Научная статья на тему 'Сравнение самолидерства с саморегуляцией, самоуправлением и самоконтролем'

Сравнение самолидерства с саморегуляцией, самоуправлением и самоконтролем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛИДЕРСТВО / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / СТРАТЕГИИ САМОЛИДЕРСТВА / НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ / СТАНДАРТЫ И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / SELF-LEADERSHIP / SELF-REGULATION / SELF-MANAGEMENT / SELF-CONTROL / SELF-LEADERSHIP STRATEGIES / NORMATIVE THEORY / STANDARDS OF BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким Э. Сун

В данной статье сравнивается самолидерство с такими смежными категориями как саморегуляция, самоуправление и самоконтроль. Самолидерство это процесс влияния на самого себя с целью самонаправления и самомотивации, необходимых для достижения успеха в любой деятельности. Основной акцент в статье делается на теории самолидерства как на нормативной теории, ее практичности и ее отличии от описательных теорий о саморегуляции, самоуправлении и самоконтроле. Базируясь на фундаментальных теориях самовлияния и самомотивации, самолидерство способствует процессу достижения поставленных целей как в личной, так и в профессиональной областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of solidarista self-regulation, self-management and self-control

This article compares self-leadership compared with related categories such as self-regulation, self-management and self-control. Self-leadership is a process of influencing oneself with the goal of self-direction and self-motivation, necessary to achieve success in any activity. The main emphasis in the article is made on the theory of self-leadership as a normative theory, its practicality and its difference from descriptive theories of self-regulation, self-management and self-control. Based on the fundamental theories of self-influence and self-motivation, self-leadership contributes to the process of achieving goals in both personal and professional fields

Текст научной работы на тему «Сравнение самолидерства с саморегуляцией, самоуправлением и самоконтролем»

Сравнение самолидерства с саморегуляцией, самоуправлением и самоконтролем Comparison of solidarista self-regulation, self-management and self-control

УДК 159.9

Ким Э Сун,

соискатель на степень кандидата психологических наук, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Kim E Sun,

Applicant for the Candidate of Psychological Sciences, Khabarovsk, Pacific National University (PNU)

Аннотация: В данной статье сравнивается самолидерство с такими смежными категориями как саморегуляция, самоуправление и самоконтроль. Самолидерство - это процесс влияния на самого себя с целью самонаправления и самомотивации, необходимых для достижения успеха в любой деятельности. Основной акцент в статье делается на теории самолидерства как на нормативной теории, ее практичности и ее отличии от описательных теорий о саморегуляции, самоуправлении и самоконтроле. Базируясь на фундаментальных теориях самовлияния и самомотивации, самолидерство способствует процессу достижения поставленных целей как в личной, так и в профессиональной областях.

Summary: This article compares self-leadership compared with related categories such as self-regulation, self-management and self-control. Self-leadership is a process of influencing oneself with the goal of self-direction and self-motivation, necessary to achieve success in any activity. The main emphasis in the article is made on the theory of self-leadership as a normative theory, its practicality and its difference from descriptive theories of self-regulation, self-management and self-control. Based on the fundamental theories of self-influence and self-motivation, self-leadership contributes to the process of achieving goals in both personal and professional fields.

Ключевые слова: самолидерство, саморегуляция, самоуправление, самоконтроль, стратегии самолидерства, нормативная теория, стандарты и нормы поведения.

Keywords: self-leadership, self-regulation, self-management, self-control, self-leadership strategies, normative theory, standards of behaviour.

Введение. Истоки теории о феномене самолидерства связаны с теориями о самовлиянии, а именно, о саморегуляции, самоуправлении и самоконтроле. Исходя из убеждений Ч. Манца, канадского и американского клинического психолога, самолидерство - это всеобъемлющее учение о самовоздействии, объединяющее поведенческие стратегии, которые проистекают из принципов самоуправления, когнитивных стратегий, основанных на внутренней самомотивации и стратегиях конструктивного мышления [1, 2].

Методы проведения исследования - теоретический.

Ход исследования

Теория о самолидерстве [3, 4] находится за рамками концепции о саморегуляции и подразумевает конкретные стратегии по самоуправлению поведением согласно обусловленным стандартам и нормам [1]. Самолидерство не воспринимает нормы и стандарты как должность, а концентрируется на достижении цели ради её значимости [5].

