СРАВНЕНИЕ СТОИМОСТИ РАЗЛИЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТОЯННЫМ ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РФ
А.Д. Андряков, канд. физ.-мат. наук, генеральный директор1, руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования2 *ООО «Экономическая экспертная группа
2Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-194-202
Аннотация. В РФ уже более 15 лет функционирует система военной ипотеки. За это время накопилось достаточно статистических данных для её оценки. Наряду с военной ипотекой в статье анализируются другие механизмы обеспечения постоянным жильем военнослужащих и сравнивается их стоимость для федерального бюджета. Показано, какой объём жилищных гарантий получает военнослужащий в различных вариантах предоставления жилья при сопоставимых расходах федерального бюджета.
Ключевые слова: бюджетные расходы, военная ипотека, постоянное жилье для военнослужащих, федеральный бюджет.
Боевая готовность вооружённых сил любого государства в современных условиях в значительной мере зависит от социального статуса военнослужащих. Большинство стран с крупнейшими армиями мира практикуют предоставление широкого круга социальных льгот и гарантий своим военнослужащим. Одной из таких льгот являются программы обеспечения военнослужащих постоянным жильем.
В странах НАТО эти программы сводятся в основном к льготированию ипотечных кредитов. В США существует ряд программ государственного гарантирования ипотечных кредитов военнослужащих [1], что позволяет им получать кредиты по ставке ниже рыночной, при этом объём первого ипотечного кредита в рамках этих программ не ограничен. Прямое государственное ипотечное кредитование по льготной ставке доступно лишь военнослужащим-представителям коренных народов США. В Великобритании есть программа прямого государственного кредитования военнослужащих на цели покупки жилья, правда объём кредита ограничен половиной годового дохода военнослужащего [2]. Во Франции также существует программа государственного ипотечного кредитования военнослужащих с ограничением на объём кредита в 15-25
тыс. евро в зависимости от определённых условий [3]. Вместе с тем имеются редкие примеры стран, в которых отсутствуют программы поддержки военнослужащих при приобретении жилья. Так в Германии нет специальных программ поддержки военнослужащих при покупке жилья. В этой стране военнослужащие получают преимущества при привлечении ипотечного кредита за счёт наличия у них долгосрочного контракта с вооружёнными силами и как следствие долгосрочного устойчивого дохода.
В России военнослужащие имеют значительно больший объём льгот при обеспечении постоянным жильём, т.к. получают либо непосредственно жилье, либо государственную субсидию на его приобретение.
В настоящее время в РФ существует три основных механизма обеспечения постоянным жильем военнослужащих:
- предоставление постоянного жилья по договорам социального найма или в собственность бесплатно;
- предоставление субсидий на покупку жилья;
- военная ипотека или накопительно-ипотечная система (НИС).
Стоимость предоставления жилых помещений по договорам социального найма или в собственность бесплатно
Право на получение постоянного жилья по самостоятельно избранному месту жительства в соответствии с законом о статусе военнослужащих [4] имеют следующие категории военнослужащих, признанных в установленном законодательством РФ порядке нуждающимися в жилье, (это право распространяется на совместно проживающих с ними членов семей):
— военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок прохождения службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилье, после достижения ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более;
— военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок прохождения службы служебными жилыми помещениями, признанные нуждающимися в жилье и уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при условии, что общий срок их пребывания на военной службе составляет не менее 10 лет;
— военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), признанные нуждающимися в жилье и уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при условии, что общий срок их пребывания на военной службе составляет не менее 10 лет.
Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), признанные нуждающи-
мися в жилье и находящиеся на военной службе, имеют право на получения постоянного жилья по месту службы.
Предоставление жилья по договорам социального найма или в собственность бесплатно осуществляется на основе критерия нуждаемости в жилье, т.е. в случае, когда площадь имеющегося жилья в расчете на одного проживающего меньше установленного норматива в 18 м2 плюс дополнительная площадь, если на такую имеется право. При этом из общей площади жилого помещения, соответствующей установленным нормативам, вычитается площадь, находящаяся в собственности военнослужащего или членов его семьи, проживающих совместно с ним.
Нормативы площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма или в собственность бесплатно, определены статьей 15.1 закона о статусе военнослужащих [4]. Ряд категорий военнослужащих, такие как, например, командиры воинских частей, военнослужащие в звании не ниже полковника, имеющие почетные звания РФ и др., имеют право на дополнительную площадь в размере от 15 м2 до 25 м2.
