обучающиеся 2 курса 11,76%, 16,47%, 8,24%, высокий балл (6,7) 10,00%, 35,56% обучающихся 1 курса соответственно, 22,35% и 23,53% обучающиеся 2 курса. На 2,61% и 5,29% сократилось количество обучающихся с низким уровнем склонности личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени. На 6,21%, 4,25% увеличилось и на 2,88% сократилось количество обучающихся со средним уровнем. Увеличилось на 12,35% и сократилось на 12,03% количество обучающихся с высоким уровнем самоорганизации.
ВЫВОДЫ
По итогам экспериментальной работы увеличилось количество обучающихся, которые стали достаточно гибкими в планировании своей деятельности и в построении отношений с окружающими. Они стали восприниматься коллективом и педагогами как ответственные и организованные обучающиеся, т.к. стремятся к выполнению определенных обязательств. Уменьшилось количество обучающихся, которые могут легко переключаться на новые виды деятельности и отношения, но в отдельных ситуациях они могут проявить себя как личности недостаточно обязательные и последовательные. Анализ результатов по итогам экспериментальной работы подтвердил обоснованность разработки данного авторского подхода по подготовке индивидуального проекта обучающимися в качестве методологической основы решения исследуемой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаева, С. С. Технология проектирования качества организации обучения в вузе / С.С. Ермолаева // Молодой ученый. - 2011. - № 1. - С. 199-204.
2. Князькова, Л.Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента / Л.Н. Князькова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 3-3. - С. 13-16.
3. Мандрикова, Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности / Е.Ю. Мандрикова. -Москва : Смысл, 2007. - 15 с.
4. Панова, И.В. Метод проектов в системе контроля учебных достижений студентов педагогического вуза / И.В. Панова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 12.
REFERENCES
1. Ermolaeva, S.S. (2011), "Technology of designing the quality of organization of study at a university", Young scientist, Vol. 1, pp. 199-204.
2. Knyazkova, L.N. (2012), "Designing an individual educational activity of a student", Vestnik of the Vyatka State Humanitarian University, Vol. 3 No 3, pp. 13-16.
3. Mandrikova, E.Yu. (2007), Questionnaire of self-organization of activities, Meaning, Moscow.
4. Panova, I.V. (2016), "The method of the projects in the system of monitoring of students' study achievements in the Higher Institution of Pedagogy", Vestnik of Minin University, Vol. 2, No 15, pp. 12.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2020
УДК 796.011.3
РОЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РОССИИ
Дмитрий Сергеевич Долгин, преподаватель, Максим Борисович Пичугин, преподаватель, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,
г. Новокузнецк
Аннотация
Физическая подготовка курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России всегда занимала особое место и играла важнейшую роль в процессе подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. В настоящее время в связи с увеличением количества нападений на сотрудников и их угроз актуальность вопроса совершенствования качества физической подготовки сотрудников приобретает большее значение. Отметим, что курсанты, входящие в состав сборных образовательных организаций по различным видам спорта и состоящих в группе спортивного совершенствования имеют положительные результаты по физической подготовки. Среди других курсантов выделяются и такие, кто испытывают трудности с физической подготовкой. В связи с тем, что разные группы курсантов имеют разные показатели по различным нормативам физической подготовки, считаем целесообразным введение дифференцированного подхода в процессе реализации образовательной программы по рассматриваемой учебной дисциплине. Кроме того, мы предлагаем увеличение количества часов в неделю, отведённых для дисциплины «Прикладная физическая подготовка». Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время тема является актуальной.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, сотрудники, Федеральная служба исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система, образовательные организации, учебные занятия, служебно-боевые задачи.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p135-139
ROLE OF DIFFERENTIATED APPROACH IN INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTIONS OF PUNISHMENTS OF RUSSIA Dmitry Sergeevich Dolgin, the teacher, Maksim Borisovich Pichugin, the teacher of department of combat, special tactics and physical training of the Kuzbass Institute of the Federal Service of Executions of Punishments, Novokuznetsk
Annotation
Physical training of the cadets of educational organizations of the Federal service of executions of punishments of Russia has occupied a special place and has played crucial role in the training process for the employees of the penal system. Currently, due to the increase in the number of attacks on the employees and their threats, the urgency of the issue of improving the quality of physical training of employees is becoming more important. It should be noted that cadets who are in the national educational institutions by various sports and members of the sports improvement group have positive physical training results. Among other cadets, those who have difficulties with physical preparation are in the focus. Due to the fact that different groups of cadets have different indicators for different standards of physical fitness, we consider it appropriate to introduce the differentiated approach in the process of implementing the educational program for the subject in question. In addition, we offer increase in the number of hours per week reserved for the discipline "Applied Physical Training". Thus, it can be stated that the topic is currently relevant.
