Виды, цели и процесс разработки финансовой стратегии организации Types, purpose and process of developing a financial strategy for the organization
Рысева Снежана Олеговна,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет», специальность Финансы и кредит, магистратура, кафедра финансов и экономической безопасности
Ryseva Alina Olegovna,
Federal state budgetary educational institution of higher education «Vyatka state University», specialty Finance and credit, master's degree, Department of Finance and economic security
Аннотация: Автором рассмотрены цели и этапы процесса разработки финансовой стратегии организации. В статье рассматриваются мнения ряда ученых и подчеркивается значимость финансовой стратегии организации в деятельности компании.
Summary: The author considers the goals and stages of the process of developing the financial strategy of the organization. The article considers the opinions of a number of scientists and emphasizes the importance of the financial strategy of the organization in the company.
Ключевые слова: финансовая стратегия, генеральная и оперативная финансовая стратегия, технология разработки стратегии.
Keywords: financial strategy, General and operational financial strategy, strategy development technology.
Современные предприятия должны определять тенденции своего финансового состояния, уметь давать оценку деятельности и финансового состояния своих конкурентов, а также оперативно ориентироваться в финансовых возможностях и перспективах. Такие перспективы включают банковские кредиты для компаний, а также получение финансовой помощи посредством иностранных инвестиций. Это обусловливает рыночный характер экономических отношений, независимость организаций и ответственностью, которая налагается на них по результатам их деятельности. Чтобы более оптимально и эффективно решить указанные проблемы, организациям необходима финансовая стратегия [3].
В литературе представлены различные трактовки финансовой стратегии. Однако И. Ансофф считает, что существуют две основные противоположные точки зрения:
1) финансовая стратегия является общей стратегией предприятия, так как все показатели предприятия в итоге фокусируются на финансовых вопросах;
2) финансовая стратегия является общей функциональной стратегией предприятия, она является совокупностью целей и задач в сфере финансовой деятельности предприятия.
Известные экономисты ( И. П. Хоминич, А. М. Ковалева, А. Н. Жилкина) согласны с классификацией, где в качестве главного классификатора выступает временной фактор. И. П. Хоминич отмечает, что причина здесь в следующем: имеются аспекты финансовой стратегии, которые можно легче объяснить в долгосрочной перспективе. Соответственно, указанной классификацией выделяется только генеральная финансовая стратегия, рассчитанная на год или несколько лет, и оперативная — рассчитанная на полугодие, квартал или месяц. [3]
Генеральной финансовой стратегией именуют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Подобный вид стратегии чаще всего сориентирован на образование и дальнейшее распределение дохода компании или же на формирование и количество источников финансовых ресурсов на очередной финансовый год. Оперативную финансовую стратегию разрабатывают на квартал или месяц, что повышает ее актуальность в современных сложно прогнозируемых рыночных отношениях. Стратегией охватываются валовые доходы и валовые расходы. В первую категорию валовых доходов и поступлений денежных средств включаются расчетные операции в рамках проданной продукции покупателям, объемы поступлений от кредитных операций, а также доходы по ценным бумагам. Во вторую категорию включены платежи поставщикам, выплаты работникам заработной платы и погашение задолженности перед бюджетами и кредитными учреждениями [4].
Исследователь И. А. Бланк отмечает существование главной (генеральной) финансовой стратегией организации, а также выделяет ее подвиды, которыми не охватываются все состояния предприятия, но акцентируются на основных:
- на стратегии финансовой поддержки ускоренного роста предприятия;
- на стратегии финансового обеспечения ограниченного роста предприятия (базируется на эффективном ограниченном росте);
- на антикризисной финансовой стратегии предприятия [1].