Гипотетически, самолидерство является не описательной или дедуктивной, а нормативной теорией, используемой в прикладных областях науки, поэтому носит предписывающий характер и подчеркивает то, каким образом надлежит действовать. Дедуктивная или же описательная теории пытаются объяснить феномен того или иного явления, принимают различные аспекты при анализе одного и того же явления, однако, не предусматривают конкретных рекомендаций к действию. Также стоит отметить, что описательные теории часто помогают объяснить, каким образом реализовываются предписания нормативных теорий.

Согласно утверждению Дж.Д. Хутона, самолидерство следует рассматривать как нормативную теорию, предполагающую обусловленные поведенческие и когнитивные рекомендации, реализуемые сквозь призму теоретического контекста саморегуляции, самоуправления и самоконтроля [6].

Говоря о теории саморегуляции, стоит отметить, что данный феномен представляет из себя обширное описательное представление о человеческом поведении, целеполаганием которого является растолкование принципов его реализации. При этом непосредственно сам процесс саморегуляции не всегда является гарантией успеха в работе и в достижении поставленной цели, что подтверждают в своих исследованиях Латам и Локк (1991): «хотя люди являются естественными саморегуляторами, целенаправленность присуща жизненному процессу, они не являются изначально эффективными саморегуляторами» [7, с. 240]. Некоторыми учеными при описании крайних примеров сбоев в процессе саморегуляции даже была использована дефиниция «нарушение саморегуляции» [8, 9, 10].

Непосредственно сама теория саморегуляции не исключает существования и потенциального возникновения дисфункций, однако, она обладает только несколькими стратегиями для повышения уровня эффективности саморегуляции. Мало того, данная теория, действующая в рамках саморегуляции для дефиниции принципов поведения, предлагает широкий спектр определённых поведенческих и когнитивных стратегий, созданный для повышения продуктивности саморегуляции.

Согласно теории саморегуляции, при столкновении с проблемами различной этиологии в процессе решения задач, индивид, уверенный в собственных силах, гораздо чаще склонен проявлять настойчивость, в отличие от неуверенного в себе человека, поэтому последний ищет альтернативные варианты или, чаще, отказывается от намеченной цели [11, 12]. Соответственно, в роли ключевого компонента теории саморегуляции выступает концепция уверенности, сформированная на основании ожидаемого результата. Не менее важным компонентом является отказ от достижения нереальной цели, однако, порой такого плана цель могут путать с реализуемой, что ведет к ошибочному и / или преждевременному отказу от последней [12]. При этом в данном контексте стратегии самолидерства способны повышать эффективность саморегуляции. Например, самонаблюдение ведёт к усилению самосознания и увеличению самофокусировки (self-focus).

Согласно научным данным, увеличение самофокусировки содействует увеличению концентрации внимания к цели и, соответственно, к её достижению [13]. В исследованиях психологов о целеполагании (ещё одной из стратегий самолидерства) продемонстрировано, что чем достижение цели труднее и конкретнее, тем производительность человека выше, в отличие от реализации лёгких и расплывчатых перспектив. Соответственно, сознательный процесс целеполагания, с точки зрения увеличения прилагаемых усилий и результатов собственной деятельности, помогает индивиду повышать эффективность саморегуляции. А такие стратегии, как самопоощрение и самонаказание, имеют также тенденции к повышению эффективности саморегуляции. При этом значимость цели определяется её реальностью и достижимостью [12]. Создавая дополнительные условия для самопоощрения, индивид способствует увеличению ценности достижения цели, что ведёт к росту прилагаемых усилий и настойчивости к её реализации.

Далее следует рассмотреть принципы стратегий естественного вознаграждения, которые делают процесс саморегуляции в отношении личных дел более эффективным [14]. Фокусирование на положительных компонентах задачи или увеличение естественного вознаграждения помогают сокращать разницу между внешними (или навязанными) и личными целями, делая, при этом, непосредственно сам процесс достижения цели более

приятным и, соответственно, желаемым. Подобного типа интернализация целей ведёт к совершенствованию процесса саморегуляции.

