НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ SCIENTIFIC CONFERENCE
Определение, сущность и структура самолидерства Definition, nature and structure of solidarista
УДК 159.9
Ким Э Сун,
соискатель на степень кандидата психологических наук, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Kim E Sun,
Applicant for the Candidate of Psychological Sciences, Khabarovsk, Pacific National University (PNU)
Аннотация: В данной статье раскрывается понятие, сущность и структура процесса самолидерства. Под самолидерством понимается процесс влияния на самого себя с целью самонаправления и самомотивации, необходимых для достижения успеха в любой деятельности. Основное внимание в статье уделяется стратегиям самолидерства, которые и образуют структуру процесса самолидерства, а именно поведенческие стратегии, стратегии естественного вознаграждения и стратегии конструктивного мышления. Данные стратегии представляют практический набор самомотивационных техник, которые позволяют достигать как личных, так и профессиональных результатов.
Summary: This article features the concept, essence and structure of the self-leadership process. Self-leadership is the process of influencing oneself with the goal of self-direction and self-motivation, necessary to achieve success in any activity. This article is focused on self-leadership strategies, which form the structure of the self-leadership process, namely behavior-focused strategies, natural reward strategies, constructive thought pattern strategies. These strategies represent a practical set of self-motivating techniques that allows individuals to achieve both personal and professional goals.
Ключевые слова: самолидерство, стратегии самолидерства, поведенческие стратегии, стратегии естественного вознаграждения, стратегии конструктивного мышления, самонаблюдение, целеполагание, самопоощрение, самонаказание, самостимулирование.
Keywords: self-leadership, self-leadership strategies, behavior-focused strategies, natural reward strategies, constructive thought pattern strategies, self-observation, self-goal setting, self-reward, self-punishment, self-cueing.
Введение. В последнее десятилетие в науке о психологии учёные уделяют внимание изучению такой дефиниции, как «самолидерство» (с англ. self-leadership) - процессу, позволяющему индивиду действовать более эффективно и максимально успешно справляться с поставленными задачами.
Методы проведения исследования - теоретический.
Ход исследования
Дефиниция «самолидерство» или «self-лидерство» была впервые введена в научный оборот в 1986 г Ч. Манцом. Данный процесс был определён исследователем как психологическая установка, с помощью которой индивид оказывает на себя влияние, чтобы достичь самонаправленности и самомотивации, требуемых для выполнения определённых задач [1, 2, 3].
Согласно исследованиям Ч. Манца, корни понятия «самолидерство» проистекают из теории социального научения американского и канадского психолога А. Бандуры. Исходя из теории учёного, фундамент самолидерства индивидуумов опирается на такие качества, как представление, саморегуляция, оценка извне, при этом индивид использует собственное воображение и опыт, а также опыт других людей, учится самосовершенствоваться посредством идей символических процессов как катализаторов описываемого процесса [4].
Со временем данная теория была усовершенствована А. Бандурой до социально-когнитивной, которая, благодаря своему новому подходу, стала основой учения о самолидерстве, дифференцирующая такие способности индивида, как саморегуляция, самонаблюдение, рефлексия и адаптация как разные механизмы. Данные аспекты помогли расширить представление о том, каким образом на поведение индивида воздействуют такие факторы, как черты характера, потребности, стремления, импульсы, инстинкты, генетика и ситуации, соответственно, поведение индивида объясняется посредством взаимодействия трех факторов: поведения, познания и внешних факторов [5].
В процессе опытно-экспериментальной деятельности, «самолидерство» определили, как процесс совершенствования критериев и показателей эффективности физической,
спортивной и образовательной деятельностей [6]. Также исследования позволили выявить положительную динамику в статистических показателях, характерных для трудовой занятости, самоэффективности и самоудовлетворённости [7, 8].
Стоит сделать акцент на отличиях понятий «самолидерство» и «лидерство», а именно, при самолидерстве человек фокусируется на влиянии на собственные психические процессы (внутреннее лидерство), а в лидерстве индивид больше сосредоточен на внешнем влиянии на других людей.