Генеральная финансовая стратегия разрабатывается для достижения основных стратегических целей, на основе возможностей и инициатив компании, а также текущих требований рынка. Важная часть составления генеральной финансовой стратегии -
определить ряд задач, которые связаны с дальнейшим формированием и распределением финансовых ресурсов. В такие задачи включается:
- необходимость исследовать природу и определенные закономерности формирования финансовых ресурсов компания в данный момент времени;
- необходимость разработки и дальнейшей подготовки всех возможных и подходящих вариантов формирования, а также дальнейшего расходования финансовых ресурсов организации, а также подготовки плана возможных антикризисных действий, чтобы улучшить финансовое состояние компании;
- необходимость налаживания финансовых вопросов организации в отношениях с такими субъектами, как поставщики, покупатели, кредиторы, государство и др.;
- необходимость рационального накопления и использования финансовых ресурсов, производственных мощностей, а также основных и оборотных средств;
- необходимость принятие решений, позволяющих оценить эффективность вложений свободных средств, чтобы получить дополнительный доход и максимизировать его;
- необходимость выбора способов проведения эффективной финансовой стратегии, а также стратегического обоснования использования финансовых ресурсов, внедрение новых технологий производства и расширение ассортимента продаваемой продукции и предоставляемых услуг за счет уникальных инновационных единиц [5].
Корпоративная финансовая стратегия разрабатывается с учетом определенных этапов, на которых:
1. Формируется надлежащая структура капитала, которая включает средства, направляемые на самофинансирование корпорации. Источниками финансирования могут выступать долгосрочные долги, выпуск акций и нераспределенная прибыль. Разрабатывая финансовую стратегию, корпорациям необходимо определить оптимальную структуру капитала. Это выполняется при помощи:
- моделирования сценария нисходящих денежных средств (структуру капитала берут из установки ухудшения денежных потоков);
- анализа экспертной группой (производится сравнение результатов деятельности корпорации и подобного рода организаций или конкурентов);
- анализа рейтинга ценных бумаг (дают оценку возможности дефолта по облигациям эмитента).
2. Определяют правильную рыночную стоимость, так как через определение правильной рыночной стоимости определяется, недооценена или переоценена корпорация рынком. На данном этапе производят рассмотрение роста прибыли и инвестиций, ожиданий инвесторов
и пр. Так же, чтобы проверить соответствия, сравнивают ожидания инвесторов и ожидания руководства корпорации.
3. Разрабатывают оптимальную финансовую стратегию корпорации. С этой целью разрабатывают оптимальную стратегию создания стоимости, призванную обеспечить достаточный объем финансирования, а также положительный денежный баланс и растущий резерв наличности [2].
Корпорациями разрабатываются собственные финансовые стратегии, учитывая объем имеющихся у них денежных средств, производственных ресурсов и мощностей, инновационных идей. Они состоят из стратегического планирования, стратегического учета и контроля, ценностно-ориентированного управления, анализа затрат и бюджета капиталовложений. Соответственно, корпоративной финансовой стратегией выражается предприимчивость конкретной организации.
Достаточную опасность для коммерческой организации представляет неопределенность ситуации, складывающейся на рынке. Как считает Ф. Найт, если нам необходимо понимание существующей экономической системы, то необходимо исследовать значение и сущность неопределенности и на этой основе определить действия руководителей организации.
Сущность неопределенности заключается в том, что отсутствует возможность абсолютно правильно установить дальнейшее развитие событий, которые связаны с производственно-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Проявление неопределенности, в частности, относится к ситуации, связанной со сменой правительством страны экономического курса и проведением им кардинальных реформ, социальной нестабильностью в обществе, экономическими санкциями и блокадами, падением покупательной способности населения и деловых партнеров, вооруженными конфликтами и пр. По результатам таких событий у предпринимателей появляется возможность получить достоверную и объективную информацию, необходимую, чтобы принять управленческие решения и контролировать их выполнение. Собственникам и руководителям в данной ситуации необходимо использовать приблизительные сведения или же приступить к ее ликвидации. Для того, чтобы снизить негативное влияние неопределенности, менеджерам необходимо проведение тщательного анализа вариантов возможного развития событий и расчет степень риска при существующем положении дел. Используя такие аналитические исследования, менеджеры достаточно точно могут определить вероятность наступления событий, которые способствуют снижению прибыли или появлению убытка, что даст
возможность выработать эффективные меры для выхода организации из неблагоприятной ситуации [7].
