Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ КОМПАНИЙ'

СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрыль Н.Д.

Разработка финансовой стратегии в сегодняшних кризисных условиях хозяйствования является весьма актуальной. В данной статье проведен сравнительный анализ из различных форм финансовых стратегий на примере развивающихся предприятий. Выделены положительные, а так же отрицательные стороны различных стратегий. В данной статье были использованы такие подходы научного исследования, как теоретический анализ литературы, сравнительный анализ информации, метод индукции и дедукции, а так же ретроспективный анализ наиболее важных точек зрения российских и зарубежных ученых в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ КОМПАНИЙ»

УДК 336.64

Скрыль Н.Д. студент

4 курс, факультет «Экономики» Новосибирский Университет Экономики и Управления

Россия, г. Новосибирск СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ КОМПАНИЙ

Аннотация. Разработка финансовой стратегии в сегодняшних кризисных условиях хозяйствования является весьма актуальной. В данной статье проведен сравнительный анализ из различных форм финансовых стратегий на примере развивающихся предприятий.

Выделены положительные, а так же отрицательные стороны различных стратегий. В данной статье были использованы такие подходы научного исследования, как теоретический анализ литературы, сравнительный анализ информации, метод индукции и дедукции, а так же ретроспективный анализ наиболее важных точек зрения российских и зарубежных ученых в данной области.

Ключевые слова: Стратегия, финансовая стратегия, экономический рост, финансовое состояние, экономический кризис

Skryl Nadezhda 4th year, Department of Economics The Novosibirsk University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk

Abstract. Developing a financial strategy in the current economic crisis conditions is very important. In this paper, a comparative analysis of different forms of funding strategies by the example of emerging enterprises.

Obtained positive as well as negative aspects of different strategies. This article was used approaches such scientific research as a theoretical analysis of literature, comparative analysis of the information, the method of induction and deduction, as well as a retrospective analysis of the most important points of view of Russian and ^foreign scientists in the_field.

Keywords: strategy, financial strategy, economic growth, financial condition, the economic crisis

В условиях финансово-экономического кризиса в нашей стране остро встает проблема выбора той или иной финансовой стратегии для отечественных компаний, поскольку от этого зависит возможность ими «оставаться на плаву». Главным образом, проблема заключается в том, что один вид финансовой стратегии, подходящий для одной компании может стать губительной для другой.

Актуальность темы с методологической точки зрения заключается в потребности разработки наиболее доступных в применении методов и способов разработки финансовой стратегии.

Актуальность темы с объектной точки зрения выражается в возникновении острой потребности разработки финансовой стратегии, которая бы учитывала не только кризисные явления в экономике, но и внутренние факторы развития компании: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Цель исследования - проведение сравнительного анализа финансовых стратегий.

В данной статье были использованы такие подходы научного исследования, как теоретический анализ литературы, сравнительный анализ информации, метод индукции и дедукции, а так же ретроспективный анализ наиболее важных точек зрения российских и зарубежных ученых в данной области.

Гипотеза исследования - разработка финансовой стратегии должна соответствовать возможностям компании и учитывать сценарии развития экономики на тот срок, на который разрабатывается план.

Стратегическое управление на сегодняшний день выступает одним из важных факторов поддержания конкурентоспособности компании в условиях жесткой конкуренции. Отсутствие стратегического ведения дела не редко приводит к экономическому краху. Основное место в стратегическом управлении отводится разработке финансовой стратегии компании, в целях оптимизации затрат.

Стоит отметить, что на форму и содержание финансовой стратегии значительно влияет масштабность и объем финансовых ресурсов компании.

Компании, которые располагают большим объемом финансовых ресурсов и имеют к ним легкий доступ, могут выбирать различные финансовые стратегии. Такие компании могут себе позволить самые прибыльные проекты, что накладывает большие риски финансовых потерь, но не предполагает банкротство, благодаря высокой степени ликвидности активов.

Что касается небольших компаний, оборотные активы которых в основном финансируются за счет привлеченного капитала, должны ограничиваться финансовыми решениями, которые нацелены на сохранение имущества, но не предполагающие получение высоких финансовых результатов. В эту же структуру стоит отнести развивающиеся компании, поскольку они нуждаются в более гибкой финансовой стратегии с учетом их слабостей и возможностей.

Таким образом, вопрос выбора финансовой стратегии является весьма актуальным, поскольку от него зависит будущее экономическое положение компании и его развитие.

