Научная статья на тему 'Психологический анализ семейной ситуации у дошкольников с тревожно-фобическими расстройствами'

Психологический анализ семейной ситуации у дошкольников с тревожно-фобическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киреева Т. И.

Страхи у детей – тема не новая, но непреходяще актуальная, поскольку сталкивается с ней каждый ребенок, родитель и психолог. Известно, что детские фобии являются вариантом нормального развития и со временем исчезают, но специалисты также знают, что при определенном стечении обстоятельств детские страхи могут не только сохраниться на длительное время и расширить свой спектр, но и привести к развитию тревожно-фобических расстройств. Семейная ситуация развития – важнейший фактор, оказывающий влияние на возникновение, динамику развития и исчезновение либо закрепление детских страхов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киреева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ семейной ситуации у дошкольников с тревожно-фобическими расстройствами»

7. Конопкин O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопр. психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135.

8. Славская А.Н. Личностная интерпретация правовых отношений в контексте российского менталитета // Психол. журнал. - 2004. - Т. 25. - № 6. - С. 12-20.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ © Киреева Т.И.*

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара

Страхи у детей - тема не новая, но непреходяще актуальная, поскольку сталкивается с ней каждый ребенок, родитель и психолог. Известно, что детские фобии являются вариантом нормального развития и со временем исчезают, но специалисты также знают, что при определенном стечении обстоятельств детские страхи могут не только сохраниться на длительное время и расширить свой спектр, но и привести к развитию тревожно-фобических расстройств. Семейная ситуация развития - важнейший фактор, оказывающий влияние на возникновение, динамику развития и исчезновение либо закрепление детских страхов.

Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией, он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, - это объекты страха [5].

Современная социальная ситуация развития детей изобилует факторами, способствующими росту детской тревожности и возникновению фобий. Среди них высокая криминогенность в стране, многочисленные катастрофы, информация о которых поступает с экрана телевизора, фильмы и мультфильмы со сценами жестокости и своеобразными персонажами, способными вызвать страх не только у ребенка, общая эмоциональная напряженность и тревога родителей, передающаяся детям.

Содержание и выраженность детских страхов зависит также от индивидуальных особенностей самого ребенка, культурных традиций, личностных особенностей родителей. Выраженные и длительно сохраняющиеся страхи дезорганизуют поведение ребенка, препятствуют гармоничному и последовательному развитию его личности, создают негативный эмоциональный фон, снижают уровень активности и самостоятельности.

* Доцент кафедры Медицинской психологии и психотерапии, кандидат медицинских наук.

Развитие страха непосредственно связано с тревожностью. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [6].

Детские страхи - явление обычное для детского развития. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Выготский Л. С. обращает внимание на то, что необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, с тем, чтобы не нарушить развитие ребенка [1].

Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. Все это - нормальные страхи, через которые проходят все дети в своем развитии. Эти чувства не превращаются в проблему при условии, что они не сохраняются после определенного возраста ребенка и, конечно, не продолжают возникать во взрослом возрасте [4].

В старшем дошкольном возрасте, по мнению А.И. Захарова, центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в семь лет и девочек в шесть лет. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. Изменение характера страха у детей находится в тесной связи с общим развитием их мозга и, в частности, с формированием процесса мышления, которое помогает отделять обстоятельства, действительно требующие некоторого опасения, от тех, где реальная угроза отсутствует [2].

Щербатых Ю.В. отмечает, что страх у детей может развиваться двумя путями: как в результате личного опыта, так и путем «социального заимствования». Когда ребенок сталкивается с незнакомым явлением, он получает нужную информацию, следя за выражением лица матери, ее голосом и жестами. Ребенок «настраивает» свою эмоциональную реакцию на реакцию матери и таким образом учится понимать значение того или иного события [7]. Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца).

Тревожно-фобические расстройства оформляются преимущественно постепенно в результате нарастающего влияния актуальных психотравмирующих ситуаций семейного происхождения. Тревожно-фобические расстройства, основным клиническим признаком которых являются психические и физические проявления тревоги, включают как собственно фобии, так и клинические симптомокомплексы, отражающие реакцию на эти феномены и выступающие в форме избегающего поведения, предотвращающего контакт с объектом, вызывающим страх или опасения. К тревожно-фобическим расстройствам относятся панические атаки, агорафобия, генерализованное тревожное расстройство, социальные фобии и специфические (изолированные) фобии [3].

Объектом экспериментального исследования явились тревожно-фобические расстройства у детей дошкольного возраста. Предметом - семейная ситуация развития детей с тревожно-фобическими расстройствами. Выборку исследования составили 30 старших дошкольников (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 5-6 лет с верифицированным диагнозом по МКБ-10 (Е40) тревожно-фобические расстройства, обследованные на базе психоневрологического отделения ДГКБ № 1 г. Самары. Контрольную группу составили 30 детей аналогичного пола и возраста, не состоящие на диспансерном учете по данному заболеванию.