Кроме этого, право на дополнительную площадь размером до 18 м2 или в виде отдельной комнаты имеют военнослужащие, у которых совместно проживающий с ними член семьи страдает определенным тяжелым хроническим заболеванием [5], дающим право на дополнительную площадь.
При этом военнослужащие, имеющие право на дополнительную площадь по нескольким основаниям, могут воспользоваться лишь одним основанием по их выбору.
Следует отметить, что норматив предоставления площади жилого помещения может быть увеличен вследствие конструктивных особенностей этого помещения. Такое увеличение не рассматривается, как дополнительная площадь. Нормативы предоставления площади в зависимости от размера семьи военнослужащего приведены ниже (табл. 1).
Таблица 1. Нормативы общей площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма или в собственность бесплатно (м2)__
Без права на доп. пло- Доп. площадь по статье 15.1 Тяжелые заболева-
Состав семьи военно- щадь [41 ния
служащего мин. макс. мин. макс. мин. макс.
одиноко проживающий 18 36 33 61 36 54
семья из 2х человек 36 45 51 70 54 63
семья из 3х человек 54 63 69 88 72 81
семья из 4х человек 72 81 87 106 90 99
семья из 5ти человек 90 99 105 124 108 117
Источник: расчеты авторов на основе норм федерального законодательства.
В приведенной выше таблице «мин» означает норматив площади жилого помещения без учета конструктивных особенностей жилого помещения, «макс» - с учетом этих особенностей.
Как уже отмечалось, норматив площади предоставляемого жилого помещения по договорам социального найма или в собственность бесплатно, уменьшается на площадь, принадлежащую военнослужащему или совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности. Какая-либо статистика относительно объемов недвижимости, принадлежащей военнослужащим или членам их семей на праве собственности, отсутствует. Кроме этого, в соответствии со статьей 53 Жилищного Кодекса РФ [6] намеренное ухудшение жилищных условий произведенной более чем за 5 лет до постановки на учёт в качестве нуждающегося не учитывается в критерии нуждаемости. В связи с этим расчеты, приводимые ниже, были сделаны в предположении, что у военнослужащего и его семьи нет жилых помещений в собственности. Таким образом,
оценка стоимости предоставления жилья максимальная.
Оценку стоимости предоставления жилья можно произвести, исходя из норматива стоимости строительства 1 м2, установленного Минстроем России в 49 173 руб. [7]. Однако известно, что в отдельных регионах, например, в Москве или Санкт-Петербурге стоимость строительства заметно выше среднероссийской. В силу отсутствия данных по географическим предпочтениям выбора постоянного места проживания военнослужащими более обоснованным представляется использование средней стоимости 1м2, приобретаемого по военной ипотеке, 61,92 тыс. рублей на февраль 2021 г. [8]. Эти данные неявно учитывают региональные предпочтения военнослужащих. можно рассчитать максимальную стоимость обеспечения военнослужащих постоянным жильем по договорам социального найма или в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета в ценах первого полугодия 2021 года (табл. 2).
Таблица 2. Максимальная стоимость обеспечения постоянным жильем военнослужащих по договорам социального найма или в собственность бесплатно (тыс. рублей в ценах 1 полугодия 2021 г.____
без права на доп. пло- доп. площадь по статье 15.1 тяжелые заболева-
Состав семьи военнослу- щадь [4 Ч ния
жащего мин макс мин макс мин макс
одиноко проживающий 1 114,6 2 229,1 2 043,4 3 777,1 2 229,1 3 343,7
семья из 2х человек 2 229,1 2 786,4 3 157,9 4 334,4 3 343,7 3 901,0
семья из 3х человек 3 343,7 3 901,0 4 272,5 5 449,0 4 458,2 5 015,5
семья из 4х человек 4 458,2 5 015,5 5 387,0 6 563,5 5 572,8 6 130,1
семья из 5ти человек 5 572,8 6 130,1 6 501,6 7 678,1 6 687,4 7 244,6
Источник: расчеты авторов на основе норм федерального законодательства
Размер жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья
Право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (жилищной субсидии) имеют те же категории военнослужащих, что и в случае получения жилья по договорам социального найма или в собственность бесплатно. При расчете субсидии используется тот же критерий нуждаемости, что и при предоставлении жилья в натуральной форме. Фактически предоставление субсидии является монетизацией льготы по обеспечению постоянным жильем военнослужащих. Военнослужащий в праве выбрать любой из этих механизмов. (часть 19 статьи 15 закона о статусе военнослужащих [4]).
