УДК: 005. 334: 005. 21
ББК: 65
Осипов В.И., Андреев Д.Б.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИЙ И АНАЛИЗ РИСКОВ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Osipov V.I., Andreyev D.B.
FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF CORPORATIONS AND RISK ANALYSIS OF THEIR ACTIVITY
Ключевые слова: финансовая стратегия, корпорация, инвестиции, риски, анализ, финансовый менеджмент, контроль.
Keywords: financial strategy, corporation, investments, risks, analysis, financial management, control.
Аннотация: раскрыта сущность финансовой стратегии организации и рассмотрена ее роль в управлении корпорациями. Определены задачи финансовой стратегии, выдвигаемые перед ней собственниками и руководителями корпораций, намечены этапы ее формирования. Исследованы типы стратегий, принимаемые во внимание на стадии принятия финансовой стратегии. Обоснована необходимость анализа рисков деятельности корпораций. Рассмотрены основные направления оценки рисков на стадии разработки финансовой стратегии и в процессе ее выполнения. Особое внимание уделено анализу рисков в условиях неопределенности. Выдвинуты рекомендации по осуществлению контроля реализации финансовой стратегии корпораций и внесению в нее корректив.
Abstract: the essence of financial strategy of the organization is opened and her role in management of corporations is considered. The problems offinancial strategy which are put forward before her owners and heads of corporations are defined, stages of her formation are planned. The types of strategy taken into account to stages of acceptance of financial strategy are investigated. Need of risk analysis of activity of corporations is proved. The main directions of an assessment of risks at a stage of development offinancial strategy and in the course of her performance are considered. The special attention is paid to risk analysis in the conditions of uncertainty. Recommendations about control of realization offinancial strategy of corporations and to entering of amendments into her are put forward.
Финансовая стратегия представляет собой генеральный план действий менеджеров по обеспечению экономического субъекта денежными средствами. Она охватывает все стороны деятельности предприятия. Посредством формирования финансовой стратегии достигается оптимизация структуры основных и оборотных средств, формирования и распределения прибыли, налоговой и ценовой политики, расчетов с контрагентами и т.д. На крупных предприятиях корпоративного типа ее широко используют для повышения эффективности распределения дефицитных ресурсов внутри предприятия и для лучшего удовлетворения покупательских предпочтений в длительном периоде времени.
Многие российские корпорации недооценивают значения финансовой стратегии. В результате этого они существенно осложняют свою работу на рынке определенных товаров и услуг. Это затрудняет также поиск стратегических партнеров, заинтересованных в долгосрочном и стабильном сотрудничестве с целью получения взаимной выгоды.
Большое значение финансовая стратегия
имеет для позиционирования корпорации на рынке капитала и расширения взаимосвязей с внешней предпринимательской средой, формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Финансовая стратегия определяет порядок финансирования деятельности корпорации и направления инвестирования ее ресурсов для достижения целей организации и улучшения финансового состояния акционеров. Правильное формирование финансовой стратегии позволяет моделировать финансовую ситуацию; выявлять необходимость, вектор и характер будущих изменений; применять в процессе внесения изменений надежные приемы и методы управления, позволяющие реализовывать финансовую стратегию и получать желаемый результат.
В отношении корпораций и других крупных предприятий финансовая стратегия это прежде всего бизнес-подход к финансовому обеспечению их деятельности. Его сущность заключается в том, что финансовые средства и инструменты используются для определения и оценки вероятности достижения успеха по ре-
зультатам предлагаемых бизнес-стратегией проектов.
В настоящее время собственники и руководители корпораций, принимающие решения, ориентируют корпоративные финансовые стратегии на решение следующих задач:
- повышение акционерной стоимости имущества корпорации;
- усиление притока средств;
- достижение венчурного капитала;
- укрепление позиций на рынке товаров и
услуг;
- обеспечение корпоративного роста за счет наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
Доходы корпораций формируются за счет основной или не основной предпринимательской деятельности. Их деловая активность измеряется рядом показателей. К ним, в частности, относятся: доля рынка, увеличение прибыли, подбор персонала, количество вновь освоенных изделий и др. Вопросы, затрагивающие корпоративную стоимость и ее рост, включают, прежде всего, финансовую устойчивость, человеческий потенциал, интеллектуальную собственность, инвестиционное финансирование. Наиболее предпочтительным для поиска путей роста корпорации выступает оперативный бизнес-план. С его помощью ее руководство направляет корпорацию в сторону расширения ассортимента и повышения качества продукции, увеличения видов деятельности. Оперативный бизнес-план представляет собой организационно-финансовый документ, посредством которого организуется производственно-хозяйственная деятельность корпорации, определяются ее сильные и слабые стороны, что нацеливает организацию на постоянное совершенствование и повышение эффективности.