Исходя из учений о самолидерстве, данное качество состоит из поведенческих стратегий, стратегий конструктивного мышления и стратегий естественного вознаграждения, активизирующих силы, целеустановку, смысл и усилия (проявление волевых качеств) для эффективного осуществления поставленных задач [9, 3, 10].
Поведенческие стратегии
Говоря о поведенческих стратегиях, следует отметить, что они способствуют повышению уровня знаний индивида о самом себе благодаря процессам оценивания, регуляции и обратной связи. В научных трудах Ч. Манца описаны способы модификации поведения, при условии, что человек владеет информацией о самом себе, т.е. обладает «самознанием». При помощи наблюдений за своим поведением индивид может понять причины, определяющие его конкретные действия, это помогает ему оказывать на себя влияние и корректировать, при необходимости, свои привычные модели поведения. Учёными дифференцировано всего шесть стратегий: «самонаблюдение», «самоцелеполагание», «самовознаграждение», «самонаказание», «самостимулирование» и «практика».
Самонаблюдение
Целями самонаблюдения считается определение паттернов поведения и оценка его конструктивных видов, которые целесообразно продолжать, а также деструктивных видов поведения, подлежащих исключению. Самонаблюдение позволяет повысить силу и автономность индивида благодаря обратной связи, причём внутренней, а не внешней.
Таким образом, под самонаблюдением следует понимать самостоятельное наблюдение индивида за своими чувствами, мыслями и поведением. Обозначенная стратегия помогает определять, когда, почему и при каких условиях индивид стремится к конкретному поведению.
Целеполагание
Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели фокусируются на личных и профессиональных стратегиях целеполагания. По данным учёных, постановка трудных и
конкретных целей повышает уровень релевантной деятельности / производительности. Говоря о самолидерстве, стоит отметить, что в рамках целеполагания, данное качество ориентируется на цели, сформированные с опорой на собственные желания и стандарты индивида, а не на навязанные ему другими лицами.
Ч. Манц делает также акцент на том, что обозначенная стратегия задаёт самолидерству направленность. Желания индивида тесно коррелируют с его поведением. Под целеполаганием подразумевается стратегия для выбора и коррекции направлений, мотиваций и ответственности. При этом очень важен не сам масштаб цели, а вера в ее достижение, что способствует эффективному формированию чувства уверенности в собственные силы и воли к победе.
Сама целеустановка еще не предполагает, что требуется решение поставленной задачи строго в одиночку. Однако самолидерство является личной инициативой к достижению цели.
Самопоощрение
Интеллектуальные и физические стимулы - самопоощрение - мотивируют индивида достигать цели. Ярким примером тому служат похвала и одобрение (психологический стимул) либо отпуск или удовлетворение гастрономических предпочтений (физический стимул). В роли «антагониста» самопоощрения выступает самонаказание. Оба стимула -это ответные реакции на результат достижения или недостижения цели.
Самонаказание
Под самонаказанием следует понимать самокритику или негативную реакцию на неблагоприятный исход дела. Индивид использует самонаказание в качестве формы саморегуляции, наподобие принципа самовознаграждения, но в роли негативного, а не позитивного фактора. Тем не менее, злоупотребление стратегиями самонаказания часто ведёт к деструктивизации креативности, творчества и мотивации. Исходя из теории о самолидерстве, целью данной стратегии является подчёркивание вины или паттернов критического мышления, а также ликвидация паттернов неадекватного и нерелевантного мышлений.
Самостимулирование
Под самостимулированием ученые подразумевают установленные индивидом ориентиры-напоминания, мотивирующие его к достижению целей / решению задач, которые формируются, опираясь на личностные особенности человека. Ассоциативные ориентиры стимулируют и мотивируют к конструктивным и положительным действиям. Данная теория опирается на принципы социально-когнитивного учения. Усилению
позитивного поведения эффективно содействуют стимулы окружающей среды (переорганизация деятельности или преобразование физического окружения). Стратегии стимулирования позволяют усилить позитивное поведение посредством исключения негативных факторов и увеличения положительных мотиваторов.
