Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия
Павлив А. И.,
аспирант кафедры Финансы и кредит Таврической Академии им.В.И.
Вернадского Крымского Федерального Университета Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов финансовой стратегии предприятия. Обобщены и систематизированы подходы разных ученых к рассмотрению сущности финансовой стратегии, ее роли и значения в общей стратегии деятельности фирмы.
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов финансовой стратегии предприятия. Обобщены и систематизированы подходы разных ученых к рассмотрению сущности финансовой стратегии, ее роли и значения в общей стратегии деятельности фирмы.
Ключевые слова: стратегическое управление, финансовая стратегия, финансовый план, финансовое состояние.
Постановка проблемы: Современные условия функционирования рыночной экономики показали несовершенство подходов к системе управления финансово-хозяйственной деятельностью многих предприятий. Стало необходимым планировать дальнейшее функционирование и развитие предприятия на основе реально имеющейся экономической ситуации ситуации. Анализ денежных потоков и затрат, поиск дополнительных источников финансирования, рентабельность инвестиций, политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а также разработка грамотной учетной и налоговой политики - все это является главными направлениями деятельности современных предприятий. В этой связи проблемы разработки и реализации финансовой стратегии приобретают особую актуальность.
Анализ последних исследований и публикаций: Вопросам стратегического финансового управления предприятия посвящено множество научных трудов отечественных и зарубежных ученых, таких как Бланк И. А., Вилькомир А.К., Гениберг Т. В., Грант Р. М., Томпсон А. А., Давыдова Л. В., Каратуев А. Г. и др. Накопленный уровень научных знаний в области финансового менеджмента требует более детального и глубокого изучения вопросов, касающихся теоретических и методологических основ разработки и реализации финансовой стратегии предприятий.
Цели исследования: Обобщение и систематизация теоретических и методологических основ финансовой стратегии предприятия, а также ее роль и значение в эффективности деятельности предприятия.
Изложение основного материала.
На сегодняшний день при разработке финансовой стратегии деятельности фирмы большинство менеджеров пользуются основными принципами концепции «стратегического управления», которая активно применяется с начала 70-х годов в крупных корпорациях США и стран Западной Европы. Это вызвано рядом факторов. Высокие темпы роста ВВП и других макроэкономических показателей, автоматизация производства и научно-технический прогресс, необходимость адаптации к конъюнктуре финансового рынка, нерациональная государственная политика в области экономики и финансов обусловили невозможность для руководства корпораций эффективно принимать управленческие решения на основе опыта прошлых лет и традиционных способов и методов финансового менеджмента. Так, возникла необходимость перехода от долгосрочного планирования к концепции стратегического управления деятельностью фирмы.
Концепция стратегического управления отражает политику предприятия (включая и финансы), представленную в системе принципов и основных целей его деятельности, характере взаимосвязи субъекта и объекта управления, механизме взаимодействия между элементами хозяйственной и организационной структуры, а также формах и способах их адаптации к изменяющимся условиям
макросреды [7, а 124].
Сущность концепции стратегического управления состоит в разграничении видов стратегий развития предприятия по трем уровням: корпоративная, стратегия бизнес-единиц и функциональные стратегии. На рис. 1 представлена иерархия разработки стратегий деятельности предприятия.
Корпоративна " Миссия предприятия
я стратегия
• Усиление текущих
конкурентных позиций на
рынках, объединение
Стратегия бизнес-единиц стратегических инициатив
функциональных отделов,
меры, связанные с измениями в
отрасли и т.д.
• Маркетинговая
• Производственная
• Финансовая
Функциональные стратегии • Инвестиционная
• Другие
Рис. 1. Модель концепции стратегического управления предприятием
Исходя из рис. 1 первоначально разрабатывается корпоративная стратегия, целью которой является определение основных перспектив и направлений деятельности предприятия в целом. Например, выбор направлений диверсификации деятельности, методов и инструментов размещения инвестиций, усиление конкурентных преимуществ предприятия на рынках и т.д. На следующем этапе разрабатываются стратегии так называемых «бизнес-единиц», направленные на повышение конкурентных позиций отдельно взятых видов бизнеса и повышения их рентабельности. На третьем этапе формируются функциональные стратегии, которые разделяются в зависимости от основных видов деятельности предприятия [1, а 10].
