УДК 657
А.А. Мочалина
СРАВНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ УЧЕТА ЗАПАСОВ
В данной статье рассматриваются основные различия применяемого в настоящее время ПБУ 5/01 «Материально-производственные запасы», стандарта, который буден введен в действие в 2019 году ФСБУ «Запасы» и действующего и применяемого во всех экономически развитых странах международного стандарта IAS 2 «Запасы», а также проводится теоретический сравнительный анализ вышеперечисленных стандартов учета МПЗ
Ключевые слова: материально-производственные запасы, российская система бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности, запасы, оценка, себестоимость.
Значимость проблемы развития бухгалтерского учёта и отчётности в согласовании с международными стандартами встает острым вопросом на протяжении многих лет, по этой причине цель данной статьи - произвести теоретический сравнительный анализ ПБУ 5/01 «Учёт материально- производственных запасов» и МСФО 2 «Запасы», а также определить плюсы и минусы от нового, разработанного проекта ФСБУ «Запасы».
Материально-производственные запасы занимают значительную часть оборотных активов предприятия, что существенно отражается на ликвидности организации, ее уровня платежеспособности и деловой активности, что, в свою очередь, влияет на финансовое положение предприятия и его конкурентоспособность. Материальные запасы представляют собой наименее ликвидную статью среди статей оборотных активов. В учете материальные запасы отличаются большой номенклатурой и разнообразием. Это осложняет учет, делает его более громоздким и детализированным, поэтому организация правильного учета материалов на предприятиях в настоящее время является актуальной проблемой, так как они составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции. [2]
Российскую систему бухгалтерского учёта МПЗ регламентируют ряд основных нормативных документов. Документом второго уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета МПЗ является ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», принятое Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н.
Хотя на сегодняшний день и происходит интеграция РСБУ с МСФО, различия имеют место быть. Данный факт связан в первую очередь с тем, что используемая терминология, правила оценки и существующие практики учета по российским и международным стандартам существенно различаются.
Основные отличия бухгалтерского учёта материально-производственных запасов в России от способов учёта при применении МСФО связаны со структурой самих запасов. ПБУ 5/01 не включает в состав материально-производственных запасов незавершенное производство, тогда как МСФО позволяет учитывать НЗП в составе запасов.
В РСБУ материальные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, МСФО в этом вопросе предусматривает два варианта оценки запасов, из которых необходимо выбрать тот, который дает наименьшую величину. Это позволяет не только увеличить выручку, снизив себестоимость, но и лучше осветить состояние дел на предприятии для принятия управленческих решений. [3]
Также существуют различия в области признания актива в качестве запаса. Один из критериев признания актива в качестве запасов в ПБУ 5/01 относит к запасам активы, используемые для управленческих нужд организации.
Если сравнивать один из важнейших пунктов - пункт раскрытия информации о запасах в финансовой отчетности, то можно увидеть примерно одинаковый объем требований. В отчетности согласно обоим
© Мочалина А.А., 2018.
Научный руководитель: Курманова Алия Хамитовна - кандидат экономических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 12-2(87)
стандартам необходимо раскрывать: способы оценки запасов, их балансовую стоимость, последние изменения учетной политики, наличие запасов в залоге, а также информацию о резервах на снижение стоимости материальных ценностей. [1]
Таким образом, можно сделать вывод, что основным отличием учета материально -производственных запасов по РСБУ и МСФО является первоначальное признание МПЗ, поскольку именно этот фактор влияет на конечный финансовый показатель деятельности любого предприятия - выручка.
Поскольку основная цель деятельности российского бизнеса - привлечение инвестиций, необходимо точно и грамотно отражать информацию в отчетности по МСФО. Именно поэтому Российская система бухгалтерского учета требует редакции и формирования обновленной системы учета, которая будет соответствовать сегодняшним требованиям рынка и будет максимально приближена к МСФО.
В настоящее время в условиях рыночной экономики большинство развитых стран обсуждают способы улучшения и предоставления более полезной информации для заинтересованных пользователей. Необходимо обозначить, что главным из шагов интеграции российских стандартов учёта с МСФО является проект ФСБУ «Учёт запасов», разработанный Минфином. Данный проект планируют ввести в действие в 2019 году. Данный стандарт призван сблизить практики российского и международного учета в части учета запасов экономического субъекта.
Для выявления несоответствия и сходства нового положения с МСФО и ПБУ 5/01, необходимо провести сравнения по таким критериям как: момент признания запасов в учете, сфера применения, методы оценки себестоимости, перечень имущества, из чего формируются затраты, которые составляют себестоимость запасов и т.д.
Первое значительное отличие нового проекта «Запасы» от ПБУ 5/01 является включение в материально-производственные запасы незавершенного производства, объектов интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные предприятием для последующей продажи. Данное нововведение максимально адаптировано в соответствии с МСФО и наиболее расширено представлено.