На процессы саморегуляции оказывают положительное воздействие стратегии конструктивного мышления, а именно, стратегии совершенствования системы убеждений и ментальных (мыслительных) образов, а также диалоги с самим собой. Следует напомнить, что ключевой компонент саморегуляции - концентрация уверенности, которая активизируется при ожидании успеха или неудачи. Если уверенность неоправданно занижена, индивиду свойственно прекращать все усилия, ориентированные на решение поставленной задачи. Такая стратегия поведения часто связана с неспособностью грамотно оценивать текущие ситуации и формировать адекватные о них представления и ожидания.

При столкновении с трудностями, индивидам свойственно обращаться к привычным моделям поведения [12], что фигурирует в научных трудах психологов как феномен «остаточного смысла» [там же] и «привычные способы мышления», либо «шаблоны мышления» [15, 16, 17]. Когда данная стратегия обрамляется в форму сомнений или индивид мысленно настроен достаточно пессимистично, человек часто сдаётся при возникновении первых признаков неудачи, но если он сознаёт, что возникшие трудности он сможет преодолеть [12, 15, 16, 17], тогда определенные стратегии конструктивного мышления (диалог с самим собой и стратегия использования ментальных (мыслительных) образов успешных результатов деятельности) станут содействовать увеличению настойчивости человека в мыслительных процессах и поведенческих формах на фоне объективных вызовов и трудностей [15, 16, 17].

Что характерно, в теории саморегуляции стандарты и нормы достаточно автономны и мало существует исследований о том, каким образом они устанавливаются. Помогая индивиду установить релевантные стандарты для его деятельности и ими управлять, стратегии самолидерства увеличивают эффективность саморегуляции и степень внутреннего самовлияния.

Говоря о самоконтроле, следует дифференцировать несколько стратегий, изначально используемых в клинической практике при помощи пациентам в борьбе с зависимостью или с самодеструктивным поведением, связанным со здоровьем. В данные стратегии включены: самонаблюдение, постановка целей, стратегии контроля, самоподкрепление, самонаказание и репетиция [18]. Позже зарубежные клиницисты адаптировали вышеперечисленные стратегии под организационные условия и переименовали в стратегию «самоуправления» [3, 4]. Затем данные стратегии самоконтроля и самоуправления преобразовались в фундамент поведенческих стратегий самолидерства [1, 19].

Самоуправление включает в себя спектр стратегий, которые призваны помогать индивиду управлять собственным поведением таким образом, чтобы оно не претило внешне установленным нормам и стандартам. Тем не менее, концепт самоуправления не ориентирован на рассмотрение самих стандартов и их оценку, т.е. не объясняет, что именно необходимо сделать и почему следует поступать таким образом [1, 19].

Самолидерство - это всеобъемлющая теория самовоздействия, в отличие от теорий самоконтроля и самоуправления [1]. Феномен самолидерства объединил в себе поведенческие стратегии, предлагаемые самоуправлением и самоконтролем, со стратегиями когнитивными, которые опираются на дефиниции внутренней самомотивации и стратегии конструктивного мышления. Самолидерство рассматривает согласованность поведения и установленных норм и стандартов, а также оценивает уместность данных норм и стандартов с учётом их целей [там же].

Согласно проведенным исследованиям Ч. Манца о самолидерстве, процесс управления поведением реализовывается с учётом внутренних стандартов конкретного человека, в том числе, опираясь на нормы и стандарты высшего порядка, но не на внешне установленные стандарты [там же]. Например, самолидерство позволяет не просто сосредоточиться на достижении конкретной цели, а помогает человеку оценить, аргументировать и определить релевантность цели в более широком контексте за пределами обусловленной ситуации. Концентрируя внимание на мотиваторах и используя когнитивные и поведенческие стратегии, самолидерство помогает достичь более высокого уровня самовлияния, в отличие от самоуправления.

Выводы: результаты деятельности индивида успешно достигаются посредством стратегий самолидерства, дополняющих принципы самоуправления когнитивно-ориентированными стратегиями. Таким образом, самолидерство включает в себя концепцию саморегуляции [11], самоконтроля и самоуправления [4], однако, оно выходит за рамки обозначенных принципов и включает в себя независимые стандарты (больше, чем просто внешние требования), а также уникальный перечень самомотивационных техник (стратегий) путем рассмотрения вышестоящих стандартов, а именно, причин конкретного поведения.