Некоторые ученые выделяют также операционные стратегии, направленных на решение текущих задач предприятия (например, уплата налогов, закупка сырья и материалов, проведение расчетов с поставщиками и покупателями, выплата дивидендов и т.д.)
Таким образом, финансовая стратегия предприятия является частью его функциональной стратегии. Важность финансовой стратегии заключается в том, что именно с помощью финансов можно сбалансировать и скорректировать принятые решения, при этом минимизировав все риски для деятельности предприятия, не изменяя главной цели. С другой стороны, финансовые ресурсы являются одновременно и фактором ограничения, т.к. они постоянно находятся в обороте и привлечение дополнительных источников финансирования всегда связано с определенными затратами и рисками для успешного функционирования предприятия в целом.
В экономической литературе существует много подходов к определению сущности финансовой стратегии предприятия. Если рассматривать стратегический менеджмент, то финансовая стратегия представлена как часть функциональной стратегии. В финансовом менеджменте сущность финансовой стратегии отражена с помощью таких терминов как: долгосрочное инвестирование, структура капитала, дивидендная политика, кредитная политика, управление оборотным капиталом, материальными и нематериальными активами, финансовое планирование и прогнозирование и т.д.
Следовательно, теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности функционирования предприятий в рыночных условиях хозяйствования, а также разрабатывает способы, механизмы и формы выживания и адаптации предприятия в новых условиях [9, с. 19].
Большинство отечественных авторов дают определение финансовой стратегии предприятия как системе направлений развития предприятия, необходимых для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе, однако в пределах определённой миссии предприятия. Реализация финансовой стратегии возможна путём мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов.
С позиции Геращенко И.П. под финансовой стратегией понимается генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами [4, с. 87].
Вилькомир А.К. дает следующее определение: «Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации» [2, с. 43]. Согласно позиции Игонина Л.Л., «финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его деятельности и способствующей реализации основной стратегической цели - максимизации благосостояния собственников» [5, с. 6].
Наиболее полно сущность понятия финансовой стратегии отражается в определении, которое сформулировано Бланком И.А.: «Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды» [1, с. 31].
Учитывая цикличность экономики и непостоянную динамику показателей развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов (а следовательно максимальную доходность и высокие риски) и открытый доступ к ним со стороны всех финансовых субъектов, взаимозависимость отдельных субъектов от динамики мирового рынка и наоборот, следует сформировать ряд положений, которые необходимо рассматривать в качестве компонентов финансовой стратегии.
С позиции Хоминич И. П. финансовая стратегия включает в себя следующие компонеты: анализ финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности, оптимизация структуры капитала предприятия; распределение прибыли и дивидендная политика; организация наличных и безналичных расчетов; налоговая и ценовая политика, политика в сфере эмиссии, купле-продажи ценных бумаг [8, с. 31].
Используя подход Т.В. Гениберг, Н.А. Иванова, О.В Полякова, охарактеризуем компоненты финансовой стратегии:
1. Стратегия на рынке ценных бумаг охватывает сектор формирования основного капитала предприятия (например, размещение акций компании, выпуск собственных облигаций и т.д.).
2. Стратегия на рынке денег охватывает сектор формирования оборотного капитала предприятия (финансовые отношения, связанные с краткосрочными денежными обязательствами фирмы, мобилизацией временно свободных денежных средств, покупка и реализация краткосрочных инвестиций).
3. Сектор формирования дополнительных направлений развития бизнеса и капитальных вложений (реальные инвестиции, финансовые инвестиции, интеллектуальные инвестиции).
4. Сектор формирования рентабельности фирмы, ее жизнеспособности и финансовой стабильности [3, с. 70].
В своих публикациях Бланк И.А. выделяет доминантные сферы (направления) финансового развития предприятия:
• стратегия формирования финансовых ресурсов, главной задачей которой является создание потенциала финансовых ресурсов предприятия, достаточного для удовлетворения потребностей, связанных с его развитием;
• инвестиционная стратегия, реализация которой позволяет рационально использовать финансовые ресурсы предприятия, правильно распределять их в зависимости от направлений и форм инвестирования, учитывая критерий соотношения риска и доходности;
• стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия, что позволяет обеспечивать финансовую устойчивость предприятия в процессе стратегического развития;
• стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия в стратегической перспективе [1, с. 18].