Существуют определенные этапы разработки корпоративной финансовой стратегии, которая будет наиболее успешна в том случае, если она поддерживается изнутри организации и обусловлена ее деятельностью. Разработка в корпорации эффективной финансовой стратегии может быть достигнуто при последовательном выполнении следующих этапов ее создания:
1. Формирование надлежащей структуры капитала, под которой понимаются средства, предназначенные для самофинансирования корпорации. Финансирование может осуществляться за счет поступления долгосрочных долгов, выпуска акций и нераспределенной прибыли. При разработке финансовой стратегии корпорации должны определить оптимальную структуру капитала. При этом используются следующие формы анализа:
- моделирование сценария нисходящих денежных средств (структура капитала берется из установки ухудшения денежных потоков);
- анализ экспертной группой (сравниваются результатов деятельности корпорации с подобного рода организациями или конкурентами);
- анализ рейтинга ценных бумаг (оценивается возможность дефолта по облигациям эмитента).
2. Определение правильной рыночной стоимости: посредством определения правильной рыночной стоимости устанавливается, недооценена или переоценена корпорация рынком. На данном этапе рассматриваются такие финансовые критерии, как рост прибыли и инвестиций, ожидания инвесторов и т.д. Кроме того, для проверки несоответствий сравниваются ожидания инвесторов и ожидания руководства корпорации.
3. Разработка оптимальной финансовой стратегии корпорации. Для этого разрабатывается оптимальная стратегия создания стоимости, которая призвана обеспечить достаточное финансирование, положительный денежный баланс и растущий резерв наличности.
Корпорации разрабатывают свою финансовую стратегию в соответствии с имеющимися у них денежными средствами, производственными ресурсами и мощностями, инновационными идеями. Она состоит из следующих элементов: стратегическое планирование, стратегический учет и контроль, ценностно-ориентированное управление, анализ затрат и бюджет капиталовложений. В конечном итоге, корпоративная финансовая стратегия выражает предприимчивость конкретной организации.
Корпоративную финансовую стратегию следует рассматривать в первую очередь как стратегию управления доходами содержащую набор конкретных рекомендаций по созданию, реализации и контролю выполнения корпоративной стратегии, ориентированной на максимизацию прибыли и успешное развитие в будущем. Финансовые директора, менеджеры и команды планирования разрабатывают в связи с этим свои корпоративные финансовые стратегии. Это говорит о том, что в современных условиях хозяйствования огромную ответственность за создание и увеличение акционерной стоимости, повышение эффективности бизнеса и обеспечение устойчивой работы корпорации в долгосрочном периоде несут на себе ее менеджеры.
На стадии принятия финансовой стратегии во внимание принимаются, обычно, следующие три типа стратегий:
- стратегия финансирования;
- инвестиционная стратегия;
- стратегия выплаты дивидендов.
Ответственность за формирование и исполнение данных типов стратегий возлагается на конкретных менеджеров.
Стратегия финансирования является частью стратегического плана деятельности корпорации. Его главная задача заключается в обеспечении финансирования организации с наименьшими денежными затратами. Стратегический план определяет то, как организация планирует финансировать свою деятельность с тем, чтобы достичь поставленные цели в краткосрочном и долгосрочном периоде. При определении порядка финансирования корпорации должны предусматриваться самые различные источники поступления средств, что в значительной степени позволит избежать финансовые проблемы, связанные с недофинансированием деятельности организации. Основными источниками поступления средств является выпуск облигаций, привилегированных и обыкновенных акций, получение кредитов, привлечение нераспределенной прибыли. Оптимальная комбинация этих источников финансирования обеспечит снижение затрат на осуществление операционной и инвестиционной деятельности экономического субъекта.