В отношении оценки запасов в ФСБУ «Запасы» никаких изменений не предвидится. Российская система бухгалтерского учета оставляет все также только один способ оценки запасов при их принятии -фактическая себестоимость.
Следующим значительным отличием ФСБУ «Запасы» от ПБУ 5/01 и IAS 2 «Запасы» является состав расходов, не учитываемых в себестоимости запасов. Изначально в МСФО перечень расходов, которые не включаются в себестоимость, был более расширен, нежели в ПБУ 5/01 «Запасы». После введения ФСБУ «Запасы», данный список будет значительно отличаться не только от действующего российского стандарта, но и от международного. Так, помимо того, что новый проект включает в себя список расходов из МСФО, он значительно расширится, пополнив себя следующими дополнительными пунктами:
- затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
- затраты, возникшие из-за обесценения других активов;
- затраты на рекламу и продвижение запасов на рынке;
- на внутренне перемещение запасов вне производственного процесса.
Таким образом, состав расходов, не включаемых в себестоимость запасов, значительно пополнится, потому что в ПБУ 5/01 данный список был достаточно маленьким и включал лишь общехозяйственные и другие аналогичные расходы, которые не связаны с приобретением запасов.
В настоящее время, согласно ПБУ 5/01 «Запасы», последующая переоценка запасов не производится. Обесценение запасов отражается путем создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Согласно ПБУ 5/01 «Запасы», списание начисленного резерва (по мере отпуска относящихся к нему запасов) происходит путем увеличения финансовых результатов. Это в свою очередь может привести к искажению показателей, который находятся в корреспонденции со счетами учета запасов, поскольку списание данных запасов происходит по их фактической себестоимости. Именно поэтому данный подход остается в проигрыше не только по отношению к МСФО, а также и по отношению к ФСБУ, поскольку две последние системы предлагают два варианта оценки запасов по наименьшей из величин: себестоимости и чистой возможной цены продажи (МСФО) или чистой стоимости продажи (ФСБУ).
В ФСБУ «Запасы» наблюдается усовершенствование требований к раскрытию информации, причем требования ФСБУ и МСФО в данном вопросе аналогичны, что говорит о существенном сближении российских и международных стандартов. В частности, в соответствии с требованиями ФСБУ будет широко раскрыта информация, объясняющая причины изменений стоимости запасов организации.
Также в ФСБУ предъявлены требования к раскрытию величины авансов, выданных поставщикам для приобретения запасов, что ранее в отчетности российских организаций не раскрывалось.
Говоря о минусах нового проекта, то можно отметить в нем недостаточно точное раскрытие вопроса о включении в стоимость запасов общехозяйственных расходов. Не совсем понятно, где проходит грань
тех расходов, которые включаются, и которые не участвуют в формировании стоимости запасов. Разработчикам проекта следует более детально изложить взаимосвязь между стоимостью запасов и накладными расходами. В МСФО этот вопрос раскрыт достаточно широко и не требует дополнительных оговорок: в стоимость запасов включаются только накладные общепроизводственные расходы.
В заключение можно отметить, что при сравнении действующего в РФ ПБУ 5/01 и МСФО (IAS) 2 были выявлены различия в объекте, регулируемом стандартами, в оценке и формировании себестоимости запасов при признании. Также различна оценка, в которой запасы находят отражение в бухгалтерском балансе. Кроме того, в МСФО достаточно высоки требования к раскрытию информации в отчетности. Как было выяснено, проект ФСБУ практически сглаживает острые различия в подходах российской и международной практик учета, включает в себя практически все требования высококачественных глобальных стандартов, при этом учитывая особенности ведения российского бухучета. Принятие данного стандарта позволит формировать более достоверную и расширенную информацию о запасах, что, несомненно, скажется на качестве бухгалтерской отчетности российских организаций.
Таким образом, переход к новому проекту ФСБУ «Запасы» предопределит больше точек соприкосновения, чем различий, в российской и международной практике по учёту запасов и отображения их в отчётности.
Библиографический список
1.Щадилова, С. Н. Трансформация российской финансовой отчетности в формат МСФО / С. Н. Щадилова // Аудитор, 2016. - № 2. - С. 55-62
2.Сухарев, И. Как применять обновленные ПБУ - рассказывает Минфин : [интервью с начальником отдела методологии бухучета и отчетности Минфина России Игорем Сухаревым] // Главбух, 2016. - № 13. - С. 10-11.
3.Дружиловская, Э. С. Сложные вопросы оценки запасов / Э. С. Дружиловская // Бухгалтерский учет, 2018. -№ 10. - С. 20-27. - Библиогр.: с. 27
МОЧАЛИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Оренбургский государственный университет, Россия.