Разрабатывая стратегию, компания должна провести ряд обязательных дополнительных действий, к которым относятся:
- ведение точного учета всех своих доходов до и после уплаты всех обязательных платежей в бюджеты всех уровней и кредитные организации;
- мобилизация собственных ресурсов предприятия;
- стремление достичь минимальной величины себестоимости продукции;
- правильное распределение прибыли, чтобы будущая могла превосходить прошлую;
- грамотное распределение и использование капитала компании и ее оборотных средств.
Имеется ряд подходов к рассматриваемому вопросу. Например, экономистами Илышевой Н. Н. и Крыловым С. И. указано, что финансовую стратегию следует считать основой общей экономической стратегии, и что она призвана преумножить финансовые ресурсы в долгосрочном периоде. Это позволяет сформировать важную цель стратегии -сформировать ресурсы, способные поддержать конкурентоспособность организации и дать ей возможность достичь важные производственные цели [6]
При разработке финансовой стратегии необходимо учесть весь комплекс возможных рисков, связанных с риском неплатежей или, в частности, сильным скачком инфляции. Контролируя исполнение всех этапов финансовой стратегии дает компании возможность учесть все возможные поступления доходов, осуществить их рациональное использование и дальнейшее преумножение. Разработку внутренних нормативов следует считать важной частью финансовой стратегии, такая разработка дает возможность определения принципов распределения чисто прибыли предприятия. Указанный подход уже несколько лет используют организации в зарубежной практике. Результаты успешной реализации стратегии зависит от ряда факторов (соответствия достаточной теоретической и практической частей; соответствия целей финансовой стратегии реальному экономическому состоянию предприятия и ее финансовым ресурсам), учет которых позволяет избежать ошибок и повысить эффективность деятельности компании.
Список использованной литературы
1. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. — К.: 2004. - 320 с.
2. Евдокимова Н. Перспективный анализ и формирование финансовой стратегии предприятия / Наталия Евдокимова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. — 116 c.
3. Жилкина А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник/ А. Н. Жилкина.- М.:ИНФРА-М, 2009. — 220 с.
4. Илышева Н. Н., Крылов С. И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 190 с.
5. Неудачин В. В. Реализация стратегии компании. Финансовый анализ и моделирование / В.В. Неудачин. — Москва: Машиностроение, 2016. — 690
6. Попова И. В. Основы менеджмента: учебное пособие. - Иркутск: 2014. - 201 с.
7. Степанова Г. Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии: Учебное пособие М.: Издательство МГУП, 2001. — 136 с.
References
1. Blank I. A. Financial management. 2-e Izd., pererab. I DOP--K.: 2004. — 320 p.
2. Evdokimova N. Prospective analysis and formation of the financial strategy of the company / Natalia Evdokimova. — Moscow: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. — 116 c.
3. Zhilkina, A. N. Financial management. Financial analysis of the company: textbook/ N. Zhilkina.- M.:INFRA-M, 2009. — 220 p.
4. Ilycheva N. N., Krylov S. I. financial statement Analysis: a tutorial. — Moscow: Unity-Dana, 2012. — 190 p.
5. Neudachin V. V. Implementation of the company's strategy. Financial analysis and modeling / V. V. neudachin. — Moscow: Mashinostroenie, 2016. — 690 C.
6. Popova, I. V. Fundamentals of management: textbook. — Irkutsk: 2014. — 201 p.
7. Stepanova G. N. Strategic management. Planning for the enterprise: textbook-M.: Publishing house MGUP, 2001. — 136 p.