Инвестиционная деятельность корпорации определяет ее техническое, экономическое и социальное развитие, а в конечном итоге положение на рынке в будущем. В первую очередь это касается реальных инвестиций, которые предполагают вложение средств в капитальное строительство, реконструкцию производства, разработку и освоение новых изделий и т.п. Поэтому в процессе формирования финансовой стратегии необходимо определится с вопросом инвестирования финансовых ресурсов для создания наибольшей стоимости. Этот вопрос решается посредством разработки инвестиционной стратегии. Она представляет собой набор правил, действий и методик, ориентирующих инвесторов на выбор определенных инвестиционных проектов. Инвестиционная стратегия корпорации строится в зависимости от ее индивидуальных потребностей и условий функционирования. Некоторые корпорации выбирают компромисс между умеренной доходностью проекта и риском. Многие из них принимают решение рисковать с целью получения большего дохода.
Дивидендная стратегия корпораций характеризуется разнообразием. Так, отдельные корпорации выплачивают на постоянной основе устойчивые дивиденды, в то время как другие в
зависимости от экономических условий с учетом определенных коэффициентов. Возможен также вариант выплаты дивидендов в виде ценных бумаг вместо наличных денег. Данный набор дивидендных стратегий дополняет и поддерживает друг друга.
Высокий уровень качества разработанной в корпорации финансовой стратегии и эффективность ее реализации будут получены только лишь при условии надлежащего взаимного уравновешивания теоретических и практических аспектов финансовой деятельности организации. Это определяет необходимость тщательного изучения внутренней и внешней среды, использования в исследовании полученных данных передовых приемов и методов обработки информации.
Особо важное значение при формировании финансовой стратегии имеет обеспечение соответствия стратегических целей реально существующим возможностям экономического субъекта и осуществление финансового руководства корпорацией с учетом изменяющейся экономической ситуации. В силу выше сказанного, самое пристальное внимание в процессе ее разработки следует уделять анализу рисков, что обусловлено постоянным изменением условий деятельности корпораций на рынке определенных товаров и услуг. В корпорациях, функционирующих в сфере материального производства, это, прежде всего, касается производственного и коммерческого рисков, которые проявляются в появлении предпосылок наступления событий, вызывающих падение производства продукции, уплату повышенных цен на материалы и электроэнергию, рост налогов, увеличение непроизводительных расходов, изменение конъюнктуры рынка и снижение объема продаж, рост издержек обращения, повышение активности конкурентов и т.д.
Еще большую опасность для коммерческой организации таит в себе не определенность складывающейся на рынке ситуации. По словам Ф. Найт - если мы хотим понимать существующую экономическую систему, менеджеры должны исследовать значение и сущность неопределенности и на этой основе определить действия руководителей организации.
Сущность неопределенности заключается в отсутствии возможности абсолютно правильно установить дальнейшее развитие событий, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Неопределенность проявляется, например, при смене правительством страны экономического курса и проведении им кардинальных реформ, социальной нестабильности в обществе, эконо-
мических санкциях и блокадах, падении покупательной способности населения и деловых партнеров, вооруженных конфликтах и т.д. В результате наступления указанных событий предприниматели не имеют возможности получения достоверной и объективной информации, необходимой для принятия управленческих решений и контроля их выполнения. Собственники и руководители коммерческой организации вынуждены будут в данной ситуации пользоваться приблизительными сведениями либо приступить к ее ликвидации. С целью снижения негативного влияния неопределенности менеджеры должны произвести тщательный анализ вариантов возможного развития событий и рассчитать степень риска при существующем положении дел, а также в случае принятия решений по дальнейшему развитию производства и расширению рынка сбыта. На основе такого рода аналитических исследований менеджеры с
достаточно высокой точностью могут определить вероятность наступления событий, вызывающих снижение прибыли или появление убытка, что позволит выработать эффективные меры по выходу организации из неблагоприятной ситуации. Направления анализа рисков в условиях неопределенности показаны в рисунке 1.
