемых имеются предпосылки возникновения страхов, которые носят целиком социальный характер. 70 % испытывают проблемы и страхи в отношениях с учителями - это значит, что оценка со стороны учителей для детей данной выборки является очень значимой. У 80 % школьников выявлен высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающим. Изучая тревожность в школе с помощью теста школьной тревожности Филлипса у детей с ЗПР наиболее выраженной является общая тревожность в школе, она обнаружена у 10 человек (100 %), это значит, что дети испытывают стресс находясь в школе, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок, может быть, присутствует негативное отношения с учителем. Так же по 60 % испытуемых испытывают переживание социального страха и страх оценки знаний. Это означает, что школьники переживают об отметках, об оценке учителя и им важно сделать все правильно. Низкая сопротивляемость к стрессу выявлена у 4 испытуемых (40 %).

После проведения методики «Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)» с детьми с нормальным развитием мы получили следующие результаты: 50 % испытуемых, имеют уровень развития тревожности в норме. Высокий уровень тревожности имеют 30 % (3 чел.) опрошенных, что означает большую предрасположенность их к появлению различных страхов. 20 % школьников имеют низкий уровень тревожности, им требуются пробуждение активности для нормального развития личности. После проведения методики теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) с детьми с ЗПР, мы получили следующие результаты: высокий уровень тревожности свойственен 2 испытуемым (20 %). Большинство учащихся имеют средний уровень тревожности 50 % (5 чел.). Низкий уровень обнаружен у 3 учеников (30 %).

В результате проведения методики «"Страхи в домиках" (А.И. Захаров и М. Панфилова)» с детьми с нормальным развитием мы обнаружили 5 групп страхов, преобладающих у испытуемых: страх смерти (80 %), социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества (80 %), пространственные страхи выявлены у 50 %. 60 % (6 чел.) детей имеют страхи, связанные с причинением физического ущерба. И 50 % (5 чел.) боятся сказочных персонажей, такие дети суеверны и верят в различные приметы. После анализа результатов, полученных с у детей с ЗПР мы обнаружили, что самыми распространёнными являются медицинское страхи, выявлены у 10 учеников (100 %). Также среди данной группы детей распространён страх темноты, выявлен у 9 человек (90 %). 80 % (8 человек) испы-

туемых присущи пространственные страхи. У 7 испытуемых (70 %) обнаружен страх сказочных персонажей.

После проведения методики «Шкала явной тревожности CMAS» сдетьми с нормальными развитием нами были получены такие результаты: у 60 % (6 чел.) нормальный уровень развития явной тревожности - это так называемая полезная тревожность. У 10 % (1 чел.) очень повышенная тревожность -это значит, что испытуемый относится к группе риска и с ним необходима индивидуальная работа. У 10 % обнаружена «скрытая тревожность». Результаты, полученные у детей с ЗПР позволяют сделать вывод, что у большей части класса (4 чел.) нормальный уровень тревожности (40 %). Состояние тревожности нее свойственно 1 человеку (10 %). И также 1 испытуемый находится в состоянии тревоги - очень повышенная тревожность (10 %).

Анализируя данные, полученные с помощью методики «Тест-опросник Спилбергера-Ханина» у детей с нормальным развитием мы обнаружили, что 70 % (7 чел.) учащихся данного класса имеет низкий уровень ситуативной тревожности и 30 % (3чел.) имеет очень низкий уровень - это может означать, что испытуемые не очень переживают из-за различных ситуаций и ситуатиативная тревожность им не свойственна. 70 % (7 чел.) ученикам свойственен низкий уровень личностной тревожности. Низкая тревожность, требует повышения внимания к мотивам деятельности. У 30 % (3чел.) выражен средний уровень личностной тревожности - что является нормой, так как это естественная особенность личности. Анализирую результаты, полученные у детей с ЗПР мы обнаружили, что большинству испытуемых (4 чел.) свойственен низкий уровень личностной тревожности (40 %). И одинаковый процент (30 %) учеников обладает средним и низким уровнем личностной тревожности. Остальные уровни не выявлены.

Обобщая полученные в ходе диагностики результаты, можно сказать, что детям младшего школьного возраста характерны высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающим; преобладание 5 групп страхов: страх смерти, социально-опосредованные страхи, пространственные страхи, страхи сказочных персонажей; низкий уровень ситуативной и личностной тревожности. Общее количество страхов, выявленных по методики «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова), находится в промежутке от 7 до 18. А детям с задержкой психического развития свойственна повышенная общая тревожность в школе, это значит, что дети испытывают стресс находясь в школе, тревогу по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Так же большинство испытуемых испытывают переживание социального страха и страх оценки знаний. Самыми распространёнными являются медицинское страхи. Также среди данной группы детей распространён страх темноты и сказочных персонажей. Общее количество страхов, выявленных по методики «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова), находится в промежутке от 15 до 29. Большинство испытуемых имеют средний уровень тревожности.

Таким образом, в результате нашего исследования были выявлены особенности страхов у детей младшего школьного возраста в норме и с задержкой психического развития.

Список литературы:

1. Изард К.Э. Психология эмоций: учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Питер», 2011. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия: учеб. пособие. - Издательство «Питер», 2006. - 267 с.

3. Васильева И.Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И.Г. Васильева // Коррекционная педагогика. - 2007. - N 5 (23). - С. 75-78.

ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© Роон М.В.1

Министерство труда и социального развития Омской области Бюджетное учреждение Омской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения», г. Омск

В статье изложены основные выводы, полученные в ходе эмпирического исследования, посвященного изучению гендерных представлений старшеклассников с умственной отсталостью. Представленные результаты могут быть использованы на практике при организации процесса обучения и воспитания детей и подростков, имеющих интеллектуальные нарушения.

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, социализация, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость.

В настоящее время в специальной психологической науке и практике важными являются вопросы, посвященные изучению особенностей формирования личности. Имеется достаточное количество исследований, посвя-щённых особенностям формирования познавательных процессов, некоторым аспектам формирования личности лиц с различными интеллектуальными нарушениями. Исследований, касающихся гендерной проблематики, существует ограниченное количество. Особый вклад в изучение данного во-

1 Главный специалист Отделения профессиональной ориентации Сектора профессионального консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.