Научная статья на тему 'Анализ особенностей соотношения самолидерства и психологических защит'

Анализ особенностей соотношения самолидерства и психологических защит Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ К САМОЛИДЕРСТВУ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким Э. Сун

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся психологических защит и способность человека к самолидерству. Самолидерство это индивидуальный процесс самовлияния, когда человек использует стратегии для усиления своего самознания, внутренней мотивации, а затем развивает паттерны позитивного мышления. Однако восприятие личностью окружающей действительности очень часто искажается действием регуляторных механизмов (психологические защиты и копинг-стратегии), защитной функцией. В связи с этим была поставлена задача об исследовании особенностей влияния механизмов психологических защит на способность к самолидерству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей соотношения самолидерства и психологических защит»

Анализ особенностей соотношения самолидерства и психологических защит

Ким Э Сун

Ким Э Сун / Kim Je Sun - аспирант, кафедра психологии,

Дальневосточный университет путей сообщения, г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся психологических защит и способность человека к самолидерству. Самолидерство - это индивидуальный процесс самовлияния, когда человек использует стратегии для усиления своего самознания, внутренней мотивации, а затем развивает паттерны позитивного мышления. Однако восприятие личностью окружающей действительности очень часто искажается действием регуляторных механизмов (психологические защиты и копинг-стратегии), защитной функцией. В связи с этим была поставлена задача об исследовании особенностей влияния механизмов психологических защит на способность к самолидерству.

Ключевые слова: способность к самолидерству, психологические защиты

Введение. В течение всей жизни практически все люди сталкиваются с ситуациями, которые субъективно переживаются ими как трудные и нарушающие привычный ход жизни [ 5]. Переживание таких ситуаций в большинстве случаев меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. В этом случае, изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу механизмов психологических защит или копинг-механизмов, которые являются индивидуальным способом взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [3].

Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности [4]. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Психологическое преодоление является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов -личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того же человека в разные периоды времени событие может оказывать различное по степени травматичности воздействие.

В психологии совладающего поведения наиболее важное значение в последнее время приобретает проблема изучения ресурсов личности, которые позволяют ей осознанно и целенаправленно совладать, действовать, прогнозировать жизненные события и результаты своих поступков. С точки зрения С. Хобфола, автора теории сохранения ресурсов, люди постоянно стараются сохранить, защитить и пополнить копинг-ресурсы, к тому же он рассматривает копинг-ресурсы через поведенческую активность, ресурсы-состояния, личностные характеристики и энергетические показатели [6].

Стрессовые ситуации поддаются управлению, и их неблагоприятное влияние на здоровье может быть нивелировано за счет внутренних и внешних по отношению к личности ресурсов [1]. К копинг-ресурсам относятся характеристики личности и социальной среды, которые повышают стрессоустойчивость человека - все то, что индивид привлекает для того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию.

Что касается способности к самолидерству, то основной ее целью является «процесс влияния и управления собой, посредством целенаправленного контроля, чьих либо мыслей» [7]. Используются такие познавательные стратегии, как разговор с собой, мысленные образы, усваиваемые убеждения, которые создают привычные конструктивные способы размышления [8]. Эти стратегии влияют на познавательные процессы, эффективную работу и поведение [9]. В связи с тем, что в процессе такого самовлияния на самого себя, личность может сталкиваться с определенными ситуациями, которые могут быть восприняты как кризисные, неадаптивные способы совладания могут тормозить процесс самолидерства. Таким образом, целью данного исследования было выявить возможное влияние используемых психологических защит на способность к самолидерству.

Используемые методики. Способность к самолидерству изучали с помощью адаптированного опросника по самолидерству (RSLQ), который состоит из 33 пунктов, изучающих поведенчески ориентированную стратегию, стратегию вознаграждения и стратегию конструктивного мышления. Стратегии самолидерства оценивали с помощью 5-балльной шкалы Лайкерта с градацией: 1 - совсем не верно; 2 - отчасти верно; 3 - немного верно; 4 - достаточно верно; 5 - совершенно верно.