Практика
Практика представляет из себя репетицию определенных действий, которые, по мнению индивида, позволят ему достичь успеха. Примером практики является репетиция музыканта или итоговая тренировка спортсмена. Данный вид деятельности позволяет выявлять и корректировать текущие трудности и помехи до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута. Например, балерина будет отрабатывать всю постановку до тех пор, пока каждый элемент ее танца не станет, по мнению руководителя и артистки, идеальным.
Стратегии конструктивного мышления
Опираясь на учения Ч. Манца, стратегии конструктивного мышления тесно коррелируют с трансформирующимися моделями поведения. В теории канадского психолога упоминается четыре стратегии конструктивного мышления: совершенствование системы убеждений, использование ментальных (мыслительных) образов успеха в определенной деятельности, самоанализ и использование оптимальных сценариев.
Техника совершенствования системы убеждений
В деятельности индивида могут присутствовать как мобилизующие, так и демобилизующие убеждения. Поэтому целесообразно изначально дифференцировать задачи, влияющие на действия и чувства. Далее предлагается проводить анализ, насколько убеждения точны и соответствуют действительности. В-третьих, следует определить, каким образом убеждения оказывают влияние на действия и чувства конкретного человека (позитивное или негативное влияние). В-четвертых, вычленить и исключить ложные убеждения. В конце - выявить более позитивные функциональные убеждения для замены ложных [3].
Первые три этапа реализовываются посредством диагностических методик, а два последних - рефлексии и анализа.
Использование ментальных образов успешных результатов работы
Используя ментальные (мыслительные) образы успеха в определенной деятельности, можно моделировать и гипотетически испытывать поведенческие формы до фактического исполнения [11, 6]. Данная техника также называется мнимой практикой и скрытой репетицией [12], символической репетицией и интеллектуальной практикой [13, 14]. Как правило, ментальные (мыслительные) образы определяют, как символическую, скрытую,
умственную репетицию опыта, либо задачу вне фактической, явной физической мышечной активности [14]. Индивиды, заранее визуализирующие успех выполнения задачи или достижение определённой цели, гораздо чаще добиваются успеха, когда действуют в реальной ситуации [3]. Используя данную стратегию, человек способен при визуализации образов на физическом уровне запомнить процессы, функционирующие в организме, которые в момент реализации плана действий, позволяют выполнить поставленную задачу.
Диалог с самим собой
Индивид мыслительно беседует сам с собой, тайно от других людей [6]. Подобного типа диалоги скрыты от посторонних, они позволяют мысленно оценивать, инструктировать и реагировать на свои действия [11, 6]. Эффективные стратегии самостоятельных разговоров самим с собой помогают избегать отрицательного влияния негативного и пессимистичного настроев и одновременно стремиться к оптимистическим диалогам с самим собой [15]. При замене деструктивных и дисфункциональных шаблонов самопознаний более конструктивными внутренними диалогами производительность повышается [3].
Использование улучшенных сценариев
Использование психологических сценариев подразумевает применение конкретных паттернов поведения, свойственных для определённых ситуаций [6]. Одних мыслительных операций может быть недостаточно для коррекции устоявшихся моделей поведения, влияющих на результаты деятельности - может потребоваться оценка и коррекция широкого спектра паттернов поведения, чтобы улучшить производительность [6].
Стратегии естественного вознаграждения
Целеполаганием данной стратегии является усиление естественных вознаграждений для более приятного выполнения той или иной задачи. Описываемая стратегия опирается на положительные компоненты задания или деятельности. Естественное и внутреннее вознаграждения присутствуют, если стимулы априори встроены в само задание [3]. А именно, человек внутренне мотивирует и вознаграждает себя в процессе достижения установленной цели ради неё самой. Соответственно, удовлетворённость процессом собственной деятельности способствует формированию чувств повышенной компетентности, самоконтроля и целеполагания [1, 3].
Стратегия естественного вознаграждения включает в себя деятельность, приносящую удовлетворение от самих действий и операций, усилия по внедрению более приятных элементов, способствующих реализации данной деятельности - ценным становится не только успех в реализации поставленной задачи, но и сам процесс, ориентированный на
выполнение данной задачи - сам путь к успеху [16]. При этом индивид способен изменять собственное восприятие его деятельности, сконцентрировавшись на неотъемлемых элементах задачи [3]. Данные стратегии позволяют повысишь уровень конструктивной производительности, проходящей сквозь призму удовлетворения от процесса самой деятельности.