Список использованной литературы

1. Manz, C.C. (1986) Self-Leadership: Towardan Expanded Theory of Self-Influence Processes in Organizations / С.С. Manz // The Academy of Management Review. - Vol.1(3). - Pp. 585 -600.

2. Houghton, J. (2000) The Relationship between Self-Leadership and Personality: A Comparison of Hierarchical Factor Structures / J. Hourghton // Dissertation submitted to the Faculty of Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Management. - 77 p.

3. Andrasik, F. (1982j Self-Management Procedures / F. Andrasik, J.S. Heimberg. In L.W. Frederikson (Ed.). Handbook of Organizational Behavior Managemen. - New York, NY: Wiley. - Pp. 219 - 247.

4. Manz, C.C. (1980) Self-Management as a Substitute for Leadership: A Social Learning Oerspective / C.C. Manz, H.P. Sims // Academy of Management Review. - Vol. 5. - Pp. 361 -367.

5. Hardy, K. (2004) Self-Leadership as a Tool in Management Succession Planning / K. Hardy // Public Manager. - Vol.33. - Pp. 41 - 44.

6. Neck, C.P. (2006) Two Decades of Self-Leadership Theory and Research: Past Developments, Present Trends, and Future Possibilities / C.P. Neck, J.D. Houghton // Journal of Managerial Psychology. - Vol.21. - Pp. 270 - 295.

7. Latham, G.P. (1991), Self-Regulation Through Goal Setting / G.P. Latham, E.A. Locke // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - Vol. 50. - Pp. 212 - 47.

8. Baumeister, R.F. (1996) Self-Regulation Failure: An Overview / R.F. Baumeister, T.F. Heatherton // Psychological Inquiry. - Vol. 7. - Pp. 1 - 15.

9. Baumeister, R.F. (1994), Losing Control: Why People Fail at Self-Regulation / R.F. Baumeister, T.F. Heatherton, D.M. Tice // Academic Press, San Diego, CA.

10. Kirschenbaum, D.S. (1987) Self-Regulatory Failure: A Review with Clinical Implications / D.S. Kirschenbaum // Clinical Psychology Review. - Vol. 7. - Pp. 77 - 104.

11. Carver, C.S. (1981) Attention and Self-Regulation: A Control Theory Approach to Human Behavior / C.S. Carver, M.F. Scheier // New York, NY: Springer-Verlag. - 403 p.

12. Carver, C.S. (1998) On the Self-Regulation of Behavior / C.S. Carver, M.F. Scheier // Cambridge University Press, New York, NY.

13. Wicklund, R.A. (1971) Opinion Change and Performance Facilitation as a Result of Objective Self-Awareness / R.A. Wicklund, S. Duval // Journal of Experimental Social Psychology. - Vol. 7. - Pp. 319 - 42.

14. Deci, E. (1985) The Support of Autonomy and Control of Behavior / E. Deci, R. Ryan // Journal of Personality and Social Psychology. - Vol. 53. - Pp. 1024 - 37.

15. Manz, C.C. (1991) Inner Leadership: Creating Productive Thought Patterns / C.C. Manz, C P. Neck // The Executive. - Vol. 5. - Pp. 87 - 95.

16. Neck, C.P. (1992) Thought Self-Leadership: The Influence of Self-Talk and Mental Imagery on Performance / C.P. Neck, C.C. Manz // Journal of Organizational Behavior. - Vol.13(7). - Pp. 681 - 699.

17. Neck, C.P. (1996) Thought Self-Leadership: The Impact of Mental Strategies Training on Employee Cognition, Behavior and Effect / C.P. Neck, C.C. Manz // Journal of Organizational Behavior. - Vol.17(5). - Pp. 445 - 467.

18. Mahoney, M.J. (1979) Self-Management: Theory, Research, and Application / M.J. Mahoney, D.B. Arnkoff. In J.P. Brady, D. Pomerleau (Eds). - Behavioral Medicine: Theory and Practice. Baltimore, MD: Williams and Williams. - Pp. 75 - 96.

19. Manz, C.C. (1999) Mastering Self-Leadership: Empowering Yourself for Personal Excellence (SecondEdition) / C.C. Manz, C.P. Neck // Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall. - 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.