Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И СТУДЕНТОВ КУЗБАССКОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА'

СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И СТУДЕНТОВ КУЗБАССКОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / КУРСАНТЫ / СТУДЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгин Дмитрий Сергеевич, Студеникина Светлана Александровна

Одним из ключевых вопросов педагогической практики является вопрос повышения уровня эффективности педагогического процесса. В статье рассмотрен вопрос о спортивной культуре личности как способе повышения эффективности процесса физического воспитания. Идея состоит в том, что если сформировать спортивную культуру личности, то занятия физической культурой, спортом будут неотъемлемой частью личности и побуждающим мотивом ее деятельности. В статье оценивается уровень сформированности спортивной культуры личности курсантов Кузбасского института ФСИН России и студентов Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета, поступивших на I курс, приводится анализ и определяются пути дальнейшего повышения эффективности формирования спортивной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгин Дмитрий Сергеевич, Студеникина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE LEVEL OF FORMATION OF SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA AND STUDENTS OF THE KUZBASS HUMANITARIAN AND PEDAGOGICAL INSTITUTE

One of the key issues of pedagogical practice is the issue of increasing the level of efficiency of the pedagogical process. In this paper, the question of the sports culture of the individual is considered, as a way to increase the efficiency of the process of physical education. The idea is that if a person's sports culture is formed, then physical culture and sports will be an integral part of the person and the motivating motive for her activity. The article assesses the level of personality sports culture formation of cadets of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia and students of the Kuzbass State Pedagogical Institute enrolled in the 1st year, provides an analysis and ways to further improve the effectiveness of personality sports culture formation.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И СТУДЕНТОВ КУЗБАССКОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

ПЕДАГОГИКА Pedagogics

УДК 37.032.2

Д. С. Долгин, С. А. Студеникина

СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО

ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ И СТУДЕНТОВ КУЗБАССКОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Одним из ключевых вопросов педагогической практики является вопрос повышения уровня эффективности педагогического процесса. В статье рассмотрен вопрос о спортивной культуре личности как способе повышения эффективности процесса физического воспитания. Идея состоит в том, что если сформировать спортивную культуру личности, то занятия физической культурой, спортом будут неотъемлемой частью личности и побуждающим мотивом ее деятельности. В статье оценивается уровень сформированности спортивной культуры личности курсантов Кузбасского института ФСИН России и студентов Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета, поступивших на I курс, приводится анализ и определяются пути дальнейшего повышения эффективности формирования спортивной культуры личности.

Ключевые слова: спортивная культура личности; физическая культура; спорт; курсанты; студенты; эффективность физического воспитания.

Для цитирования: Долгин Д. С., Студеникина С. А. Сравнение уровня сформированности спортивной культуры личности курсантов Кузбасского института ФСИН России и студентов Кузбасского гуманитарно-педагогического института // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 1 (17). С. 9-14.

© Долгин Д. С., Студеникина С. А., 2022 © Dolgin D. S., Studenikina S. A., 2022

D. S. Dolgin, S. A. Studenikina

COMPARISON OF THE LEVEL OF FORMATION OF SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY OF CADETS OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA AND STUDENTS OF THE KUZBASS HUMANITARIAN AND PEDAGOGICAL INSTITUTE

One of the key issues of pedagogical practice is the issue of increasing the level of efficiency of the pedagogical process. In this paper, the question of the sports culture of the individual is considered, as a way to increase the efficiency of the process ofphysical education. The idea is that if a person's sports culture is formed, then physical culture and sports will be an integral part of the person and the motivating motive for her activity. The article assesses the level of personality sports culture formation of cadets of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia and students of the Kuzbass State Pedagogical Institute enrolled in the 1st year, provides an analysis and ways to further improve the effectiveness of personality sports culture formation.

Keywords: sports culture of personality; physical culture; sports; cadets; students; effectiveness of physical education.

For citation: Dolgin D. S., Studenikina S. A. Comparison of the level of formation of sports culture of the personality of cadets of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia and students of the Kuzbass State Pedagogical Institute. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 1 (17), p. 9-14.