Порядок расчета жилищной субсидии определен Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. № 76 [9] (далее Постановление 76).
В соответствии с этим Постановлением размер субсидии определяется как произведение норматива общей площади с учётом критерия нуждаемости, норматива
стоимости 1м2, определяемого Минстроем России, и поправочного коэффициента, учитывающего военную выслугу.
Нормативы общей площади жилого помещения, установленные Постановлением 76, близки к нормативам общей площади предоставления жилья в натуральной форме с учетом увеличения на конструктивные особенности: 33 м2 - на одиноко проживающего военнослужащего; 42 м2 - на семью из двух человек; 18 м2 на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Как и в случае с оценкой стоимости предоставления жилья в натуральной форме ниже будет оцениваться максимальная субсидия.
Поправочный коэффициент, учитывающий военную выслугу, установлен Постановлением 76 и варьируется от 1,85 до максимального значения 2,75.
Расчет максимального размера субсидий военнослужащим из федерального бюджета на приобретение или строительства жилья в ценах I полугодия 2021 года [7] приведен ниже (табл. 3).
Таблица 3. Максимальный размер субсидий военнослужащим из федерального бюджета на приобретение или строительство жилья в ценах I полугодия 2021 года (тыс. рублей)
Без п рава на доп. площадь С правом на доп. площадь 15 м2
^"-■^^Семья из
(чел.)"""-^^^ 1 2 3 4 1 2 3 4
Выслуга (лет)^^^
от 10 до 16 3 002 3 821 5 458 7 096 4 367 5 185 6 823 8 460
от 16 до 20 3 651 4 647 6 638 8 630 5 311 6 306 8 298 10 289
от 20 до 21 3 854 4 905 7 007 9 109 5 606 6 657 8 759 10 861
21 3 976 5 060 7 228 9 397 5 783 6 867 9 036 11 204
22 4 097 5 215 7 450 9 685 5 960 7 077 9 312 11 547
23 4 219 5 370 7 671 9 972 6 137 7 287 9 589 11 890
24 4 341 5 525 7 892 10 260 6 314 7 498 9 865 12 233
25 4 462 5 679 8 114 10 548 6 491 7 708 10 142 12 576
Источник: расчеты авторов по нормам Постановления 76
Стоимость предоставления жилья по военной ипотеке
Военная ипотека была введена в 2004 году Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [10] (далее ФЗ 117). С момента начала ее действия в 2005 году практически весь корпус офицеров, пра-
порщиков и мичманов, получивших первое звание офицера или начавших службу по контракту с 1 января 2005 года, был выведен (часть 15 статьи 15 закона о статусе военнослужащих [4]) из-под действия двух первых механизмов обеспечения постоянным жильем, а именно предоставление жилья в натуральной форме или предоставление субсидий. В 2019 году эта
категория военнослужащих была расширена за счет сержантов, старшин солдат и матросов, поступивших на военную службу по контракту после 31 декабря 2019 года [11]. Таким образом, в настоящее время механизм военной ипотеки в основном заменяет два других механизма, упомянутых выше.
Общим у НИС и двух предыдущих механизмов являются лишь условия по военной выслуге при которых военнослужащие могут воспользоваться средствами НИС. Для этого нужно чтобы военная выслуга составляла 20 и более лет, либо 10 и более лет при увольнении по независящим от военнослужащего основаниям, таким же, как и при обеспечении жильем в натуральной форме или предоставлении жилищных субсидий.
НИС обладает следующими отличительными чертами [10]:
- каждый участник НИС получает ежегодно на свой личный счет в НИС взносы из федерального бюджета в течение всего срока военной службы, начиная с даты вступления в НИС;
- взносы не зависят от воинского звания или должности военнослужащего, а также от наличия у него в собственности жилья;
- когда у военнослужащего возникает право воспользоваться средствами НИС, он может использовать их на любые цели, а не только на покупку жилья;
- обязательства по обеспечению постоянным жильем участника считаются исполненными, после изъятия средств из НИС или погашения ЦЖЗ, однако оставшиеся на военной службе участники продолжают получать взносы из федерального бюджета на свои счета в НИС;
- средства на личных счетах формируются за счет взносов и инвестиционного дохода на уже накопленные средства;
- до возникновения права на изъятие средств со своего личного счета, участник НИС имеет право на получение целевого жилищного займа (ЦЖЗ), который он может использовать только на покупку жилья;
- в случае увольнения со службы по независящим от него обстоятельствам при общей продолжительности военной служ-
бы от 10 до 20 лет военнослужащий получает на свой именной накопительный счет денежные средства, дополняющие накопления до объема, который он мог бы получить с даты получения накопленных средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы составила бы 20 лет, без учета инвестиционного дохода на дополняющие средства [12].
