Научная статья на тему 'Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия'

Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлив А.И.

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов финансовой стратегии предприятия. Обобщены и систематизированы подходы разных ученых к рассмотрению сущности финансовой стратегии, ее роли и значения в общей стратегии деятельности фирмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия»

Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия

Павлив А. И.,

аспирант кафедры Финансы и кредит Таврической Академии им.В.И.

Вернадского Крымского Федерального Университета Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов финансовой стратегии предприятия. Обобщены и систематизированы подходы разных ученых к рассмотрению сущности финансовой стратегии, ее роли и значения в общей стратегии деятельности фирмы.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов финансовой стратегии предприятия. Обобщены и систематизированы подходы разных ученых к рассмотрению сущности финансовой стратегии, ее роли и значения в общей стратегии деятельности фирмы.

Ключевые слова: стратегическое управление, финансовая стратегия, финансовый план, финансовое состояние.

Постановка проблемы: Современные условия функционирования рыночной экономики показали несовершенство подходов к системе управления финансово-хозяйственной деятельностью многих предприятий. Стало необходимым планировать дальнейшее функционирование и развитие предприятия на основе реально имеющейся экономической ситуации ситуации. Анализ денежных потоков и затрат, поиск дополнительных источников финансирования, рентабельность инвестиций, политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также разработка грамотной учетной и налоговой политики - все это является главными направлениями деятельности современных предприятий. В этой связи проблемы разработки и реализации финансовой стратегии приобретают особую актуальность.

Анализ последних исследований и публикаций: Вопросам стратегического финансового управления предприятия посвящено множество научных трудов отечественных и зарубежных ученых, таких как Бланк И. А., Вилькомир А.К., Гениберг Т. В., Грант Р. М., Томпсон А. А., Давыдова Л. В., Каратуев А. Г. и др. Накопленный уровень научных знаний в области финансового менеджмента требует более детального и глубокого изучения вопросов, касающихся теоретических и методологических основ разработки и реализации финансовой стратегии предприятий.

Цели исследования: Обобщение и систематизация теоретических и методологических основ финансовой стратегии предприятия, а также ее роль и значение в эффективности деятельности предприятия.

Изложение основного материала.

На сегодняшний день при разработке финансовой стратегии деятельности фирмы большинство менеджеров пользуются основными принципами концепции «стратегического управления», которая активно применяется с начала 70-х годов в крупных корпорациях США и стран Западной Европы. Это вызвано рядом факторов. Высокие темпы роста ВВП и других макроэкономических показателей, автоматизация производства и научно-технический прогресс, необходимость адаптации к конъюнктуре финансового рынка, нерациональная государственная политика в области экономики и финансов обусловили невозможность для руководства корпораций эффективно принимать управленческие решения на основе опыта прошлых лет и традиционных способов и методов финансового менеджмента. Так, возникла необходимость перехода от долгосрочного планирования к концепции стратегического управления деятельностью фирмы.

Концепция стратегического управления отражает политику предприятия (включая и финансы), представленную в системе принципов и основных целей его деятельности, характере взаимосвязи субъекта и объекта управления, механизме взаимодействия между элементами хозяйственной и организационной структуры, а также формах и способах их адаптации к изменяющимся условиям

макросреды [7, а 124].

Сущность концепции стратегического управления состоит в разграничении видов стратегий развития предприятия по трем уровням: корпоративная, стратегия бизнес-единиц и функциональные стратегии. На рис. 1 представлена иерархия разработки стратегий деятельности предприятия.

Корпоративна " Миссия предприятия

я стратегия

• Усиление текущих

конкурентных позиций на

рынках, объединение

Стратегия бизнес-единиц стратегических инициатив

функциональных отделов,

меры, связанные с измениями в

отрасли и т.д.

• Маркетинговая

• Производственная

• Финансовая

Функциональные стратегии • Инвестиционная

• Другие

Рис. 1. Модель концепции стратегического управления предприятием

Исходя из рис. 1 первоначально разрабатывается корпоративная стратегия, целью которой является определение основных перспектив и направлений деятельности предприятия в целом. Например, выбор направлений диверсификации деятельности, методов и инструментов размещения инвестиций, усиление конкурентных преимуществ предприятия на рынках и т.д. На следующем этапе разрабатываются стратегии так называемых «бизнес-единиц», направленные на повышение конкурентных позиций отдельно взятых видов бизнеса и повышения их рентабельности. На третьем этапе формируются функциональные стратегии, которые разделяются в зависимости от основных видов деятельности предприятия [1, а 10].