В современной педагогической личные плоскостные спортивные со-

практике в области физической куль- оружения, развивается спортивное во-

туры и спорта наметилось серьезное лонтерство, улучшается материально-

противоречие. С одной стороны, госу- техническое оснащение общеобразова-

дарство в лице Минспорта, Минпро- тельных и спортивных школ. С другой

свещения и Минобрнауки России при- стороны, в практике педагогической

лагает массу усилий по популяризации деятельности мы постоянно сталкива-

занятий физической культурой и спор- емся с низким уровнем физической

том: возрожден ВФСК «ГТО», по ко- подготовленности первокурсников. торому проводятся соревнования и Для решения этой проблемы пред-

вручаются значки, повсеместно в го- лагается несколько подходов: измене-

родах создаются различные «ночные» ние содержания занятий физической

лиги по хоккею, футболу, волейболу и культурой, внедрения различных про-

другим видам спорта, строятся раз- грамм (борьба, футбол, регби и др.) в

школы [7], предлагается использование различных «новых» технологий организации занятий и другие решения [4; 5].

Однако данные подходы практически не решают основную задачу — не формируют мотивацию к постоянным занятиям физической культурой и спортом, мотивацию как внутреннее качество личности, которое бы побуждало к регулярным занятиям, как под руководством тренера, так и к самостоятельным.

Для решения этой задачи актуальным видится формирование спортивной культуры личности. Понятие «спортивная культура личности» детально проработано и описано такими авторами, как Л. И. Лубышева, В. И. Столяров, В. А. Бурцев, Г.С. Драндров и др. [1; 3; 6]. Обобщая их определения, можно сказать, что спортивная культура — это личностное образование, возникающее в процессе социализации личности, приобщения ее к физической культуре и спорту, содержащее в себе устойчивое стремление к осуществлению спортивной деятельности.

Учеными выделено и смысловое наполнение этого определения. Оно включает в себя: когнитивный (знания, необходимые для спортивной деятельности), философский (мотивация и ценности спортивной культуры), дея-тельностный (умение осуществлять спортивную деятельность), рефлексивный (умение оценивать результаты

своей спортивной деятельности) и другие компоненты [1; 2; 3; 6]. Каждый компонент имеет свое фактическое наполнение и отражает те или иные части общего понятия «спортивная культура личности». Оценивая уровень сформированности каждого блока, можно сделать вывод об уровне сформированности спортивной культуры личности. Однако необходимо принимать во внимание, что оценка уровня сформированности спортивной культуры личности должна проводиться с использованием как субъективного (анкетирование, где респондент оценивает сам себя), так и объективного (количественный показатель, отражающий количество соревнований, в которых принял участие обследуемый) подходов. В качестве субъективного подхода можно использовать социологическую анкету, предложенную М. В. Звягинцевым, М. Р. Давыденко, Е. Г. Монаховой [2]. В данной анкете содержатся вопросы, которые отражают сформированность различных компонентов спортивной культуры личности и позволяют оценить общий уровень сформированности спортивной культуры личности. Эта анкета проста в применении, а подсчет результатов несложен. С другой стороны, для получения объективной картины необходимо оценивать и количество спортивных соревнований, в которых участвовал респондент в разном качестве (организатор, судья, участник, болельщик). Используя такой подход, мы

сможем объективизировать общий результат.

Для изучения уровня сформированное™ спортивной культуры личности курсантов I курса Кузбасского института ФСИН России и студентов I курса Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета в декабре 2021 г. было проведено исследование.

Использовались следующие методы исследования:

1. Анкетирование с использованием ранее разработанной анкеты [2];

2. Оценка количества соревнований, в которых курсанты и студенты приняли участие с момента поступления в вуз;

3. Методы математической статистики (вычислялось среднеарифметическое значение и среднеквадратичное отклонение).