ЦЗЖ не является займом в обычном понимании. Эти средства идут не на непосредственную покупку жилья, а на погашение первого взноса и обязательств по ипотечному кредиту, полученному в банке. Средства ЦЖЗ перечисляются банку напрямую.
Оценка стоимости предоставления жилья в рамках НИС проводилась в предположении, что жилье приобретается 1 января 2021 года. В связи с тем, что с момента ввода НИС 1 января 2005 года до момента расчета не прошло 20 лет, рассматривались два варианта: приобретение жилья с привлечением ЦЖЗ и приобретение жилья с использованием средств накоплений и дополняющих средств при досрочном увольнении при достижении общего срока службы 10 лет.
Срок ипотечного кредита был выбран равным 20 годам за вычетом общего срока службы на 1 января 2021 года. Это обусловлено следующими соображениями. Хотя ЦЖЗ может быть предоставлен на более долгий срок, предполагалось, что банки будут не склонны выдавать кредит на срок, превосходящий срок гарантированных платежей из федерального бюджета в пользу военнослужащего заемщика. Гарантированным при возможном досрочном увольнении со службы является общий срок военной службы 20 лет [12].
Как показывает практика приобретения жилья в рамках военной ипотеки [8], заемщики в среднем используют 7%-8% собственных средств при покупке жилья в ипотеку. В расчетах оценивались лишь средства федерального бюджета и инвестиционный доход, используемые на покупку жилья по военной ипотеке.
Максимальный размер кредита определялся в предположении, что на аннуитетные платежи в счет уплаты процентов по
займу и погашения займа направляются ежегодные платежи из федерального бюджета на именной накопительный счет заемщика в объеме, определенном на 2021 год, 299 081,20 рублей [13]. Это предположение обусловлено тем, что банки при определении объема кредита будут рассчитывать на гарантированные платежи в счет заемщика без учета их ежегодной индексации.
Ставка по кредиту была выбрана в размере 7,3% годовых, что соответствует ставке предоставления кредитов по военной ипотеке за первый квартал 2021 года [8].
Начальный взнос уплачивается из средств, накопленных на именном накопительном счете заемщика [14].
Средства заемщика при будущем погашении кредита определялись из размера индексируемых платежей из федерального бюджета, как это определено в пункте 2 части 1 статьи 5 ФЗ 117. Превышение ежегодных платежей над аннуитетными платежами по кредиту направлялось на ускоренное погашение основного долга. Таким образом, срок погашения кредита по ипотеке всегда оказывался меньше, чем исходно запланированный, а на именных счетах участника НИС всегда оставались средства после погашения целевого жилищного займа.
Так как жилье в ипотеку приобреталось 1 января 2021 года в долг, а выплаты по кредиту проводились в будущие периоды, для сопоставления разных кредитных схем, а также для сравнения с покупкой жилья при использовании накоплений с дополняющими платежами, предоставлением жилья в натуральной и выплаты жилищной субсидии, будущие выплаты по кредиту приводились к значению на 1 ян-
варя 2021 года путем дисконтирования. Ставкой дисконтирования была выбрана инфляция из Прогноза социально-экономического развития РФ и ориентир ЦБ по инфляции - 4% декабрь к декабрю на все периоды будущих платежей.
Для определения средней площади жилого помещения, приобретаемой за счет средств федерального бюджета, использовалась средняя стоимость 1м2 жилого помещения, приобретаемого по военной ипотеке, за февраль 2021 года [8] в размере 61,92 тыс. рублей.
Расчеты стоимости предоставления жилья за счет средств федерального бюджета по военной ипотеке для различных вариантов заимствований и при использовании накоплений и дополняющих платежей при увольнении с общим сроком службы 10 лет приведены ниже (Таблица 4).