Методы исследования: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), Семейный тест отношений (Д. Антони и Е. Бине), Семейная социограмма, Методика диагностики характера взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман). Статистический анализ осуществлялся с применением критерия углового преобразования Фишера.

При исследовании уровня тревожности у 60,3 % мальчиков и девочек основной группы были получены высокие показатели тревожности, у 33,5 % мальчиков и 26,8 % девочек - средние, у 6,2 % и 12,9 % соответственно -низкие (рис. 1). В контрольной группе высоких показателей выявлено не было. Негативно-эмоциональные реакции детей основной группы возникают в ответ на ситуации игр с младшими, объекта агрессии, укладывания спать в одиночестве, выговора, изоляции.

мальчики 0Г мальчики КГ девочки 0Г девочки КГ

ОГ - основная группа, КГ - контрольная группа

Рис. 1. Соотношение уровней тревожности у дошкольников основной и контрольной группы

По тесту «Страхи в домиках» в основной группе 73,7 % мальчиков и 80,4 % девочек продемонстрировали высокий показатель наличия фобиче-ского компонента, 20,1 % и 19,6 % - средний, 6,2 % мальчиков - низкий. В контрольной группе у 33,5 % мальчиков и 46,9 % девочек - средние значения, у 66,5 % и 53,1 % - низкие (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение уровней выраженности фобий у дошкольников основной и контрольной группы

Качественный анализ актуальных страхов показал, что на первое место у подавляющего большинства дошкольников обеих групп выходит страх смерти, а затем страхи сказочных героев, нападения, смерти родителей, наказания, засыпания.

При исследовании детско-родительских отношений методикой «Тест семейных отношений» в основной группе выявлена высокая зависимость детей от контролирующей матери (46,9 % мальчиков и 40,2 % девочек), чем от других членов семьи. В контрольной группе распределение «получателей эмоций» приблизительно одинаковое.

По результатам семейной социограммы можно говорить о том, что в основной группе 56,1 % детей демонстрируют близость с матерью, 26,4 % - с отцом, 17,5 % - с обоими родителями. В контрольной группе 19,8 % - с матерью, 13,2 % - с отцом, 67 % - с обоими родителями. При исследовании взаимодействия супругов в конфликте определен высокий уровень конфликтности в основной группе (79,3 %) и низкий - в контрольной (3,3 %). Содержательный анализ конфликтов показал, что женщины недовольны несоответствием супругов ролевым ожиданиям, а мужчины неудовлетворенны воспитанием детей, ответственность за которую взяла на себя супруга.

Статистический анализ данных подтвердил значимость различий между группами и позволил сформулировать ряд выводов:

1. Формирование тревожно-фобических расстройств у дошкольников происходит на фоне высокого уровня личностной тревожности.

2. Семейная ситуация воспитания дошкольников с тревожно-фоби-ческими расстройствами имеет свою специфику, выражающуюся в дистанцировании ребенка от отца и чрезмерной близости к матери, как правило, доминирующей в семье.

3. Супружеские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с тревожно-фобическими расстройствами, характеризуются высокой конфликтностью, неудовлетворенностью и взаимными обвинениями.

мальчики ОГ мальчики КГ девочки ОГ девочки КГ

ОГ - основная группа, КГ - контрольная группа

Таким образом, существует очевидная связь между развитием тревож-но-фобических расстройств дошкольников и типом семейной ситуации. В связи с этим основное место в процессе оказания психологической помощи детям занимает психокоррекция семейных отношений.

Список литературы:

1. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2002. - 25 с.

2. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. -СПб.: Гиппократ, 1995. - 126 с.

3. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Мышанова H.H. Страхи здоровых людей. - СПб.: Речь, 1997. - 219 с.

5. Риман Ф. Основные формы страха / пер. с нем. Э.Л. Гушанского -М., 2005. - 336 с.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 2001. - 480 с.

7. Щербатых Ю.В. Психология страха. - М., 2001. - 416 с.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ © Рябов С.В.*

Московский государственный университет искусства и культуры,

г. Москва

Данная статья посвящена анализу эмоциональной культуры личности подростков, описанию ее содержательных характеристик. Представлены компоненты эмоциональной культуры подростков.

В современный период возросла потребность общества в высоконравственных личностях, достойных уважения. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации, эгоизм, прагматизм, потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг, обеднение эмоциональных чувств требуют возрождения традиционной нравственно-эмоциональной иерархии ценностей.

Эмоциональная культура развивалась вместе с человечеством; необходимость сотрудничать, адаптироваться в социальной среде и ладить с другими была решающей для выживания племен древних охотников и собирателей. Человеческий мозг отражает этот неоспоримый факт. Усовершен-ственная техника трехмерного сканирования мозга недавно подтвердила,

* Аспирант кафедры Социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.