Пункты адаптированного и модифицированного опросника группируются в 9 шкал. Поведенчески ориентированное самолидерство оценивается с помощью пяти шкал: целеполагание (5 вопросов), самопоощрение (3 вопроса), самонаказание (4 вопроса), самонаблюдение (4 вопроса) и самоконтроль (2

вопроса). Фокусировка мыслей на вознаграждении измеряется с помощью одной шкалы, состоящей из 3-х вопросов. Конструктивное мышление оценивается с помощью 3-х шкал: визуализация успешного выполнения (5 вопросов), диалог с самим собой (3 вопроса) и самооценка (4 вопроса). Усредненные показатели по всем шкалам опросника составляют общий показатель самолидерства.

Для исследования особенностей психологических защит был использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации НИПНИ им. Бехетерева [2], который состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблем, положительная переоценка. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

В исследовании приняли участие 100 добровольцев в возрасте 17-65 лет (50 мужчин и 50 женщин) г. Хабаровска и г. Петропавловск-Камчатского.

Статистический анализ результатов осуществлен с помощью программы IBM SPSS Statistics 22.0. В ходе статистической обработки данных был использован множественный регрессионный анализ (выявление влияния психологических защит на способность к самолидерству).

Результаты. В данном исследовании механизмы психологических защит были рассмотрены с точки зрения адаптивности поведения. Защитные механизмы являются адаптивными, если используются личностью в пределах средневыраженных групповых значений, к которым данная личность и относится.

Среднегрупповые значения профилей психологических защит у мужчин и женщин показали, что у мужчин самыми выраженными стратегиями являются самоконтроль (12±2,6) и положительная переоценка (12,6±2,1), а у женщин - самоконтроль (13,6±2,9), планирование решения проблемы (12,3±3,4) и положительная переоценка (13,6±3,1). Однако наиболее выраженные копинг-стратегии, как у мужчин, так и у женщин, в большей степени считаются адаптивными стратегиями, так как они включают принятие реальности, а не отрицание ее, и поэтому решение проблемы происходит при помощи поиска информации, совета или обратной связи от других и приступают к решению проблемы.

Что касается среднегрупповых оценок способности к самолидерству, то анализ показал, что профили способности к самолидерству у мужчин и женщин практически совпадают, при этом у женщин по самонаказанию (16±2,35) и диалогу с самим собой (10,5±3,9) показатели несколько выше, по сравнению с мужчинами, у которых более выражено целеполагание (20±1,2).

Для выявления влияния механизмов психологических защит на способность к самолидерству был проведен множественный регрессионный анализ. Для зависимых переменных (целеполагание, самопоощрение, самонаказание, самонаблюдение, самоконтроль, фокусировка мыслей, визуализация успешного выполнения, диалог с самим собой, самооценка и общий уровень самолидерства) изучался вклад независимых переменных, которые включают в себя конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы и положительная переоценка. Множественный регрессионный анализ был реализован с помощью прямого пошагового метода.

В ходе множественного регрессионного анализа было выявлено, что только на 8 из 10 исследуемых шкал самолидерства оказывают влияние механизмы психологических защит.

Так, на целеполагание оказывают значимое влияние конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль и поиск социальной поддержки (F=4,61 при р=0,0001), причем данная модель психологических защит детерминирует целеполагание на 30 %. Анализ P-коэффициентов показал, что при повышении напряжения, но в пределах средневыраженных значений, таких копингов, как конфронтационный (Р=0,21), дистанцирование (Р=0,31), поиск социальной поддержки (Р=0,2), и снижение напряженности самоконтроля (Р=-0,27), тем выше будет склонность к целеполаганию.

На самопоощрение оказывают значимое влияние поиск социальной поддержки, принятие ответственности и планирование решения проблемы (F=3,5 при р=0,001), причем данная модель психологических защит детерминирует склонность к самопоощрению на 24 %. Полученные P-коэффициенты указывают на то, что при повышении напряжения защитных механизмов по типу поиска социальной поддержки (Р=0,29), принятия ответственности (Р=0,31) и планирования решения проблемы (Р=0,23) - выше будет склонность к самопоощрению.

На способность к самонаказанию оказывает значимое влияние дистанцирование (F=4,82 при р<0,0001), причем данная психологическая защита детерминирует склонность к самонаказанию на 24 %. Анализ Р-коэффициента показал, что при снижении напряжения защитных механизмов по типу дистанцирования (Р=-0,41) - выше будет склонность к самонаказанию.