Keywords: physical training, cadets, employees, Federal service of executions of punishments, penal system, educational organizations, training sessions, combat missions.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, на данном этапе развития уголовно-исполнительной системы качество организации и уровень физической подготовки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) занимают важное место. В связи с этим назрела необходимость рассмотрения действующей системы получения высшего образования в части, касающейся физической подготовки курсантов. Следует отметить, что курсант как действующий сотрудник, будущий выпускник образовательного учреждения, а также человек, входящий в состав персонала учреждений, где содержатся подозреваемые, обвиняемые, осуждённые, в обязательном порядке должен обладать высоким уровнем подготовки, не только теоретической и пра-
вовой, но и физической.
С.В. Кузнецов и А.Н. Волков отмечают, что формирование физической готовности выпускника к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности реализуется посредством образовательной программы «Прикладная физическая подготовка» [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведя анализ уровня подготовки курсантов всех курсов ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, мы выявили, что в среднем испытывают трудности со сдачей зачёта по дисциплине «Прикладная физическая подготовка» 10-15% курсантов. Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Долгина о том, что физические способности курсантов образовательных организаций ФСИН России необходимо развивать более интенсивно в связи с тем, что в ряде случаев они не имеют достаточного уровня подготовки, а также в связи с наличием предъявляемых требований к сотруднику уголовно-исполнительной системы [2].
Результат проведённого нами исследования показывает (таблица 1), что абсолютно на каждом курсе обучения курсанты испытывают трудности в промежуточной аттестации по различным нормативам. Отметим, что в беге как на 3000 метров, так и на 100 метров общие тенденции остаются схожими: чем старше обучаемые, тем больший процент лиц, имеющих трудности со сдачей нормативов.
Таблица 1 - Результаты промежуточной аттестации курсантов
Бег 3000 м Бег 100 м Подтягивание на перекладине
1 курс 10% 5% 14%
2 курс 12% 5% 13%
3 курс 15% 8% 11%
4 курс 19% 10% 12%
5 курс 17% 8% 11%
Полагаем, что это связано с тем, что на младших курсах распорядком дня периодически предусматриваются занятия по физической подготовке, большую часть которых составляет бег. На выпускном курсе по данному показателю наблюдается небольшое улучшение на 2%. Мы связываем это со сдачей экзамена в этот период, к которому, очевидно, курсантам необходимо готовиться, чтобы получить положительную отметку. По показателю «подтягивание на перекладине» процент курсантов, имеющих низкий уровень подготовки приблизительно схожий, но с крайне небольшим улучшением на каждом курсе. Начиная с третьего курса, часть курсантов, проживающих вне расположения института, занимаются в тренажёрных залах города самостоятельно, что, на наш взгляд, может играть роль в увеличении качества выполнения норматива по подтягиванию на перекладине. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3] в образовательных учреждениях устанавливаются соответствующие программы обучения, для обучающихся организуется единый подход при усвоении дисциплины. Отметим, что в связи с наличием курсантов, имеющих трудности с основными показателями физической подготовки, единого подхода к общей массе обучаемых, на наш взгляд недостаточно. Это связано с тем, что разные группы курсантов имеют разные показатели. Например, курсанты, состоящие в группах спортивного совершенствования и входящие в состав сборных института по различным видам спорта, имеют 100% показатель успеваемости по дисциплине «Прикладная физическая подготовка». Основной задачей процесса обучения и получения образования является получение необходимых знаний, умений, навыков не только какой-либо определённой категорией курсантов, а абсолютно всеми лицами, находящимися в штате переменного состава образовательного учреждения. Полагаем, что в таком случае необходим дифференцированный
подход в программе обучения дисциплине «Прикладная физическая подготовка». Очевидно, это связано с тем, что одной категории курсантов, находящейся в составе сборных института по различным видам спорта и состоящих в группе спортивного совершенствования, фактически не особо нужны учебные занятия по физической подготовке, если рассматривать процесс индивидуального совершенствования. Да, несомненно, каждый обязан пройти образовательную программу по всем учебным дисциплинам, но для названной нами категории курсантов она становится лишь формальностью.