Расчеты показывают, что не вся стоимость жилья оплачивается за счет средств федерального бюджета. Причиной этого является факт оплаты первого взноса из средств, имеющихся на именных накопительных счетах участников НИС. Эти средства сформированы за счет накопительных взносов из федерального бюджета и инвестиционного дохода. Инвестиционный доход формируется вследствие размещения накоплений в различные финансовые инструменты. Среди этих инструментов могут быть ценные бумаги Российской Федерации. В таком случае доход по этим бумагам будет выплачиваться из федерального бюджета. В связи с тем, что структура финансового портфеля НИС не доступна, выделить в инвестиционном доходе часть, финансируемую из федерального бюджета, не представляется возможным.
Таблица 4. Расчеты стоимости предоставления жилья участникам НИС, приведенной к 1.01.2021 по разным вариантам___
Военная ипотека увольнение
Срок от начала участия в НИС до привлечения ЦСЖ, лет 3 5 8 10
Срок кредита, лет 17 15 12 10
Первоначальный взнос за счет средств на именном накопительном счете, тыс. руб. 908 1 571 2 775 3 581
в т.ч. накопленный инвестиционный доход, тыс. руб. 83 238 740 1 150 1 150
Максимальный размер кредита, тыс. руб. 2 908 2 722 2 386 2 118
Общий объем средств на покупку жилья за счет НИС, тыс. руб. 3 816 4 293 5 161 5 699 6 572
Общий объем средств на покупку жилья за счет накопительных взносов из федерального бюджета, тыс. руб. 3 734 4 054 4 421 4 549 5 422
Площадь, приобретаемая за счет накопленных средств НИС и ЦЖЗ, м2 61,6 69,3 83,4 92,0 106,1
Общий объем средств на обслуживание и погашение долга, тыс. руб. 3 543 3 267 2 792 2 430
Срок полного погашения кредита с учетом досрочного погашения, лет 12,17 11,17 9,58 8,33
Суммарный остаток накопительных взносов, тыс. руб. 1 435 1 125 722 498
Общие выплаты по НИС, тыс. руб. 5 886 5 963 6 289 6 509 6 572
Общие объем выплат из федерального бюджета, тыс. руб. 5 804 5 725 5 548 5 359 5 422
Площадь, которая может быть приобретена за счет остатка накопительных взносов, м2 23,2 18,2 11,7 8,0
Суммарная возможная площадь, приобретаемая за счет всех средств НИС, м2 84,8 87,5 95,0 100,1
Источник: расчеты авторов по данным ФГКУ «Росвоенипотека» [8, 14]
Как уже отмечалось, сложившаяся практика предоставления кредитов по военной ипотеке приводит к образованию остатков средств на именном накопительном счете участника после погашения целевого жилищного займа. Эти остатки могут быть направлены на увеличение площади жилого помещения путем совершения вторичных сделок с жильем, приобретенным по целевому жилищному займу. Расчет дополнительной площади проводился путем деления суммарного остатка накопительных взносов, приведенных к ценам на 1.01.2021, на среднюю стоимость 1 м2 жилья, приобретаемого по военной ипотеке в первом квартале 2021 г. Очевидно, что при значительной волатильности цен на жилье такой расчет обладает определенной долей условности. Однако, как показывают оценки, среднегодовые темпы роста стоимости 1 м2 жилья, приобретаемого по военной ипотеке, за период с 2010 года по 2018 год [8] оказываются меньше среднегодовых темпов роста инфляции за этот же период. Исходя из того, что в качестве фактора дисконтирования в расчетах принималась инфляция, приведенные оценки дополнительной площади, приобретаемой на остатки накопительных взносов, представляются обоснованными.
Как показывают, сделанные выше оценки, при приблизительно одинаковом объёме взносов из федерального бюджета в НИС, площадь покупаемой квартиры тем
больше, чем короче срок первоначального ипотечного кредита. Во-первых, это связано с тем, что, общий объём процентных платежей на длинном кредите больше чем на коротком, при одинаковой процентной ставке, а, следовательно, большая часть аннуитетов (формируемых за счёт вносов из федерального бюджета) идет на выплаты процентов. Во-вторых, в расчётах длительность кредита связана со сроком участия в НИС на момент привлечения кредита: чем дольше военнослужащий являлся участником НИС, тем короче его кредит, но и тем больше его инвестиционный дохода, который он может потратить на первоначальный взнос вместе с накопленными вносами из федерального бюджета.