В научной литературе и в действующей практике для определения степени риска наиболее часто используют статистические методы. В частности, широкую известность получил метод оценки риска, предполагающий расчет дисперсии и величины стандартного отклонения. Он позволяет выявить возможное отступление отдачи вложенных в производство средств от ее средней величины за ряд предшествующих лет и на этой основе определить пути минимизации рисков.
Рисунок 1 - Анализ рисков в условиях неопределенности
В научной литературе и в действующей практике для определения степени риска наиболее часто используют статистические методы. В частности, широкую известность получил метод оценки риска, предполагающий расчет дисперсии и величины стандартного отклонения. Он позволяет выявить возможное отступление отдачи вложенных в производство средств от ее средней величины за ряд предшествующих лет и на этой основе определить пути минимизации рисков.
Существенное влияние на эффективность принимаемых руководством корпораций управленческих решений оказывают финансовые риски. Их существование означает наличие не-
которой вероятности падения финансовой отдачи вложенных в производство средств или их полной неокупаемости.
Основными видами финансовых рисков являются:
- валютный риск;
- кредитный риск;
- инвестиционный риск.
Наиболее пристальное внимание при формировании финансовой стратегии корпораций следует уделять анализу инвестиционного риска.
Он характеризует возможность появления финансовых потерь при реализации инвестиционного проекта. Инвестиционный риск подраз-
деляется на риск реальных и финансовых инвестиций. Эти виды инвестиционного риска относятся к сложным рискам. Они являются наиболее опасными для финансов организации, поскольку предполагают возможность потери капитала.
Анализу инвестиционного риска в специальной литературе уделяется достаточно пристальное внимание. Однако большинство авторов не связывают его с формированием и реализацией финансовой стратегии организации, что существенно снижает ее эффективность. В связи с этим, руководству корпораций для устранения данного недостатка следует принять меры по созданию отдела анализа и регулирования рисков, важнейшей задачей которого должна стать оценка риска в процессе формирования портфеля инвестиций.
Деятельность корпораций подлежит тщательному контролю. В первую очередь это касается реализации их финансовой стратегии, так
как не выполнение поставленных в ней задач ведет к не рациональному потреблению ресурсов корпорации и, соответственно, ухудшению ее финансового положения.
Важную роль в решении указанной выше проблемы играет управленческий контроль. По словам Т.А. Корнеевой посредством информации, вырабатываемой управленческим контролем, осуществляется обратная связь с управляемой системой, одним из главных элементов которой выступают финансы. Посредством управленческого контроля финансовой стратегии устанавливается степень ее реализации, выявляются причины возникновения отклонений и вносятся в нее определенные коррективы. Данное направление управленческого контроля принято характеризовать как финансовый контроль. При осуществлении контроля реализации финансовой стратегии корпорации он носит долгосрочный стратегический характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Щесняк, К.Е. Принципы формирования финансовой стратегии предприятия // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 1.
2. Гениберг, Т.В., Иванова, Н.А., Полякова, О.В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы // Научные записки НГУЭУ. - 2009. - №4.
3. Варшавская, В.В, Бучаев, Я.Г., Слепухина, А.А. Разработка финансовой стратегии на примере ОАО "Газпром нефть" // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2014. - № 64.
4. Knight, F.H. Risk, uncertainty and profit . - Chicago and London.: University of Chicago Press. 1985.381 p.
5. Безбородова, Т.И. Учетно-аналитическое обеспечение экономической деятельности организации в условиях антикризисного управления: монография. - М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2014. - 240 с.
6. Бирюков, Д.С., Осипов, В.И. Теоретические основы оценки рисков в финансовом менеджменте // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 8. - С. 2225.
7. Глазунов, В.И. Финансовый анализ и оценка рисков реальных инвестиций. - М.: Финстатин-форм, 1997. - 135 с.
8. Грачева, М.В. Риск - анализ инвестиционного проекта: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001. - 351 с.
9. Поляков, А.Ф, Сажин, Ю.В., Зубков, Н.Е., Федин, А.Г. Инвестиции: Организация, финансирование и статистические методы оценки: учеб пособие. - Саранск, 2003. - 164 с.
10. Корнеева, Т.А. Корпоративный и управленческий контроль в системе функций менеджмента: монография. - М.: Компания Спутник +, 2006. - 342 с.