Таким образом, обобщив и систематизировав указанные выше подходы, можно сделать вывод, что под финансовой стратегией следует понимать все перспективные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия в долгосрочном периоде. Она вырабатывается на основе анализа финансового состояния, анализа результатов хозяйственной деятельности, эффективности и качества управления предприятием, прогнозов состояния и анализа динамики рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков (кредитных, инвестиционных, валютных и т. д.), а также анализа сильных и слабых сторон предприятия, его конкурентных позиций. Следовательно, можно определить основные цели финансовой стратегии предприятия, которые будут достигаться на этапе ее реализации (рис. 2).
Г Ч
Ускорение роста выручки
Ускорение роста прибыли
Увеличение дивидендов
Увеличение маржи
Рост рентабельности инвестиций
Усиление рейтинга облигаций и кредитного рейтинга
Увеличение потока денежных средств
Рост стоимости акций
Распознание компании как "Голубой фишки"
Более диверсифицированная оаза поступлений выручки
Стабильная прибыль в период спада
Рис. 2. Цели финансовой стратегии предприятия
Исходя из данных, представленных на рис. 2 сущность финансовой стратеги предприятия состоит в определение приоритетных целей и системы мероприятий по их достижению в области
формирования финансовых ресурсов, оптимизации структуры капитала и эффективного использования активов, соответствующих общей концепции развития предприятия и обеспечивающих ее реализацию [7, с. 16-17].
Ряд экономистов (Илышева Н. Н., Тимофеева Е. С., Игонина Л.Л.) подчеркивают временной характер достижения целей, поставленных в ходе разработки финансовой стратегии предприятия. Поэтому в зависимости от периода времени, необходимого для реализации финансовой стратегии различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей) [6, с. 10].
Генеральная финансовая стратегия разрабатывается сроком на 1 год. Данная стратегия является часть общей стратегии предприятия и охватывает взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Генеральная финансовая стратегия решает проблемы, связанные с формированием и анализом годовой финансовой отчетности предприятия, дивидендной политикой, уплатой налога на прибыль, расчетом эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов и т. д [8, с. 94].
Под оперативной финансовой стратегией понимают текущее распределение и использование финансовых ресурсов (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), обычно ее разрабатывают на квартал или месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчёты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), Реализация данной стратегии создаёт возможность спрогнозировать на планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует её на конкретном промежутке времени [7, с. 93].
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом, качественном и быстром исполнении текущих финансовых операций, что во многом определяется кадровой составляющей предприятия, степенью подготовки и квалификации менеджеров, а также качеством организационной структуры управления предприятием.
Выводы. Эффективность функционирования, рентабельность деятельность, конкурентоспособность предприятий зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, являющейся главной составляющей общей корпоративной стратегии предприятия. Финансовая стратегия обуславливает поведение предприятия на рынке, формирует его рыночную позицию, оперируя источниками финансирования и направлениями использования финансовых ресурсов предприятия. Успех финансовой стратегии предприятия обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.
Литература
1. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия / И. А. Бланк. - Киев : Эльга, Ника-Центр, 2004. -720 с.
2. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятий в условиях экономического кризиса / А. К. Вилькомир // Аудит и финансовый анализ. - 2011. -№3. - С. 15-20.
3. Гениберг Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы / Гениберг Т. В., Иванова Н. А., Полякова О. В. // Научные записки НГУЭУ. - 2009. - № 9. - С. 68 -88.
4. Геращенко, И.П. Финансовая стратегия: моделирование и оптимизация: монография / И.П. Геращенко. - СПб.: Книжный Дом. - 2009. - 352 с.
5. Игонина Л.Л., Скачкова Н.Е. Сущность финансовой стратегии корпорации и факторы, ее определяющие // Социально-экономический ежегодник 2004. Краснодар: ЮИМ, 2004. -С. 81 -107.
6. Илышева Н. Н. Финансовая стратегия организации - понятие, содержание и анализ / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов // Финансы и кредит. - 2004. - №17. -С. 8 -17.
7. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М. : ИД Вильямс, 2006. - 928 с.
8. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. - М.: Российская экономическая академия, 1998. -с.156.
9. Яковлева, И.Н. Справочник по финансовой стратегии и тактике / И.Н. Яковлева. - М. : Профессиональное издательство, 2009. - 336 с.