В исследовании приняло участие 115 курсантов (70 юношей и 45 девушек) и 86 студентов (23 юноши и 63 девушки). Необходимо заметить, что у курсантов и студентов за 4 месяца было разное количество соревнований: у курсантов — 7 соревнований, у студентов — 5 соревнований (согласно расписанию Спартакиады вузов и других соревнований уровня института), поэтому для корректного сравнения использовалась относительная шкала оценивания, выраженная в процентах от числа соревнований, в которых приняли участие курсанты и студенты, к общему количеству проведенных соревнований. Определение уровня сформированности спортивной культуры личности проводилось отдельно у юношей и у девушек. В ходе исследования были получены следующие результаты (см. табл. 1 и 2).

Группа Анкетирование (в единицах) Участие в соревнованиях (в %)

Курсанты 13.5 + 3.2 50.4 + 6.6

Студенты 12.5 + 4.6 52.5 + 5.3

Таблица 1

Уровень сформированности спортивной культуры личности курсантов

и студентов I курса (юноши)

Таблица 2

Уровень сформированности спортивной культуры личности курсантов

и студентов I курса (девушки)

Группа Анкетирование (в единицах) Участие в соревнованиях (в %)

Курсанты 14.5 + 2.6 48.5 + 5.4

Студенты 11.5 + 4.2 46.4 + 2.2

Из анализа полученных результатов видно, что и у юношей-курсантов, и у девушек-курсантов, по результатам анкетирования, уровень сформирован-ности спортивной культуры личности выше, чем у студентов. Мы связываем это с тем, что курсанты готовились к поступлению в образовательную организацию, где необходимо на вступительных испытаниях сдавать физическую подготовку, они, скорее всего, в анамнезе занимались спортом, имели интерес к этим занятиям, получали необходимые знания, что повлияло на полученный результат. Студенты, как правило, не всегда уделяют должного внимания занятию спортом, соответствующих вступительных испытаний у них не было, специально они не готовились, а готовились только к ЕГЭ, что приводило к снижению интереса к физической культуре и спорту. По объективному показателю участия в соревнованиях мы видим, что юноши-студенты поучаствовали в большем

количестве соревнований. Это связано с тем, что юношей объективно меньше и им приходится участвовать в Спартакиаде института чаще, чем курсантам. В то же время девушки Кузбасского института ФСИН России приняли участие в большем количестве соревнований, чем девушки Кузбасского гуманитарно-педагогического института, и это связано со спецификой соревнований: не все желающие попадали в команды, не все были организаторами и болельщиками, что и привело к таким результатам.

Полученные результаты можно рассматривать как базовый «порог», от которого необходимо отталкиваться в дальнейшей практической работе. Необходимо разрабатывать программы по спортизации образовательного процесса в вузах, привлечению молодых людей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня сформированности спортивной культуры личности.

Литература

1. Бурцев, В. А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Г. Л. Драндров, С. Г. Боровик // Фундаментальные исследования. 2015. — № 2. — Ч. 17. — С. 3816-3820.

2. Звягинцев, М. В. Оценка уровня сформированности профессиональной спортивной культуры личности на основе социологического инструментария / М. В. Звягинцев, М. Р. Давыденко, Е. Г. Монахова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2021. — № 1. — С. 5-9.

3. Лубышева, Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 2009.

— № 3. — С. 10-13.

4. Румба, О. Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Г. Румба. — Санкт-Петербург, 2011. — 53 с.

5. Рыбакова, Е. О. Формирование у каратистов 11-13 лет основ спортивной культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. О. Рыбакова. — Тюмень, 2013.

— 22 с.

6. Столяров, В. И. Понятие и формы спортивной культуры личности / В. И. Столяров, С. Ю. Баринов // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 6. — С. 1721.

7. Чедов, К. В. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет общеобразовательных школ на основе дзюдо: автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. В. Чедов. — Москва, 2006. — 24 с.

Сведения об авторах

Дмитрий Сергеевич Долгин: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой и физической подготовки. E-mail: dolgin2020@mail.ru

Светлана Александровна Студеникина: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта. E-mail: mamatania5@mail.ru

Information about the authors

Dmitry S. Dolgin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Combat and Physical Training. E-mail: dolgin2020@mail.ru

Svetlana A. Studenikina: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of the Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of the Physical Culture and Sports. E-mail: mamatania5@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.