Самой важной гипотезой Ч. Манца о повышении эффективности и продуктивности индивида является «не избегание или игнорирование трудностей и неприятных аспектов в работе, а их более конструктивный анализ» [1].
Выводы: самолидерство чётко структурировано и включает в себя три главных компонента (стратегии): «поведенческие стратегии», «стратегии естественного вознаграждения» и «стратегии конструктивного мышления» - каждая стратегия самолидерства ориентирована на то, чтобы сделать поведение индивида наиболее эффективным, что позволит ему наиболее удобным и рациональным способом достичь установленных целей и скорректировать сопровождающие их трудности.
Список использованной литературы
1. Manz, C.C. (1986) Self-Leadership: Toward an expanded theory of self-influence processes in organizations / С.С. Manz // The Academy of Management Review. - Vol.1(3). - Pp. 585 -600.
2. Manz, C.C. (1983) The Art of Self-Leadership: Strategies for Personal Effectiveness in Your Life and Work / С.С. Manz // Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc. - 115 p.
3. Manz, C.C. (1999) Mastering Self-Leadership: Empowering Yourself for Personal Excellence (SecondEdition) / С.С. Manz, C P. Neck // Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall. - 176 p.
4. Bandura, A. (1991) Social Cognitive Theory of Self-Regulation // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - Vol. 50. - Pp. 248 - 287.
5. Bandura, A. (1986) Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory / A. Bandura // NJ: Prentice-Hall, Englewood Cliffs. - 617 p.
6. Neck, C.P. (1992) Thought Self-Leadership: The Influence of Self-Talk and Mental Imagery on Performance / C.P. Neck, C.C. Manz // Journal of Organizational Behavior. - Vol.13(7). - Pp. 681 - 699.
7. Neck, C.P. (1996) Thought Self-Leadership: The Impact of Mental Strategies Training on Employee Cognition, Behavior and Effect / C.P. Neck, C.C. Manz // Journal of Organizational Behavior. - Vol.17(5). - Pp. 445 - 467.
8. Stewart, G.L. (1996) The Joint Effects of Conscientiousness and Selfleadership Training on Employee Self-Directed Behavior in a Service Setting / G.L. Stewart, K.P. Carson, R.L. Cardy // Personnel Psychology. - Vol. 49. - Pp. 143 - 164.
9. Anderson, J.S. (1997) The Self-Leadership Questionnaire: Preliminary Assessment of Construct Validity / J.S. Anderson, G.E. Prussia // The Journal of Leadership Studies. - Vol. 4. -Pp. 119 - 143.
10. Prussia, G.E. (1998). Self-Leadership and Performance Outcomes: The Mediating Influence of Self-Efficacy / G.E. Prussia, J.S. Anderson, C.C. Manz // Journal of Organizational Behavior. -Vol. 19. - Pp. 523 - 538.
11. Manz, C.C. (1991) Inner Leadership: Creating Productive Thought Patterns / C.C. Manz, C P. Neck // The Executive. - Vol. 5. - Pp. 87 - 95.
12. Corbin, C.B. (1967) Effects of Mental Practice on Skill Development After Controlled Practice / C.B. Corbin // Research Quarterly. - Vol. 38. - Pp. 534 - 538.
13. Corbin, C.B. (1972) Mental Practice / C.B. Corbin. In W.P. Morgan (Ed.). // Ergogenic aids and muscular performance. - San Diego, CA: Academic Press. - Pp. 93 - 118.
14. Richardson, A. (1976) Mental practice : A Review and Discussion / A. Richardson // Part 1. Research Quarterly. - № 38. - Pp. 95 - 107.
15. Seligman, M.E.P. (1986) Explanatory Style as a Predictor of Productivity and Quitting Among Life Insurance Agents / M.E.P. Seligman, P. Schulman // Journal of Personality and social psychology. - Vol. 50(4). - Pp. 832 - 838.
16. Manz, C.C. (1989) Superleadership: Leading Others to Lead Themselves / C.C. Manz, HP. Sims // Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. - 256 p.