В экономической литературе посвящено множество трудов изучению и раскрытию содержания финансовой стратегии. Все эти научные взгляды можно свести к одному понятию: финансовая стратегия- это совокупность финансовых решений, разработанных с учетом миссии и долгосрочной цели

компании, реализация которой предполагается осуществить путем мобилизации, оптимального распределения и использования финансовых ресурсов компании.

Такие ученые, как А. Н. Жилкина, И. В. Меркулова и И. В. Попова [3; 6; 7], изучили классификацию финансовой стратегии по определенным признакам.

Так, в зависимости от масштаба реализуемых целей компании финансовая стратегия может быть генеральной и оперативной. Генеральная финансовая стратегия разрабатывается, как основной финансовый документ деятельности компании и включает в себя бюджеты всех центров ответственности на финансовый год. Стратегия нацелена на формирование следующих аспектов финансовой деятельности: чистая прибыль, инвестиции, капитал.

В.К. Фальцман, Э.Н. Крылатых утверждают, что оперативная финансовая стратегия отличается от генеральной тем, что разрабатывается в рамках одной цели, которую компания должна достичь за короткий промежуток времени: месяц, квартал, 9 месяцев. Она планирует и прогнозирует такие элементы финансовой деятельности, как валовые доходы и расходы, денежные потоки, расчеты[5; С.193].

А. В. Барчуков указывает на необходимость оперативной финансовой стратегии, что определяется ее гибкостью, что очень важно при неопределенных и неустойчивых условиях рынка[2; С.73]. Оперативная финансовая стратегия может адаптироваться под изменчивые условиях функционирования в то время, как генеральная стратегия не обладает такой способностью из-за своей масштабности.

И. А. Бланк [1; С.237] продолжая исследование генеральной финансовой стратегии выделяет ее следующие подвиды, исходя из условий рынка:

- Стратегия ускоренного роста, для реализации которой компания должна обладать достаточным объемом ликвидных активов. Реализация данной стратегии усложняется при кризисных явлениях в экономике, поскольку требует больших финансовых затрат, несет риски, но предполагает получение больших экономических выгод при успешном исходе.

- Стратегия ограниченного роста является наиболее оптимальной при изменчивых условиях рынка и кризисных явлениях в экономике. Реализация стратегии не требует больших финансовых затрат, несет меньше всего рисков, но и вместе с тем, не предполагает получение высоких финансовых результатов.

- Антикризисная финансовая стратегия выбирается при кризисном состоянии, когда компания не имеет финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности и погашения текущих обязательств. Как правило, данная финансовая стратегия нацелена на вывод компании из тяжелого

финансового положения, она предполагает финансирование путем продажи некоторой части основных средств, сокращения штата сотрудников, оптимизации затрат на производство и т.д.

Сведем виды и формы финансовых стратегий в таблицу 1.

Таблица 1 - Классификация финансовых стратегий

Название Характеристика Предназначе ние Достоинство Недостатки

Генеральная Разрабатывается в виде обширного плана комплексного развития компании на долгосрочный период, как правило, от 5 лет Для всех форм и видов хозяйствующих субъектов Рассматривает все аспекты хозяйственной жизни, позволяет определить финансовое к положение в будущем Не учитывает изменения рынка в краткосрочном периоде, необходимо орректировать в течение всего срока действия плана

Оперативная Разрабатывается на краткосрочный период, как правило, для реализации конкретных проектов Для всех форм и видов хозяйствующих субъектов Гибкость, адаптивность к быстроменяющимся условиям рынка, высокий уровень точности прогнозов Краткосрочность

Долгосрочная Разрабатывается на 1олгий срок в зависимости от планов компании Для всех форм и видов хозяйствующих субъектов Возможность прогноза финансового положения компании через определенный промежуток времени Отсутствие гибкости к быстроменяющимся условиям рынка

Краткосрочная Разрабатывается на короткий срок в зависимости от планов компании Для всех форм и видов хозяйствующих субъектов Гибкость, адаптивность Не учитывает долгосрочные планы компании

Ускоренного роста Разрабатывается в целях расширения деятельности компании и максимизации прибыли Дл крупных предприятий с большим капиталом Высокие финансовые результаты Высокие финансовые риски

Ограниченного роста Разрабатывается для того, что «оставаться на плаву любой ценой». Для средних и малых предприятий с ограниченным капиталом Ограниченный финансовый результат Небольшие риски

Антикризисная Применяется при ограниченности ресурсах чтобы пережить трудные времена Для всех типов предприятий в условиях кризиса Ограниченный финансовый результат Высоки финансовые риски

Стоит отметить, что при выборе финансовой стратегии компания должна исходить из следующих факторов:

- текущее финансовое состояние;

- условия рынка: спрос на продукцию, товары, услуги;

- экономическое положение в стране и мире;

- конкурентная среда.