Некоторые ученые выделяют также операционные стратегии, направленных на решение текущих задач предприятия (например, уплата налогов, закупка сырья и материалов, проведение расчетов с поставщиками и покупателями, выплата дивидендов и т.д.)

Таким образом, финансовая стратегия предприятия является частью его функциональной стратегии. Важность финансовой стратегии заключается в том, что именно с помощью финансов можно сбалансировать и скорректировать принятые решения, при этом минимизировав все риски для деятельности предприятия, не изменяя главной цели. С другой стороны, финансовые ресурсы являются одновременно и фактором ограничения, т.к. они постоянно находятся в обороте и привлечение дополнительных источников финансирования всегда связано с определенными затратами и рисками для успешного функционирования предприятия в целом.

В экономической литературе существует много подходов к определению сущности финансовой стратегии предприятия. Если рассматривать стратегический менеджмент, то финансовая стратегия представлена как часть функциональной стратегии. В финансовом менеджменте сущность финансовой стратегии отражена с помощью таких терминов как: долгосрочное инвестирование, структура капитала, дивидендная политика, кредитная политика, управление оборотным капиталом, материальными и нематериальными активами, финансовое планирование и прогнозирование и т.д.

Следовательно, теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности функционирования предприятий в рыночных условиях хозяйствования, а также разрабатывает способы, механизмы и формы выживания и адаптации предприятия в новых условиях [9, с. 19].

Большинство отечественных авторов дают определение финансовой стратегии предприятия как системе направлений развития предприятия, необходимых для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе, однако в пределах определённой миссии предприятия. Реализация финансовой стратегии возможна путём мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов.

С позиции Геращенко И.П. под финансовой стратегией понимается генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами [4, с. 87].

Вилькомир А.К. дает следующее определение: «Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации» [2, с. 43]. Согласно позиции Игонина Л.Л., «финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его деятельности и способствующей реализации основной стратегической цели - максимизации благосостояния собственников» [5, с. 6].

Наиболее полно сущность понятия финансовой стратегии отражается в определении, которое сформулировано Бланком И.А.: «Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды» [1, с. 31].

Учитывая цикличность экономики и непостоянную динамику показателей развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов (а следовательно максимальную доходность и высокие риски) и открытый доступ к ним со стороны всех финансовых субъектов, взаимозависимость отдельных субъектов от динамики мирового рынка и наоборот, следует сформировать ряд положений, которые необходимо рассматривать в качестве компонентов финансовой стратегии.

С позиции Хоминич И. П. финансовая стратегия включает в себя следующие компонеты: анализ финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности, оптимизация структуры капитала предприятия; распределение прибыли и дивидендная политика; организация наличных и безналичных расчетов; налоговая и ценовая политика, политика в сфере эмиссии, купле-продажи ценных бумаг [8, с. 31].

Используя подход Т.В. Гениберг, Н.А. Иванова, О.В Полякова, охарактеризуем компоненты финансовой стратегии:

1. Стратегия на рынке ценных бумаг охватывает сектор формирования основного капитала предприятия (например, размещение акций компании, выпуск собственных облигаций и т.д.).

2. Стратегия на рынке денег охватывает сектор формирования оборотного капитала предприятия (финансовые отношения, связанные с краткосрочными денежными обязательствами фирмы, мобилизацией временно свободных денежных средств, покупка и реализация краткосрочных инвестиций).

3. Сектор формирования дополнительных направлений развития бизнеса и капитальных вложений (реальные инвестиции, финансовые инвестиции, интеллектуальные инвестиции).

4. Сектор формирования рентабельности фирмы, ее жизнеспособности и финансовой стабильности [3, с. 70].

В своих публикациях Бланк И.А. выделяет доминантные сферы (направления) финансового развития предприятия:

• стратегия формирования финансовых ресурсов, главной задачей которой является создание потенциала финансовых ресурсов предприятия, достаточного для удовлетворения потребностей, связанных с его развитием;

• инвестиционная стратегия, реализация которой позволяет рационально использовать финансовые ресурсы предприятия, правильно распределять их в зависимости от направлений и форм инвестирования, учитывая критерий соотношения риска и доходности;

• стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия, что позволяет обеспечивать финансовую устойчивость предприятия в процессе стратегического развития;

• стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия в стратегической перспективе [1, с. 18].