На способность к самонаблюдению оказывают значимое влияние самоконтроль и принятие ответственности (F=2,4 при р=0,02), к тому же данная модель психологических защит детерминирует склонность к самонаблюдению только на 18%. Анализ P-коэффициентов показал, что при повышении напряжения защитных механизмов по типу самоконтроля (Р=0,39), а также и при одновременном снижении напряжения принятия ответственности (Р=-0,23), склонность к самонаблюдению будет возрастать.

На фокусировку мыслей оказывают значимое влияние конфронтационный копинг и принятие ответственности (F=2,2 при р=0,03), к тому же выявлено, что данная модель психологических защит детерминирует склонность к фокусировке мыслей всего на 16%. Анализ P-коэффициентов показал, что при

повышении напряжения конфронтационного копинга (Р=0,2) и принятия ответственности (Р=0,23), склонность к фокусировке мыслей будет увеличиваться.

На визуализацию успешного выполнения оказывают значимое влияние принятие ответственности и планирование решения проблемы (F=2,6 при р=0,01), причем данная модель детерминирует склонность к визуализации успешного выполнения только на 18%. Анализ P-коэффициентов показал, что при повышении напряжения защитных механизмов по типу принятия ответственности (Р=0,26) и планирования решения проблемы (Р=0,21), склонность к визуализации успешного выполнения будет возрастать.

На диалог с самим собой оказывают значимое влияние самоконтроль и планирование решения проблемы (F=3,2 при р=0,004), к тому же данная модель психологических защит детерминирует склонность к диалогу с самим собой на 21 %. Анализ P-коэффициентов показал, что при повышении напряжения защитных механизмов по типу самоконтроля (Р=0,28) и одновременном снижении планирования решения проблемы (Р=-0,22), склонность к диалогу с самим собой будет увеличиваться.

На сам показатель способности к самолидерству оказывают влияние самоконтроль, принятие ответственности и планирование решения проблемы (F=10,7 при р<0,0001), при этом данная модель психологических защит детерминирует склонность к самолидерству на 50 %. Анализ Р-коэффициентов показал, что при повышении напряжения защитных механизмов по типу самоконтроля (Р=0,29), принятия ответственности (Р=0,29) и планирования решения проблемы (Р=0,24), склонность к самолидерству будет увеличиваться.

Заключение.

Исходя из полученных результатов, видно, что на определенные показатели, входящие в состав самолидерства, оказывает влияние разный набор психологических защит, в основном адаптивных механизмов. На общую способность к самолидерству оказывает влияние повышение, но все же до средневыраженных значений, таких копингов, как - самоконтроля, принятия ответственности и планирования решения проблемы, т.е., стремление личности к самообладанию, умению снизить влияние эмоций на восприятие сложной ситуации и выбор стратегий поведения, способности признавать свою ответственность за решение подобной проблемной ситуации, а также умение преодолевать проблемы, опираясь на целенаправленный анализ ситуации и возможных вариантов поведения, и способность выработать стратегии разрешения проблемы, будут наблюдаться у личности с достаточно развитой способностью к самолидерству.

Литература

1. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. - 344 с.

2. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов. / Разработчики Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева, Е. А. Трифонова, О. Ю. Щелкова, М. Ю. Новожилова. - СПб.: НИПНИ им. Бехетерева, 2009. - 38 с.

3. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.

4. Туманова Е. Н. Социально-психологическое сопровождение подростков на этапе подготовки к преодолению кризисных ситуаций семейной жизни. // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. - С. 126-136.

5. Фролова С. В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Саратов, 2005. - С. 10-18.

6. Hobfoll S. E. Stress, culture, and community: The psychology and philosophy of stress. - New York: Plenum, 1998. - 620 p.

7. Neck C.P., Ashcraft R.,VanSandt C. Employee self-leadership: Enhancing the effectiveness of nonprofits // International Journal of Organization Theory and Behavior. - 1998. - Vol.1. - P. 521-552.

8. Neck C. P., Houghton J. D. Two decades of self-leadership theory and research: Past developments, present trends, and future possibilities. // Journal of Managerial Psychology. - 2006. - Vol. 21. - P. 270-295.

9. Neck C. P., Manz C. C. Thought self-leadership: The influence of self-talk and mental imagery on performance. // Journal of Organizational Behavior. - 1992. - Vol. 13(7). - P. 681-699.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.