Эти факторы устанавливаются путем проведения комплексного анализа деятельности компании.

От выбора финансовой стратегии зависит текущее и будущее состояние компании и возможность достижения поставленных целей.

Итоговое успешное исполнение финансовой стратегии предприятия зависит от нескольких факторов. К ним относятся: Соответствие достаточной теоретической и практической частей; соответствие целей финансовой стратегии реальному экономическому состоянию предприятия и ее финансовым ресурсам.

Рассматривая на примере развивающихся компаний, нужно для начала дать им определение. Развивающиеся компании - это те компании, которые при правильно выбранной стратегии и тактики, а так же профессиональной компании, в краткие сроки добивается высоких результатов в своей области, и в сравнении с конкурентами оказывается в выигрыше.

Далее проведем основные критерии отнесения компаний в категорию «развивающиеся»:

- опыт на рынке менее 3 лет;

- положительные темпы наращивания капитала;

- положительные темпы годовой выручки;

- положительная динамика завоевания рынка.

Развивающиеся компании имеют некоторые преимущества по сравнению с опытными игроками рынка: новый подход к бизнесу, свежий взгляд на позиционирование товара, преобладание инноваций в производстве, инновационный товар или услуга.

Развивающиеся компании при правильном выборе финансовой стратегии оптимальном управлении через несколько лет имеет возможность стать одним из крупных игроков рынка, а в исключительных случаях -единственным представителем той или иной области. Ярким примером этому служит компания «Фейсбук», которая сформировалась в 2004 году. Благодаря новому подходу к социальным коммуникациям она уже к 2016 году встала на первое место в рейтинге социальных сетей, со временем его конкуренты один за другим стали разоряться или были вынуждены пойти на слияние.

На сегодняшний день компания «Фейсбук» так же стоит на вершине рейтинга среди социальных сетей, несмотря на появление уже новых конкурентов. Такой успех обуславливается многими факторами, и особое место в этом списке отводится правильно выбранной финансовой стратегии.

Компания в годы формирования выбирала финансовую стратегию ограниченного роста, поскольку не обладала крупной суммой ликвидных активов. Благодаря тому, что эти небольшие вложения, уже через год принесли большие результаты, при дальнейшем развитии она уже смогла вкладывать больше средств и делала ставку на стратегию ускоренного роста.

Стоит отметить, что в период формирования и развития, компания не обладает крупной суммой финансовых ресурсов, поэтому вынуждена выбирать стратегию ограниченного роста. Однако, даже при обладании необходимыми ресурсами, при их вложении компания несет большие риски их потери.

Делая вывод проведенному исследованию можно сказать, что выбор стратегии ускоренного роста для развивающихся компаний имеет большие риски потери ресурсов и разорения. Поэтому финансовая стратегия должна выбираться исходя из реальных условий рынка, перспектив экономики и внутренних факторов самой компании.

Гипотеза выдвинутая в начале исследования - доказана.

Использованные источники

1.Бланк И. А. Финансовый менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. — К.: 2014.

- 430с.

2.Барчуков А. В.Краткосрочная финансовая политика - //http://znanium.com Ивашковская И. В.Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход: ЭБС Знаниум - //http://znanium.com

3.Жилкина А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник/ А. Н. Жилкина.- М.:ИНФРА — М -2009. — 220 с.

4.Интенсивный курс MBA: Учебное пособие / Академия Народного Хозяйства при Правительстве РФ; Под ред. В.К. Фальцмана, Э.Н. Крылатых.

- М.: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.

5.Лихачева О. Н.Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: ЭБС Знаниум - //http://znanium.com

6.Меркулова И. В. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / И. В. Меркулова, А. Ю. Лукьянова - М.: КноРУС, 2010. - 348 с.

7.Попова И. В. Основы менеджмента: учебное пособие — Иркутск — 2014. -350 с.

8.Родженов И.И Новые стратегии и финансовые технологии в бизнесе: Вестник НГУЭУ/ Н.И Архипова Новосибирск - 2 издание-2016-34-36с.

9.Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2011. - 384 с.

УДК 33.338

Соловей Ю.А. аспирант

1 курс, направление подготовки 38.06.01 «Экономика» Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В статье рассматривается инновационная деятельность предприятий Самарской области, показатели оценки бюджетной эффективности.

Ключевые слова: бюджетная эффективность, инновации, инновационная сфера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.