Таким образом, обобщив и систематизировав указанные выше подходы, можно сделать вывод, что под финансовой стратегией следует понимать все перспективные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия в долгосрочном периоде. Она вырабатывается на основе анализа финансового состояния, анализа результатов хозяйственной деятельности, эффективности и качества управления предприятием, прогнозов состояния и анализа динамики рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков (кредитных, инвестиционных, валютных и т. д.), а также анализа сильных и слабых сторон предприятия, его конкурентных позиций. Следовательно, можно определить основные цели финансовой стратегии предприятия, которые будут достигаться на этапе ее реализации (рис. 2).

Г Ч

Ускорение роста выручки

Ускорение роста прибыли

Увеличение дивидендов

Увеличение маржи

Рост рентабельности инвестиций

Усиление рейтинга облигаций и кредитного рейтинга

Увеличение потока денежных средств

Рост стоимости акций

Распознание компании как "Голубой фишки"

Более диверсифицированная оаза поступлений выручки

Стабильная прибыль в период спада

Рис. 2. Цели финансовой стратегии предприятия

Исходя из данных, представленных на рис. 2 сущность финансовой стратеги предприятия состоит в определение приоритетных целей и системы мероприятий по их достижению в области

формирования финансовых ресурсов, оптимизации структуры капитала и эффективного использования активов, соответствующих общей концепции развития предприятия и обеспечивающих ее реализацию [7, с. 16-17].

Ряд экономистов (Илышева Н. Н., Тимофеева Е. С., Игонина Л.Л.) подчеркивают временной характер достижения целей, поставленных в ходе разработки финансовой стратегии предприятия. Поэтому в зависимости от периода времени, необходимого для реализации финансовой стратегии различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей) [6, с. 10].

Генеральная финансовая стратегия разрабатывается сроком на 1 год. Данная стратегия является часть общей стратегии предприятия и охватывает взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Генеральная финансовая стратегия решает проблемы, связанные с формированием и анализом годовой финансовой отчетности предприятия, дивидендной политикой, уплатой налога на прибыль, расчетом эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов и т. д [8, с. 94].

Под оперативной финансовой стратегией понимают текущее распределение и использование финансовых ресурсов (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), обычно ее разрабатывают на квартал или месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчёты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), Реализация данной стратегии создаёт возможность спрогнозировать на планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует её на конкретном промежутке времени [7, с. 93].

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом, качественном и быстром исполнении текущих финансовых операций, что во многом определяется кадровой составляющей предприятия, степенью подготовки и квалификации менеджеров, а также качеством организационной структуры управления предприятием.

Выводы. Эффективность функционирования, рентабельность деятельность, конкурентоспособность предприятий зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, являющейся главной составляющей общей корпоративной стратегии предприятия. Финансовая стратегия обуславливает поведение предприятия на рынке, формирует его рыночную позицию, оперируя источниками финансирования и направлениями использования финансовых ресурсов предприятия. Успех финансовой стратегии предприятия обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Литература

1. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия / И. А. Бланк. - Киев : Эльга, Ника-Центр, 2004. -720 с.

2. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятий в условиях экономического кризиса / А. К. Вилькомир // Аудит и финансовый анализ. - 2011. -№3. - С. 15-20.

3. Гениберг Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы / Гениберг Т. В., Иванова Н. А., Полякова О. В. // Научные записки НГУЭУ. - 2009. - № 9. - С. 68 -88.

4. Геращенко, И.П. Финансовая стратегия: моделирование и оптимизация: монография / И.П. Геращенко. - СПб.: Книжный Дом. - 2009. - 352 с.

5. Игонина Л.Л., Скачкова Н.Е. Сущность финансовой стратегии корпорации и факторы, ее определяющие // Социально-экономический ежегодник 2004. Краснодар: ЮИМ, 2004. -С. 81 -107.

6. Илышева Н. Н. Финансовая стратегия организации - понятие, содержание и анализ / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов // Финансы и кредит. - 2004. - №17. -С. 8 -17.

7. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М. : ИД Вильямс, 2006. - 928 с.

8. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. - М.: Российская экономическая академия, 1998. -с.156.

9. Яковлева, И.Н. Справочник по финансовой стратегии и тактике / И.Н. Яковлева. - М. : Профессиональное издательство, 2009. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.