Ключевые слова: народные традиции,игра, род, идентификация. Keywords:folk traditions, the game, race, identification.
УДК 159.9.072.43
Д.А. Бычковский, Ю.А. Фесенко
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ИХ СПОСОБНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ1
СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина, Санкт-Петербург, [email protected]
В последние годы значительное внимание специалистов в области детского здоровья уделяется проблемам тревожно-фобических расстройств в детском возрасте [1-3, 5]. Актуальность исследования эмоциональных нарушений в детском возрасте связывается с увеличением распространенности данных клинических проявлений среди нервно-психических расстройств у детей. Оценка распространенности тревожно-фобических расстройств в детском возрасте по данным разных авторов различается (от 2% до 10-15%). Анализ статистики по Санкт-Петербургу показывает рост процента данной патологии в популяции [3].Реактивные состояния и неврозы занимают одно из ведущих мест в нервно-психической заболеваемости детей. К ним относятся формы, характеризующиеся преобладанием страхов (фобий). Установлено, что расстройства в виде тревожности встречаются в 10-15% случаев [4].Неоднократно подтверждено, что в возникновении нервно-психических расстройств значительную роль играют факторы психогенного характера, микро- и макросоциальной среды.
Целью настоящего исследования явилось изучение характеристик эмоциональной сферы детей с тревожно-фобическими расстройствами, как психологических факторов, влияющих на социальную адаптацию детей и эффективность психокоррекции.
Материалы и методы. Группа исследования была представлена детьми 7-
1 D.A. Bichkovsky,Yu.A. FesenkoEmotipnal sphere of children with anxiety-phobic disorders and their ability to social adaptation.
9 лет (младший школьный возраст) и 10-12 (младший подростковый возраст) с диагнозами тревожно-фобическое расстройство («Агорафобия», «Социальная фобия», «Изолированное фобическое расстройство», «Другие тревожно-фобические расстройства», «Фобическое тревожное расстойство, неуточнен-ное»). Выборка исследования составила 88 детей. В исследовании принимали участие 43 ребенка 7-9 лет и 45 детей 10-12 лет с тревожно-фобическими расстройствами. Для исследования особенностей эмоциональной сферы детей применялись следующие методики: методика МЦВ (М. Люшера), Цветовой Тест Отношений, «Индивидуально-типологический детский опросник» (Собчик Л.Н.), Интегративный Тест Тревожности (ИТТ), методика Филлипса (опросник школьной тревожности), Опросник Захарова «29 Страхов», рисуночные проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок страха», «Дом-дерево-человек». Дополнительно проводилась клиническая беседа, раскрывающая особенности эмоциональной сферы ребенка, особенности эмоционального реагирования на ситуацию, тревожность, поведение в ситуациях, вызывающих страх, тревогу, эмоциональный дискомфорт. При изучении эмоциональной сферы детей выявлялись параметры эмоционального состояния, наличия эмоционального дискомфорта, конфликтов, отраженных в эмоциональной сфере, уровня общей активности, астенизированности ребенка (методика МЦВ М. Люшера). Исследовались личностные особенности, связанные с эмоциональностью (тревожность, эмоциональная лабильность, сенситивность) (методика ИТДО, ИТО). Выявлялся общий уровень тревожности, структура тревожности, сферы отношений, вызывающие тревогу (методика Филлипса, ИТТ). Внимание уделялось изучению содержания страхов, их интенсивности, длительности (клиническая беседа, рисунок «Мой страх», методика 29 страхов).
Результаты. Актуальное эмоциональное состояние детей обеих групп характеризовалось наличием высокого эмоционального напряжения, наличием длительных конфликтов, неблагополучия, отраженных в эмоциональной сфере (средний показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) равен 18б. (4ст. б.). Особенностью реагирования детей младшей возрастной группы (7-9 лет) являлся низкий показатель вегетативного коэффициента (ВК) - характеристики общей активности, мобилизации организма (0,7) - для детей данной группы характерно астенизирующее влияние заболевания. Для старшей возрастной группы более характерным были высокие значения (в среднем 1,5б.) показателя общей активности организма - тревога и страх проявлялись в перевоз-
буждении, хаотичности и отсутствии целенаправленности в активности. Для сферы конфликта выбирался цвет, связанный с напряжением (школа - 20%, учителя - 10%, одноклассники - 35%, семья, член семьи (отец, мать) - 10%, иное (жизненная ситуация, определенный вид страха) - 30%). Часть детей эмоциональное напряжение обозначали в настоящем, незначительное количество -в прошлом или будущем. При анализе личностных черт, у детей с тревожно -фобическими расстройствами на первый план выходят высокие показатели тревожности, эмоциональной лабильности, сенситивности. Экстравертированность выражена на среднем уровне (4,3+-). Детям с тревожно-фобическими расстройствами не свойственны выраженная агрессивность, ригидность, спонтанность.
Выводы. Для детей с тревожно-фобическими расстройствами характерны неустойчивость эмоционального фона (близко к уровню акцентуации), сочетаемая с высокой тревожностью, повышенной чувствительностью, эмоциональностью, что препятствует их социальной адаптации (в школе, семье, среди сверстников), снижает качество их жизни.
Литература
1. Горьковая И.А. Страхи у детей в рамках концепции А.И. Захарова. Сборник статей памяти А. И. Захарова. СПб: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С.10-17.
2. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Дельта, 1996.
3. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 268 с.
4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
5. Фесенко Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. СПб: Наука и техника, 2010.
Ключевые слова: тревожно-фобические расстройства, страхи, социальная адаптация, качество жизни.
Keywords: anxiety-phobic disorders, fears, social adaptation, quality of life.