Огромное беспокойство вызывает другая категория курсантов: тех, кто дополнительно не занимается спортом и не улучшает показатели своей физической подготовки. Следует отметить, что того объёма, который предусмотрен программой, для них недостаточно, и в связи с этим, несмотря на постоянные занятия по расписанию, показатели и уровень их подготовки не улучшаются. Крайне важен тот факт, что физическая подготовка необходима всем сотрудникам уголовно-исполнительной системы при выполнении служебно-боевых задач. В соответствии с показателями официального сайта ФСИН России, количество нападений на сотрудников со стороны подозреваемых, обвиняемых, осуждённых, содержащихся в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в 2019 году оказалось в 20 раз больше случаев неправомерного применения силы со стороны представителей ведомства [4].
За рассмотренный период подозреваемые, обвиняемые, осуждённые стали чаще высказывать угрозы и оскорблять сотрудников. В течение года в следственные органы было направлено 464 материала по подобным фактам. Отметим, что, например, в 2017 году таких случаев было примерно в два раза меньше. Но в целом ряде случаев сотрудники не смогли противостоять нападению со стороны содержащихся в учреждениях лиц. Например, в июне 2019 года в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области на сотрудника, являвшегося бывшим выпускником одного из образовательных учреждений ФСИН России, было совершено нападение со стороны осуждённого, в результате чего ему было нанесено колотое ранение острым предметом. Всё это подтверждает то, что каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать высоким уровнем физической подготовки, что является полезным и крайне необходимым при выполнении служебно-боевых задач. Также необходимо отметить, что в настоящее время объём часов физической подготовки является недостаточным. В связи с этим необходимо составление расписаний учебных занятий таким образом, чтобы оно предусматривало минимум четыре часа в неделю, а именно два занятия в неделю.
В целях корректировки ситуации, при которой у части курсантов возникают проблемы при сдаче физической подготовки, считаем целесообразным введение дифференцированного подхода в процессе обучения курсантов данной дисциплине. В рамках реализации этой мысли необходимо обязательное привлечение неуспевающих курсантов к занятиям физической подготовкой в период самостоятельной подготовки под контролем преподавателя хотя бы три раза в неделю.
ВЫВОДЫ
Таким образом, физическая подготовка в процессе получения образования сотрудниками уголовно-исполнительной системы занимает важнейшее место. Правильное применение навыков в решении служебно-боевых задач, несомненно, способствует более качественному несению службы и возможности противодействия посягательствам на охраняемые законом общественные отношения. В связи с этим необходимо обеспечивать наличие высоких показателей абсолютно у всех курсантов. В связи с этим у нас возник ряд предложений, реализация которых окажет положительное влияние на общий уровень физической подготовки курсантов:
Во-первых, необходимо издание Методических рекомендаций Центрального аппарата ФСИН России на предмет дифференцированного подхода в организации физической
подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, в рамках которых нужно предусмотреть обязательное проведение дополнительных занятий по физической подготовке для лиц, имеющих академическую задолженность по дисциплине «Прикладная физическая подготовка», а также низкие показатели качества и уровня физической подготовки;
Во-вторых, важно предусмотреть увеличение количества часов на занятия по дисциплине «Прикладная физическая подготовка» хотя бы до двух раз в неделю.
Мы уверены, что реализация предложенных нами рекомендаций поспособствует более качественной организации и высокому уровню физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов, С.В. Общая физическая подготовка как составляющая профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. - 2017. - № 1. - С. 87-88.
2. Долгин, Д.С. Совершенствование качества организации учебного процесса как важнейшая мера на пути к повышению результатов физической подготовки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России / Д.С. Долгин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 103-107.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.01.2020)
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Официальный сайт ФСИН России. - URL : http://фсин.рф/struc1:ure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 01.01/2020).
REFERENCES
1. Kuznetsov, S.V. and Volkov, A.N. (2017), "General physical training as a component of professionally-applied physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Training for power structures: modern trends and educational technologies, No. 1, pp. 87-88.
2. Dolgin, D.S. (2019), "Improvement of the quality of educational process organization as an important measure on the way to improve the results of physical preparation of cadets of educational organizations of the Federal service of executions of punishments of Russia", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 103-107.
3. Federal law of the 29st of December 2012 № 273 "About education at the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
4. Short characteristic of the penal service, Official website of the Federal service of executions of punishments, available at: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2020
УДК 796.814
ПРОФИЛЬ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЧЕМПИОНОВ
МИРА И РОССИИ ПО САМБО
Александр Николаевич Жаворонков, тренер, Спортивная школа «Борец», Москва; Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Аннотация
Введение - в настоящее время самбисты сборной команды России доминируют на международных соревнованиях, в том числе и на чемпионатах мира. В связи с этим встает вопрос: каков