Из представленных оценок стоимости обеспечения постоянным жильем военнослужащих можно сделать следующие выводы.
Обеспечение постоянным жильем военнослужащих в натуральной форме и за счет предоставления субсидий основывается на нормах предоставления жилья и праве на дополнительную площадь. По этой причине стоимость обеспечения жильем сильно зависит от состава семьи военнослужащего, проживающей совместно с ним. Расчет субсидии основывается на нормах, схожих с нормами предоставления жилья в натуральной форме, но включает также поправочный коэффициент, учитывающий воинский стаж, который значи-
тельно увеличивает расходы федерального ход на свои накопления для покупки жи-бюджета на предоставление субсидии по лья большей площади. Вместе с тем, НИС сравнению с предоставлением постоянно- предоставляет участникам выбор получить го жилья в натуральной форме для одина- жильё раньше, но меньшей площади, или кового состава семьи военнослужащего и позже, но большей.
права на дополнительную площадь. Вме- При одинаковой военной выслуге в 20
сте с тем следует отметить, что предостав- лет и привлечении ЦЖЗ через 10 лет уча-ление жилья в натуральной форме предпо- стия в НИС, бюджетные расходы на воен-лагает формирование государственного ную ипотеку позволяют обеспечить участ-фонда жилья, отвечающего установлен- ника чуть меньшей жилой площадью, чем ным нормативам площади и учитываю- субсидия военнослужащему с семей в 3 щим географические предпочтения воен- человека без прав на дополнительную нослужащих в выборе постоянного места площадь, при меньших расходах из феде-жительства. Это может приводить к росту рального бюджета. Если сравнивать с стоимости предоставления жилья в нату- предоставлением жилья в натуральной ральной форме. форме, то жилье, приобретаемое с привле-
Стоимость обеспечения жильем в рам- чением ЦЖЗ, описанного выше, будет ках НИС зависит только от срока участия в приблизительно равно по площади жилью системе. Участие в НИС стимулирует во- предоставляемому в натуральной форме еннослужащих к привлечению ипотечного семье их 4х человек с правом военнослу-кредита после существенного стажа уча- жащего на дополнительную площадь при стия в этой системе, в таком случае они меньших расходах федерального бюджета. могут использовать инвестиционный до-
Библиографический список
1. Программы льготного ипотечного кредитования военнослужащих Министерства по делам ветеранов (VA), URL: https://www.va.gov/housing-assistance/home-loans/loan-types/
2. Программа помощи в покупке жилья для военнослужащих «Forces Help to Buy», Минобороны Великобритании, URL: https://www.gov.uk/guidance/forces-help-to-buy
3. Условия ипотечного кредитования для военнослужащих, Минобороны Франции, URL: https://www.defense.gouv.fr/familles/votre-espace/memento-de-l-action-sociale/votre-logement
4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции на 01.07.2021)
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (в редакции на 28.06.2021)
7. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 декабря 2020 г. № 852/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2021 года»
8. Отчеты функционирования НИС за разные годы, подготовленные ФГКУ «Росвое-нипотека», URL: https://www.rosvoenipoteka.ru/rp/lichnaya_informaciya/infografika
9. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»»
10. Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
11. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
12. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 686 «Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения»
13. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
14. Сведения о средствах, учтенных на именных накопительных счетах. ФГКУ «Росво-енипотека», URL: https://www.rosvoenipoteka.ru/rp/lichnaya_informaciya/ejegodnie_vznosi
COSTS OF PROVIDING MILITARY PERSONAL WITH PERMANENT HOUSING IN
RUSSIA
A.D. Andryakov, Candidate Physics and Mathematics, General Director1, Head of the Center for Budget Analysis and Forecasting2
1 LLC "Economic Expert Group
2 Scientific Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation
(Russia, Moscow)
Abstract. It is more than 15 years since a military mortgage loan system has been introduced in Russia. A sufficient statistics to evaluate the system has been collected during this period. Other mechanisms for providing military personal with permanent housing are analyzed in the paper alongside with military mortgage loan system and their costs to federal budget are estimated. The amount of permanent housing guarantees which military personal is being provided with under the different schemes at approximately the same federal budget expenditure per person is estimated.
Keywords: budget expenditure, military mortgage, military permanent housing, federal budget.