м72
МАТЕРИАЛЫ КОНГРЕССА «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ С ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
© Бычковский Дмитрий Алексеевич1, Фесенко Юрий Анатольевич2
1 СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина». 197022, Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д. 13
2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: тревожно-фобические расстройства; отношения; социальная адаптация.
Актуальность исследования эмоциональных нарушений в детском возрасте связывается с увеличением их распространенности среди нервно-психических расстройств детского возраста. По данным разных авторов, распространенность тревожно-фобических расстройств в детском возрасте различается от 2 до 10-15%.
Целью исследования было изучение влияние фактора детско-родительских отношений на течение заболевания у детей с 7-9 до 10-11 лет с тревожно-фобическими расстройствами, а также на их успешную социальную адаптацию.
Методы исследования
Изучение детско-родительских отношений в семьях детей с тревожно-фобическими расстройствами проводилось в рамках исследования психологических факторов, влияющих на успешность в школе и эффективность лечения детей с тревожно-фобическими расстройствами. Группа исследования была представлена детьми 7-9 лет и 10-11 с диагнозами тревожно-фобическое расстройство (F40.0 — «Агорафобия», F40.1 — «Социальная фобия», F40.2 — «Изолированное фобическое расстройство», F40.8 — «Другие тревожно-фобические расстройства», F40.9 — «Фобическое тревожное расстройство, неуточ-ненное»). Выборка исследования составила 97 семей. В исследовании принимали участие 54 ребенка 7-9 лет и 51 ребенок 10-11 лет с тревожно-фобическими расстройствами. Дополнительно были обследованы родители детей — 30 полных семей, 67 — неполных (матери). Во всех исследованиях проводилась консультация родителей по результатам диагностики.
Для исследования оценки внутрисемейных отношений, изучения эмоционального компонента дет-ско-родительских отношений применялись: методика «Семейная социограмма», шкала «FACES-3», клиническая беседа с родителями. Для изучения личностных и эмоциональных особенностей ребенка, применялись методики: «Индивидуально-типологический детский опросник», методика Рене-Жиля (тест-фильм), Интегративный Тест Тревожности, Опросник Захарова «29 Страхов», методика М. Люшера, ЦТО (Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда), «Семейная социограмма», детский опросник копинг-стратегий N.M. Rayan-Wenger (модификация Никольской И.М.), рисуночные проективные методики «несуществующее животное», рисунок страха», «дом-дерево-человек». Дополнительно проводилось клиническая беседа, раскрывающая особенности эмоциональной сферы ребенка, особенности эмоционального реагирования на ситуацию, поведение в ситуациях, вызывающих страх, тревогу, эмоциональный дискомфорт. При изучении эмоциональной сферы детей с тревожно-фобическими расстройствами выявлялись параметры эмоционального состояния, наличия эмоционального дискомфорта, конфликтов, отраженных в эмоциональной сфере, уровня общей активности, астенизированности ребенка (методика МЦВ М. Люшера). Исследовались личностные особенности, связанные с эмоциональностью (тревожность, эмоциональная лабильность, сенситивность) (методика ИТДО, ИТО). Выявлялся общий уровень тревожности, структура тревожности, сферы отношений, вызывающие тревогу (Методика Филлипса, ИТТ). Внимание уделялось изучению содержания страхов, их интенсивности, длительности (клиническая беседа, рисунок «мой страх»).
Актуальное эмоциональное состояние детей обеих групп характеризовалось наличием высокого эмоционального напряжения, наличием длительных конфликтов, неблагополучия, отраженных в
МАТЕРИАЛЫ КОНГРЕССА «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
М73
эмоциональной сфере (средний показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) равен 18 б. (4 ст. б.)). Особенностью реагирования детей 7-9 лет являлся низкий показатель вегетативного коэффициента (ВК) — характеристики общей активности, мобилизации организма (0,7) — для детей данной группы характерно астенизирующее влияние заболевания. Для детей 10-11 лет более характерным были высокие значения (в среднем 1,5 б.) показателя общей активности организма — тревога и страх проявлялись в перевозбуждении, хаотичности и отсутствии целенаправленности в активности. При анализе личностных черт, у детей с тревожно-фобическими расстройствами на первый план выходят высокие показатели тревожности, эмоциональной лабильности, сенситивности. Экстравертирован-ность выражена на среднем уровне (±4,3).
Выводы
1 . Для детей с тревожно-фобическими расстройствами характерна неустойчивость эмоционального
фона, сочетаемая с высокой тревожностью, повышенной чувствительностью, эмоциональностью, что препятствует их социальной адаптации: в семье, среди сверстников и особенно в школе, тем самым снижая качество их жизни.
2 . Особое напряжение у детей с тревожно-фобическим расстройством вызывают ситуации, связанные
с обучением (школа, одноклассники и учителя), что отмечено у 65% обследованных детей.